Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КИТАЕ'

ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
535
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Шухуань

Введение. Семья - это базовая организация социального взаимодействия, сформированная на основе брака, кровных отношений и усыновления. Ее изменения неизбежно связаны с политикой. Процесс реконструкции различных экономических, культурных, социальных и других отношений в контексте семьи постоянно бросает вызов внутренней структуре традиционной китайской семьи. В Китае ее структура и функции со временем претерпели серьезные изменения, которые затрагивают не только саму семью, но и оказывают влияние на стабильное и здоровое функционирование общества в целом. В традиционном семейном воспитании соблюдается принцип главенства семейных интересов, но предпочтение отдается мальчикам. В рамках традиционной китайской культуры основное внимание уделяется воспитанию мальчиков, так как мальчики имеют более высокий статус в семье, чем девочки.Неравенство в традиционном воспитании в Китае проявляется в гендерных различиях, связанных с образованием детей, с распределением ресурсов семейного образования и в разнице в годах обучения мальчиков и девочек. Материалы и методы. Конфуцианство, являющееся одной из трёх основных религий китайцев, проповедует так называемый «сяо» - культ семьи и повиновения младших старшим. Согласно традициям, дети служат родителям и строго подчиняются их воле. Поэтому в дошкольном возрасте особенно актуальным для ребёнка становится личный пример взрослых. Правило психологического «зеркала», основанное на детской впечатлительности и желании подражать, известно и в европейской педагогической практике. Однако китайцы придают личному примеру особенное значение, кроме того, тщательно выбирают окружение своего ребёнка. Результаты исследования. Нынешнее семейное воспитание и образование в нашей стране является традиционным, стереотипным и консервативным в формировании пола, в частности в области гендерных ожиданий, гендерных представлений и просвещения по гендерным вопросам. Многие родители до сих пор не имеют научного понимания гендерной проблематики и часто не знают о гендерном образовании своих детей. Хотя академическое сообщество обеспокоено изменениями в современной структуре семьи Китая, обсуждение этой темы сосредоточено на широком круге вопросов. Обсуждение и заключения. Под воздействием современной цивилизации и воспитания традиционный уклад семьи, взаимоотношения между супругами, структура семьи, вопросы воспитания детей претерпевают изменения, постепенно превращаясь в открытую и демократическую систему, где воспитание детей носит всесторонний характер.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL FAMILY UPBRINGING IN CHINA

Introduction. The family is the basic organization of social interaction formed on the basis of marriage, blood relations and adoption. Its changes are inevitably connected with politics. The process of reconstructing various economic, cultural, social and other relationships in the context of the family constantly challenges the internal structure of the traditional Chinese family. In China, the structure and functions of the family have undergone major changes over time, which affect not only the family itself, but also have an impact on the stable and healthy functioning of society as a whole. In traditional family education, the principle of the primacy of family interests is observed, but preference is given to boys. Within the framework of traditional Chinese culture, the main focus is on the upbringing of boys, since boys have a higher status in the family than girls. Inequality in traditional education in China is manifested in gender differences related to the education of children, with the distribution of family education resources and in the difference in the years of education of boys and girls. Materials and Methods. Confucianism, which is one of the three main religions of the Chinese, preaches the so-called "xiao" - the cult of family and obedience of the younger to the elders. According to traditions, children serve their parents and strictly obey their will. Therefore, at preschool age, the personal example of adults becomes especially relevant for the child. The rule of the psychological "mirror", based on children's impressionability and the desire to imitate, is also known in European pedagogical practice. However, the Chinese attach special importance to a personal example, in addition, they carefully choose their child's environment. Results. The current family upbringing and education in our country is traditional, stereotypical and conservative in the formation of gender. In particular, in the field of gender expectations, gender perceptions and gender education. Many parents still do not have a scientific understanding of gender issues, and many parents are often unaware of their children's gender education. Although the academic community is concerned about changes in China's modern family structure, the discussion of this topic focuses on a wide range of issues. Discussion and Conclusions. Under the influence of modern civilization and education, the traditional way of the family, the relationship between spouses, the structure of the family, the issues of raising children are undergoing changes, gradually turning into an open and democratic system where the upbringing of children is comprehensive.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КИТАЕ»

Статья/Лгйс1е

УДК 378

Б01: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-6

ТРАДИЦИОННОЕ СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В КИТАЕ

Чжан Шухуань1

1 Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация АННОТАЦИЯ

Введение. Семья - это базовая организация социального взаимодействия, сформированная на основе брака, кровных отношений и усыновления. Ее изменения неизбежно связаны с политикой. Процесс реконструкции различных экономических, культурных, социальных и других отношений в контексте семьи постоянно бросает вызов внутренней структуре традиционной китайской семьи. В Китае структура и функции семьи со временем претерпели серьезные изменения, которые затрагивают не только саму семью, но и оказывают влияние на стабильное и здоровое функционирование общества в целом. В традиционном семейном воспитании соблюдается принцип главенства семейных интересов, но предпочтение отдается мальчикам. В рамках традиционной китайской культуры основное внимание уделяется воспитанию мальчиков, так как мальчики имеют более высокий статус в семье, чем девочки. Неравенство в традиционном воспитании в Китае проявляется в гендерных различиях, связанных с образованием детей, с распределением ресурсов семейного образования и в разнице в годах обучения мальчиков и девочек.

Материалы и методы. Конфуцианство, являющееся одной из трёх основных религий китайцев, проповедует так называемый «сяо» - культ семьи и повиновения младших старшим. Согласно традициям, дети служат родителям и строго подчиняются их воле. Поэтому в дошкольном возрасте особенно актуальным для ребёнка становится личный пример взрослых. Правило психологического «зеркала», основанное на детской впечатлительности и желании подражать, известно и в европейской педагогической практике. Однако китайцы придают личному примеру особенное значение, кроме того, тщательно выбирают окружение своего ребёнка.

Результаты исследования. Нынешнее семейное воспитание и образование в нашей стране является традиционным, стереотипным и консервативным в формировании пола, в частности в области гендерных ожиданий, гендерных представлений и просвещения по гендерным вопросам. Многие родители до сих пор не имеют научного понимания гендерной проблематики и часто не знают о гендерном образовании своих детей. Хотя академическое

сообщество обеспокоено изменениями в современной структуре семьи Китая, обсуждение этой темы сосредоточено на широком круге вопросов.

Обсуждение и заключения. Под воздействием современной цивилизации и воспитания традиционный уклад семьи, взаимоотношения между супругами, структура семьи, вопросы воспитания детей претерпевают изменения, постепенно превращаясь в открытую и демократическую систему, где воспитание детей носит всесторонний характер.

Ключевые слова: Китай, традиционное семейное воспитание, традиционная культура, семейное образование

Благодарности: Я хочу выразить особую признательность и огромную благодарность своему научному руководителю, доктору психологических наук, профессору кафедры социальной педагогики ИИЯ РУДН Каравановой Л. Ж. за бесценный опыт, переданный мне в процессе научных исследований, и чуткое наставничество.

Для цитирования: Чжан Шухуань. Традиционное семейное воспитание в Китае // Вестник Мининского университета. 2023. Т. 11, № 1. С. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-6.

TRADITIONAL FAMILY UPBRINGING IN CHINA Zhang Shuhuan1

Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT

Introduction. The family is the basic organization of social interaction formed on the basis of marriage, blood relations and adoption. Its changes are inevitably connected with politics. The process of reconstructing various economic, cultural, social and other relationships in the context of the family constantly challenges the internal structure of the traditional Chinese family. In China, the structure and functions of the family have undergone major changes over time, which affect not only the family itself, but also have an impact on the stable and healthy functioning of society as a whole. In traditional family education, the principle of the primacy of family interests is observed, but preference is given to boys. Within the framework of traditional Chinese culture, the main focus is on the upbringing of boys, since boys have a higher status in the family than girls. Inequality in traditional education in China is manifested in gender differences related to the education of children, with the distribution of family education resources and in the difference in the years of education of boys and girls.

Materials and Methods. Confucianism, which is one of the three main religions of the Chinese, preaches the so-called "xiao" - the cult of family and obedience of the younger to the elders. According to traditions, children serve their parents and strictly obey their will. Therefore, at preschool age, the personal example of adults becomes especially relevant for the child. The rule of the psychological "mirror", based on children's impressionability and the desire to imitate, is also known in European pedagogical practice. However, the Chinese attach special importance to a personal example, in addition, they carefully choose their child's environment. Results. The current family upbringing and education in our country is traditional, stereotypical and conservative in the formation of gender. In particular, in the field of gender expectations, gender perceptions and gender education. Many parents still do not have a scientific understanding of gender issues, and many parents are often unaware of their children's gender education. Although the academic community is concerned about changes in China's modern family structure, the discussion of this topic focuses on a wide range of issues.

Discussion and Conclusions. Under the influence of modern civilization and education, the traditional way of the family, the relationship between spouses, the structure of the family, the issues of raising children are undergoing changes, gradually turning into an open and democratic system where the upbringing of children is comprehensive.

Keywords: China, traditional family education, traditional culture, family education

Acknowledgements: I would like to express my special gratitude and great gratitude to my supervisor, Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Social Pedagogy of the Institute of Social Sciences, RUDN Karavanova L. Zh. for the invaluable experience transferred to me in the process of scientific research, and sensitive mentoring.

For citation: Zhang Shuhuan. Traditional family upbringing in China // Vestnik of Minin University. 2023. Vol. 11, no. 1. P. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-6.

Введение

Семейное воспитание имеет долгую историю и традиции в Китае. Основой и ядром культуры является философия, каждая культура воплощена в своих специфических ценностных ориентациях и способах мышления. Ценностная концепция и образ мышления отражены в образе жизни каждой этнической группы, поэтому некоторые ученые определяют культуру как образ жизни. Можно сказать, что китайская культура - это китайский образ жизни. За последние три десятилетия процесс развития исследований в области семейного воспитания прошел период восстановления, период развития и период усложнения [33, с. 1]. Семейное воспитание обычно относится к образованию, которое происходит внутри семьи.

Судя по социальным изменениям и их влиянию на семейное воспитание, сегодня в этой сфере произошло много изменений.

Китайский народ всегда придавал большое значение семейному воспитанию. В древние времена страна основывалась на земледелии, а семья выполняла не только функции производства и быта, но и выполняла воспитательную функцию. Дети завершали свое образование в частных школах, на дому, по заветам и делам родителей. Культура семейного воспитания стала уникальным культурным феноменом китайской нации. В настоящее время во многих теориях воспитания по-прежнему доминируют старый опыт и традиционные концепции. Основные идеи, практические и эффективные методы традиционного китайского семейного воспитания являются наиболее отличительными признаками традиционного воспитания и сокровищами традиционной китайской культуры, которые питают великий национальный дух и имеют большое значение для современных семей в деле воспитания добродетели. Привычки ребенка, язык, поведение и т.д. усваиваются из семьи. Успех или неудача семейного образования тесно связаны не только с осуществлением школьного образования и социального воспитания, они оказывают прямое воздействие на общее качество жизни китайского народа. Именно в семье детям дают первые знания об окружающем мире, их учат пользоваться различными предметами, знакомят с народными традициями и национальной культурой.

Конфуций - один из величайших мыслителей и просветителей Китая и всего мира, основатель традиционной китайской культуры. Идеи Конфуция всеобъемлющи и глубоки, наиболее показательной из них является его философия благожелательности. Идея Конфуция о благожелательности и любви является ядром конфуцианской моральной мысли, основным кодексом поведения для многих поколений китайского народа и традиционной добродетелью китайской нации. Она сияет мудростью китайского народа в решении любых вопросов и оказывает глубокое влияние на Китай и весь мир. Идея Конфуция о благожелательности и любви состоит из трех основных элементов: любовь к родственникам, любовь к другим и любовь ко всему сущему.

Характерной чертой традиционного семейного образования в Китае является его религиозная основа, которая нашла отражение в философских учениях Конфуция. Этика и философские учения Конфуция, пронизанные глубоким гуманистическим значением, оказали значительное влияние на все сферы жизни в Китае. В китайском семейном воспитании конфуцианская традиция оказала большое влияние на формирование семьи. Как заметил M. Бергер, «Китай - это цивилизация, где конфуцианское учение глубоко проникает в межличностные отношения и повседневную жизнь» [26, с. 94].

Влияние конфуцианской культуры на современное китайское семейное образование. Конфуцианство было основано в эпоху, предшествовавшую династии Цинь, и перешло к династии Восточная Хань. Многие идеи о семейном воспитании в конфуцианской культуре глубоки и проницательны. Конфуцианская культура делает акцент на «способе существования семьи». Суть воспитания отношений между мужем, женой и детьми заключается в «знании сыновнего почтения». «Сыновнее благочестие» означает, что нужно почитать своих родителей и воздать им должное за их воспитание. Также должна быть дружба между братьями и сестрами. В «Аналектах Конфуция» говорится: «Родителей уважают, но также необходимо уважать братьев, я родился первым, и я сделаю все, что в моих силах. Это праведность небес и земли, и вам не позволено расслабляться». Семейные межличностные

отношения братьев и сестер, добродетельных мужа и жены являются главным «стержнем» семейного воспитания, в котором развивается глубинный принцип взаимной любви и уважения, построения красивой и гармоничной семьи [14, с. 24].

В ходе развития исследований в области семейного воспитания Китая за последние 30 лет создание академической группы оказало значительное влияние на исследования в области семейного воспитания. Так, в 1989 году было создано Китайское общество семейного воспитания (первоначальное название - Всекитайская ассоциация семейного образования), которое было присоединено к Всекитайской федерации женщин. Ее Президентом была тогда Гу Сюлянь. Федерация выступала за ценности национального семейного воспитания. Образование Общества привело к стандартизированному созданию местных исследовательских ассоциаций по семейному образованию в различных регионах. Были проведены исследования по семейному образованию, особенно по статусу и функциям семейного образования [33, с. 2].

Традиционная китайская культура - это культура, основанная на семейных ценностях. Это этническая ответственность и историческая миссия народа. Существует три основных исследования ценности семьи в китайском обществе за последние десять лет:

1. И Цинчунь и Цай Юнмэй на основе второго базового обследования второй фазы социальных изменений. Выводы исследования: (1) Семейные ценности личной ориентации (включая современное западное отношение к браку и разводу) оказывают воздействие на семейное воспитание; (2) Коллективная ориентация на семейные ценности (отношение к семье и родственникам). Продолжают сохраняться основные традиционные семейные ценности. (3) Женщины имеют высокий эффект оплодотворения, а также вступления в брак.

2. Чэнь Гуанхуй проанализировал данные Пятого базового обследования второй фазы социальных изменений на Тайване. Высказываются следующие мнения: (1) «Изменение концепции сыновней почтительности» имеет эффект модернизации, поскольку оно представляет собой модернизацию или изменение. Такие стандарты, как образование, пол и район проживания, ослабят традиционные ценности; (2) Разница в возрасте, отражающая идеализм и эмоциональные факторы, а также влияние уровня образования, который создает лучшие условия для сыновнего почтения; (3) Мужчины придают большее значение двум концепциям «сыновней почтительности», чем женщины, что автор объясняет как модернизационно-феминистскую мысль и традицию. Сила «культа мужчины» продолжает традиционную концепцию сыновней почтительности [12, с. 258].

3. Чжоу Сяодуань обнаружил, что ответственность, отношения между родителями и детьми, брак и семья, а также рождение детей определены как традиционные «сексуальные концепции» и гендерные роли.

Что произошло между культурными ценностями и модернизацией, возрастом, образованием, тендерными различиями и социальными изменениями? Что это за взаимосвязь? Очевидно, что эти эмпирические исследования оставляют много вопросов и пространства для размышлений [31, с. 5-6].

Семейное взаимодействие в китайском обществе. В соответствии с изменениями в жизненном цикле семьи существуют две основные стадии семейных отношений: первая стадия - когда отношения между родителями и несовершеннолетними детьми фокусируются на проблеме воспитания, а второй этап - это отношения между родителями и взрослыми детьми.

Отношения между женатыми детьми и пожилыми родителями стали серьезной проблемой. В течение жизненного цикла отношения между братьями и сестрами меняются от соперничества между братьями и сестрами в раннем детстве к взаимной поддержке и родительской заботе между братьями и сестрами. В процессе совместного проживания, когда дети становятся взрослыми и создают новые семьи, происходит изменение ролей. Многие ученые отмечали, что компромиссная или системообразующая семья, состоящая из двух поколений, всегда была основным типом семьи в китайском обществе. С уменьшением числа детей постепенно увеличивалась доля одиноких родителей, и нуклеарные семьи стали более распространенными. Кроме того, доля овдовевших женщин, живущих со своими детьми, также выше. Изменение структуры семьи, очевидно, значительно усложняет задачу поддержки родителей.

В Китае большинство родителей живут со своими сыновьями, а не с дочерями, а одинокие пожилые люди живут только со своими супругами, что составляет 29% от общего числа домохозяйств. Многие исследования, проведенные в прошлом, показали, что проживание с женатыми детьми является культурной нормой и выбором родителей. Родители, чьи взгляды обычно традиционны и консервативны, с большей вероятностью ожидают, что они будут полагаться на своих детей, поскольку таковы характеристики традиционного национального мировоззрения [31, с.12-13].

Таким образом, главная цель современного китайского воспитания - дать детям возможность заботиться о своих родителях и улучшить свою семейную жизнь. Необходимо принять перечисленные ниже правильные семейные принципы и неукоснительно следовать им:

1. Придерживаться философии «Ян».

2. Придерживаться единства содержания и формы.

3. Не забывать про семейные ценности и традиции.

4. Слушаться отца.

5. Уважать принципы школы и общества [29, с. 2].

Обзор литературы

Семейное воспитание - это самое раннее образование в жизни и основа всего образования. Традиционное семейное воспитание играет большую роль в формировании культуры китайского народа.

Китайская традиционная мысль о семейном воспитании имеет долгую историю (особенно историческое наследование), богата великими идеями, четкой исторической логикой и уникальными характеристиками. Практика семейного воспитания, являясь неотъемлемой частью традиционной китайской культуры, сформировала множество идей о семейном воспитании и заложила основу древней теории семейного воспитания в Китае [34, с. 55]. Конфуций наставлял своего сына Конг Ли, что без изучения культуры невозможно эффективно общаться с людьми, отвечая на вопросы, а без изучения манер невозможно закрепиться в обществе [30, с. 49]. В идеологическом плане у китайцев сильно развито чувство семьи. Люди считают, что человек является частью семьи и должен полагаться на нее, а также вносить в нее свой вклад. В такой большой семье обязанность и право членов семьи -подчиняться и заставлять подчиняться других.

В «Ли Цзи» говорится:

- прежде чем управлять страной, нужно сначала управлять своей семьей;

- только когда семья хорошо образована и процветает, страна может процветать;

- образование занимает важное место в нашем традиционном обществе.

Эти положения приводят нас к следующим выводам: во-первых, традиционное китайское семейное воспитание занимает важное место в передаче китайской культуры, а семья была самой прочной структурой в древнем обществе; во-вторых, традиционное семейное воспитание является важным средством консолидации социального правления. Уважение и любовь родителей и детей друг к другу занимает центральное место в идеологии китайского семейного воспитания и играет важную роль в стабильности общественного порядка и формировании общественной морали.

Именно по этой причине традиционное семейное образование в Китае богаче по содержанию, чем традиционное западное образование, и включает в себя все: от традиционных культурных знаний, чтения и обучения до общения с людьми, миром и управления страной. Традиционное китайское семейное воспитание обычно основывается на семейных правилах и нормах и придает большое значение обучению на собственном примере.

Материалы и методы

В статье используется сравнительно-исторический метод, который позволил раскрыть природу семейного воспитания Китая. Теоретический метод являет собой анализ научных работ предшественников. Контекстуальный метод выражается наблюдением, предполагает привлечение авторитетов, подтверждает подлинность суждения автора, используя авторитетные мнения признанных общественных деятелей или сформулированные нормативные акты (такие как традиции, обычаи, ритуалы, нормы, правила, здравый смысл) и допуская определенную степень исследовательского поиска и верификации.

Результаты исследования

Воспитание и образование в семье в нашей стране в настоящее время является традиционным, стереотипным и консервативным в плане формирования пола. Это особенно актуально с точки зрения гендерных ожиданий, гендерного восприятия и гендерного образования. Во многих родителях до сих пор отсутствует научное понимание гендерных вопросов, и многие из них часто не знают о гендерном воспитании своих детей. Поскольку в традиционных семьях социальная концепция гендера, которую родители передают своим детям, невидима, в результате гендерное формирование детей неизменно направлено на традиционную мужскую ответственность за деятельность и работу и женскую ответственность за домашние дела. Однако даже в более терпимых и демократических семьях женщины, как правило, получают меньше ожиданий, чем мужчины. Большинство семей привыкли считать, что семья - это главная обязанность женщины, а мужчина - главный владелец социального предприятия.

Равенство в сфере образования - это большая тема. Для обеспечения равенства в образовании древние просветители приложили немало усилий. К примеру, Конфуций, великий китайский мыслитель и педагог, считал, что образование должно быть (обучение выше всего)». Другими словами, в образовании не должно быть различий,

основанных на статусе, личности или поле учащегося; образование предназначено для всех, и каждый имеет право на его получение [7, с. 84]. Обеспечение равенства в образовании состоит из трех аспектов: равенство права на образование, равенство доступа к образованию и равенство результатов образования. Следует отметить, что равноправие в образовании не означает, что процесс и результаты образования одинаковы для всех, а, скорее, означает, что каждый человек получает образование, которое лучше всего подходит ему и, таким образом, максимально раскрывает его потенциал.

В некоторых бедных сельских районах, девочки и мальчики лишены права на образование из-за экономического положения семьи, личного отношения родителей и других факторов, влияющих на посещаемость детьми школы, что в определенной степени сказывается на полном и свободном развитии детей. Такой подход несправедлив по отношению к детям, лишает их права на образование, игнорирует это право и не способствует всестороннему развитию личности ребенка.

По-прежнему сильно влияние традиционной идеи «отдавать предпочтение мальчикам (сыновьям) перед девочками (дочерями)». Это отсталое старое мышление сохраняется в некоторых семьях, особенно в отдаленных районах, где считают, что только мальчики могут «продолжать семейные традиции» и что мальчики - это признак процветания семьи. Традиционное семейное воспитание соблюдает принцип приоритета интересов семьи, но отдает предпочтение мальчикам. В традиционной китайской культуре основной упор делается на воспитание мальчиков, поскольку они имеют более высокий статус в семье, чем девочки. Согласно этой точке зрения, на территории некоторых экономически слаборазвитых районов мальчики имеют больше шансов получить образование, чем девочки, что приводит к несправедливому отношению к правам человека. Образование является фундаментальным правом каждого человека, и такой критерий определения доступа к образованию по полу является неуважением к личности и осквернением образования.

Доступность гендерного образования можно увидеть в традиционном семейном воспитании и образовательном процессе: прежде всего, родители возлагают большие надежды на своих детей, но на них глубоко влияет теория «бесполезного обучения», которая приводит к амбивалентности. В связи с повышением уровня жизни некоторые семьи, живущие в сельской местности, придают большое значение образованию своих детей, и у них высокие ожидания и требования к своим детям.

Существует предвзятое восприятие ценности образования. В сельской местности образование часто рассматривается как эффективный способ «выйти из деревни» и «вырастить мальчика, чтобы обеспечить поддержку в старости». В традиционных сельских семьях у родителей нет должного трудового воспитания детей и любви к родине. Существует большое количество сельских детей, которые не любят свой родной город и не работают, и это проблема с образованием в нашей сельской местности.

Стоит упомянуть ситуации, когда в семье больше внимания уделяется мальчикам, чем девочкам; существует дисбаланс в распределении образования в семье, при котором мальчики имеют больше возможностей и прав в области образования, чем девочки. Мальчики имеют более высокий статус, чем девочки, из-за влияния традиционного мышления - очень распространенного в сельской местности. Для многих родителей существует двойной стандарт в семейном образовании. Мальчики получают больше заботы, чем девочки; девочки получают больше критики и выполняют больше работы по дому. Мальчиков заставляют учиться, даже если семья бедная; с другой стороны, как учатся девочки - хорошо или плохо, -

родителям безразлично. Со временем мальчики, как правило, становятся ленивыми и капризными, а у девочек наблюдается низкая самооценка и сопротивляемость [2, с. 27].

Считается, что в современной концепции семейного воспитания Китая должны быть реализованы четыре изменения:

1. От убеждения, что семейное воспитание - это вопрос только внутрисемейный, к пониманию того, что семейное образование - это вопрос, связанный с обществом.

2. От убеждения, что задача семейного воспитания заключается в приобретении жизненных навыков и в регулировании семейных межличностных отношений, к развитию во всех аспектах - содействие физическому и психическому здоровью, всестороннему развитию членов семьи.

3. От убеждения в том, что семейное воспитание - это воспитание родителями своих детей, к развитию всех членов семьи.

4. От убеждения, что семейное воспитание - это только воспитание детей дошкольного возраста, к убеждению в необходимости воспитания на протяжении всей жизни [29, с. 2-3].

Обсуждение и заключения

Традиционное китайское семейное воспитание имеет свои преимущества и недостатки. Под влиянием современной цивилизации и воспитания традиционная структура семьи, отношения между мужем и женой и вопросы воспитания детей постепенно трансформируются в открытое и демократическое устройство, где воспитание детей носит целостный характер. Сила семейных культурных традиций все еще сильна и не всегда отрицательна, ведь некоторые традиционные семейные верования и ценности по-прежнему демонстрируют необычайную жизнеспособность, и это важно для института семьи [34, с. 30].

Но даже в такой дисциплинированной стране, как Китай, существуют свои нюансы и проблемы семейного воспитания. Суровый традиционализм и преемственность мешают китайцам здраво смотреть на многие вещи. Например, начиная с древних времён и заканчивая сегодняшним днём, более желанными в семье были и остаются мальчики. Девочка рано или поздно вырастет и выйдет замуж, сменив фамилию. А значит, она станет продолжательницей рода своего мужа. Единственный, кто может прославить фамилию и род, - это мужчина. Если на ранних сроках беременности становится известно, что женщина ждёт девочку, то муж может заставить её сделать аборт. Рождённые на свет малышки подвергаются дискриминации и унижению. Особенно остро эта проблема ощущается в связи с введением политики планового деторождения.

Семья в любой стране основана на положительных ценностях традиционного воспитания. Эта система одинакова для всех народов и уникальна для каждой страны. Важной частью семейного воспитания являются воспитательные идеалы семьи, фольклор и природа родного края. Как социокультурное явление, идеалы семейного воспитания представляют собой систему фольклорных представлений об идеальных качествах, отраженных в религии и народной мудрости, которые позволяют человеку адаптироваться в обществе с учетом социальных традиций и норм поведения.

Список использованных источников

1. Абрамов А. П., Лю Ц. Современные и традиционные семейные ценности межпоколенного взаимодействия в России и Китае // Социологические исследования. 2022. № 2. С. 107-116. https://doi.org/10.31857/S013216250016202-5.

2. Ван Янь Янь. Традиции семейного воспитания в Китае // Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. 2007. Т. 17, № 43-2.

3. Ванданова Э. Л. Семейное воспитание: традиции и современность // Семья, брак и родительство в современной России. 2015. № 2. С. 356-361.

4. Перевод и аннотирование Аналектов Конфуция (Упрощенная китайская версия): перевод с китайского языка / М. Ян Боджун, перевод и аннотация. Пекин: Книжный магазин Чжунхуа, 2006. С. 192.

5. Сивинцева О. В. Пронаталистский поворот в Китае: возврат к традиционным семейным ценностям или новая реальность? // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2019. Т. 13, № 3.

6. Чжао Сяодуань. Лю Чуцзя. Комментарий о состоянии развития и исследований общественного образования в нашей стране: перевод с китайского языка // Исследования и исследования. 2008. № 588. С. 27.

7. Чэнь Ч. Н. Направления исследований семейного воспитания в современном Китае // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 921.

8. Юн Л. Развитие педагогической мысли о воспитании детей в Китае: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2005.

9. Akou Jianshi. Analysis and Strategy Research on Education Problems in Yi Area of Sichuan Province // Transactions on Comparative Education. 2021. Vol. 3, no. 1. Pp. 8-13. https://dx.doi.org/10.23977/trance.2021.030102.

10. Chen Hao-bin. Confucian Moral Thoughts and their Significance for Modern Moral Education in China // Cultivating Morality: Human Beings, Nature and the World: International Conference on Moral Education. October 24 to 28, 2011. Available at: https://www.apnme.org/2011/programme/index.html (accessed: 10.11.2022).

11. Hong Gao, Yang liu, Zhiyuan Zhang. The Relationship Between Family Support and e-Learning Engagement in College Students: The Mediating Role of e-Learning Normative Consciousness and Behaviors and Self-Efficacy // Educational psychology. 2021. Vol. 12. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.573779.

12. Jiang jiao yu xuejun. Guo Jia zhong jiang hua tu shu. Jiao yu xue cong shu 1995. 322 Ж

13. Lee T. H. C. Education in traditional China: A history. Leiden, 2000. Vol. 13.

14. Lee W. Y. Women's education in traditional and modern China // Women's History Review. 1995. Vol. 4, no. 3. Pp. 345-367.

15. Levy M. J., Jr. The family revolution in modern China. Harvard University Press, 2013.

16. Ling S. Construction of anti-corruption institutions and culture in traditional China and its implications for modern China // Social Sciences in China. 2011. Vol. 32, no. 4. Pp. 162-175. https://doi.org/10.1080/02529203.2011.625187.

17. Mingyuan G. An analysis of the impact of traditional Chinese culture on Chinese education // Frontiers of Education in China. 2006. Vol. 1, no. 2. Pp. 169-190.

18. Na Li. Family History in China at a Crossroads: Family Narratives, Personal Memory, and Public History/ Journal of Family History // Public History: A Critical Introduction (Peking University Press. 2019. Vol. 44, no. 4. https://doi.org/10.1177/0363199019845931.

19. Parish W. L., Whyte M. K. Village and family in contemporary China. University of Chicago Press, 1980.

20. Q Sun. Research on the Integration and Innovation of Chinese. Traditional Culture and College English Teaching // International Journal of Education and Humanities. 2023. Vol. 6, no. 2. https://doi.org/10.54097/ijeh.v6i2.3469.

21. Steinhauer I. Sex and sexual education in China: Traditional values and social implications. 2016. Available at: https://digitalcollections.sit.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3332&context=isp_collection (accessed: 12.10.2022).

22. Wang J., Zheng L. Parenting desire among childless lesbian and gay individuals in China: The influence of traditional family values, minority stress, and parenting motivation // Journal of Family Issues. 2021. Vol. 43, no. 9. https://doi.org/10.1177/0192513X211030921.

23. Yun Xing, Yongmei Hua, Jian-Zhong Zhu. Higher education and family background: Which really matters to individual's socioeconomic status development in China // International journal of educational development. 2021. Vol. 81. P. 102334. https://doi .org/10.1016/j.ijedudev.2020.102334.

24. Zhang Xin. Research on the Cognition and Inheritance of Chinese Traditional Culture by College Students and Teachers // Proceedings of the 2nd International Seminar on Education Research and Social Science (ISERSS 2019). 2019. https://doi.org/10.2991/iserss-19.2019.104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Zhao Wen. Transformation in teaching of Chinese teachers blending western and Chinese education approaches for orphan children in China // Public Access Theses and Dissertations from the College of Education and Human Sciences. 2007. Available at: https://digitalcommons.unl.edu/cehsdiss/181 (accessed: 10.11.2022).

26. ^ Щ. ШШ-Х^М^^МШШМШШШ // 2021. Vol.9, no. 1. 237-238 Ж. DOI: 10.18686/jyfzyj.v3i9.54225.

27. m H ^ffl®. + // International Journal of Progressive Education. 2005. Vol. 1, no. 1. Pp. 1-20.

28. // Sun Yunxiao Studio (syxedu). 2021. Available at: https://new.qq.com/rain/a/20210111A0180V00 (accessed: 12.10.2022).

29. //

2020. P. 114.

30. ift, smm, i^mmmmm^&MR^Mixim // ^sm 2019. No.

48. P. 2.

31. s». // s^w.m 2018.p. 3.

32. rrn^, mm. w^mmmmm^&rn // i^^m 1997. No. 16. Pp. 9-14.

33. mmmmmfc^m^m^^mm // p. 1-7.

// Journal of China Women's University. 2022. No.5. P. 9.

References

1. Abramov A. P., Lyu C. Modern and traditional family values of intergenerational interaction in Russia and China. Sociologicheskie issledovaniya, 2022, no. 2, pp. 107-116, https://doi.org/10.31857/S013216250016202-5. (In Russ.)

2. Van YAn' YAn'. Traditions of family education in China. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena, 2007, vol. 17, no. 43-2. (In Russ.)

3. Vandanova E. L. Family education: traditions and modernity. Sem'ya, brak i roditel'stvo v sovremennojRossii, 2015, no. 2, pp. 356-361. (In Russ.)

4. Perevod i annotirovanie Analektov Konfuciya (Uproshchennaya kitajskaya versiya): perevod s kitajskogo yazyka / M. YAn Bodzhun, perevod i annotaciya. Beijing, Knizhnyj magazin CHzhunhua Publ., 2006. p. 192. (In Russ.)

5. Sivinceva O. V. Pronatalist turn in China: a return to traditional family values or a new reality? VestnikPermskogo universiteta. Seriya: Politologiya, 2019, vol. 13, no. 3. (In Russ.)

6. CHzhao Syaoduan'. Lyu CHuczya. Commentary on the state of development and research of public education in our country: translation from Chinese. Issledovaniya i issledovaniya, 2008, no. 588, p. 27. (In Russ.)

7. CHen' CH. N. Directions of research of family education in modern China. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 6, p. 921. (In Russ.)

8. YUn L. The development of pedagogical thought on the upbringing of children in China: the author's abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical sciences. Kazan, 2005. (In Russ.)

9. Akou Jianshi. Analysis and Strategy Research on Education Problems in Yi Area of Sichuan Province. Transactions on Comparative Education, 2021, vol. 3, no. 1, pp. 8-13, https://dx.doi.org/10.23977/trance.2021.030102.

10. Chen Hao-bin. Confucian Moral Thoughts and their Significance for Modern Moral Education in China. Cultivating Morality: Human Beings, Nature and the World: International Conference on Moral Education. October 24 to 28, 2011. Available at:

https://www.apnme.org/2011/programme/index.html (accessed: 10.11.2022).

11. Hong Gao, Yang liu, Zhiyuan Zhang. The Relationship Between Family Support and e-Learning Engagement in College Students: The Mediating Role of e-Learning Normative Consciousness and Behaviors and Self-Efficacy. Educational psychology, 2021, vol. 12, https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.573779.

12. Jiang jiao yu xuejun. Guo Jia zhong jiang hua tu shu. Jiao yu xue cong shu 1995. 322 Ж

13. Lee T. H. C. Education in traditional China: A history. Leiden, 2000. Vol. 13.

14. Lee W. Y. Women's education in traditional and modern China. Women's History Review, 1995, vol. 4, no. 3, pp. 345-367.

15. Levy M. J., Jr. The family revolution in modern China. Harvard University Press, 2013.

16. Ling S. Construction of anti-corruption institutions and culture in traditional China and its implications for modern China. Social Sciences in China, 2011, vol. 32, no. 4, pp. 162-175, https://doi.org/10.1080/02529203.2011.625187.

17. Mingyuan G. An analysis of the impact of traditional Chinese culture on Chinese education. Frontiers of Education in China, 2006, vol. 1, no. 2, pp. 169-190.

18. Na Li. Family History in China at a Crossroads: Family Narratives, Personal Memory, and Public History/ Journal of Family History. Public History: A Critical Introduction (Peking University Press, 2019, vol. 44, no. 4, https://doi.org/10.1177/0363199019845931.

19. Parish W. L., Whyte M. K. Village and family in contemporary China. University of Chicago Press, 1980.

20. Q Sun. Research on the Integration and Innovation of Chinese. Traditional Culture and College English Teaching. International Journal of Education and Humanities, 2023, vol. 6, no. 2, https://doi.org/10.54097/ijeh.v6i2.3469.

21. Steinhauer I. Sex and sexual education in China: Traditional values and social implications. 2016. Available at: https://digitalcollections.sit.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=3332&context=isp_collection (accessed: 12.10.2022).

22. Wang J., Zheng L. Parenting desire among childless lesbian and gay individuals in China: The influence of traditional family values, minority stress, and parenting motivation. Journal of Family Issues, 2021, vol. 43, no. 9, https://doi.org/10.1177/0192513X211030921.

23. Yun Xing, Yongmei Hua, Jian-Zhong Zhu. Higher education and family background: Which really matters to individual's socioeconomic status development in China. International journal of educational development, 2021, vol. 81, p. 102334. https://doi .org/10.1016/j.ijedudev.2020.102334.

24. Zhang Xin. Research on the Cognition and Inheritance of Chinese Traditional Culture by College Students and Teachers. Proceedings of the 2nd International Seminar on Education Research and Social Science (ISERSS 2019), 2019, https://doi.org/10.2991/iserss-19.2019.104.

25. Zhao Wen. Transformation in teaching of Chinese teachers blending western and Chinese education approaches for orphan children in China. Public Access Theses and Dissertations from the College of Education and Human Sciences. 2007. Available at: https://digitalcommons.unl.edu/cehsdiss/181 (accessed: 10.11.2022).

26. ^ Щ. ШШХ^М^КШШШМ[Li Yan. The influence of Confucian culture on contemporary family education]. fWMMWft, 2021, vol. 9, no. 1, 237-238 Ж. DOI: 10.18686/jyfzyj.v3i9.54225.

27. m M ^ffl®. М^^тШМШ^^ШШМШШгШМ [Luo Feng, He Guoqiang. Theoretical Exploration of Chinese Family Education Index System]. International Journal of Progressive Education, 2005, vol. 1, no. 1, pp. 1-20.

28. #¿00: tBilff^lt^t й [Sun Yunxiao: The Current Situation and Characteristics of Chinese Family Education]. Sun Yunxiao Studio (syxedu). 2021. Available at: https://new.qq.com/rain/a/20210111A0180V00 (accessed: 12.10.2022).

29. i^t,iif. ^тщтшш-хшм-шмшкшшшшмшштт^

[Wang Tianren, Wang Yingru. The Essence and Inheritance of Traditional Chinese Family Culture - Also on the Goals and Guidelines of Modern Family Construction].

2020. P. 114.

30. ift, imm, ЖШШ. [Wang Wei, Wang Juanjuan, Zhang Pingting. On Chinese Traditional Family Education Thought and Its Modern Value]. WWK 2019, no. 48, p. 2.

31. A"ЙШШ^"Ш^ШЩШШШЧ^ЖЖЖ&Ш^ [Wang Xiaoya. Views on Traditional Chinese Family Education and Its Reflections from "Tiger Mother and Wolf Dad"]. MfflfW.±m 2018, p. 3.

32. ШШ. ШЪ^ШШШ'Ш^ШЖ [Yin Kangping, Xing Yan. A Brief Discussion on Chinese Traditional Family Education Thought]. ШШ^Ш^Ш, 1997, no. 16, pp. 9-14.

33. [Yu Qinfang. The Development Characteristics and Trends of Family Education Research in the Past Thirty Years]. ЙШШЖЙШ$£ЙШШ p. 1-7.

34. Ш (±Ш: ШШШШ& [Zhang Chunni, Xie Yu. Changes in Family Structure and Social Stratification (Part 1): Integration of Research Perspectives]. Journal of China Women's University, 2022, no.5, p. 9.

© Чжан Шухуань, 2023

Информация об авторах

Чжан Шухуань - аспирант, Российский университет дружбы народов, Москва, Российская

Федерация, ORCID ID: 0000-0002-6278-1477, 1042208076@pfur.ru

Information about the authors

Zhang Shuhuan - PhD student, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0002-6278-1477, 1042208076@pfur.ru

Поступила в редакцию: 09.11.2022 Принята к публикации: 23.03.2023 Опубликована: 30.03.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.