Научная статья на тему 'Конфессиональная география и политическая жизнь современной Индии'

Конфессиональная география и политическая жизнь современной Индии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1172
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / RELIGION / СЕКУЛЯРИЗМ / SECULARISM / КОММУНАЛИЗМ / COMMUNALISM / ВЫБОРЫ / ELECTIONS / ИНДИЯ / INDIA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Горохов С. А.

Статья посвящена определению значения конфессиональной составляющей модернизации индийского общества. Детально рассматривается влияние принципов секуляризма и коммунализма на политическую систему страны. Особое внимание уделено анализу избирательной кампании 2009 г. по выборам в парламент Индии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the determination of confessional component value of Indian society modernization. The influence of secularism and communalismprinciples on the countrys political system is considered in detail. Much attention is given to the analysis of parliamentary election campaign in 2009 in India.

Текст научной работы на тему «Конфессиональная география и политическая жизнь современной Индии»

КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ СОВРЕМЕННОЙ ИНДИИ

Н С.А. Горохов

Аннотация. Статья посвящена определению значения конфессиональной составляющей модернизации индийского общества. Детально рассматривается влияние принципов секуляризма и коммунализма на политическую систему страны. Особое внимание уделено анализу избирательной кампании 2009 г. по выборам в парламент Индии.

Ключевые слова: религия, секуляризм, коммунализм, въбборы, Индия.

Summary. The article is devoted to the determination of confessional component value of Indian society modernization. The influence ofsecularism and communalismprinciples on the country's political system is considered in detail. Much attention is given to the analysis of parliamentary election campaign in 2009 in India.

Keywords: religion, secularism, communalism, elections, India.

Можно констатировать, что процессы глобализации, захватившие в последние десятилетия весь мир, приводят к «обретению» религией нового импульса, развитию и усилению ее влияния в публичном дискурсе, способствуют возвращению конфессионального фактора в политику и идеологию в глобальных масштабах. Индия известна как одна из самых религиозных стран мира: в 2012 г., согласно данным Международной Ассоциацией Гэллапа, 81% населения страны считали себя религиозными людьми (18 место в мире по уровню религиозности) и лишь 3% индийцев разделяли атеистические убеждения [1]. В связи с этим в условиях фактически тотально религиозного общества успехи или неудачи в политической борьбе во многом зависят от умения

политических лидеров использовать религиозный фактор для мобилизации своих последователей.

Согласно данным переписи 2011 г., численность населения Индии составила 1210,2 млн человек [2], 80% из которых (968,2 млн) исповедовали индуизм [3]. Это самая большая индуистская община мира: более 83% адептов индуизма сконцентрировано именно в Индии. Второе место по численности среди религиозных общин страны занимают мусульмане: их насчитывается около 165 млн человек (13,6% населения). Мусульманская община Индии занимает третье место в мире по своей численности (10,5% мусульман Земли), уступая лишь общинам Индонезии и Пакистана. Страну, вне всякого сомнения, можно считать одной из важнейших исламских держав, а мусульман -

229

230

«вторым большинством Индии». Последователи другой мировой религии -христианства - насчитывают в Индии 28,0 млн человек, что составляет 2,3% ее населения. Четвертое место по численности принадлежит сикхской общине: около 23,0 млн человек, или 1,9% населения Индии. Следующими в списке религиозных общин Индии, ранжированных по показателю людности, идут буддистская и джайнская (соответственно 9,5 и 4,7 млн человек в 2011 г.). Таким образом, адепты шести крупнейших религий Индии составляют 99% населения страны.

Вместе с тем современная Индия принадлежит к числу немногих государств Востока, где укоренилась и в течении более чем 60 лет действенно функционирует система политического представительства, что дает основание называть эту страну «крупнейшей (по численности населения) демократией мира». Успешное функционирование демократии обычно связывается с несколькими условиями, среди которых важнейшими считаются высокий уровень экономического развития страны, материального благосостояния масс и развития городской культуры, значительная доля грамотных, влиятельный и многочисленный «средний класс», наличие широкой прослойки политически активного населения.

Индия, однако, не соответствует большинству из этих критериев. Несмотря на очевидные экономические успехи последних десятилетий, около 1/4 населения страны (более 300 млн человек) фактически существует на уровне физического выживания, почти 1/3 не знакомы со средствами массовой информации (никогда не видели газет, не слушали радио и не смотрели ТВ), около 40% неграмотны, а 70% жи-

вут в деревнях. Тем не менее, в Индии реально существует многопартийная система, и в выборах в нижнюю палату парламента (Лок Сабху) и Законодательные ассамблеи штатов принимают участие в среднем 60-70% избирателей страны. При этом в 2009 г. (год проведения последних выборов в Лок Сабху) в Индии насчитывалось 714 млн избирателей - это больше, чем в ЕС и США вместе взятых!

Многие исследователи объясняют данный «индийский феномен» особой политической культурой страны, сложившейся в результате сочетания нескольких факторов.

Первый из них - колониальное прошлое страны. В Британской Индии англичанами были заложены основы демократической системы. Колонизаторы многое сделали для воспитания политической элиты Индии и приобщения ее к демократическим ценностям и процедурам. Так, например, организатором мероприятия, которое в дальнейшем получило название первого съезда Индийского национального конгресса (ИНК) - до настоящего времени ведущей политической партии страны - в 1885 г. стал видный теософ и бывший колониальный чиновник А. Юм (он оставался генеральным секретарем ИНК до 1908 г.). В наследство от Великобритании независимая Индия получила так называемую «вестминстерскую политическую систему». Характерной чертой этой системы является то обстоятельство, что президент страны, обладая широкими полномочиями, фактически действует исключительно «по совету премьер-министра» (по аналогии с английской королевой, которая «царствует, но не управляет»). При этом исполнительная власть премьер-

министра, который обязан иметь большинство в нижней палате парламента, расширена максимально. Выборы в парламент - центральный орган политической системы (Индию иногда даже называют «парламентской диктатурой»), осуществляющий жесткий контроль над исполнительной властью, - проходят по мажоритарной системе. Это означает, что побеждает тот кандидат, который набрал голосов больше, чем любой иной соискатель вне зависимости от явки избирателей и процента набранных голосов. Применение мажоритарной системы приводит к тому, что процент голосов, поданный за ту или иную партию, не совпадает с долей мест в парламенте, полученных этой партией. Незначительные изменения в процентном соотношении полученных голосов могут привести к кардинальным изменениям в распределении мест в парламенте. В современных условиях, при коалиционной политике, победа в Индии достигается, главным образом, благодаря привлечению на свою сторону максимального числа политических союзников и грамотному распределению их по избирательным округам. То есть благодаря умению договариваться и быть готовым на политические компромиссы.

Второй и, на наш взгляд, решающий фактор, сформировавший особую политическую культуру Индии и благоприятствующий устойчивости демократии в стране, - это особый социально-психологический строй индуистского общества. Последнее не является монолитным, представляя собой иерархическую систему каст (некоторые исследователи считают, что их более 15 тысяч), каждая из которых имеет собственную идентич-

ность, свою идеологию и культуру, своих богов. Соперничество между кастами за место в социальной иерархии всегда составляло основу политической культуры Индии. Кастовый строй до сих пор во многом определяет мировоззрение и поведение индийцев, так как он является отражением иерархичного представления индуи-стов об Истине. Одна Истина подразделяется на множество разнопорядковых истин, говорящих об устройстве этого мира, возможностях достижения Бога, об обязанностях каст и т.д. Собственно говоря, у каждой касты и даже у каждого человека есть своя истина (дхарма), в соответствии с которой должна строиться его жизнь. По меткому выражению религиеведа Ч. Элиота, индуизм — это «парламент религий, и каждая индийская вера может стать его членом на условии соблюдения некоторых простых парламентских правил, таких, как уважение к брахманам и теоретическое признание Вед» [4, p. 34]. Поэтому индийскому обществу чужд тоталитаризм, но традиционно присущи плюрализм и полицентризм, которые подготовили почву для усвоения идей и ценностей современной демократии.

В современной Индии - стране, в которой подавляющее число граждан являются институционально религиозными людьми, - политическое и экономическое соперничество различных групп общества часто принимает форму коммунализма. Под коммунализмом (от англ. communal — религиозно-общинный) в Индии понимают политику отстаивания интересов религиозных общин или использование религиозного фактора в политике.

Еще со времен М. Ганди и борьбы за независимость религия и политика

231

232

в Индии были тесно связаны. М. Ганди считал, что «политика, отделенная от религии, подобна трупу, который только и можно, что похоронить» [5]. В своей политической деятельности «отец независимой Индии» широко использовал формы деятельности религиозной. Можно сказать, что философия М. Ганди была пропитана религиозностью, но ему самому было чуждо общинное сознание. М. Ганди всегда проповедовал идеи равенства всех религиозных направлений и единства народа Индии независимо от конфессиональной принадлежности. Твердо придерживался в своей политической деятельности принципов секуляризма и первый премьер-министр независимой Индии и председатель ИНК Д. Неру. Однако секуля-ризм понимался Неру не как отрицание роли религии в политической жизни страны, а лишь как запрет на ее использование в интересах отдельных политических группировок [6; 7].

Иной точки зрения придерживались коммуналисты, противопоставлявшие различные религиозные общины страны друг другу во всех сферах жизни и, в первую очередь, в политике. В первой трети XX в. в политической жизни Британской Индии стала широко распространяться коммуналистская идеология отождествления понятий «нация» и «религиозная община». Полити-ки-коммуналисты как с индуистской стороны, такие как В.Д. Сарваркар, М.С. Голваркар, так и с мусульманской -М. Икбал, М.А. Джинна и др., придерживались мнения, что в Индии существуют две нации: индуистская и мусульманская. Отец-основатель Пакистана М.А. Джинна в своем письме к М. Ганди писал, что мусульмане Индии - «стомиллионная нация ... с собственной, от-

дельной культурой и цивилизацией, языком и литературой, искусством и архитектурой, именами и названиями, чувством меры и пропорции, юридическими и моральными законами, обычаями и календарем, историей и традициями, склонностями и стремлениями» [8]. В.Д. Сарваркар, в свою очередь, выдвинул идею «хиндутвы» («индуистско-сти»), ставшую основой индуистского национализма. Согласно его воззрениям, «индуисты образуют нацию, которая сложилась на основе общей культуры, общей истории, общего языка, общей страны и общей религии» (цит. по: [9, с. 201]). Таким образом, именно религиозный фактор выдвигался в качестве основного аргумента при обосновании консолидации исповедующих индуизм различных народов и каст и их политического доминирования в независимой Индии над мусульманами и представителями других религий. Результатом деятельности коммуналист-ских организаций Индии стал новый виток межобщинных столкновений, за которым последовал, в конечном счете, раздел Британской Индии на два государства - Индию и Пакистан. Трагические последствия раздела страны, в том числе гибель М. Ганди от рук фанатика-индуиста, надолго привели к ослаблению позиций коммуналистских организаций. В политической жизни независимой Индии преобладал секуляризм с его принципом равного отношения ко всем религиям.

Тем не менее, индуистский комму-нализм не только продолжал оказывать влияние на общественную жизнь страны, но и постепенно смог увеличить свое влияние на государство в целом.

До середины 80-х гг. прошлого века коммуналистские организации

все еще находились на периферии политической жизни Индии, но в 1992 г. произошло событие, изменившее баланс политических сил в их пользу. Подстрекаемая коммуналистскими организациями, толпа индуистов-фана-тиков разрушила в городе Айодхье (штат Уттар-Прадеш) мечеть Бабура, построенную в XVI в. основателем империи Моголов там, где раньше, по преданию, стоял индуистский храм, посвященный рождению бога Рамы [10]. События в Айодхье подняли по всей Индии волну насилия, жертвами которой стали сотни мусульман и ин-дуистов, а арестованы были около 17 тыс. человек. Но эти события ознаменовали собой и рост популярности индуистских коммуналистских организаций, прежде всего политической организации Бхаратия джаната парти (БДП). На первых выборах после событий в Айодхье представительство БДП в парламенте страны увеличилось с 2 до 86 мест, а в 1998-2004 гг. она уже возглавляла правительственную коалицию в Дели, имея 297 мандатов из 545. Усиление влияния идеологии индуистского национализма в Индии получило название «шафрани-зации» политической жизни (одежду шафранового цвета традиционно носят индуистские аскеты - садху).

В настоящее время можно сказать, что в Индии существуют две реальные общенациональные партии -это ИНК и БДП, но за них голосуют менее 50% избирателей страны (всего в парламент проходят около 40 партий). Малые партии, имеющие региональное значение, находятся в эпицентре политического противостояния между общенациональными лидерами. Зачастую именно умелая стратегия образования межпартий-

ных альянсов определяет победителя в политической борьбе.

В результате последних выборов в Лок Сабху, состоявшихся в 2009 г., Индийский Национальный Конгресс и возглавляемый им блок Объединенный прогрессивный альянс (ОПА) завоевал 262 (на 80 мандатов больше, чем в 2004 г.) из 543 мест и, опираясь на поддержку части левых партий (БСП, СП и др.), смог сформировать устойчивое правительство, располагающее 322 мандатами (табл. 1). Успех ИНК и его союзников во многом объясняется тем, что в своей программе он уделил особое внимание поддержанию социальной и религиозно-общинной гармонии, защите принципов се-куляризма, предотвращению раскола страны на конфессиональной и этнической почве. В результате ИНК сумел привлечь на свою сторону значительную часть мусульманской общины страны, укрепить свои позиции среди высших брахманских и средних земледельческих каст, а также вернуть поддержку части низов общества. Обозреватели отмечают, что симпатию далитов руководство ИНК сумело снискать благодаря назначению на должность спикера Лок Сабхи - один из ключевых постов в индийской политической системе - представительницы крупнейшей из неприкасаемых каст чамаров (сапожников) Миру Ку-мар. Активность ИНК способствовала объединению под его руководством значительного спектра политических сил и созданию широкой коалиции партий. Оппозиционный Национальный демократический альянс (НДА) во главе с коммуналистской БДП потерпел крупное поражение и в настоящее время представлен лишь 159 законодателями, что на 17 мест меньше,

233

234

чем в 2004 г. Из них в рядах самой БДП состоят 116 (на 22 депутата меньше по сравнению с 2004 г.). Неудача БДП позволила некоторым обозревателям сделать вывод об идеологическом кризисе в партии и о том, что религиозный «ультранационализм» больше не пользуется поддержкой широких слоев индийского населения [11, с. 517]. Важной причиной неудачи БДП была недооценка идеологами партии той важной роли, которую играют в индийской политике религиозные меньшинства (прежде всего мусульмане).

Одним из наиболее значимых событий прошедших выборов стал провал левых сил, прежде всего коммунистов, а также их союзников-социалистов, ориентирующихся на многочисленные касты далитов (бывших неприкасаемых), чьи голоса в значительной степени были «перехвачены» ИНК и БДП. Поэтому вряд ли есть основания говорить о состоятельности «Третьего Фронта» (79 мест) или «Четвертого Фронта» (27 мест) в качестве альтернативы ИНК и БДП на государственном уровне.

Еще одна тенденция - усиление влияния региональных и этнических партий, использующих в своей деятельности традиционные формы политической мобилизации населения на основе местной, кастовой и религиозной идентичности: ВКТ в Западной Бенгалии, ДМК в Тамилнаде, БДД в Ориссе (Одише), СП в Уттар-Прадеше и др. В наиболее населенной ад ми ни стративно-территориаль-ной единице мира, сравнимой по данному показателю с Бразилией, -штате Уттар-Прадеш - главой исполнительной власти является представитель СП, входящей в «Четвертый

Фронт». Как представляется, не без вмешательства этой политической силы в сентябре 2010 г. Верховным судом штата было принято Соломоново решение о разделении территории под разрушенным храмом в Айодхье между индуистами, которым досталась большая часть, и мусульманами.

Интересно отметить уникальность конфессиональной структуры высшей политической элиты страны, как бы претворяющей в жизнь важнейший се-куляристский принцип политической системы Индии - «единство в многообразии». Ведь президентом страны является индуист Пранаб Кумар Мукер-джи, вице-президентом - мусульманин Мохаммад Хамид Ансари, премьер-министром - сикх Манмохан Сингх (родившийся в Пакистане), а лидером правящей партии ИНК - католичка и итальянка Соня Ганди.

Конфессиональное пространство современной Индии - результат многовекового взаимодействия крупнейших религиозных общин страны. В результате этого взаимодействия и взаимопроникновения в границах Индии сложилась уникальная по своему разнообразию и географическим особенностям религиозная картина, наиболее яркой чертой которой является безусловное преобладание индуизма. Индуисты образуют большинство в 21 из 28 штатов и в 6 из 7 союзных территорий. Самая высокая доля индуистов отмечается в штате Химачал-Прадеш -95%, самая низкая - в штате Мизорам - менее 4% [13]. Конфессиональное пространство оказывает значительное влияние на электоральную географию Индии.

Наиболее крупные индуистские общины - треть всего индуистского населения страны - сосредоточены в

Таблица 1

Результаты выборов в Лок Сабху в 2009 г.

Политический альянс / его важнейшие со- Доля голосов, полу- Штаты, в которых пар- Численность депутатского корпуса, человек Число избирателей, проголосовавших

ставляющие — ведущие политические партии ченных на выборах 2009 г., % тия заняла первое место по числу мандатов за политический альянс / партию, млн человек

Объединенный 37,22 262 153,5

прогрессивный альянс (ОПА)

Индийский национальный конгресс (ИНК) 28,55 Андхра-Прадеш, Аруначал-Прадеш, Харьяна, Керала, Махараштра, Манипур, Мегхалая, Мизорам, Пенджаб, Раджастхан, Уттаракханд 206 119,1

Всеиндийский Конгресс Трайнамул (ВКТ) 3,20 Западная Бенгалия 19 13,3

Дравида Муннетра Кажагам (ДМК) 1,83 Тамилнад 18 7,6

Национальная Конференция Джамму и Кашмира (НК) 0,5 Джамму и Кашмир 3 0,5

Национальный 24,63 159 102,7

демократический альянс (НДА)

Бхаратия джаната парти (БДП) 18,80 Чхаттисгарх, Гоа, Гуджарат, Химачал-Прадеш, Джаркханд, Мадхья-Прадеш, Карнатака 116 78,4

Джаната Дал (Юнионисты) ДД (Ю) 1,52 Бихар 20 6,3

Шив Сена 1,55 - 11 6,4

«Третий Фронт» 21,15 79 88,2

Коммунистическая партия Индии (Марксистская) КПИ (М) 5,33 Трипура 16 22,2

Бахуджан самадж парти (БСП) 6,17 - 21 25,7

Биджу Джаната Дал (БДД) 1,59 Орисса (Одиша) 14 6,6

«Четвертый Фронт» 5,14 27 21,4

Самаджвади парти (СП) 3,42 Уттар-Прадеш 23 14,3

Остальные 6,51 Нагаленд, Сикким 16 51,4

ВСЕГО 100 28 штатов 543 417,2

235

Составлено автором по: [12]

236

долине Ганга, и, прежде всего, в штатах Уттар-Прадеш, Бихар и Западная Бенгалия (соответственно 16,2; 8,3 и 7,0% индуистов страны). Однако в целом доля индуистского населения в долине Ганга не превышает средней по Индии, а в городах оказывается существенно ниже ее. В отличие от плодородных речных долин, в горных районах севера страны (штаты Хима-чал-Прадеш и Уттаракханд) доля ин-дуистов значительно выше среднеин-дийской, так как данные территории из-за своей бедности и труднодоступ-ности не представляли интереса для мусульманской колонизации. Эта при-гималайская область стала «убежищем» для индуистской элиты, спасавшейся от насилия со стороны мусульманских властителей, а ныне в ее политической жизни наибольшим влиянием пользуется БДП (особенно в Химачал-Прадеше). На западе Индии крупнейшим по численности индуистского населения является штат Махараштра, где сосредоточено почти 9,5% индуистов страны; а на юге -штат Андхра-Прадеш (8,2%). Меньше всего индуистов живет в горных штатах Северо-Восточной Индии: Аруначал-Прадеше, Мегхалае, Манипуре, Мизораме и Нагаленде. На эти территории приходится менее 0,2% индуи-стов страны. Невелика доля индуи-стов (чуть более трети населения) и на северо-западе страны, в штате Пенджаб - колыбели сикхизма; а также в пограничных дистриктах северо-восточного штата Ассам, принимающих основную волну мигрантов из Бангладеш. Крайне высока доля индуистов и в так называемом «раджпутском поясе», протянувшемся от Гуджарата на западе, через север Махараштры, Мадхья-Прадеша, далее через Чхат-

тисгарх и заканчивающемся в штате Орисса (Одиша) на востоке. В средневековой Индии и во времена английского владычества здесь располагались многочисленные и чрезвычайно воинственные индуистские княжества, возглавляемые раджпутами -правителями из воинского сословия. В большинстве дистриктов «пояса» доля индуистов в населении превышает 90%, здесь проживает еще пятая часть индуистов страны. «Радж-путский пояс» - регион политического преобладания индуистских комму-налистов: на последних выборах БДП и ее союзники победили в Мадхья-Прадеше, Чхаттисгархе и Гуджарате. В этом же регионе в последние годы наблюдается обострение межобщинных столкновений.

Высока доля индуистского населения штата Тамилнад (почти 7% индуи-стов страны) и южной Карнатаки, которые почти не знали периода мусульманского завоевания.

Второй по численности религиозной общиной Индии является мусульманская. Несмотря на то, что мусульмане живут в Индии фактически повсеместно, они распределены по территории страны крайне неравномерно. Главным районом расселения адептов ислама являются долины священных рек индуистов - Ганга и Брах-мапутры, на которые приходится более половины мусульман страны: штаты Уттар-Прадеш, Бихар, Западная Бенгалия и Ассам (22,2; 10,0; 14,6; 5,9% мусульман страны соответственно). Однако на этой территории мусульмане остаются в меньшинстве, правда, их удельный вес заметно выше, чем в среднем по Индии. Таким образом, долина Ганга - это контактная зона, район взаимопроникнове-

ния пространств двух основных религий страны. Это является следствием того, что издревле по долине Ганга из Юго-Западной Азии сюда проникали мусульмане. Позднее эта территория стала ядром мусульманских государств средневековья.

В Индии со времен средневековья мусульмане тяготеют к городам, особенно крупным, таким как Дели, Калькутта (Колката), Мумбаи, Лакхнау, Хайдарабад, где занимаются торговлей и кустарным производством. Так, до настоящего времени, составляя около 13% населения Индии, мусульмане «дают» более 17% горожан страны.

В настоящее время «мусульманский пояс» с востока активно «подпитыва-ется» мусульманскими мигрантами из Бангладеш; в территориальном отношении он расширяется в основном за счет высокого прироста мусульманского населения в Ассаме и горных штатах Северо-Восточной Индии. Сам «пояс» является продолжением глобального исламского пространства, частью которого является территория Бангладеш (90% населения страны - мусульмане). Именно на северо-востоке Индии, в Ассаме, доля мусульман в населении некоторых дистриктов является максимальной для всего «мусульманского пояса» - более 70%.

В настоящее время именно долина Ганга - регион с самым низким уровнем жизни в Индии и самой высокой численностью населения - является наиболее восприимчивым как для идеологии индуистского коммунализма, так и для идей исламского джихада. Здесь, с разрушения мечети в Айодхье, началась современная фаза индуистско-мусульманского конфликта. Регион является ключевым с точки зрения политической жизни страны (штаты Уттар-

Прадеш и Бихар делегируют 120 из 543 избираемых членов нижней палаты парламента Индии), что обуславливает остроту политической борьбы, в которой пока оказываются сильнее ком-муналисты (БДП) и левые политические лидеры далитов (Самаджвади пар-ти, Бахуджан самадж парти).

Другим важным районом размещения мусульман Индии является Мала-барское побережье, прежде всего штат Керала, в пределах которого сосредоточено 5,7% адептов ислама страны (почти четверть населения штата). В Южной Индии, где ислам стал частью национальной культуры, а уровень образования населения значительно выше, чем на севере страны, по мнению большинства специалистов, нет серьезных предпосылок для напряженности в отношениях между мусульманами и индуистами, а комму-налистские идеи не пользуются популярностью. За политическую власть в штате борются две коалиции, попеременно формирующие правительство: Объединенный Демократический фронт, в который входят ИНК, мусульманские и христианские партии, и Левый Демократический Фронт, возглавляемый Коммунистической Партией Индии (Марксистской).

Есть в Индии и районы с мусульманским большинством. Это союзная территория Лакшадвип (Лаккадивские и Миникойские острова) и штат Джамму и Кашмир: соответственно 95 и 67% населения этих территорий исповедуют ислам. Тем не менее, в этих двух регионах проживает лишь около двадцатой части мусульман Индии. Однако именно Кашмирская долина (мусульмане составляют здесь более 90% населения) является многолетним очагом нестабильности во всей

237

238

Южной Азии и главным источником исламского терроризма. Ведущей политической партией штата является мусульманская Национальная Конференция Джамму и Кашмира, выступающая за независимость штата, но, тем не менее, входящая в ОПА.

Интересно отметить, что в независимой Индии так и не образовалась мусульманская партия (за исключением Кералы и Джамму и Кашмира), что можно объяснить большими этническими и культурными различиями индийских мусульман. Кроме того, при разделе Британской Индии мусульманская община была фактически «обезглавлена», так как наиболее образованная, социально активная и состоятельная ее часть эмигрировала в Пакистан.

Адепты христианства расселены по территории Индии не столь широко, как представители двух ранее рассмотренных религиозных направлений. Христианству было достаточно сложно внедряться на территории, уже занятые индуизмом и исламом, поэтому христианское пространство Индии фрагментарно. Около половины всех христиан сосредоточено на юге страны в штатах Керала (четверть всех христиан Индии), Тамилнад, Андхра-Прадеш, Карнатака и Гоа [13]. Причем «вес» христианского населения юга в христианской общине Индии постепенно снижается, ведь еще в 1991 г. здесь проживало более 58% христиан страны. На побережье юга страны (прежде всего в штате Керала) сложилась уникальная конфессиональная обстановка, характеризующаяся смешением почти в равных долях адептов христианства (пятая часть населения штата) и ислама (около четверти) при общем доминировании индуизма (более половины населения).

Следующий регион страны со значительным христианским населением - «пояс племен» Восточной Индии (юг штата Джаркханд и примыкающие к нему дистрикты штатов Орисса (Одиша) и Чхаттисгарх), где проживает десятая часть христиан Индии.

Третий основной регион распространения христианского населения в Индии - Северо-Восточные штаты: лишь здесь христианство образует свое целостное конфессиональное пространство. В настоящее время в штатах Ассам, Мегхалая, Манипур, Мизорам, Нагаленд, Аруначал-Прадеш и Трипура сосредоточено более четверти (в 1991 г. -16%) христианского населения Индии, причем доля христиан в населении региона постоянно растет. К пространству христианского доминирования примыкают контактные районы со смешанным индуистско-христианским населением Ассама (дистрикты Северные Горы Качара и Качар) и индуистско-буддистско-христианским центрального Аруначал-Прадеша и южного Сиккима. В контактных районах доля христиан в населении колеблется в пределах 15-25%. В перспективе именно Северо-Восточная Индия может стать важнейшим христианским регионом страны, ведь за 100 лет доля христиан в этом регионе возросла с 1,0 до 16,5% и продолжает расти. Христианство стало основой этнической консолидации народностей и племен СевероВосточной Индии (нага, мизо и др.). Поэтому автономистские и сепаратистские движения в штатах Северо-Восточной Индии проходили и проходят под христианскими лозунгами. В 6080-е гг. прошлого века сепаратизм привел к административной реорганизации региона и созданию штатов, где христиане составляют большинство

населения. Однако проблемы этно-конфессиональных сепаратизма и терроризма в Северо-Восточной Индии еще далеки от разрешения. В регионе большое влияние имеют местные националистические партии и ИНК.

На протяжении столетий сикхи оставались третьей по численности религиозной общиной Пенджаба после мусульман и индуистов. В 1970 г. сикхи добились разделения Восточного Пенджаба (около трети населения составляли сикхи и около двух третей - инду-исты) по конфессиональному признаку, в результате которого был создан штат Пенджаб с сикхским большинством. В 80-90-е гг. XX в. штат стал центром сикхского сепаратистского движения за образование Халистана - независимого государства сикхов. Самой известной жертвой сикхских сепаратистов стала в 1984 г. премьер-министр Индии Индира Ганди, погибшая от рук охранников-сикхов, мстивших ей за штурм сикхской святыни - Золотого храма в Амритсаре. Однако к 1995 г. благодаря эффективной политике, сочетавшей экономические и политические меры по умиротворению сикхов с жесткими действиями сил безопасности, индийскому правительству удалось победить сепаратистов. В настоящее время для политического ландшафта штата характерно острое противостояния секуляристских сил (ИНК) с альянсом сикхских и индуистских коммуна-листов (БДП и Акали Дал). В зоне своего традиционного распространения сикхи живут в основном в сельской местности (за исключением своего священного центра - города Амритсар), где им принадлежат крупные массивы плодородных земель; городскими жителями в настоящее время является лишь четверть сикхов страны.

Пространство буддизма в Индии состоит из двух районов. Первый -штат Махараштра и соседние с ним дистрикты Мадхья-Прадеша и Карнатаки, где сосредоточено более 80% буддистов страны. Доля буддистского населения в этом регионе невелика, хоть и остается значительно выше средней по стране. В Махараштре доля буддистов - всего 6%, хотя на востоке штата, в Видарбхе, где велика численность махаров, она повышается почти до 20%. Второй регион - гималайский, протянувшийся от Кашмира на северо-западе (дистрикт Лех) через Химачал-Прадеш (дистрикт Лахул-Спити) и Сикким до Аруначал-Прадеша на северо-востоке, аккумулирует почти пятую часть буддийской общины Индии.

Джайны относительно немногочисленны и расселены по территории страны дисперсно. Они занимают важные позиции в экономике Индии, исторически занимаясь в основном торгово-ростовщической деятельностью и ремеслом. В настоящее время среди них много бизнесменов, банкиров и людей свободных профессий; для джайнов характерен очень высокий уровень грамотности. В связи с этим более 3/4 всех джайнов - жители городов. Больше всего джайнов проживает на западе страны. В данном регионе они составляют примерно 1% населения, а в некоторых дистриктах этих штатов их доля превышает 3%.

Ни джайны, ни буддисты не имеют своих конфессиональных партий и, по оценкам, чаще всего голосуют за ИНК или левые силы.

Современная Индия, страна древней цивилизации, предстает перед нами как одна из наиболее динамично развивающихся стран мира. За срав-

239

нительно небольшой отрезок времени с момента достижения независимости страна прошла большой путь социального и экономического развития и ныне как никогда близка к обретению статуса сверхдержавы. Успех Индии во многом зависит от того, как в будущем будет происходить модернизация индийского государства. Политизация религии, усиление влияния идеологии коммунализма, направленной на снижение статуса религиозных меньшинств, опасна для страны, называющей себя «крупнейшей демократией мира». Принципы демократии и равноправия религиозных общин, заложенные в Конституции страны, смогут стать теми столпами государственности, которые позволят сохранять территориальную целостность и культурное единство народов новой Индии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Global Index of Religiosity and Atheism -2012. - WIN-Gallup International. - URL: http://www.wingia.com/web/files/richeditor/

240 filemanager/Global_INDEX_of_Religiosi-

ty_and_Atheism_PR_6.pdf (дата

обращения: 28.09.2012).

2. Provisional Population Totals. India at a Glance: Census 2011. - URL: http://www.censusindia. gov.in/2011-prov-results/indiaatglance.html (дата обращения: 13.05. 2012).

3. Горохов С.А. Трансформация цивилиза-ционного и конфессионального пространства мира в XX - начале XXI в. // Известия РАН. - Сер. географическая. - 2012.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 6. - С. 107-116.

4. Elliot Ch. Hinduism and Buddism. An Historical Sketch. - Vol. 1. - New York: Barnes & Noble, 1957.

5. ГандиМ.К. Моя жизнь. - М.: Наука, 1969.

- 612 с.

6. Мезенцева О.В. Роль индуизма в идеологической борьбе в современной Индии. -М.: Наука, 1985. - 176 с.

7. Полонская Л.Р. Религия в политической культуре Индии // Индия: религия и политика в общественном сознании / Отв. ред. Б.И. Клюев, А.Д. Литман. - М.: Наука, 1991. - С. 5-42.

8. Jinnah M.A. Some Recent Speeches and Writings. - Vol. II. - Lahore, 1947. - P. 180181.

9. Клюев Б.И. Религия и конфликт в Индии.

- М.: ИВ РАН, 2002.

10. Кашин В. На родине Рамы в Айодхье // НГ Религии. 02.07.2008. - Режим доступа: http://religion.ng.ru/Terra/2008-07-02/6_ aidohia.html (дата обращения: 14.10.2010).

11. Юрлов Ф.Н., Юрлова Е.С. История Индии. XX в. - М.: Институт востоковедения РАН, 2010. - С. 517.

12. Election Commission of India. Archive of General Elections 2009. - URL: http://eci. gov. in/eci_main1/statistical_report.aspx (дата обращения: 18.11.2010).

13. The First Report on Religion Data. Census of India 2001. - New Delhi, 2004. -227 p. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.