Структура семьи и традиции семейных отношений в Китайской Народной Республике в историко-социальном контексте
Ван Мо
доцент колледжа марксизма Технологического университета, Циндао 157314565@qq.com
Цун Линь
аспирант социологического факультета МГУ, cccr.hist.19171991@gmail.com
В последние годы в научных кругах возрос интерес к теме семьи, которая, являясь своего рода «государством в миниатюре», охраняет человека, прививая ему сформированные годами морально-нравственные ценности, на которых строятся отношения в семье как ячейке общества. Структурная эволюция китайской семьи вызывает особый интерес у исследователей, поскольку традиционное китайское общество всегда было ориентировано на клановую организацию семьи, которая в свое время являлась синонимом стабильности и выживания. В настоящее время, под влиянием глобализаци-онных процессов, структура китайской семьи претерпевает существенные изменения, что не может не сказаться на новых типах семейных отношений, на создании домохозяйств по новому сценарию.
Над тем, плохо или хорошо то, что традиционная, клановая, модель семейных отношений в современном Китае безвозвратно уходит в прошлое, размышляют авторы данной статьи. Описывая типы организации семьи, имевшие место как в древнекитайском обществе, так и у современную эпоху и сравнивая особенности домохозяйств разных типов, авторы статьи приходят к выводу, что в современном китайском обществе доминируют нуклеарная и расширенная модели семьи, что обусловлено новыми социально-политическими условиями.
Ключевые слова: семья, домохозяйство, нуклеарная семья, расширенная семья, клан, традиция.
Существует древняя легенда. Однажды полководец по имени Шэ-гун спросил Конфуция: «Что для человека важнее - государство или его семья?» Конфуций ответил: «Семья» [6, с. 112]. Действительно, брак в китайском обществе всегда занимал и по-прежнему занимает центральное место. Находясь на слиянии индивидуальных желаний и внешней необходимости (государственного контроля, экономических нужд, государственной структурализации и т.п.), семья в Китае является социальной организацией - институтом, необходимым для улучшения здоровья нации [4, с. 4].
В древнем Китае существовало три типа семейных отношений: существовала семья как таковая (в современной терминологии - нуклеарная семья), так называемая расширенная семья и клан.
Базовой социальной единицей в древнекитайском обществе, как и сейчас, являлась нуклеарная семья, т.е. семья, основанная на браке как союзе между мужчиной и женщиной, кровном и некровном родстве. В состав этой семьи входят, как правило, родители, их дети, связанные между собой как кровными, так и некровными узами, т.е. родные и приемные дети, а также родители супругов, если проживают вместе с ними. Важной особенностью нуклеар-ной семьи является ее «изолированность», то есть закрытость от родственной сети, «освобождение» от давления отношений с родственными группами и связанных с ними прав и обязанностей [11, с. 175].
Второй тип семьи - это расширенная семья. Под этим термином зачастую понимается социальное объединение лю-
дей, состоящих в родственных отношениях, живущих под одной крышей и имеющих общий бюджет. Для современной китайской семьи традиционным социальным идеалом является совместное проживание пяти поколений родственников, хотя для большинства китайцев до сих пор таковым является проживание под одной крышей трех поколений семьи. По данным Общенационального китайского социального исследования, большинство китайских граждан считают, что трехпоколенческая модель расширенной семьи является идеальным вариантом проживания [11, с. 181].
Однако, в последнее время содержание термина «расширенная семья» несколько изменилось. Так, китайские исследователи, как и из европейские коллеги, теперь не считают совместное проживание и бюджет обязательными характеристиками расширенной семьи. Прочность родственных связей, привязанностей, с их точки зрения, проявляется именно в том, что и при раздельном проживании, нередко весьма удаленном, семьи прямых родственников воспринимают друг друга как членов некоего единства [9, с. 77]. Таким образом, под расширенной семьей можно понимать группу свободных, независимых друг от друга домохозяйств, связанных только родственными отношениями.
Теперь остановимся на таком понятии, как «клан», которым, как правило, называется патриархальная организация семейно-родственных связей. С одной стороны, клан и расширенная семья, по своей природе, имеют общие черты, в первую очередь, это наличие определенных родственных связей между несколькими поколениями рода. Однако, клан как организация семейных отношений имеет исторический контекст.
Еще в 30-х годах ХХ столетия российский китаевед Л.В. Арнольдов, главной редактор газеты «Шанхайская заря», которая издавалась в Харбине в течение двадцати лет, начиная с 1925 года, писал о традиции «культа пред-
ков», которая живет «в сознании каждого китайца - от мала до велика» [1, с. 8]. «Синологи прошлого, - пишет он, все строили на культе предков, все им объясняли и истолковывали: почему китайцы брачуются в раннем возрасте и почему невеста выбирается родителями, почему все внимание в семье обращено на воспитание мальчиков, а к девочкам царит, в лучшем случае безразличие, почему в китайской семье вся власть принадлежит старшему в роде, почему жена, входя в дом своего мужа, считается потерянной, становится чужой для дома своих собственных родителей, почему и для чего в Китае разрешается многоженство, почему за гробом покойника несут изображение любимого коня и всего, что радовало его при жизни и т.д., и т. д., и т. д. Все это вытекает и объясняется культом предков» [1, с. 8].
В древнем Китае люди жили кланами - не обязательно под одной крышей, но недалеко друг от друга. Многочисленные родственники, живущие на сопредельной территории, всегда помогали друг другу, поддерживали друг друга и зачастую вели общее хозяйство. При этом живые представители клана всегда чтили и уважали память предков, возводя в их честь храмы, где справлялись религиозные обряды и церемонии в их честь. Таким образом, кланом в древнекитайском обществе называлась «прочное семейно-родовое сообщество, члены которого тесно связаны кровнородственными узами с общим предком по мужской линии до пятого колена» [8, с. 60]. Клан объединял «совокупность семейств, связанных общим храмом предков, храмовой землей и совместным хозяйством» [5, с. 46]. Как отмечает Е.В. Вощилина, «основной целью семейно-клановых взаимоотношений было продолжение генеалогической линии, и, согласно традиционным верованиям, обеспечивало заботу не только о ныне здравствующих членах семьи, но об усопших предках» [2, с. 30]. Однако, и сегодня большинству китай-
ских домохозяйств близка идея «клановой культуры», поскольку современные китайцы осознают значимость иметь потомков, которые могли бы оказать помощь своим родителям в их старости [9, с. 53]. Таким образом, «культ предков и традиция сыновней почтительности создали в Китае подлинный культ семьи, явившийся основой функционирования общества» [2, с. 30].
Но если говорить о традиционных моделях семьи в китайском обществе, то современная семья все более и более становится нуклеарной. О превалирующем характере этого типа семьи писал еще Л.В. Арнольдов: «Каждая семья это, прежде всего, независимая социальная единица, где ех-о№сю власть принадлежит отцу, авторитет которого среди членов семьи, живущих вместе, непререкаем, но где фактически центром домашней жизни является мать. Именно мать решает, когда ребенок должен начать ходить в школу, мать находит для сыновей невесту, мать дает согласие на замужество дочерей и, конечно, на ней лежит не только наблюдение за домашним хозяйством, но и за соблюдением всей обрядовой стороны семейного уклада» [1, с. 47].
Современная китайская нуклеарная семья, как правило, небольшая в количественном отношении: в ее состав обычно входят родители и один или два ребенка. Членами такой семьи могут быть, как мы уже отмечали, бабушка или дедушка по материнской или отцовской линии.
Как отмечает китайский исследователь Фэй Сяотон, семья по-китайски -это группа, в основе которой лежит экспансия нуклеарной семьи, и она является основной социальной группой для совместной жизни китайцев [11, с. 192]. Но, несмотря на то, что нуклеарная семья в современном Китае доминирует, некоторые ученые до сих пор настаивают на том, что расширенная семья по-прежнему занимает стержневое положение в структуре китайского общества. Так, согласно исследованию Хуан Цзун-
чжи, проведенному в 2011 году, в китайских селах почти все единственные сыновья живут с родителями, что приводит к увеличению доли трехпоколенных семей [11, с. 193].
В последние годы, как отмечают исследователи, в Китае увеличилось количество так называемых семей с «пропущенным поколением» (эта тенденция характерна для сельской местности), в которых прародители заменяют родителей, опекая своих внуков. В адрес таких семей можно услышать много критических замечаний, поскольку престарелые родители матери или отца, как правило, не имеют должного уровня образования. Окружая своих внуков заботой, они балуют их и не воспитывают должным образом. Но с другой стороны, воспитание в таких семьях имеет некоторые преимущества: во-первых, бабушки и дедушки имеют практический опыт воспитания детей, а, во-вторых, у них, по сравнению с загруженными работой родителями, вынужденными зачастую трудиться с утра до ночи далеко от дома, чтобы помочь семье материально, больше времени на воспитание внуков [11, с. 191]. К какому типу семьи относится та семья, в которой бабушки и дедушки заменяют своим внукам родителей? Конечно, нуклеарной ее не назовешь. Скоро всего, это тип расширенной семьи, в которой такая замена родителей носит временный характер и связан с миграцией «ядра» семьи, т.е. родителей, отправившихся в большие города страны (чаще всего, в столицу) в поисках заработков, где они вынужденно остаются на длительный срок.
Члены расширенной семьи тесно связаны между собой и бытом, и работой, хотя, как показала практика, взрослые дети, хотя и живут под одной крышей со своими родителями, более чем в 50 % случаев старшее и младшие поколения не объединяют свои финансы [9, с. 34]. Довольно часто члены такой семьи живут либо в одном и том же доме, который передавался от отца к сыну по наследству, либо на земле, владельцем которой был их общий предок,
что характерно для сельской местности. Они совместно управляют общей семейной собственностью, совместно решают семейные проблемы. Но не только материальные отношения лежат в основе расширенной семьи. Кровные родственники принимают на себя безусловную и безграничную ответственность не только за заботу и поддержку друг друга, а в первую очередь, старшего поколения, но и за предыдущие и будущие поколения семейной линии. Это то, что в целом понимается как «быть достойным своих предков и потомков». Эта культура «сыновней почтительности», соединяющая предков и потомков, говорит о том, что расширенная семья носит клановый характер.
Материальной основой выживания семьи-клана является семейная соб-
ственность, а духовной - любовь и уважение ко всем членам рода (как живым, так и ушедшим «в мир иной») и сохранение родовых традиций (это могут быть переходящие от поколения к поколению правила поведения в семье, модели семейного воспитания, принципы семейной деятельности и т.д.), хотя родовые храмы, которые в древние эпохи являлись местом семейных собраний, совещаний и разного рода мероприятий, в современном Китае функционируют как памятники культурного наследия.
Итак, основным способом поддержания родственных связей в Китае являются семейно-клановые отношения, структура которых представлена на рис. 1.
Рис 1. Структура китайского клана
Китайский социолог Фэй Сяотун, исследуя общую модель социальной структуры семейных отношений, пишет: «В нашем обществе самые важные связи - родственные - похожи на круги, идущие от камня, брошенного в озеро. Родственные связи - это социальные отношения, формируемые рождением и бракосочетанием. Сети, произведенные рождением и браком, могут быть расширены до бесконечного числа людей - в прошлом, настоящем и будущем...Не-смотря на эту бесчисленность, тем не менее, центром каждой сети, подобно
паучьеи сети, является сам человек. Каждый имеет подобную родственную сеть, но люди, включенную в одну сеть не одни и те же, что в другой сети» [цит. по: 3, с. 78].
Стремление к организации семейных отношений по типу клана, по мысли Е.Н. Грачикова, связано с тем, что «изначально в сознание каждого китайца, можно сказать еще при рождении, фактически на генетическом уровне, вкладывается понимание единства государства и семьи, представление о государстве как о большой семье. И хотя сама
семья не является политической организацией, тем не менее, с древних времен семья в
Китае считается основной ячейкой, клеткой, из множества которых состоит государство» [3, с. 28]. Поэтому понятие «семья» в сознании китайцев используется не в обычном понимании, а в значении «род» и «клан».
Семья-клан для современного китайца - это и поддержание морально-нравственных традиций семьи, и соблюдение семейной этики и социальных ритуалов, и определенного уровня судебная система для провинившихся членов рода. Кроме морального и этического сознания, клановая организация семьи формирует у китайских граждан также коллективизм и сознание послушания.
Именно этика «сыновней почтительности» как послушания отличает традиционные китайские межпоколенные отношения от таковых, имевших место в западных странах. К ключевым чертам «сыновней почтительности» обычно относятся обязанность поддержки своих родителей, в том числе и материальная, уважительная и самоотверженная забота о них, продолжение линии рода. Однако, в последние годы в современном китайском обществе этот очень важный нюанс семейных отношений, когда поддержка родителей являлась особой функцией семьи, к сожалению, постепенно отходит на задний план. Ученые считают, что серьезный ущерб по системе семейного ухода за родителями нанесла жесткая демографическая политика имевшая место в Китае долгие годы, которая пришла на смену конфуцианским понятиям о большом потомстве. Единственный ребенок был просто не в состоянии осуществлять должный уход за своими родителями и двумя парами бабушек и дедушек. Кроме того, на смену концепции «абсолютного послушания отцу» пришла идея равенства всех членов семьи между собой, на что оказала сильное влияние европейская культура. Таким образом, связь между поколениями на
духовном уровне постепенно ослабевает и сейчас в отношениях родителей и их взрослых детей все больший акцент делается на материальную сторону отношений между ними. Но, тем не менее, выросшие дети по-прежнему питают уважение к старшим членам своей семьи и продолжают о них заботиться [7, с. 100].
Цель клановой организации родственных отношений заключается не только в том, чтобы сохранить уникальные традиции каждого рода, бережно передавая из поколения в поколение его историю, устав, особенности быта, традиции воспитания детей, но объединить всех членов рода, от мала до велика, способствуя тем самым гармонизации межличностных отношений. Но тем не менее, как считают китайские социологи, клан как одна из моделей китайской семьи препятствует прогрессу китайского общества, ибо построено на определенной иерархии (от отца -к сыну), неравенстве, строгой дисциплине, патриархальном порядке, ограничении личного пространства. Но не только эти черты повлияли на тот факт, что большинство современных китайских семей не изъявляют желания вернуться к клановому типу организации семейных отношений. Китайцы все чаще и чаще стремятся создавать свободную семью - новый тип семьи, отличающийся невмешательством в финансовую жизнь партнера и делением всех расходов между супругами на равные части. Чаще всего такая семья состоит из двух человек. Большинство жителей Пекина, Шанхая, Гуанчжоу одобряют такую систему семейных отношений [10, с. 243].
В китайской семье XXI века уже не смотрят на старшее поколение как на носителя жизненного опыта и знаний, что говорит об уходе в прошлое одной из старейших традиций семьи - концепции «сыновней почтительности». Конечно, речь не идет о том, что молодые семьи бросают своих престарелых родителей на произвол судьбы, но чаще всего их поддержка ограничивается бытовой и финансовой помощью. Духов-
ной же связи между старшим и младшим поколениями - такой, как была раньше - уже нет, что зачастую приводит родителей к депрессии и потере душевного спокойствия.
Отсутствие большой семьи (клана) приводит к тому, что нарушается преемственность поколений. Молодые семьи уже не придерживаются тех морально-нравственных ориентиров, на которых всегда держалась китайская семья. Так, сегодня все большее и большее количество семей выбирают бездетность, что у старшего поколения вызывает тревогу, ведь продолжение рода всегда было основной семейной ценностью, бережно хранимой на протяжении многих веков.
Итак, в ХХ-ХХ1 веках в китайском обществе произошли кардинальные изменения, направленные на разрушение патриархальных обычаев. Сегодня в Китае семья, построенная на традиционных семейных ценностях, вызванных к жизни конфуцианством, считается пережитком. Но такое отношение к семье формируется, в основном, у городского населения. Сельские жители стараются сохранять традиции предков, хотя и сельских районах Китая семья как клан постепенно исчезает из современной жизни.
Литература
1. Арнольдов Л.В. Китай как он есть. Быт и политика. Наблюдения, факты, выводы. - Шанхай: Русская типография «График», 1933. - 371 с.
2. Вощилина Е.В. Семейно-клано-вые отношения в китайском обществе // Культурологические опыты: сб. статей. - Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2017. -С. 27-30.
3. Грачиков Е.Н. Геополитика Китая: эгоцентризм и пространство сетей. - М.: Издательство «Русайнс», 2015. - 234 с.
4. Доменак Ж.-Л., Хуа Шанмин. Семейные отношения в Китае. - М.: Наука, 1991. - 215 с.
5. Думан Л.И. Китай: традиции и современность. - М.: Эксмо, 2008. - 400 с.
6. Крюгер Р. Китай. История страны. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008. - 544 с.
7. Кузьменко Е.Б., Скворцова И.А., Терешкова Н.С. Особенности взаимоотношений в китайской семье // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 99-102.
8. Малявин В. В. Конфуций. М., 2012. 934 с.
9. Новая значимость семьи и межпоколенных отношений для России и Китая: монография / под ред. И.И. Елисеевой. - СПб: «Реноме», 2018. - 208с.
10. Савченко А.В. Китайская семья в начале XXI века: традиции и реалии // Теория и прапктика общественного развития. - 2013. - № 8. - С. 242-244.
11. Семья в России и Китае: процесс модернизации / под ред. И.И. Елисеевой и Аньци Сюй. - СПб. : Нестор-История, 2015. — 720 с.
Family structure and traditions of family relations in the People's Republic of China in a historical and social context Wang Mo, Cong Lin
Qingdao University of Technology, Moscow
State University In recent years, interest in the topic of the family has increased in scientific circles, which, being a kind of "state in miniature", protects a person, instilling in him the moral and ethical values formed over the years, on which relations in the family as a unit of society are built. The structural evolution of the Chinese family is of particular interest to researchers, since traditional Chinese society has always been focused on the clan organization of the family, which at one time was synonymous with stability and survival. At present, under the influence of globalization processes, the structure of the Chinese family is undergoing significant changes, which cannot but affect new types of family relations, on the creation of households according to a new scenario. The authors of this article reflect on whether it is good or bad that the traditional, clan, model of family relations in modern China is irrevocably becoming a thing of the past. Describing the types of family organization that took place both in ancient Chinese society and in the modern era and comparing the characteristics of households of different types, the authors of the article come to the conclusion that nuclear and
extended family models dominate in modern Chinese society, which is due to new sociopolitical conditions. Key words: family, household, nuclear family,
extended family, clan, tradition. References
1. Arnoldov L.V. China as it is. Life and politics.
Observations, facts, conclusions. -Shanghai: Russian Printing House "Graphics", 1933. - 371 p.
2. Voshchilina E.V. Family-clan relations in the
Chinese society // Cultural experiences: collection of articles. articles. - Ulan-Ude: East Siberian State Institute of Culture, 2017 .-- S. 27-30.
3. Grachikov E.N. Geopolitics of China: egocentrism and the space of networks. -Moscow: Rusays Publishing House, 2015. -234 p.
4. Domenac J.-L., Hua Shanmin. Family relationships in China. - Moscow: Nauka, 1991 .-- 215 p.
5. Duman L.I. China: tradition and modernity. -
M .: Eksmo, 2008 .-- 400 p.
6. Kruger R. China. History of the country. - M .:
Eksmo; SPb .: Midgard, 2008 .-- 544 p.
7. Kuzmenko E.B., Skvortsova I.A., Tereshkova
N.S. Features of the relationship in the Chinese family // Young scientist. - 2015. -No. 19. - S. 99-102.
8. Malyavin V. V. Confucius. M., 2012.934 p.
9. New significance of family and intergenerational relations for Russia and China: monograph / ed. I.I. Eliseeva. - SPb: "Renome", 2018. - 208p.
10. Savchenko A.V. Chinese family at the beginning of the XXI century: traditions and realities // Theory and practice of social development. - 2013. - No. 8. - S. 242-244.
11. Family in Russia and China: the process of modernization / ed. I.I. Eliseeva and Anqi Xu. - SPb. : Nestor-History, 2015 .-- 720 p.