Научная статья на тему 'Культурно-просветительная деятельность сельских школ южнозауральской провинции (досоветский период)'

Культурно-просветительная деятельность сельских школ южнозауральской провинции (досоветский период) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Культурно-просветительная деятельность сельских школ южнозауральской провинции (досоветский период)»

А. Л. Михащенко

КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ЮЖНОЗАУРАЛЬСКОЙ ПРОВИНЦИИ (ДОСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД)

Развитие начального образования в волостях южнозауральской провинции тесно связано с просветительной функцией школ среди населения. Источником религиозной и научно-популярной ин-

формации для работы со взрослыми служили книги школьных библиотек, организации и комплектованию которых уделялось особое внимание.

Государственных средств, выделяемых правительством царской России на школы, не хватало, поэтому они нуждались в дополнительной материальной помощи.

С этой целью в начале 80-х гг. ХГХ в. было создано «Общество попечения об учащихся в учебных заведениях г. Кургана», денежные фонды которого создавались из отчислений от книжной торговли, платных концертов, спектаклей, вечеров, из членских взносов и добровольных пожертвований граждан. Общество попечения имело текущий счет в Сибирском торговом банке и чековую книжку. В 1883 г. совет общества выступил с предложением открыть в Кургане книжный склад учебников и учебных пособий, художественной литературы. Планировалось снабжать книгами со склада как городские учебные заведения, так и школьные библиотеки в сельской местности.

Значительную роль в создании и функционировании библиотек сыграло Шадринское земство, пытавшееся через школы повлиять на улучшение народного быта населения и его культуру, «расширить кругозор крестьянина на окружающий его мир и вообще поднять уровень умственного развития массы». С этой целью орган самоуправления ежегодно выделял по 30 руб. каждой школе

53

на устройство и пополнение своих библиотек.

При комплектовании библиотек учителя получали по одному экземпляру изданных книг, прочитывали их и делали свои отзывы, на основании которых составлялись каталоги-заказы. Кроме учебной литературы и книг для внеклассного чтения выписывались детские поучительные журналы и руководства для учителей. В 1889 г. Шадринская земская управа получила из магазина 926 различных книг и обратилась с просьбой к учителю А. Ф. Бунакову (брату известного русского педагога), работавшему в одной из сельских школ, ознакомиться в свободное время с содержанием всех книг и составить каталог. Он выполнил просьбу и предложил заказать 8570 экземпляров (на сумму в 500 руб.), среди которых были религиозные книги, бытовая и историческая беллетристика, произведения русских писателей, книги по истории и географии, сельскому хозяйству и ремеслам

Часть книг Шадринское земство продавало грамотным людям, считая чтение полезным для расширения умственного кругозора, получения необходимых знаний и повышения культуры. Для органа местного самоуправления это не требовало денежных затрат, так как книги выписывались в кредит с уступкой в 10 и более процентов от их номинальной стоимости и с отсрочкой платежа на один год.

В 1891 г. в виде эксперимента была организована продажа книг, одобренных цензурой, для народных чтений. Учителя местных школ распространяли

литературу в селах Бродоколмакском, Кабанском, Мехонском, Нижне-

Петропавловском, Ольховском, Пер-шинском, Песчанском, Усть-Миасском. Продажа книг основывалась на следующих условиях:

1) ведение специальной отчетной книги для записи полученных от земской управы книг и учета продажи по названиями;

2) цены на все книги назначаются управой, а их общая стоимость записывается на счет того учителя, которому они были высланы для продажи;

3) учителя отсылают книги коллегам соседних школ и школок грамоты, но ответственность лежит на получивших литературу из земской управы;

4) по истечении каждого месяца вырученные деньги вместе с краткими сведениями о количестве проданных экземпляров пересылаются в управу.

Шадринское земство выписало 401 наименование книг в количестве 8985 экземпляров и 2800 познавательных картин на общую сумму в 500 рублей. Орган самоуправления установил свою цену книг, предназначенных для реализации населению: стоящие от 25-ти до 50-ти коп., оценили в 11,12 и 15 коп., книги ценой в одну копейку решили продавать от 2-х до 5-ти копеек [2, с. 32].

Органы местной власти задумывались над тем, как занять свободное время сельского взрослого населения, отвлечь от пьянства. В августе 1891 г. Курганское уездное отделение Тобольского епархиально-училищного совета предложило провести ряд воспитательных мер:

- устраивать по воскресным и праздничным дням народные чтения при церковных школах для отвлечения праздного люда от кабаков;

- рекомендовать открытие общества трезвости, или, по крайней мере, «воздержания от неумеренного ви-нопития»;

- убеждать прихожан в необходимости закрытия кабаков по приговорам общества (вместо них устраивать дешевые чайные с читальнями), или просить соответствующие власти о сокращении их числа;

- . воспитывать взрослых путем обуче-

ния в воскресных школах; привлекать к обучению и воспитанию крестьян лиц с университетским образованием, знающих педагогику

[3].

Для реализации этих мер и, в частности, при проведении воскресных чтений требовались книги, которыми располагали только сельские училища, испытывавшие постоянную необходимость в учебной и художественной литературе. Министерство народного просвещения пыталось наладить централизованное снабжение школ учебниками и учебными пособиями. В училища рассылались специальные типографические бланки, где выделялось пять разделов: учебники и учебные пособия, книги для ученических библиотек, книги для публичных народных чтений, для учительских библиотек, для самообразования и внеклассного чтения. В 1897 г. Морши-хинское сельское училище сделало заказ на 358 книг. В списке значились как богословская литература, так и книги представителей педагогической мысли -Ушинского, Л. Толстого, Бунакова, Кор-фа. Училище требовало выслать произведения классиков русского художественного слова Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева [4].

Школьные библиотеки делились на фундаментальные (учительские) и ученические. Для учителей предназнача-

54

лись периодические издания: «Русская школа», «Образование», «Сибирская

жизнь», «Вестник иностранной литературы» и др.; для учеников: «Детское чтение», «Друг детей», «Вокруг света», «Естествознание и география». Благодаря усилиям педагогических коллективов и земства в ученических библиотеках имелись не только произведения классиков русской литературы, но и книги зарубежных авторов: Б. Стоу, Д. Дефо,

К. Дойля, М. Рида, Ж. Санд, М. Твена и др. В конце XIX в. Курганский уезд Тобольской губернии стоял на первом месте по оснащению книгами, имея 40 народных библиотек, не считая школьных, в то время как в других семи уездах насчитывалось от 3 до 16 библиотек [5, с. 247].

Для распространения полезных знаний среди населения, повышения нравственности и культуры путем чтения книг земство возлагало надежды на школьные библиотеки, которыми могли бы пользоваться бывшие ученики школ. Толчком к этому послужила инициатива Пермского губернского земства, предложившего учителям, священникам, грамотным крестьянам узнать путем опроса деревенского населения возможно ли достигнуть улучшения нравов и благосостояния деревни через распространение грамотности. Большинство полученных ответов сводилось к тому, чтобы было больше народных библиотек, и бывшие школьники не отвыкали бы от книг, а брали из них то, что нужно в жизни, чего не могла дать школа с ее убогими знаниями. Приводились конкретные требования и высказывания: «Дайте нам книг, которые отвлекут народ от пьянства», «Без библиотеки школа ничего сделать не может», «Школа и библиотека - две родные сестры» и т. п.

[6, с. 50].

55

В конце XIX - начале XX в. в России имелось более 300 добровольных просветительных обществ. В апреле 1898 г. начало свою деятельность Челябинское общество попечения о начальном образовании, основанное для поддержки народного образования. В уставе общества отмечалось, что оно «способствует открытию новых школ, помогает существующим училищам, выдает всякого рода пособия; снабжает книгами и пособиями беднейших учеников, заботится об устройстве народных чтений, содействует учреждению книжных складов, бесплатных библиотек, читален»

[7, с. 1].

Источниками доходов общества являлись ежегодные 3-рублевые членские взносы, прибыль с капиталов от имущества, сбор по подписным листам и книжкам, выдаваемым его членами, публичные кружечные сборы. За счет отчисления 10 % от ежегодного дохода общества был создан неприкосновенный капитал. По мере накопления он обращался в государственные ценные бумаги и хранился в учреждениях Государственного банка. Члены общества, пожертвовавшие не менее 100 руб., имели статус почетных членов.

Первостепенной задачей общественной организации была помощь сельским библиотекам уезда. Для них делались регулярные закупки книг, создавались книжные склады, подыскивались помещения под библиотеки, подбирались ответственные лица. Общество организовывало и передвижные библиотеки, которые обычно закреплялись за сельскими училищами, и они время от времени обменивались библиотеками.

В отчете общества за 1900 г. опубликованы сведения о том, что в год 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина добровольной организацией было

открыто шесть библиотек при сельских училищах, названных пушкинскими, в селах Травянском, Маслейском, Варла-ковском, Введенском, Кочердыкском и Чудиновском. На их содержание было израсходовано в текущем году 147 руб. 13 копеек. К 1 января 1900 г. в пушкинских библиотеках было 334 названия книг, в 1900 г. приобрели еще 300, на конец года в этих библиотеках насчитывалось уже 634 тома [8, с.12].

Просветительная деятельность сельских школ активизировалась в начале XX столетия, о чем свидетельствуют годовые отчеты наблюдателей церковноприходских школ и инспекторов министерских училищ. В одном из них говорилось о проведении заведующими и учителями народных чтений. Материалом для этого служили книги и познавательные картины школьных библиотек, проекционные фонари как средство передачи наглядной информации. В содержании народных чтений прослеживалось несколько направлений: религиозно-нравственное, историческое, географическое, естественное, литературнохудожественное. Использовалась религиозная литература: Евангелия, жития святых, «Духовная нива» Новгородского, «Русский паломник», «Отдых хри-

стианина», «Листки Тобольского епархиального Братства» и др. На народных чтениях учителя знакомили слушателей с произведениями Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Грибоедова, Ершова и других писателей и поэтов. Широко использовались журналы «Народное образование», «Детское чтение», «Читальня народной школы», «Друг трезвости» и др.; книги и сочинения о Китае и Японии; литература по географии, мироведению, естествознанию и сельскому хозяйству. Присутствующих знакомили с основами огородничества, садоводства, пчеловод-

ства. Для оживления чтений использовался проекционный фонарь, с помощью которого показывали картины на религиозно-исторические сюжеты, изображения животного и растительного мира, физических приборов (насосы, компасы и

др.).

Население с интересом относилось к чтениям и с желанием посещало эти народные мероприятия. Так, в 1902 -1903 учебном году в Градо-Курганской церковно-приходской школе на них присутствовало до 200 человек, в Иковской -300, в Рябковской до 350 учащихся и взрослых [9]. Такие цифры вызывают сомнения, так как в сельских школах, рассчитанных на 100-120 учащихся, вряд ли уместилось бы одновременно 300-350 детей и взрослых. Видимо, школьные чиновники в своих отчетах пытались приукрасить состояние народных чтений, за проведение которых они отчитывались перед вышестоящим начальством.

В 1904 - 1905 учебном году, по данным инспектора одного из районов Шадринского уезда, народные чтения проводились в Долговской, Житников-ской, Катарацкой, Убиенской и Флоро-Лавровской церковно-приходских школах.

Наряду с массовыми народными чтениями были и «камерные», проводимые в основном школами грамоты и охватывающие от 10 до 20 человек одновременно. Народный учитель А. Е. Новиков, работавший в Падеринской школе вспоминал: «Задумали мы устраивать народные чтения по истории, географии, русской классике. Мужики приходили по 10 человек в школу, сторожиха ставила самовар на учительский стол и начинался рассказ» [10]. Подобные народные чтения проводили Бисеровская, Жи-линская,

Иванищевско-Богоявленская,

56

Ново-Петропавловская, Чердынская, Чере-пановская и ряд других школ грамоты Шадринского уезда.

Часть западной территории южнозауральской провинции оказалась в сфере деятельности Челябинского антиалкогольного кружка, проводившего просветительные чтения среди сельского населения. В 1913 - 1914 учебном году его члены побывали в двухклассных училищах: Белоярском, Карачельском,

Кислянском, Рижском, а также в Со-сновском городском училище. Каждый раз чтения сопровождались показом антиалкогольных световых картин через. проекционные фонари и сопровождались песнопениями церковного и патриотического содержания.

«Вестник Оренбургского учебного округа» (Уфа, 1914. - № 3) особо отметил проведение народных чтений в Ки-пельском, Рижском и Сосновском училищах. В последнем они проходили под руководством учителя-инспектора

Н. Лаврова. На чтениях кроме учащихся городского училища и местной казачьей школы присутствовали и их родители, а также другие слушатели, узнававшие о времени проведения от законоучителя, объявлявшего с церковной кафедры. В дни чтений, особенно во время великого поста, с наступлением сумерек к училищу направлялись «толпы слушателей, с заметным удовольствием посещавших чтения». Несмотря на малочисленность Сосновского казачьего поселка в школу собиралось до 100 человек, так что зал едва вмещал всех посетителей. На чтениях была полная тишина и сосредоточенность внимания слушателей, а после их окончания произносились замечания: «Вот оно вино-то!», «Почаще бы нам так читали, пожалуй, бы не захотел пить вина» [11, с. 207].

В Рижском двухклассном училище антиалкогольные чтения велись под руководством и наблюдением заведующего С. Иванова при участии законоучителя священника М. Емельянова и учительницы М. Петровской. На каждом чтении присутствовало до 300 человек, из которых 230 - взрослые. Антиалкогольные чтения произвели такое сильное и глубокое воздействие на многочисленных слушателей-домохозяек села Риги, что они тотчас же составили общественный приговор о закрытии двух сельских пивных лавок.

В Кипельском двухклассном училище чтения проходили под руководством и наблюдением г. Антипина, «сочувственно и деятельно относящегося к устройству означенных мероприятий». На чтения каждый раз собиралось много учащихся и их родителей, а также других слушателей. Под влиянием бесед кипель-чане, ранее предававшиеся по воскресным и праздничным дням пьянству и картежной игре, теперь охладели к употреблению спиртных напитков, а благодарные члены Кипельского кредитного товарищества пожертвовали 100 руб. на приобретение участка земли под опытное училищное поле [12, с. 208].

Проведение народных чтений было под строжайшим надзором царского правительства, считавшего, что именно так можно воспрепятствовать использованию их в целях революционной пропаганды. Народные чтения можно было проводить только по заранее намеченному и властями утвержденному тексту, беседы и обсуждения не допускались. В 1902 -1903 учебном году уездный наблюдатель церковных школ Курганского уезда священник А. Коровин запретил господам Балакшиным проводить в Старо-Сидоровской школе никем не разрешенные народные чтения и

57

предложил просветителям обратиться с ходатайством о разрешении «им таковых на основании существующих узаконений» [12].

В 1913 - 1914 учебном году культурно-просветительной деятельностью

среди населения занимались 34 сельских школы Шадринского уезда, которые провели около 300 народных чтений. Наиболее активным оказался учительский коллектив Осиновского начального училища, собиравший население 22 раза для чтения популярной литературы. В отчете земства зафиксировано прочтение 425 брошюр разной направленности, среди которых беллетристические (223 экз.), исторические (68), духовнонравственные (56), географические (44), естествоведческие (21), медицинские (13). В народных чтениях 1913-1914 учебного года участвовало свыше 39

тыс. человек, из них взрослые составляли 61,5 процентов, а остальные - дети школьного возраста.

Народные чтения финансировались Шадринским уездным земством, ежегодно выделявшим свыше 2 тыс. руб., из которых приобретались проекционные фонари «Новый идеал» со спиртокалильными горелками, картины, полотна, брошюры и др., оплачивалась работа лекторов [13, с. 237,238].

Поучительный опыт истории культурно-просветительной работы среди

сельского населения не потерял своей актуальности и в XXI столетии, так как не изжиты невежество, бескультурье и пьянство - пороки российского общества.

1. Журнал двадцатого очередного Шадринского уездного земского собрания. - Шадринск, 1890.-310 с.

2. Журналы двадцать первого очередного Шадринского уездного земского собрания. - Шадринск, 1891. - Т. 2. - 362 с.

3. Государственный архив Курганской области (ГАКО) ф. 201, оп. 1, д. 1, лл. 274, 275.

4. ГАКО,ф. 91, оп. 1,д.2,лл. 93-95 об.

5. Русская школа. - СПб., 1899. - № 3.

6. Из хроники библиотечного дела // Русская школа. - 1908. - № 11.

7. Устав общества попечения о начальном образовании в г. Челябинске. - Челябинск, 1907.

8. Отчет правления общества о начальном образовании в Челябинске за 1900 год. -

Челябинск, 1901.

9. ГАКО,ф.201,оп.1,д. 27, л. 27.

10. Новиков А. Е. Воспоминания (рукопись). Краеведческий музей Курганской области, инв. №186.

11. Педагогический отдел // Вестник Оренбургского учебного округа. - Уфа, 1914. - №3.

12. ГАКО, ф. 201, оп. 1, д. 27, л. 2.

13. Доклады Шадринской уездной земской Управы уездному земскому собранию 65 и 66 чрезвычайных и 45 очередной сессии 1914 г. - Шадринск, 1915. - 1056 с.

58

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.