Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ УСПЕХОЛОГИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ ДИСКУРСЕ'

ТРАДИЦИОННАЯ УСПЕХОЛОГИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ ДИСКУРСЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
успех / счастье / радость / любовь / истина / справедливость / христианство / success / happiness / joy / love / truth / justice / Christianity
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ УСПЕХОЛОГИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ ДИСКУРСЕ»

Корольков В.

кандидат культурологии, доцент, независимый исследователь

ТРАДИЦИОННАЯ УСПЕХОЛОГИЯ В ПРАВОСЛАВНОМ ДИСКУРСЕ

Ключевые слова: успех, счастье, радость, любовь, истина, справедливость, христианство.

Keywords: success, happiness, joy, love, truth, justice, Christianity.

Вопросы успеха, счастья и удачи являются одними из наиболее востребованных. Различные материалы (ролики, статьи, рекомендации и т.д.) в Интернете рассказывают по-разному об успехе, счастье и радости. Сотни книг написаны по пониманию счастья, специфического успеха и удачи (Д. Трамп, Н. Хилл, Д. Вальдшмидт, Д. Карнеги, Р. Кийосаки, С. Кови, А. Курпатов, А. Пиз, Т. Харв Экер, И. Пинтосевич, Б. Трейси, Р. Чалдини и др.). Большинство из книг о счастье и успехе дискуссионные и субъективные, иногда даже лживые, опасные и вредные.

В 2021 г. и в начале 2022 года мы проводили социологическое исследование в Киеве по вопросу «Интересует Вас тема успеха, счастья и радости?» и почти 100% опрошенных (242 из 250 респондентов) выразили неравнодушие. Только 8 человек (из согласившихся ответить, ибо были и такие, кто не пожелал общаться) сказали, что данная тема их не интересует. Думаем, что темы любви, мудрости, справедливости, свободы, духовного богатства и истины не менее важны.

На Украине среди ученых, годами поддерживающих идею успехологии как сферы знаний об успехе и даже шире - как потенциальной учебной дисциплине, отрасли или направлениями в культурологии или философии, - были В. Король, В. Орленко, Д. Бочарников, А. Радзиевский, В. Радзиевский, Ю. Войцеховский и другие. Об успехологии говорили как об отдельной и самостоятельной сфере научных знаний, как потенциально о самостоятельной науке будущего (В. Король, В. Радзиевский и др.). Нечто подобное говорили и о счастье, пытаясь создать некое счастьеведе-ние, Лорд Лайард, Р. Фатулаев, В. Крячко, И. Файнфельд, Ю. Алексеева, П. Чайка, А. Булдаков, и др. Однако отечественными учеными сфера знаний о счастье, похоже, мало исследована. на надлежащем научном уровне. Учитывать надо психологические достижения, педагогическую практику, юридическую реальность и многое иное (богословское осмысление, связь счастья и успеха с вечностью, подлинность и истинность счастья и успеха на фоне множества их подобий, фальшивок и т.д.).

Цель данной статьи - рассмотреть вопросы счастья, успеха и радость в православном дискурсе, посодействовав как можно большему количеству людей стать успешнее и счастливее.

У разных авторов встречаются понятия «счастьеведение» и «счастьелогия», но обстоятельных, исчерпывающих, всесторонних определений и объяснений встретить нам не удалось (были и разные дополнения и уточнения «фундаментальное», «теоретическое», «передовое» и прочее счастьеведение). В традиционном научном тезаурусе данные понятия находятся в стадии формирования. Аналогично с успехологией и успеховедением.

В ведущих библиотеках постсоветского пространства мы не нашли ни одной подходящей работы. Работы типа Алексеевой Ю. «Счастьелогия: сборник стихов» (Андреаполь: Великолукская гор. тип., 2016. - 102 с.) не в счет. Как и работа Курдюмова Н.И. «Умный сад и хитрый огород: дачная успехология» в трех редакциях (2003, 2004 и 2012) о дачной успехологии.

За границей имеется много литературы по успеху, счастью и благополучию, множество тренеров, наставников и руководителей, но объективное направление по научному изучению успеха, радости и счастья («The Science of Happiness»), - если брать в сугубо академическом аспекте - находится на начальной стадии формирования. Хотя по многим смежным и близким научным областям знания написано множество солидных работ1.

Комплексы успехологии и счастьеведения, как и сферы знаний об успехе и счастье вообще, причастны ко многим наукам (психология, педагогика, история, философия, культурология, правоведение, социология, этика, эстетика, искусствоведение, криминология, экономика, статистика, религиоведение, богословие, демография и др.). С точки зрения исторических скреп традиционной Руси, говоря о счастье, радости, свободе, мире (внутреннем, душевном в первую очередь), спокойствии и успехе в контексте православного богословия, необходимо взять спектр теологических дисциплин (догматическое и сравнительное богословие, с патрологией, библиологией и т.д.). Это коррелирует априори с различными отраслями юриспруденции (криминальное право, криминология, история государства и права и т.д.), направлениями психологии (социальной, возрастной, юридической, криминальной и др.) и т.д., и т.п. А апо-

1 Примечательно, что в Интернете и в среде православных есть мнение, которое озвучивает архимандрит Клеопа (Илие) из Румынии. Он очень негативно пишет о понятии «удача». Это якобы имя беса (его статья - «Удача - это имя беса! Не желайте людям удачи!»). Хотя это относительно спорное утверждение, но «удачелогию» я решил не упоминать, да и материалов о ней практически нет. Тем более что удача и её основные «логии» (в массовом понимании) плавно входят в аспекты счастья и успеха. Как и мудрая совершенная философия (как история и развитие лучших идей) часто граничит с христианским богословием и даже переходит в него.

стериори еще шире. Например, с историческими дисциплинами (историография, а частично - этнография, краеведение и др.), особенно в границах исторической Руси, Европы и отчасти Америки, части Африки и Азии.

Если мы говорим об ареале традиционной Руси в историческом контексте (например, Х-Х1Х ст.), то в том периоде необходимо анализировать православное богословие и его основные (древне)русские школы того времени (киевская, новгородская, владимирская, суздальская, московская, черниговская и т.д.). Без культурно-исторической основы и социально-философской базы иногда апостериори слишком шатко. Напомним некоторые из ключевых выражений, популярных в древней Руси: «Каждый ваятель своего счастья, успеха, радости, свободы, мира и спокойствия», «Главный человек - это тот, кто сейчас рядом с тобой», «Самый большой наш враг - мы сами и самый большой наш друг - мы сами; все зависит от выбора и действий».

Радость, счастье и успех - понятия непростые. Поэтому по-своему правы те, кто скажет, что некие радость, счастье и успех могут зависеть у кого от состояния, обстоятельств, потребностей, мотивов, целей и иных внутренних и/или внешних факторов. Например, для многих в болезни счастье - это здоровье, а во время войны - счастьем кажется долгожданный мир. Отдельная тема - это «всегда неудовлетворенные» и «вечно недовольные», им «зимой хочется лета, а осенью - весны». Успех и счастье многогранны. В будущих возможных науках «успехологии» и «счастьеведе-нии» могут быть свои отрасли, разделы, направления, подразделы, общие и особенные части, специфичные сферы, особые векторы и многие частные и глобальные поля и пространства (порой пересекающиеся и взаимосвязанные). Масштабы «счастья» (аналогично радости, успеху и ряду иных человеческих состояний и переживаний) зависят от личности - от его желаний, потребностей, стремлений, целей, задач и т.д. Шире - от образования, воспитания и развития вообще. Они не статичны и могут меняться. Одному для счастья хватит старой машины «Запорожец», а другому и семь «Мерседесов» мало. В советской литературе типичный пример - герои произведения «Золотой теленок». Мелкому вору и аферисту Шуре Балаганову нужно для счастья значительно меньше, чем «великому комбинатору» Остапу Бендеру. Потребности бывают очень завышены. Некоторые, побегав по «европам» и убедившись, что деньги не растут на мостовых ЕС и США, в отчаянии приползают назад. Должно быть исконно по-русски: «хорошо там, где Вы есть».

В православной концепции для счастья, успеха и радости важно быть со Христом, жить в Его Церкви, ощущая верность личного пути. Для воцерковленных людей, успех, счастье, радость, свобода и мудрость - это спасение души, это жить на Земле в Царстве Божьем, которое внутри нас (праведность и мир и радость во Святом Духе - ср. Рим. 14, 171), а после земной жизни - обрести вечное блаженство в Царстве Небесном. Апостол Павел учил христиан, чтобы они вникали в себя и в учение Христово (1 Тим. 4, 16)2. Этот аспект имеет непосредственное отношение к здоровью, развитию, счастью, успеху, радости и т.д. Аналогично и ряд иных понятий (справедливость, истина, свобода, мудрость и т.д.)3. Так, веселье иногда искажено до неузнаваемости. Радость и веселье важны и необходимы. Не случайно первое евангельское чудо Христос совершает в Кане на свадьбе. Каждое чудо Христа, Его слова и Земная Жизнь - все это «набор», комплекс «радостей» или одна большая и сплошная Радость. По-христиански радость всегда должна быть подлинной, совершенной, ведущей в Царство Божие на Земле и в Царство Небесное после смерти.

Какая страшная ложь - называть вещи не своими именами и впадать в самообманы. Сегодня мы порой «мясо» (которое без мяса) называем мясом, «молоко» (в котором нет молока) называем молоком, а давно уже счастьем, успехом, радостью и даже любовью называем их суррогаты4. Подмены смыслов, понятий, чехарда подтекстов и подтасовки значений - хвори наших дней. Даже духовная прибыль нивелируется или подменяется материальной, а рефлексия традиционности часто подменяется правдоподобной фальшью.

Еще в Ветхом Завете сказано: «Горе тем, которые зло называют добром и добро - злом, тьму почитают светом и свет - тьмою, горькое почитают сладким и сладкое - горьким!» (Ис. 5, 20). Самообманы, как и обманы, порождают соответствующие действия. Страшно «счастье» наркомана (в долгожданной дозе), алкоголика (от опьянения), игро-мана (от больной страсти) и т. д. Страшно печально такое «счастье», но и поучительно, показательно. Немало и иных лживых «счастий»; у тщеславного - в пустой славе. У блудного - в греховном разврате, у вороватого - подло обокрасть и т.д., и т.п. Нельзя путать подлинное счастье, которое даже на Земле (в местном, несовершенном измерении) имеет небесные оттенки благополучия, радости, света, мудрости, мира, спокойствия (и т.д.) и горе-счастья («счастья»). Последнее (псевдосчастье, как и горе-радость, и иллюзорный успех) в виде разных обманок опасны5. Запом-

1 Далее ссылки на Библию с аналогичными сокращениями: краткое название книги, номер главы и номер стиха. Примеров вникания и улучшения себя в Православии очень-очень много (жития и поучения святых, благочестивые рассказы и иные повествования).

«Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Послание Тимофею, гл. 4, стих 16. Общепринятое сокращение: 1 Тим. 4:16).

3 Истинная мудрость объективна и дается от Бога. Есть же и всякие лжемудрости и горе-мудрости (по ошибке именуемые порой мудростью). Есть разные подходы, понимания и виды мудрости, но лучше всего держаться истинных подходов, направлений и толкований. Апостол Иаков очень четко пишет о мудрости и её особенностях (например, Иак. 3, 13-17). Пишет он и о неправильной (ложной), а точнее не о небесной, не о вечной и не о возвышенной, а низменной, временной, земной и бесовской мудрости: «Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» (Иак. 3, 15). Надо правильно понимать, где небесная, вечная и возвышенная мудрость, а где примитивная, несовершенная и грешная. Аналогично и со многими важными понятиями. Вера может быть неверной, пустой и суеверной, любовь - фальшивой.

4 Подробнее см.: Радзиевский В.А. К основам успехологии и счастьеведения: для прекрасной, преуспевающей, радостной и победоносной жизни. - К., 2022. - 352 с.

5 Там же, с. 63-180.

ним: «Здравые понятия - большой капитал в жизни» (святой Феофан Затворник). Любых понятий, даже смерти, которая, порой, внезапная1. Важно называть вещи своими именами.

Правильные знания имеют большое значение. Иначе можно оказаться словно в королевстве кривых зеркал. Псевдопонятия и «косые» знания приводят не только к маргинализации гуманитаристики, но и к полной «фейкиза-ции» мышления. Проблема «маргинальной истории» - одна из причин маргинализации сознания. Не удивительно, что даже среди отдельных «христианских» историков Украины (опрос 2021 года, опрошено было более 50 специалистов, идея была инициирована профессором, доктором исторических наук В.Е. Королем в 2020 г.) на вопрос: «Какие главные события в мировой, отечественной и личной истории?» четкого, исчерпывающего и относительно ясного ответа 2

не дал никто .

Для нас основные рассматриваемые понятия (счастье, успех, радость), как и многие иные (любовь, мудрость, истина, справедливость и т.д.) вечны и неизменны. Они сами по себе истинные, а не мнимые, объективные. И истоки их надо искать в воле Божьей, в Законе Господнем, у Творца Неба и Земли. Конечно, при личностном измерении (в конкретном людском случае) многое может корректироваться. И тут действительно многое зависит от потенциала человека, его генетики, работы над собой, душевного настроя и много чего еще. Мы же их воспринимаем по-разному, - в зависимости от развития, уровня сознания, особенностей и обстоятельств. Отсюда мы счастливы, радостны и успешны постольку, поскольку в большей или меньшей мере причастны к подлинным, вечным и неизменным, постоянным и истинным данным понятиям.

Смежная тема - свобода. В христианском дискурсе свобода мыслима во Христе, в Церкви Божьей, без рабства грехам, страстям, похотям и порокам3.

Как важна верная, правильная и истинная христианская любовь4. Помните мудрость: «Благими намерениями дорога в ад выстлана. А спасительная вера с благими делами по милости Божией в Царство Небесное вводит». Любите и будьте любимы (вспомните Нагорную проповедь Иисуса Христа или гимн любви апостола Павла). Митрополит Антоний (Сурожский) советовал относиться к человеку как к иконе потускневшей, затертой, но все же святыне. Лейтмотив, направленный не только в вечность, но и в истинные духовные блага в целом - это ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф. 6:33). Формула «избегни зла и сотворишь благо» (ср. Пс. 33, 15) универсальна. Любовь и рассудительность - главные добродетели. Молитва и терпение, любовь и смирение, рассудительность и труд все и всегда перетрут.

Вы - это ваш сознательно-волевой выбор. Дело спасения - это главная наука и искусство: наука из наук и искусство из искусств. Предназначение человека подразумевает, чтобы он нашел свое значение. Важно все делать с душой. Как говорят православные, - надо любить Бога, себя, ближнего и свое мастерство или хотя бы ремесло (специальность, профессию, работу). Не бойтесь неудач, но избегайте глупостей. Бог призывает нас к правильному действию, к благочестивой жизни и конструктивному развитию. Вспомните притчи Христовы о талантах, минах, сеятеле, жемчужине и т.д.5 Люби самое важное и нужное, вкладывайся в своё и в необходимое. Концентрируйся на своем,

1 «Да, человек смертен, но это было бы ещё полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!» (Булгаков М. Мастер и Маргарита).

2 Ответы эти просты в христианской парадигме и сводятся ко Христу и христианизации. Главное событие мировой (всей земной истории в этом контексте) - это воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Его земная жизнь с чудесами, наставлениями, Распятием, Воскресением, Вознесением и основанием на Пятидесятницу православной Церкви Христовой. Главное событие отечественной истории - это Крещение Руси и просвещение нашей земли светом Христовой Истины, а важнейшее событие истории каждого - это Крещение и обретение Христа, жизнь в Православной Церкви, духовное пребывание во Христе. Слова преподобного Амвросия Оптинского: «Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить». Эти положения подробно описаны в работе Радзиевский В.А. К основам успехологии и счастьеведения: для прекрасной, преуспевающей, радостной и победоносной жизни. - К., 2022.

В Библии неоднократно упоминается слово «свобода». Например: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Гал. 5, 1); «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3, 17) и т.д. Помните: у жизни нет черновика.

4 «Что значит любить кого-либо? Значит, желать ему блага и делать его, когда возможно» - учил великий отечественный святой Димитрий Ростовский. Вспоминаются слова преподобного Феодора Студита: «Будем любить друг друга по душе, а не по телу». «Ничто так не облегчает душу и не доставляет столько радости, как чувство искренней взаимной любви» (св. Иоанн Златоуст). Знаковые слова у великого грузина ХХ в. - преподобного Гавриила (Ургебадзе): «Бог не приемлет пустых слов. Бог любит дела. Добрые дела это и есть любовь». Славный подвижник Паисий Святогорец отмечал, чтобы любовь возрастала, нужно её отдавать. И будем держать в памяти слова святого Ефрема Сирина: «Если не возлюбишь ближнего, то не узнаешь, как любить самого себя». Ефрем Сирин еще говорил: «Терпи скорбь о Господе, чтобы объяла тебя радость. Перенеси труд, чтобы получить обильную награду». Преподобный Серафим Саровский с любовью утешал: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более». Св. Серафим Саровский также учил: «Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных впечатлений». Важно знать не только, что кушать для тела, но и какой информацией питать душу. Главное понять, что мы дети любящего Бога (вспомним молитву «Отче наш»). Бог любит нас. И следует исполнять слова апостола: «Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 14).Точно заметил гениальный полководец А.В. Суворов: «Молитесь Богу. Все от Него». Молитесь и действуйте в правильном направлении, дабы Господь Вам помог и посодействовал.

5 Например, притча Господа нашего Иисуса Христа о минах (Лк. 19, 12-27). Заметьте, что третий раб не прогулял, не прокутил, не проел, не пропил и не истратил данную ему мину. Вернул и был наказан! Вам не страшно? Разве мы не знаем, что Рай надо брать силою, прилагая на Земле свои старания, способности и усилия? Не каждому ли из нас сказано, что Царство Небесное силою берется? Бог не введет нас так просто в Рай, не спасет нас без нас, без нашего участия. Нужна наша решимость и церковность. И вспомните тему пира в Библии, но только в правильном, церковном толковании. Архимандрит Рафаил (Карелин) напоминает слова блаженного Августина: «Можно быть вне Церкви и веровать в Пресвятую Троицу. Можно вне Церкви проповедовать Евангелие. Можно даже пролить кровь за Христа. Но нельзя спастись».

спеши за главным (для всех и для тебя лично). Гоните прочь все ненужное. Постепенное отпадение, уступка за уступкой, медленными шажками1, незаметное отпадение от традиционных ценностей, а тем более - от Церкви и от Христа губительно.

Незаметно происходит массовая деградация и девальвация ценностей, потеря настоящих смыслов, значений, понятий (и даже элементарных слов). Например, мало кто знает, что фанатизм - это вера без любви2. Фанатик готов убивать за убеждения, а верующий умирать за свою веру... Люди теряют внутреннее зрение, лишаются очей и ушей души. Святой Григорий Богослов наставлял: «Не будь привязан к счастью, которое разрушается временем; а что время строит, время же и разрушает». «Нет ничего столько непрочного, бессильного, жалкого, как счастье человеческое» -учил святой Нил Синайский. «Прогневать Бога и сделать что-либо Ему неугодное - вот истинное несчастие!» - подчеркивал любимый на Руси Иоанн Златоуст. «Вовсе не тот счастлив, кто имеет многое и многим наслаждается, а тот, кто большего не желает, чем то, что имеет, удовлетворяется тем, что у него есть» - учит святой Никон Оптинский (Беляев). «Счастье легко может обольстить и развратить людей невнимательных» - отмечал св. Иоанн Златоуст. Русский священномученик Иоанн Стеблин-Каменский учит: «Истинное счастье непременно соединяется со служением Господу в той или иной форме, и даже истекает из него». У мирских людей часто счастье происходит как бы у разбитого корыта. Стандартная ситуация, скажем, конца ХХ века: безбожник работал всю жизнь и скопил некий капитал для «счастья», а тут вдруг - и умирать пора. Человек познается тем, ради Кого и чего жил и, ради Кого и чего умирал. Надличностные ценности всегда выше личности. Иной «несчастный» может оказаться весьма счастливым. Среди «несчастных счастливцев» был Григорий Николаевич Журавлёв - безрукий и безногий от рождения русский художник и иконописец, а внутри был он свободен, радостен, счастлив и успешен.

Великий русский святитель XIX в. Игнатий (Брянчанинов) учил: «нет никакого согласия между евангельским добром и добром падшего человеческого естества. Добро нашего падшего естества перемешано со злом, а потому и само это добро сделалось злом, как делается ядом вкусная и здоровая пища, когда перемешают ее с ядом. Хранись делать добро падшего естества! Делая это добро, разовьешь свое падение, разовьешь в себе самомнение и гордость, достигнешь ближайшего сходства с демонами. Напротив того, делая евангельское добро, как истинный и верный ученик Богочеловека, соделаешься подобным Богочеловеку. В наш век, гордый своим преуспеянием, большинство чело-веков, провозглашающее себя и христианами и делателями обильнейшего добра, устремилось к совершению правды падшего естества, отвергнув с презрением правду евангельскую (...). Делатель правды человеческой исполнен самомнения, высокоумия, самообольщения; он проповедует, трубит о себе, о делах своих.». Важно понять Божественное (вечное и истинное), а не человеческое (краткосрочное и лживое) Добро, Истину, Справедливость, Мудрость, Радость, Счастье, Свободу и т.д. Отдельная тема - ложное восприятие, принятие и отстаивание (защита, вера и т.д.) фальшивых понятий как подлинных. Это вследствие многих факторов (неправильное воспитание, отсутствие правильных знаний, помрачение ума, очерствение очерненного сердца и т.д.). Выражение «сколько людей - столько мнений» для многих сегодня вполне подходит. Это понятно, ведь действительно есть много оттенков состояний (разные «краски и цвета», уровни и степени счастья, радости, успеха и т.д.). Но на тленной, временной Земле радость часто призрачна, эфемерна, скоротечна, иллюзорна3.

Торжество правды начинается с раскрытия лжи как лжи, а победа добра - с обнаружения и обличения зла4. Однако массовое сознание (учитывая последствия грехопадения, гордость, внутреннюю невнимательность, духовную необразованность и невоспитанность) частенько предрасположено к злу и лжи. На Руси хорошо знали слова святого Иоанна Златоуста: «Нет пользы от здравой веры при развращенной жизни». Любить Бога и ближнего - основа Учения Христа. Если христианин хочет возрастать духовно, то ему необходимо учиться правильно любить себя. По святому Феофилу Киевскому надо любить любовью святой, - именно святой (а не как некоторые - похотливой, страстной и т.д.).

Святой Нектарий Эгинский писал: «Насколько же заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя -в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и преизбытке и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца - это все равно, что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Весьма скоро такое здание рухнет». Настоящая любовь существует в тесной связи и взаимодействием - с верой, мудростью, смирением, кротостью, рассудительностью, милосердием, сострадательностью и, главное, - с послушанием Господу Богу. Помним, что, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Не отягощайтесь заботами и хлопотами мира сего и не пленяйтесь лжесовершенствами нынешнего века5.

Игумен Нектарий (Морозов) настаивает: «Наверное, каждый человек стремится к счастью, по крайней мере вольно или невольно мечтает о нем. Кто-то бьется над вопросом: а что же такое счастье, где его искать и как его дос-

1 Или большими, или прыжками. Бывает по-разному, а суть одна. Тайная гордость, самообман и дикое своеволие (по своему падшему разуму, без упования на Господа, без молитвы и помощи Божьей).

2 Страшен религиозный фанатизм, но и светский фанатизм не лучше; он злобен, ограничен, он гордый и никчемный.

3 Для христиан большая, незаменимая, подлинная радость тесно связана со Христом, с Небом и с Вечностью. Важно счастье познавать внутри себя, ощущать всеми фибрами души, переживать, чувствовать и т.д. Большая разница: знать про счастье (что оно существует, где-то есть, возможно, ощутимо и т.д.) и быть счастливым. Аналогично и с успехом и радостью. Успех человека - раскрыть таланты, реализовать способности и дарования, духовный потенциал, расцветание подобия Божия, приближение к Богу и обретение святости; успеть победить несовершенства, грехи и недостатки на Земле и наследовать Царство Небесное.

4 Ср. «Любящий неправду ненавидит свою душу» (Пс. 10, 5).

5 Ср. «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). «Мои мысли -не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь» (Ис. 55, 8).

тичь? А что делать, если то, что представлялось некогда счастьем, оказывается химерой? Или сам по себе поиск счастья - неосуществимая фантазия (...) Счастье мы носим в себе самих... Счастье - это таинство... Господь о Себе говорит, что Он есть путь, истина и жизнь, и хотя об этом в Евангелии не сказано, я решусь это произнести, и это не будет ошибкой: Господь есть счастье. И потому счастье - это тайна, счастье - это таинство». Итак, подлинное и истинное счастье не относительно и безгранично, ибо оно - от Бога, с Богом и в Боге. Аналогично и успех с радостью. Несчастны те, кто пытаются выглядеть счастливыми, казаться успешными, радостными, мудрыми, правдивыми и справедливыми, не будучи таковыми. Они внутреннюю пустоту «показушно» компенсирует подчас обилием внешних эффектов, различных шоу, привлекательных одеяний, дорогих трюков и т.д.1 В паттернах древней Руси, Любовь есть Истина, Мудрость, Свобода, Счастье, Сила, Радость и т.д. Апостол учит: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 16-18). Тема радости щедро представлена в жизни Церкви. Есть она и в Библии (Лк. 2, 10; Мф. 28, 9; Флп. 4, 4; Ин. 3, 16 и др.). А Евангелие - это благая, добрая, радостная (по существу - счастливая, успешная и победоносная) весть.

Евангелием называют повествования о чудесном Рождении, земном Служении, Чудесах, Крестной смерти, Воскресении и Вознесении Иисуса Христа. И это именно величайшая весть, повествующая об Истине и Любви Божьей ко всем людям; о свободе, о спасении, касающаяся всех вообще и каждого конкретно. Евангелие - наша глубочайшая радость, глубинное счастье, подлинное благополучие и т. д. Важно понять, что изучение Евангелия - это величайший успех и благо, ибо это шанс и возможность на личном уровне обрести Истину, Любовь, Веру, Мудрость, Вечность и т.д. (самое главное, незаменимое и необходимое). Немало о радости говорили и святые, а русский святой Серафим Саровский многих приходящих к нему радостно ласково приветствовал словами «Радость моя!». Сколько есть икон с темой радости. Икона Божьей Матери «Вечная Радость», образ Пресвятой Богородицы «Трех Радостей» или Вифлеемская икона с улыбающейся Девой Марией. Вспомните прекрасные иконы «Всех скорбящих радость» или «Нечаянная Радость». И это счастье - иметь рядом с собой святых и святыни. Как звучат песенные слова к Пресвятой Богородице «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла.». Или «се бо прииде Крестом радость всему миру». Для многих может быть переворотом сознания понять, что быть в Церкви, стать православным христианином - это, порой, героизм, подвиг, самоотдача и есть самое главное, яркое и важное счастье. Аналогично радость, успех, спасение, свобода, мудрость, любовь и много другое.

Отдельная тема - величайшая и неповторимая радость Пасхи Христовой (в иконографии, в литературе, в т.ч. гимнографии, в литургике и т.д.). Нет и быть не может большей Радости, чем Воскресение Христово, которое всегда с нами2. Важно познать истинного, подлинного, настоящего Христа - церковного, православного Господа нашего Иисуса Христа. И понять, принять, осознать и ощутить это величайшее счастье. Чтоб стать максимально счастливым, радостным и успешным надо быть со Христом - в Его единой, святой, соборной и апостольской Церкви. Главный жизненный компас - воля Божья, Закон Божий.

Отсюда и традиционный на православной Руси рецепт долголетия, он прост - исполнять волю Господа (вспомним 5 Заповедь Декалога с обетованием; Притч. 3, 1-2 и т.д.) и просить у Христа долгих лет. Запомним древнюю мудрость христианских предков: святость, успех и радость - жить в Церкви Христовой.

«Иго Мое благо, и бремя Мое легко есть» - говорит для всех Господь наш Иисус Христос (Мф. 11, 30). Помните апостола и реалии жизни: «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Гал. 6, 7-8). История Церкви -это история (в первую очередь) святости, а среди святых есть много мучеников за Христа и множество исповедников за веру Божью3. Слава Богу, всегда и за всё! Главное - тянитесь к Высшей Реальности, к Высшим смыслам и вечным ценностям, стремитесь к Солнцу Правды (ко Христу). Не будьте рабами камней (даже драгоценных) и металлов (в т.ч.

1 Аксиома христианства - человек счастлив, радостен и успешен настолько, насколько правильно приобщается к Богу, к христианской вере и Церкви Христовой. Приближается не теоретически, не через книжные и прочие знания, а духовно, практически, личностно - через чистоту сердца, через благочестивый образ жизни и т.д. Общий рецепт Счастья, Успеха, Мудрости, Радости, Истины, Спасения, Любви, Справедливости, Свободы и Благочестия прост - путь ко Христу. Частные рецепты сугубо индивидуальны: кому надо усиленно бороться с завистью, кому с блудом, кому со скупостью, кому с унынием, кому с отчаянием и т.д., и т.п.

Славное, великое, торжествующее, всепобеждающее приветствие «Христос Воскресе!» должно всегда согревать, вдохновлять и радовать наши сердца, делая нас счастливыми, веселыми и довольными. Ликующим, триумфальным и сокрушающим любое зло звучит неизменное ликование, всепобеждающий и всё освящающий ответ Светлого Христового Воскресения: «Воистину Вос-кресе Христос!». Потому что Пасха Христа - это залог жизни вечной для всех людей вообще и для каждого конкретно.

3 История Православной Церкви - это история побед и радостей, в которой имеются и страдания, и расколы, и ереси, но победители всегда Одни - Господь и Его сторонники. Да, всегда были, есть и будут гонения (пусть не повсеместно, - где-то, регионально) и преследования христиан, но жизнь земной церкви - это лишь фрагмент, помним о победах - на земле множество святых, чьи сонмы пошли вверх - в Небесную часть Церкви. Отсюда старая церковная мудрость и наука: «Ты - это твоя история, история твоей святости, твоих падений и подъемов, твоих исправлений, покаяний и свершений. Вопрос не в том, кем ты когда-то был, а кем ты нынче стал». Никодим Святогорец учит: «Не на Фавор только идти во след Господа, но и на Голгофу...». И мы знаем, что очень часто земные муки и венцы мученические отверзали двери Рая. И это очень важно - за что отдал свою жизнь человек! Какое духовное счастье и высшая радость быть героями и мучениками за Господа нашего, за Спасителя Иисуса. Как это здорово поменять временное - на вечное, тленное - на бессмертное (ср. Мф. 16, 26. Лк. 12, 47-48). Потому если Господь, любя нас, призывает к Себе, то и это к лучшему для нас. Спешим каяться и исправляться. Помним: у нас есть сегодня и сейчас, а завтра и потом, как и когда-то и затем могут оказаться обманчивой иллюзией. И не отчаивайтесь, если в возрасте даже в хорошо за 40+ многое надо менять, а что-то даже начинать с начала! Сколькие великие люди крестились в зрелом возрасте, а многие святые пришли ко Христу не в отрочестве и не в юности.

и новейших, электронных и прочих). Станьте выше тленного и суетного. Ваша душа ценнее и лучше всего земного. Старец Паисий Афонский отмечал: «Верующая и благоговейная женщина ценнее, чем икона какой-нибудь святой, ибо эта женщина - живая икона». В экстремальных ситуациях (войны, катаклизмы, разные катастрофы) часто происходит изменение ценностей, переосмысление многого, смена позиций. И беда может стать трамплином к вразумлению, к счастью, к успеху и к благу.

Православный дискурс прост: счастье - это уже понять, что Господь Иисус Христос, всемогущий и всемилостивый Бог наш, действительно есть. Спаситель и Творец мира любит нас. И это предает счастье и осмысление всему, в т.ч. и конкретной жизни. Счастье - это иметь возможность исповедовать веру во Христа. Свято место пусто не бывает. Где нет Бога и подлинной веры, там появятся лживые божества (по-своему притягательные, обольстительные, соблазнительные и увлекательные) и ложные наборы обманчивых ценностей. Мудрость иногда заменена модностью или иной «фальшью». Подмены и перемены понятий смыслов, ценностей опасны. Так, похотливая называется иногда романтичной, бессовестный - передовым, безумный - нестандартным, болящий - особенным, блудный - сексуальным, развратная - любвеобильной (в плохом, греховном смысле), безбожный - нетрадиционным и т.д. Мы смотрим мерою своего несовершенного и недостойного развития. Разную «любовь» (есть нечестивая, падшая, темная и прочая) не путаем с любовью подлинной (светлой, благочестивой, праведной и т.д.), как и достоинство и гордость, правду и ложь, совершенство и лжесовершенство. Не попадем на разные крючки, малоприметные сети и всякие ловушки лжедостоинств, всевозможных соблазнительных самообманов и обольстительных и мнимых горе-совершенств.

Подчеркнем 3 традиционных древнерусских постулата (были и другие постулаты, но мы будем кратки и лаконичны) столь любимых в Византии и первыми святыми христианский Руси (вчитайтесь в их работы, в труды о них, -в наследие великой св. Руси) - Антонием и Феодосием Печерскими, митрополитом Илларионом, Нестором Летописцем, Ильей Муромцем, даже великими князьями Владимиром Великим, Ярославом Мудрым, Владимиром Мономахом и др.

1-е: Бог точно есть. Потому для нашего, человеческого блага, необходимо каждому знать волю Господа и исполнять её (как в XI веке, так и в ХХ1).

Естественное Откровение - это природа, история и т.д. Любой богоборец может быть постыжен лишь крылом самой малой бабочки, а шире - многообразием мира насекомых, мира растений и животных (таинства микро- и макромиров, и т.д.). Знаем: «всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший всё есть Бог» (Евр. 3:4). Цицерон говорил, что сколько бы миллионов раз ни бросать кубики с буквами, строчки стихов из них никак не получатся. Вселенная гораздо сложнее, чем сложнейшая машина и глубже всех стихов. Самозарождение жизни менее вероятно, чем случайный набор кротом на компьютере «Войны и мира» Л. Толстого. Ф. Бэкон говорил: «Малые знания удаляют нас от Бога, а большие к Нему приближают». Хочешь в Рай - в вере Православной, пребывай. «Человек, - вразумлял философ И.В. Киреевский, - это его вера». Сверхъестественное Откровение содержится в учении Церкви, важнейшая его часть -Библия.

2-й постулат: Христос - Спаситель мира. Мудрецы всех времен и народов - не конкуренты Господу. Даже самые лучшие горшки и тарелки в подметки не годятся самому убогому человеку. Но Христос намного выше людей, а люди в сопоставлении с Богом намного ниже горшков и тарелок, ибо Бог создал человека и весь мир из ни чего, а человек все делает из чего-то (каких-то исходных материалов и т.д.). Христос явил Себя как Бога чудесами, словами, делами.

Мировая история не знает Личности, подобной Христу. Сколько не было великих людей, никто не мог, не может и никогда не сможет сделать ничего подобного. Господь наш Иисус Христос вне времени и над всеми и всем, Он может абсолютно все. Отрицая чудеса Христа, апостолов и святых, неверующие придумывают «свои» (а по сути дьявольские) лжечудеса. Так, не хотят принять историю воскресения Лазаря после нескольких дней смерти и дальнейшую земную жизнь и епископство святого праведного Лазаря, а верят как из мертвой материи «сами собою» возникли живые существа. Они отвергают библейскую науку, пытаясь (по гордости и глупости) создать «альтернативу» от себя и под себя, предпочитая правде - правдоподобную ложь. Они и истинной истории (в т.ч. библейской и церковной) предпочитают выгодную им (для греховной жизни и др.) мифологию с мнимыми или сомнительными героями под «подходящую» идеологию1. Архимандрит Рафаил (Карелин), толкуя слова Христа (Ин. 3, 13), поясняет, что другие религии существенно отличаются от христианства уже тем, что их основатели (Будда, Зороастр и др.) не воскресали, не восходили на небо и т.д. А наоборот. Несчастные горе-учителя и завлекатели (искренние или нет - не в этом суть)

множества людей душой сходили в ад: «вниз - в глубины преисподней - и там черпали свои вдохновения и открове-

2

ния» .

1 При всем разнообразии опыта святости и множественности падений есть, говоря несовершенным языком, только как бы два центра. Есть всемогущий Бог, любящий нас и желающий, чтобы мы обрели Царство Небесное и при этом давший нам величайшие свободы - выбирать и самим решать, как нам поступать. И лживый дьявол, ненавидящий нас и желающий нам вечных мук в аду. Рай и ад неоднородны. В Раю есть разные степени блаженства, а в аду - разные муки. Наша цель - обрести Царство Божье на Земле и потом, по смерти - вечную жизнь в Царстве Небесном. Посему, живи цельно, веруй твердо. Да, соблазнов будет немало: и от собственной плоти, и от ближних, и от сатаны. Чтобы радость была настоящей, совершенной, гордости быть не должно. Добродетели - это путь к истинным счастью, успеху, радости и т.д. Золотое правило: Бог всегда нам содействует, если мы верно действуем. И если мы любим людей, даже самых грешных, а отвергаем и ненавидим грех. Святые похожи добродетелями, но пути достижения святости различны. Опыт святых разнообразен и мы найдем для себя пример и в любой ситуации. Все святые - счастливые, свободные, мудрые, правдивые, внутри радостные и успешные люди. Станьте святым.

2 Архим. Рафаил (Карелин). Путь христианина. - М., 2005. - С. 325.

Русский святой Игнатий Брянчанинов писал: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святаго Духа (см. 2 Пет. 1, 21). Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святый Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие и толкование его - дар Святаго Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь!». Как важно знать правду о Христе. Как необходимо для вечного спасения читать (и правильно понимать!) Библию, стараться вникать в историю Церкви Христовой (основанной в 33 году от Р.Х., на 50 день от Воскресения Иисуса Христа, о которой говориться у апостолов в Новом Завете), изучать жития и поучения Православных святых Церкви Христовой, стремиться жить подлинно церковной благочестивой жизнью (с Крещением, Покаянием, Причастием и другими православными Таинствами), посещая богослужения христианские1. Простая формула счастья, принесенная из Византии: быть с Богом. Если мы с Богом, то Господь будет с нами, и все будет хорошо. Подобная же и формула есть и у успеха. Помним: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12).

Итак, 3-й постулат - созданная Христом Церковь Христова. Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет, что Дом наш - это Церковь, Отец - это Бог, мать - Пресвятая Богородица, Ангелы и святые - наши старшие братья. А мы сами -братья и сестры друг другу. Блаженный Августин, популярный столетиями на христианском Западе и никогда незабываемый на православном Востоке, учил: «Без Церкви можно верить в Бога, без Церкви можно исповедовать святую Троицу, держать Евангелие и даже проповедовать его. Единственно, чего нельзя без Церкви, - спастись». Единственный важнейший вопрос - это вопрос вечного спасения. Как страшен ад с вечными муками и как прекрасен Рай с бесконечным блаженством, любовью и радостью. Как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Живите сердцем и головой. Ключевой акцент на классовых, национальных и других «внешне-поверхностных» идентичностях ошибочен. Так, акценты на «очи черные», «чернобровость» и т.п. (не только «черноокость»), - а не на внутренний, духовный мир личности, - ошибочны.

Историческое движение обусловлено духовным развитием людей. Так было, есть и будет на Земле. Вариативность истории связана с набором людских выборов, за которыми стоит святость или греховность человеческих душ. В этом сущность исторической психологии. Страсти, пороки и прихоти порождают войны, катаклизмы и различные иные социальные и природные катастрофы и нестроения. Можно говорить, что та или иная (местная, региональная, краевая, государственная и т.д.) история - это отражение того или иного уровня духовности личностей, душевного развития того или иного социума (людей данной территории и местности). Стоит говорить про историческую психологию как отдельную и важную сферу знаний. Историческая психология - это не только про состояние душ людских и их влияние (причины, условия, предпосылки, различные комплексы и взаимосвязи, обусловленности и т.д.) на исторические процессы, а и она может стать объяснением многих смежных и не только смежных процессов, событий и явлений. Православная парадигма говорит о вечном и небесном, освящении, земной кончине и Страшном Суде. «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39).

Рецепты счастья, радости, успеха, мудрости, любви и многое чего еще - от Бога и от Вас, - от Вашего бытия по воле Божьей, Ваших стараний, усилий, молитв и соблюдения Закона Божьего. Корни всех этих рецептов (счастья, радости, успеха и т. д.) - в понимании истинного духовного устройства, что есть в Учении Господа Иисуса Христа. Православная успехология и счастьеведение учат, среди прочего, оптимизму, спокойствию, антиунынию и контротчаива-нию. Будь мудр, не порабощайся страстями. Предубежденность и предвзятость - это явные пороки людей нашего времени и мира сего, сопряженные с личной гордостью. Мы не только имеем свободную волю, разум и чувства, но и весьма зависимы и ограничены2. В связи с этим упомяну теорию относительной зависимости (или ограниченности, далее сокращенно - ТОЗ). Мы ответственны всегда перед Богом, собой и ближними. И наша свобода заканчивается там, где начинается насилие над другим(и). Ключевые вопросы жизни - вопросы не столько земных благ, сколько небесных; не только земных ценностей и приоритетов, но и небесных. Между словами «знать о Боге» и «знать Бога» лежит великая пропасть, связанная с чистотой сердца и спасением. Необходимо жить с Богом, жить Богом, иметь Бога

1 Предложим простую схему. Бог над всем. Он источник всех благ. Бог Творец всего доброго и вечного. Царство Небесное -наша цель, оно как бы объект нашего спасения. Мы - субъекты (делатели, а точнее - соделатели, сотворцы) нашего спасения. Каждый отвечает за себя и каждый сам деятель на своей ниве. Чтобы попасть в Рай нужны два условия: объективное и субъективное. Объективное условие нашего спасения сделано Христом (Ин. 3, 16 и др.). Господь сделал все (дал нам все!), чтобы мы спаслись. Теперь наша очередь, и нам надо приложить свои субъективные старания, вкладывая силы, время и средства (усилия). Субъективное условие - это твое дело! Благодари Бога, уповай на Христа, молись, трудись, будь в Церкви Христовой, крестись, кайся, исправляйся, Причащайся. И тогда сможешь спастись (твоё субъективное условие). Только твоего участия всегда мало - твое спасение зависит от милости Божией (объективное условие, общее для всех людей). Мы спасемся благодаря Христу, исключительно наших усилий всегда мало (но и они необходимы!). Для обретения Царства Небесного нам нужен Христос (как Основа) и наши труды, усилия (как необходимое дополнение). Мы спасаемся благодатью Божьей, которая споспешествует нам за нашу веру и дела по вере. Богу всё возможно, а люди всегда весьма ограничены.

Отдельная тема - поводистория, суть которой искать не только причины отдельных исторических событий, а более глубокие истоки и основные поводы. Посмотрите на события конца зимы и весны 2022 г. на Украине и в мире, а затем углубитесь в более ранние события на Украине и вокруг неё в столетней ретроспективе. Не стоит смотреть фрагментарно, клипово, эпизодично. Словно в психологии искать все проблемы взрослого человека в его детстве. Многое в истории (личной и общественной) сводится к детству всего человечества, начиная от грехопадения и изгнания из Рая Адама и Евы. Поводистория - возможность увидеть подлинный исток проблемы события (в разных случаях повод может быть разным - и в близком, и в далеком прошлом, и т.д.). В православном дискурсе, центр истории - это земная жизнь воплотившегося Христа. Интерпретации и «передергивание фактов», неправильная реальность (фейкистория), как и неадекватное восприятие нынешнего, прошлого (и соответствующие горе-прогнозы) -отдельные темы. Но последствия определенных событий - это не только продолжение конкретных событий, но и толчок к новому витку истории. Поводистория формирует историю. «Историки» вдаются порой в неправильную реальность и пишут псевдоистории (фейкистории отдельных территорий и мира).

в сердце. Надо щедро делиться духовными дарами. Счастье - в умении подлинно любить Бога, себя и ближнего как себя. А этому учиться надо. Иногда всю жизнь. Нельзя «добродетели мира сего» путать с добродетелями горнего мира. Уповайте на Бога, ибо: «все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь» (Рим. 11, 36). Но слушать мало, знать мало, помнить мало, а необходимо - исполнять святые слова и по Истине Божьей поступать1.

Ряд ученых (Лихачев, Базанов, Радзиевский, Суетов и др.) искали, например, законы истории и культуры. Историй есть много (мировая, истории стран, народов, отдельных земель, родов, семей, личностей). У каждого есть своя история - от рождения до определенного момента жизни. В некотором смысле многие истории - это наборы чувств, эмоций, идей, падений, взлетов, достижений и заблуждений. Это всегда развитие куда-то (неважно сейчас, в контексте этой статьи, развитие правильное или пагубное, к Богу или нет). Вспоминая историческую психологию, мы говорим о психологии в истории в её разных ракурсах (влияние психологии людей на процессы, вариативные выборы, мышление и сознание в определенные исторические периоды, уровень сознания в конкретные исторические эпохи и т.д.). Историческая психология (исторпсихология, а шире - духоисторпсихология, ибо истоком всего есть не просто души отдельных людей и лиц, а уровень духовного развития людей, особенно власть имущих, руководящих и народа вообще, их духовность - её высокий уровень или низкий, святость или бездуховность)2. Не важно, какой период истории мы возьмем, у нас непременно будет немало вопросов и суждений. Сколько государств и народов ушло с исторической арены. Вавилон и Ассирия, Содом и Гоморра. Где печенеги и половцы, скифы и сарматы, киммерийцы и три-польцы? Мертвый сегодня град Мачу Пикчу (ныне в Перу) когда-то был великим городом. Где сейчас его коренные жители? А где Византия?

Подведем итог. Необходимо четко отличать, - как издавна было в нашей Отчизне, - правдивое от лживого, подлинное от фальшивого, вечное от временного, небесное от земного, - особенно в ключевых и важнейших категориях и понятиях3. На нашей Руси веками говорили: «Век благочестиво и разумно живи - век спасительному учись и по смерти в Царстве Небесном очутись». Исторически в нашем Отечестве многие понятия и категории, смыслы и ценности были традиционно (в православном понимании) связаны с вечностью и абсолютны. Основная ценность для человека не в материальном, а в духовном, не во внешнем, а внутреннем. Царство Божие внутри нас есть. Счастье - в нас. Успех - от Господа Бога и от нас самих. Успех - это правильное развитие. Мы все разные и от нашей чистоты, рассудительности, образа жизни и многое от чего еще и возникают личные «образцы» (и варианты понимания) счастья, успеха, радости, любви, мудрости, истины, справедливости, мира, покоя и т.д.

Наши благочестивые предки понимали, что счастье невозможно без любви, радости и умиротворения. У каждого не просто свое счастье, радость, успех и т.д. (пусть даже не только личное, но и семейное, родовое и различное иное - как бы духовное, материальное, сугубо финансовое или бытовое и прочее).

Мы можем быть по-настоящему, подлинно (не мнимо и фальшиво!) счастливы, успешны и радостны постольку, поскольку причастны к их Абсолюту - к истинным счастью, успеху и радости. Важно соотношение личных (сугубо своих «счастий, радостей, успехов и т.д.») понятий (субъективный уровень) к ним же (надличностным и постоянным) как объективным, вечным и неизменным.

На традиционной великой и святой Руси веками понимали подзабытую ныне аксиому: «Христианин призван любить Бога и ближнего как себя и становиться счастливым, спокойным, умиротворенным, довольным, радостным и успешным».

1 Будь обновленным - с новым мышлением, сознанием, осмыслением, восприятием. Не пытайтесь преображать все вокруг (и более - внутри себя) «волшебной палочкой» техники или чего-либо подобного, а исправляйтесь изнутри. Ваша душа важнее модных сапог и босоножек, а Ваш дух ценнее дома и машины! Не стремитесь к бытовому раю и житейскому «небу», стяжайте счастье внутри себя: будьте радостны, спокойны, доброжелательны, благочестивы и т.д. Архимандрит Лазарь (Абашидзе) отмечает: «Дело в том, что совершать добрые дела, прекрасные дела, похвальные дела и совершать дела веры - не одно и то же. Дела добрые, совершаемые без веры, без Бога, посвящены миру сему, от мира сего они и получают плату: славу, честь, почет. Славы вечной, небесной они чужды. А дела веры имеют внутреннее посвящение Богу, творятся с молитвой, с обращением к Богу, сколько возможно сокровеннее, чтоб ведал один Бог; такие дела имеют меньше впечатления внешнего, зато принимает их Господь, воздает за них славу в будущей жизни» (подробнее: архимандрит Лазарь (Абашидзе), книга «О тайных недугах души»).

В этом контексте можно пожелать читателям, чтобы Ваша личная история происходила в русле развития у Вас православной духовности, была путем морального и нравственного совершенствования, христианского этического роста и освящения, а Ваша жизнь, в целом, стала историей святости. Будьте собой, - но не ветхим и грешным, а новым и святым. Центр мировой истории -Христос и Его земная жизнь. Главное событие земной и космической истории (и главное событие в истории всего человечества) -это Земная Жизнь Иисуса Христа, а квинтэссенция, центральное историческое событие человечества и Вселенной - это Крестные муки, смерть и Светлое Воскресение Христа, а также Вознесение Господа и праздник Пресвятой Троицы (Пятидесятницы), когда была основана Православная Церковь Христова. Главное событие в истории восточных славян, в бытии традиционной Руси - это Крещение нашего древнего Отечества. Главным в твоей жизни должен стать вопрос твоей вечной участи - твое личное спасение. Главное событие в личной истории каждого - это обретение Христа. Подсмыслы и подзначения существенны. Ваша задача - раскрыть лучше и правильнее свои таланты. Вспомните притчи Христа, особенно притчи о талантах и о минах. И хорошенько подумайте о них и о себе. Старец Паисий Афонский говорил: «Мы сдаем экзамены, чтобы пройти в вечную жизнь. Мы должны набрать хотя бы проходной бал». Плохо только, если ты думаешь, что живешь со Христом, ты представляешь, что это так, а на самом деле -все совсем не так. Как резюме православной успехологии по вышеупомянутой книге В.А. Радзиевского (о счастье, радости, успехе, оптимизме, свободе, любви, истине, мудрости и т.д.) звучит в православной рефлексии приблизительно так: «Будьте всегда с Богом. Живите полноценной (успешной, счастливой, качественной, радостной, оптимистичной, победоносной и т.д.) Жизнью. Живите в истинной любви. Живите во Христе!».

Извращается понимание многих вещей (свободу путают с вседозволенностью, любовь подменяют сексом, плюрализм «заменяют» болтологией и т.д.), ложь переходит в норму и т.д. Но «новая искусственная» «норма» вовсе не настоящая норма, а фальшь. Отсюда ныне происходят многие трагедии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.