Е.А. Степанян
ТРАДИЦИОННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ВНЕУЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Анализируется отношение школьников к образовательной стороне спортивных мероприятий. Приводятся результаты педагогического эксперимента.
Средством реализации и удовлетворения культурных потребностей человека с давних пор выступают явления, которые могут принести ему эстетическое наслаждение, оказать положительное эмоциональное и информационное воздействие, дать возможность отдохнуть и восстановить психическую и физическую работоспособность. К ним относятся как виды и предметы искусства, так и различные варианты творческой деятельности человека [1-2].
Осознанную потребность в занятиях физическими упражнениями человек может реализовать в процессе подготовки и проведения спортивных праздников и выступлений.
Деятельность, осуществляемая при подготовке и проведении спортивного праздника, имеет утилитарный функциональный характер, который способствует формированию устойчивой привычки к восприятию и усвоению получаемой образовательной информации. Удовольствие от этой информации прямо или косвенно поддерживает цели и ценности определенной социальной группы, обусловливает возникновение функционального престижного эффекта.
Удовлетворенное желание человека найти поддержку при решении спорного вопроса, пополнить свою информационную базу приводит к возникновению эффекта усиления познания, а наличие элемента новизны в содержании получаемой во время праздника информации порождает эффект удовлетворения познавательного интереса [3].
Для анализа традиционного физкультурного образования школьников в аспекте внеучебных мероприятий были проведены педагогические наблюдения и анкетирование учащихся Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Красноярска.
Для выяснения реальной ситуации в отношении подготовки и проведения спортивных мероприятий с использованием их потенциальных воспитательных возможностей анализу подверглись внутришкольные спортивные мероприятия (соревнования по различным видам спорта и спортивный вечер).
Спортивные соревнования строились в традиционном формате: построение, жеребьевка, соревновательная часть, награждение победителей.
Анализ полученных данных показал, что в числе задач соревнований отсутствуют задачи образовательной направленности, а в содержание сценариев не включена специфическая информация из области физической культуры; в процессе подготовки и проведения мероприятий не используются методы активизации участников и зрителей.
Программа спортивного вечера была стандартной: торжественная часть с награждением активных физ-
культурников и спортсменов, несколько спортивных показательных выступлений и школьная дискотека. С целью более глубокого анализа ситуации были проведены беседа с организаторами и анкетирование школьников, участвующих в мероприятии (рис. 1).
Рис. 1. Результаты анализа спортивного вечера в школе
Из 274 школьников 5-8-х классов на вечере присутствовало только 29% (79 чел.). Из школьников, принимавших участие в подготовке и проведении спортивного вечера, 19 чел. - участники представлений и показательных спортивных выступлений, 7 - организаторы и 53 чел. - зрители. По результатам анкетирования лишь 43 школьника (около 50%) высказали интерес и проявили желание участвовать в организации подобных мероприятий в будущем, остальные оказались недовольными. Эти данные были взяты как контрольные значения, зафиксированные перед началом эксперимента.
В анкетном опросе, направленном на выявление наиболее привлекательных сторон спортивных мероприятий, участвовали 257 школьников 5-8-х классов. Респондентам было предложено выбрать ответы по 5 позициям (отдых, общение, эмоции, самовыражение, познание).
Особенно нас интересовало отношение школьников к познавательной (образовательной) стороне мероприятий. Однако мы сразу предположили, что вряд ли кто-нибудь из респондентов поставит мотив «познание» как главный. В самом деле, школьник идет на спортивное мероприятие не учиться, а развлекаться, поэтому ведущими должны стать другие мотивы.
При опросе мы предложили выбрать по два мотива, чтобы выявить сопутствующие предпочтения. Поскольку номинаций на каждого респондента было две, то общая сумма процентов удвоилась (200%).
Основную массу респондентов в спортивном мероприятии привлекает эмоциональная сторона (81,2%). Выяснилось, что имеется возможность получения положительных эмоций в результате воздействия таких сторон спортивного мероприятия, как «зрелищность», «занимательность», «аттракционность», «юмор, коме-дийность», «праздничность». Это определяет отношение к нему как к развлечению и объясняет позитивный
настрой на возможность участия в его подготовке и проведении (рис. 2).
Рис. 2. Привлекательные стороны спортивного мероприятия
На втором месте мотив «общение» (48,4%) - возможность неформального межличностного общения, позитивный эмоциональный настрой; почти столько же школьников (44,8%) отметили мотив «отдых», т.е. возможность переключения с одного вида деятельности на другой.
Четвертую позицию занял мотив «самоутверждение» (15,2%), который выбрали спортсмены и физически развитые школьники, активно занимающиеся физкультурой, что позволяет говорить об отношении к мероприятию как к соревновательному процессу, ведь в реальной практике спортивный праздник зачастую выступает составной частью различного рода спортивных соревнований, состязаний, эстафет.
На последнем месте, к сожалению, был мотив «познание», его отметили как сопутствующий только 10,4% учащихся.
Рассмотрим парное распределение ответов. Их всего 6 вариантов: «эмоции - отдых», «эмоции - общение», «эмоции - самовыражение», «отдых - общение», «отдых - познание», «общение - познание» (рис. 3).
Рис. 3. Парное распределение ответов респондентов
Лидирующее положение занимает сочетание «отдых - общение» (54,1%), на втором месте «эмоции -общение» (17,6 %), на третьем - «эмоции - отдых» (15,4%), на четвертом - «эмоции - самовыражение» (7,6%; как отмечалось выше, это в основном спортсмены, для которых самовыражение без эмоций практически невозможно).
Образовательные сочетания, к сожалению, занимают последние места: «отдых - познание» - пятое (3,1%) и «общение - познание» - шестое (2,1%). Эти
сочетания являлись сопутствующими с вариантом «отдых - общение».
Изначально принятая гипотеза о выборе двух мотивов оказалась правильной: при единственном выборе образовательный мотив так и не появился бы в ответах. Это говорит о недостаточном использовании воспитательно-образовательного потенциала процессов подготовки и проведения спортивного мероприятия. Данные опросов свидетельствуют, что в реальной внеучебной деятельности в школе физкультурное образование не является целью подготовки и проведения внеучебных спортивных мероприятий.
Позитивное отношение школьников к возможности участия в спортивных мероприятиях свидетельствует о потенциальном воспитательном значении последних.
Таким образом, роль спортивных мероприятий-праздников в развитии физкультурного образования школьников очевидна. Решение образовательных задач по физической культуре предполагает воспитание осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями, а грамотно организованные спортивные мероприятия формируют эту потребность.
Педагогические наблюдения показали, что внутришко-льные спортивные мероприятия рассматриваются не как часть образовательного процесса по физической культуре, а как внеучебные виды деятельности досугового характера.
Определимся с терминологией. Термин «спортивное мероприятие», как правило, употребляют в значении «соревнования по тому или иному виду спорта», а термин «спортивный праздник» - в значении «физкультурно-спортивное зрелище». Приведем значения ключевых слов, которые дает Толковый словарь русского языка. Мероприятие - совокупность действий, объединенных одной общественно значимой задачей; праздник - день радости и торжества по поводу чего-либо; спорт - физическая или интеллектуальная деятельность, задачами которой являются соревнования либо улучшение здоровья, получение морального и материального удовлетворения, стремление к совершенству, славе, улучшение навыков и физической формы; соревнования - форма деятельности, в которой участвующие стремятся превзойти друг друга.
Спортивные праздники имеют ряд отличий от спортивных мероприятий; это прежде всего их высокий эмоциональный накал. Однако само понятие спортивного праздника исключает такой важный момент, как объединение всего мероприятия под эгидой общественно значимой задачи.
Автором статьи была разработана и внедрена в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя образовательная школа № 76» (г. Красноярск) экспериментальная программа внеучебной деятельности по физической культуре, рассчитанная на учебный год. Она включала и организацию всех внутришкольных спортивных состязаний и итогового спортивного вечера в формате спортивных мероприятий-праздников.
Ключевой идеей экспериментальной программы стала интеграция двух понятий - «спортивное мероприятие» и «спортивный праздник», а также реализация всех характеристик объединенного понятия. В качестве общественно значимой автором принята задача физкультурного образования школьников.
Таким образом, ключевую идею экспериментальной программы можно выразить термином «спортивное мероприятие-праздник». Спортивное мероприятие-праздник - это совокупность действий в процессе специально организованных спортивных состязаний, объединенных образовательной задачей и имеющих черты физкультурно-спортивного зрелища.
Спортивные мероприятия-праздники проводятся в зависимости от времени года и вида спорта в помещении или на открытом воздухе. Методика их организации в помещении и на открытом воздухе практически идентична за исключением того, что в помещении необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования. Поэтому остановимся более подробно на последнем.
Методика организации спортивного мероприятия-праздника в спортивном зале по игровым видам спорта. За 2-3 дня до мероприятия учащиеся школы извещались о дате, месте и времени предстоящего события, на доске объявлений размещалась информация. Перед началом мероприятия была организована подготовка помещения (проветривание спортивного зала и раздевалок, влажная уборка, монтаж флагштока, установка звукоусиливающей аппаратуры, подготовка спортивного инвентаря, протоколов, табло). За полчаса до начала включалась музыка, диктор на фоне музыкального сопровождения и между музыкальными фрагментами рассказывал о виде спорта, методике тренировки, о том, где можно заниматься этим видом спорта для достижения высокого спортивного результата, об известных тренерах, о спортсменах-земляках, имеющих высокие спортивные достижения, и т.д.
Соревнования начинались с парада. Команды участников под музыку торжественно входили в зал в сопровождении учителя. Учитель рапортовал главному судье, капитаны команд поднимали флаг, звучал гимн РФ. Главный судья открывал соревнования. Учащиеся младших классов (например, гимнасты) выступали с показательными номерами.
Затем команды расходились. Среди капитанов команд происходила жеребьевка, после этого начиналась игра.
В процессе игры комментатор обращал внимание зрителей на эффективные действия игроков или на явные промахи и квалифицированно объяснял, как достичь в конкретном действии мастерства или как на тренировках исправлять игровые ошибки.
В перерывах выступали группы поддержки команд, среди зрителей проводилась спортивная викторина; комментарии диктора содержали завуалированные и шуточные ответы на ее вопросы, поэтому зрители внимательно слушали реплики комментатора.
После соревнований происходило награждение победителей не только в играх, но и в спортивной викторине.
Аналогичным образом проводились другие внут-ришкольные спортивные мероприятия. Итоги экспериментального года подводили на итоговом спортивном вечере, после которого школьникам было предложено повторное анкетирование по тем же вопросам, что и до эксперимента (рис. 4).
Рис. 4. Количественные показатели участия школьников 5-8-х классов в организации спортивного вечера до и после эксперимента
Результаты опроса показали, что после реализации годовой экспериментальной программы ситуация резко изменилась. Это свидетельствует о том, что организация спортивных мероприятий-праздников во время эксперимента проходила на высоком эмоциональном уровне.
Ключевым являлся второй вопрос анкеты, в котором школьникам предлагалось выбрать наиболее привлекательные стороны спортивных мероприятий-праздников (рис. 5). В ответах респондентов появились две новые комбинации - «эмоции - познание» и «самовыражение - познание» (поз. 7 и 8), однако и в новых комбинациях «познание» стоит на втором месте. В то же время эта характеристика присутствует в трех ведущих комбинациях - с «отдыхом» (19,2%), «общением» (22,1%), и «эмоциями» (22,8%). Значительно уступили свои позиции комбинации ответов «отдых - общение» (7,3%), «общение - эмоции» (7,2%) и «отдых -эмоции» (7,3%). Практически на одном уровне осталась комбинация «самовыражение - эмоции» (8,1%).
В связи с тем, что сопутствующая основной номинация «познание» была отмечена респондентами значительно чаще, чем до эксперимента, она стала лидирующей (69,2%) среди остальных номинаций (рис. 6). Значительно уменьшился «эмоциональный» процент (45,4%), незначительно сократилось количество выборов номинаций «общение» (36,6%), «отдых» (33,8%) и «самовыражение» (13,2%).
61Ь 0 ®-До женепиме тта © - но 1 еле эксперимента 1
\ > (5
£ « г
”1 2 4 6 7 X
(Утлых общение
< Кчкснис
ЛЮЦИИ
Отдых
шоцим
Самовы-
ражение
-•МОИМИ
Отдых
почнание
(Кчценне пошлине
')моцпп почнание
Самовы-
ражение
ношание
Рис. 5. Парное распределение ответов респондентов
Эмоции Общение Отдых Самовы- Познание
ражені іе
Рис. 6. Привлекательные сторонні спортивного мероприятия
Образовательная направленность спортивных ме- Таким образом, эксперимент показал, что формиро-
роприятий-праздников способствует решению одной из вание физкультурного образования школьников в ус-
ключевых задач физкультурного образования - воспи- ловиях спортивных мероприятий-праздников дает по-
танию потребности в знаниях по физической культуре. ложительные результаты.
ЛИТЕРАТУРА
1. ПономаревН.И. Физическая культура как элемент общества и человека. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. 284 с.
2. ПронинаИ.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2001. 143 с.
3. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления: Основы режиссуры, технологии, организация и методика: Учебник для
вузов. Л.: ТВТ Дивизион, 2006. 376 с.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 10 ноября 2008 г.