ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
РАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — ДОКТРИНАЛЬНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ В НОВЫХ РЕАЛИЯХ РАЗВИТИЯ РОССИИ
УДК 37:304.4
М. А. Ку знецо в
Ростовский государственный строительный университет (Ростов-на-Дону)
В статье обосновывается потребность разработки Федеральной концепции образования, в которой реализуются цели воспитания людей образованных, творческих, физически и духовно здоровых, способных в новых реалиях развития строить Россию как высшую ценность, в которой происходит культурное единение народов и элит, входящих в круг русской цивилизации. Основой разработки такой концепции является теория традиционного образования. Подчёркивается, что содержание традиционного образования и воспитания включает уже добытые обществом знания — систему наук, научных знаний; опыт — систему умений и навыков — основу деятельности; опыт творческой, поисковой деятельности; опыт отношения к миру, друг к другу, или систему нравственной, духовной, волевой, эстетической воспитанности. Автор отмечает, что содержание социального опыта имеет общественный характер и формируется, реализуется в соответствии с поставленными обществом и личностью целями и задачами.
Ключевые слова: система образования, общество, воспитание, законодательство.
M. A. Kuznetsov
Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE), The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Sotsialisticheskaia str., 162, Rostov-on-Don, Russian Federation, 344022
TRADITIONAL EDUCATION — DOCTRINAL FOUNDATION OF FEDERAL CONCEPT IN THE NEW REALITIES OF RUSSIAN DEVELOPMENT
The article uncovers the need for developing the Federal concept of education, which would realize the goals of creating educated, creative, physically and morally healthy people, who are able to build Russia in the new development realities as the highest value, Russia which culturally unites the peoples and elites forming the Russian civilization circle. The theory of traditional education is the basis for developing such a concept. The work emphasizes the fact that the content of traditional education and upbringing includes knowledge already gained by society — the system of sciences and scientific knowledge; experience — the system of skills and abilities — the basis of activity; experience of creative, searching activity; experience of attitude to the world, each other or the system of moral, spiritual, volitional, aesthetic upbringing. The author notes that the content of social experience is of social nature and is formed and implemented in accordance with the goals and tasks set by society. Keywords: system of education, society, upbringing, legislation.
КУЗНЕЦОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ — кандидат педагогических наук, доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета Ростов-на-Дону)
KUZNETSOV MIKHAIL ALEKSANDROVICH — Ph.D. (Pedagogical Sciences), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)
e-mail: [email protected] © Кузнецов М. А., 2014
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
На Валдайском форуме Президент России В. В. Путин высказал ряд положений, которые становятся доктринальной основой развития России (см.: Ьир://^^^. rg.ru/2013/09/l9/stenogramma-site.html). Провозглашённая В. В. Путиным «национальная идея, основанная на национальной идентичности», и так желаемые «образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди» становятся не только «главной силой России этого и последующих веков», но и новыми идеологическими реалиями, представляющими Россию как высшую цен ность, вокруг которой долж но происходить объединение народов и элит, входящих в круг русской цивилизации. Предлагаемая В. В. Путиным работа всего общест ва над на циональной иде ей и установлением преемственности национальных культурных традиций способствует такому объединению. Объединению и развитию России спо соб ст ву ют, пре ж де все го, образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди. Чтобы достичь поставленной цели, таких людей нужно вырастить и воспитать.
Современное либеральное образование, основанное на идеологии «комфортной жизни» как цели государственной политики и идее собрать российскую нацию под ло зун гом рын ка и де мокра тии, та ких людей воспитать не может, поскольку осуществляет ся на ос но ве кон цеп ции лич но ст но-ори ен-тированного образования, в которой обучение предлагается строить на «понимании» учеником того, для чего нужен «свободный выбор себя», что такое «строительство личного образа», «собственный мир ценностей» и пр. Через «культурную ноосферу» из образования извлекаются ценности на-цио нальной культу ры, нрав ст вен ные ценности веры в Бога и любви к родным и близким, в результате духовность отрывается от разума, чувств и этики нравственного поведения человека.
Так из личностно-ориентированного образования появляется «человек культуры»,
пре дос тав лен ный са мо му се бе, от вер гаю-щий лю дей и Бо га ра ди са мо го се бя. В «человеке культуры», «личностно» образованном и вос пи тан ном, про ис ходит лож ное самотворение и самопревозношение, которые его окончательно истребляют духовно и физически, ибо оставляют без социально и национально значимых культурных и ду ховно-нрав ствен ных цен но стей, то есть ориен ти ров лич ной и об ще ст вен ной жиз ни. Сознание этого человека заполняется са-та нин ски ми цен но стя ми раз врата: деньги, секс, развлечения, а поведение характеризуется вседозволенностью — ценностями личной сво боды от вся кой нрав ст вен но сти и ответ ственности.
Подчерк нём, что попыт ка современ ного либера лиз ма пре одолеть пар тий ную идеологию социалистического гуманизма западным индивидуалистическим рационализмом не уда лась. На кон цеп ци ях лич но ст но-ориентированного образования творческих, физически и духовно здоровых людей, способных решать задачи построения совре-мен ной рус ской ду хов но-нрав ст вен ной цивилизации, не воспитаешь, как не воспитаешь таких людей на «ценностях» западноевропейской «гендерной демократии», где понятия «мальчик» и «девочка» отменяются, а понятие «природный пол» исключается из списка, пред лагаемого для «ген дерно-го выбора». И что взять у идеологов геигеза-ции, которые утверждают, что пол — мужской, женский — это вовсе не врождённая характеристика ребёнка, а якобы некая возникающая в процессе воспитания социальная характеристика — гендер. Эти идеологи называют педофилию нормальной сексу-аль ной ори ен та ци ей, ко торую нарек ли как «интимные взаимоотношения между поколениями». И что взять полезного у представителей евросообщества, настойчиво про-дви гаю щих пе до фи лию и ин фан то фи лию как альтернативную и адекватную форму сек су аль ного вы ра же ния и призывающих к «обучению ребёнка всем формам сексраз-нообразия»?
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
И уже не удивляешься тому, что в России под видом разнообразных фондов действуют агенты, пропагандирующие «интимные взаимоотношения между поколениями».
Не стоит удивляться и тому, что капитализм ради прибыли создаёт всё новые и новые потребности, необходимость удов-ле тво рения ко торых через рек ла му вне дря-ется в сознание людей. Чтобы процесс потребления ненужных товаров шёл бодрее, устраняется препятствие в виде рационального сознания, привычек критического мышления и научных знаний. И уже речь идёт о глобальном формировании идеального по тре би те ля, пол но стью ли шён ного рационального сознания и научных знаний о мире.
Вывод один: не может либеральное образование обеспечить воспитание будущих строителей новой России, значит, нужна иная, чем ли беральная кон цеп ция обра зова-ния и воспитания российской молодёжи.
Надежду на появление такой концепции подаёт Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, где образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения человека. Воспитание и обучение обусловливают образование как педагогическую деятельность, направленную на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных духовно-нравственных ценностей и принятых в об ще ст ве пра вил и норм по ве де ния в интересах человека, семьи, общества и государства.
Воспитание и обучение в системе государственного образования, согласно данному закону, обеспечивают реализацию исторически сложившегося правила, гласящего, что зна ния, умения и на вы ки, цен но ст ные установки формируются в процессе обучения, отвечают целям интеллектуального, ду ховно-нрав ст вен ного, творче ского, физического и профессионального развития че ло века, целям удов ле тво ре ния его обра-
зовательных потребностей и интересов и функционируют как общественно значимое бла го.
Закон «Об образовании в Российской Федерации» утверждает ещё одну закономерность. Она касается того, что образование, воспитание и обучение человека осуществляются на основе таких исторически сложившихся понятий, как «социокультурные, духовно-нравственные ценности», «ценностные установки», «принятые в обществе правила и нормы поведения», которые определяют социализацию обучающихся. Эти понятия сохраняют истоки национальной культу ры и воз мож ность социа ли за ции обучающихся и воспроизводства преемствен но сти и на циональной иден тич но сти.
Однако реализация идеи национальной идентичности находится под угрозой в условиях значительной потери Россией национально-культурного суверенитета. Исправление понятия «культурная традиция западной демократии» на понятие «культурная тра ди ция на циональной демократии» с установлением национально-культурного суверенитета России зависит от России как государства и классической педагогической науки.
Россия как государство в этом случае долж на выполнять три ос новные функ ции: 1) идеологическую; 2) социализаторскую; 3) культурно-воспитательную.
1. Идеологическая функция в чистом виде — это деятельность государства, содействующая внедрению в сознание членов общества определённой системы политических, пра вовых, нрав ствен ных, эти ческих, ре ли-гиозных и философских взглядов. Идеологическими взглядами людей определяется их отношение к действительности, прежде всего к существующему общественному и государственному правопорядку и пр.
Однако сегодня российское государство в лице властных структур выражает интересы господствующего класса — оли гархов, реализует на практике их идеологию. Власть и олигархи заинтересованы в сохранении су-
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
ществующих поряд ков, поэтому создают ся условия, обеспечивающие внедрение в сознание населения соответствующих их ин-тере сам представ ле ний и цен но стей. В этом случае необходимо исправление понятия «олигархическое государство» на понятие «российское государство социальной справедливости».
2. Социализаторская функция государства связана с решением задач закрепления традиционных форм брака и семьи, обеспечения определённых материальных условий жизни, приобретения определённых форм общеобразовательных и про фессиональных зна ний, умений и навы ков, опы та дея тель-но сти и ком пе тен ций.
Социализаторская функция государства в новых реалиях развития России должна иметь своей целью не просто воспроизводство человека в соответствии с потребностями существующей социально-экономической структуры общества и производства, но формирование человека завтрашнего дня, способного сознательно и целенаправленно строить новое общество.
Социализация, объединяющая всех людей в единое целое, должна опираться на национально-государственную идеологию, в основу которой заложены ценности национальной культу ры, при на ли чии со ци аль-ной спра вед ли во сти — рав ных ус ло вий для всех.
3. В культурно-воспитательную функцию
государства входит воспроизводство человека как социального существа и элемента производительных сил. В этом случае задачей государства является постановка демографической и социализаторской деятельности в один ряд с социально-экономической, чтобы обеспечивать комплексное решение про блем, связан ных с вос производством и социализацией населения.
Как видим, три государственные функции тесно перепле тены друг с другом, взаимодействуют постоянно и на всех уровнях. Поэтому государственная власть должна выстраивать свою политику на общенацио-
нальных социокультурных цен ностях, прием ле мых для всех соци аль ных групп, так как эти цен но сти со став ля ют ду хов но-идео-логи че ский ба зис вла сти и народа.
Чтобы реализовать на практике представленные функции, государству нужны идеологические основания для научного анализа социально-экономических и педагогических явлений и практической реализации передачи знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций новым поколениям. Таким основанием является методология педагогики. Методология как наука основывается на государственной философии, или философии господствующего класса. При от сут ст вии соб ст вен ной фи ло со фии у господствующего класса России — олигархов, отсутствует и методология педагогики — теоретическая основа социализации индивидов. В результате появляются концепции культурологического типа образования, которые отказываются от фундаментальных положений традиционной педагогической науки и национально-культурных ценностей, становятся орудием разрушения на ционально-русской культуры, ду хов но-нравст вен ных цен ностей, общест вен ной и личной жизни людей.
Исправление понятий заложено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года, где определены понятия образование, воспитание, обучение человека как основа самостоятельной стратегии социально-экономического развития государства, в котором исторический социокультурный код находит своё продолжение в поставленных це лях ин тел лек туаль ного, ду хов но-нрав ст-венного, творческого, физического и профессионального развития человека. В связи с этим возникает проблема, связанная с решением вопроса: какое содержание следует привносить в образование, чтобы достичь поставленной цели?
Но для начала властным структурам следует обратить внимание на то, что у них отсутствует государственный контроль над
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
ключевыми сферами общественной жизни, и прежде всего — педагогическим процессом, который обеспечивает образование, воспитание, обучение молодёжи — строителя культурной идентичности.
Для восстановления государственного контроля нужны не отдельные теоретические выклад ки развития России, а чётко выстроенная, научно обоснованная кон-цеп ция.
Концепция развития России должная включать ценности исторического, политического, цивилизационного и национального еди нения всех народов, про жи ваю щих на территории российского государства. Ввиду ог ром ной про тя жён но сти тер ри тории России на евра зийском конти нен те, концепция должна соединить исторический и географический пласты национального бытия народов России. Возможно ли это? Да, воз-мож но, на ос но ве на циональной идеи, исторической преемственности и социокультурной идентичности, синтезирующих русскую политическую историю на основании уникальной геополитической и цивилизацион-ной методологии.
Идея возрождения в политической жизни Рос сии на циональной идеи, ос нован ной на на циональной идентич ности, име ет свои особенности. В эпоху 90-х годов XX века, как отмечает В. В. Путин, отсутствие национальной идеи, ос нован ной на на циональной идентичности, было выгодно той квазико-лони аль ной час ти эли ты, ко торая пред почитала воровать и выводить капиталы и не связывала своё будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались (см.: Тпар^/ч^-ж-ж. rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html).
Геополитическая обстановка и внутренняя потребность быть экономически сильным государством, способным отражать внешние военные угрозы, привели к тому, что национальная идея встраивается в современное развитие России благодаря интер пре та ции идеологии консер ватиз ма. Ведь, как показала практика политической и социально-экономической жизни России,
по мнению В. В. Путина, новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. И «самоустранение государства» от работы над национальной идеей ни к чему хорошему не привело («не сработало». — В. В. Путин), «так же как и механическое копирование чужого опыта» или «грубые заимствования» как попытка «извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, по то му что стрем ле ние к са мо стоя-тельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету — неотъемлемая часть нашего национального характера» (см.: http://www.rg.ru/2013/09/l9/ stenogramma-site.html).
Из это го вы вод один: на цио наль ную идею надо искать в истории российской культуры, ко торая ви дит ся как не пре рыв ный про цесс обретения национальной идентичности, как говорит об этом В. В. Путин: «Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания это го невоз мож но вза им ное до верие и движение общества вперёд» (см.: Тпар^/ч^-ж-ж. rg.ru/2013/09/19/stenogramma-site.html).
Итак, обре те ние на циональной рос сий-ской идентичности начинается с обретения Россией сильной государственности. Дело в том, что разру ше ние культур ного и ду хов-ного кода русской нации, а речь в данном случае идёт именно об этом, дважды в ХХ веке начиналось с распада нашей государствен ности. За рас па дом русской на циональ-ной государственности следовало уничтожение исторически сложившихся традиций народ ной жиз ни, той са мой на цио нальной идентичности.
Сам собой напрашивается вопрос, каким это образом новая (уже с 1991 года) власть собирается восстанавливать национальную идентич ность и преемст вен ность?
По нашему мнению, во-первых, во властные структуры Российской Федерации долж ны прий ти люди, ко торые при мут как свои общенациональные социокультурные ценности, составляющие духовно-идеоло-
Ф
^ Образование в сфере культуры
Ф
гический базис власти и народа. Во-вторых, столь масштабные социально-экономические из ме нения тре бу ют, что бы при зыв В. В. Путина к самоидентификации и самоизменению касался бы и российской олигархической буржуазии. Только команда единомышленников сможет осуществить государственную политику по обеспечению идентичности и преемственности социально-культурного развития России. А средством реализации такой политики станет государственная концепция развития России на ос но ве пре емст вен но сти цен но стей русской на циональной культу ры, ко торые являются традиционными для тысячелетней Русской цивилизации. Эта концепция должна объединить усилия народа и власти по социализации индивидов, благодаря чему индивид будет воспринимать и усваивать адекватную культурному коду России систему знаний, норм общественного поведения, ду ховно-нравст вен ных цен но стей.
Обеспечение социализации как результата усилий индивидов на базе собственных ценностей невозможно (см. выше), поэтому социализация индивидов должна основываться на опыте Русской исторической цивилизации. Дело в том, что федеративное уст рой ст во Рос сии, как в да лёком, так и в недавнем прошлом, представляло собой полиэтническую цивилизацию, скреплённую «русским культурным ядром», составляю щим идеологию соци аль ной жиз ни обще ст ва.
Восстановление Русской исторической цивилизации и воспитание всесторонне раз ви той и нрав ст вен ной лич но сти, способной жить в ней, становится возможным с принятием к исполнению 29 декабря 2012 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», где самоопределение и социализация обучающихся основаны на социокультурных, ду-ховно-нравст вен ных цен ностях, которые определяются законом как средство воспитания и развития личности.
Так, опираясь на положение закона и взяв
во внимание ценности русской исторической цивилизации, мы определяем возможность создания концепции, благодаря которой открывается перспектива построения современной Русской духовно-нравствен ной ци ви лиза ции и вос пи та ния лич но сти русской духовной культуры.
Ос новой для соз да ния кон цеп ции це ле во-го развития России может служить национально-культурная идеология, представленная традиционной социально-философской ценностью: Русской идеей Соборности на ционального сознания и са мо созна ния и Всеединства национальной культуры, которая заложенна в русской философской тра ди ции и вы ра жена в идее по ис ка че лове-ком смыс ла жиз ни, ис ти ны и спра вед ли во-сти. Она должна реализоваться в процессе обучения как национально-культурная тра-ди ция ду ховно-нравст вен ного вос пи та ния молодёжи.
Достоинство кон цепции будет состоять в том, что це ле вое разви тие Рос сии обос но вы-вается базовыми ценностями национальной культу ры, среди которых:
• ценность русского языка как основы меж на ционального общения, цен ность национальной литературы и музыки, фольклора и народ ной музы ки, народ ных тра ди-ций и обычаев, духовно-нравственные ценности человеческой жизни и личности;
• ценность Русской земли как геополитического пространст ва и вместили ща природных богатств и красоты её, откуда вы-рас та ет ду хов ное ве ли чие рус ских лю дей и лю дей дру гих на цио нально стей, про жи ваю-щих рядом с русскими;
• ценность российской федеративной государственности как исторически сложившегося единства русского народа и других народов России. На этом понимании строится дружба, взаимопомощь в решении социально-экономических задач всех народов, вхо дя щих в со став мно гона циональной России. На этой основе культура одного народа дополняет культуру другого;
• нравственные ценности социальной дея-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 4 (60) июль-август ^
Ф
тельности: свободный труд и бескорыстное служение Отечеству, составляющие духов-но-нрав ст вен ную осно ву народ ной жиз ни;
• нравственные ценности таких качеств русско го харак тера, как му же ст во и честь, тер пе ние в соче та нии со стрем лени ем най ти согласие в сложных вопросах бытия, чувство любви к родным и близким, которое сливается с чувством отвественности за защиту Отечестве, бескорыстие и совестливость в сочетании с отсутствием стяжательства.
Как видим, национально-культурная идеология утверждает необходимость заниматься формированием духовно-нравствен ной социаль но сти лич но сти, струк ту ру которой составляют категории аксиологии: понятия свободы, идеала, долга. Феномен ду ховно-нрав ст вен ной соци аль но сти складывается из познания и деятельности, укрепления собственной, эндогенной мотивации трудовой деятельности, в том числе в результате самопознания и самовоспитания. Духовно-нравственная социальность личности способствует формированию смысла человеческой жизни как результата воз действия на человека с са мого раннего возраста исторически определённой национальной культуры и индивидуального жизненного опыта. При этом внешние социально организованные государством воз дей ст вия на че лове ка, в том чис ле педагогические, обеспечивают социопсихи-че скую и биопси хи ческую де термина цию поведения личности в результате формирования сложной структуры взаимосвязи цен но ст ных ори ен та ций и мо ти ва ции дея-
тельности. В процессе социализации складываются взаимоотношения между уровнями эмоциональной сферы — влечениями, эмоциями, то есть детерминантами преимущественно биопсихического порядка и социально значимыми чувствами долга, патриотизма. Таким образом, система формирующихся социально и личностно значимых смы слов на ходит своё вы ра жение как единство социального и биологического в мотивации социализированного поведения человека и является формой духовно-нрав-ст вен ной социаль но сти лич но сти.
Духовно-нравственная социальность личности включает этические чувства уважения к дру гим людям и эс те ти че ские по треб-ности, которые формируются в процессе общения и восприятия объектов материальной культуры. Удовлетворение от общения и увиденного красивого объекта становится духовным состоя нием, которое способст ву-ет формированию этических норм поведения и эстетических потребностей любви к окружающему миру.
Итак, через реализацию задачи духовно-нравственного воспитания личности — образованной, творческой, физически и духов но здо ро вой, мы вы хо дим на раз ви тие теории и практики формирования духовно-нравственного общества как основы предстоящей идеологической революции в России, основными чертами которой являются: а) соз да ние кон цеп ции ду хов но-нрав ст венного воспи тания лич ности; б) соз да ние социально-экономической концепции социально справедливой экономики.
Ф
Примечания
1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Феномен человека: антология. Москва, 1993.
2. Бердяев Н. А. Духи русской революции // Из глубины. Москва, 1990.
3. Гельвецкий К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. Москва, 1938.
4. Ильин И. А. Творческая идея нашего будущего. Об основах духовного характера. Новосибирск, 1990.
5. Кузнецов М. А. Духовно-нравственное воспитание молодёжи как национальный проект. Ростов-на-Дону : АПСН, 2010.
6. Кузнецов М. А. Национально-культурная идеология и методология духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс] // Науковедение. Интернет-журнал : [веб-сайт]. Электрон. дан. 2013. № 3.
^ Образование в сфере культуры
References
1. Agazzi Evandro Human as the object of philosophy. Phenomenon of a human. Moscow, 1993 (in Russian).
2. Berdyaev N. A. Dukhi russkoy revoliutsii [Spirits of the Russian revolution]. Iz glubiny [From the depth]. Moscow, 1990.
3. Gelvetsky K. A. O cheloveke, ego umstvennykh sposobnostyakh i ego vospitanii [About a human, his intellectual abilities and upbringing]. Moscow, 1938.
4. Ilyin I. A. Tvorcheskaya idea nashego buduschego. Ob osnovakh dukhovnogo kharaktera [Creative idea of our future. On the foundations of spiritual character]. Novosibirsk, 1990.
5. Kuznetsov M. A. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie molodezhi kak natsionalny proekt [Spiritual-moral upbringing of youth as a national project]. Rostov-on-Don, APSN Publ., 2010.
6. Kuznetsov M. A. Natsionalno-kulturnaya ideologia i metodologia dukhovno-nravstvennogo vospitania [National-cultural ideology and methodology of spiritual-moral upbringing]. "Naukovedenie" ["Science of science"], 2013, No. 3. URL: http://naukovedenie.ru/?p=issue-3-13-RGSU
Л. А. Резванова
Ростовский государственный строительный университет (Ростов-на-Дону)
Эпоха Просвещения неизменно привлекает исследователей самых различных сторон этого уникального и на редкость многогранного культурно-исторического явления. На первом этапе изучения этого периода исследователей интересовали вопросы изобразительного искусства и философии культуры эпохи. Сегодня обращается внимание и на менее изученные проблемы периода. В этой статье автор исследует феномен образования в период Просвещения. Особенности этого периода — эклектическое сочетание нового мировоззрения: материализма и старых идеалистических представлений. Просветители использовали новые «точные» знания о мире, прежде всего о природе, для оппозиции религии, теологии и схоластике. Из этого источника возникает натурализм, который есть эклектический «коктейль» из материализма и идеализма. Поэтому просветители понимают человека как естественное (природное) и естественное историческое существо. Во втором случае человек есть продукт воспитания.
Ключевые слова: образование, натурализм, идеализм, материализм, Просвещение, Ренессанс.
РЕЗВАНОВА ЛАРИСА АНАТОЛЬЕВНА — кандидат юридических наук, доцент кафедры права, культурологии и психолого-педагогических дисциплин Ростовского государственного строительного университета (Ростов-на-Дону)
REZVANOVA LARISA ANATOL'EVNA — Ph.D. (Legal Sciences), Associate Professor of Department of law, cultural studies and psychology and pedagogical disciplines, Rostov State University of Civil Engineering (RSUCE)
ОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НАТУРАЛИСТИЧЕСКОМ ГУМАНИЗМЕ
ПРОСВЕЩЕНИЯ
Ф
УДК 37.03
Ф
e-mail: [email protected] © Резванова Л. А., 2014