Научная статья на тему 'Якутская национальная одежда: традиции, проблемы современной реконструкции и адаптации'

Якутская национальная одежда: традиции, проблемы современной реконструкции и адаптации Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2244
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Якутская национальная одежда: традиции, проблемы современной реконструкции и адаптации»

Петрова С.И.

Доцент кафедры фольклора и культуры, к.и.н., Якутский государственный университет

ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА: ТРАДИЦИИ, ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ И АДАПТАЦИИ

В последнее время в нашей стране организаторы различных этнических культурных мероприятий стали уделять большое внимание к традициям проведения народных праздников. Еще более отрадно, что особое внимание они стали уделять осмыслению важной роли символики и знаковых значений атрибутов ритуально-обрядовых действий праздника. В республике Саха (Якутия) каждый год проводится традиционный летний праздник встречи солнца - ысыах. Несомненно, важной и яркой частью всех ритуальных действий данного праздничного мероприятия является национальная якутская одежда, которая своей выразительной формой, функциональным назначением, приемами обработки материала несет информацию о времени и месте своего происхождения, показывает среду обитания, культуру и религиозные воззрения данной эпохи. Каждая эпоха формирует свою культуру, а любая культура вырабатывает свой идеал, на основе которого адаптируются формы и типы национальной одежды.

В формировании традиционной якутской одежды можно выделить несколько этапов:

- к первому, самому архаичному этапу можно отнести старинные виды одежды дохристианского времени, в котором одежда выступала как адаптивный механизм, облегчающий человеку жизнь в суровых климатических условиях. В изготовлении одежды разумно использовалось местное сырье: мех, шкура домашних и диких животных, обработанная ручной технологией обработки. Якутские мастерицы того времени создавали уникальную одежду, которая надежно сохраняла здоровье, позволяло плодотворно трудиться и совершать длительные переходы в любых климатических условиях, к тому же они были очень изобретательными в отношении гигиенического и эстетического назначения. Кроме того, в семантике традиционной одежды ярко выражались этнические особенности философского мировосприятия. Сегодня можно считать, что символика декора старинной одежды использовалась в основном, как невербальное средство в передаче этнокультурной информации.

- Примерно с середины XVIII века формируется второй этап, когда внешний вид традиционной одежды активно менялся в покрое и отдельных элементах, отражающих культурное влияние других народов. В одежде, в связи с трудоемкостью изготовления и технологии обработки кожи и шкуры, полностью исчезают вышивка конским и оленьим волосом, меховая аппликация, появляются различные виды серебряных подвесных украшений и уменьшается количество бисерной отделки.

- В связи с развитием торговых и этнокультурных связей, с широким распространением привозных материалов в XIX веке происходит трансформация и модификация одежды. Изменился общий вид одежды; она сильно расширяется снизу, удлиняется, и стала иметь трапециевидный силуэт. Таким образом, общий вид одежды приобретает значительно русифицированный вид.

- Третий этап - этап исчезновения исконно традиционной одежды. С начала XX века, в связи с развитием общественной жизни и народа, постепенно терялось культово-оберегательное значение декора одежды и её художественное оформление все более принимало декоративный характер. Исчезли оригинальные элементы и дополнения одежды, направленные на защиту от холода, постепенно стали забываться и культовые обряды и параллельно с ними - виды обрядовой одежды. Национальной одеждой стали платья «халадаай» с жилетом, мужская косоворотка, шалевые платки, кушак, сапоги, картузы и шляпы из конских волос. Полностью были забыты сам покрой и отделка

одежды. Вышли из употребления металлические украшения. Национальная одежда полностью потеряла свою функциональную значимость.

- Четвертый этап начинается с 90-х годов XX - столетия, когда у народа стал проявляться интерес к истокам своей национальной культуры, в том числе к своей традиционной одежде, так как возрождаются материальная и духовная культура. Мастерицы начинают реконструкцию якутской одежды, стали функционировать различные частные предприятия, фирмы, специализирующиеся в изготовлении национальной одежды.

В старину одежда, прежде всего, была связана с ритуально-обрядовой практикой (обряды посвященные Верхним божествам - ысыах, бытовые, промысловые, свадебные и родильные обряды), поэтому обрядовая одежда являлась медиативным звеном, связывающим человека с окружающим миром, с высшими божествами и служили материальной оболочкой человека, защищающим его от воздействия различных негативных сил природы. Таким образом, одежда имела магико-охранную, апотропеистическую и сигнификативную функции во всех обрядовых ситуациях, поэтому имели свои особенности многовековой традиции в создании их силуэтного покроя, декоративной и орнаментальной отделки, цветового сочетания, связанные, прежде всего, с религиозными воззрениями, древними мифологическими и художественно-образными представлениями народа.

Главными действующими лицами в ритуале благословения летнего праздника являются белый шаман - айыы ойууна (в современной интерпретации - благословитель -алгысчыт) и его помощники (битииhиттэр). По описанию Кулаковского белые шаманы одевались в белую одежду [3, 98], которая шьется из шкур лошади светлой масти или и шкур белого оленя. Силуэт одежды представлял собой обобщенную орнитологическую структуру - символику пиццы. Орнитологический символ (изображение птицы в свободном полете) встречается и в атрибутах конского убранства: чепрак, две лопасти по бокам и подстилка в развернутом виде тоже представляют символику птицы в свободном полёте [4, 17]. Здесь следует отметить и тот факт, что рисунок на спине меховой шубы олицетворяет крылья птицы (хотойдоох сон). Ритуальной шапкой служил специально сшитый головной убор из шкуры головы лошади светлой масти, которого называли «ытык дуулага бэргэhэ» или «кекейе хаппыт куес бэргэсэ». Белый шаман считался посредником между людьми и светлыми божествами и последние должны были узнать посредника по его одежде.

Ярких описаний по «одежде битииситов» нет. Но в знаменитых старинных фотографиях Курочкина и Попова можно увидеть, что в основном их одевают в «кытыылаах сон, «оноолоох сон» и шапку «дьабака». В настоящее время в большинстве случаев девушек одевают в «халадаай», мальчиков в косоворотку белой расцветки, что сегодня не очень должно возбраняться так как, эпитету «белый» в якутском фольклоре придается священное значение и ему приписывали характеристики: чистый, независимый, божественный.

Кроме благословителя и его помощников - битииситов особую роль в церемонии играют женщины, которые стоят в центре торжеств у «тюсюлгэ» (две столбы, соединенные перекладиной). Из огромного кумысного бадья сири иhит - символа счастья и изобилия (сшитой из сыромятной, продымленной кожи, которая подвешивалась на перекладине), женщины черпали кумыс (напиток светлых небесных божеств) ковшиком эбир хамыйах (чистая ложка-кропило) производили возлияние Верхним божествам и преподносили ритуальную пищу всем участникам торжества. Одежда женщин должна соответствовать этим ритуальным действиям, они наряжались в нарядную шубу -«бууктаах сон» или летнюю нарядную верхнюю одежду «кытыылаах сон», шапку дьабака, поверх шубы надевали комплекс серебряных украшений. Одевание в летнем празднике таких теплых видов одежды обусловлено, прежде всего, тем, что единая выразительная композиция таких нарядов имела широкое семантическое содержание, и они во всех

культово-обрядовых действах были непременными атрибутами. Каждый элемент декора и наряда имели закодированные знаки и носили особую смысловую нагрузку. Силуэт женщины, одетую в такую парадную одежду с шапкой дьабака, напоминал устремленную вверх конусовидную форму. Такая форма одежды у тюрко-монголоязычных народов символизировала процветание, благополучие (Ядамсурен, Бадмаева). У древних якутов существовало такое же понятие. Они поклонялись небожителям Верхнего мира и считали, что через теменную часть человека божества дают силы, способствующие укреплению здоровья духа. Из-за такого понятия навершие шапок декорировалось закодированными знаками и религиозными символами [2, 68; 4, 41]. Серебряный круг в головном уборе имеет несколько функциональных назначений [4, 43]. Но в торжестве лета он служил символом принадлежности человека к солнечному миру. По мнению Трощанского В.Ф., серебряный круг в головном уборе является символом самого высшего божества Айыы тойона [5, 15-44]. Таким образом, головной убор является главным элементом в атрибутике обрядовых действий летнего торжества и имеет высокий семиотический статус. Он выступал в качестве своеобразного медиатора в ритуальных отношениях между людьми и верхними божествами, параллельно выполняя особую магико-охранную функцию.

Сведения о том, что женская парадная шуба была обязательным атрибутом в различных обрядах, отмечали многие [6, 171; 3, 98]. На спинной части верхней парадной шубы «бууктаах сон» имеются декоративные отделки со своеобразными рисунками. Если внимательно рассмотреть эти рисунки, видно, что они похожи на силуэтное изображение верхней части ритуального столба - коновязи. По мифологическим воззрениям якутов, через сквозные отверстия, проходящие под коновязью Верхнего мира, высшие божества посылают на землю свет, тепло. Как известно в якутской мифологии Вселенную держит Мировое дерево - Аал кудук мас, верхним концом упираясь в мир небожителей, а нижним

- в подземное царство и становится коновязью самого высшего божества Айыы тойона. Таким образом, эти декоративные знаки являются символами поклонения божеству -покровителю коневодства Дьесегей Айыы - покровителю дающему не только свет Солнца, но и силу, мощь, волю.

Всевозможные металлические подвески в такой шубе были своего рода оберегом от недобрых сил, населяющих окружающий мир, и имели магический смысл. Весь комплекс декора одежды (шапка, верхняя одежда, обувь, рукавицы) предположительно нес космическую символику, в нем древние мастерицы отразили свое представление о Вселенной. В анатомическом строении человека, по представлению якутов, как и у многих народов, отражается универсальная концепция мира. В ней различимы основные зоны вселенной: головная часть - Верхний мир (небесное царство), туловище -Срединный мир (земля), ноги - Нижний мир (подземное царство). В головном уборе, как мы выше указали, Верхний мир отражается серебряным круглым знаком - «туосахта» и закодированными знаками в нарядно вышитом навершии, посвященными божеству коня и божеству плодородия Айыысыт. Срединный мир, богатый растительностью и считающейся лучшим местом во вселенной, заселен людьми - айыы, животными, птицами и многочисленными духами - иччи. В одежде они представлены вышитыми орнаментальными композициями - зооморфными мотивами и мотивами растительного вьюнка, отражающими многообразие животного и растительного мира Срединной земли. Нижний мир отражается через вышивку нарядной обуви, перевернутые или несимметричные лировидные мотивы, которые символизируют хаос Нижнего мира. Лировидные мотивы в вышивке по орнаментальному канону мастериц должны были символизировать благополучие, процветание и должны расположиться в композиции любого декора материальной культуры только симметрично и вертикально. Своеобразный рисунок коновязи - сэргэ, отражающий в данном случае Мировое дерево, таким образом, объединяет все три символические сферы мироздания в единое целое.

Магическими свойствами в одежде обладали и мелкие нашивные бляшки, бисер, бусы, используемые как декоративный элемент.

С XIX века праздничной одеждой стали платье «халадаай», безрукавка «кэсиэччик», мужские рубашки, мужские и женские «оноолоох сон», которые непременно одевали со шляпой или скартузом из конского волоса или шалевым платком. Xотя в этих видах одежды чувствуется большое влияние одежды старожилов Сибири [7, 49], мастерицы в покрое внесли некоторые свои изменения, и якутский вкус в своей основе оставался независимым, и в одежде сохранилась своя этническая особенность.

Полный комплекс якутского праздничного костюма можно разделить на несколько

типов:

Первый тип (женский) состоит из верхней одежды «кытыылаах сон», платье «халадаай», безрукавка «кэсиэччик», головного убора «дьабака», обувь (торбаза), комплекс серебряных украшений: начельник - «бастына», нагрудные и наспинные украшения «илин-кэлин кэбиhэр», нагрудное украшение «сюрэх», серьги, нарукавные и шейные украшения и набедренные украшения «эттук симэгэ» и обувь из саары (черненной кожи) с широкой окантовкой, оформленной вышивкой, бисером или металлическими бляшками.

Второй тип женского костюма наиболее простой: легкое верхнее пальто «оноолоох сон», «халадаай», безрукавка «кэсиэччик», шляпа из конского волоса или шалевый платок «саал былаат», нарядная обувь из сарыы (оленья ровдуга). К нему можно надеть весь комплекс ювелирных украшений.

Обязательными компонентами мужского костюма являются рубашка (к нему шелковый пояс «кушат» или вышитые орнаментальным декором пояса), кафтан с кожаным поясом с нашитыми серебряными бляшками и с подвесными деталями кресало -«хатат», сумочка «кыалык», нож с ножнами -«кыыннаах бысах», головной убор «чомпой», мужская шляпа или картуз из конского волоса и кожаная обувь с широкой окантовкой -«билэ». Конструкция мужских рубашек и верхней мужской одежды «оноолоох сон» не отличалась от женской. Пояс, как показатель достатка и богатства был непременным атрибутом в мужской одежде.

Богатое женское нагрудно-наспинное украшение из серебра полагалось к нарядной верхней одежде «кытыылаах сон», «бууктаах сон» или «оноолоох сон», а поверх жилета с халадаем надевали более простое украшение «сюрэх киэргэл». Головной убор тоже должен был соответствовать этому: шапка «дьабака» - к верхней одежде, а начельник -бастына, шляпа из конского волоса или шалевый платок к летней одежде. На ногах -нарядная кожаная обувь-торбаза, а если наряд более легкий, можно было одеть легкие вышитые тапочки из ровдуги «сарыы».

Если раньше при шитье национальной одежды мастерицы встречались в основном нехваткой материала, различных металлических украшений, бляшек, подвесок, то в последнее время, как мы уже указали выше, появились специализированные магазины. Если ранее эту проблему усугубляло и отсутствие научных трудов и литературных исследований, посвященных якутской одежде, то в последние годы возрос и научный интерес к исследованию не только национального костюма, его отдельных элементов, но и комплексному анализу одежды в общей системе материальной и духовной культуры. Появились достаточно основательные исследования историко-этнографического, культурологического и технологического характера, посвященные анализу структурносемантических и художественно-конструктивных особенностей якутской традиционной одежды. Прежде всего, следует отметить работу искусствоведа, к.и.н. Р.С. Гаврильевой, посвященной историко-этнографическому исследованию традиционной якутской одежды. Д.т.н. Л.Н.Расторгуева в своих исследованиях рассматривала очень важную проблему современной разработки и методов проектирования теплозащитной одежды на основе традиционной технологии изготовления якутской одежды. К.и.н. В.С. Акимова является исследователем одежды народов Севера, в том числе якутской. Семантическая структура

и символический комплекс ритуальных видов якутской одежды рассматривались автором этих строк. Традиционную одежду с точки зрения искусствоведческой науки рассмотрены к. иск. И.В. Покатиловым. Недавно якутская одежда исследована и с точки зрения культурологической науки. Тема диссертационной работы молодой исследовательницы Ефимовой Е.М. называется “Семантика картины мира в традиционной якутской одежде”. Исследованы и традиционные ювелирные украшения (Зыков Ф.М., Саввинов А.И.). Но, несмотря на это и на сегодня существуют некоторые проблемы в реконструкции старинной, традиционной одежды, и её адаптации в современном социокультурном пространстве.

На сегодняшнее время, мы можем считать, что национальная одежда стала полноправным компонентом современной культуры. Об этом свидетельствует проведение конкурсов этнической моды на разных уровнях: республиканских, региональных, российских и международных. В республике Саха (Якутия) в рамках ежегодного летнего праздника «ысыах» обязательным стало проведение конкурса «Саха танаhа» - за лучший национальный костюм. Цель проведения данного конкурса, не только показ лучших образцов национальной одежды и выявление лучших модельеров и мастеров, а стремление существенно влиять на сохранение национальной самобытности народа, главная же идея заключается в развитии межнационального сотрудничества в современных непростых условиях. Сегодня развитие национальной одежды как мы наблюдаем, диктуется стилем жизни, влиянием среды и современной моды. Традиционная одежда возвращается в виде инноваций, таким образом, идет сильная модернизация видов национальной одежды. На национальную одежду сильное деформирующее влияние сегодня дали массовая культура (различные шоу, конкурсы) и культура сценической одежды. В современной национальной одежде в основном используется покрой одежды и декоративные украшения фольклорного стиля. Как правило, это стилизованный крой традиционного костюма, построенного на простоте и удобстве. Например, украшения стали делать из бисера или бересты. Сам покрой одежды, декор и его материалы сильно упрощаются, деформируются. Благодаря, современным требованием моды, появляются модельные виды одежды с использованием фантазийного, авангардного стиля, в композиции которых силами модельеров происходит формальное заимствование артефактов из традиционного якутского костюма без их глубокого осмысления. Они особенно применяются в моделировании эстрадных костюмов. Основная характеристика одежды такого стиля это необычайность, фантазийность, сказочность, смелость. Сегодня утрачены и признаки половозрастной особенности в ношении одежды (особенно женской и девичьей), происходит и трансформация и модификация в выборе материала, конструкции и технологии обработки национальной одежды, которые могут привести к нивелированию уникальных видов традиционной одежды со своим своеобразным стилем и фасоном. Возникла угроза исчезновения художественной идеи национального костюма, которая строилась, прежде всего, на семантическом комплексе, отражающем этническую картину мира. Таким образом, сегодняшний национальный костюм имеет только эстетическую функцию, практическая и особенно магическая функции костюма давно утеряны, хотя в некоторых элементах, например как головные уборы, рукавицы, обувь наблюдаются некоторые утилитарно-практические функции.

Таким образом, на основании вышесказанного, следует сказать, что хотя мы живём в современном развитом культурно-цивилизованном мире, где наша культура все более стремительно меняется и вглубь и вширь, мы не должны забывать те этнокультурные наследия, которые нам оставили наши предки. Мы должны их возрождать, развивать и донести до следующих поколений.

Литература

1. Бадмаева Р.Д. Бурятский национальный костюм / Институт общественных наук СО РАН СССР. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1987.

2. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII середины XVIII века. - Новосибирск: Наука, 1998.

3. Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований для якутов: Зап. Якутского краевого общества. - Якутск: Тип. НКП, 1923. - кн.1.

4. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов: традиции и реконструкция. - Новосибирск: изд-во «Наука» СО РАН, 2006.

5. Трощанский В.Ф. Наброски о якутах Якутского округа. - Казань, 1911.

6. Эргис Г.У. Исторические предания якутов. - Якутск: Кн. изд-во, 1960- ч. 1.

7. Фурсова Е.Ф. Традиционная одежда русских крестьян-старожилов верхнего Приобья (конец XX - начала XX века). - Новосибирск: Институт АЭ СО РАН, 1997.

8. Ядамсурен У. Народный костюм МНР (иллюстрированный альбом) - Улан-Батор, 1967.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.