.....
I I I ■ M I I I I
^ Искусствознание 239
Примечания
1. Горшенев, Б. В. Перспективы развития начального специального образования / Б.В. Горшенев, Е.В. Гор-линская. - М.: АгроНИИТЭИПП, 1988. - 44 с.
2. Красовская, В. М. История русского балета: учебное пособие / В.М. Красовская. - СПб.: Лань, 2008.
- 288 с.
3. Пуртова, Т. В. Из истории праздников русского танца во Владимире / Т.В. Пуртова // Русский народный танец. История и современность. - М.: ГРДНТ, 2003. - С. 95-102.
4. Соколов-Каминский, А. А. Русский балет и фольклор / А.А. Соколов-Каминский // Музыка и хореография современного балета. - Л.: Музыка, 1990. - С. 218-240.
5. Устинова, Т. А. Заветы мастера / Т.А. Устинова // Русский народный танец. История и современность.
- М.: ГРДНТ, 2003. - С. 5-9.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОГО КОСТЮМНОГО АНСАМБЛЯ ГОРЦЕВ ДАГЕСТАНА
С. Р. Дамаданова
Дагестанский государственный педагогический университет
Художественное оформление костюмного ансамбля горцев, вырастающее из традиций народного творчества, является подлинным сокровищем художественной культуры Дагестана. Многовековые традиционные приемы высокого мастерства, эстетические вкусы народа, ярко проявившиеся в художественной отделке традиционного наряда, совершенствуются и обогащаются новым поколением мастеров-художников.
Ключевые слова: народный костюм, традиционная одежда, народные промыслы, орнаментальные композиции, декоративная отделка, вышивка.
Decorating of costume ensemble of the mountaineers, growing from traditions of national creativity, is original treasure of art culture of Dagestan. Centuries-old traditional receptions of a great skill, the esthetic tastes of the people brightly shown in art furnish of the traditional dress, are improved and enriched with new generation of masters-artists.
Keywords: the national suit, traditional clothes, national crafts, ornamental compositions, decorative furnish, embroidery.
Традиционные художественные ремесла представляют собой составную часть не только материальной, но и духовной культуры Дагестана, а ремесленные изделия мастеров Дагестана - высокохудожественные образцы декоративно-прикладного искусства, в которых отражались эстетические вкусы горцев (7, с. 74). По свидетельству видных ученых в известных художественных центрах, таких как Кубачи, Кази-Кумух, Балхар, Ругуджа, Унчу-
катль и многих других, определявших уровень развития всей культуры горного края, исторически сложились и получили промышленное развитие крупнейшие промыслы художественной обработки серебра, оружейного и медно-чеканного дела, бронзового литья, архитектуры, камнерезного искусства и др. (9, с. 16).
Большое значение в хозяйстве горцев имели и домашние промыслы по изготовлению и художественной отделке одежды, особенно
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 239-244
.....
ш
240 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь
женской, отличающемся национально-этнической спецификой, многообразием материалов, форм покроев, цветовой гаммы, украшений и представлявшей собой важную часть самобытной культуры народов Дагестана. Функционально выверенные особенности традиционной одежды горцев в совокупности с декоративной отделкой, аксессуарами, обувью, головными уборами во многом обусловлены местными природно-климатическими условиями, спецификой хозяйственно-бытового уклада, а также художественно-эстетическими предпочтениями и поверьями в магическую обереговую символику орнаментальных композиций. Неудивительно, что самобытные наряды местных жителей вызывали восторг путешественников разных времен, исследователей материальной культуры, например, известных художников: Г. Гагарина, Т. Горшельдта, Е. Лансере и других, оставивших ценнейшие зарисовки костюмов, головных уборов женщин ряда обществ Дагестана, имеющие огромное эстетическое и научное значение (1, с. 10).
Специфической особенностью традиционного дагестанского наряда является не только выразительный крой, функционально обусловленная практичность, предопределенная географическими, природно-климатическими условиями, но и художественно-образное решение костюмного комплекса, отражающее эстетические предпочтения горцев. Кроме того, многие элементы как всего ансамбля в целом, так и декоративной отделки, украшений, несут информативно-смысловую нагрузку, обозначающую возрастную характеристику, общественное и семейное положение, принадлежность женщины к определенному роду, уровень достатка семьи. Так, например, и в наши дни у кубачинцев определенную разновидность наряда, украшений, головных уборов (платков) имеет право носить исключительно незамужняя девушка. Свой свадебный наряд, особый платок, вместе с ювелирными украшениями, женщины носят в течение сорока дней, изредка надевают на свадьбу ближайших родственников, а впоследствии передают дочерям по наследству (11, с. 41).
Художественная отделка традиционного повседневного и праздничного костюмного комплекса различных народностей Дагестана, отнюдь не являясь случайным сочетанием стилизованных форм, заключает в себе определенное смысловое значение, связанное с традиционно культовыми, религиозно-магическими, эстетическими представлениями, поверьями в магическую обереговую символику орнаментальных композиций. Так, например, для традиционного костюма дагестанской женщины характерны всевозможные дополнения в виде ювелирных украшений, в частности - широко распространенных серебряных браслетов, среди которых преобладают стилизованные зооморфные мотивы, разновидности витого жгута, заканчивающегося головой и хвостом змеи, изображение которой служило своеобразным оберегом и рекомендовалось носить больным и бездетным женщинам (2). Особый интерес представляют орнаментально трактованные изображения с магической символикой нагрудных, височных украшений, теменных пластин, где широко представлены солярные знаки, растительные, орнитоморфные, зооморфные композиции, а также всевозможные вариации «Древа жизни» (11, с. 39).
Женские украшения работы дагестанских мастеров - разновидности колец, перстней, браслетов, поясов, нашейных, нагрудных, налобных украшений, выполненные в технике глубокой гравировки и чернения, золотой насечки по слоновой кости, эмали и скани с использованием зерни, с применением позолоты, инкрустации, - отличались изяществом, высоким вкусом и пользовались широким спросом в кругах феодальной знати. Не случайно женский праздничный ритуальный костюм более архаичен и в основе своей в прошлом, вероятно, выражал идею плодородия, воплощенную в своеобразном языке декора в виде аппликаций и вышивок, украшений из различных бусин, раковин, изделий из драгоценного металла и цветных поделочных камней и т.п. В дагестанском старинном костюме нашивные и подвесные украшения подчинены крою одежды, а вся юве-
.....
I I I ■ М I I I
Искусствознание 241
лирная композиция в целом, не являясь второстепенным элементом платья, выступает в качестве носителя художественного образа всего ансамбля.
Неповторимую самобытность горскому костюмному ансамблю придавала изысканная вышивка - одна из наиболее утонченных и повсеместно распространенных разновидностей традиционного ремесла, являющаяся неотъемлемой частью народного декоративно-прикладного искусства Дагестана. Сведения о функциональной специфике и самобытных орнаментальных композициях, характерных для традиционной художественной вышивки горцев, содержатся в трудах известных ученых: этнографов, искусствоведов России и Дагестана - Е.М. Шиллинга, Э.В. Кильчевской и А.С. Иванова, Д.А. Чиркова, позже С.Ш. Гаджиевой, А.Г. Булатовой, М.-З. О. Османо-ва, С.С. Агашириновой, Г.Б. Изабакарова и др.
Как и у многих других народов мира, декоративная орнаментация наряда имела не только эстетическое значение, но служила и оберегом от вредоносных сил - вышивкой украшались края одежды, сквозь которые они могли проникнуть. Тщательно продумывались орнаментальные мотивы головных уборов, в частности, разновидностей покрывал, носивших у различных народностей самобытные, свойственные данному селению особенности (6, с. 10).
Вышивка являлась основным видом украшения платья у кубачинцев, лакцев, бытовала у кайтагцев, аварцев Гуниба и Урады, встречалась у ногайцев и кумыков. По свидетельству видных исследователей, дагестанские кумычки ткали «...прекрасные галуны, тесьмы и шнуры, известные на всем Кавказе» (12, с. 151), а лачки «славятся ... вышиваниями золотом по сукну, шелку и коже; этими вышиваниями украшаются женские костюмы, обувь, занавесы, кисеты, кобуры и пр.» (8, с. 155). Женщины вышивали золотыми, серебряными или шелковыми нитями, предпочитали в основном растительный орнамент; встречались и геометрические мотивы, а также стилизованное изображение птицы, сидя-
щей на ветвях, и др.
Вышивкой и басонными изделиями традиционно украшались повседневная и ритуально-праздничная женская, мужская (в меньшей степени), детская одежда (шубы, платья, штаны, бешметы, обувь, головные уборы), а также предметы хозяйственно-бытового обихода (занавеси, покрывала, подушки, накидки, коврики, попоны, чепраки для седла и сами седла), подарочные и повседневные аксессуары (кисеты, пояса, сумочки для бытовых мелочей, футляры), а со временем и продукция подарочно-экспозиционного назначения и др. «Золотым», «серебряным» шитьем, художественной аппликацией праздничной одежды, нарядной обуви, украшением собственноручно изготовленными басонными изделиями головных уборов, разнообразных предметов быта издавна занимались мастерицы, выполнявшие изделия для реализации по заказу богатых семей. Вместе с тем традиционно художественное шитьё и золотошвейное дело являлось разновидностью «светского» рукоделия, которым предпочитали заниматься представительницы знати, не обремененные хозяйственными заботами, и в феодальных семьях высоко ценилось умение вышивать золотой и серебряной канителью. Представительницы феодальной знати много внимания уделяли золотошвейным работам преимущественно по бархату, сукну, шелку, а рядовые мастерицы повсеместно в Дагестане занимались узорным ткачеством, вязанием, шитьем одежды для своей семьи, а также изготовлением сафьяновых чувяк, украшенных тесьмой из серебряной или золотой канители.
Вышитой одежде, а также подарочным изделиям, декорированным изысканными орнаментальными композициями, отводится важная роль в обрядах, связанных с рождением и воспитанием детей, хозяйственных празднествах, ритуалах свадебного цикла народов Дагестана. Так, например, на традиционных торжественно и празднично обставленных добрачных встречах молодежи у народов Дагестана парни и девушки в знак взаимной симпатии могли обмениваться подарками в виде
.....
п
242 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь ^
Рис. 1. Г. Габибуллаев. «Танец», 2000 год Рис. 3. Традиционный занавес для ниши,
выполненный в технике золотого шитья, XIX век
Рис. 2. Х.-Б. Мусаясул. «Вечеринка в Чохе. 30-е годы XX века
Рис. 4. Кумык в черкеске. Фото конца XIX века (из кн. С.Ш. Гаджиевой «Одежда народов Дагестана», 1981)
вышитого кисета, носового платка - для парня, серебряного украшения - для девушки.
Важной частью праздничных традиций горцев являлись торжественные «Гваи», происходившие в канун намечающихся свадеб. Известный художник Х.-Б. Мусаясул так опи-
сывает предсвадебные обряды, запомнившиеся ему с детства: «...В большом зале, где в камине потрескивали дрова на коврах лежали валики и подушки, на которых сидели девушки. Они пели и шутили, а их пальцы при этом ловко и без устали работали. На некото-
.....
I I I ■ М I I I
Искусствознание 243
ром расстоянии от девушек сидели и стояли парни, наблюдая за искусными рукодельницами, и курили свои изящные серебряные трубки. На низком столике, рядом с камином, стоял кувшин с бузой, лежали блюда с орехами и печеньем. Пили, ели и шутили. Лампады из бронзы и глины, какие находят в греческих и римских захоронениях, кувшины, кинжалы, огнестрельное оружие, женские украшения, набитые овечьей шерстью подушки, ковры на полу и стенах, а также парчовые одеяла на случай приезда почётных гостей. Все предметы вокруг, изготовленные руками местных умельцев, были хорошо знакомы и близки присутствующим. Всё это поддерживалось изящными изысканными нарядами девушек, которые старались в этот день особенно хорошо выглядеть....» (10).
В Дагестане повсеместно одежда и различные аксессуары, декорированные художественной вышивкой, выступали в качестве непременной составляющей приданого невесты, являясь свидетельством ее мастерства и высокого уровня благосостояния семьи. По свидетельству видного этнографа С.Ш. Гаджиевой: «Каждая семья, где росла дочь, должна была заготовить десятка два нарядных шелковых гашников, концы которых отделывались золотыми или серебряными нитками, иметь большое число вышитых кисетов для табака, детских вышитых шапочек, сумочек для предметов женского рукоделия» (3, с. 66). Среди свадебных подношений многих равнинных народностей Дагестана, а также лакцев, хунзах-ских аварцев, кайтагских даргинцев предпочтение оказывалось именно золотошвейным изделиям, заказанным у известных мастериц (5. с. 189). Свадебный наряд невесты, состоявший обычно из нескольких комплектов, количество которых зависело от степени состоятельности семей, празднующих свадьбу, также должен был отличаться изысканностью орнаментальной декорировки. Например, в селе Кубачи число головных уборов богатой невесты нередко доходило до 25-30, причем один «к1аз» обязательно расшивался золотом и имел широкую золотую кайму и золотую
бахрому.
Примечательно, что и среди мужского населения Дагестана считалось хорошим тоном следить за внешностью, и одежда горцев «... как нельзя лучше подчеркивала мужскую красоту - широкие плечи, тонкую талию, стройность, ловкость и силу» (4, с. 61). Следуя традициям, горцы уделяли немало внимания костюму, наиболее сложными частями которого считались мужские шубы, кафтаны и черкески, вышитые разноцветными, главным образом, золотыми и серебряными нитками. В Х1Х-ХХ веках неотъемлемой частью костюмного комплекса горца стал украшенный галуном башлык, который независимо от времени года всадник почти всегда накидывал поверх черкески, хотя и не надевал его на голову.
Особенности декоративной отделки костюма в технике традиционного «золотого шитья», вышивки канителью, серебряными, шелковыми нитями лежат в основе моделирования современных изделий, отвечающих новым художественно-эстетическим экспозиционным требованиям.
Художественное оформление костюмного ансамбля горцев, вырастающее из традиций народного творчества, является подлинным сокровищем художественной культуры Дагестана. Многовековые традиционные приемы высокого мастерства, эстетические вкусы народа, ярко проявившиеся в художественной отделке традиционного наряда, совершенствуются и обогащаются новым поколением мастеров-художников.
Более подробное изучение народных художественных промыслов Дагестана позволит проследить взаимодействие национальных и иноэтнических традиций в художественном оформлении традиционной одежды, выявить специфику художественно-образного решения костюмного ансамбля повседневного и ритуально-праздничного назначения, изучить самобытность и эстетическую значимость орнаментальных композиций, органически связанных с представлениями о прекрасном, мировосприятием горцев.
.....
I I I ■ M I I I
244 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь ^ Примечания
1. Булатова, А. Г. Одежда народов Дагестана: Историко-этнографический атлас / А.Г. Булатова, С.Ш. Гад-жиева, Г.А. Сергеева. - Пущино, 2001.
2. Гаджиев, Г. А. Верования и обряды: Доисламский период / Г.А. Гаджиев. - Махачкала, 1993.
3. Гаджиева, С. Ш. Дагестанские терекеменцы: XIX - начало XX в. / С.Ш. Гаджиева. - М., 1990.
4. Гаджиева, С. Ш. Одежда народов Дагестана / С.Ш. Гаджиева. - М., 1981.
5. Гаджиева, С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX - начале XX в. / С.Ш. Гаджиева. - М., 1985.
6. Дамаданова, С. Р. Художественный текстиль Дагестана: Вышивка как разновидность традиционного текстиля / С.Р. Дамаданова // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар, 2009. - Вып. №5 (34).
7. Ильчук, Н. М. Художественная обработка металла в лакском селении Кумух в XIX - XX вв. / Н.М. Ильчук // Советская этнография. - М., 1958. - Вып. №3.
8. Кавказский календарь - Дагестанская область. Кавказский календарь на 1893. - Тифлис, 1892.
9. Кильчевская, Э. В. Декоративное искусство аула Кубачи / Э.В. Кильчевская. - М., 1962.
10. Мусаясул, Х.-Б. Страна последних рыцарей: Повесть о мире Кавказских гор / Х.-Б. Мусаясул; пер. с нем. Сияли Гаджиевой. - Махачкала, 1999.
11. Рашидов, О. К. Основы композиции: народные орнаменты и декоративно-прикладное искусство: [программа-пособие] / О.К. Рашидов. - Махачкала: ДГПУ, 2002.
12. Ставропольская губерния // Военно-статистическое обозрение Российской империи. - СПб., 1851. - Т. XVI, Ч. 1.
А ОПЫТ РЕКОНСТРУКЦИИ КОЛЛЕКЦИИ: А
НА ПРИМЕРЕ СОБРАНИЯ ЖИВОПИСИ ЗИНАИДЫ ИВАНОВНЫ ЮСУПОВОЙ (1809-1893 гг.)
Л. Ю. Савинская
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
На основе исследования архивных материалов, каталогов частных собраний и музейных коллекций показана реконструкция коллекции живописи. Восстановлена история создания и состав собрания живописи княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (1809-1893), которое находилось в ее особняке на Литейном проспекте в Петербурге. Результаты исследования позволили уточнить происхождение ряда картин, хранящихся в разных музеях России.
Ключевые слова: частные коллекции России, западноевропейская живопись, Зинаида Ивановна Юсупова, Ф.В. Ростопчин, Ф.Ф. Мосолов.
Based of researches of archives materials, catalogues of private collections and museums collections of paintings the article demonstrated experience of identification of works from a collection of paintings. The experiment gave chance to reconstruct the history of the collection of the princess Zinaida Ivanovna Yusupova (1809-1893) which was intended for her palace in Liteinyi Prospekt in Petersburg. Analysis works of the collection made to state exactly provenance of some works from Russian museums.
Keywords: private collections of Russia, West European, Zinaida Ivanovna Yusupova, F.V. Rostopchin, F.F. Mosolov.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 244-250