Научная статья на тему 'Индийский терроризм: история и современность'

Индийский терроризм: история и современность Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4216
524
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / НАКСАЛИЗМ / КАШМИР / ПЕНДЖАБ / АССАМ / ИНДИЯ / TERRORISM / NAXALISM / KASHMIR / PUNJAB / ASSAM / INDIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Яковлев Александр Юрьевич

В статье исследуются основные очаги терроризма в Индии: религиозный сепаратизм на северо-западе (Джамму и Кашмир, Пенджаб); националистические движения малых народов северо-востока страны (Ассам, Манипур, Нагаленд и Трипура), а также левый радикализм или проблема наксалитов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main rectangular components of terrorism in India are analyzed in this article: religious separatism in the North West (Jammu and Kashmir and Punjab); nationalistic moves of small nations in the North-East (Assam, Manipur, Nagaland and Tripura) and left radicalism or the problem of naxalism

Текст научной работы на тему «Индийский терроризм: история и современность»

Александр ЯКОВЛЕВ

ИНДИЙСКИЙ ТЕРРОРИЗМ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В статье исследуются основные очаги терроризма в Индии: религиозный сепаратизм на северо-западе (Джамму и Кашмир, Пенджаб); националистические движения малых народов северо-востока страны (Ассам, Манипур, Нагаленд и Трипура), а также левый радикализм или проблема наксалитов.

The main rectangular components of terrorism in India are analyzed in this article: religious separatism in the North-West (Jammu and Kashmir and Punjab); nationalistic moves of small nations in the North-East (Assam, Manipur, Nagaland and Tripura) and left radicalism or the problem of naxalism.

Ключевые слова:

терроризм, наксализм, Кашмир, Пенджаб, Ассам, Индия; terrorism, naxalism, Kashmir, Punjab, Assam, India.

Население Индии ежедневно сталкивается с проявлениями терроризма. Только с 1996 по 2006 г. террор в Индии унёс жизни более 53 тыс. чел. и около 550 тыс. были ранены (для сравнения отметим, что во всех военных конфликтах с 1947 г. страна потеряла 8023 чел.)1.

В Индии терроризм является одной из наиболее острых общественно-политических проблем. На территории данной многонациональной страны проживают сотни больших и малых народов, каждый со своими неповторимыми чертами. Интересы некоторых из них стали разменной монетой в руках лидеров национальных общин, религиозных конфессий и политических партий.

Сегодня в Индии существует несколько основных очагов терроризма. К первому относятся две северо-западные территории — штат Джамму и Кашмир и штат Пенджаб. Второй точкой напряжённости является северо-восток Индии, главным образом штаты Ассам, Манипур, Нагаленд и Трипура. Третий — растянувшаяся с севера на юг полоса «красных» территорий, находящихся под влиянием мао-истов.

Идеолог борьбы за независимость Индии М. Ганди говорил, что «те, кто думают, что религия не связана с политикой, не знают, что такое религия»2. Конфликт индусов и мусульман в Кашмире подтверждает это утверждение.

Во второй половине 80-х гг. ХХ в. жители индийской части Кашмира активизировались и перешли к борьбе за право на самоопределение. Основными причинами недовольства мусульманского населения стали: напряжённая социально-экономическая ситуация; снижение правового статуса и введение ограничений на автономию штата; не обеспечение индийскими властями должных условий для проведения выборов; постоянные действия Пакистана по дестабилизации ситуации в индийской части Кашмира. Свою роль в дестабилизации ситуации в штате сыграла кончина пользовавшегося популярностью у населения главного министра штата Джамму и Кашмира шейха Мухаммеда Абдуллы.

Грубо проведённая подтасовка результатов выборов в законодательное собрание штата в 1988 г. в пользу проправительственной партии резко радикализовала население. В штате стали быстро расти массовые исламские организации и группировки различного толка. Политики, чьи интересы были ущемлены фальсификацией выборов, становились полевыми командирами.

1 Swamy S. Terrorism in India. — New Delhi, 2008, p. 5.

2 Цит. по: Ганди М.К. Моя жизнь. - М., 1969, стр. 431.

ЯКОВЛЕВ

Александр Юрьевич — аспирант кафедры истории и политологии ГУУ

По мере укрепления позиций крайних исламских партий происходила всё большая их радикализация под влиянием исламистской идеологии и денег, поступающих от заинтересованных в конфликте сторон. Так постепенно первоначальная цель — дать кашмирскому народу возможность выбора и самоопределения - превратилась в конце 90-х гг. ХХ в. в миссию по построению всемирного исламского халифата. Фундаменталисты насаждали законы шариата: требовали обязательно посещать мечети по утрам, запрещали какие-либо увеселительные мероприятия, вводили исламский кодекс поведения для женщин. Сложившуюся в то время ситуацию в Кашмире можно охарактеризовать как «борьбу с неверными».

За годы конфликта пострадали десятки миллионов людей. По данным индийских учёных, за последние 20 лет в штате произошло более 64 тыс. терактов, свыше 2,5 тыс. чел. похищены1.

Второй «горячей точкой» на северо-западе Индии является штат Пенджаб. Острота этнорелигизной проблемы в Пенджабе стала выходить за границы критичности ещё в 20-х гг. ХХ в., когда в конфликт, помимо индусов и мусульман, оказались вовлечены сикхи. Религиозные различия между тремя общинами Пенджаба всегда были значительны. Сикхизм — самая молодая религия Индии, сформировавшаяся на территории современного Пенджаба. Одной из его особенностей является единство религии и политики. Особое место отведено военной составляющей, что делает сикхизм серьёзным оружием в межэтнических распрях.

После раздела Пенджаба в 1947 г. часть территории с преобладанием мусульманского населения отошла к Пакистану, другая — к Индии. Однако вскоре новый индийский штат захлестнула политическая борьба. Сикхская партия Акали Дал настаивала на создании панджабиязычного штата и обвиняла центральное правительство в ущемлении интересов сикхов.

Не смогли кардинально изменить ситуацию и реформаторские методы правительства. Так, в 1956 г. был принят закон о реорганизации штатов, в соответствии с которым ликвидировалось деление провинций на категории и произошло их урав-

1 Soundrarajan R., Rajan P. Impact of Terrorism on Jammu and Kashmir Tourism. — Delhi, 2006, p. 167; Forces bring down terror in Jammu and Kashmir // The Economic Times, 16 April 2008.

нивание в правах (несколько большую самостоятельность сохранил штат Джамму и Кашмир). После этого в Пенджабе стало проживать 30% сикхов, при этом мусульман практически не осталось. В соответствии с так называемой региональной формулой, хинди и панджаби сохранили статус официальных языков, также штат был разделён на две зоны по языковому принципу. В ноябре 1966 г. произошла ещё одна реорганизация Пенджаба. Штат стал лингвистически однородной провинцией, где сикхи превратились в этническое большинство.

В 70-х гг. ХХ в. происходила постепенная радикализация сикхского движения. Условной «отправной точкой» в активизации сикхского сепаратизма стал апрель 1980 г. Тогда был образован Национальный совет Халистана, который возглавил президент Джагджит Сингх Чаухан, бывший министр финансов Пенджаба. Он же стал автором лозунга создания Халистана (Страны чистых), сформулированного им в октябре 1971 г. в газете «Нью-Йорк таймс».

После нескольких крупных терактов в октябре 1983 г. в штате вводится прямое президентское правление, а 3 июня 1984 г. правительство Индии предпринимает штурм Золотого храма в г. Амритсаре, являющегося главной святыней сикхов. С августа 1982 г. в нём обосновался лидер сикхских террористов Д.С. Бхиндранвале, превративших храмовый комплекс в настоящую крепость. Оттуда периодически совершались вылазки с целью убийств и грабежа. Штурм храма, известный как операция «Голубая звезда», длился четверо суток. В ходе неё погибли сотни паломников, находившихся в храме. Эти события буквально всколыхнули весь Пенджаб. Разрушение Золотого храма, во-первых, радикализировало даже умеренно настроенных сикхов, что в октябре 1984 г. привело к убийству личными охранника-ми-сикхами премьер-министра Индии Индиры Ганди. Во-вторых, это вызвало стихийные сикхские погромы в Дели и других городах страны, длившиеся несколько недель. В те дни было убито около 30 тыс. сикхов2.

К середине 90-х гг. ХХ в. начался спад активности сикхского движения. Индийские власти проделали значительную работу по созданию благоприятной соци-

2 Кожушко Е.П. Современный терроризм: анализ основных направлений. — Минск, 2000, стр. 204.

ально-экономической атмосферы и поиску путей политического урегулирования пенджабского кризиса. Отношение к сикхам внутри страны сегодня как нельзя лучше характеризует тот факт, что действующий премьер-министр Индии относится именно к данной религиозной конфессии.

Несмотря на то что центральное правительство практически одержало победу над сепаратизмом в Пенджабе, в штате иногда совершаются единичные террористические акты, и продолжают действовать мелкие группы боевиков.

Не менее напряжённая обстановка сложилась на северо-востоке страны. На протяжении последних десятилетий характерной чертой для этой части Индии стали вооружённые конфликты различных масштабов. Основную часть населения северо-востока страны составляют малые народы, проживающие, главным образом, в горных районах. Всего на северо-востоке страны проживает 250 народов, говорящих на 75 языках1.

Причины активизации малых народов северо-восточных штатов сходны, но имеются в каждом штате и свои особенности. При этом везде главной причиной, побудившей взять в руки оружие, выступает крайне низкий уровень жизни.

Так, в Ассаме решающим фактором, активировавшим массы, выступил избыточный приток мигрантов из Западной Бенгалии и Бангладеш, начавшийся после раздела Бенгалии в 1947 г. Со временем в Ассаме мигранты в ряде районов образовали большинство, что вызвало недовольство местных жителей, оставшихся в меньшинстве. Рост безработицы по причине перенаселённости стал ещё более накалять обстановку.

К основным причинам возникновения сепаратизма в Нагаленде можно отнести: историческую самостоятельность территории проживания племён нага от Индии, воинственные племенные традиции, невыполнение обещанного премьер-министром Индии Дж. Неру права на самоопределение народа нага и наличие харизматического лидера Ангами Запху Физо. Также стоит отметить, что 2/3 народа нага исповедует христианство.

Вооружённая борьба в Манипуре также подпитывается исторической памятью о

1 Mahanta N.G. The State vis-а-те the Periphery: Issues of Identity, Violence, and Peace in North-East India // Crisis of State and Nation. — New Delhi, 2007, p. 306.

длительном периоде независимости от Индии. Манипур с I в. н.э. являлся княжеством и представлял собой одну из самых изолированных внутри региона горных областей (она была присоединена к Индии лишь в 1949 г.). Свою роль в радикализации мейтеев сыграл «демонстрационный эффект» племён нага.

Межэтнические отношения в Трипуре отличаются особой сложностью и напряжённостью ввиду того, что этот штат — один из двух северо-восточных штатов (наряду с Сиккимом), в котором вследствие интенсивной иммиграции коренное население превратилось в малочисленное меньшинство и начало подвергаться притеснению со стороны бенгальского этноса.

Большинство межэтнических конфликтов в современной Индии проявляются в форме либо единичных непродолжительных вспышек, либо экстремистских движений, ставящих в качестве целей отделение от страны или образование нового штата.

Борьба малых народов за более чем 60летний период унесла жизни тысяч человек, но так и не решила всех этнических проблем. Так, в 2007 г. на северо-востоке Индии было совершено 1489 терактов, в результате которых погибло 498 чел.2

В последнее время всё большее внимание индийских властей привлекают акции левых радикалов или наксалитов. Премьер-министр Индии Манмохан Сингх ещё в октябре 2007 г., выступая перед главами полиции штатов, определил наксализм как «самую большую угрозу внутренней безопасности страны»3.

Движение наксалитов появилось достаточно внезапно, в марте 1967 г. в деревне Наксалбари района Даржилинг штата Западная Бенгалия. Тогда группа крестьян под руководством коммунистов забрала всё зерно из хранилищ местного землевладельца. Небольшой инцидент, происшедший в маленькой деревушке, положил начало общеиндийскому движению за социальною справедливость. Борцы за права угнетённых слолв общества стали называть себя наксалитами, вследствие чего движение и получило название «накса-лизм».

Под их влиянием оказались штаты с самым низким уровнем жизни в стране: Орисса, Бихар, Мадхья Прадеш, Уттар

2 Business Standard, 1 October 2008.

3 Цит. по: Hindustan Times, 5 October 2007.

Прадеш, Западная Бенгалия, Махараштра, Тамилнад и Карнатака. За чертой бедности в этих провинциях находится от 20 до 47% населения.

Главной политической целью наксалитов является построение справедливого общества. Указанная задача требует мобилизации масс на борьбу против реакционной проимпериалистической политики центрального правительства. Революционная война базируется на учении Мао Цзэдуна об организации крестьянского восстания, являющегося первым этапом борьбы, которая должна начаться по всему миру.

Число подконтрольных наксалитам территорий постоянно увеличивается. По данным официальных источников на начало 2007 г. под влиянием наксалитов находилось 162 района в 14 штатах1.

1 Ramana P.V. Spreading Naxalism Napping Government // Indian Defense Review, Jan.—March 2007.

Резюмируя сюжеты об индийском терроризме, необходимо отметить, что популярность терроризма как метода политической борьбы имеет в Индии глубокие исторические корни, что помогает радикальным организациям из года в год вербовать всё большее число новых членов.

Известный американский политолог Патрик Дж. Бьюкенен вынужден был с горечью констатировать: «...мы презираем террористов, но они нападают и будут нападать на нас снова и снова, потому что террор часто приводит к успеху»2. В сложившихся условиях очевидно, что бороться необходимо с первопричинами терроризма, к которым, прежде всего, относятся социальное расслоение общества, религиозная нетерпимость и недостаточное внимание к решению указанных вопросов со стороны центрального правительства.

2 Бьюкенен П. Дж. Правые и не-правые: как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша. — М., 2006, стр.171.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.