5. Мамугина В.П. Рисование геометрических форм и композиций: метод. разработки. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 32 с.
6. Милова Н.П., Воронкова А.А. Объемная композиция: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. 28 с.
7. Объемно-пространственная композиция: учеб. для вузов / под ред. А.В. Степанова М.: Архитектура-С, 2007. 256 с.
8. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие. 2-е изд., уточн. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008. 239 с.
9. Щеглов А.В. К вопросу о значимости объемнопространственной композиции в дизайн-образовании // Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы: сб. науч. тр. по материалам Междунар. заоч. науч-практ. конф. 26 декабря 2011 г. Тамбов: Бизнес-Наука-Творчество, 2012.
A.V. Shcheglov
THE ROLE AND PLACE OF THE VOLUMETRIC-SPATIAL COMPOSITION IN THE PROCESS OF TEACHING STUDENTS-DESIGNERS.
In this article is considered the volumetric-spatial composition in the process of design education; explores the artistic means. The value is determined of the volumetric-spatial composition in the process of teaching students-designers.
Key words: the volumetric-spatial composition, the volumetric-spatial thinking, design education, students-designers, professional competence.
Получено 12.02.2012 г.
УДК 37 (091)
Н.В. Слугина, заместитель директора по НМР, 8-915-782-56-85, [email protected] (Россия, Тула, ГОУ СПО ТО «Тульский областной колледж культуры и искусства»)
ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОСВЕЩЕНИЯ В ТУЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Рассмотрены региональные особенности Тульской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. в области образования и просвещения, определяемые благотворительной деятельностью.
Ключевые слова: благотворительность, попечительство, благотворительные общества.
Так сложилось в обществе, что просвещение и образование являются областями человеческой деятельности, наименее
обеспеченными государственной поддержкой и традиционно наиболее
благодатными для благотворительности и меценатства. В Тульской губернии эта традиционность была давней и прочной, а на протяжении второй половины XIX - начала XX вв. приобрела свои особенности.
Органы местного самоуправления - земства, начавшие свою работу в Тульской губернии в декабре 1865 - феврале 1866 года, в основном занимались вопросами и нуждами местного хозяйства. Кроме этого, по «Положению о губернских и уездных земских учреждениях», введенных указом от 1 января 1864 г., им вверялась забота о народном образовании и здравии, хотя эти функции не считались обязательными. Уже на первой сессии губернского земского собрания в феврале 1866 года были поставлены вопросы народного образования, а к следующей сессии собрания князь Е.В. Львов подготовил обобщенную записку относительно организации народного образования, где констатировал «крайне неудовлетворительное в настоящее время положение дел...» [1]. Развитию образования мешало недостаточное финансирование, являясь одной из основных проблем в этой сфере.
С 1880 года в обзорах Тульской губернии при характеристике состояния народного образования в отчетном году появляются сведения об источниках и суммах, затраченных на содержание народных училищ. Например, содержание народных училищ в 1879 году обошлось в 103812 р. 29 к., из них затрачено: земством 41661 р. 31 к., сельскими обществами 26293 р. 80 к., частными лицами и попечителями училищ - 14027 р. 91 к., городскими Думами - 11886 р., поступило из казны - 3827 р. 26 к. [2].
В общих расходах по финансированию народного образования доля пожертвований частных лиц, попечителей и обществ Тульской губернии на протяжении второй половины XIX - начала XX вв. варьировалась и поднималась до 14 % от общего количества выделенных средств: 1879 г. -14027р.91 к. (13.5 %); 1884 г. - 19343 р.10 к. (11 %), 1889 г. - 21499 р.90 к. (10,3 %), 1894 г. - 38407 р. 68 к. (13 %); 1899 г. - 34827 р. 84 к. (11 %); 1904 г. - 77451 р. 68 к. (14 %); 1909 г. - 22365 р.75 к. (3 %); 1914 г. -5784 р. 26 к. (0,5%) [3]. Пик пожертвованных от частных лиц средств можно наблюдать в 1904 году, который явился самым высоким показателем этого источника поступлений на народные училища по обзорам Тульской губернии с 1879 по 1914 годы, а самый низкий денежный показатель был отмечен в 1914 году. Считаем, что уменьшение денежных поступлений от частных лиц и обществ являлось следствием того, что, во-первых, с оживлением в начале 90-х годов XIX в. общественной жизни заботы о народном образовании в деятельности земства стали приоритетными, и они начнут больше финансировать эту сторону своей работы [4], во-вторых, с подписанием закона от 3 мая 1908 г. Николаем II «Об отпуске 6.900.000 рублей на нужды начального
образования» резко увеличилось финансирование начальных училищ, а обучение в них становится бесплатным.
Старейшей формой общественного участия в сфере образования было попечительство и благотворительность, которые имеют в России богатую историю. Не стала исключением и Тульская губерния в исследуемый период. О деятельности почетных смотрителей, почетных блюстителей, а также об учреждении попечительских советов в училищах Тульской губернии можно судить по фондам Государственного архива Тульской области, в частности, по делам канцелярии директора народных училищ Тульской губернии. В Тульской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. уездные училищные советы ходатайствовали перед Тульским губернским училищным советом об утверждении лиц, желающих быть попечителями и попечительницами. Например, Одоевский училищный совет на основании своего постановления представил на утверждение попечителями и попечительницами училищ следующих лиц:
1. Одоевского мещанина-землевладельца Николая Егоровича Скоролетова;
2. Одоевского купца Николая Яковлевича Кудрюмова; 3. Управляющего Александра Семеновича Сазонова; 4. Лихвинского мещанина Галактиона Ивановича Борисова; 5. Дворянки Анастасии Александровны Петровской;
6. Князя Сергея Леонидовича Урусова [5].
Формы и виды помощи народным училищам были разнообразными и не ограничивались только перечислением денежных средств, так как на фоне всех существующих хозяйственных проблем, основная из них сводилась к отсутствию пригодных зданий для школ. Доклад Новосильского училищного совета за 1907 год уездному земскому собранию подтверждает вышесказанное: «Подавляющее большинство существующих школьных зданий не выдерживают никакой критики; весьма многие помещения по своему устройству, тесноте приносят вред здоровью учащихся и учащих» [6]. Вывод по данному пункту звучал так: «Как ремонт, так постройки по планам, одобренным училищным советом, в интересах школ, должны быть произведены земской управой, так как местные жители оказываются не способными к этому делу» [6]. В свою очередь, Тульское земство собственных зданий для школ строило мало, в большинстве случаев нанимало здание под школу, вступая в контакт с сельским обществом, обговаривая с ним все вопросы.
Большинство таких школ не отвечало самым минимальным санитарно-гигиеническим нормам [4]. Поэтому помощь частных благотворителей, связанная с финансированием строительства или пожертвованием здания в распоряжение земства с условием открытия в нем училища, воспринималась местными властями, училищными советами как значимое «утешительное явление». Например, почетная блюстительница Замарайского двухклассного Министерского училища
Епифанского уезда вдова дворянка Вера Леонтьевна Яновская «пожертвовала для данного училища 1/2 десятины удобной земли с кирпичным на ней амбаром длинною 39 аршин и шириною 16 аршин, стоимостью всего до 1200 руб.». При этом она заведовала перестройкой амбара в здание для помещения училища и израсходовала собственных средств до 355 руб., которые пошли на покупку: «1) извести 400 пудов на 100 руб. 2)10 кубов камня - 30 руб. 3) 15 кубов торфа - 105 руб. 4) за копку фундамента, подвозку песка и воды, за уборку мусора от нового здания училища - 100 руб. 5) за окраску внутренних стен здания и заливку пола кухни цементом - 20 руб.» [7].
Формы попечительской помощи в Тульской губернии были разнообразными и исходили из нужд курируемого училища, иногда и нескольких сразу, среди них: обеспечение бесплатным помещением под училище, ремонт здания на свои средства, содержание за свой счет училищной прислуги, ежегодное жертвование дополнительного жалованья и обеспечение «бесплатного стола» учителям, покупка книг и пособий. Таким образом, учителя могли получать жалование не только из сумм земства, городского общества, сельских обществ, но и от попечителей училищ. Из журнала Алексинского уездного училищного совета от 28 августа 1898 г., перечисляющего оказываемую помощь попечительницами сельских училищ, можно судить о пределах нужды в данных школах и насколько эта помощь была необходима. Попечительница народного училища села Николо-Лысцева Алексинского уезда Анна Павловна Экеблад «ежегодно ремонтирует и отстраивает училищное здание за свой счет, пожертвовала всю мебель как классную, так и комнатную для учительницы, жертвует ежегодно учебные книги, пособия, материалы и все принадлежности для рукоделия»; попечительница народного училища села Страхова того же уезда Наталья Васильевна Поленова «платит из своих средств по 50 руб. учительнице за обучению рукоделию» [8].
Устранение хозяйственных неполадок вверенных попечителям училищ также входило в сумму их благотворительных расходов. Почетный смотритель Тульского ремесленного училища Ю.М. Шембель в 1899 году «произвел на свои средства ремонт печей и забора, переделку кузнечных зонтов и труб на сумму 150 руб.» [9]. В этом же году в Величенском училище Белевского уезда почетным блюстителем его Иваном Васильевичем Фандыевым «был произведен ремонт, были переделаны печи, поправлена крыша, сделаны новые полы, отгнившие бревна в нижних венцах заменены новыми, поправлен и оштукатурен фундамент, комнаты классные и учителя оклеены новыми обоями, на все это им истрачено 146 руб.» [10]. Еще одна распространенная форма помощи почетных смотрителей, блюстителей и попечителей Тульской губернии в исследуемый период - взнос платы за учение бедных учеников. Как
правило, данная форма помощи была сопутствующей с другими благотворительными деяниями. Например, почетный смотритель Крапивенского городского училища, Почетный гражданин Иван Федорович Юдин по данным отчета директора народных училищ Тульской губернии попечителю Московского учебного округа, в 1904 году не только внес на достройку старого и постройку нового зданий Крапивенского Г ородского училища пожертвование 500 рублей, а также регулярно вносил плату за учение бедных учеников в размере 10 рублей. На его деньги было устроено «празднество древонасаждения», было посажено 100 штук елей, а «во время пути к месту посадки, во время самого сажания деревьев и при обратном возвращении учеников играл оркестр музыки», детям были «розданы гостинцы» [11]. Традиция Тульских попечителей, почетных блюстителей жертвовать деньги на устройство всевозможных праздников для детей, раздача им угощений будет распространена и в других уездных городах. Например, почетная блюстительница Алексиевского двухклассного Министерства Народного Просвещения училища г. Епифань Е.В. Лаврова-Попова пожертвовала в 1908 году 50 рублей на устройство в училище елки для учащихся [12]. Почетный смотритель Веневского городского училища Николай Николаевич Тулин 2 апреля 1904 г. пожертвовал 10 рублей на угощение учеников и певчих на бывшем литературно-вокальном вечере, а также 20 руб. на покупку для учеников наградных книг [13].
На протяжении XIX в. в Российской империи формировалась система поощрений и льгот для лиц, отличившихся на поприще благотворительной деятельности. Формами поощрения попечителей и попечительниц, почетных блюстителей начальных училищ, находящихся в ведении Министерства Народного Просвещения, в Тульской губернии в исследуемый период, как правило, являлись: объявление признательности или выражение благодарности Министерства Народного Просвещения, представление к серебряной медали на Станиславской ленте для ношения на груди и к золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее. Директор народных училищ Тульской губернии ходатайствовал перед начальством учебного округа о разрешении выразить за указанные заслуги по народному образованию признательность Министерства Народного Просвещения попечителям и попечительницам начальных училищ по конкретному уезду. Например, было разрешено на основании ходатайства директора народных училищ от 2 марта 1905 г. за № 565 выразить признательность Министерства Народного Просвещения попечителям и попечительницам начальных училищ по Епифанскому уезду: 1) князю Михаилу Владимировичу Голицыну; 2) графу Алексею Алексеевичу Бобринскому; 3) дворянке Марии Михайловне Гловацкой; 4) дворянке Александре Павловне Самариной; 5) Гофмейстеру Двора Его
Императорского Величества, действительному статскому советнику Юрию Степановича Нечаеву-Мальцеву, и по Богородицкому уезду: 1) штабс-капитану Михаилу Валериановичу Ушакову; 2) дворянину Павлу Александровичу Николаеву; 3) графу Владимиру Алексеевичу Бобринскому; 4) статскому советнику Михаилу Дмитриевичу Ершову [14]. В фондах канцелярии директора народных училищ Тульской губернии Государственного архива Тульской области сохранились так называемые наградные списки за благотворительную и общеполезную деятельность по дирекции народных училищ Тульской области, оформляемые по единой форме, где указывались следующие сведения о благотворителе: должность, звание благотворителя, «в чем состоят оказываемые отличия», «к чему представляется». Такие же списки составлялись на попечителей и попечительниц по конкретному училищу, которые далее утверждались постановлением уездного училищного совета и отправлялись в дирекцию народных училищ Тульской губернии. Например, в 1907 году по Новосильскому трехклассному Городскому училищу к золотой медали на Станиславской ленте для ношения на шее был представлен почетный смотритель - Новосильский купец Диомид Пусачев, который отличился тем, что ежегодно жертвовал в пользу училища по 100 руб., а в 1905 году пожертвовал волшебный фонарь в 75 рублей, принимал участие в хозяйственных делах и содействовал материальному благополучию училища [15].
Степень участия крестьян в благотворительной деятельности в области образования и просвещения в Тульской губернии была менее заметна, при этом в наградных списках за благотворительную и общеполезную деятельность по дирекции народных училищ Тульской губернии в начале XX века их деятельность будет отмечена. Например, волостной старшина Дмитриевской волости Алексинского уезда, крестьянин села Дмитриевского Василий Богомолов, работающий в качестве члена строительной комиссии по устройству нового здания и переустройству старого здания Дмитриевского двухклассного училища Алексинского уезда и проявивший «заботы и ревностные труды», был представлен к серебряной медали на Станиславской ленте для ношения на груди [15]. Есть примеры, когда крестьяне жертвовали в начальные училища или библиотеки при них портреты Александра II с современниками [16].
Значимой чертой Тульской благотворительности в сфере образования и народного просвещения было участие женщин, принадлежавших к благородному семейству, род которого прославился меценатством и благотворительностью на Тульской земле, включая дело народного просвещения. В большинстве случаев женщины-лаготворительницы занимали активную позицию в отношении будущего
распоряжения своим даром на нужды образования в Тульской губернии. Например, княжна Татьяна Сергеевна Г агарина в 1907 году пожертвовала в «безусловное распоряжение земства» двухэтажный дубовый дом стоимостью до восьми тысяч рублей, находящийся в Масловской усадьбе Новосильского уезда с условием «устройства в нем училища более высокого типа, чем начальное» в районе владения бывших ее крепостных крестьян - в деревне Гагаринский Хутор. Пожертвования княжны Т.С. Гагариной позволяли, как видно из доклада Новосильского училищного совета за 1907 год, «при некотором сочувствии земства и Министерства Народного Просвещения», покрыть сетью школ Кириковскую и Перестряжскую волости, бедные учебными заведениями. Пожертвование выразилось лесом в следующих цифрах: «800 руб. на Гагаринскую школу, 600 руб. на Варваринскую, 500руб. на Фироновскую, 500 руб. на Глебовскую, 500 руб. на Масловскую» [6]. В том же докладе упоминаются еще две женщины-благотворительницы - Г. Ильинская, при участии деньгами которой было «выстроено по плану очень хорошее помещение» для училища в Успенских выселках, и, Мария Сергеевна Извольская, пожертвовавшая «1/2 десятин земли и 180 деревьев для НовоМихайловского училища», а «Голунское училище преобразовано в двухклассное, на которое пожертвовано 2 десятины земли ею же» [6]. Пожертвования женщин Тульской губернии могли быть и более скромными, но от этого их значимость для школы не уменьшалась. Так, вдова врача Александра Васильевича Баташева пожертвовала в ночлежный приют при Шипиловском двухклассном Министерства Народного Просвещения училище самовар стоимостью 25 руб. [17].
Важным стимулом для частной благотворительности в сфере образования и просвещения стало разрешение в 1877 г. именовать заведения, капиталы и стипендии личными именами жертвователей или их родственников. Тульская губерния не стала исключением, а инициатива учреждения именных стипендий бедным ученикам будет исходить не только от крупных благотворителей, но и от жертвователей невысокого социального статуса. Иногда именные стипендии учреждались по духовному завещанию благотворителя. Можно привести пример: в 1899 году при Веневском Городском, по Положению от 31 мая 1872 г., трехклассном училище учреждены четыре стипендии имени покойного законоучителя, священника Арсения Ивановича Каменского на проценты с оставленных им 300 рублей. Проценты с капитала употреблялись на «взнос платы за учение за наиболее беднейших и лучших по успехам и поведению учеников» [18].
С 1883 года в обзорах Тульской губернии в обобщающих выводах о состоянии народного образования в губернии за прошедший год подчеркивалась польза, которую приносили делу образования
существующие в губернии частные общества, имеющие цель -«вспомоществование недостаточным ученикам». В 1882 году таких обществ было два: в Туле - для вспомоществования беднейшим ученикам классической гимназии и в Белеве - для помощи ученикам местной мужской гимназии. В этом же году в Туле образуется еще одно подобное по схожим целям - Общество вспомоществования недостаточным ученицам Тульской женской гимназии. Следуя своей цели, оно платило за учение беднейших учениц гимназии, выдавало им учебные пособия, а особенно нуждающимся доставляло «одежду, пищу, квартиры и медицинскую помощь» [19]. В Тульской губернии в исследуемый период благотворительные общества и попечительства, учрежденные исключительно для помощи бедным ученикам образовательных учреждений, будут открываться не только в Туле, но и в уездных городах. Как правило, в уездах подобные общества охватывали своим призрением не одно учебное заведение, а все, относящиеся к ведомству Министерства Народного Просвещения и находящиеся в городе. Об острой
необходимости открытия подобных обществ можно судить по первому отчету Тульского общества вспомоществования бедным ученикам
Тульской гимназии за 1881/1882 учебный год, где обосновывалось основание открытия общества тем, что учащиеся «из слоев общества, материально менее обеспеченных», оставляли учебное заведение, «будучи прилежными учениками», по причине недостатка средств [20]. Как правило, общества существовали на проценты с капитала, частные пожертвования, обязательные взносы членов общества, сборы с устраиваемых увеселительных вечеров, кружечный сбор и пр. Действия обществ в Тульской губернии в конце XIX - начале XX вв. сводились к следующим формам и видам помощи: а) внесение платы за учение
беднейших учеников и воспитанниц; б) бесплатная выдача книг и других учебных пособий или их продажа по удешевленной цене; в) выдача особо нуждающимся одежды, пищи (например, утренний чай в морозные дни приходящим ученикам в учреждение из отдаленных частей города); г) обеспечение квартирой с полным содержанием; д) обеспечение медицинской помощью (медицинские пособия, наблюдение врача на дому, помещение бедных больных в больницы за счет общества); е) назначение денежных пособий. Общества вспомоществования беднейшим ученикам гимназий или прогимназий, существовавших в Туле, оказывали также помощь уже окончившим курс данных учреждений для продолжения образования в других учебных заведениях, не входящих в круг деятельности общества. Воспитательным аспектом такой помощи могло являться условие прилежного поведения, выдающиеся способности и успехи в учебе. Интересно, что деятельность общества в г. Туле могла выходить за рамки интересов курируемого учебного заведения. Например,
в 1895 году Общество вспомоществования недостаточным ученицам Тульской женской гимназии помимо внесения платы за обучение 32 ученицам, выдачи платья и учебных пособий 9 ученицам, заплатило за содержание одной ученицы в Николаевском приюте [21].
В городе Туле за исследуемый период существовали следующие общества и попечительства в области образования и просвещения: Общество вспомоществования бедным ученикам Тульской гимназии; Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Тульской женской прогимназии; Общество вспомоществования недостаточным ученицам Тульской женской гимназии; Общество вспомоществования нуждающимся ученицам 1 -й Тульской женской гимназии; Общество вспомоществования нуждающимся ученицам 2-й Тульской женской гимназии; Общество вспомоществования нуждающимся ученикам Тульского Коммерческого училища; Попечительство о недостаточных учениках Тульского технического железнодорожного училища; Попечительство о бедных воспитанниках Тульской духовной семинарии; Попечительство о недостаточных воспитанницах Тульского епархиального женского училища; Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим Тульской губернии; Дамское общество распространения религиознонравственного воспитания крестьянских девочек; Тульское общество земледельческих колоний и ремесленных приютов.
В уездных городах в этот период также действовали благотворительные общества сферы образования: Белевское общество вспомоществования недостаточным ученикам Белевской мужской прогимназии [22]; Общество вспомоществования нуждающимся учащимся в училищах г. Епифани [23]; Общество вспоможения бедным учащимся в учебных заведениях ведомства Министерства Народного Просвещения г. Каширы [24].
Широкая благотворительность на нужды регионального
образования способствовала увеличению школьной сети, повышению качества образования, дала возможность адресной поддержки учащимся и отдельным школам.
Список литературы
1. Пеньков В.В. История Тульской области. Тула: Изд-кий Дом «Пересвет», 2003. С. 169.
2. Обзор Тульской губернии за 1879 г.: Приложение к
Всеподданнейшему отчету. Тула: Типография Губернского правления, 1880. С. 22.
3. Обзор Тульской губернии с 1879 по 1914 гг.: Приложение к Всеподданнейшему отчету. Тула: Типография Губернского правления.
4. Фролова Л.П. Земская школа Тульской губернии в 60-90-е годы XIX века // Тульская школа. № 1. 1997. С. 62-63.
5. ГАТО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 1. Л. 6.
6. ГАТО. Ф.9. Оп. 1. Т. 1. Д. 1648. Л. 8-9.
7. ГАТО. Ф.9. Оп. 1. Т.1. Д. 849. Л. 7-8.
8. ГАТО. Ф.9. Оп. 1. Д. 188. Л. 2.
9. ГАТО. Ф.9. Оп. 1. Д. 188. Л. 9.
10. ГАТО. Ф.9. Оп. 1. Д. 188. Л. 11.
11. ГАТО. Ф.9. Оп. 1. Т.1. Д. 849. Л. 3-5.
12. ГАТО. Ф.9. Оп. 1. Т. 1. Д. 1648. Л. 20.
13. ГАТО. Ф.9. Оп. 1. Т.1. Д. 849. Л. 26.
14. ГАТО. Ф.9. Оп. 1. Д. 859. Л. 29.
15. ГАТО. Ф. 9. Оп. 1. Т. 1. Д. 1352. Л. 16-17.
16. ГАТО. Ф. 9. Оп. 1. Т.1. Д. 656. Л. 12.
17. ГАТО. Ф. 9. Оп. 1. Т.1. Д. 656. Л. 10.
18. ГАТО. Ф. 9. Оп. 1. Т.1. Д. 274. Л. 1-6.
19. Обзор Тульской губернии за 1883 г.: Приложение к
Всеподданнейшему отчету. Тула: Типография Губернского правления, 1884. С. 15.
20. Обзор о деятельности Тульского общества вспомоществования бедным ученикам Тульской гимназии в 1881/1882 акад. году. Тула: Типография Губернского правления, 1882. С. 3.
21. Обзор Тульской губернии за 1895 г.: Приложение к
Всеподданнейшему отчету. Тула: Типография Губернского правления, 1896. С.49.
22. Обзор Тульской губернии за 1883 г.: Приложение к
Всеподданнейшему отчету. Тула: Типография Губернского правления, 1884. С.15.
23. ГАТО. Ф. 9. Оп. 1. Т. 1. Д. 429. Л. 1.
N.V. Slugina
PRE-REVOLUTIONARY CHARITY IN EDUCATIONAL AREA OF TULA PROVINCE: REGIONAL FEATURES.
The article describes regional features of Tula province connected to charity activity at the 2d half of 19 - beginning of 20 centuries in the field of education.
Key words: charity, guardianship, charities.
Получено 10.02.2012 г.