ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
УДК 796
Е. А. СТЕПАНЯН
МУП «Средняя общеобразовательная школа < 76», г. Красноярск
ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ-ПРАЗДНИКОВ
В статье рассматривается вопрос образования школьников по физической культуре с применением спортивных развлекательных мероприятий. Раскрывается содержание и методика организации спортивных мероприятий в виде праздников с передачей знаний в области физической культуры и спорта. Приводятся результаты педагогического эксперимента, которые внедрены в практику работы средней школы № 76 г. Красноярска.
Человечество стремилось в различных формах выразить свои чувства. Сначала это были первобытные обряды — ритуальные гимны, пляски, жертвоприношения, которые, развиваясь и усложняясь, приняли форму зрелища, представляющего собой ритуально-игровую деятельность с функциями взаимодействия и регуляции человеческих отношений. «Зрелище — специальная форма идеологического, эмоционального и эстетического общения» [1].
О времени начала исследований праздников ученые имеют различные мнения. Так, например, современный известный культуролог профессор О. Л. Орлов [2] придерживается мнения, что научное исследование праздников с точки зрения культурологии началось лишь в середине XX века во время существования Советского Союза. В то же время А. С. Фролов [3] считает, что в отечественной науке интерес к празднику возник еще в 30-е годы XIX века.
Трудно не согласиться с последним автором. Дело в том, что первая известная нам публикация в России по тематике празднеств относится именно к 30-м годам XIX века. И. М. Снегирев опубликовал в 1837 году свой труд «Русские простонародные праздники и суеверные обряды», в котором были даны характеристики существенным моментам содержания праздника, как явлению культуры [4].
Народную праздничную культуру изучали представители отечественной филологической науки XIX века (А. Н. Афанасьев [5], А. А. Потебня [6], И. П. Сахаров [7] и др.).
Массовый праздник первых лет советской власти стал предметом культурологических и социально-педагогических исследований уже в самом начале 20-х годов. А.В.Луначарский [8] и др. изучали праздник как одну из форм общественной жизни народа. 70-80-е годы характеризовались возрастанием интереса к исследованиям праздничной культуры. Появились монографии, брошюры, диссертации, в которых авторы с разных точек зрения осмысливали те или иные особенности этого многогранного феномена.
Весомый вклад в разработку вопросов теории и методики организации праздника внесли работы А. В. Бенифанда [9], О. В. Немиро [10], Д. В. Тихомирова [11], Г. П. Черного [12], С. А. Шмакова [13]. Разработке названных проблем существенно способствовали общепедагогические труды Б. Т. Лихачева [14], в последние десятилетия — П. И. Пидкасистого [15],
И. П. Подласого [16], Н. Е. Щурковой [17], Н. В. Малиновской [18], И. Н. Прониной [19].
И все же, как утверждает О. Л. Орлов, культурология праздников в настоящее время находится на начальной стадии своего развития. До сих пор по этой проблеме не было подготовлено ни одного обобщенного пособия [2].
Отличительная черта книг о праздничной культуре носит информативный характер. Методическая литература выполняет функцию обучения и воспитания различных категорий населения, оказывая опосредованное воздействие на формирование у людей представлений о культурологических аспектах российских праздников. Важное место в этом аспекте занимают издания о религиозных праздниках.
В то же время физическая культура имеет такой же стаж, как и религия, т.е. она возникла одновременно с появлением человека и его культуры.
Своим возникновением и развитием физическая культура обязана социальным факторам взаимодействия межличностных отношений и является результатом деятельности по преобразованию окружающего мира и природы самого человека. Спортивные праздники и выступления являются современными видами организации спортивно-зрелищных мероприятий, которая представляет собой комплекс разнообразных спортивных и культурных мероприятий. Объектом воздействия спортивных праздников и выступлений является комплекс мировоззренческих, психологических, нравственных и эстетических качеств человека, а предметом — способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способ жизнедеятельности человека, его самоутверждение.
Процедура открытия и закрытия олимпийских игр — первый яркий образец спортивного массового зрелища со своими традициями и ритуалами, дошедшими до наших дней. Это было поистине народное торжество, выполнявшее идеологическую, политическую и пропагандистскую функции.
Одним из крупнейших специалистов в области культуры по подготовке, организации и проведению спортивно-массовых мероприятий является Б. Н. Петров. В своей работе «Основы режиссуры спортивно-массовых представлений» [20] приводит примеры проведения массовых спортивно-художественных праздников (мемориальные и общественно-политические
праздники, крупные спортивные выступления), много внимания уделяя разработке сценариев, драматургии, режиссерской работе и другим процессам проведения и организации таких мероприятий.
В литературе мало внимания уделяется исследованию роли, значения и функциям спортивных праздников и выступлений с позиции теории физической культуры и ее компонентов, в целом и оценке их воспитательного, образовательного потенциала. Не исследована методика разработки содержания сценариев спортивных праздников и выступлений на уровне какого-либо предприятия, школы, как возможного средства воспитания осознанных потребностей в занятиях физическими упражнениями и получения неспециального (непрофессионального) физкультурного образования в различных видах и формах.
Одним из вариантов проведения спортивно-массовых мероприятий в школе являются спортивные праздники, посвященные каким-либо датам или соревнованиям по какому-либо виду спорта.
Организация спортивного праздника — это организационно-педагогический процесс, в основе которого лежит взаимосвязь психолого-педагогической, творческой, организационной и пропагандистской видов деятельности. Они определяют возможность оказывать воздействие на всех участников спортивного праздника во все периоды процесса его организации. В зависимости от роли (организатор, участник, зритель), выполняемой человеком в процессе подготовки и проведения спортивного праздника, доминирующее воздействие на него оказывают те или иные стороны педагогического процесса.
С целью выяснения того, какие из сторон спортивного праздника являются для школьников наиболее привлекательными, нами был проведен анкетный опрос 257 учащихся 5 — 8 классов по 5 позициям: отдохнуть, пообщаться с товарищами (подругами), получить эмоциональный заряд, самовыразиться (себя показать), узнать о спорте что-то новое (образовательный компонент). Однако мы сразу предположили, что вряд ли кто из школьников поставит мотив «познание», как главный мотив. И мотив «познание» будет скрыт за главным. В самом деле, ведь школьник идет на вечер не учиться, а развлекаться и поэтому остальные мотивы в этом случае непременно станут ведущими. Поэтому мы предложили респондентам сделать попарное распределение ответов.
По результатам опроса до начала эксперимента основную массу школьников в спортивных мероприятиях привлекала эмоциональная сторона — 81,2 %. На втором месте мотив «общение» (48,4 %) — возможность неформального межличностного общения, и почти столько же школьников (44,8 %) отметило мотив «отдых», то есть возможность переключения с одного вида деятельности на другой, «самоутверждение» — 15,2 %. Мотив «самоутверждение» выбирали спортсмены и школьники, активно занимающиеся физкультурой. И на последнем месте находилась образовательная сторона (познание) — 10,4% учащихся.
Лидирующее положение до эксперимента занимало сочетание отдых-общение — 54,1 % (рис. 2), на втором месте эмоции-общение (17,6 %), на третьем — эмоции-отдых (15,4 %), на четвертом — эмоции-самовыражение (7,6 %).
К сожалению, образовательные сочетания занимают последние места — 5 и 6: отдых-познание (3,1 %) и общение-познание (2,1 %). Эти сочетания являлись сопутствующими с отдыхом и общением. Следовательно, изначально принятая гипотеза о выборе двух номинаций оказалась правильной, так как образова-
тельная номинация так бы и не появилась в ответах при выборе по одной номинации. Это позволяет сделать вывод о недостаточном использовании воспитательно-образовательного потенциала процессов подготовки и проведения спортивных праздников. Мы считаем, что решение образовательных задач по физической культуре предполагает воспитание осознанной потребности в занятиях физическими упражнениями и в этом заключается основа подготовки и проведения спортивных праздников в школе.
Формирование неспециального физкультурного образования в процессе организации спортивного праздника нами осуществлялось путем решения трех педагогических задач:
1) образование нового, более высокого уровня имеющихся у человека двигательных умений, навыков и получение или формирование новых на основе теоретических и методических знаний в области физической культуры;
2) создание условий для формирования нравственно-эстетических свойств и качеств личности, расширяющих образованность человека по физической культуре;
3) использование потенциальных образовательных возможностей спортивного праздника в аспекте неспециального физкультурного образования участниками праздника, разработка специальных, доступных методических учебно-методических пособий, рекомендации по вопросам их подготовки и проведения, в которых описываются варианты и способы их реализации.
В табл. 1 представлен календарь спортивных школьных праздников, в экспериментальном учебном году.
Одним из важнейших спортивных праздников является итоговый школьный спортивный вечер. В табл. 2 — 4 представлены этапы подготовки и проведения спортивного вечера.
Репетиционную работу проводили в двух направлениях. Первое направление — это работа с участниками отдельного эпизода (номера), которая представляет собой разновидность двигательных действий, репетиции под музыку, разучивание очередности перестроений. Второе направление — монтаж представления (работа по подготовке представления в целом, осуществление связи эпизодов в единое целое; связь эпизодов с перестроениями, музыкой и световыми эффектами, репетиции в костюмах, сводные репетиции).
Результаты опроса респондентов до эксперимента и после эксперимента представлены на рис. 1.
Из рис. 1 видно, что в связи с тем, что номинация «познание», как сопутствующая, была отмечена респондентами значительно чаще, чем до эксперимента, то она стала лидирующей (69,2 %). Значительно уменьшился «эмоциональный» процент (45,4 %), немного уменьшилось высказывание за «общение» (36,6 %), «отдых» (33,8 %) и самовыражение (13,2 %). Это говорит о том, что направленность на образовательную сторону по физической культуре спортивных праздников оказалась эффективной.
На рис. 2 представлено попарное распределение ответов респондентов. Если до эксперимента (пунктирная линия) парных ответов было всего 6 вариантов (эмоции-отдых, эмоции-общение, эмоции-самовыражение, отдых-общение, отдых-познание, общение-познание), то после эксперимента их стало восемь. Добавилось еще 2 варианта — эмоции-познание и самовыражение-познание. При этом хоть и незначительно, но стали лидерами образовательные варианты:
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
ТЛлвцв I
Кыдцщ*тщиишит пвлших цмщиимн ИШН.Н №76
N2 НАЗВАНИЕ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ПРАЗДНИКА
1 Сентябрь 15« Залегла я асен и | крсп-с)
2 Сентябрь2Л сПшнерия» — (пионербол)
3 Октябри 10, 11 с Юн мм ваквй&истк (турнир па гюлвйбвлу)
4 О ктяб риО< Бистра я 1И>да к | пер пе| ства гс пла на ни ю)
5 И тибри 23 с Псслуш 1 п л й та р№1 (турн и р по маслили!-!:! му темн ису)
б Декабри 3—5 * Ю ни Й бас кетболист» (турн и р по бас кетбЬлу)
7 Декабри 1 4 «Юный гимтстэ (герпе 1-е тио гсэ *,-о-|□ габорию|
л Декабри 2Л с Напагадн я я эстафета г [шутега ные эстафеты для нам. классы а)
о Ян пар и 21 «Залатан исашкая (перпемстпа гс шашкам}
10 Я н дар и 22 с Быстрая лыж н я * (перпемстпа по лыж м ы м тм ка м)
11 Ян дар и 26 с С!о|хтб рнный коме к» [ перпенстпо гс каникабеж ному спорту)
12 гЛ>:ирали22 с А ну-ка, гарни!» (конкурс)
13 Ма рт б «А ну-ка, #эпуш к и! к (ко мку |к: |
и Марг 12 (Юпый футболист» (порпе|-Е:тпа па мини-футболу)
15 Апрели 13 сШ ипапка юны х» (перпенстпо па легкой атлатике)
16 Май 1 сДвга.Победы * (лягкоатлетичЁЗСкая эстафета)
17 Май 12 «Праздник экстрима» (дуатлан)
1А Ма й 30 с С л1об::им»ю к с порту» (с гс ргинм ы й печер — подпедение ига гон)
Т^Бявф Ъ
Пив 1кцщп1а к(лоршыюну вечеру (I этап, гурдмл ртйним плавшронвве)
Ь Пляирашвк
1 Со пкеггтно с а дм ин истра ц и ей ш калы оп разделен ие срока п и места
2 О продола ПИ С! I ЮЛОЙ И Ь 1/у I ч
Со зда нив о ргкомитата
4 Распределение Оби да н «истей участника» ночара с: роди наросли х прс^тапипелей школы (ад ми нистра ци я, учиттэн-н, ппдгейн ы й персонал)
5 Пла ни рада ний регул итвтоп образа пателы-юго |пвда гоги чек: кого) ааадеЁстпия
б Разработка драматургии исцвшрия спаргиаюга пралдн и ка
7 □ п рйд«£лсй нив ф ина нехз пы х с редстп
& □ п ределение се; сё в нн саг тез й аудитори и
3 □ пределение приглашаемых лиц и VIР- персап
10 □ пределешв возможных спонсорских гсступлен ий п аиде финанаэпай пцдйуержки или ценных гедэркап
11 Подпед«миа итогапегортипной работы с определенным лип пшщрения
12 О пределе мие роли кон кретн ы х родителей | какактишных та к и пасс и пни х участии кап печера
13 Пла н работы с пы пуск ни ком и прашлы х лет — а кти пн ы х ф из кулитур н икоп и с гс ртсме|-с п
14 План организации с гезгтют ри и мгтпа * для родителей и VI Р-персон
отдых-познание, общение-познание, эмоции-познание и самовыражение-познание. Это тоже говорит об эффективности спортивных праздников с образовательной направленностью.
Не менее значимы результаты участия школьников в спортивном вечере до эксперимента и на празднике «С любовью к спорту», отраженные на рис. 3, — значительно увеличилось число участников вечера.
Успех праздничного проведения школьных спортивных мероприятий положительно отразился при участии экспериментальной 76-й школы в финальной
части краевого фестиваля «Президентские состязания». По результатам внутришкольного тестирования физической подготовленности были выдвинуты шестиклассники — 10 команд Красноярского края. Фрагмент сводного протокола спортивно-оздоровительного фестиваля школьников «Президентские состязания» Красноярского края представлен в табл. 5.
Из табл. 5 видно, что направленность на образовательную сторону по физической культуре праздников в течение всего учебного года положительно отразилась не только на интеллектуальных сторонах развития школьников (первые места по художествен-
:
“
¿
І
L
È
:
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
ИГПЛЕ ОРГАНИЗАТОРЫ
Рис 1 Поваытеыт ■исляшильвно в 5--Ö иаш)в в оргавиацвв слюрпввош првддввка
ной самодеятельности и олимпийской викторине), но и на физической подготовке (2-е место в многоборье и 4-е в эстафете).
Организатором спортивных мероприятий в школе является преподаватель физической культуры. Трудность его работы заключается в том, что весь процесс подготовки праздников (работу целого штаба) он выполняет самостоятельно. А небольшое количество участников праздника в школе требует осуществления индивидуального подхода и непосредственного личного контакта организатора с каждым участником. Поэтому для подготовки и проведения спортивных праздников, включая спортивный вечер, преподавателю физкультуры необходимо иметь достаточно высокий уровень знаний из различных областей и обладать личностными качествами, позволяющими ему выполнять функции организатора-режиссера, педагога.
Библиографический список
1. Триадский В.А. Основы режиссуры театральных представлений / В.А. Триадский. — М: МГИК, 1985.
2. Орлов О.Л. Российский праздник как историко-культурный феномен: Дисс. ... докт. культурологии / О.Л. Орлов. — С-Пб, 2004 . - 317 с.
3. Фролов А.С. Педагогическое взаимодействие детей и взрослых в организации детского праздника: Дисс. ... канд. пед. наук / А.С. Фролов. — М, 2002. — 186 с.
4. Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. — М., 1837—1839. — Вып. I — IV. — 180 с.
5. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу / А.Н. Афанасьев. — М.: Индрик, в 3-х томах, 1994.
6. Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий / А.А. Потебня. — М., 1865. — 310 с.
7. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Народный дневник. Праздники-обычаи / И.П. Сахаров //репринт С-Пб, 1985. — 340 с.
8. Луначарский А.В. О массовых празднествах, эстраде, цирке / А.В. Луначарский. — М.: Искусство, 1981. — 424 с.
9. Бенифанд А.В. Праздник: сущность, история, современность / А.В. Бенифанд. — Красноярск: Изд-во Красноярск. унта, 1986. — 144 с.
10. Немиро О.В. Художественная среда праздничного города как явление отечественной культуры: Дисс. ... докт. культурологии / О.В. Немиро. — Санкт — Петербург: ЛГИК, 1992. — 380 с.
11. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений / Д.В. Тихомиров. — М.: Советская Россия, 1977. — 160 с.
12. Черный Г.П. Социально-культурные психолого-педаго-гические основы массового праздника / Г.П. Черный. — М.: Институт молодежи, 1991. — 196 с.
13. Шмаков С.А. Лето. //Вопросы — ответы. Подсказки — советы / С.А. Шмаков. — М.: Магистр, 1993. — 145 с.
14. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д.С. Лихачев // Сост. Г.А. Дубовский. — М.: Детская литература, 1989. — 238 с.
15. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. — 269 с.
16. Подласый И.П. Педагогика / И.П. Подласый. — М.: Просвещение, 1996.— 632 с.
17. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника / Н.Е. Щур-кова. — М.: Педагогическое общество России, 1998. — 48 с.
18. Малиновская Н.В. Спортивные праздники и выступления в структуре физической рекреации (теоретический аспект проблемы): Дисс. ... канд. пед. наук / Н.В. Малиновская. — С-Пб, 2002. — 141 с.
19. Пронина И.Н. Феномен праздника в контексте отечественной культуры: Дисс. . канд. философ. наук / И.Н. Пронина. — Саранск, 2001. — 143 с.
20. Петров Б.Н. Основы режиссуры спортивно-массовых представлений: учебное пособие / Б.Н. Петров. —Л.: ЛГИК, 1982. — 87 с.
СТЕПАНЯН Елена Александровна, учитель средней общеобразовательной школы № 76 г. Красноярска, старший преподаватель кафедры борьбы Института спортивных единоборств им. И. Ярыгина Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева.
Статья поступила в редакцию 07.11.07 г.
© Е. А. Степанян
Книжная полка
Здоровьесберегающие технологии в системе физического воспитания студентов с отклонением в состоянии здоровья (профилактика и реабилитация) [Текст] : учеб. пособие / Ж. Б. Сафонова [и др.] ; ОмГТУ. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. — 58 с.: табл., формы. — Библиогр.: с. 57 — 58.
В учебном пособии рассматриваются теоретические, методические и практические подходы здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании студентов с наиболее частыми (сердечно-сосудистые, опорнодвигательный аппарат) отклонениями в здоровье, а также профилактические мероприятия для нормализации родовой деятельности и нарушений репродуктивного здоровья студенток.
Представленный материал базируется на более чем 20-летнем опыте изучения и разработки физической реабилитации студентов специальной медицинской группы с сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями на кафедре физического воспитания и спорта Омского государственного технического университета. Пособие адресовано преподавателям вузов, аспирантам и студентам.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.