Научная статья на тему 'СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В КИТАЕ'

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / КИТАЙСКАЯ СЕМЬЯ / АВТОРИТАРНОЕ / ЛИБЕРАЛЬНОЕ / ОТВЕРГАЮЩЕЕ И АВТОРИТЕТНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чжан Шухуань, Караванова Людмила Жалаловна

Цель исследования состоит в том, чтобы доказать, что разные семьи имеют разные стили воспитания, и эти стили воспитания по-разному влияют на психологию и поведение детей. Стиль воспитания и общения в семье - это совокупность личных установок, концепций, принципов и ценностных ориентаций, которые обеспечивают условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни. Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, главным образом от личных ресурсов, которыми обладает семья. Методы. Анализ литературы и данных, исторический и педагогический анализ, синтез, сравнение и обобщение. Результаты. Анализируя учебную литературу, можно заметить, что не существует конкретных рамок для вопросов семейного воспитания, и родители не всегда используют один и тот же стиль воспитания в общении со своими детьми. Обращаясь к практике, можно заметить, что отцы обычно иначе воспринимаются мальчиками (более жестоки и деспотичны), чем матери, поэтому семейный стиль в определенной степени является компромиссом. Вывод. Стили воспитания и характер отношений между родителями и детьми изменились не только во времени, но и в пространстве. Так, в китайской современной семье считается, что к дисциплине маленьких детей должны предъявляться самые строгие требования. По мере взросления ребенка дисциплина должна ослабевать и ему следует предоставлять все больше и больше самостоятельности. Выбор стиля семейного воспитания зависит в первую очередь от личности ребенка и родителей, а также от семейных традиций и моральных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чжан Шухуань, Караванова Людмила Жалаловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARENTING STYLES AND THEIR IMPACT ON CHILD DEVELOPMENT IN CHINA

The aim of the study is to prove that different families have different parenting styles, and these parenting styles have different effects on the psychology and behavior of children. The style of upbringing and communication in the family is a set of personal attitudes, concepts, principles and value orientations that provide conditions for the development of the child and his preparation for public life. The content, nature and results of family education depend on a number of characteristics of the family, mainly on the personal resources that the family possesses. Methods. Literature and data analysis, historical and pedagogical analysis, synthesis, comparison and generalization. Results. Analyzing the educational literature, it can be noted that there is no specific framework for family education issues, and parents do not always use the same parenting style in communicating with their children. Turning to practice, it can be noted that fathers are usually perceived differently by boys (crueler and despotic) than mothers, so the family style is to a certain extent a compromise. Conclusion. Parenting styles and the nature of the relationship between parents and children have changed not only in time, but also in space. So, in the Chinese modern family, it is believed that the strictest requirements should be imposed on the discipline of young children. As the child grows up, discipline should weaken and he should be given more and more independence. The choice of the family education style depends primarily on the personality of the child and parents, as well as on family traditions and moral principles.

Текст научной работы на тему «СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В КИТАЕ»

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 3. 2022

Психологические науки / Psychological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 159.9

DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-110-114

Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей в Китае

© 2022 Чжан Ш., Караванова Л. Ж.

Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; е-mail: 1042208076@pfur.ru, karavanova-lzh@rudn.ru

РЕЗЮМЕ. Цель исследования состоит в том, чтобы доказать, что разные семьи имеют разные стили воспитания, и эти стили воспитания по-разному влияют на психологию и поведение детей. Стиль воспитания и общения в семье - это совокупность личных установок, концепций, принципов и ценностных ориентаций, которые обеспечивают условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни. Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, главным образом от личных ресурсов, которыми обладает семья. Методы. Анализ литературы и данных, исторический и педагогический анализ, синтез, сравнение и обобщение. Результаты. Анализируя учебную литературу, можно заметить, что не существует конкретных рамок для вопросов семейного воспитания, и родители не всегда используют один и тот же стиль воспитания в общении со своими детьми. Обращаясь к практике, можно заметить, что отцы обычно иначе воспринимаются мальчиками (более жестоки и деспотичны), чем матери, поэтому семейный стиль в определенной степени является компромиссом. Вывод. Стили воспитания и характер отношений между родителями и детьми изменились не только во времени, но и в пространстве. Так, в китайской современной семье считается, что к дисциплине маленьких детей должны предъявляться самые строгие требования. По мере взросления ребенка дисциплина должна ослабевать и ему следует предоставлять все больше и больше самостоятельности. Выбор стиля семейного воспитания зависит в первую очередь от личности ребенка и родителей, а также от семейных традиций и моральных принципов.

Ключевые слова: семейное воспитание; китайская семья; авторитарное, либеральное, отвергающее и авторитетное воспитание.

Формат цитирования: Чжан Ш., Караванова Л. Ж. Стили семейного воспитания и их влияние на развитие детей в Китае // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 3. С. 110-114. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-110-114

Parenting Styles and their Impact on Child Development in China

© 2022 Shuhuan Zhang, Ludmila Zh. Karavanova

Peoples' Friendship University of Russia Moscow, Russia; е-mail: 1042208076@pfur.ru, karavanova-lzh@rudn.ru

ABSTRACT. The aim of the study is to prove that different families have different parenting styles, and these parenting styles have different effects on the psychology and behavior of children. The style of upbringing and communication in the family is a set of personal attitudes, concepts, principles and value orientations that provide conditions for the development of the child and his preparation for public life. The content, nature and results of family education depend on a number of characteristics of the family, mainly on the personal resources that the family possesses. Methods. Literature and data analysis, historical and pedagogical analysis, synthesis, comparison and generalization. Results. Analyzing the educational literature, it can be noted that there is no specific framework for family education issues, and parents do not always use the same parenting style in communicating with their children. Turning to practice, it can be noted that fathers are usually perceived differently by boys (crueler and despotic) than mothers, so the family style is to a certain extent a compromise. Conclusion. Parenting styles and the nature of the relationship between parents and children have changed not only in time, but also in space. So, in the Chinese modern

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

family, it is believed that the strictest requirements should be imposed on the discipline of young children. As the child grows up, discipline should weaken and he should be given more and more independence. The choice of the family education style depends primarily on the personality of the child and parents, as well as on family traditions and moral principles.

Keywords: family upbringing; Chinese family; authoritarian, liberal, rejecting, and authoritative upbringing.

For citation: Zhang Sh., Karavanova L. Zh. Parenting Styles and their Impact on Child Development in China. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022. Vol. 16. No. 3. Pp. 110-114. DOI: 10.31161/1995-0675-2022-16-3-110-114 (in Russian)

Введение

Общепризнана роль семьи в формировании уникальной ситуации социального развития для каждого ребенка - одной из основных детерминант развития личности. Отношение родителей к своим детям является одним из важных факторов формирования и развития индивидуальных, личностных особенностей и моделей поведения их детей.

В основе определенного стиля семейного воспитания лежит определенное отношение родителей к своим детям. Отношение родителей - это общая система различных чувств по отношению к своим детям, поведенческие стереотипы, практикуемые в общении со своими детьми, а также особенности их восприятия и понимания индивидуально-психологических особенностей поведения своих детей [2, с. 2526]. Влияние воспитания, родительского отношения и методов воспитания, лежащих в основе родительского поведения, огромно и влияет на широкий спектр аспектов психологической жизни и поведения детей. Отношение самих родителей к детям разнообразно. Это сложное образование, которое развивается под влиянием многих детерминант.

Стиль семейного воспитания можно рассматривать как целостную единицу (например, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция и т. д.), для нас представляется важным рассматривать стиль семейного воспитания и более дробно, исследуя отдельно параметры [4, с. 13].

Цель исследования состоит в том, что разные семьи имеют разные стили воспитания, и эти стили воспитания по-разному влияют на психологию и поведение детей.

Методы исследования - анализ литературы и данных, исторический и педагогический анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Результаты и обсуждение

Анализируя учебную литературу, можно заметить, что не существует конкретных

рамок для вопросов семейного воспитания, и родители не всегда используют один и тот же стиль воспитания в общении со своими детьми. Обращаясь к практике, можно заметить, что отцы обычно воспринимаются мальчиками иначе (более жестоки и деспотичны), чем матери, поэтому семейный стиль в определенной степени является компромиссом. Отцы и матери могут дополнять друг друга и уничтожать влияние друг друга. Родители неосознанно используют методы воспитания. Отсутствие образования - это тоже стиль [3].

Родители в каждой семье в Китае по-разному воспитывают своих детей. По стилю отношений между родителями и детьми в семье китайские ученые различают авторитарное, либеральное, отвергающее и авторитетное воспитание.

Авторитарное воспитание. Этот стиль присущ жестким родителям, которые не верят, что у молодого члена семьи может быть собственное мнение и пожелания. В семье с авторитарным стилем воспитания, как правило, существуют строгие правила, и малейшие нарушения будут строго наказываться. У малыша почти нет выбора, и его судьбу определяют родители. Взрослые решают все: в какой клуб вступить их ребенок, с какими детьми дружить, какие овощи кушать, что делать в определенное время, и в какое учебное заведение он пойдет после школы.

Примеры фраз, которые часто употребляют авторитарные родители: «Ты еще молод и ничего не понимаешь. Это правильно - слушать своих родителей», «Мы все для тебя делаем, а ты - неблагодарный», «Для кого мы это делаем, мы хотим, чтобы вы были хорошими», «Ты способный, родители больше не могут тебя контролировать».

Преимущества авторитарного стиля:

1. Родители стараются дать своим детям самое лучшее - чаще всего это касается материальных благ и успешного места в жизни;

••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 16. N0. 3. 2022

2. Дети послушны, воспитаны и вежливы;

3. Они ведут себя почти идеально в общественных местах;

4. Соглашаться на все требования детей;

5. Дети не спорят со взрослыми;

6. Родителям легко направлять своих детей, навязывая им свое мнение;

7. По словам родителей, у детей есть успешное будущее, и они легко достигают своих целей.

Недостатки авторитарного стиля:

1. Детям из такой семьи не хватает любви и привязанности к родителям;

2. Дети не знают, как принимать собственные решения, и они привыкли к тому, что другие берут на себя полную ответственность за их выбор;

3. Дети не знают, как отказаться, в том числе при необходимости: они могут пойти с незнакомыми людьми и попробовать алкоголь или наркотики под давлением своей старой компании;

4. Жизнь в нерешительности, чувство собственной незначительности, депрессия и постоянный страх перед родителями;

5. Теряют доверие к жизни, миру и взрослым.

Либеральное воспитание. Это стиль семейного воспитания, который характеризуется отсутствием надзора и контроля за детьми. В семье мирные отношения, от малыша ничего не требуется, но нет важной воспитательной составляющей: правил и границ. На самом деле дети делают все, что хотят, игнорируя социальные запреты, и родители фактически освобождаются от ответственности за поведение и будущее своих детей.

Детям предоставляется полная свобода под руководством их родителей. Такой вид воспитания родители любят и принимают своих детей без всякой причины, и родители не просят своих детей делать то, чего они не хотят делать. Хотя ребенок сделал это неправильно, он не настаивал, и не имело значения, остановился ли он на полпути, но родители не винили его. Из-за отсутствия какого-либо ограничивающего руководства дети не знают, что делать и что делать, когда сталкиваешься с чем-то.

Преимущества либерального стиля:

1. С детства дети понимают, что вся ответственность за свои поступки лежит на них самих;

2. Самые младшие члены семьи не имели обязанностей при выполнении до-

машней работы и не были вынуждены ее делать;

3. Они могут проявить и найти себя, и никто не заставит их делать то, что им не нравится.

Недостатки либерального стиля:

1. Ребенок не до конца осведомлен о правилах социального поведения, поэтому иногда может вести себя довольно непристойно;

2. Не чувствуя никаких психологических границ, человек не готов принять сопротивление других;

3. Иногда подросток, выросший в либеральной семье, оказывается в реальной опасности, потому что его родители позволяют ему гулять допоздна. Родителям все равно, где находится ребенок, главное, чтобы это было то, что ребенок хочет делать;

4. Такой ребенок эгоцентричен и привык к тому, что его все окружают, иначе родители его не любят;

5. Из-за того, что родители не заинтересованы в образовательной жизни своих детей, успеваемость в школе низкая;

6. В попытке привлечь к себе внимание, ребенок может прибегнуть к девиа-нтным элементам поведения: проявлениям агрессии, нанесению ущерба имуществу или окружающим.

Отвергающее воспитание. Родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка своим поведением. Например, в тех случаях, когда рождение ребенка было изначально нежелательным, например, хотели мальчика, а родилась девочка [1].

Почему китайские родители предпочитают мальчиков девочкам? Прежде всего, из-за тщеславия, раньше, если в какой-то семье рождался мальчик, вся семья радовалась и угощала друзей и родственников обедом. Если в семье появлялась девочка, родители думали, что другие смотрят на них свысока и смеются над ними. Родители не позволяют девочкам учиться и рано выдавали их замуж.

Во-вторых, в Китае раньше было очень бедное население, и у многих людей не было еды. Исторически Китай был крупной сельскохозяйственной страной. Сельское хозяйство - это занятие, требующее большой физической силы. В этом отношении женщины явно слабее мужчин, поэтому все они надеются, что у них будет сын, который будет помогать в сельскохозяйственных работах, а не дочь, которая

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

мало помогает работать, еще ее надо одевать и кормить. В-третьих, есть поговорка, что при воспитании сына, когда родители в будущем состарятся, сын может ухаживать за ними до их смерти. Самое главное, когда родители умирают, только сын берет бело-черное фото своих родителей и хоронит их. До сих пор есть еще районы, в которых не позволяется женщинам даже сидеть с мужчинами за одним столом.

Как правило, в таких семьях дети становятся либо агрессивными, либо забитыми, замкнутыми, робкими, обидчивыми. Родители не общаются с детьми, не заботятся о них, либо наоборот, слишком много внимания уделяют детям, опекают и разрешают им все.

Авторитетное воспитание. Этот стиль семейного воспитания считается самым здоровым. Все здесь дружелюбны и всегда могут рассчитывать на поддержку. Здесь они знают, как вести переговоры, слушать и прислушиваться друг к другу, проявлять любовь и сострадание. Родители поощряют независимость и чувство ответственности детей для формирования правильного социального поведения.

Дети, выросшие и воспитанные в таком семейном стиле воспитания:

1. Дети чувствуют любовь и поддержку;

2. Дети могут учиться брать на себя ответственность и быть независимыми;

3. Дети имеют право выбирать и отказываться;

4. Детские решения могут приниматься в зависимости от возраста;

тронный ресурс] / Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/11/20/roditelskoe-sobranie-stili-semeynogo-vospitaniya-i (дата обращения 26.11.2021)

2. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. выс. и сред. пед. уч. заведений. М.: «Издательский центр Академия», 1999. С. 25-26

3. Лапшина Е. А., Дуда И. В. Характеристика стилей семейного воспитания // Universum: психология и образование: электрон. научн. журн. 2017. № 9 (39). [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://7universum.com/ru/ psy/archive/item/5113 (дата обращения: 26.11.2021).

4. Спирёва Е. Н. Влияние личностных особенностей родителя и ребенка на стиль семейного воспитания. Дисс. ... канд. психол. н. Мос-

5. Не боятся ошибаться и просить родителей о помощи;

6. Знают правила социального поведения;

7. Четко осознают свои психологические границы и границы других людей;

8. Знают, как надо ставить цели и достигать их;

9. Дети чувствуют уважение и учатся также относиться к другим;

10. Дети всегда открыты для новых знаний, навыков и чувств;

11. Менее подвержены влиянию негативных настроений и компаний;

12. Дети обладают достаточной самооценкой и уверенностью в себе и своих способностях.

Заключение

Таким образом, стили воспитания и характер отношений между родителями и детьми изменились не только во времени, но и в пространстве. Так, в китайской современной семье считается, что к дисциплине маленьких детей должны предъявляться самые строгие требования. По мере взросления ребенка дисциплина должна ослабевать и ему следует предоставлять все больше и больше самостоятельности.

Выбор стиля семейного воспитания зависит в первую очередь от личности ребенка и родителей, а также от семейных традиций и моральных принципов. Условия воспитания самих родителей наложили огромный отпечаток на воспитание собственных детей. Сколько родителей -столько и мнений о воспитании.

5. Мишина М. М., Ли Г. Особенности семейного воспитания в Китае // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2019. №. 16. С. 46-50.

6. Баоши В. Новые перемены и представления современного семейного воспитания в Китае: сравнительный анализ // Человек и образование. 2017. № 4 (53).

7. Лепешев А. В. Анализ философии и модели воспитания Китая // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (52).

8. Норбу С. В. Сравнительный анализ современного семейного воспитания в России и Китае // Человек и его ценности в современном мире. 2020. С. 115-124.

9. Сяоюй Х. Особенности семейного воспитания детей на этнопедагогических традициях Китая. 2020.

Литература

1. Зверева И. В. Стили семейного воспита- ковский государственный университет им. М.

ния и их влияние на развитие ребенка. [Элек- Ломоносова. М. С.13-14.

114 ••• Известия ДГПУ. Т. 16. № 3. 2022

••• DSPU JOURNAL. Vol. 16. No. 3. 2022

References

1. Zvereva I. V. Stili semejnogo vospitaniya i ih education: Ph.D. thesis (Psychology)]. Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

vliyanie na razvitie rebenka [Styles of family education and their influence on the development of the child]. Available at:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/11/20/roditelskoe-sobranie-stili-semeynogo-vospitaniya-i (accessed 26.11.2021)

2. Kulikova T. A. Semejnaya pedagogika i do-mashnee vospitanie: Uchebnik dlya stud. vys. i sred. ped. uch. zavedenij [Family pedagogy and home education: Textbook for students of higher and medium pedagogical educational institutions]. Moscow: Academy Publ., 1999. Pp. 25-26 (In Russian)

3. Lapshina E. A., Duda I. V. Characteristics of family education styles. Universum: psihologiya i obrazovanie: elektron. nauchn. zhurn. [Universum: psychology and education: electron. scientific. Journal]. 2017. No. 9 (39). Available at: https://7universum.com/ru/psy/archive/item/5 113 (accessed: 26.11.2021).

4. Spireva E. N. Vliyanie lichnostnyh osoben-nostej roditelya i rebenka na stil' semejnogo vospitaniya [The influence of personal characteristics of a parent and child on the style of family

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Чжан Шухуань, аспирант, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; е-mail: 1042208076@pfur.ru

Караванова Людмила Жалаловна, доктор психологических наук, профессор, кафедра социальной педагогики, Институт иностранных языков, Российский университет дружбы народов, Москва, Россия; е-mail: 1042208076_@pfur.ru

Благодарности:

Выражаем особую признательность и огромную благодарность научному руководителю, доктору психологических наук, профессору кафедры социальной педагогики Института иностранных языков Российского университета дружбы народов Л. Ж. Каравановой за бесценный опыт, переданный в процессе научных исследований, и чуткое наставничество.

Pp. 13-14 (In Russian)

5. Mishina M. M., Lee G. Features of family education in China. Sem'ya i lichnost': problemy vzaimodejstviya [Family and personality: problems of interaction]. 2019. No. 16. Pp. 46-50. (In Russian)

6. Baoshi V. New changes and representations of modern family education in China: comparative analysis. Chelovek i obrazovanie [Man and Education]. 2017. No. 4 (53). (In Russian)

7. Lepeshev A. V. Analysis of the philosophy and model of education in China. Vestnik Sur-gutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Surgut State Pedagogical University]. 2018. No. 1 (52). (In Russian)

8. Norbu S. V. Comparative analysis of modern family education in Russia and China. Chelovek i ego cennosti v sovremennom mire [Man and his values in the modern world]. 2020. Pp. 115-124. (In Russian)

9. Xiaoyu H. Osobennosti semejnogo vospitaniya detej na etnopedagogicheskih tradiciyah Kitaya [Features of family education of children based on the ethnopedagogical traditions of China]. 2020.

INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations

Shuhuan Zhang, postgraduate student, Institute of Foreign languages, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; e-mail: 1042208076@pfur.ru

Ludmila Zh. Karavanova, Doctor of Psychology, Professor, Department of Social Pedagogy, Institute of Foreign Languages, Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia; e-mail:

1042208076_@pfur.ru

Acknowledgements:

We express our great gratitude to the scientific supervisor, Doctor of Psychology, Professor of the Department of Social Pedagogy of the Institute of Foreign Languages at Peoples' Friendship University of Russia L. Zh. Karavanova for the invaluable experience transferred in the process of scientific research and sensitive mentoring.

Принята в печать 26.08.2022.

Received 26.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.