®
ребенка
л
Проблеми вищоТ школи / Problems of High School
УДК 614.252:378.147+616-053.2 МОКИЯ-СЕРБИНА С.А., ЛИТВИНОВА Т.В., ЧЕЧЕЛЬ В.В.
ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины», г. Кривой Рог
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ИНТЕРНОВ ПЕДИАТРОВ И ОБЩЕЙ ПРАКТИКИ — СЕМЕЙНОЙ МЕДИЦИНЫ ПО РАЗДЕЛУ «ПЕДИАТРИЯ»
Резюме. Выпускники медицинских вузов, владеющие достаточным объемом теоретических и практических навыков, часто испытывают трудности при общении с пациентами — детьми и их родителями, а также коллегами по работе. Цель: повышение эффективности образовательного процесса при подготовке врачей-интернов педиатров и общей практики — семейной медицины по разделу «Педиатрия». Методы исследования: теоретический анализ накопленного опыта. Результаты и обсуждение. При подготовке врачей-интернов на кафедре используются семинары-дискуссии, семинары — учебно-реферативные конференции, семинары — круглые столы, что позволяет отрабатывать тактику выступления, методику ведения дискуссии, аргументацию суждений, рецензирование, оценивание, анализ. Интерн основное свое время должен участвовать в обследовании больного ребенка, обсуждении результатов, беседовать с родителями. Клинический разбор больных необходимо проводить по методике структурированной групповой дискуссии, где каждый интерн может высказать свою точку зрения. Интерны приобщаются к научной работе, выступают на научно-практических конференциях. На кафедре создан цикл амбулаторной педиатрии, при прохождении которого врач-интерн общается с ребенком, с его родителями и ему необходимо расположить их к себе, вызвать доверие и проявить себя специалистом. На цикле особое внимание уделяется психологической составляющей медицинской подготовки. Занятие проводит ассистент-педиатр, дипломированный по специальности «практическая психология». Выводы. Применение интерактивных методов обучения на разных этапах образовательного процесса способствует не только повышению теоретической активности, но и формированию у интернов профессиональных качеств клинического и научного мышления, грамотности в построении и развитии межличностных отношений, гуманизма.
Ключевые слова: интерны, интерактивное обучение, межличностные отношения.
Введение
Формирование профессиональных компетенций врача предполагает овладение им не только системой профессиональных знаний, но и умений, навыков, владений. Без умения осуществлять профилактические мероприятия, начиная с самого раннего возраста, невозможно достичь каких-либо значимых результатов в снижении заболеваемости взрослых и предупреждении ранних трагических исходов заболеваний или неблагоприятных их последствий [2].
Однако практический опыт показал, что многие выпускники медицинских вузов, владеющие достаточным объемом теоретических и практических навыков в различных областях медицины, считают себя не готовыми приступить к самостоятельной работе врача ввиду отсутствия опыта общения с
пациентами-детьми, особенно их родителями, а также коллегами по работе. Большинству из них не хватает социальных умений межличностного общения, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей врача, что крайне необходимо для представителей первичного звена, работа которых в свете современных стратегий развития здравоохранения должна основываться на
Адрес для переписки с авторами: Мокия-Сербина С.А. E-mail: [email protected]
© Мокия-Сербина С.А., Литвинова Т.В.,
Чечель В.В., 2015 © «Здоровье ребенка», 2015 © Заславский А.Ю., 2015
санитарно-просветительской деятельности, профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни [3].
Целью настоящей работы является повышение эффективности образовательного процесса при подготовке врачей-интернов педиатров общей практики — семейной медицины по разделу «Педиатрия».
Методы исследования
Теоретический анализ накопленного опыта.
Результаты и обсуждение
Подготовка врачей-интернов проводится на базе многопрофильной клинической больницы (15 специализированных детских центров — 315 коек) и амбулаторий семейного врача ЦПМСП.
При работе с интернами используются как традиционные методы обучения, которые направлены на приобретение и углубление знаний путем сообщений, так и интерактивные методы обучения, которые повышают теоретическую активность интернов, способствуют формированию навыков межличностного общения.
На лекции освещаются наиболее актуальные темы педиатрии с акцентированием внимания на тактике поведения врача на первичном этапе наблюдения. С целью повышения качества подготовки врачей-интернов издано учебное пособие «Клшчш рекомендацп по дiагностицi, л^ванню та профшактищ ГРВ1 у дггей раннього вжу», в котором освещены вопросы интегрированного ведения болезней детского возраста.
Важным связующим звеном между теоретическим освоением специальности и применением этих положений на практике является семинарское занятие, которое способствует формированию у интернов профессиональных качеств научного мышления.
При подготовке к семинару преподаватель определяет цели и задачи семинара, перечень вопросов для дискуссии и литературу, необходимую для предварительной проработки. При проведении семинара используются материалы лекций.
Для повышения эффективности обучения необходимо, чтобы интерны стали активными участниками проведения семинара, что возможно при использовании интерактивной модели обучения. В работу преподаватель включает всех интернов, предварительно позаботившись об их психологической подготовке.
В ходе проведения семинара полезно постоянное поощрение интернов за активное участие в работе, представление возможности для самореализации.
В зависимости от целей и задач обучения на кафедре используются следующие виды семинаров: семинар-дискуссия, семинар — учебно-реферативная конференция, семинар — круглый стол и другие. Подготовка интернами выступлений позволяет отрабатывать такие виды деятельности, как техника
выступления, методика ведения дискуссии, формулировка вопросов и ответов к ним, аргументация суждений, рецензирование, оценивание, анализ.
Наш опыт проведения практического занятия свидетельствует о том, что интерн основное свое время должен находиться у постели больного ребенка, участвовать в его обследовании, обсуждать полученные результаты с лечащим врачом, преподавателем, беседовать с родителями, участвовать в разборе тематических больных. При этом клинический разбор больного целесообразно проводить по методике структурированной групповой дискуссии, что аналогично проведению врачебного консилиума. При этом у врачей-интернов вырабатываются навыки проведения дискуссии, повышается самооценка и профессиональная уверенность в правильности суждений и врачебных действий. Клинический разбор больного помогает выработать компетенцию у интернов и позволяет эффективно воздействовать на формирование клинического мышления. Это форма коллективного взаимодействия, основанная на творческой силе группы, где каждый может высказать свою точку зрения и аргументировать ее [1].
При этом происходит одновременное обучение всех врачей-интернов группы, даже тех, кто непосредственно не участвовал в обсуждении, а только слушал ход дискуссий. Совместно с педиатром врачи-интерны общей практики — семейной медицины дежурят в больнице и присутствуют при сдаче дежурств. Во время дежурств они принимают участие в приеме больных, совершенствуют навыки дифференциальной диагностики и оказания неотложной помощи.
Одним из важных направлений работы сотрудников кафедры является приобщение интернов к научной работе. Заслушивание докладов и их обсуждение проходят на факультетской научно-практической конференции в присутствии всех интернов и преподавателей.
Для повышения качества подготовки врачей-интернов создан цикл так называемой «амбулаторной педиатрии». Продолжительность цикла — 11 дней (72 часа), 8 дней — на первом году обучения, 3 — на втором. При прохождении цикла реализуется принцип профессиональной ответственности, которую осознает каждый врач-интерн по отношению к своему маленькому пациенту, к своей личной деятельности и жизни. При непосредственном общении с ребенком и его родителями врачу-интерну необходимо не только наладить общение, но и суметь расположить к себе, вызвать доверие и проявить себя специалистом. В итоге проявляются такие личные качества врачей-интернов, как сострадание, сочувствие, желание оказать помощь, что играет роль в формировании личности врача. Овладение навыками профилактической работы, понимание ее эффективности и значения при ведении амбулаторных больных (на примере разбираемого больного) повышают оптимистическую окраску и повышают чувство значимости работы врача.
№ 6 (66) • 2015
www.mif-ua.com
143
При проведении цикла особое внимание уделяется психологической составляющей медицинской подготовки, основное назначение которой — формирование психологической культуры, аутопсихологи-ческой компетентности, грамотности в построении и развитии межличностных отношений, способности к прогнозированию профессиональной карьеры. Содержание психологической подготовки формируется в соответствии с современными требованиями к специалисту в сфере здравоохранения. Особое внимание при формировании содержания психологической подготовки уделяется вопросам использования психологических знаний для решения ситуационных задач во врачебной деятельности. Занятия проводит ассистент-педиатр, дипломированный по специальности «практическая психология».
Выводы
Повысить эффективность подготовки врачей-интернов общей практики — семейной медицины можно путем активизации обучения. Применение интерактивных методов обучения на разных этапах
образовательного процесса способствует не только повышению их теоретической активности, но и формированию у интернов профессиональных качеств клинического и научного мышления, грамотности в построении и развитии межличностных отношений, гуманизма. Большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе.
Список литературы
1. Никитин Г.А. Использование активных методов обучения студентов старших курсов на кафедре поликлинической терапии / Г.А. Никитин, Т.Н. Янковая // Вузовская педагогика. — 2014. — С. 322-325.
2. Прахин Е.И. Совершенствование подготовки студентов лечебного факультета через самостоятельную работу / Е.И. Прахин, М.Ю. Галактионова, Л.И. Позднякова // Вузовская педагогика. — 2014. — С. 201-203.
3.Титова Е.В. Навыки межличностного общения в курсе подготовки врачей — интернов / Е.В. Титова, Н.Н. Каладзе, Л.Л. Олексеенко // Сучасна тслядипломна освта: досягнення, проблеми, перспективи: навч.-наук. конф., 7—8 лист. 2013 р.: тезиси допов. — 2013. — С. 142.
Получено 18.10.15 и
Мок1я-Серб1на С.А., Литвинова Т.В., Чечель В.В. ДУ «ДнПропетровсыка медична академЯ МОЗ Украни», м. Кривий Р!г
ШЛЯХИ УДОСКОНАЛЕННЯ ПДОТОВКИ ЛкАР1В-¡НТЕРЖВ пед^ТЙВ ТА ЗАГАЛЬНО'1 ПРАКТИКИ — аМЕЙНОТ МЕДИЦИНИ ЗА РОЗД^ОМ «ПЕДШТРЮ»
Резюме. Випускники медичних вузiв, яы володшть до-статшм обсягом теоретичних i практичних навичок, часто вщчувають труднсвд в спшкуванш з пащентами — диъми та гхшми батьками, а також колегами по робота. Мета: тд-вищення ефективносп освггнього процесу при пщготовщ лiкарiв-iнтернiв педiатрiв та загально! практики — шмей-но1 медицини з роздшу «Педiатрiя». Методи досл1дження: теоретичний аналiз накопиченого досвiду. Результаты та обговорення. При пiдготовцi лiкарiв-iнтернiв на кафедрi використовуються семiнари-дискусii, семiнари — на-вчально-реферативнi конференци, семiнари — круглi сто-ли, що дозволяе вщпрацьовувати тактику виступу, методику ведення дискуси, аргументацiю суджень, рецензування, оцшювання, аналiз. 1нтерн бiльшiсть часу повинен брати участь в обстеженш хворо! дитини, обговоренш результа-тiв, розмовляти з батьками. Кшшчний розбiр хворих необ-хщно проводити за методикою структуровано! групово! дискуси, де кожен Штерн може висловити свою точку зору. 1нтерни долучаються до науково! роботи, виступають на науково-практичних конференцiях. На кафедрi створено цикл амбулаторно! педiатрii, при проходженнi якого лжар-iнтерн спiлкуеться з дитиною, и батьками i йому необхщно привернути !х до себе, викликати довiру та проявити себе фахiвцем. На ци^ особлива увага придiляеться психоло-гiчнiй складовiй медично! п1дготовки. Заняття проводить асистент-педiатр, дипломований за спещальшстю «практична психологiя». Висновки. Застосування iнтерактив-них методiв навчання на рiзних етапах освiтнього процесу сприяе не тiльки п!двищенню теоретично! активноста, а й формуванню в штершв професiйних якостей клiнiчного та наукового мислення, грамотностi в побудовi та розвитку мiжособистiсних в!дносин, гуманiзму.
Ключов1 слова: iнтерни, iнтерактивне навчання, мiжосо-бистiснi в!дносини.
Mokiia-Serbina S.A., Lytvynova T.V., Chechel V.V. State Institution «Dnipropetrovsk Medical Academy of the Ministry of Healthcare of Ukraine», Kryvyi Rih, Ukraine
WAYS OF IMPROVING THE TRAINING OF INTERNS PEDIATRICIANS AND GENERAL PRACTITIONERS — FAMILY PHYSICIANS IN «PEDIATRICS» DISCIPLINE
Summary. Graduates of medical schools having sufficient theoretical and practical skills often have difficulty in communicating with patients — children and their parents, as well as with colleagues. Objective: improving the efficiency of the educational process in the training of interns pediatricians and general practitioners — family physicians in «Pediatrics» course. Methods of the study: theoretical analysis of gathered experience. Results and discussion. During internship at the department, there are used seminars-discussions, seminars — training conferences, seminars — round tables that allows you to work out the tactics of speech, methods of discussion, reasoning of judgments, review, assessment, analysis. Interns most of the time must participate in the examination of a sick child, discussions of the results, conversations with parents. Clinical analysis of patients should be carried out using the method of structured group discussion when each intern can express his views. Interns are involved in scientific work, speak at scientific conferences. The department created a series of ambulatory pediatrics, -during which the intern talks to a child, his parents and he must to conciliate them, to inspire confidence and to prove himself as a specialist. During this course, special attention is paid to the psychological component of medical trai-ning. Clas-ses are conducted by assistant pediatrician, a graduate majoring in «Practical Psychology». Conclusions. The use of interactive teaching methods at different stages of the educational process contributes not only to improvement of theoretical activity, but also the formation in interns of professional qualities of clinical and scientific thinking, competence in the construction and development of interpersonal relations, humanism.
Key words: interns, interactive learning, interpersonal relationships.