УДК 616.1/.4: 614.23+378.147-322
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ (СЕМЕЙНЫХ ВРАЧЕЙ)
Янковая Т.Н., Голованова Е.Д., Афанасенкова Т.Е., Аргунова И.А., Ильющенков П.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.
Резюме. В современных условиях подготовки врачей общей практики назрела необходимость внедрения системы непрерывного образования с доминирующей ролью компонента самообразования при ориентации не на содержание, а на обучающегося. Модульная система подготовки является прогрессивной технологией высшего медицинского образования, подразумевающей управляемое, преимущественно самостоятельное образование. В настоящее время наиболее оптимальным вариантом стимуляции творческого процесса обучаемого является организация самостоятельной работы обучающего.
Ключевые слова: модульная система, самостоятельная работа, дистанционное обучение, электронный носитель, активный наглядный иллюстративный материал.
USE OF INNOVATIVE TECHNIQUES IN TRAINING OF GENERAL PRACTITIONERS (FAMILY DOCTORS)
Yankovaya T.N., Golovanova E.D., Afanasenkova I.E., Argunova I.A., Ilushchenkov P.A.
Smolensk state medical University,
28, Krupskaya str., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. Modern conditions of training of General Practitioners require implementation of continuous education system with self-study prevalence aimed to the trainee not to the content of education. Modular training system is the advanced technique of higher medical education implying guided self-education. Currently, the best approach to stimulate creative process is the organization of student's self-study.
Keywords: modular system, self-study, distance learning, electronic media, active illustrations.
Необходимость повышения качества профессионального образования требует внедрения новых подходов в обучении, оптимизации образовательной, научной и практической деятельности. В этой связи перед отечественной высшей школой поставлена задача интегрировать Европейские образовательные технологии в традиционную национальную систему Российского медицинского образования. Присоединение России к Болонской конвенции ставит перед академической общественностью задачу рассмотрения сути происходящих инновационных и интеграционных процессов.
В современной педагогике наблюдается процесс смены образовательной модели от
парадигмы результата к парадигме компетентности (competence-basededucation), следовательно, меняется и роль преподавателя - от интерпретатора к преподавателю-координатору. Образовательный результат оценивается по сформированным компетенциям специалиста как личностным качествам врача. При этом компетентность представляет собой способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки. Сегодня уже недостаточно получить высшее медицинское образование и проходить ресертифи-кацию один раз в пять лет. Кроме того, причины неэффективного обучения в традиционной модели связаны с тем, что цели и форма получения знаний задаются в
большей степени внешними факторами, а не самим обучающимся, что существенно снижает мотивацию.
В современных условиях для поддержания компетентности врач должен постоянно находиться в процессе повышения, обновления и восстановления профессиональных знаний в соответствии с требованием времени - «от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни». Соответственно и цели при инновационных подходах должны задаваться самим потребителем образовательных услуг, а процесс обучения - быть креативным, творческим, индивидуальным, личностно-ориентированным, обеспечивая формирование компетентности.
Следует отметить, что содержание образовательного стандарта [3], обеспечивающего подготовку врача общей практики / семейного врача (ВОП / СВ), на данном этапе имеет инновационный характер, позволяет использовать европейские подходы в процессе обучения семейного врача и включает:
критерии профессиональной компетенции;
- модульную систему подготовки;
кредитную оценку знаний, навыков, умений, общения;
технологию клинического аудита - качества профессионального функционирования.
Кроме того, большое значение придается активной самостоятельной работе обучающихся. Болонский процесс требует знания европейского понятийного аппарата, в соответствии с которым, самостоятельная работа обучающегося (СРО) - это работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями. СРО под руководством преподавателя (ОГйсеНоиге) -это внеаудиторная работа обучающегося под руководством преподавателя, указанная в расписании. Дистанционное обучение (образование на расстоянии) - одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и
развитием лиц, находящихся в отдалении от организации образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств [1, 4, 6, 10].
Модульная система подготовки является прогрессивной технологией высшего медицинского образования, подразумевающей управляемое, преимущественно самостоятельное образование [5]. Модуль (от лат. modulus - мера) - унифицированная самостоятельная структурно - функциональная единица, самодостаточный и необходимый универсальный компонент образовательной программы, образовательного процесса, дисциплины. Содержание каждого модуля структурировано и разделено на три категории: знания, навыки и отношения. Применение модульного принципа преподавания на кафедрах позволяет значительно повысить мотивацию врачей в процессе обучения, улучшить формирование профессиональных компетенций путем оптимизации аудиторной и самостоятельной работы слушателей. Целью всех применяемых нововведений является повышение качества образования и глубокая интеграция в общеевропейское образовательное пространство.
Основные принципы построения современной структуры последипломного образования врачей включают - сохранение всех форм последипломного профессионального образования врачей, используемых в настоящее время: интернатура, клиническая ординатура, профессиональная переподготовка.
Медицинское образование имеет три взаимосвязанных аспекта: теоретическое знание, практические навыки и личное отношение доктора, динамическое сочетание которых определяет профессиональную компетентность.
В настоящее время наиболее оптимальным вариантом стимуляции творческого процесса обучаемого является организация самостоятельной работы обучающего (СРО) [2, 9].
Эти аспекты были отражены нами при планировании и организации СРО, при подготовке методического обеспечения данного процесса, в частности активных
наглядных иллюстративных материалов (АИМ), которые раздаются в процессе занятия для мотивации обучающегося к успешному творческому усвоению темы (алгоритмы, примеры, задания для самостоятельной работы).
На кафедре создаются для клинических ординаторов и ВОП / СВ методические указания для обучающихсяпо модульному принципу на электронном носителе для СРО, которые включают блок теоретических материалов и алгоритмы практических действий при освоении практических навыков, а также контрольно-обучающий блок и список рекомендуемой литературы.
Так, с 2008 г. на кафедре подготовлено 4 учебных пособия (в электронном виде и на бумажном носителе), которые соответствуют вышеуказанным характеристикам, что позволило значительно повысить познавательную активность обучающихся в процессе самостоятельной работы и эффективность усвоения преподаваемых модулей. Пособия явились прекрасным инструментом в освоении практических навыков при работе с манекенами, тренажерами и портативными приборами врача общей практики.
В обучении широко используются мультимедиа-лекции, мультимедийные клинические разборы и ситуационные задачи, электронные мультимедийные учеб-
ники, компьютерные обучающие и тестирующие системы [7, 8].
С 2015 года на кафедре начато обучение врачей по отдельным темам методом кейс-технологии, когда курсант получает необходимые для курса материалы, содержащие лекции, электронные мультимедийные учебники, учебно-методические пособия, тесты, ситуационные задачи. Контакт поддерживается компьютером через сеть «Интернет». Преподаватель консультирует обучающегося с помощью электронной почты. Часть материалов для дистанционного обучения врачей, клинических ординаторов и интернов размещена кафедрой на сайте СГМУ. А также на кафедре планируется для организации стажировки врачей на рабочем месте внедрение дистанционного обучения в рамках непрерывного профессионального развития (НИР).
В современных условиях назрела необходимость внедрения системы непрерывного образования с доминирующей ролью компонента самообразования при ориентации не на содержание, а на обучающегося.
Широкое внедрение системы НИР врачей на основе инновационных педагогических технологий позволит обеспечить высокое качество оказываемой ими медицинской помощи, внесет значимый вклад в решение приоритетной задачи сбережения здоровья населения.
Литература
1. Агранович, Н.В., Ходжаян, А.Б. Возможности и эффективностьдистанционного обучения в медицине [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2012. - Вып. № 3. -С. 545-547. иКЬ:кйр://суЬег1ешпка.т/аг11с1е/п/уо2шо2кпо81Ы-еГГек1;1упо81;-ё181ап18юппо§о-оЬисЬешуа-у-шеё118те
2. Бошилова, У.Р., Долгих, О.В., Зашихин, А.Л. Организация самостоятельной работы студентов и критерии ее оценки на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии [Текст]. Медицинское образование в XXI веке; традиции и инновации: материалы ХХ межрегиональной учеб-метод. конф. - Архангельск: Изд-во Северного государственного мед.-универ., 2015. - С. 155.
3. Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов специальность [Текст] № 040110 «Общая врачебная практика (семейная медицина)», Москва - 2005.
4. Пальцев, М.А., Денисов, И.Н., Чекнев, Б.М. Высшая медицинская школа России и Бо-лонский процесс [Текст]. Выпуск V. - М.: «Издательский дом «Русский врач»», 2005. -286 с.
5. Денисов, И.Н., Иванов, А.И. Преподаватель кафедры семейной медицины [Текст] (методическое пособие). - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. - 198 с.
6. Куприянова, И.Н., Чемезов, С.А. Дистанционное обучение как средство развития высшего послепломного медицинского образования [Текст] // Педагогические науки. -2010. - № 2. // Режим доступа: http://ngmu.ru/cozo/mos/article/text_full.php?id=416.
7. Никитин, Г.А., Янковая, Т.Н., Афанасенкова, Т.Е. и др. Роль инновационных технологий в подготовке врача общей практики [Текст]. Актуальные проблемы педагогики высшей медицинской школы. Методическое и практическое обеспечение учебного процесса в высшей школе нормативно-правовые основы работы со студентами. - Смоленск: Изд-во СГМА, - 2013. - С. 107-109.
8. Никитин, Г.А., Янковая, Т.Н. Использование активных методов обучения студентов старших курсов на кафедре поликлинической терапии [Текст]. Эффективное управление и организация образовательного процесса в современном медицинском вузе. Вузовская педагогика: материалы конф. - Красноярск: тип КрасГМУ, 2014. - С. 322-325.
9. Попова, О.В., Захарова, А.С. Организация самостоятельной работы студентов [Текст]. Медицинское образование в XXI веке; традиции и инновации: материалы ХХ межрегиональной учеб-метод. конф. - Архангельск: Изд-во Северного государственного мед.-универ., 2015. - С. 157-161.
10. Холопов, М.В. Дистанционное обучение в медицине [Текст] // Пресс-центр ММА им. И.М. Сеченова. // Режим доступа: http://www.mma.ru.