Научная статья на тему 'Традиционные состязания в системе современного процесса физического воспитания подрастающего поколения народа манси'

Традиционные состязания в системе современного процесса физического воспитания подрастающего поколения народа манси Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
142
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАНСИ / ТРАДИЦИОННЫЕ СОСТЯЗАНИЯ / БЫСТРЫЙ БЕГ / ГОНКИ НА СОБАЧЬИХ УПРЯЖКАХ / ГОНКИ НА ЛОДКАХ / СКАЧКИ ВЕРХОМ НА ЛОШАДЯХ / СТРЕЛЬБА ИЗ ЛУКА И РУЖЬЯ / МЕТАНИЕ КОПЬЯ / НОЖА И ТОПОРИКА В ЦЕЛЬ / MANSI / TRADITIONAL COMPETITIONS / FAST RUN / SLED DOG RACING / BOAT RACING / HORSE RACING / ARCHERY AND RIFLE SPORT / JAVELIN / KNIFE AND AXE THROWING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прокопенко В.И.

Автор представляет в статье как малоизвестный, так и неизвестный до настоящего времени в отечественной и в зарубежной научной литературе этнографический материал, связанный с традиционными состязаниями мансийского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL COMPETETIONS IN THE SYSTEM OF MODERN PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION OF MANSI PEOPLE

In this article the author presents little-known as well as unknown in Russian and foreign scientific literature ethnographic material concerning traditional competitions of Mansi people.

Текст научной работы на тему «Традиционные состязания в системе современного процесса физического воспитания подрастающего поколения народа манси»

YAK 394.3(571.122) ББК 63.521 (= 665.1)-73

В.И. ПРОКОПЕНКО

V.I. PROKOPENKO

ТРАДИЦИОННЫЕ СОСТЯЗАНИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НАРОДА МАНСИ

TRADITIONAL COMPETETIONS IN THE SYSTEM OF MODERN PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF THE YOUNGER GENERATION OF MANSI PEOPLE

Автор представляет в статье как малоизвестный, так и неизвестный до настоящего времени в отечественной и в зарубежной научной литературе этнографический материал, связанный с традиционными состязаниями мансийского народа.

In this article the author presents little-known as well as unknown in Russian and foreign scientific literature ethnographic material concerning traditional competitions of Mansi people.

Ключевые слова: манси, традиционные состязания, быстрый бег, гонки на собачьих упряжках, гонки на лодках, скачки верхом на лошадях, стрельба из лука и ружья, метание копья, ножа и топорика в цель.

Key words: Mansi, traditional competitions, fast run, sled dog racing, boat racing, horse racing, archery and rifle sport, javelin, knife and axe throwing.

У каждого северного этноса одним из компонентов традиционного физического воспитания в широком понимании этого процесса являлись традиционные состязания. Для народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, которые жили, да и сейчас живут в экстремальных климатических условиях (продолжительная суровая и снежная зима, низкий температурный режим, сильные ветра, нехватка кислорода, недостаток ультра-фиолетовых лучей, сложный рельеф, неимоверно энергоемкие традиционные промыслы и мн. др.) спасительным средством были многовековые традиционные состязания, как одно из эффективных средств трудовой и физической подготовки, а затем и совершенствования этих процессов. Если мы внимательно посмотрим на традиционные состязания народа манси, то увидим прямую закономерность и тесную связь между физическими упражнениями и традиционными трудовыми процессами, то ли это охотника, рыбака, оленевода или коневода. Палитра традиционных средств физического воспитания манси достаточно обширна. Она складывается из физического и психического закаливания, традиционных игр, состязаний, силовых единоборств и упражнений и др. К сожалению, надо констатировать, что проблемы традиционного физического воспитания манси еще недостаточно отражены в научных исследованиях.

В отечественной научной литературе встречаем единичные и незначительные сведения о традиционных состязаниях манси. В основном они касаются гонок на лодках. Так, Н. Чернецов [2, с. 142] описывает гонки на лодках, которые он наблюдал у манси в Северной Сосьве. Находим мы описание гонок на лодках у манси на реке Ляпин в работе И.Н. Гемуева [1, с. 166]. Соревнования на лодках описывает и Н.И. Новикова [4, с. 183], которые она наблюдала во время мансийского праздника «касне порат» у ляпинских манси. Незначительное количество (всего 4) традиционных мансийских состязаний описаны в работе В.П. Красильникова [3, с. 40-42]. В мансийском романе-сказании авторов Г. Сазонова, А. Коньковой [10, с. 122-123] определенный

перечень традиционных состязаний манси, которые проводились ими на мансийских игрищах - стрельбу из лука в цель, метание охотничьих копий в цель, метание (кидание) охотничьих ножей в цель и метание боевого топорика в цель. В своих работах (публикациях) авторы не дают четкого описания этих состязаний, а приводят только некоторые составляющие названных состязаний. В более ранней нашей работе [9], мы уже давали описание некоторых традиционных состязаний народа манси, которые были нами выявлены в процессе изучения этого вопроса. Таким образом, анализ отечественной научной литературы показал нам, что традиционным состязаниям народа манси не было уделено со стороны учёных должного внимания, что существенно снижает историко-этнографическую ценность и значимость для народа манси, а также достоверность этого этнокультурного пласта в системе традиционной культуры этого народа. О этнопедагогической значимости для народа манси знаний о традиционном физическом воспитании, в том числе и состязаний, которые раннее у них бытовали, мы в свое время уделили достаточное внимание [8].

В данной работе, мы попытались в какой-то степени восполнить этот пробел и представить описание традиционных состязаний народа манси, которые существовали у них в недалеком будущем и многие из которых вполне могут быть возрождены и стать в одном ряду с современными национальными видами спорта этого северного этноса. Автор в этой статье использовал, как свой полевой материал, который базируется на этнографических исследования проведенных в 1993 году в Ханты-Мансийском автономном округе, так и литературный. В то же время, необходимо заметить, что многие из нижеуказанных состязаний (по литературным источникам) были автором доработаны (с позиции уточнения правил их проведения и др.) и представлены в том виде, в каком их можно использовать в настоящее время.

Для охотника манси важным было во время гона диких оленей быстрый и в то же время длительный бег, а скоротечный быстрый бег использовался ими в тех случаях, когда олень был раненный и его надо было быстро нагнать. В связи с этим у манси бытовало такое состязание как быстрый бег по пересеченной местности - «Хотьют молях хайты». Проводилось это состязание в любое время года. Участвовали в нем как молодежь (юноши и девушки), так и взрослые. Оговаривалась дистанция и препятствия на её направление. Перед стартом все участники выстраивались вдоль линии старта. По команде старшего, они начинали бег по дистанции, преодолевая всевозможные препятствия, встречающие по пути бега - ручьи, кочки, бревна, валежник, болото и др. Достигнув определенного места (обогнув его или коснувшись рукой), поворачивали в обратную сторону. Победителем становился тот участник, который первым преодолел финишную линию. Такой бег с преодолением всевозможных препятствий на своем пути, способствовал выработке многих качеств охотника - развивал выносливость, скорость бега, ловкость, смекалку и воспитывал волю к достижению цели, что так важно было для промысловика.

В прошлом у манси самым распространенным средством передвижения в зимнее время были собачьи упряжки. На собачьих упряжках манси вывозили рыбу из тех мест, где лошади было трудно пройти. В зимнее время манси практиковали и состязания - гонки на собачьих упряжках - «Ампыт хотьют сартын ёхты». В состязаниях участвовали молодежь и взрослые мужчины. Собачья упряжка «уамп» состояла из 4-5 собак, которые запрягались в небольшие нарты-сани «сунн». Количество участвующих упряжек произвольное. Состязания проводились на ровной снежной площадке или на заснеженном льду реки. Дистанция гонок - 200-300 м. Перед стартом, все упряжки располагались у линии старта. Гонщик-каюр перед стартом сидел на нарте и сдерживал упряжку, чтобы её собаки не заходили за линию старта. Перед тем как всем участникам начать гонку, вперед по дистанции пускалась собака «амп», которая начинала бежать к месту финиша, где находился

её хозяин и её ждала долгожданная пища. Через небольшое время давался старт упряжкам. Упряжки, подгоняемые криком каюрами бросались вдогонку за впереди бегущей собакой. Победителем оказывалась та упряжка, которая первой преодолевала финишную линию. Эти состязания способствовали развитию силы, выносливости у собак, координации и ловкости каюра и профессионального мастерства управлять собачьей упряжкой.

Существовал у манси, проживающих в селе Шугур и несколько видоизмененный вариант этой гонки [5]. Назывались эти состязания у шугурских манси - Кто обгонит на собаках («Хунар эльпольд уамп»). Эти состязания были популярны среди мальчиков-подростков. Местом проведения состязаний была наезженная конскими санями дорога. Упряжка состояла из 3-х собак. В упряжку запрягались охотничьи собаки - лайки. Нарта была значительно меньшего размера по отношению к оленней. Количество участвующих упряжек в заезде от 2-х до 4-х. Дистанция гонки 4 км (2 км в одну сторону и обратно). Старт и финиш были в одном месте. Перед стартом гонщики сидели на нарте, в руках у них были прутики для подгонки собак. Перед началом гонки, упряжки заезда выстраивались у линии старта. Перед тем как начать гонку, по дистанции пускалась собака. Как только собака начинала свой бег, вслед стартовали упряжки. Задача гонщиков упряжек - обогнать все упряжки и приехать на финиш первым. Чья упряжка приходила на финиш первой, становилась победительницей заезда или состязаний. Это говорило о том, что собаки этой упряжки были самыми выносливыми, а гонщик умелым наездником. Такая гонка способствовала развитию силы и выносливости собак, координации и ловкости гонщика, а также умение управлять собачьей упряжкой.

В летнее время, как было выше отмечено разными авторами, манси проводили состязания на воде, которые в основном были связаны с гонками на лодках или на обласах. Этот вид состязаний у манси был широко распространен. Наши исследования и литературные сведения говорят о том, что у разных манси были и различные состязания в гонках на лодках.

Так, одним из таких состязаний была гонка на лодках-«осиновках» -Нявлалаункве хапыл. Это небольшая лодочка, выдолбленная из ствола осины. Поэтому манси и называли её «осиновка». Соревновались манси в этой гонке попарно. Если участников состязаний было немного, то стартовали все гонщики в одном заезде, как бы финальном. Участвовали в гонках на оси-новках молодежь и взрослые манси. Местом проведения был любой водоем - река, озеро. Длина дистанции определялась самими участниками. Чаще всего она зависела от ширины водоема или установленного на водоеме буя. Каждый участник мог состязаться только на своей «осиновке». Перед тем как начать состязаться, все лодки кормой располагались на мелководье (задняя часть лодки, т.е. почти на берегу. Сами же гонщики перед стартом находились в лодке, весло лежало перед ними поперек лодки. Старт давался по условленному сигналу. Два или несколько человек после сигнала начать гонку отталкивали её от берега. Гонщики, стоя в лодке и работая веслом, должны были доплыть до условного места или берега водоема, развернуться и вернуться к месту старта лодок. Кто первым приплывал, тот становился победителем гонки на осиновках.

Другой вид гонок на лодках на территории Западной Сибири в Северной Сосьве наблюдал известный исследователь вогул (манси) В.Н. Чернецов [2, с. 142]. В этих состязаниях принимало участие только мужское население. Проводились гонки на реке. В гонке также участвовало 2 лодки. В каждой из них находилось по 6 гребцов и один рулевой. Каждый гребец, в руках имел однолопастное весло туп. Состязания проводились в вечернее время. Дистанция гонки определялась по договоренности. Гонщикам надо было доплыть до определенного места - берега, застрявшей в реке коряги и т.д. достигнуть его или обогнуть это место и грести к месту старта лодок. Для манси характерным было то, что в состязаниях по гребле, гребцы, находящиеся

в лодках, гребут стоя в лодке, что наблюдалось и в этих состязаниях. Перед стартом лодки участников располагались на берегу, у воды. По команде старшего проводившего эти состязания, гребцы сталкивали свои лодки на воду, заскакивали в них и начинали стоя в лодке грести. Дойдя до определенного места на дистанции, огибали его и начинали вести гонку в обратном направлении, т.е. к финишу, строго кормой вперед.

По сведениям И.Н. Гемуева [1, с. 166], манси, проживающие в с. Ля-пин, т.е. ляпинские манси, устраивали гонки на лодках по реке Ляпин в день посещения Торум-кана. Гонка велась до того места, где когда-то находилось святилище Хонт-торум. О проведении этих состязаний заранее оповещалось и многие команды гребцов из разных селений заранее готовились принять участие в них. Участвовали в гонках на лодках только мужчины. Количество команд-гонщиков в состязаниях не ограничивалось. В лодке находилось 6 гребцов, а на носу каждой лодки сидел музыкант, который воодушевлял гребцов своей игрой на сангультапе. Каждый участник гонки греб однолопастным веслом, стоя в лодке. Команда гребцов лодки, достигшая первой святилище Хонт-торум, т.е. финиша, становилась победительницей. Ей поручалась почетная роль везти на святилище жертвенное животное. Существовала у ляпинских манси и другая гонка на лодках, которую наблюдала Н.И. Новикова [4, с. 183]. Ляпинские манси, перед тем как ехать в низовья рыбачить, устраивали на реке Ляпин праздник - «касне порат» - соревнования на гоночных посхап лодках. Этот праздник проходил у манси в начале июня и приурочивался к «лям щоритан порат» - времени, когда цветет черемуха. Состязательная часть праздника проводилась в первой половине дня. Участвовали в этих гонках только мужчины. В этих состязаниях манси совершенствовали навыки молодых рыболовов-гребцов. Количество участвующих команд-гонщиков в соревнованиях не ограничивалось, в каждой лодке располагалось по 6 человек. Гонку гребцы вели стоя в лодке, однолопаст-ными веслами. Дистанция гонки определялась по договоренности. Перед тем как стартовать, лодки всех участников располагались на берегу реки, гонщики находились около своих лодок. Когда давался старт гонки, команды-гребцов быстро сталкивали свои лодки на воду, заскакивали в них и начинали активно грести. Команда первой достигшая места финиша, становилась победительницей. Значит, её гребцы мастерски владели навыками коллективной гребли на лодке.

Не меньший интерес вызывают и другие традиционные состязания манси, как, например, скачки верхом на лошадях. К сведению, среди родственных народов манси и ханты такие состязания были присущи только манси. Проводились эти состязания в летнее время года. Для этих состязаний манси специально отбирали быстрых и выносливых лошадей лув, которые назывались у них вогулка, т.е. мансийская порода лошади. Принимали участие в соревнованиях хорошо подготовленные наездники - подростки, молодежь и взрослое мужское население. Количество участников не ограничивалось. Каждый наездник состязался на своей лошади. Дистанция скачек составляла 1 км, проходила она по ровной дороге. Места старта и финиша, чаще всего совмещались, т.е. были в одном месте. По команде проводившего состязания давался старт. Задача наездников - умело вести гонку и постараться прийти к финишу первым. Достигнув середины дистанции, наездники поворачивали лошадь в обратную сторону и продолжали скачки. Чья лошадь приходила к финишу первой, тот наездник становился победителем состязаний. Обычно победитель скачек получал специальный приз.

У манси было также много состязаний, связанных со стрельбой из лука: на дальность полета стрелы - Ёвт тармыл элн патлуптанкве, стрельба из лука вверх - Нял пахтх. Существовали и различные варианты этих стрельб [5, 10]. Популярны были у манси состязания в стрельбе из лука в цель, т.е. в мишень. Достаточно интересным состязанием являлась стрельба из лука в мишень, что было распространено среди манси села Шугур Кондинского рай-

она [5]. Это состязание импровизировало у детей настоящую охоту на то или иное животное. Состязание способствовало развитию и совершенствованию «скрадывания» зверя, меткости выстрела по цели, охотничьей ловкости и сноровки, воспитывало у участников терпение и выдержку. Проводилось это состязание у леса. Чаще всего такое состязание устраивали дети, подростки, иногда участвовали и взрослые. Количество участников-«охотников» не ограничивалось. Каждый участник-«охотник» имел свой лук и стрелы. Для стрельбы выбирали мишень пос - пень или ставили чурку, условно назвав эту мишень каким-либо «зверем» (медведь, волк, лисица, соболь, олень, лось). От мишени отмеряли в разные стороны расстояние в 10-15 м, которое согласовывалось с участниками-«охотниками», и проводили вокруг мишени линию стрельб. Стрельба в мишень велась только с этой линии. Очередность «охоты на дикого зверя» участниками-«охотниками» определялась с помощью жеребьевки. Количество выстрелов, которые «охотник» должен был сделать по мишени из лука не более 3-5. Оно согласовывалось участниками-охотниками до начала состязания.

Охотник, который начинал «охоту» на дикого зверя, недалеко от линии стрельбы выбирал себе место, с которого он будет вести свою «охоту» на «зверя». Затем он начинал «подкрадываться» к мишени-«зверю» тем способом, который использует охотник во время настоящей охоты на того или иного зверя (он должен проделывать именно те охотничьи действия, которые проделывает охотник при подкрадывании, например, к медведю или к оленю и т.д.). Достигнув линии стрельбы, он должен выпустить из лука оговоренное количество выстрелов, стараясь попасть в «зверя». Кто больше других участников-«охотников» состязаний попадал в мишень-«зверя», тот становился победителем.

Манси, проживающие в селе Шугур Кондинского района, раньше любили состязаться в стрельбе не только из лука, но и из охотничьих ружей [5].Эти состязания способствовали развитию и совершенствованию меткой и ювелирной стрельбы, показывали профессионализм того или иного охотника. Проводились они в весеннее время по большой воде, в тихую погоду на берегу реки. Местом стрельбы являлся берег реки. Манси при этих состязаниях особое внимание уделяли безопасности как самих участников, так и болельщиков. Участниками состязаний являлись только те охотники, которые имели уже достаточно большую охотничью практику. Каждый охотник производил выстрелы их своего ружья. Очередность стрельбы определялась по договоренности. Количество выстрелов каждым охотником определялось по договоренности между участниками состязаний. Стрелок подходил к месту стрельбы со своим ружьем, заряжал его и приступал к стрельбе. Стрельба велась в сторону реки, по водной глади. Задача стрелка заключалась в следующем: надо было выстрелить в сторону водной глади реки так, что бы выпущенная пуля летела по водной глади, пробивая её, т.е. как бы отскакивая от неё и затем попадала в берег реки. Победитель состязаний определялся болельщиками, стоящими на берегу реки на основании количество «отскоков» выпущенной пули от водной глади реки. Чем больше раз пуля отскакивала от поверхности воды, тем большим охотничьим профессионализмом обладал тот или иной стрелок-охотник.

Весьма интересные состязания народа манси отмечены в работе Г. Сазонова, А. Коньковой [10, с. 122-123], о которых мы выше упоминали. Эти состязания весьма специфичны и в тоже время их состязательная направленность напрямую связаны с профессиональной деятельностью промысловика. Как отмечают авторы [10], в прошлом, манси устраивали в летнее время игрища, так называемы «мужские игры». На этих игрищах они проводили и ряд состязания. Надо заметить, что мы не наблюдали у родственных народу манси ханты аналогичных состязаний [6, 7]. Перед тем как дать описание этих состязаний, автор статьи предупреждает читателей, что это авторская реконструкция нижеописанных 3-х состязаний, проводимых на мансийских

игрищах. К сожалению, Г. Сазонов, А. Конькова [10] в своей работе только называют эти 3-и вида оригинальных состязаний, а как они проводятся, об этом не пишут. Итак, одним из таких состязаний являлось метание охотничьих копий овта в цель. Проводилось это состязание на ровной лесной поляне. Участвовали молодежь и взрослые мужчины. Количество участников не ограничивалось. Метали боевое охотничье копье. Мишенью служила натянутая лосиная шкура. Копье участники состязаний метали в мишень с расстояния 20 саженей, т.е. где-то с 40 м. Каждый участник метал свое боевое охотничье копье. Количество бросков участник мог совершить 3 раза. Очередность метания копья определялась с помощь жеребьевки или счета.

Участник со своим боевым охотничьим копьем подходил к линии метания, подготавливался к его броску и с силой совершал бросок в сторону мишени. Если он не смог попасть с первого броска копья в мишень, производил второй, третий бросок. Если ему удавалось или наоборот не удавалось поразить копьем мишень, в состязание включался следующий участник. Победителем становился тот участник, который смог за меньшее количество бросков копья поразить мишень.

Другой вид состязаний, который проводился на этих же мансийских игрищах - это «Метание (кидание) охотничьих ножей в цель» [10, с. 122-123]. Участвовали в нем молодежь и мужчины, которые владели этим искусством метания охотничьих ножей в цель. Количество желающих участвовать в этих состязаниях не ограничивалось. Каждый, кто принимал участие в этих состязаниях, метал в цель свой охотничий нож. Количество бросков не более 3-х. Мишенями служили чучела уток, тетеревов или силуэты зверей, а также берестяные маски злых духов. Расстояние бросание ножей в цель равнялось примерно 15 саженей, т.е. чуть больше 30 м. Мишень обычно поднималась над землей на высоких жердях. Очередность метания охотничьих ножей в цель определялась с помощью жеребьевки или счета. Участник подходил к линии броска, вытаскивал охотничий нож с ножен, прицеливался и производил рукой мощный бросок в цель. Задача бросавшего нож - попасть, т.е. вонзить его в чучело. Если участник попадал или не смог попасть с трех попыток, состязаться выходил следующий участник. Количество попаданий охотничьим ножом в мишень фиксировалось, как проводившим эти состязания, так и самими участниками состязаний. Победителем состязаний становился тот участник, который смог за меньшее количество бросков охотничьим ножом, поразить цель или смог ее поразить подряд 3 раза.

Последнее состязание по метанию на мансийских «мужских играх» -это «Метание боевого топорика в цель» [10, с. 122-123]. Участвовала в нем мансийская молодежь и взрослые мужчины, которые имели определенный навык метания боевого топорика. Количество участников в этом виде состязания не ограничивалось. Каждый участник метал только свой боевой топорик. Мишенями служили, чаще всего, силуэты зверей, которые расставлялись на высоких пнях или берестяные маски злых духов. Расстояние броска топорика в мишень равнялось 20 саженей, т.е. чуть больше 40 м. Очередность метания боевого топорика в мишень участниками, определялась с помощью жеребьевки или счета. Участник подходил со своим топориком к линии броска и с замахом назад мощно посылал топорик в цель. Задача бросавшего - попасть лезвием топорика в цель. Если он попадал с первого броска, он заканчивал броски и на смену ему в сектор метания выходил следующий участник. Если участник не попадал с первого раза, он продолжал совершать оставшиеся две попытки. Победителем становился тот участник, который смог поразить цель лезвием боевого топорика.

Все вышеописанные нами состязания по метанию охотничьего копья, охотничьего ножа и боевого топорика способствовали развитию и совершенствованию у мансийских промысловиков мышц всего тела, а также совершенствовали профессиональные качества охотника - точность и силу броска охотничьих атрибутов (копья, ножа и топорика), которые всегда были при

охотнике. А профессиональная точность поражения цели указанными охотничьими атрибутами, давали ему уверенность и выдержку во время охотничьего промысла.

Представленный в данной статье перечень традиционных состязаний народа манси этим не заканчивается. У манси существовало много всевозможных силовых единоборств и силовых физических упражнений [5]. Такими образом, мы вполне уверенно можем сказать, что традиционные состязания должны занять достойное место в системе современного процесса физического воспитания подрастающего поколения народа манси, а также перейти из разряда традиционных в разряд современных соревнований этого народа.

Литература

1. Гемуев, И.Н. Легенды и были таёжного края [Текст] / И.Н. Гемуев, А.М. Са-галаев, А.И. Соловьев. - Новосибирск : Наука, 1989. - 176 с.

2. Источники по этнографии Западной Сибири [Текст]. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1987. - 284 с.

3. Красильников, В.П. Игры и состязания в воспитательном процессе финно-угорских и самодийских народов : учеб. пособие [Текст] / В.П. Красильников. - Екатеринбург : Изд-во РГППУ, 2004. - 85 с.

4. Новикова, Н.И. Традиционные праздники манси [Текст] / Н.И. Новикова. -М. : Институт этнологии и антропологии СО РАН. - М. : Наука, 2005. - 407 с.

5. Полевые исследования автора в 1993 году, в места проживания народа манси в ХМАО // Архив автора.

6. Прокопенко, В.И. Ханты: Этнопедагогика физического воспитания [Текст] /

B.И. Прокопенко. - М. : Народная педагогика, 1994. - 140 с.

7. Прокопенко, В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры [Текст] : учеб. пособие / В.И. Прокопенко. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. - 296 с.

8. Прокопенко, В.И. Этнопедагогическая значимость для народа манси традиций физического воспитания [Текст] / В.И. Прокопенко // Мат. Всерос. науч.-практ. кон. «Физкультура и спорт в современных условиях: состояние, тенденции и перспективы». - Омск : СибГАФК, 2000. - С. 31-35.

9. Прокопенко, В.И. Народные игры и национальные состязания манси [Текст] / В.И. Прокопенко // Физическое воспитание детей и молодежи в 21 веке : мат. Всерос. науч. кон., г. Якутск. ЧГИФК. - 2003. - С. 53-58.

10. Сазонов, Г. И лун медлительных поток... [Текст] : роман-сказание / Г. Сазонов, А. Конькова. - Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во. - 1990. -

C. 122-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.