МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
УДК 371.7
Е.Л. Виллемсон
Факультет Социальных Технологий и Педагогики
Т. Г. Пронюшкина
кандидат педагогических наук, доцент кафедры СГД Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и
Николая Григорьевича Столетовых», г. Муром, Российская Федерация
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ
ВНЕДРЕНИИ ВНЕУЧЕБНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Аннотация
В настоящее время спортивные мероприятия в школе не считаются программой образования по физической культуре, а относятся к внеучебной деятельности, имеющей досуговый характер. Сознательное желание для побуждения к занятиям физическими упражнениями человек способен воплотить путем самостоятельной разработки и исполнения мероприятий спортивного характера. Действия, выполняемые для создания и исполнения спортивного праздника, имеет практическую конструктивную направленность, которая содействует выработке стабильного навыка к осознанию и принятию новой просветительной информации.
В данной статье приводится анализ отношения детей школьного возраста к образовательному аспекту мероприятий спортивного характера. Авторами исследования представлены результаты анкетирования школьников, которые показали необходимость создания мероприятий спортивной направленности, в форме праздников, для развития просвещения в области физической культуры учеников.
Ключевые слова
Физическое воспитание, спортивное мероприятие, образовательная задача, внеучебное мероприятие.
С давних времен методом исполнения и удовлетворения культурных желаний человека являются действия, которые способны довести его до эстетического наслаждения, вызвать благоприятное влияние в плане информации и эмоций, предоставить отдых и восстановление психологической и физической способности. Сюда включаются не только варианты и явления искусств, а также еще всевозможные разновидности созидательной человеческой деятельности [1, с.141].
Сознательное желание для побуждения к занятиям физическими упражнениями человек способен воплотить путем самостоятельной разработки и исполнения мероприятий спортивного характера. Действия, выполняемые для создания и исполнения спортивного праздника, имеет практическую конструктивную направленность, которая содействует выработке стабильного навыка к осознанию и принятию новой просветительной информации. Удовлетворение от получения такой информации как напрямую, так и косвенно помогает поддержанию цели какого-либо коллектива, определяет появление действенного влиятельного эффекта.
При анализе образования по физической культуре в традиционной форме детей школьного возраста, в области мероприятий не входящих в учебную деятельность, нами проведен опрос учеников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа № 4" округа Муром Владимирской области. Чтобы выяснить реальную ситуацию по разработке и исполнению мероприятия спортивной направленности, с применением их скрытых приемов воспитания, проведен анализ внутришкольных спортивных соревнований.
Мероприятие проводилось в классическом формате: приветствие, в виде построения, разделение на команды, соревновательная программа, награждение победившей команды.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
Проанализировав данные, выяснилось, что ни в одной из задач программы нет образовательной цели, а в построении сценария отсутствуют характерные сведения в области спорта; в ходе разработки и исполнения мероприятия не применялись способы стимуляции учеников и наблюдателей.
Сценарий соревновательной программы являлся стандартным: в торжественной части проходило вознаграждение активных ребят в области спорта, затем ряд спортивно-показательных представлений. Для того чтобы глубже проанализировать мероприятие, была проведена беседа с организаторами и анкетирование участников.
Из 128 школьников из 6 и 7 классов на мероприятие пришли только 30% (39 чел.). Из школьников, принимавших участие в разработке и исполнении спортивного вечера, 16 чел. - являлись участниками соревнований и спортивно-показательных номеров, 3 - организаторами и 20 чел. - зрителями. Результаты опросов выявили, что только 19 учеников (50%) заинтересовались тем, чтобы принять участие в таких мероприятиях в дальнейшем, оставшиеся показали безразличие. Эти данные определены контрольными значениями.
Анкетирование, по выявлению особенно интересующих сторон мероприятий спортивного характера, прошли 112 школьников из 6 и 7 классов. Ученикам предлагалось обозначить варианты ответов из 5 позиций (досуг, взаимодействие со сверстниками, новые впечатления, самовыражение, познание нового).
Больший интерес был вызван к тому, как отнесутся ученики к образовательному аспекту мероприятия. Но вероятность, что кто-либо из школьников выберет главным сторону познания, очень мала. Действительно, ученик посещает мероприятие не для того, чтобы учиться, главный мотив - развлечение, поэтому главными будут являться прочие мотивы.
В анкете предлагалось отметить для себя по два пункта, для того, чтобы можно было определить дополнительные предпочтения. Так как на каждого ученика приходилось по два мотива, то суммарные проценты также удвоились, т.е. (200%).
В основном школьников привлекли эмоциональные мотивы (80,4%). Определено, что получить радостные эмоции возможно посредством следующих аспектов спортивных мероприятий: «яркое представление», «праздник», «увлекательность», «акробатичность», «комедийность». Эти стороны, выявляют принятие мероприятия как развлечение и объясняют положительное настроение на участие в его разработке и исполнении. Вторым мотивом стало взаимодействие со сверстниками (49,1%) - воплощение общения в неформальной обстановке, положительные эмоции и настроение; практически такое же количество учеников (45,6%) выбрали «досуг», т.е. как вариант перехода на новый вид деятельности. Четвертым стало «самовыражение» (16,1%), его отметили ученики активные в спорте, для них мотив к школьному мероприятию, в первую очередь является соревновательным. Мотив «познание нового» определился на последнем месте, его выбрали как дополнительный только 8,8% учащихся. Далее проанализируем парный выбор пунктов. Таковых получилось 6: «впечатления - досуг», «впечатления - общение», «впечатления - самовыражение», «досуг - общение», «досуг - познание», «общение - познание».
На первое положение пришелся пункт «досуг - общение» (53,9%), на второе «впечатления - общение» (17,1 %), на третье - «впечатления - досуг» (14,9%), на четвертое - «впечатления - самовыражение» (8,2%); (как было определено выше, последний пункт выбрали спортсмены, у них самовыражение сопутствует с эмоциональными впечатлениями). Наименьшее количество ответов пришлось на образовательные мотивы: «общение - познание» - (2,4%) и «досуг - познание» - (3,5%). Данные пары были дополнительными к варианту «досуг - общение».
Мы определили, что нужно использовать парные мотивы: при единичном пункте, мотив образования так и не обозначился бы в выборе учеников. Данные свидетельствуют о том, что недостаточно используется воспитательная и образовательная стороны процессов в разработке и исполнении мероприятия спортивной направленности. Результаты анкетирования показывают, что в традиционной внеучебной деятельности в образовательном учреждении, не отводится место, для просвещения в области спорта.
Положительная установка учеников к перспективе участия в мероприятиях спортивной направленности, говорит о возможной образовательной направленности последних.
Следовательно, необходимость создания мероприятий спортивной направленности, в форме праздников, для развития просвещения в области физической культуры учеников, очевидна. Постановка
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070
задач образования в области спорта, подразумевает формирование желания занятиями физическими нагрузками, а правильная организация мероприятий как раз вырабатывают данную потребность.
Праздники спортивной направленности отличаются от мероприятий, прежде всего их высоким эмоциональным накалом. Но спортивный праздник не включает в свою программу никаких общественно значимых задач.
Следовательно, ключевой идеей при составлении спортивной программы в школе, можно обозначить название - «спортивное соревнование-праздник». Данное мероприятие должно являться совокупностью отдельных номеров в ходе организации определенных соревнований, включающих в себя общую образовательную задачу и имеющую элементы спортивного представления.
Список использованной литературы: 1. Ортега-и-Гассет X. О. О спортивно-праздничном чувстве жизни. Философские науки. 1991. № 12.
© Виллемсон Е.Л., Пронюшкина Т. Г., 2015
УДК 378.14
Т.Н. Галинская
Доцент, канд. пед. наук Факультет иностранных языков Оренбургский государстенный педагогический университет
г. Оренбург, Российская Федерация
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
Аннотация
В статье технология интерактивного обучения в рассматривается как богатейший обучающий инструмент, позволяющий активизировать деятельность обучающихся творческими заданиями, требующими общения и взаимодействия с партнерами, а также развить их способности самостоятельно оценивать свою образовательную деятельность и личные достижения в условиях ситуаций, максимально приближенных к реальной профессиональной жизни, что формирует адекватную самооценку, необходимую для профессионального самосовершенствования учителя-бакалавра.
Ключевые слова
Интерактивные задания, диалогическое взаимодействие, коммуникативные умения, аутентичное
оценивание, траектория самосовершенствования.
Задача современного вуза, готовящего будущих учителей, заключается не только в трансляции студентам знаний в соответствии с утвержденной основной образовательной программой [7], но ив формировании у них профессионально важных навыков поиска и отбора необходимой информации, умений аргументированно защищать свою точку зрения и эффективно взаимодействовать с коллегами, а также в развитии основополагающего качества, обеспечивающего профессиональное становление педагога, -готовность к самоанализу и адекватной самооценке, т.е. самостоятельному оцениванию своей профессиональной деятельности.
Интерактивные методы обучения базируется на концепции интеракционизма, согласно которой социальное взаимодействия людей - это межличностная коммуникация. Термин интерактивный (лат. «inter» - взаимный, «act» - действовать) подразумевает диалог и взаимодействие. К интерактивным методам могут быть отнесены дискуссия, «мозговой штурм», тренинги, ролевые и деловые игры, кейс-стади, метод проектов, работа в парах и малых группах и т.д. [5, с. 127]. Технология интерактивного обучения представляет собой, по нашему мнению, богатейший обучающий арсенал, так как она позволяет