Научная статья на тему 'Слово в день св. Пятидесятницы'

Слово в день св. Пятидесятницы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
54
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Слово в день св. Пятидесятницы»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Ливерий Воронов

Слово в день св. Пятидесятницы

Опубликовано:

Христианское чтение. 1996. № 11. С. 93-95

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

•ликие подвижники были пламенными молитвенниками за мир, подлинными человеколюбцами, были истинной «солью земли» и «светом мира» <Мф. 5, 13—14).

Дорогие братия и сестры! В этот день спасительного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, задумаемся над тем, как мы должны сочетать в нашей жизни наше духовное устремление к небу, к будущей вечной жизни в Боге и с Богом, с нашим подлинно христианским деятельным и богоугодным служением в этом мире.

Будем помнить, что «жизнь наша сокрыта со Христом в Боге», и потому не станем чрезмерно прельщаться временными благами нашей земной жизни, которые ни один человек не может взять с собой в вечное Божие Царство. Где пребывает вечное и нетленное сокровище наше, там пусть будет всегда, по преимуществу, и сердце наше.

Но не забудем и того, что христиане призваны жить в мире, усердно служить людям, нести им благую весть о спасении, разделять их радости и скорби, помогать им в преодолении зла и в избавлении от беспечной жизни в грехах и порочных удовольствиях. Оставляя мир, Господь повелел Апостолам идти по всему миру и проповедывать Евангелие всей твари, в момент же Своего вознесения Он скрепил это повеление Божественным благословением.

И хотя мы не можем сравнивать себя с Апостолами или другими великими благовестниками, к которым ближайшим образом относилось Господне повеление, тем не менее, каждый из нас, в меру данных ему талантов, призван возвещать славу нашего Бога и Спасителя, если не словом, то примером чистой и богоугодной жизни. К каждому из нас обращены слова нашего Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми», чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).

Унесем же в этот светлый день праздника из храма Божия чистое и радостное чувство любви к Вознесшемуся во славе Христу Богу и к людям, ради которых Он приходил в мир и которых хочет соделать причастниками вечной жизни на небесах. И тогда наш жизненный путь на земле станет подлинно христианским, достойным того благословения, которым на горе Елеонской Спаситель наш осенил Своих учеников, а в их лице и всю Свою возлюбленную Церковь. Аминь.

СЛОВО

В ДЕНЬ СВ. ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

1958 г.

а несколько часов до наступления страшных и спасительных страданий Своих Господь наш Иисус Христос, беседуя с возлюбленными и дорогими Ему учениками и Апостолами, произнес следующие святые слова божественного обетования:

«Да не смущается сердце ваше...

... Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век, Духа истины... Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнить вам все, что Я говорил вам... Он будет

свидетельствовать о Мне... Он наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам...» (Ии. 14,1.15—17.26; 15,26; 16,13—14).

И вот пришло время исполниться этому неложному Божественному обетованию.

В десятый день по вознесении воскресшего Христа-Спасителя на небо Дух Божий сошел на Апостолов в виде разделяющихся огненных языков, водворился в их чистых душах, как в истинных Своих храмах, освятил их и пребыл навсегда их Наставником и Руководителем, Утешителем и Хранителем.

И сколько дивных, чудесных, спасительных последствий повлекло за собой это наитие и обитание Св. Духа в апостольских сердцах!..

Бескнижные галилейские рыбари соделались ловцами человеков, «благовестникамн благочестивыя нашея веры, и исповедниками, и проповедниками истинного богословия».

Они оказались столь мудрыми, что, как выражается св. ап. Павел, «буйством своей проповеди» посрамили всю суетную и преходящую мудрость века сего, вывели множество людей из мрака языческого многобожия и идолопоклонства к свету Божественного Откровения, научили их истинному боговедению, преобразили человеческие нравы, пленили весь мир в послушание Христово (2 Кор. 10,5).

Некогда слабые и боязливые, теперь, по сошествии Св. Духа, они явились столь твердыми в своем уповании, что никакие бедствия, лишения и скорби не могли поколебать их мужества, лишить благодушия и духовной радости, заставить сожалеть о какой бы то ни было земной потере. Они так укоренились в любви к Господу, что поистине «ни смерть, ни жизнь... ни настоящее, ни будущее», —- словом, ничто в мире, — не могло отлучить их от этой любви (Рим. 8,38—39).

Руками Апостолов, водимых и вдохновляемых Духом Святым, Сам Господь наш Иисус Христос насадил на земле Свой дивный вертоград, Свою Церковь, Царство Благодати, этот новый Рай, напоенный потоками Живой воды, текущей в жизнь вечную.

Здесь, в этом Царстве любви Божией, уже не имеют значения ни племенные, ни сословные различия. Здесь «нет ни Еллина, ни Иудея... варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

Здесь, во единой святой соборной и Апостольской Церкви, все верующие во Христа и искупленные Его пречистой Кровью суть члены великой вселенской семьи, имеющей своим Отцом Бога, — семьи, где пет нелюбимых или отверженных, но все — возлюбленные и желанные чада Божии, сонаследники Христу, причастники Божественного естества, «сожителие святым и приснип Богу».

О бездна богатства и премудрости и любви Божией! .. Какое безграничное снисхождение! Какое милосердие и долготерпение к падшему человеческому естеству. Воистину «не хощет Бог создания Своею руку погубити, ниже благоволит о погибели человечестей, но хощет всем спастися и в разум истины приити»!..

Сегодня, в этот всесовершенный и спасительный день праздника Пятидесятницы, должны и мы с вами, возлюбленные, отрешившись от всего суетного, нечистого, богопротивного, устремиться сердцем к Источнику Жизни и Света — к спасающему нас Триединому Богу и в теплой молитве проникнуться чувством живой любви и благодарности к Нему.

Ведь и мы с вами призваны к общению с Богом в теле Церкви Христовой...

Ведь и нас породил Бог в жизнь вечную от воды и Духа в таинстве крещения...

Ведь и нас удостоил Господь пренебесной чести и радости вкушать и освящаться от Божественной Трапезы Тела и Крови Христовых...

Ведь и для нас, — если только пребудем верными Господу, — уготованы на небесах такие блага, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

Но радуясь вместе с Церковью уготованному нам блаженству, не забудем и того, что в Царство Небесное, Царство славы Божией не войдет ничто нечистое (Откр. 21, 27), и что нет и не может быть ничего общего между светом и тьмою, между Христом и Велиаром (2 Кор. 6, 14—15).

«Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8, 9) — говорит св. апостол Павел. А как часто, к сожалению, своими греховными сквернами мы удаляем от себя Благодать Духа Святаго — этот залог и надежду нашего спасения, и сами себя делаем повинными Страшному суду Правды Божией.

«Если отвергшийся закона Моисеева... — говорит ап. Павел, — без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которою освящен, и Духа Благодати оскорбляет?» (Евр. 10, 28—29).

Да не будет же этого с нами, дорогие и возлюбленные о Господе братия и сестры.

Убоимся оскорблять живущего в нас Духа Божия делами беззакония.

Будем возгревать в себе дары благодати Божией усердной и благоговейной молитвой.

Будем стремиться только к тому, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно» (Фил. IV,8).

Будем стараться, чтобы во всей жизни и делах наших являлись плоды живущего в нас Духа Святаго: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22-23).

Да будет всегда первым желанием и первой радостью нашей — почерпать от источников спасения, т. е. в Церкви Христовой, во святых храмах Ея, Живую воду Благодати Всесвятаго Духа Божия.

Да звучит немолчно и во устах и в сердце нашем святая умиротворяющая душу молитва:

«Царю Небесный, Утешителю, Душе Истины, Иже везде сын и вся исполняй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и все-лися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Аминь.

СЛОВО НА ЛИТУРГИИ В НЕДЕЛЮ ВСЕХ СВЯТЫХ

17 июня 1979 г.

1 * очтн два месяца прошли с того дня, когда, после трудов и

подвигов Великого Поста, мы встретили всерадостный праздник Светлого Христова Воскресения. За это время мы как бы вновь пережили многие великие события как из земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, так и из жизни основанной Им святой Церкви.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.