УДК 616.1/.4:378.180.6(07.07)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ 5-6 КУРСОВ НА КАФЕДРЕ ОБЩЕЙ ВРАЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
С КУРСОМ ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ
Никитин Г.А., Янковая Т.Н., Афанасенкова Т.Е., Аргунова И.А., Семионенкова Н.В., Маршутин Н.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. Клинический разбор больного по методике «малых групп», позволяет совершенствовать возможности педагогического общения, развить личностную и предметную мотивацию и сформировать у студента-медика клиническое мышление.
Ключевые слова: методика «малых групп», активные методы обучения, клинический разбор больного.
THE IMPROVEMENT OF CLINICAL TRAINING OF 5-6-YEAR STUDENTS AT THE DEPARTMENT OF GENERAL MEDICAL PRACTICE WITH A COURSE OF POLYCLINIC THERAPY
Nikitin G.A., Yankovaya T.N., Afanasenkova T.E., Argunova I.A., Semionenkova N. V., Marshutin N.A.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. Clinical analysis of the patient applying the method of «small groups» makes it possible to improve pedagogical communication, to develop personal and subject motivation and to form clinical thinking of medical students.
Keywords: method of «small groups», active methods of teaching, clinical analysis of the patient.
Введение. Необходимость повышения качества медицинского образования требует внедрения новых подходов в обучении, оптимизации образовательной, научной и практической деятельности. В этой связи перед отечественной высшей школой поставлена задача интегрировать Европейские образовательные технологии в рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском регионе», разработанные Европейской ассоциацией гарантии качества в сфере высшего образования. Система организации и управления качеством преподавания должна соответствовать международному стандарту 180 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования».
В современной педагогике идет процесс смены образовательной модели от конечного результата обучения к компетентности [1, 2, 3]. При этом, меняется роль пре-
подавателя - от интерпретатора к преподавателю - координатору.
Образовательный результат оценивается как по сформированным компетенциям специалиста, так и личностным качествам врача. При этом компетентность представляет собой способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки [3].
В современной педагогике высшего медицинского образования усиливается использование активных методов преподавания, позволяющих повысить не только мотивацию профессионального обучения у студентов, но и роль личности преподавателя в подготовке будущих специалистов [2]. Высшей школе требуются активные методы обучения, создающие условия для успешного усвоения материала студентами. В условиях постоянно увеличивающегося объема научной информации преподавателю необходимо помочь студентам
получить теоретические знания по той или иной теме, а также выработать у студентов практические навыки и умения работы с больными за ограниченный по времени срок обучения. В традиционной отечественной системе медицинского образования активные методы обучения всегда занимали значительное место. Одним из эффективных методов активного педагогического общения является клинический разбор тематического больного [4, 5]. Он проводится ежедневно с каждой группой студентов пятого и шестого курса при изучении дисциплины «Поликлиническая терапия». Демонстрацию и разбор больного нужно проводить по методике «малых групп» или структурированной групповой дискуссии, что аналогично проведению врачебного консилиума. Цель клинического разбора: повысить уровень мотивации изучения темы. Опираясь на знания и опыт педагога, стимулировать самостоятельную работу студентов; дать возможность каждому студенту проявить свои индивидуальные особенности и способности; закрепить практические умения и навыки работы с больным пациентом; улучшить процесс творческого профессионального общения преподавателя и студентов. При этом у студентов вырабатываются навыки проведения дискуссии, повышается самооценка у каждого студента и профессиональная уверенность в правильности своих суждений и врачебных действий. Клинический разбор больного помогает выработать компетенции у студентов и позволяет эффективно воздействовать на формирование клинического мышления [5, 6]. Это форма коллективного взаимодействия, основанная на творческой силе группы, где каждый может высказать свою точку зрения и аргументировать ее. В своем выражении эта форма взаимодействия близка к «мозговой атаке». Задача участников клинической дискуссии - продуцирование идей по поводу клинического ведения больного. При этом высказывание одного может навести на мысль другого участника. Одновременно в ходе клинического разбора педагог дает и «мастер - класс». При этом педагог использует следующие приемы: установление контакта со студентами, привлечение
их внимания путем мотивации изучаемой темы на примере конкретного больного и конкретной клинической ситуации, поддержание интереса к разбираемой теме и поддержание дисциплины в ходе групповой дискуссии [5, 6]. Ключевым моментом диалога преподавателя и студентов является понимание. Успешность взаимодействия преподавателя и студентов в ходе структурированного клинического разбора больного определяется не только эрудицией и профессиональной компетентностью педагога, но и опытом его практической деятельности, а также его внутренней духовностью и нравственностью. При этом происходит одновременное обучение всех студентов группы, даже тех, кто непосредственно не участвовал в обсуждении, а только слушал ход дискуссии. Присутствие на клиническом обсуждении больного для каждого студента - есть мотивация мыслить и более полно познавать изучаемую тему. Для преподавателя непосредственное общение со студентами в диалоге позволяет развить интегральные умения педагогически мыслить и профессионально действовать. В результате реализуется принцип профессиональной ответственности, которую осознает и преподаватель, и каждый студент по отношению к больному, к своей личной деятельности и к жизни. Кроме того, у студентов закрепляются навыки межличностного взаимодействия и формируется гуманистическая позиция. При непосредственном общении с больным студенту необходимо не только наладить контакт, но и суметь расположить к себе, вызвать доверие и проявить себя специалистом. В итоге проявляются такие личные качества студентов, как сострадание, сочувствие, желание оказать помощь, что играет роль в формировании личности врача.
Для поликлинической терапии очень важно в процессе клинического разбора больных способствовать выработке профилактической направленности клинического мышления у обучающегося. Участковый принцип организации медицинской помощи дает важное преимущество в виде единства лечебной и профилактической работы. Овладение навыками профилактической работы, понимание ее эффективности
и значения при ведении амбулаторных больных (на примере разбираемого больного) повышает оптимистическую окраску и чувство значимости участковой работы. Планирование и реализация для разбираемого пациента лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий медицинского, физического, психического и социально-профессионального характера, при ранней диагностике заболевания, способно существенно замедлить прогресси-рование болезни, увеличить продолжительность жизни, при приемлемом ее качестве. Анализируя течение заболевания, форми-
руя прогноз, давая рекомендации по лечению, реабилитации и диспансерному наблюдению, студент осознает свою важную роль в судьбе больного. Тем самым значительно повышаются самооценка и профессиональная ответственность.
Выводы. Таким образом, методика «малых групп» при клиническом разборе больного является одним из активных способов преподавания, который позволяет расширить возможности педагогического общения и развить личностную и предметную мотивацию у студентов.
Литература
1. Амиров, А.Ф. Медицинское образование в России в условиях реализации Болонских соглашений [Текст] / А.Ф. Амиров // Вестник Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова. - 2008. - № 2 (9). - С. 9-21.
2. Козырев, О.А. Современные требования к организации и обеспечению учебного процесса [Текст] / О.А. Козырев // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Методическое и практическое обеспечение учебного процесса в высшей школе / Под ред. ИВ. Отвагина. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2013. - С. 8-10.
3. Конопля, А.И. Компетентностная модель подготовки специалиста-медика [Текст] / А.И. Конопля // Высшее образование в России. - 2010. - № 1. - С. 98-101.
4. Никитин, Г.А. Компетентностный подход в системе профессиональной подготовки и его теоретические основы [Текст] / Г.А. Никитин, Т.Н. Янковая // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании школе / Под ред. В.А. Правдивцева. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2012. - С. 41-42.
5. Никитин, Г.А. Повышение мотивации к врачебной деятельности у студентов 5 и 6 курсов как один из методов работы с «проблемными» студентами [Текст] / Г.А. Никитин, Т.Н. Янковая, Т.Е. Афанасенкова // Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Реализация педагогического потенциала вуза в работе с «проблемными студентами / Под ред. В.А. Правдивцева. - Смоленск: Изд-во СГМА, 2011. - С. 35-36.
6. Никитин, Г.А. Использование активных методов обучения студентов старших курсов на кафедре поликлинической терапии [Текст] / Г.А. Никитин, Т.Н. Янковая // Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конференции / гл. ред. С.Ю. Никулина. - Красноярск: КрасГМУ, 2014. - С. 322-325.