Научная статья на тему 'Традиционное шитье и вышивка якутов: архивная культура и современность'

Традиционное шитье и вышивка якутов: архивная культура и современность Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
744
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционное шитье и вышивка якутов: архивная культура и современность»

Петрова С.И.

Доцент кафедры фольклора и культуры, Якутский государственный университет

ТРАДИЦИОННОЕ ШИТЬЕ И ВЫШИВКА ЯКУТОВ: АРХИВНАЯ КУЛЬТУРА И

СОВРЕМЕННОСТЬ

Любой мастер живет как бы на грани двух миров - существующего независимо от него мира природы и созданного им самим мира материальной культуры. Все ценности материальной культуры созданные руками древнего неизвестного мастера в процессе его напряженной творческой деятельности, называются артефактами. В исторической и культурологической науке дается определение артефакта - как феномена культуры: вещей сделанных человеком, рожденных им мыслей, найденных и используемых им средств и способов действий.

К одному из интересных артефактов якутской материальной культуры можно отнести изделия, относящиеся к женскому рукотворному творчеству, которые являются уникальными предметами материальной ценности якутской традиционной культуры.

В глубокую древность уходит традиция этой своеобразной области художественного творчества: изготовления одежды, конского убранства -чепраков, кычымов, надседельников, нарядной переметной сумы, подшейной кисти - наузда, половиков, ковриков, сумочек и т.д. Как и все предметы декоративно-прикладного творчества неизвестных мастеров ХVШ-ХIХ веков все эти изделия отличаются высоким уровнем художественности, свойственный народному творчеству, принципом ансамблевости, богатством технических приемов. Искусство декорирования у древних мастериц обладало единством стиля. Эта стилистическая общность проявлялась в классической ясности композиции орнаментальных мотивов, в изысканной цветовой гамме, в которой отразились неисчерпаемая фантазия народа-творца о возвышенных представлениях мировосприятия. В прямой связи с религиозными доктринами языческой веры находилось и эстетическое воззрение народа.

Древние мастерицы проявляли незаурядное искусство, истоки которого уходят в глубокую древность. Они обладали особым неповторимым якутским стилем, который сразу безошибочно отличает их изделия от произведений прикладного творчества соседних северных культур, о котором отмечено ещё В.Л. Серошевским [1, 399]. Наблюдательность неизвестных якутских мастериц, великолепное знание окружающей их природы, высокий эстетический вкус отличают их работы от работ современных мастериц. Об этом свидетельствуют предметы, так называемой архивной культуры, встречающиеся сегодня в фондах российских и зарубежных музеев. Но эти коллекции недоступны для наших современных мастеров, которые оказались отлученными от значительной части своего богатого культурного наследия. Мы считаем, что лишенные доступа к этим этнографическим материалам современные мастера, несомненно, несут большие эстетические потери. Например, уникальны и неповторимы виды якутской одежды, меховые подстилки, конские убранства, берестяные коврики из Американского музея естественной истории, Санкт-Петербурского музея этнографии, Кунс - Камеры и т.д. Из сибирской коллекции Американского музея естественной истории интерес представляют необычные экземпляры конского убранства: надседельник и чепрак, конструктивная форма и декоративное оформление которых отличаются от распространенной трапециевидной формы встречающихся в коллекциях многих музейных фондов. Он имеет ромбовидную форму с декоративным «хвостом», декорированный распространенным бисерным орнаментальным узором «тангалай» (АМЕИ, Инв. № 70_8513). Интересны по своему декоративному оформлению и виды верхней одежды. Но хочется отметить, что сегодня и в фондах историко-краеведческих музеев школьного, улусного и республиканского значения и в частных коллекциях можно найти уникальные изделия, относящиеся к старому быту, которые дают широкое представление о характере

традиционного якутского шитья и вышивки. Значение этих этнографических материалов в настоящее время ещё более возрастает, как свидетельство уже древних исчезающих художественных ценностей материальной культуры.

Чепраки, попоны - кычымы и надседельники - лэпсэ, выполненные в различной технике, встречаются повсеместно. В разных вариантах они представлены в Тойбохойском музее, в музее им. С.А.Зверева Сунтарского улуса, в Ленском историко-архитектурном музее-заповеднике «Дружба» с. Соттинцы Усть-Алданского улуса, в Музее этнопедагогики села Оросу, в Черкехском музее политссыльных и т.д.. Интересны по своему композиционному решению и технологической обработке вышитые навершия шапки «дьабака» и нарядные рукавицы из данных музеев.

Среди вышитых видов конского убранства встречаются уникальные художественные произведения, в которых ощущается интимно-лирическое начало.

Например, к такому произведению можно отнести вышитый чепрак из Краеведческого музея с. Кутана Сунтарского улуса. Цветовая палитра чепрака отличается сдержанной силой гармонии, вся его плоскость вышита цветными нитками традиционной бело-сине-голубой расцветки на темном фоне. Основным мотивом центрального узора является сердцевидный узор, от которого в четыре стороны распускаются растительные побеги "унугэс ойуу", видимо, символизирующие зарождению прекрасного любовного чувства или предчувствия новой жизни. Пришитые серебряные бляшки округлой формы создают благородность всему орнаментальному мотиву. Прямая вышивка «дьураалыы тигии» в сочетании с ногтевыми мотивами «тынырах ойуу» вокруг всего орнаментального декора придают классическую ясность и завершенность изделию. О чем пела душа мастерицы во время своего творческого порыва, нам сегодня не понять, но пропорционально уравновешенные растительные побеги с двух сторон, устремляющиеся вверх как бы показывают её стремление к высшим силам божества, ко всему вечному и доброму.

К большому нашему сожалению, сохранность данных экземпляров находится в очень плачевном состоянии, поэтому отдельный вопрос можно поднимать об их дальнейшем сохранении.

Сегодня, традиционных мастериц - хранителей древнейшего искусства шитья и вышивки найти уже невозможно. Если творчество традиционных мастеров и мастериц, имена которых большей частью остались нам неизвестными, протекало по вертикальной культурной трансмиссии в рамках выработанных народом художественно - декоративных традиций, то сегодня творчество «культивированных» мастеров ведется по горизонтальной и непрямой трансмиссии. Другими словами, современные «культивированные» мастерицы осваивают традиции мастерства, обучаясь в школе, средне-специальных, высших художественных заведениях и осваивая секреты творчества в различных научно-практических семинарах, используя при этом различные альбомы, буклеты, пособия. Но, всё же, огромная утрата традиций искусства шитья и вышивки в ХХ веке, забытые знания об эстетике орнаментального декора и технологических навыков при изготовлении одежды, конского убранства, меховых и берестяных изделий несут отрицательный отпечаток в мастерстве многих современных мастериц.

В работах современных мастериц художественное шитье и вышивка, как один из ярких и самобытных видов женского творчества полнее всего выражает себя в изготовлении старинной одежды, нарядных конских убранств и подстилок из конского волоса (сэрюэ). Но системные трансформации якутской культуры, отрицание в ней всего этнического в ХХ веке дали толчок постепенному исчезновению бытовавших канонов и традиций в художественном оформлении предметов декоративно-прикладного творчества. В творчестве современных мастериц какие-то черты традиционного вышивального искусства исчезают, а какие-то уступают место новым современным закономерностям и приемам. Традиции, применяемые в шитье и вышивке, постепенно обновляются и развиваются. В последнее время в работах мастериц по реконструкции

предметов материальной культуры можно встретить грубые этнографические, конструктивные и технологические ошибки. Изготовление нарядного конского убранства все более принимает декоративный и условный характер. Естественно при этом старинный, традиционный принцип кроя изделий сильно меняется. Это особенно видно в крупных работах с бисерной отделкой, с вышивкой и в выполнении техники лоскутной мозаики. Однако, надо помнить, что в традиции шитья существует объем канонов, которых мастерицы должны придерживаться и не должны изменять, чтобы вообще не видоизменилась суть традиции, и в результате должна сохраняться не только исконно традиционная технология обработки или оформления декора, а также значение символики, семантики и их духовная сущность.

В культурологической науке существует понятие области технологической культуры, т.е. культура ручной практической деятельности, которая характеризуется обращенностью к «когнитивно-рягулятивной» плоскости. Эта область понимается в самом широком смысле - как культура освоения и обработки любого материала, культура исполнения или изготовления.

Технологическая культура, связанная с любым ремеслом и творчеством зависит, прежде всего, от выполнения определенных технологических знаний и требований, т.е. рягулятивов. Рягулятивами традиционного шитья и вышивки являются различные технологические приемы художественной обработки материала: технология различных видов шитья (меха, кожи, ткани, лоскутной мозаики), вышивки конским и оленьим волосом, серебряными, золотыми нитками, бисером и технология использования металлических бляшек. В старину эти приемы в течение долгого исторического времени передавались обыденно практическим обучением, когда девочки с раннего возраста постепенно овладевали технологическими умениями и навыками путем наблюдения и подражания работ искусных мастеров. В современное же время используется демонстративное обучение художественному шитью и вышивке, которое в той или иной мере входит в нынешний учебный процесс, как самая актуальная область ремесел и прикладного творчества. Традиционное шитье и вышивка, как учебный предмет входит в программу средне-специальных и высших учебных заведений.

Отрадно и то что, сегодня, традиционным технологическим приемам некоторые мастерицы стали учиться уже на примере подражания, т.е. выполняя реконструкцию образцов, которые демонстрируются в иллюстрациях различных каталогов или основываясь на этнографических материалах из фондов местных музеев. Такие приемы использовали народные мастерицы старшего поколения. Использование такого метода особенно полезно молодым начинающим мастерицам:

- во - первых, они практически осваивают все секреты технологической обработки изделия (выполнения различных декоративных швов, соединение деталей, оформление декоративных отделок);

- во - вторых, подражая, обучаются правильно применять композиционное и цветовое решение при изготовлении изделия;

- в - третьих, самое важное, освоение мастерицами самой техники исполнения вышивки и шитья идет одновременно с освоением орнаментальной нагрузки материала.

У многих мастериц с тонким художественным чутьем, после многократных подражаний этнографических изделий пробуждается, так, называемая «генная» творческая память и самостоятельная работа у таких мастериц отличаются уже добротностью, аккуратностью исполнения, совершенностью цветового, композиционного и фактурного единства выполненного им изделия.

Как пример можно привести творчество Анны Мандаровой (Таттинский улус), Анны Зверевой (г. Якутск), Наталии Павловой (г. Покровск), Зинаиды Поповой (г. Якутск) и т.д.. Свое творчество они начинали именно с реконструкции старинных вышитых изделий. Сегодня по такому направлению с успехом работают и многие начинающие мастерицы. На этой основе свое творчество начинает Валентина Федорова из села

Тойбохой, Сунтарского улуса. Она реконструкцию делает на материалах фонда Тойбохойского краеведческого музея. Реконструированные ею вышитые навершия, рукавицы по образцам XIX века уникальны по своей технологической обработке. Уникальность их в том, что она строго придерживается традиционных канонов, при этом строго учитывая размер и покрой изделия, его цветовую и композиционную нагрузку. Еще одна особенность этой мастерицы она не гоняется за количеством выполненных работ и участием на выставках, что встречается в творчестве некоторых сегодняшних мастериц, а свои работы изготавливает долго, в течение многих лет, и конечно, её работы отличаются добротностью.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что современным мастерицам нужно придерживаться традиций, передаваемых путем подражания, иначе якутское уникальное искусство шитья может вообще утерять какие-то достижения рукотворного мастерства, оставленные нам в наследство неизвестными мастерицами.

На основании вышесказанного, следует сказать, что хотя мы живем в современном развитом культурно-цивилизованном мире, где наше самобытное декоративно-прикладное искусство все более стремительно меняется и вглубь, и вширь, мы не должны забывать те этнокультурные наследия, которые нам оставили наши предки.

Литература

1. Серошевский В.Л. Якуты: опыт этнографического исследования. - 2 изд. - М.: РОССПЭН, 1993.

2. В статье были использованы материалы электронного каталога сибирской коллекции АМЕИ ("Oriqinal Cataloque Paq 2005, АМЫН") и этнографические материалы краеведческих музеев Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.