6. Галеев И.Х. Проектирование интеллектуальных сред обучения // Проблемы техники и технологий телекоммуникаций ПТиТ-2014: Материалы XV Международной научно-технической конференции. Оптические технологии в телекоммуникациях ОТТ-2014: Материалы XII Международной научно-технической конференции, - Т. 2. Казань, 18 - 21 ноября 2014 года. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2014.- С.392 - 394. ISBN 9785-7579-2007-8, ISBN 9785-7579-2005-4.
7. Галеев И.Х. Развитие адаптивных технологий обучения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. ВГУ, №2 Июль-Декабрь, 2004. С. 76-83.
Дементьева Э. Ш., к.филол.н.
доцент
кафедра «Профессионального обучения» Еремеева О.И., к.истор.н.
доцент
кафедра «Профессионального обучения» Сулимов В.С., к.истор.н.
доцент
кафедра «Профессионального обучения» Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева
филиал ТюмГУ Россия, г. Тобольск ПРАЗДНИКИ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЙ в малых городах
ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В статье рассматривается проведение праздников древонасаждения для учащихся школ в малых городах Тобольской губернии начала ХХ века. Отмечается, что праздники древонасаждений имели воспитательное воздействие на учащихся. Способствовали, в первую очередь, экологическому воспитанию, а также физическому и трудовому.
Ключевые слова: женская прогимназия, малые города, посадка деревьев, праздники древонасаждений, учебное заведение, экологическое воспитание.
HOLIDAYS ARBOR IN TOWNS OF TOBOLSK PROVINCE EARLY TWENTIETH CENTURY
The article discusses the Arbor of holidays for schoolchildren in the small towns of Tobolsk Province early twentieth century. It is noted that Arbor holidays have educational impact on students. Contributed to, first of all, environmental education, as well as physical and occupational.
Keywords: female progymnasium, towns, tree planting, Arbor holidays, school, environmental education.
В школах Тобольской губернии до начала ХХ в. праздники древонасаждений проводились периодически. Данный вопрос
рассматривался ранее в ряде публикаций применительно к Уралу [1; 2; 3], а также Западной Сибири [4; 5; 6; 7; 8; 9]. В данной публикации раскрывается вопрос, связанный с проведением праздников древонасаждений в школах малых городов Тобольской губернии.
В начале ХХ в. принять участие в праздниках древонасаждений беспрепятственно могли учащиеся средних учебных заведений Тобольска и Тюмени. В небольших уездных городах Тобольской губернии организовать праздники было затруднительно.
Директор народных училищ Тобольской губернии Н. Рамзевич сообщил в Томск, что программа по древонасаждениям и указания попечителя учебного округа от 10 августа 1901 г. и 11 мая 1902 г. не могли быть выполнены учебными заведениями, даже приблизительно, вследствие особых условий жизни заведений: 1) в уездных училищах до самого последнего времени, т.е. до преобразования их в городские, естествоведение не преподавалось, отсутствовали подходящие руководства, наглядные пособия; 2) среди педагогов трудно было найти необходимого специалиста или любителя; 3) уездные училища плохо справлялись со своей прямой, даже узкой задачей. Если таковы были уездные училища, то приходские и сельские по курсу и подготовке стояли еще ниже; 4) краткость времени не дала возможности посильно осуществить требования по древонасаждению. Тем не менее, вследствие данных распоряжений, а также особого предложения попечителя учебного округа от 22 августа 1901 г., краткие сведения по естествознанию вообще и в частности об условиях жизни растений в течение прошедшего учебного года сообщались почти во всех уездных училищах [10, л. 37-37об.].
Несмотря на трудности, связанные с организаций праздников древонасаждений, данные мероприятия были проведены в небольших уездных городах. Сами праздники древонасаждений после предварительных бесед с учащимися были устроены в следующих училищах: 1) Ишимском уездном - 16 мая 1902 г., в городском сквере было посажено до 500 тополей; 2) Туринском - 12 мая посажено до 20 лип, значительное количество березок, кусты смородины, малины и шиповника; 3) в Тюкалинском городском 2-х классном; 4) в частном III разряда училище братьев Колмогоровых и других. Праздники сопровождались молебствием, пением учащихся, маршировкой. Городские общества в большинстве случаев относились к устройству праздников весьма «сочувственно и материально», активно принимая в них участие. Директор училищ Тобольской губернии выражал надежду, что в будущем эта сторона жизни школ постепенно разовьется и примет правильный и позитивный характер [10, л. 37об.-38].
В дальнейшем, также делались попытки устройства праздников древонасаждений в малых городах Тобольской губернии. Педсовет Тарской женской прогимназии обсуждал вопрос о древонасаждении. Председатель педсовета Ф.И. Сеньков 5 июня 1911 г. в исполнение предложения
попечителя Западно-Сибирского учебного округа от 17 марта представил начальству протокол заседания педсовет от 27 мая по вопросу об устройстве праздника древонасаждения. Принимая во внимание, что устройство праздника древонасаждения вело к ослаблению вредного влияния уничтожения лесов и служило полезным средством к воспитанию в детях здравых понятий о лесе, необходимости бережного отношения к местным богатствам, накопленным природою в течение долгих лет, и любви к лесу, педсовет нашел весьма желательным устроить праздник древонасаждений для учениц прогимназии [11, л. 416].
На педсовете обсуждались следующие вопросы:
1) Какое место в городе предназначить для посадки деревьев.
2) Где приобрести посадочный материал.
3) Средства необходимые для празднования.
4) Каким должен быть праздник древонасаждения.
В результате педсовет постановил:
1) Просить Тарскую городскую управу отвести одну из ближайших к прогимназии площадь города для посадки деревьев и принять на себя расходы на постройку ограды около площади и охрану ее.
2) Просить чинов лесного ведомства о бесплатном отпуске для праздника посадочного материала в количестве 400 экземпляров.
3) Просить попечительный совет устроить подписку по сбору пожертвований на покрытие расходов по устройству праздника древонасаждения.
4) При благоприятном условии, если место будет отведено городом, и посадочный материал отпущен лесным ведомством, праздник провести по следующей программе:
а. Молебен.
б. Слово законоучителя.
в. Речь на тему о пользе и вреде, наносимом лесу людьми.
г. Знакомство учащихся с посадкой деревьев.
д. Знакомство учащихся с посадкой деревьев.
е. Посадка деревьев учащимися на ранее определенном каждой ученице месте под пение стихотворений духовного содержания.
ж) Угощение учащихся.
и) Устройство литературного утра по программе соответствующей этому празднику [11, л. 416-416об.].
В начале XX вв. учебные заведения городов Тобольской губернии в соответствии с распоряжениями МНП пытались систематически организовывать праздники древонасаждения. В данных мероприятиях активное участие принимали школьники Тобольска и Тюмени. Несмотря на трудности с организацией праздников, в древонасаждениях приняли участие также ученики уездных училищ Ишима, Туринска, Тюкалинска, Тары. Праздники оказывали большое воспитательное воздействие на учащихся.
Использованные источники:
1. Валитов А.А., Сулимов В.С. Древонасаждения в Кургане начала ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL:http://agro.snauka.ru/2014/07/1532 (дата обращения: 04.08.2014).
2. Сулимов В.С. Праздники древонасаждения в Оренбургском учебном округе // Пятые Большаковские чтения. Культура Оренбургского края: история и современность: научно-образовательный и культурно-просветительный альманах. Оренбург, 2011. С. 203-207.
3. Сулимов В.С. Праздники древонасаждений на Южном Урале рубежа XIX-XX веков // Аграрный вестник Урала. Екатеринбург, 2011. № 10. С. 19-20.
4. Сулимов В.С. Организация праздников древонасаждения в Шадринском уезде Пермской губернии на рубеже XIX-XX веков // История и археология Восточной Европы. Материалы I Международ. научн. конф. «Проблемы аграрной истории и археологии Восточной Европы». Брянск, 2011. С. 177179.
5. Сулимов В.С. Участие учащихся школ Кургана в празднике древонасаждения в начале ХХ века // Тобольск научный - 2011: Материалы VIII Всерос.науч.-практич. конф. Тобольск, 2011. С. 227-229.
6. Сулимов В.С. Праздник двевонасаждения в Кургане в начале ХХ века // IX Зыряновские чтения: Материалы Всерос. научн.-практич. конф. Курган,
2011. С. 230-231.
7. Сулимов В.С. Праздники древонасаждения в школах Томской губернии в начале ХХ века // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология: материалы междунар. науч.-практич. конф. Барнаул,
2012. С. 260-263.
8. Сулимов В.С. Древонасаждения в школах Томской губернии в начале ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. - Май 2014. - № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/05/1478 (дата обращения: 21.05.2014).
9. Сулимов В.С. Праздники древонасаждений в школах Омска в начале ХХ века // Сельское, лесное и водное хозяйство. - Июль 2014. - № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/07/1519 (дата обращения: 06.07.2014).
10. ГАТО (Государственный архив Томской области). Ф. 126. Оп. 2. Д. 1603.
11. ГАТО. Ф. 126. Оп.2. Д. 2710.