Научная статья на тему 'ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИНСТРУМЕННТАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕРИИ МОНАП'

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИНСТРУМЕННТАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕРИИ МОНАП Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ КОНТЕНТ / УЧЕБНАЯ СИСТЕМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА / ОЦЕНКА НАВЫКОВ УМЕНИЙ / БАЙЕСОВСКИЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галимов Р.Ю., Абзалова Л.Р., Усков Л.Г.

В статье рассматривается реализация математической модели обучения, воспроизведенной при помощи инструментальных средств серии МОНАП. В качестве предметной области для проектирования выбраны разделы физики: электродинамика и механика. Данная среда обучения состоит из учебного пособия, систем контроля знаний и интеллектуального обучения.In this article discusses the implementation of a mathematical model of training reproduced using tools MONAP series. In selected areas of physics as a subject area for the design: electrodynamics and mechanics. This learning environment consists of a textbook, knowledge of control systems and intelligent learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИНСТРУМЕННТАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕРИИ МОНАП»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

Галимов Р.Ю. студент 4 курса факультет «Институт компьютерных технологий и защиты информации»

Абзалова Л.Р. студент 4 курса факультет «Институт компьютерных технологий и защиты информации»

Усков Л.Г. студент 4 курса факультет «Институт компьютерных технологий и защиты информации» Казанский национальный исследовательский технический

университет им. А.Н. Туполева-КАИ

Россия, г. Казань ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ ИНСТРУМЕННТАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ СЕРИИ МОНАП

В статье рассматривается реализация математической модели обучения, воспроизведенной при помощи инструментальных средств серии МОНАП. В качестве предметной области для проектирования выбраны разделы физики: электродинамика и механика. Данная среда обучения состоит из учебного пособия, систем контроля знаний и интеллектуального обучения.

Ключевые слова: учебный контент, учебная система, интеллектуальная обучающая система, оценка навыков умений, байесовский подход.

DESIGNING A LEARNING ENVIRONMENT IN THE MONAP

SERIES

In this article discusses the implementation of a mathematical model of training reproduced using tools MONAP series. In selected areas of physics as a subject area for the design: electrodynamics and mechanics. This learning environment consists of a textbook, knowledge of control systems and intelligent learning.

Keywords: training content, educational system, an intelligent tutoring system, assessment of skills abilities, Bayeses approach.

Функционирование системы обучения основано на адаптируемых автоматизируемых циклах обучения и контроля знаний в некоторой предметной области. В качестве среды обучения была выбрана электродинамика и механика. Поддержка работы системы осуществляется на основе интеллектуального интерфейса. Процесс обучения реализуется с учетом моделей обучаемого.

Рис. 1. Схема интеллектуальной обучающей системы Обучающая среда включает в себя:

• Теоретический и методический материал адаптируемой предметной области;

• Электронный тест, реализованный в программной среде Те8Макег[7];

• Интеллектуальная обучающая система, разработанная при помощи инструментальных средств серии МОНАП[1-6].

В качестве методического пособия представлен учебник, включающий в себя обширный систематизированный материал, раскрывающий содержание курса.

Электронный тест предназначен для контроля знаний обучающихся, после прохождения курса обучения выбранной дисциплины . Реализованный в среде ТеБ1Макег, тест содержит различные типы вопросов. Пример интерфейса созданного теста, по выбранной предметной области представлен на рис. 2.

91 Редактор геем С;\и5ег5\Леонид\0оууп1оа,., - п КЗ

Файл Правке вопросы Настройка Помощь

ШЧ^ЩЩЩЦ

Г ел

Какая сила действует на проводник с током в магнитном поле?

I ~

Укажите направление этой силы

гФ

й

I

гэг:

в„

г г

г з

Вопрос 24/25

Элементов 5

Изменен

Выполнение теста Какая сила действует на проводник с ■ оком в магинтном ноле?

|сипа Ампера

Укажите направление этой силы

Я, I г

в

е„

г г

ЕЯ

А ч Верно

ОК

Проверьте

Вы 5аконмили ответ на данный вопрос?

д»

Рис. 2. Электронный тест в среде ТеБ1Макег.

Интеллектуальная обучающая система (ИОС), разработанная при помощи инструментальных средств серии МОНАП, предназначена для распределения управляющих функций между компьютером и учащимся, передавая последнему, по мере формирования учебной и самостоятельной деятельности, новые обучающие функции, обеспечивая тем самым оптимальный переход от учения к самообучению. Для того, чтобы добиться эффективного процесса самообучения, реализован дидактический принцип обучения "от простого к сложному", посредством упорядочивания учебных задач по сложности (рис. 3). В следствии чего, в течении обучения, разработанная модель, на очередной шаг обучения имеет возможность выбрать и определить задачу, адекватную уровню сформированных навыков обучаемого. Тем самым удается достигнуть индивидуальной минимизации времени обучения.___

а МОНАП «том rww.ec*»«« - " Ш

Срям ЫЬг—— * У X .'0'» - Соойспм учеомых тодач 12 Ч •

*ЛОГС '(ЮТЛЯГ VI У2 УЭ У< У5 У* У7 УЮ УЧ У12

» опт НПМ НИВ МММ ИМ ММ ШГШ мим

1 2 I 1 2 а а в 0 0 0 а с 0

МВИШМ1 2 7 Ий 0 в 0 0 в 0 в В в

1 & 2 2 1 в 0 0 0 0 0 0 0 в

1 с 2 1 2 а в а в 0 в в 0 0

ты 1 7 2 2 2 0 0 0 0 0 0 в а 0

0 0 0 ММ 1 МП 0 в 0 в в

2 2 0 а а 2 I 1 1 0 в в 0 в

(Мрчмт* 1 1 0 0 Г 1 1 в о 0 в 0

г. 4 0 0 0 2 1 2 2 в о в 0 в

2 5 0 а 0 2 1 2 2 в в в в в

7 5 о 0 а I 7 1 2 в в в а 0

г 7 0 0 в 1 2 3 2 в в в в в

в 0 а а 0 0 0 1 1 1 в в

3 7 0 а а 0 а а 0 1 1 2 в в

) 3 о 0 0 0 о 0 0 1 2 2 в в

3 4 0 0 0 0 0 0 а 2 1 1 в в

1 5 0 а а а а а 0 2 2 1 0 0

3 6 о а 0 в а а в г 1 2 0 в

3 7 в а 0 0 0 0 0 2 2 2 0 а

Тжумл* ерш Н* Мсв*иии

Рис. 3.Свойства учебных задач ИОС содержит набор правил, необходимых для решения учебных задач. Представление правил в формализованном виде сильно усложняет задачу проектирования интеллектуальной системы, в следствие чего материал представлен не только в текстовом, но и в графическом, в виде схем, формул, графиков и т.д. На Рис .4 представлена подсистема правил ИОС.

Рис .4.Подсистема правил обучающей среды Тестирующая программа TestMaker и ИОС разработанная с использованием средств МОНАП «Физика», предназначены для решения различного рода задач в таких разделах физики, как электродинамика и механика. ИОС «Физика» используется для адаптивного управления процессом обучения в выбранной области, а система TestMaker предназначена для проверки лишь теоретических знаний обучаемого.

Использованные источники:

1. Галеев И.Х., Чепегин В.И., Сосновский С.А. МОНАП-II - авторские средства проектирования интеллектуальных обучающих систем // Управляющие системы и машины, № 3-4. 2002 г. - С. 80-86. - ISSN 01305395.

2. Галеев И.Х. Модели и методы построения автоматизированных обучающих систем (обзор) // Информатика. Научно-технический сборник. Серия Кадровое обеспечение. Выпуск 1. - М.: ВМНУЦ ВТИ, 1990. - С.64-72.

3. Galeev Ildar, Tararina Larissa and Kolosov Oleg. Adaptation on the basis of the skills overlay model // in Kinshuk, Chee-Kit Looi, Erkki Sutinen, Demetrios Sampson, Iganacio Aedo, Loma Uden and Esko Kahkonen (ed): Proceedings of 4th IEEE International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT'2004), Joensuu, Finland, August 30 - September 1, 2004, p. 648-650.

4. Галеев И.Х. Проблемы и опыт проектирования ИОС // Международный электронный журнал "Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)" - 2014. - V.17. - №4. - C.526-542. - ISSN 1436-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html

5. Галеев И.Х. Модель обучения в МОНАП-ПЛЮС // Искусственный интеллект - 96. КИИ-96. Сборник научных трудов пятой национальной конференции с международным участием. T.I. - Казань, 1996. - С.17-25.

6. Галеев И.Х. Проектирование интеллектуальных сред обучения // Проблемы техники и технологий телекоммуникаций ПТиТ-2014: Материалы XV Международной научно-технической конференции. Оптические технологии в телекоммуникациях ОТТ-2014: Материалы XII Международной научно-технической конференции, - Т. 2. Казань, 18 - 21 ноября 2014 года. Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2014.- С.392 - 394. ISBN 9785-7579-2007-8, ISBN 9785-7579-2005-4.

7. Галеев И.Х. Развитие адаптивных технологий обучения // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. ВГУ, №2 Июль-Декабрь, 2004. С. 76-83.

Дементьева Э. Ш., к.филол.н.

доцент

кафедра «Профессионального обучения» Еремеева О.И., к.истор.н.

доцент

кафедра «Профессионального обучения» Сулимов В.С., к.истор.н.

доцент

кафедра «Профессионального обучения» Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева

филиал ТюмГУ Россия, г. Тобольск ПРАЗДНИКИ ДРЕВОНАСАЖДЕНИЙ в малых городах

ТОБОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА В статье рассматривается проведение праздников древонасаждения для учащихся школ в малых городах Тобольской губернии начала ХХ века. Отмечается, что праздники древонасаждений имели воспитательное воздействие на учащихся. Способствовали, в первую очередь, экологическому воспитанию, а также физическому и трудовому.

Ключевые слова: женская прогимназия, малые города, посадка деревьев, праздники древонасаждений, учебное заведение, экологическое воспитание.

HOLIDAYS ARBOR IN TOWNS OF TOBOLSK PROVINCE EARLY TWENTIETH CENTURY

The article discusses the Arbor of holidays for schoolchildren in the small towns of Tobolsk Province early twentieth century. It is noted that Arbor holidays have educational impact on students. Contributed to, first of all, environmental education, as well as physical and occupational.

Keywords: female progymnasium, towns, tree planting, Arbor holidays, school, environmental education.

В школах Тобольской губернии до начала ХХ в. праздники древонасаждений проводились периодически. Данный вопрос

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.