УДК 616-08 : 378.17
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КЛИНИЧЕСКОГО РАЗБОРА БОЛЬНЫХ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Молоткова С.А., Козырев О.А., Литвинова И.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28 Резюме: В статье рассмотрена роль традиционных форм клинического разбора больных в практической подготовке студентов клинических кафедр медицинских вузов. Ключевые слова: анализ клинических ситуаций, клиническое мышление, консилиум
TRADITIONAL FORMS OF CLINICAL ANALYSIS OF PATIENTS AS A PRACTICAL COMPONENT OF VOCATIONAL EDUCATION Molotkova S.A.., KozyrevО.А., Litvinova I.A.
Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskoy St., 28.
Summary: The article considers the role of traditionalforms of clinical analysis of patients in the practical training of the students at clinical departments of medical schools. Keywords: the analysis of clinical situations, clinical reasoning, consultation.
Подготовка квалифицированных, готовых к эффективной работе по специальности врачей, способных к постоянному профессиональному росту, является приоритетной задачей отечественного высшего профессионального образования. На клинических кафедрах медицинских вузов к основным факторам, позволяющим повысить качество подготовки студентов, помимо фундаментальной теоретической подготовки следует отнести овладение необходимыми практическими навыками.
Самым важным практическим навыком, определяющим профессионализм и квалификацию врача, является сформированное клиническое мышление. Оно должно развиваться в процессе обучения и совершенствоваться на протяжении всей последующей врачебной деятельности. Понятие «клиническое мышление» всегда связано с выбором оптимального решения из ряда возможных в каждой конкретной клинической ситуации, а, следовательно, оно является разновидностью продуктивного мышления.
У большинства студентов младших курсов еще не сформировалась система знаний. У них имеются сведения о той или иной патологии, однако они зачастую никак не взаимосвязаны. На клинических кафедрах необходимо разложить систематизировать имеющиеся знания, научить самостоятельно учиться, донести до каждого, что ответственность за образование лежит на самом студенте. Многое зависит от того, насколько сам студент захочет получить медицинскую информацию. В связи с этим важно пробудить интерес к клинической деятельности, жажду поис-
ка, научить правильной самостоятельной работе. Важно не только углубить теоретические знания по специальности с учетом современных достижений в изучаемой области, но и развить клиническое мышление и умение обобщать и анализировать полученные данные, совершенствовать практические навыки по оказанию медицинской, особенно неотложной, помощи.
Важнейшими способами формирования основ клинического мышления у студентов, направленными на повышение их профессиональной квалификации, являются курация больных с оформлением истории болезни, участие в работе консилиумов, обходов профессоров и доцентов, клинических и патологоанатомических конференций [1].
Написание истории болезни - важная практическая составляющая профессиональной подготовки. Самостоятельный анализ конкретной клинической ситуации начинается уже с момента расспроса пациента, детализации предъявляемых жалоб. Студенты совершенствуют не только умение собирать жалобы и анамнез, но и отрабатывают навыки физического обследования больного [3, 4]. Анализ полученных данных, их трактовка, необходимость принятия обоснованных решений при назначении плана обследования и лечения развивают клиническое мышление и повышают уровень ответственности за результаты лечебного процесса. Защита истории болезни проходит в форме обсуждения и дискуссии в учебной группе, во время которых преподаватель расставляет необходимые акценты.
212
Кратко
Одна из важнейших форм практической подготовки будущего клинициста - это участие в работе консилиумов и обходах профессоров и доцентов [5].
Традиционно на консилиумы представляются наиболее сложные в диагностическом и лечебном плане пациенты, пациенты с редкими или атипично протекающими заболеваниями. Клинический разбор больного группой наиболее опытных специалистов является практическим примером врачебного мастерства, учит вести диагностический поиск, составлять алгоритм обследования и лечения.
Клинический разбор больных во время обходов - интерактивный метод, который, несмотря на богатую историю, сохраняет свою актуальность в настоящее время, позволяет воспитывать клиническое мышление. Наиболее опытные преподаватели делятся со студентами своим опытом в постановке диагноза, грамотного назначения комплексного лечения, рекомендаций по профилактике рецидива болезни, диспансерного наблюдения и социально- медицинской реабилитации.
Клинический разбор больных на консилиумах и обходах является для будущих врачей образцом дальнейшей профессиональной деятельности и по праву считается важной практической составляющей профессиональной подготовки [2, 3].
Важное место в формировании у студентов клинического мышления является посещение заседаний комиссий по изучению летальных исходов (КИЛИ), созданных во всех учреждениях здравоохранения, на базе которых проводятся занятия по клиническим дисциплинам. КИЛИ является органом контроля качества лечебно-диагностического процесса на основе материалов, полученных
ЛИТЕРАТУРА
при анализе летальных исходов. В стационарах предметом анализа летальных исходов является прежде всего соответствие заключительного клинического диагноза диагнозу, установленному па-тологоанатомическим исследованием.
В случаях совпадения клинического и пато-логоанатомического диагнозов проводится анализ своевременности установления диагноза основного заболевания и его важнейших осложнений, адекватность проводившегося лечения, качество ведения медицинской документации. Преподаватель проводит подробный разбор клинического случая по материалам истории болезни, обращая внимание студентов на наиболее важные аспекты ведения пациента.
При наличии расхождений клинического и патологоанатомического диагнозов выясняются причины диагностической ошибки, их категория. Как правило, в обсуждении участвуют врачи разных специальностей (терапевты, хирурги, неврологи, патологоанатомы, врачи функциональной диагностики). Всесторонний анализ таких случаев расширяет клинический кругозор студентов, позволяет применить теоретические знания, составить алгоритм действий в конкретной клинической ситуации. Присутствуя при обсуждении, студенты видят, как опытные специалисты решали конкретные задачи в реальной ситуации, делясь тем самым с присутствующими бесценным клиническим опытом.
Таким образом, традиционные формы клинического разбора больных - написание и защита историй болезни, участие студентов в консилиумах и обходах, посещение заседаний комиссии по изучению летальных исходов - остаются важной практической составляющей профессионального образования студентов медицинских вузов.
1. Артюхина А.И. Интерактивные методы обучения в медицинском вузе: учебное пособие / А.И. Артюхина, В.И. Чумаков. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2012. - 212 с.
2. Головской Б.В. Формирование клинического мышления - существенная составляющая последипломной подготовки врачей первичного звена / Б.В. Головской, Я.Б. Ховаева, Е.Н. Бурдина, С.Ю. Ховаев // Клин.мед. - 2015. - № 10 (93). -С. 74-78.
3. Клинические разборы в психиатрической практике / Под ред. проф. А.Г. Гофмана. - 4-е изд., доп. - М.: МЕДпресс-ин-форм, 2015. - 720 с.
4. Марымова Е.Б, Македонова Ю.А., Фирсова И.В. Ролевая игра как интерактивный метод обучения в медицинском вузе // Наука и образование в XXI веке, М. - 2014. - Часть VII. - С. 18-20.
5. Пчельников Ю.В. Значение клинического разбора больных со студентами 5-6 курса на кафедре педиатрии ВГМУ / Ю.В. Пчельников, И.М. Лысенко, В.П. Лялькова // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации: материалы 70-й науч. сес. сотр. ун-та, 28-29 янв. 2015 г. - Витебск: ВГМУ, 2015. - С. 149-150.
Кратко
213