Научная статья на тему 'Физкультурное образование школьников в условиях спортивных мероприятий-праздников'

Физкультурное образование школьников в условиях спортивных мероприятий-праздников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
647
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанян Е. А.

В статье рассматривается вопрос образования школьников по физической культуре с применением спортивных развлекательных мероприятий. Раскрывается содержание и методика организации спортивных мероприятий в виде праздников с передачей знаний в области физической культуры и спорта. Приводятся результаты педагогического эксперимента, которые внедрены в практику работы средней школы № 76 г. Красноярска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physical culture education schoolboys under conditions of athletic recreational actions

In the article it is examining a problem of physical culture education of schoolboys using the athletic recreational actions. Revealing contents and methods of organization of athletic actions in the manner of recreati onal actions with the issue of knowledge at the field of the physical culture and sport is made. The described result of the pedagogical experiment is given. The results of work are introduced in the practice at secondary school №76 of Krasnoyarsk.

Текст научной работы на тему «Физкультурное образование школьников в условиях спортивных мероприятий-праздников»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

УДК 796

Е. А. СТЕПАНЯН

МУП «Средняя общеобразовательная школа < 76», г. Красноярск

ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ-ПРАЗДНИКОВ

В статье рассматривается вопрос образования школьников по физической культуре с применением спортивных развлекательных мероприятий. Раскрывается содержание и методика организации спортивных мероприятий в виде праздников с передачей знаний в области физической культуры и спорта. Приводятся результаты педагогического эксперимента, которые внедрены в практику работы средней школы № 76 г. Красноярска.

Человечество стремилось в различных формах выразить свои чувства. Сначала это были первобытные обряды — ритуальные гимны, пляски, жертвоприношения, которые, развиваясь и усложняясь, приняли форму зрелища, представляющего собой ритуально-игровую деятельность с функциями взаимодействия и регуляции человеческих отношений. «Зрелище — специальная форма идеологического, эмоционального и эстетического общения» [1].

О времени начала исследований праздников ученые имеют различные мнения. Так, например, современный известный культуролог профессор О. Л. Орлов [2] придерживается мнения, что научное исследование праздников с точки зрения культурологии началось лишь в середине XX века во время существования Советского Союза. В то же время А. С. Фролов [3] считает, что в отечественной науке интерес к празднику возник еще в 30-е годы XIX века.

Трудно не согласиться с последним автором. Дело в том, что первая известная нам публикация в России по тематике празднеств относится именно к 30-м годам XIX века. И. М. Снегирев опубликовал в 1837 году свой труд «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», в котором были даны характеристики существенным моментам содержания праздника, как явлению культуры [4].

Народную праздничную культуру изучали представители отечественной филологической науки XIX века (А. Н. Афанасьев [5], А. А. Потебня [6], И. П. Сахаров [7] и др.).

Массовый праздник первых лет советской власти стал предметом культурологических и социально-педагогических исследований уже в самом начале 20-х годов. А.В.Луначарский [8] и др. изучали праздник как одну из форм общественной жизни народа. 70-80-е годы характеризовались возрастанием интереса к исследованиям праздничной культуры. Появились монографии, брошюры, диссертации, в которых авторы с разных точек зрения осмысливали те или иные особенности этого многогранного феномена.

Весомый вклад в разработку вопросов теории и методики организации праздника внесли работы А. В. Бенифанда [9], О. В. Немиро [10], Д. В. Тихомирова [11], Г. П. Черного [12], С. А. Шмакова [13]. Разработке названных проблем существенно способствовали общепедагогические труды Б. Т. Лихачева [14], в последние десятилетия — П. И. Пидкасистого [15],

И. П. Подласого [16], Н. Е. Щурковой [17], Н. В. Малиновской [18], И. Н. Прониной [19].

И все же, как утверждает О. Л. Орлов, культурология праздников в настоящее время находится на начальной стадии своего развития. До сих пор по этой проблеме не было подготовлено ни одного обобщенного пособия [2].

Отличительная черта книг о праздничной культуре носит информативный характер. Методическая литература выполняет функцию обучения и воспитания различных категорий населения, оказывая опосредованное воздействие на формирование у людей представлений о культурологических аспектах российских праздников. Важное место в этом аспекте занимают издания о религиозных праздниках.

В то же время физическая культура имеет такой же стаж, как и религия, т.е. она возникла одновременно с появлением человека и его культуры.

Своим возникновением и развитием физическая культура обязана социальным факторам взаимодействия межличностных отношений и является результатом деятельности по преобразованию окружающего мира и природы самого человека. Спортивные праздники и выступления являются современными видами организации спортивно-зрелищных мероприятий, которая представляет собой комплекс разнообразных спортивных и культурных мероприятий. Объектом воздействия спортивных праздников и выступлений является комплекс мировоззренческих, психологических, нравственных и эстетических качеств человека, а предметом — способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способ жизнедеятельности человека, его самоутверждение.

Процедура открытия и закрытия олимпийских игр — первый яркий образец спортивного массового зрелища со своими традициями и ритуалами, дошедшими до наших дней. Это было поистине народное торжество, выполнявшее идеологическую, политическую и пропагандистскую функции.

Одним из крупнейших специалистов в области культуры по подготовке, организации и проведению спортивно-массовых мероприятий является Б. Н. Петров. В своей работе «Основы режиссуры спортивно-массовых представлений» [20] приводит примеры проведения массовых спортивно-художественных праздников (мемориальные и общественно-политические

праздники, крупные спортивные выступления), много внимания уделяя разработке сценариев, драматургии, режиссерской работе и другим процессам проведения и организации таких мероприятий.

В литературе мало внимания уделяется исследованию роли, значения и функциям спортивных праздников и выступлений с позиции теории физической культуры и ее компонентов, в целом и оценке их воспитательного, образовательного потенциала. Не исследована методика разработки содержания сценариев спортивных праздников и выступлений на уровне какого-либо предприятия, школы, как возможного средства воспитания осознанных потребностей в занятиях физическими упражнениями и получения неспециального (непрофессионального) физкультурного образования в различных видах и формах.

Одним из вариантов проведения спортивно-массовых мероприятий в школе являются спортивные праздники, посвященные каким-либо датам или соревнованиям по какому-либо виду спорта.

Организация спортивного праздника — это организационно-педагогический процесс, в основе которого лежит взаимосвязь психолого-педагогической, творческой, организационной и пропагандистской видов деятельности. Они определяют возможность оказывать воздействие на всех участников спортивного праздника во все периоды процесса его организации. В зависимости от роли (организатор, участник, зритель), выполняемой человеком в процессе подготовки и проведения спортивного праздника, доминирующее воздействие на него оказывают те или иные стороны педагогического процесса.

С целью выяснения того, какие из сторон спортивного праздника являются для школьников наиболее привлекательными, нами был проведен анкетный опрос 257 учащихся 5 — 8 классов по 5 позициям: отдохнуть, пообщаться с товарищами (подругами), получить эмоциональный заряд, самовыразиться (себя показать), узнать о спорте что-то новое (образовательный компонент). Однако мы сразу предположили, что вряд ли кто из школьников поставит мотив «познание», как главный мотив. И мотив «познание» будет скрыт за главным. В самом деле, ведь школьник идет на вечер не учиться, а развлекаться и поэтому остальные мотивы в этом случае непременно станут ведущими. Поэтому мы предложили респондентам сделать попарное распределение ответов.

По результатам опроса до начала эксперимента основную массу школьников в спортивных мероприятиях привлекала эмоциональная сторона — 81,2 %. На втором месте мотив «общение» (48,4 %) — возможность неформального межличностного общения, и почти столько же школьников (44,8 %) отметило мотив «отдых», то есть возможность переключения с одного вида деятельности на другой, «самоутверждение» — 15,2 %. Мотив «самоутверждение» выбирали спортсмены и школьники, активно занимающиеся физкультурой. И на последнем месте находилась образовательная сторона (познание) — 10,4% учащихся.

Лидирующее положение до эксперимента занимало сочетание отдых-общение — 54,1 % (рис. 2), на втором месте эмоции-общение (17,6 %), на третьем — эмоции-отдых (15,4 %), на четвертом — эмоции-самовыражение (7,6 %).

К сожалению, образовательные сочетания занимают последние места — 5 и 6: отдых-познание (3,1 %) и общение-познание (2,1 %). Эти сочетания являлись сопутствующими с отдыхом и общением. Следовательно, изначально принятая гипотеза о выборе двух номинаций оказалась правильной, так как образова-

тельная номинация так бы и не появилась в ответах при выборе по одной номинации. Это позволяет сделать вывод о недостаточном использовании воспитательно-образовательного потенциала процессов подготовки и проведения спортивных праздников. Мы считаем, что решение образовательных задач по физической культуре предполагает воспитание осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями и в этом заключается основа подготовки и проведения спортивных праздников в школе.

Формирование неспециального физкультурного образования в процессе организации спортивного праздника нами осуществлялось путем решения трех педагогических задач:

1) образование нового, более высокого уровня имеющихся у человека двигательных умений, навыков и получение или формирование новых на основе теоретических и методических знаний в области физической культуры;

2) создание условий для формирования нравственно-эстетических свойств и качеств личности, расширяющих образованность человека по физической культуре;

3) использование потенциальных образовательных возможностей спортивного праздника в аспекте неспециального физкультурного образования участниками праздника, разработка специальных, доступных методических учебно-методических пособий, рекомендации по вопросам их подготовки и проведения, в которых описываются варианты и способы их реализации.

В табл. 1 представлен календарь спортивных школьных праздников, в экспериментальном учебном году.

Одним из важнейших спортивных праздников является итоговый школьный спортивный вечер. В табл. 2 — 4 представлены этапы подготовки и проведения спортивного вечера.

Репетиционную работу проводили в двух направлениях. Первое направление — это работа с участниками отдельного эпизода (номера), которая представляет собой разновидность двигательных действий, репетиции под музыку, разучивание очередности перестроений. Второе направление — монтаж представления (работа по подготовке представления в целом, осуществление связи эпизодов в единое целое; связь эпизодов с перестроениями, музыкой и световыми эффектами, репетиции в костюмах, сводные репетиции).

Результаты опроса респондентов до эксперимента и после эксперимента представлены на рис. 1.

Из рис. 1 видно, что в связи с тем, что номинация «познание», как сопутствующая, была отмечена респондентами значительно чаще, чем до эксперимента, то она стала лидирующей (69,2 %). Значительно уменьшился «эмоциональный» процент (45,4 %), немного уменьшилось высказывание за «общение» (36,6 %), «отдых» (33,8 %) и самовыражение (13,2 %). Это говорит о том, что направленность на образовательную сторону по физической культуре спортивных праздников оказалась эффективной.

На рис. 2 представлено попарное распределение ответов респондентов. Если до эксперимента (пунктирная линия) парных ответов было всего 6 вариантов (эмоции-отдых, эмоции-общение, эмоции-самовыражение, отдых-общение, отдых-познание, общение-познание), то после эксперимента их стало восемь. Добавилось еще 2 варианта — эмоции-познание и самовыражение-познание. При этом хоть и незначительно, но стали лидерами образовательные варианты:

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

ТЛлвцв I

Кыдцщ*тщиишит пвлших цмщиимн ИШН.Н №76

N2 НАЗВАНИЕ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА

1 Сентябрь 15« Залегла я асен и | крсп-с)

2 Сентябрь2Л сПшнерия» — (пионербол)

3 Октябри 10, 11 с Юн мм ваквй&истк (турнир па гюлвйбвлу)

4 О ктяб риО< Бистра я 1И>да к | пер пе| ства гс пла на ни ю)

5 И тибри 23 с Псслуш 1 п л й та р№1 (турн и р по маслили!-!:! му темн ису)

б Декабри 3—5 * Ю ни Й бас кетболист» (турн и р по бас кетбЬлу)

7 Декабри 1 4 «Юный гимтстэ (герпе 1-е тио гсэ *,-о-|□ габорию|

л Декабри 2Л с Напагадн я я эстафета г [шутега ные эстафеты для нам. классы а)

о Ян пар и 21 «Залатан исашкая (перпемстпа гс шашкам}

10 Я н дар и 22 с Быстрая лыж н я * (перпемстпа по лыж м ы м тм ка м)

11 Ян дар и 26 с С!о|хтб рнный коме к» [ перпенстпо гс каникабеж ному спорту)

12 гЛ>:ирали22 с А ну-ка, гарни!» (конкурс)

13 Ма рт б «А ну-ка, #эпуш к и! к (ко мку |к: |

и Марг 12 (Юпый футболист» (порпе|-Е:тпа па мини-футболу)

15 Апрели 13 сШ ипапка юны х» (перпенстпо па легкой атлатике)

16 Май 1 сДвга.Победы * (лягкоатлетичЁЗСкая эстафета)

17 Май 12 «Праздник экстрима» (дуатлан)

1А Ма й 30 с С л1об::им»ю к с порту» (с гс ргинм ы й печер — подпедение ига гон)

Т^Бявф Ъ

Пив 1кцщп1а к(лоршыюну вечеру (I этап, гурдмл ртйним плавшронвве)

Ь Пляирашвк

1 Со пкеггтно с а дм ин истра ц и ей ш калы оп разделен ие срока п и места

2 О продола ПИ С! I ЮЛОЙ И Ь 1/у I ч

Со зда нив о ргкомитата

4 Распределение Оби да н «истей участника» ночара с: роди наросли х прс^тапипелей школы (ад ми нистра ци я, учиттэн-н, ппдгейн ы й персонал)

5 Пла ни рада ний регул итвтоп образа пателы-юго |пвда гоги чек: кого) ааадеЁстпия

б Разработка драматургии исцвшрия спаргиаюга пралдн и ка

7 □ п рйд«£лсй нив ф ина нехз пы х с редстп

& □ п ределение се; сё в нн саг тез й аудитори и

3 □ пределение приглашаемых лиц и VIР- персап

10 □ пределешв возможных спонсорских гсступлен ий п аиде финанаэпай пцдйуержки или ценных гедэркап

11 Подпед«миа итогапегортипной работы с определенным лип пшщрения

12 О пределе мие роли кон кретн ы х родителей | какактишных та к и пасс и пни х участии кап печера

13 Пла н работы с пы пуск ни ком и прашлы х лет — а кти пн ы х ф из кулитур н икоп и с гс ртсме|-с п

14 План организации с гезгтют ри и мгтпа * для родителей и VI Р-персон

отдых-познание, общение-познание, эмоции-познание и самовыражение-познание. Это тоже говорит об эффективности спортивных праздников с образовательной направленностью.

Не менее значимы результаты участия школьников в спортивном вечере до эксперимента и на празднике «С любовью к спорту», отраженные на рис. 3, — значительно увеличилось число участников вечера.

Успех праздничного проведения школьных спортивных мероприятий положительно отразился при участии экспериментальной 76-й школы в финальной

части краевого фестиваля «Президентские состязания». По результатам внутришкольного тестирования физической подготовленности были выдвинуты шестиклассники — 10 команд Красноярского края. Фрагмент сводного протокола спортивно-оздоровительного фестиваля школьников «Президентские состязания» Красноярского края представлен в табл. 5.

Из табл. 5 видно, что направленность на образовательную сторону по физической культуре праздников в течение всего учебного года положительно отразилась не только на интеллектуальных сторонах развития школьников (первые места по художествен-

:

¿

І

L

È

:

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

ИГПЛЕ ОРГАНИЗАТОРЫ

Рис 1 Поваытеыт ■исляшильвно в 5--Ö иаш)в в оргавиацвв слюрпввош првддввка

ной самодеятельности и олимпийской викторине), но и на физической подготовке (2-е место в многоборье и 4-е в эстафете).

Организатором спортивных мероприятий в школе является преподаватель физической культуры. Трудность его работы заключается в том, что весь процесс подготовки праздников (работу целого штаба) он выполняет самостоятельно. А небольшое количество участников праздника в школе требует осуществления индивидуального подхода и непосредственного личного контакта организатора с каждым участником. Поэтому для подготовки и проведения спортивных праздников, включая спортивный вечер, преподавателю физкультуры необходимо иметь достаточно высокий уровень знаний из различных областей и обладать личностными качествами, позволяющими ему выполнять функции организатора-режиссера, педагога.

Библиографический список

1. Триадский В.А. Основы режиссуры театральных представлений / В.А. Триадский. — М: МГИК, 1985.

2. Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Дисс. ... докт. культурологии / О.Л. Орлов. — С-Пб, 2004 . - 317 с.

3. Фролов А.С. Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника: Дисс. ... канд. пед. наук / А.С. Фролов. — М, 2002. — 186 с.

4. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. — М., 1837—1839. — Вып. I — IV. — 180 с.

5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. — М.: Индрик, в 3-х томах, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий / А.А. Потебня. — М., 1865. — 310 с.

7. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники-обычаи / И.П. Сахаров //репринт С-Пб, 1985. — 340 с.

8. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке / А.В. Луначарский. — М.: Искусство, 1981. — 424 с.

9. Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность / А.В. Бенифанд. — Красноярск: Изд-во Красноярск. унта, 1986. — 144 с.

10. Немиро О.В. Художественная среда праздничного города как явление отечественной культуры: Дисс. ... докт. культурологии / О.В. Немиро. — Санкт — Петербург: ЛГИК, 1992. — 380 с.

11. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений / Д.В. Тихомиров. — М.: Советская Россия, 1977. — 160 с.

12. Черный Г.П. Социально-культурные психолого-педаго-гические основы массового праздника / Г.П. Черный. — М.: Институт молодежи, 1991. — 196 с.

13. Шмаков С.А. Лето. //Вопросы — ответы. Подсказки — советы / С.А. Шмаков. — М.: Магистр, 1993. — 145 с.

14. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев // Сост. Г.А. Дубовский. — М.: Детская литература, 1989. — 238 с.

15. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 269 с.

16. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. — М.: Просвещение, 1996.— 632 с.

17. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щур-кова. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.

18. Малиновская Н.В. Спортивные праздники и выступления в структуре физической рекреации (теоретический аспект проблемы): Дисс. ... канд. пед. наук / Н.В. Малиновская. — С-Пб, 2002. — 141 с.

19. Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дисс. . канд. философ. наук / И.Н. Пронина. — Саранск, 2001. — 143 с.

20. Петров Б.Н. Основы режиссуры спортивно-массовых представлений: учебное пособие / Б.Н. Петров. —Л.: ЛГИК, 1982. — 87 с.

СТЕПАНЯН Елена Александровна, учитель средней общеобразовательной школы № 76 г. Красноярска, старший преподаватель кафедры борьбы Института спортивных единоборств им. И. Ярыгина Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.

Статья поступила в редакцию 07.11.07 г.

© Е. А. Степанян

Книжная полка

Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация) [Текст] : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 58 с.: табл., формы. — Библиогр.: с. 57 — 58.

В учебном пособии рассматриваются теоретические, методические и практические подходы здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании студентов с наиболее частыми (сердечно-сосудистые, опорнодвигательный аппарат) отклонениями в здоровье, а также профилактические мероприятия для нормализации родовой деятельности и нарушений репродуктивного здоровья студенток.

Представленный материал базируется на более чем 20-летнем опыте изучения и разработки физической реабилитации студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями на кафедре физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. Пособие адресовано преподавателям вузов, аспирантам и студентам.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.