Научная статья на тему 'Традиционное психофизическое закаливание народа манси (вогулов)'

Традиционное психофизическое закаливание народа манси (вогулов) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
327
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНСИ (ВОГУЛЫ) / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ / ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРИРОДНАЯ ГАРМОНИЯ / МИССИЯ / "ГЕН" НЕВОСПРИИМЧИВОСТИ К ХОЛОДУ И ГОЛО-ДУ / ЗДОРОВЬЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Прокопенко В. И.

В статье представлены историко-этнографические сведения, данные полевых исследований автора и информация с тонкого плана, связанные с традиционной психофизической закалкой народа манси за период с середины ХIХ начало ХХI веков, которая составляла основу жизнедеятельности этого народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционное психофизическое закаливание народа манси (вогулов)»

YAK 37.01 3(=511.143) ББК 74.65 (=665.1)

В.И. ПРОКОПЕНКО

V.I. PROKOPENKO

TPAAMUMOHHOE ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ ЗАКАЛИВАНИЕ HAPOAA МАНСИ (ВОГУЛОВ)

TRADITIONAL PSYCHOPHYSICAL COLD TRAINING OF THE MANSI (VOGUL) PEOPLE

В статье представлены историко-этнографические сведения, данные полевых исследований автора и информация с тонкого плана, связанные с традиционной психофизической закалкой народа манси за период с середины XIX - начало XXI веков, которая составляла основу жизнедеятельности этого народа.

This article presents historical and ethnographic information, the data obtained by the author during field studies as well as information from the subtle plane related to the traditional psychophysical cold training of the Mansi people, which was the basis of living of these people, corresponding to a period from the mid-20th to the beginning of the 21st century.

Ключевые слова: манси (вогулы), психофизическое закаливание, традиционный образ жизни, природная гармония, миссия, «ген» невосприимчивости к холоду и голоду, здоровье.

Key words: the Mansi (Voguls), psychophysical cold training, traditional way of life, natural harmony, mission, «gene» of immunity to cold and hunger, health.

Проблема традиционного психофизического закаливания народа манси (в прошлом они назывались вогулами) в научной литературе практически не рассматривалась в силу разных причин. В нашей ранней работе [11] мы постарались дать достаточно объективную информацию по данному вопросу о народах Севера, населяющих нашу страну. В то же время психофизической закалке народа манси как основе их традиционной жизнедеятельности в историческом пространстве Севера в вышеуказанной работе уделено было недостаточно внимания. Мы полагаем, что объективное «высвечивание» этого процесса у манси, позволит глубже понять этническую традиционную культуру этого этноса и его психофизическую устойчивость к экстремальности (бытовой, климатической, природной, промысловой, физической и психической), что позволит этот фактор учитывать в современной жизнедеятельности этого народа. По нашему мнению, традиционная психофизическая закалка манси являлась для них стержневой жизненной основой, способствующей гармонизировать тело и душу с повседневной экстремальностью. В данной статье мы восполняем этот пробел, при этом будем употреблять в работе как старое название этого народа - вогулы, так и современное - манси.

Для манси психофизическая закалка являлась доминирующей по отношению к другим видам психофизической подготовки (бытовой, промысловой, оленеводческой и т.д.). В этом аспекте манси особое внимание уделяли закаливанию детей и подростков, прежде всего от холода, считая этот процесс жизненно необходимым и естественным. Для манси процесс закаливания организма детей начинался не тогда, когда ребенок появлялся на свет, а значительно раньше, т.е. в предродовой и родовой период. К сведению, это было характерно и для других северных этносов нашей страны [11, с. 148-163; 12, с. 12-13; 14, с. 34-37; 15, с. 121-125; 17, с. 34, 41-42 и др.]. После рождения ребенка его обычно обмывали водой с настоем чаги. Иногда новорожденных манси обливали водой или даже погружали в снег, если ребенок рождался в зимнее время года. Таким образом, манси полагали, что ребенок получал

обряд крещения холодом. Манси считали, что таким способом они обеспечивают ребенку наиболее быструю адаптацию организма к окружающей среде, прежде всего к холоду, который в дальнейшем будет его часто сопровождать по жизни.

Приведем пример такого закаливания новорожденного, когда женщина-вогулка родила зимой младенца. Этот момент описал К.Д. Носилов. Он наблюдал за тем, как только что родившегося ребенка «посвящали в закал»: «голенького ребенка, красного, скорчившегося, который крякал от охватившего его холода и потом жара. Отец неумелой рукой начинает его натирать перед пламенем огня снегом» [6, с. 118]. О таком, можно сказать, варварском отношении родителей к новорожденному указывает и Е.А. Покровский [9, с. 93]. Аналогичного суждения придерживается и И. Глушков, полагая, что вогулы «привыкают с самого рождения к суровому климату севера» [2, с. 32].

Мы уже выше отмечали, что для народов Севера, закаливание от холода - это нормальное и естественное явление, которое считалось жизненной нормой и для манси. Они полагали, что человек, не закаленный с детства к климатической экстремальности, не способен будет в дальнейшем продолжать свое существование, а тем более быть полноценным кормильцем своей семьи, рода, т.е. успешно заниматься традиционными промыслами. Вполне справедливо в связи с этим замечает И. Глушков, что «суровая северная природа не является для вогула мачехой; напротив, в бурю, когда незнакомый с горами человек погиб бы, для вогула самый удобный момент для охоты на оленя». [2, с. 32]. К сведению, закалка от холода является для народов Севера фундаментом всего процесса воспитания человека. Манси это прекрасно понимали. Приобретение с детского возраста такого «закала» делало впоследствии манси невосприимчивыми не только к холоду, но и к другим негативным жизненным ситуациям. Они их легко переносили и не считали, что эти ситуации испытывают их волю, характер и устойчивость к жизнедеятельности.

Закаливание в раннем детском возрасте не прекращалось у манси и дальше. Весь свой детский период дети испытывали все-таки дискомфорт (мы так полагаем), находясь незащищенными от холода, и прежде всего одеждой. Как отмечает Э. Гофман, дети раннего возраста у вогулов чаще всего были без одежды [3, с. 27]. Появлялась она у них, по утверждению С.А. Поповой [8, с. 103], значительно позже, когда у них наступал период выхода за пределы дома (на улицу), т.е. после прохождения обряда инициации (посвящения), когда ребенок получал «права и обязанности в социальной структуре коллектива...» [8, с. 103]. С этого периода детей облачали в одежду. В то же время надо заметить, что так называемая одежда у детей вогулов практически мало согревала в зимнее время. На первый взгляд, может показаться, что вогулы не очень любили своих детей и поэтому так небрежно относились к их одежде, несмотря на то, что оленей у них в те времена было достаточно, чтобы сшить из их шкур теплую одежду детям. Как оказалось, это не так. Многовековый опыт этого народа в отношении традиционной системы закаливания подрастающего поколения говорил им, что жалость к детям, а также создание для них комфортных условий их жизни, не будет отражать их настоящую любовь к ним. Любовь к своим детям заключалась у манси в том, чтобы успешно подготовить их к трудовой жизни, которая, как мы выше отмечали, сопряжена будет с повседневной экстремальностью во всей их жизнедеятельности. У манси любить детей - это не значит подстилать им в детском возрасте оленьи шкурки (соломинку). Жесткая, а порой и жестокая система закаливания детей манси впоследствии приводила к тому, что, когда подростки начинали проходить «школу промыслов», они уже достигали высочайшего уровня невосприимчивости к холоду. Этот факт хорошо описал А. Смирнов-Сибирский на примере 14-летнего мальчика-вогула Ильюшки. Автора поразило в этом мальчике то, насколько вогульский мальчик-подросток обладал в этом уже возрасте прекрасной закалкой к холоду. Он

улегся на ночь зимой прямо на мокрый снег, даже не подложив под себя хвойных веток. На вопрос А. Смирнова-Сибирского, не будет ли ему ночью холодно, он ответил: «Моя холоду нету, всегда так спи.» [20, с. 55]. Когда вогулы становились взрослыми, для них холод становился полноправным спутником всей их жизни, который не мешал им жить и промышлять. Об этом хорошо отражено в очерке К.Д. Носилова, в котором он описывает ночевку с вогулами в зимнее время, когда ночь застала их в тайге. Как только они, пишет автор, остановились на ночевку, вогулы сразу бросились в снег, жена вогула даже попросила мужа, как можно лучше зарыть её «в снег и утоптать, особенно, чтобы не замерзли ноги» [6, с. 115]. Еще один немаловажный факт говорит о том, что вогулы прекрасно были закалены: они не носили зимой шапок [2, с. 38].

Закаливанию организма вогул, особенно в детском возрасте, способствовали и их жилища - чумы. Температура внутри жилища в зимнее время мало чем отличалась от наружной температуры. По сведению А. Глушкова, чердынский вогул в ночное время «.не топит своего жилья даже в самые лютые морозы» [2, с. 45]. В то же время в лесу дров для растопки всегда хватает, но тем не менее вогулы не хотели создавать своей семье тепличные условия в ночное время. Такое вроде бы варварское отношение к своей семье, а тем более к своим детям становится непонятным для обычного человека. Однако вогулы ничего просто так не делали, а если делали, то прекрасно знали, для чего они так делают и чем это их действие может закончиться. Традиционный образ жизни вогул требовал целенаправленной гармонии между организмом человека и окружающей средой, в которую погружен вогул. Эта «гармония» как раз и достигалась с приобщением и погружением молодого поколения в суровость экстремального климата. Приобретенная гармония человека и природы в дальнейшем способствовала тому, чтобы быть успешным в традиционных промыслах и в быту. То, что для вогулов суровость погоды не являлась помехой, а была естественным явлением в их промысле, отмечает и М.А. Сергеев. Он замечает, что «целыми днями они бродили по тайге, высматривая зверя, а к вечеру останавливались где-нибудь на ночевку. Никакого укрытия на ночь охотники не делали» [18, с. 18]. Все это говорит о том, что, пройдя закал к холоду в детском возрасте, вогулы в промысловом возрасте были практически невосприимчивы к нему.

Мы не можем не затронуть еще один исторический комментарий о вогулах. Это возрастные мужские инициации и посвятительные обряды, т.е. переход юноши из ранга подростка в ранг взрослого мужчину [8, с. 113]. С помощью инициации молодой человек проходил определенные мучительные испытания (истязания). С их помощью как раз и проверялась у испытуемых их психофизическая устойчивость (закалка-подготовка) к всевозможным телесным и психическим воздействиям (бытовым, промысловым, природным и психофизическим), которые будут его преследовать всю сознательную жизнью. Без приобретенного закала от холода невозможно было выдержать мучительные испытания молодому вогулу (манси).

Встает вопрос: манси в наши дни сохранили свои традиции к невосприимчивости холода и других природных трудностей или нет? На этот вопрос дают ответ свердловские исследователи мансийской культуры, профессиональные путешественники А. Слепухин и Н. Бердюгина, которые более 10 лет изучают материальную и духовную культуру народа манси, проживающего на севере Свердловской области. В одном из своих посещений манси они были свидетелями тому, как дети манси купались в холодной воде и чувствовали себя прекрасно. Исследователи не смогли в этой холодной воде простоять более 5 минут, несмотря на то, что дневная температура была 35 градусов жары. Их знакомые мансийские дети «Миша Пакин и Марина Дунаева по полчаса купались в горной речушке Пома.» [19, с. 52-53]. В свое время нам рассказал манси Н.А. Чалкин, который родился в 1925 году в деревне Винтья Кондинского района, о том, что они в детстве зимой часто бегали по снегу

босиком от одного дома к другому [10]. В свою очередь, известный современный ученый по материальной и духовной культуре народа манси Е.Г. Федорова также подтверждает, что и современные манси-промысловики сохранили тот «генетически» передающийся из одного поколение в другое «код» (невосприимчивость) к холоду и к другим жизненным тяготам [21, с. 141-142]. Надо заметить, что манси не только были невосприимчивы к холоду, но и к голоду. В прошлом известный исследователь народа манси Н.К. Чупин отмечал, что манси-промысловики долго могли выносить голод и были неприхотливы к еде [22, с. 131].

Рассматривая традиционную психофизическую подготовку народа манси и анализируя её, можно прийти к выводу, что этот процесс был у них продуман, осмыслен и выверен жизненной практикой. Нам представляется, что у народов Севера в самом их существовании на Севере (в экстремальных климатических условиях) был заложен «ген» невосприимчивости к этой экстремальности [12, с. 12; 13, с. 27 и др.]. Без этого гена сложно было выжить северным этносам, в том числе и манси. Если рассуждать и дальше, то встает вопрос, почему и зачем появились северные этносы в крайне экстремальных регионах России (мы ведем речь о народах Севера РФ, не затрагивая других этносов в других странах - Канаде, Америке и т.д.), в которых человеческая жизнь обычных людей (средней полосы России) практически невозможна или сопряжена с быстрой утратой здоровья. Видимо, не зря в этих экстремальных регионах страны (России) появились народы Севера. К сожалению, наши ученые-североведы не могут сказать, почему они там появились. На наш взгляд, у народов Севера была особая миссия на Земле («выработка чистой энергии для Земли, Космоса, Создателя» [16, с. 8]). Полученная по нашему запросу информация с тонкого плана говорит о том, что народы Севера есть «выходцы с другой планетарной системы, где условия жизни экстремальные, поэтому они живут в условиях на Земле очень близких к их родным», хотя «это поколение и последующие или предыдущие не помнят этого, но знают на генетическом уровне, и их души знают об этом» [16, с. 8].

Нам представляется, что народы Севера обладают специфическим «геном» от невосприимчивости холода и голода. Таким образом, мы можем констатировать, что те формы, приемы, методы и средства, которые манси использовали в процессе психофизического закаливания, были направлены не на выработку иммунитета к холоду, а на его поддержание у детей и подростков, который был приобретен в прошлых жизнях этим народом (народами) к невосприимчивости к телесному экстриму (холоду и голоду). Этот ген, способствующий гармонизации тела с окружающей средой, позитивно отражается до сих пор и на психофизической устойчивости молодого поколения манси. Поэтому жесткая (порой жестокая) традиционная этническая система психофизического закаливания детей и подростков манси была необходимой и востребованной самой экстремальной природой. Это содействовало созданию равновесия между психофизической устойчивостью организма человека (манси) и экстремальной природой, а значит, давало возможность жить этому народу.

При всем при этом встает сакраментальный вопрос: каково было состояние здоровья в прошлом у вогулов? Насколько позитивно или негативно влияла традиционная система психофизического закаливания на организм детей и взрослых вогулов? Являлась ли она спасительной для них или все-таки нет? В связи с постановкой таких важных и социально необходимых вопросов для нынешнего поколения народа манси обратимся за ответами к сведениям, которые нам оставили путешественники и исследователи этого народа в прошлом. Так, в 1853 году верхотурских вогулов, живущих по реке Лозьва, посетил Иеромонах Макарий. Он отметил, что «при всем при этом примеры долголетия нередки между вогулами...» [5, с. 21]. Такие им были сделаны выводы, несмотря на то, что в тот период вогулы вели в чистом виде традиционный образ жизни. О неплохом состоянии здоровья вогулов гово-

рит и А.А. Дунин-Горкавич. Он считал, что вогулы по отношению к остякам (ханты), соседнему народу, «.выглядят более здоровыми и крепкими.» [4, с. 98]. Аналогичного мнения о здоровье вогулов придерживался и Н. Онуч-ков. Как он писал: «.несмотря на жизнь, полную тяжелых лишений, особенной болезненности между вогулами нет. Общее состояние организма здоровое» [7, с. 222]. В значительно более позднее время В. Винницкий побывал у вогулов и наблюдал за ними с позиции их состояния здоровья. Он писал, что «народ не крупный, но здоровый, плотный, грудь колесом. Да иначе быть не может: гнаться десятки верст на лыжах, забанивая (загоняя) лося, или поймать арканом полудикого оленя, с плохими легкими, нечего и думать.» [1, с. 15]. В своей рецензии «О результатах экспедиции Казанским обществом Естествоиспытателей в 1872 г. для исследования Вогулов» Н.К. Чупин, ссылаясь на материалы этой экспедиции, приводит слова, сказанные одним из участников экспедиции Малеевым, который писал в отчете, «.что между виденными им Вогулов ни нашел, ни одного, с признаками сифилистической болезни, и что вообще Вогулы народ здоровый, сохранивший бодрость до глубокой старости, зоб, воспаление глаз (от постоянного пребывания в дыму) и чесотки - единственные три болезни, которые он видел распространенными между Вогулами [23, с. 149].

Таким образом, анализ приведенного нами материала показывает, что традиционная система психофизической закалки вогулов (манси) в прошлом оказывала только позитивное воздействие на состояние здоровья вогулов и, по сути, являлась как бы «панацеей» от многих физических и психических недугов. Интерес вызывает состояние здоровья народа манси в более позднее время по отношению к тем сведениям, на которые мы ссылались. Так, по сведениям архивных данных 1935 года медицинской бригады свердловских врачей, которая обследовала туземное население Свердловской области, А.В. Слепухин и Н.Ю. Бердюгина отмечают, что в отчете врачей присутствуют следующие записи: «.туземцы вполне здоровый народ, венерических болезней и открытых форм туберкулеза мы не обнаружили, из социальных болезней имеется только трахома (8 случаев), среди всего населения имеется 1 умственно отсталый» [19, с. 30]. Из этого вытекает, что манси, ведя традиционный образ жизни и мало общаясь с пришлыми людьми, сумели в значительной степени сохранить свое состояние здоровья. Это еще раз говорит о том, что традиционное психофизическое закаливание народа манси не влияло негативно на состояние здоровья этого этноса.

Нам представляется, что результаты этой работы должны послужить нынешнему поколению народа манси определенным толчком для всестороннего изучения своей традиционной культуры, в том числе и педагогической. Представленный материал не призывает возвращаться народам манси в прошлую жизнь, да это и невозможно. Тем не менее надо помнить и знать, чем владели потомки манси, для чего они пришли жить в эти сложные экстремальные климатические условия природы. Приходится сожалеть, что современная система образования северных этносов, совершенно не учитывает ту миссию, с которой они пришли на Землю, те традиции, без которых этот народ не может считаться продолжателем своих предков. Не нам дано менять то, что спущено свыше, мы должны учитывать способности того или иного этноса, чтобы они не прекращали нести свою возложенную на них избранную миссию.

Литература

1. Винницкий, В. В красной юрте [Текст] / В. Винницкий // Уральский охотник. - 1930. - № 5. - С. 15-18.

2. Глушков, И. Чердынские вогулы [Текст] / И. Глушков // Этнографическое обозрение. -1900. - № 2. - С. 15-8.

3. Гофман, Э. Северный Урал и береговой хребет Пай-Хой [Текст] / Э. Гофман. - СПб., 1856. - Т. 2. - 376 с.

4. Дунин-Горкавич, А.А. Тобольский Север. Этнограф. Очерк местных инородцев [Текст] / А.А. Дунин-Горкавич. - М. : Либерия, 1995. - Т. 1. - 376 с.

5. Иер. Макарий. Заметки о верхотурских вогулах, живущих по реке Лозьве [Текст] / Иер. Макарий // Вестник Императорского русского географического общества. - СПб., 1853. - Ч. 7. - С. 15-24.

6. Носилов, К.Д. У Вогулов: Очерки и наброски [Текст] / К.Д. Носилов // Составление тома Ю.Л. Мандрики. - Тюмень : СофтДизайн, 1997. - 304 с.

7. Онучков, Н. По Чердынскому уезду [Текст] / Н. Онучков // Живая старина. - СПб., 1901. - Вып. 1. - С. 37-74.

8. Попова, С.А. Обряды перехода в традиционной культуре манси [Текст] / С.А. Попова. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 2003. - 180 с.

9. Покровский, Е.А. Физическое воспитание детей у разных народов преимущественно России [Текст] / Е.А. Покровский. - М., 1884. - 380 с.

10. Полевые исследования В.И. Прокопенко в местах проживания народа манси в ХМАО в 1993 году [Текст] // Архив автора.

11. Прокопенко, В.И. Традиционная физическая культура народов Севера, Сибири и Дальнего Востока: практическая её реализация в условиях современного социального развития этих регионов [Текст] / В.И. Прокопенко // Новая социальная технология освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока : сб. статей. - Свердловск : НРО «Полярэкс», 1990. - Т. 2. - Ч. 1. -С. 138- 25.

12. Прокопенко, В.И. Традиционное физическое воспитание нанайцев: игры и состязания [Текст] / В.И. Прокопенко. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1992. - 112 с.

13. Прокопенко, В.И. Игры для учащихся начальной национальной школы коренных народов Республики Саха (Якутия) [Текст] : учеб. пособие /

B.И. Прокопенко, А.Л. Поротова, М.Д. Гуляев. - Мирный : Изд-во Мирнин-ская город. тип., 2005. - 118 с.

14. Прокопенко, В.И. Традиционное физическое воспитание и игры удэгейцев [Текст] : учеб.-метод. пособие / В.И. Прокопенко. - Екатеринбург : Изд-во АМБ, 2009. - 252 с.

15. Прокопенко, В.И. Этнопедагогика народа ханты [Текст] / В.И. Прокопенко, Р.Х. Шаймарданов. - Новосибирск : Наука, 2014. - 184 с.

16. Прокопенко, В.И. Введение [Текст] / В.И. Прокопенко // Игры, состязания и этноспорт народов Севера Сахалина : кн. для учителя. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - 320 с.

17. Прокопенко, В.И. Игры негидальцев и айнов Приамурья и Сахалина : кн. для учителя : учеб. пособие [Текст] / В.И. Прокопенко, М.В. Осипова, П.Н. Пасюков. - Хабаровск : Изд. Дом «Частная коллекция», 2017. - 104 с.

18. Сергеев, М.А. Народы обского Севера [Текст] / М.А. Сергеев. - Новосибирск : Новосиб. кн. изд-во, 1953. - 149 с.

19. Слепухин, А.В. Народ, живущий когда-то в горах Урала [Текст] / А.В. Сле-пухин, Н.Ю. Бердюгина. - Екатеринбург : Тип. «Изд-во УМЦ УПИ», 2013. -99 с.

20. Смирнов-Сибирский, А. Волчьи ноги [Текст] / А. Смирнов-Сибирский // Уральский следопыт. - 1935. - № 1. - С. 55-58.

21. Федорова, Е.Г. Элементы традиционного в современных хозяйственных занятиях северных манси [Текст] / Е.Г. Федорова // Культурные традиции народов Сибири : сборник. - Л. : Наука, Лен. отд-е. - 1986. - С. 139-156.

22. Чупин, Н.К. О местах жительства и образе жизни вогул. По Алквисту [Текст] / Н.К. Чупин // Сб. Пермского земства. - Пермь, 1874, янв.-апр. -

C. 119-137.

23. Чупин, Н.К. О результатах экспедиции, снаряженной Казанским Обществом Естествовиспытателей в 1872 г. для исследования Вогулов [Текст] / Н.К. Чупин // Записки Уральского общества любителей естествознания. -1874. - Т. 1. - Ч. 2. - С. 145-156.

References

1. Vinnitsky V In the red yurt, Ural hunter, 1930, N 5, pp. 15-18 (in Russian).

2. Glushkov I. Cherdynskiy Voguls, Ethnographic review, 1900, N 2, pp. 15-78 (in Russian).

3. Hoffman D. The Northern Ural and coastal ridge Pai-Khoi. SPb., 1856, Vol. 2, 376 p.

4. Dunin-Gorkavich A.A. Tobolsk North. Ethnographer. Essay of local foreigners. Moskaw. Liberia,1995, Vol. 1, 376 p.

5. Hieromonk Macarius. Notes on Verkhotursk Voguls living on the river Lozve, Bulletin of the Imperial Russian geographical society. SPb., 1853, part 7, pp. 15-24 (in Russian).

6. Nosilov K.D. The Voguls: Essays and sketches, Drafting Tom Y.L. Mandrake. Tyumen: Softdizayn, 1997. 304 p.

7. Onuchkov N. At the Cherdynskiy district, Live antiquity. SPb., 1901, Iss. 1, pp. 37-74 (in Russian).

8. Popova S.A. Rites of passage in the traditional culture of Mansi. Tomsk: Publishing house Tomsk university, 2003. 180 p.

9. Pokrovsky E.A. Physical training of children in different nations mainly Russia. Moscow, 1884. 380 p.

10. Field research VI. Prokopenko in the place of residence of the Mansi people in KHMAO, in 1993 // Archive of the author.

11. Prokopenko VI. Traditional physical culture of the peoples of the North, Siberia and the Far East: its practical implementation in the conditions of modern social development of these regions, New social technology of development of the North, Siberia and the Far East : proc. Sverdlovsk.,NRO "Polarex", 1990, Vol. 2, Part 1. pp. 138-225 (in Russian).

12. Prokopenko V.I. traditional physical education of Nanais: games and competitions. Yekaterinburg: Publishing house Ural. Un-ta, 1992. 112 p.

13. Prokopenko V.I., Porotova A.L.,Gulyaev M.D. Games for students of the primary national school of indigenous peoples of the Republic of Sakha (Yakutia). Mirny: Publ. "Mirny city. type", 2005. 118 p.

14. Prokopenko VI. Traditional physical education and games of Udege: studies.-method. manual. Yekaterinburg: AMB publishing House, 2009. 252 p.

15. Prokopenko V.I. Shaimardanov R.H. Ethnopedagogics of the Khanty people. Novosibirsk: Science, 2014. 184 p.

16. Introduction / Games, competitions and ethnosport of the peoples of the North of Sakhalin: a book for teachers. Yekaterinburg : Publishing house Urals university,

2016. 320 p.

17. Prokopenko VI., Osipova M.V, Pasykov P.N. Game among Negidal of the Ainu and the Amur area and Sakhalin island . Khabarovsk: Izd. House "Private collection",

2017. 104 p.

18. Sergeev M.A. The Peoples of the Ob North. Novosibirsk : Novosibirsk. publishing house, 1953. 149 p.

19. Slepuhin A.V., Berdyugina N. Yu. People living once in the Urals mountains. Ekaterinburg, LLC "Publishing house UMC UPI", 2013. 99 p.

20. Smirnov Siberian Wolf A. foot, Ural Ranger, 1935, N 1, pp. 55-58 (in Russian).

21. Fedorova E.G. Elements of traditional in modern economic occupations of Northern Mansi, Cultural traditions of the peoples of Siberia. L., Izd-vo Nauka, Len. otd-e. 1986, pp. 139-156 (in Russian).

22. Chupin N.K. About places of residence and lifestyle Vogul. On Alkvist. Perm, 1874, jan.-apr, pp. 119-137 (in Russian).

23. Chupin N.K. On the results of the expedition, equipped by the Kazan Society of Naturalists in 1872 for the study of Voguls, Notes of the Ural society of naturalists. 1874, Vol. 1, Part 2, pp. 145-156 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.