Научная статья на тему 'Традиционное хозяйство индийских нага (общая характеристика)'

Традиционное хозяйство индийских нага (общая характеристика) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
198
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Авилова И. К.

The author examinas the traditional economy of the Naga who inhabit the hills of North-East India and belong to the category of Avivasi (i.e. tribal groups). She shows that ecological environment determined the complexity of Naga economy, the main branch of which is the slash-burn agriculture and which preserves such an unproductive branches as hunting and fishery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Traditional Economy of the Naga (general characteristics)

The author examinas the traditional economy of the Naga who inhabit the hills of North-East India and belong to the category of Avivasi (i.e. tribal groups). She shows that ecological environment determined the complexity of Naga economy, the main branch of which is the slash-burn agriculture and which preserves such an unproductive branches as hunting and fishery.

Текст научной работы на тему «Традиционное хозяйство индийских нага (общая характеристика)»

ИСТОРИЯ И ЭТНОГРАФИЯ

И. К. АВИЛОВА

кандидат исторических наук, ДВГУ

ТРАДИЦИОННОЕ ХОЗЯЙСТВО ИНДИЙСКИХ НАГА

(ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

Нага - общее название одного из малых бесписьменных народов Индии, который в настоящее время составляет основное население штата Нагаленд и северной половины штата Манипур, а также заселяет все пограничные сопредельные территории соседних штатов1. Около 90% населения сосредоточено в больших и малых деревнях, изолированных друг от друга, только 9,9% проживают в городах2.

Нага Индии представляют собой одну из наиболее сложных в этническом плане групп Южной Азии, в которую входит не один десяток племен разной численности, от мельчайших до крупных в несколько десятков тысяч человек, каждое из которых имеет свой определенный район обитания. По географическому положению, ряду особенностей этнического и культурного развития выделяют четыре основные группы: южные, западные, центральные и

восточные нагаа. Многочисленные племена южной группы, наиболее значительными из которых являются тангкуль (43 тыс.)4, занимают северную часть штата Манипур, поэтому в литературе они известны как манипурские нага. С юга племена этой группы на большом протяжении граничат с мейтхеями - основным населением штата Манипур, а на западе - с племенами куки5. К северу от южных нага располагается западная группа, в которую входят хорошо известные и численно большие племена ангами (33,8 тыс.), сема (47,4 тыс.), лхота (26,6 тыс.) и менее многочисленные западные и восточные ренгма (всего 5,8 тыс.). Наиболее сплоченными этнически и наиболее активными политически среди всех нага выступают ангами, тогда как западные ренгма являют собой уникальный пример архаичности хозяйства и материальной культуры0. Севернее западных нага находится центральная группа, объединяющая крупное племя ао (55,9 тыс.) и ряд более мелких племен. По ряду черт хозяйства, социальной организации и материаль-

ной культуры ао можно рассматривать как переходную группу между западными и восточными нага7. На крайнем северо-востоке штата Нагаленд проживают племена восточной группы, крупным и наиболее известным из которых является племя коньяк (47,7 тыс.). Эта группа, наименее изученная, характеризуется своеобразной культурой и социальной организацией составляющих ее племен8.

Нага не были аборигенным населением на данной территории. Их этническая история связана с древнейшими популяциями, сложившимися еще во II тыс. до н.э. на территории Западного и Южного Китая в междуречье Янцзы и Хуанхэ. Многочисленные племена предков нага пришли на территорию современной СевероВосточной Индии с мощным потоком тибето-бирманцев в середине I тыс. до н.э. и в основном уже к XIII в. занимали те территории, на которых проживают сейчас. Продолжавшиеся вплоть до середины XIX в. внутренние миграции не оказали значительного влияния на сложившуюся ранее этническую карту района и устоявшийся образ жизни народа. Даже исключительно быстрое развитие в

колониальный период (Х!Х-ХХ вв.) чайного плантационного хозяйства на северо-востоке страны, которое нарушало длительно

существующую изоляцию горцев и втягивало их в постоянные экономические отношения с окружающим населением, не оказало на нага значительного воздействия. Сами горы Нага, почти неизвестные, не представляли для метрополии особого

экономического интереса, поэтому нага не испытывали всех тягот колониальной эксплуатации, но одновременно с этим не испытывали и каких бы то ни было социально-экономических сдвигов9. За годы независимости правительство страны много сделало для вовлечения их в русло капиталистической экономики Индии. Однако в силу ряда причин исторического, внешнеполитического и географического характера нага вплоть до недавнего времени оставались в стороне от новых для них видов хозяйственной деятельности, сохраняя традиционный образ жизни, низкий уровень социально-экономического и культурного развития, специфику своей социальной организации.

Основным направлением хозяйственной деятельности нага было и остается земледелие, и, хотя до сих пор район археологически почти не изучен, уровень развитости хозяйства, некоторые его особенности позволяют предположить, что предки нага пришли на территорию своего современного расселения, хорошо зная подсечно-переложное земледелие, которое в данном регионе широко известно под термином "джхум". Это предположение подкрепляют и археологические материалы: установлено, что уже в III тыс. до н.э. племена, населяющие междуречье Янцзы и Хуанхэ (район, из которого на рубеже 11-1 тыс. до н.э. мигрировали предки нага), знали и широко практиковали данную форму обработки земли10. Сущность ее заключается в том, что все необходимые операции можно осуществлять в самом сложном рельефе местности при наличии двух условий: значительных свободных площадей леса и обилия естественной влаги. Следовательно, при джхуме характер среды обитания выступает исходной предпосылкой и необходимым условием, базисом функцио-

нирования всей системы материального производства этноса, одним из основных факторов формирования его традиционной системы природопользования.

Нага населяют сложный по рельефу горный регион СевероВосточной Индии. Через всю их территорию с севера на юг протянулись хребты Восточного нагорья, прорезанные глубокими продольными долинами. Они образуют одновременно естественную границу между Индией и Бирмой и водораздел между речными системами этих двух стран. Горы невысоки, до 2500 м, но густо облесены, перевалы отсутствуют, что делает их

труднопроходимыми, а порой и недоступными. По характеру рельефа территорию условно можно разделить на две зоны: 1) район невысоких гор, с пологими склонами, образованный естественным понижением местности к долине Брахмапутры, расположенный на северо-западе и севере Нагаленда, и 2) высокогорье, сформированное крутыми горными хребтами, занимающее остальную территорию. Речная сеть района хорошо развита. Большая часть рек, берущих начало в горах, относится к бассейну Брахмапутры. Это Даянг, Дикху, Дхансири, Дибанг и др. Диапазон колебаний уровня рек чрезвычайно высок; в период югозападного муссона они сильно разливаются, полностью затопляют межгорные долины и делают их непроходимыми. Все реки изобилуют рыбой, креветками, крабами, моллюсками. Особенность района - почти полное отсутствие озер. Влажный субтропический муссонный климат характеризуется мягкими сухими, но короткими зимами и долгим (порой до 8 месяцев), очень жарким и влажным летом. Длительная жара и большая влажность способствуют возникновению в долинах очагов малярии. Почвы района маломощны и бедны азотом и фосфором. Горный рельеф и муссонный климат обусловили своеобразие природного ландшафта, для которого характерна ярко выраженная вертикальная зональность. Большую часть территории нага покрывает богатейшая по разнообразию растительности азиатская гилея - влажные вечнозеленые и муссонно-листопадные леса с тремя четко выделяющимися ярусами деревьев. Разнообразию растительности соответствует исключительно богатый и многообразный мир животных и птиц. Здесь можно встретить оленя-замбара, дикого быка - гаура, азиатского буйвола, слона, леопарда, тигра, фазанов, несколько видов птиц-носорогов и т.д. и т.п.11.

Безусловно, экологические условия района достаточно благоприятны для развития как присваивающих, так и производящих форм хозяйства. У нага исторически главным направлением хозяйственной деятельности стало земледелие, которое определило в условиях гор-но-лесного ландшафта и субтропического климата Северо-Восточной Индии складывание комплексного

нерасчлененного натурального хозяйства ручных земледельцев жаркого пояса, базирующегося на подсечно-переложной форме обработки земли - джхуме, с использованием простейшего орудия труда - большого железного ножа - дао.

Система джхума циклична. Периоды цикла повторяются из года в год с такой закономерностью, что на их основе составлен кален-

дарь нага, в котором год разделен на 4 основных сезона: весна -время посева, лето - прополка, осень - жатва урожая, зима - сушка зерна12. Сама система джхума начинается с выбора и расчистки лесного участка, которая производится ежегодно, т.к. нага наряду с новыми полями возделывают поля одно- и двухгодичной давности. Поэтому производственный цикл включает в себя 5 основных периодов: четыре, зафиксированные в календаре, и период расчистки новых полей. Для всех племен характерен примерно одинаковый цикл джхума; незначительные различия наблюдаются иногда в сроках начала и окончания тех или иных работ, что обусловлено местными особенностями. Это позволило составить таблицу годового цикла джхума, общую для всех племен.

Годовой цикл джхума у нага13

Периоды и фазы цикла Месяц Сезон Труд муж./жен. Характеристика работы

1. Расчистка новых полей: Декабрь -2я пол. марта До начала муссона Коллективные работы

а/ вырубка Декабрь- Январь Сухая зима + - Участвуют все мужчины деревни; орудие - большой нож дао

б/ сушка Февраль-1 -я пол. марта -“- - + Естественно протекающий процесс

в/ пал 2-я пол. марта -“- + + Коллективная работа

2. Посев Конец марта- апрель До начала муссона, весна + + Совместно сеют в слегка смешанную с золой землю двумя способами: "под кол" -ангами, сема, лхота; широко разбрасывая семена - ао, чанг, коньяк

3. Прополка Май - начало августа Период муссона - + Ручной труд всех женщин и детей деревни; защита полей от птиц и грызунов - старики

4. Жатва Август -сентябрь - - + + Коллективная работа

5 Сушка зерна, укладка его на хранение Октябрь- ноябрь После муссона, поздняя осень +* + Сушка происходит естественно; одновременно идет укладка зерновых на хранение и уборка дозревающих культур

* В племени коньяк, которое возделывает главным образом таро, урожай собирают, просушивают и приносят в деревню женщины, мужчины в это время свободны от работы на полях.

Важное место в цикле джхума занимает коллективный труд всех жителей деревни, необходимость которого диктуется едиными сроками проведения полевых работ. В первую очередь это обусловлено действием летнего юго-западного муссона. Кроме того, нага предпочитают расчищать участки от крупноствольных многолетних лесов,

что позволяет вводить в оборот более плодородные поля, ибо поля джхума по мере своего использования постепенно утрачивают плодородие. Рубка крупноствольных деревьев простым ножом дао делает работу более трудоемкой и требует совместных усилий. В настоящее время леса такого типа в основном сохраняются в высокогорном и труднодоступном районе северо-востока территории нага; вероятно, поэтому традиции подсечно-переложного земледелия в этом районе более живучи, тогда как у племен других областей, к примеру у ао и сема, наблюдаются попытки перехода к иной форме обработки земли. Наибольшей координации совместных усилий требует пал сушняка, который проводится до наступления муссона и охватывает сразу все соприкасающиеся друг с другом расчищенные поля. В это время принимают все меры предосторожности, чтобы не допустить огонь до деревни и леса. Выжигание стараются провести как можно полнее, ибо образующаяся зола является единственным удобрением для полей, и чем ее больше, тем выше плодородие почвы и, следовательно, богаче урожай. Огонь улучшает структуру почвы, уничтожает сорняки, вредителей и распространителей болезней. Во избежание потерь урожая жатву стараются провести в короткие сроки. Каждому общиннику оказывают помощь члены его возрастной группы, ближайшие родственники или рабочие группы, состоящие из неженатых молодых людей обоего пола. После 2-3 лет эксплуатации истощенные поля забрасываются; они нуждаются в длительном отдыхе, примерно 15-20 лет, для естественного восстановления лесного покрова. Это значит, что резерв леса при джхуме должен в 8-10 раз превосходить надел, необходимый для пропитания семьи. Поэтому столь важна для хозяйства нага густая облесенность их территории и низкая плотность населения14.

Джхум представлял собой метод приспособления к ландшафту, а не противопоставления ему, поэтому он хорошо "вписался" в свое естественное окружение: основные периоды полевых работ

соответствуют определенным климатическим сезонам (см. табл.). Поля джхума, окруженные лесом, сами, в свою очередь, являются частью его. Лес представляет собой ценное естественное хозяйственное угодье, дающее человеку материал для строительства жилищ, изготовления орудий труда, одежды и т.д., а главное, предоставляющее средства для жизни - продукты питания. Леса данного района, по существу, -естественный фруктовый сад: почти повсеместно произрастают дикие яблоки, цитрусовые, бананы и т.п. Джунгли представляют собой самый богатый природный огород: дикий лук, чеснок, ямс, таро и многие другие съедобные растения. Лес является и воспроизводителем животного белка, естественной кормовой базой для многочисленных зверей и птиц. Реки, охватывающие единой сетью почти всю территорию нага, являются естественным источником рыбы и других пригодных в пищу речных обитателей. Исторически сложившимися формами использования такого ценного хозяйственного угодья яв-

ляются в первую очередь добывающие промыслы (собирательство, охота и рыболовство).

Однако у нага, как уже отмечалось, главной экономической отраслью выступает земледелие, тем самым определяя вспомогательный характер других видов хозяйственной деятельности, в том числе и добывающих промыслов. Кроме того, именно через посредство джхума в единстве с окружающей средой находятся не только жизненные средства, но и возможности приложения труда, осуществляется постоянная занятость населения в различных видах хозяйственной деятельности, устанавливается и регулируется соотношение отраслей, составляющих традиционную экономику, ибо джхум создает условия для вспомогательных видов деятельности, а именно: а) доступность ресурсов естественной среды; б) экономическую необходимость обращения к промыслам; в) наличие свободного времени, его продолжительность и сезонность.

Джхум определил характер поселений нага. Деревни невелики, около 100 домов, потому что их размеры лимитируются количеством площадей резервного леса. Только у ангами и ао деревни достигают больших размеров - 600-700 домов1 У ангами, вероятно, это связано с ведущей ролью орошаемого земледелия, которое не требует наличия больших резервных площадей леса, т.к. расположение заливных полей не меняется, сами поля на протяжении ряда лет дают стабильный урожай; это ослабляет зависимость населения от джхума и способствует сохранению лесов. В таких условиях большие деревни ангами не оказывают сильного давления на окружающую среду, как это имеет место при джхуме. У ао разросшиеся деревни, скорее всего, свидетельствуют о том, что вся земля племени уже разделена между общинами и свободных территорий для образования новых поселений не осталось. Джхум обусловил сильную разбросанность деревень, отдаленность их друг от друга, размещение на вершинах хребтов и горных отрогов на высоте не ниже 600 м над уровнем моря, ибо требовал близкого расположения полей и резервных площадей леса, чтобы свести до минимума непроизводительные затраты времени. Учитывался и тот факт, что заболоченные межгорные долины являлись очагами распространения малярии. Расположение деревень на возвышенном, труднодоступном месте, с которого хорошо просматривались окрестности, являлось в прошлом у воинственных нага дополнительным средством обороны16. Таким образом, каждая деревня нага со всех сторон была окружена лесом, богатства которого при необходимости мог использовать любой житель в свободное от полевых работ время.

При джхуме труд физически тяжел, но сконцентрирован во времени по определенным периодам (см. табл.). Анализ показывает, что у нага такими "конденсаторами труда" являются начальная (вырубка) и конечная (пал) фазы периода расчистки, жатва, укладка урожая на зиму. Сев, хотя и нуждается в коллективном труде, требует меньших физических затрат. Ряд операций, например пал, стараются провес-

ти при максимальной концентрации трудовых усилий за 1-2 дня, хотя конкретные сроки операции варьируют в рамках двухнедельного периода. Созревший урожай снимают не только в течение 2 месяцев жатвы, но и во время сушки зерна, ибо нага, как и большинство горных народов этого региона, практикуют смешанный посев различных культур, имеющих разные сроки вызревания. Уборка происходит по мере созревания культур почти постоянно в течение 2-3 месяцев17. В цикле джхума есть периоды, когда полевые работы не требуют больших затрат труда и времени (см. табл.). Это сушка поваленного леса и сжатых зерновых, а также наиболее продолжительный по времени период несложной, но кропотливой работы - прополки. Таким образом, конец зимы (февраль - первая половина марта), все лето (начиная с мая и кончая началом сентября), конец сентября - начало октября - время полного освобождения мужчин от работы на полях, время, когда они занимаются вспомогательными видами деятельности и в первую очередь добывающими промыслами.

По существу вся экономическая жизнь нага делится на два неравных периода: земледельческие работы и промысловая деятельность. У одних племен (южная группа) это деление было четким и очень строгим; на весь период полевых работ, начиная с сева и до размещения собранного урожая на зиму, полностью запрещались охота и рыбная ловля. Время для них наступало после укладки урожая на зиму18. У других племен подобное деление строго не соблюдалось. Так, у сема на период созревания урожая и его жатвы запрещалась только охота с собаками, для того чтобы не причинить вреда посевам. По окончании жатвы такая охота

19

разрешалась повсеместно19.

Выступая на определенном историческом этапе развития этноса методом приспособления его к окружающей среде, подсечно-пе-реложное земледелие одновременно является и средством трансформации лесного ландшафта в окультуренный. Однако при низком социально-экономическом уровне и медленных темпах его развития, разреженности населения и сравнительной изолированности от культурного влияния других народов воздействие человека на окружающую экологическую систему слабо, и те нарушения ее структуры и функционирования, которые были следствием этого воздействия, легко восстанавливаются с регуляторными механизмами данной экологической системы. В результате процесс окультуривания ландшафта не заходит далеко. Поэтому джхум сохраняется как ведущая форма обработки земли длительное время, не разрушая природных ресур-^ сов20. Кроме того, нага были оттеснены в менее благоприятные для жизни районы, в которых применение данной системы земледелия оправдывается и экономически и экологически, ибо до тех пор, пока соблюдается баланс между человеком и окружающей средой, т.е. пока сохраняются основные условия возникновения и функционирования джхума (обилие естественной влаги, значительный резерв лесных площадей, низкая плотность населения), он может успешно применяться. Нарушение этого баланса немедленно сказывается на обоих

компонентах; оно может носить отрицательный характер, и если его вовремя не предотвратить, возникнет экологический кризис21.

Постоянное сведение лесов под посевы, при постепенном и неуклонном росте населения привело к значительному сокращению площадей первичного леса на территории нага, появлению вторичного кустарникового покрова и опасных для земли тростниковых зарослей, которые сильно обедняют почву; сведение лесов нарушает режим ее увлажения, а юго-западный муссон смывает со склонов в виде оползней и обвалов. Уменьшение резерва леса привело, в свою очередь, к сокращению сроков отдыха использованных полей до 9 и менее лет ( 9 лет - минимальный срок, необходимый для восстановления плодородия почвы естественным образом). Джхум, рожденный условиями среды, начал оказывать на нее обратное воздействие, выбивая из-под себя собственную базу и тем самым начиная изживать себя. Этот процесс привел к тому, что к середине XIX в., оставаясь основной формой обработки земли у большинства нага, джхум в хозяйстве ряда племен южной и западной групп (ангами и тангкуль), где наиболее сильно сказывался его пагубный характер и где позволяли географические условия, уступил ведущее место орошаемому земледелию, которое в сложном рельефе местности приняло форму террасного, но сохранило старый ручной характер. Конечно, нага, в первую очередь племена, граничащие с долинами Брахмапутры, знали плуг, который широко применяли их равнинные соседи, но условия среды не позволяли им использовать его. Переход от подсечно-переложного к орошаемому земледелию был переходом на новую ступеньку старого ручного способа обработки земли, но для нага он означал шаг вперед: это был переход от мобильного экстенсивного хозяйства к стабильному интенсивному. И хотя до сих пор все племена, занимающиеся орошаемым земледелием, продолжают возделывать участки джхума, хотя обе формы земледелия требуют значительных затрат труда и времени, продолжают целиком базироваться на древних традициях простой кооперации ручного труда с применением простейших орудий, не зависят от благоустроенных дорог и тягловой силы животных, переход от джхума к орошению означал в первую очередь повышение производительности земледельческого труда и увеличение экономической отдачи тех же посевных площадей, ослабление зависимости племен от окружающей среды, т.к. заливные поля давали более стабильный, относительно более высокий урожай.

К настоящему времени кризисные явления наиболее сильно сказываются на территории крупных племен западной и центральной групп (сема, ао, лхота), которые постепенно переходят к орошаемому земледелию, а т. к. переход осуществляют не всей общиной сразу, а отдельными семьями, которым трудно самостоятельно справиться со сложными работами по устройству террас и их ирригации, правительство Индии оказывает им всяческую поддержку, видя в орошаемом земледелии и способ повышения экономического уровня нага, и меру сохранения лесного покрова района22.

Тем не менее, до сих пор основная часть нага продолжает практиковать джхум. Это объясняется рядом причин, главное место среди которых занимают следующие.

Во-первых, это экологическое своеобразие района, который менее благоприятен для применения какой-либо иной формы обработки земли и в целом продолжает отвечать условиям, необходимым для нормального функционирования джхума. Нагаленд сегодня - один из самых лесистых и редконаселенных штатов Индии. Около 19,7% его территории находится под первичным лесом, а плотность населения составляет 31 чел. на 1 км2 при среднеиндийских показателях 194 чел. на 1 км2 23

Во-вторых, сохраняется низкий социально-экономический уровень развития племен, который обусловливает относительно слабое воздействие на окружающую среду. Таким образом, у нага в целом сохраняется экологическое равновесие между человеком и средой.

Традиционное хозяйство нага носит натуральный характер и в целом обеспечивает производителей всем необходимым для жизни, в первую очередь продуктами питания. Рацион составляют три основных компонента: растительные продукты, мясо и рыба. Причем, как у всех земледельческих народов мира, основой является растительная пища. Главной продовольственной культурой и ведущим продуктом питания почти у всех нага является рис разных сортов: суходольный - с участков джхума, заливной - с орошаемых полей. За ним следует культура коикса (гигантского проса), которая в силу особенностей рельефа, климата и исторических традиций является главной у части сема и чанг. Далее идут маис, бобовые (соя, горох, чечевица), таро, овощи, особенно чилли и картофель, и фрукты. Обычно эти культуры по важности варьируют от территории к территории: для большей части западных склонов и юга ими являются бобовые и чилли, а в наши дни еще и картофель; для племен центральной части -маис, овощи и фрукты (особенно яблоки и апельсины); на востоке -таро и листья рапа. На орошаемых полях возделывается только монокультура - рис. (Это одна из причин, по которой сохраняются поля джхума при орошаемом земледелии). На участках джхума первые два года высевают рис, на третий - просяные культуры, овощи, специи, хлопчатник, по краям полей высаживают кукурузу. Часто на участках второго года вместо риса производят смешанный посев проса, чилли, горчицы, тыквы и других культур. Особенно в больших количествах на полях джхума выращивают зелень и овощи которые используют для приготовления приправ к рису, мясу и рыбе24.

Важное место в питании нага занимает мясо, которое едят во всех видах: свежим, вареным, копченым и даже с сильным душком. Деликатес - свинина, которая занимает первое место по потребляемости и является главным продуктом питания на праздниках и церемониях. Разводит свиней каждая семья; кабанов держат в специально огороженных местах, а свиньи спокойно гуляют по деревне и за околицей. Второе место по потребляемости занимает говядина. Вероятно, этот факт, наряду с другими причинами, предопределил не-

значительное распространение индуизма среди нага. Из крупного рогатого скота распространены митханы (вид быка гаяла). Общее поголовье их невелико; только зажиточные нага имеют возможность держать небольшие стада этих животных. По количеству митханов, которыми владеет человек, нага судят о его социальном статусе и богатстве; кроме того, митханов используют в качестве денег: плата за невесту, уплата штрафов и т.п. и в качестве жертвенных животных на праздниках. Козы и овцы широко не распространены; овец в основном держат ангами и ао; баранину и козлятину в пищу употребляют мало. Из домашней птицы разводят главным образом кур и уток. Почти все нага держат собак, мясо которых считается особенно вкусным и целебным и пользуется большой популярностью. Южные нага специально покупают для еды собак определенной породы25. Однако специализированного животноводства у нага нет. При джхуме невозможно использовать тягловую силу животных, что обусловливает независимость земледельческого труда от скотоводства. У нага нет ни больших стад, ни выпасов, ни специальных стойл. Кроме того, для густо облесенных крутых склонов характерно полное отсутствие естественных пастбищ и главное - обилие дичи. Поэтому у нага нет необходимости создавать специальные искусственные выпасы. Поголовье домашнего скота и птицы невелико, и хотя, в отличие от европейцев, нага съедают животное целиком вместе со шкурой и внутренностями, оставляя только шерсть кости и рога (если они есть), согласно материалам переписи 1961 г. средний по достатку нага ест мясо всего два раза в неделю26.

Рыбу, как и мясо, нага употребляет в пищу в разнообразных видах. Она составляет важный и постоянный компонент питания всех без исключения племен. Особенно в больших количествах ее едят в деревнях западных нага, расположенных на берегах крупных рек27.

Таким образом, важнейшим источником пищевых продуктов для нага является мотыжное земледелие. Однако горный рельеф территории усложняет ее освоение, ограничивает возможности роста производительности труда и обусловливает низкую продуктивность земледелия. В наши дни чистая посевная площадь составляет 6,9% территории штата Нагаленд (113 тыс. га), из которых лишь 37 тыс. га приходится на орошаемые земли. В середине 70-х гг. урожайность зерновых составляла 800 кг/га, бобовых - 495 кг/га, зернобобовых -780 кг/га при соответствующих общеиндийских показателях 956 кг/ га, 475 кг/га, 895 кг/га. По производству продовольствия территория нага до сих пор остается дефицитной28. Джхум не в состоянии полностью обеспечить земледельцев собственной продукцией, орошаемые поля дают только один вид злаков. Кроме того, на полях возделывают далеко не все культуры, которые составляют постоянный продукт питания населения, а фруктовые деревья у большей части племен традиционно вообще не выращиваются. Специализированного животноводства нет; хотя у ряда племен существуют сравнительно давние традиции орошаемого земледелия, они совершенно не знакомы с искусственным разведением рыб в прудах и на заливных пол-

ях. Все это вынуждало и вынуждает население регулярно обращаться к добывающим промыслам для восполнения недостающих продуктов питания. За счет сбора дикоросов пополняется растительный рацион. Вероятно, обилие естественной растительной пищи, в свою очередь, повлияло на то, что многие сорта овощей и зелени специально на полях не выращивают. Собирательство дает широчайший ассортимент продуктов: дикорастущие съедобные овощи и зелень, фрукты, ягоды, семена, орехи, дикий мед, грибы, разнообразных насекомые и их личинки29. Значительная однородность растительного покрова по всей территории нага обусловила однотипность употребляемых в пищу дикоросов, но у каждого племени есть любимый вид: у ао - молодые, нежные побеги бамбука, которые в истолченном виде заменяют сахар; у кабуи -дикие томаты; у ангами и коньяк - клубни таро30. В качестве орудия труда используют дао или палку-копалку. Наиболее богата разными овощами пища нага летом и осенью; зимой их не хватает, и на этот период специально заготавливают возделываемые и дикорастущие овощи и зелень; особенно часто сушат стебли и листья таро. Сбор лесных продуктов в основном осуществляют женщины и дети31.

Собирательством занимаются все нага, но роль его у разных племен неодинакова; наибольшую зависимость от собирательства ощущают племена восточной группы, особенно коньяк. До сих пор из-за трудностей ведения земледелия они ежегодно испытывают значительную нехватку продовольствия в предмуссонные месяцы и в этот период почти целиком переходят на клубни дикого таро. Слабее зависимость от собирательства у западных и южных нага, которые прибегают к нему в основном для того, чтобы разнообразить рацион. Однако в период недородов, которые иногда имеют место, когда голод охватывает в конце сева все деревни, практикующие джхум, и бывает недостаточно суров, основу питания почти полностью составляют клубни дикого ямса32. Только племена, возделывающие заливные поля (ангами и тангкуль), почти никогда не испытывают нехватки основного продукта питания, и голоду них случается крайне редко33.

Как собирательство помогало компенсировать недостаток растительной пищи, так охота и рыбная ловля помогали восполнить недостаток животных белков и жиров. Сокращение массивов леса сузило естественную кормовую базу и границы среды обитания животных и птиц, привело к сокращению их численности. Снижению поголовья животных и птиц способствовали и регулярно проводимые охотничьи операции. Тем не менее и в наши дни животный мир района продолжает оставаться настолько богатым и разнообразным, что, по образному выражению В.К.Ананда, "можно сидеть на высоком берегу реки, забросив лесу, и одновременно держать наготове ружье, чтобы стрелять в любую дикую птицу"34. Однако в настоящее время в связи с ростом численности населения значительно выросли потребности в мясной пище, а т.к. многие промысловые животные, в частности слоны и олени-замбары, оказались на грани исчезновения и были взяты под охрану правительством страны, то охота уже не мо-

жет в достаточной степени обеспечить потребности людей в мясе. Администрация штата в наши дни стала производить большие закупки крупного рогатого скота в долинах Ассама и одновременно вести строительство ряда животноводческих комплексов и рыбоводческих прудов35.

Таким образом, в экологических условиях Северо-Восточной Индии у всех племен нага сформировалось нерасчлененное хозяйство мотыжных земледельцев жаркого пояса, которое носило натуральный характер и в целом обеспечивало производителей всем необходимым для жизни. Настоятельная экономическая потребность регулярного обращения к добывающим промыслам определила комплексный характер и функционирование двух основных направлений деятельности в традиционном хозяйстве племен: земледелия и добывающих промыслов. У нага

собирательство, охота и рыболовство одновременно являлись исторически сложившейся формой использования ресурсов окружающей среды и средством сбалансированности важнейшей части экономики - сферы непосредственного потребления. Земледелие продолжает оставаться ведущим экономическим занятием племен. Место добывающих промыслов в хозяйстве нага в значительной степени обусловлено подсечно-переложным земледелием (джхумом) и поэтому во многом зависит от его позиций в традиционной экономике. В результате вековой практики джхум постепенно привел нага к угрозе экологического кризиса. В тех местах, где эта угроза проявляется сильнее всего, наблюдается переход к другой форме обработки земли - орошению. Это ослабляет не только антропогенное воздействие на среду, но и зависимость населения от этой среды, что в первую очередь проявляется в снижении экономического значения добывающих промыслов и как следствие - в сокращении затрачиваемого на них времени. Переход к орошению либо к новой системе севооборота постепенно изменяет традиционно сложившееся соотношение земледельческого труда и промыслов в пользу первого. Этому же способствует наблюдаемый в наши дни постепенный отток мужского населения на работы в город (строительство дорог, промышленных предприятий и т.п.) и на чайные плантации в свободное от полевых работ время. Кроме того, в результате нарушения длительно существовавшей изоляции племен и вовлечения их в русло капиталистического развития страны традиционная экономика начинает терять свой натуральный характер.

Тенденции перехода к более продуктивной форме обработки земли, развития животноводческих комплексов и рыбоводческих прудов, которые выявляются в последние годы, вместе с тенденцией смены самого биотипа природного окружения, неизбежно ведут к упадку джхума и, следовательно, к разрушению сформировавшегося на его основе традиционного хозяйства нага. Вероятно, этот процесс будет достаточно длительным, т.к. на значительной территории Нагаленда сохраняются условия для нормального функционирования джхума.

' Народы мира Историко-этнографический справочник М, 1988 С 318 1 Празаускас А А Северо-Восточная Индия Этническая ситуация и политика M , 1981 С 222

I Маретина С А Малые народы Северо-Восточной Индии //Малые народы Южной Азии M , 1978 С 116-117 Hutton J The Angami Nagas With Some Notes on Neibonng Tribes London, 1921 P351

4 Все цифры индийской переписи 1971 года даны по работе Празаускаса А А (Указ соч С 224)

л Census of India 1961 Laisong New Delhi Monograph Series Vol III, pt VI, 1967

P 5, Sahay В A Brief Note on the Tangkhul Nagas of Ukhrul, Manipur (A Study of Culture

Change) // Vanyajaty, 1965 Vol 19 N2 P 46

' Mills J The Rengma Nagas New York, 1979 P 90

7 Маретина С А Эволюция общественного строя у горных народов СевероВосточной Индии M , 1980 С 8,

п Григорьева Г M Индийский штат Нагаленд политика и этносоциальные проблемы M , 1982 С 10

э Маретина С А Из этнической истории горных народов Северо-Восточной Индии //Этническая история народов Азии M 1972 С 153-154

0 Народы Восточной Азии M , 1965 С 19, 181, Народы Южной Азии M , 1963

С 486

" Общая физико-географическая и зонально-экологическая характеристика дается по работам Сингх Г География Индии M 1980, Ecology and Biogeography in India Hague 1974, Mukherjees S Nagaland - a Geographical Sketch //The Bombay Geographical Magazine, 1963 Vol 13 N1 P 117-126, National Atlas of India Vol 1-2 Calcutta, 1980, Sahana V В Wildlife in India New Delhi, 1982

“ Census of India 1961 Waromung An Ao Naga Village New Delhi Monograph Series Vol 1, pt VI, 1966 P 44

II Таблица составлена по данным источников Census of India 1961 Waromung An Ao Naga Village P 58, 62, Elvin V Nagaland Shillong Dutta, 1971 P 6, Furer-Haimendorf Ch The Naked Nagas London, 1939 P 89, Furer-Haimendorf Ch The Kony-ak Nagas And Indian Frontier Tribe New York, 1969 P 38, Mills J The Lhota Nagas London, 1922 P 45, 54, 57, Bhowmik К Tribal India A Profile in India Ethnology Calcutta 1971 P 45-46, Mills J The Rengma Nagas P 323-324, National Atlas of India Calcutta National Atlas and the Matic Mapping Organization Department of Science and Technolo gy Government of India, 1980 PI 63, 70, 71, 72, 80, Smith W The Ao Naga Tribe of Assam London, 1925 P41, Techno-Economic Survey of Nagaland New Delhi National Council of Applied Economic Research, 1968 P 11

14 Пуляркин В А Подсечно-огневое земледелие Индии и современные проблемы его преобразования //Страны и народы Востока M , 1977 Вып 19 С 73, Chak-raborti M , Mukherji D Indian Tribes Calcutta, 1971 P 174, Hutton J The Angami Nagas P 141,

Hutton J The Sema Naga Oxford, 1968 P 75, Millas J The Rengma Nagas P 75 14 Hutton J The Sema Nagas P 34, Mills J The Lhota Nagas P 22

6 Burling R Hill Farms and Padi Fields Ufe in Mainland Southeast Asia New Jer

sey, 1965 P4, Cutting С Jungle People of Assam (Customs and Ceremonies of the Nagas)//Natural Hitory 1933 Vol 33 N 1 P 56

7 Burling R Op cit P 41, Mills J The Lhota Nagas P 57, Shukla В The Daflas of the Subansin Region Shillong, 1959 P 44

tn Hodson TC The Naga Tribes of Manipur London, 1911 P 39, 58, 166 u Hutton J The Sema Nagas P 76

м Панфилов Д В Устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям // Биогеографические аспекты природопользования М, 1980 С 31-32

21 Маретина С А Особенности социальной организации мотыжных земледельцев Северо-Восточной Индии //Ранние земледельцы Этнографические очерки Л , 1980 С 146, Она же Эволюция общественного строя у горных народов Северо-Восточной Индии С 44, 46

1 Народы Южной Азии С 486 Census of India 1961 Waromung P 64

23 Сингх Г. География Индии... С.708.

24 Народы Южной Азии. С.486-488; Сдасюк Г.В. Штаты Индии. Природа. Насе ление. Хозяйство. Города. М., 1981, С.195; Hutton J. The Mixed Culture of the Naga Tribes... P.28; Economic Survey of Nagaland... P.19.

25 Cutting C. Jungle People of Assam... P.56; Furer-Haimendorf Ch. Through the Unexplored Mountains of the Assam-Burma Border//Geographical Journal, 1938. Vol.91. N3. P.208-209; Vidyrthi L. Approach to Tribel Integration in India //Vanayjati, 1963. Vol.11. N.2. P.39; Census of India. 1961. Laisong... P.8-9; Das J. Some Notes on the Economic and Agricultural Life of Little Known Tribe on the Eastern Frontier of India //Anthropos. 1937. Bd.32. H.3, 4. P.8; Mazumder S. Ao Nagas. Calcutta, 1925. P.46.

26 Bhowmik K. Op. cit. P.49.

27 Techno-Economie Survey of Nagaland... P.48.

28 Сдасюк Г.В. Указ. соч. С.159, 346-347, 349, 351.

29 Census of India. 1961. Waromung... P.38, 72; Chakraborti M., Mukherji D. Indian Tribes. Calcutta, 1971. P. 172.

30 Dunbar G. Other Men's Lives. A Study of Primitive People. London, 1938. P.72; Furer-Haimendorf Ch. The Naked Nagas... P.90.

3 Bhowmik K. Op.cit. P.48; Furer-Haimendorf Ch. The Naked Nagas... P.90; Sahay B. Op.cit. P.48.

32 Techno-Economic Survey of Nagaland... P.20; Vidyrthi L. Approach to Tribal In tegration in India... P.48.

33 Bhowmik K. Op. cit. P.48; Census of India, 1961; Waromung... P.72.

34 Anand V.K. Nagaland in Transition. New Delhi, 1967. P.14.

35 Techno-Economic Survey of Nagaland... P.40.

Irina К. Avilova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Traditional Economy of the Naga (general characteristics)

The author examinas the traditional economy of the Naga who inhabit the hills of North-East India and belong to the category of Avivasi (i.e. tribal groups). She shows that ecological environment determined the complexity of Naga economy, the main branch of which is the slash-burn agriculture and which preserves such an unproductive branches as hunting and fishery.

СТАЖИРОВКИ СТУДЕНТОВ

В 1995 г. 8 студентов - кореистов Ш-М курсов прошли 3-4- месячные стажировки в университетах Южной Кореи: Кёнги, Кённам, Енсей.

В 1994-1995 гг. студенты А. Нечаев и В. Нехаенко прошли 10-месячные стажировки в ун-те Соко Гаккой (Япония).

Апрель 1994 - апрель 1995 г. студенты-японисты В. Вовк ( Тояма) и В. Ли (Киото) прошли стажировки в Японии.

В марте 1995 г. студенты V курса А. Чугаев и Д. Чариков отправлены на годичную стажировку в вузы г. Тояма.

7 студентов-вьетнамистов с сентября 1994 г. по июнь 1995 г. стажировались в Ханойском университете.

Е. Дикарева с ноября 1995 г. по июнь 1996 г. находится на стажировке при муниципалитете г. Киото.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.