Научная статья на тему 'Завет Божий'

Завет Божий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
275
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Завет Божий»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Владимир Сорокин

Завет Божий

Опубликовано: Христианское чтение. 1991. № 2. С. 67-94

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Проф. лрот. В. Сорокин

ЗАВЕТ БОЖИЙ'

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

«Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесож-жений. Они же, подобно Адаму, нарушили Завет, и тем изменили Мне».

(Ос. VI, 6-7)

сновополагающей мыслью Ветхого Завета была мысль об Избавителе, Освободителе, Искупителе. Представители ветхозаветного мировоззрения, книжники и фарисеи, а также вся просвещенная элита того времени прекрасно знали Священное Писание и бдительно стояли на страже соблюдения всех предписаний ветхозаветного закона. В их представлении Избавитель, Искупитель — это Мессия-Освободитель.

Ни одно пророчество о Мессии даже самого общего характера не было ими обойдено или упущено из виду. Укоряя представителей иудейской учености во многом, Господь наш Иисус Христос не укорял их в незнании пророчеств о Мессии. Были обличения в неверном понимании, но не было обличений в их незнании. Наличие среди кумранских документов значительного числа флорилёгиумов, основным содержанием которых являются цитаты и комментарии к ним, выражающие «мессианско-эсхатологическую направленность» (Тексты Кумрана. Вып. 1. М., 1971. С. 92), как раз подтверждает это положение. Просвещенность того времени хорошо знала все пророческое учение о Мессии и излагала его в своей системе со всех сторон. Она знала и учила о Мессии

* Окончание. Начало см. в №№ 1—3 «Вестника ЛДА» и в № 1 «¡Христианского чтения» за 1991 г.

и как о Боге, и вместе с Тем о чудесном рождении Его на земле, в Вифлееме, и как о Великом Чудотворце, и как о Великом Пророке в смысле Божественного Учителя и нового Законодателя по примеру Моисея, и как о Лице, страждущем за грехи человеческие и приобретающем миру благоволение Отца небесного, и как о Виновнике духовного обновления и возрождения человека силой Святого Духа (Ин. III, 10; IV, 25) н мн. др. Но,рде/деои..представления о Мессии эта ученость представила только ^epeä частный завет Бога с Авраамом, забывая об общем Завете Божьем. В силу такого представления о гря^уЩе'м Царстве5 Божисм или Царстве Мессии, средоточием н господствующей идеей в этом царстве должна была быть идея преимущества и превосходства узкой национальной элиты, как хранительницы закона Моисеева и как потомков праотца Авраама.

Понятие Завета Божия в учении о Мессии иудейскими книжниками и фарисеями было сужено до одного народа и поставлено на службу его узконациональным интересам.

Это понятие прежде всего было истолковано применительно к политической и религиозной иерархии, т. ei к очень узкому кругу людей, которых св. ап. Павел называет «ожесточившимися» (Рим. XI, 7). Поэтому политическая и религиозная власть иудеев, большинство представителей иудейской учености и вождей народных убеждений, многочисленный класс официальных книжников и учителей народа по синагогам и школам, представители умственных сил нации во главе с влиятельной сектой фарисеев — все ожидали Мессию иод именем национального царя и обладателя земной власти. Для таких людей понятие «завет» носило чисто практический смысл — в силу исключительности избрания — превосходство от имени Бога над всеми остальными народами.

ЗАВЕТ БОЖИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТ

«Се, творю все новое» (Откр. XXI, S).

Проповедь и спасительная деятельность Сына Божия среди людей на земле является радостной и благой вестью. Она есть начало новой эры и Нового Завета, т. е. не только начало внешнему отсчету времени, но и начало качественно нового процесса жизни мира, восстановление прежде всего

тех истинных отношений человека с Богом, которые он имел до своего грехопадения.

Воплотившийся Сын Божий не только указал, но и показал Своей жизнью, как надо выполнять условия Завета Бо-жиего. Он возобновил Завет, который был установлен в раю до грехопадения, восстановил образ Адама, явил правильный путь развития мира, возродил человека к новой жизни (1 Петр. I, 3; Ефес. II, 4—5; Кол. II, 11—13); Тит. III, 5), усыновил каждого верующего человека Богу (Ин. I, 12; Рим. VIII, 14—16; Гал. III, 26; IV, 5—6). Господь Иисус Христос не только открыл, по, что самое важное, ввел человека в новую жизнь, в новую реальность бытия. Эта новизна особенно ярко засвидетельствована словами Самого Господа нашего Иисуса Христа на Тайной вечере. Здесь впервые Господь употребил само понятие «Новый Завет»:

«Прием чашу, хвалу воздав, даде им глаголя: ннйте от иея вен. Сия бо есть кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов»

(Мф. XXVI, 28).

«И прним чашу, хвалу воздав, даде им: пийтс от нея вен. И рече им: сня кровь Моя Новаго Завета, за многн изливаема»

(Мк. XIV, 24).

«Такожде же и чашу по вечери глаголя: сия чаша Новый Завет Моею кровию, яже за вы проливается»

(Лк. XXII, 20).

«Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша Новый Завет есть в Моей крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание»

(I Кор. XI, 25).

Если внимательно всмотреться, как воспринималась проповедь и вся деятельность Иисуса Христа Его современниками, легко убедиться, что новизна христианства чувствовалась во всем, даже в мелочах.

Когда Господь наш Иисус Христос начал Свою проповедь, Его учение и о Себе Самом, как о Мессии, и о царстве Его, и об условиях вступления в это царство вызвало решительную оппозицию со стороны тех, кто специально занимался изучением закона и пророков и всех религиозно-национальных преданий. Вся религиозная иерархия и гражданская власть, все представители религиозной учености, а за ними громадное большинство народа восстали против учения Иусуса Христа. Они все основывали правоту своего дела на

законе и Пророках. Йисуе Христос указывал Своим противникам на искажение ими смысла и духа Писания, а они осуждали Его за нарушение прямых предписаний закона и за отвержение всего обрядового закона. Никакие знамения и чудеса Богочеловека не могли поколебать религиозных убеждений Его противников. Результатом этого непонимания и борьбы была крестная смерть Господа Иисуса Христа. Смерть и воскресение Иисуса Христа обнаружили вопиющее противоречие между неправильно понятым и ложно истолкованным законом и существом и целью ветхозаветного домостроительства, совершавшегося в потомстве Авраама. Гот, Кто от века обещан был во спасение всему миру, Кто был чаянием и надеждой всех народов, Тот отвергнут, распят и убит непоследовательными потомками избранного Авраама. А ведь им первым было вверено хранение и разумение этой тайны Божией о грядущем искуплении и Искупителе мира...

Выделение еврейского народа по признаку плотского происхождения от Авраама отвергалось Господом Иисусом Христом как самая большая несправедливость в понимании Священного Писания. Еще св. Иоанн Креститель грозно обличал самонадеянность иудеев на безусловную принадлежность их к царству Божию по признаку плотского происхождения их от Богоизбранного Авраама:

«Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойный плод покаяния; и не думайте говорить в себе: Отец у нас Авраам; ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму»

(Мф. III, 7-9).

Пророк Божий отрицал этими словами всякую связь приходящих к нему фарисеев и саддукеев с заветом Авраама и с его великими обетованиями. Проповедь св. Иоанна Предтечи была неожиданной новостью для всех людей того времени. Новое состояло в том, что он вместе со словом приступал к делу. Он стремился открыть людям глаза через покаяние на то, что они все уже теперь состоят в Новом Завете Божием.

Проповедь Иоанна Предтечи сопровождалась чисто практической деятельностью. Царство небесное представлялось ему не в виде чудесного божественного дара, но одновременной делом человеческих усилий, не в виде какой-либо отдаленной мечты, но как такое царство, которое должно иметь свое начало и для вступления в которое необходимо человеку упот-

ребить и свое собственное усилие. Поэтому Спаситель, Господь наш Иисус Христос, называет св. Иоанна Предтечу величайшим из рожденных женами, потому что до Предтечи царство небесное служило предметом одних только пророчеств.

«От дней же Иоанна Крестителя, говорит Спаситель, доныне Царство небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его»

(Мф. XI, 12).

Пророческое слово и жизнь св. Иоанна Предтечи слились в его жизни в одну поразительную чудную гармонию, а в этой гармонии, как известно, и заключается все величие и сила человека.

Пророческое слово и подвижническое дело св. Пророка и Крестителя Господня Иоанна носило конкретный характер. Он основал религиозную общину, в основе которой была новая жизнь. Эта община жила любовью и самоотверженным служением благу всех людей:

«У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делан то же»

(Лк. III, 11).

Эта община шла навстречу Господу с верой, любовью и добрыми делами. Эта община ярко свидетельствовала, что Царство Божие есть нравственная сила, и те, кто употребляет усилие, восхищают его.

Сам Иисус Христос говорил то же и в еще более сильных выражениях отрицал духовную связь плотских чад Авраама с этим великим праотцем. Когда фарисеи хвалились перед Ним своим происхождением от Авраама, Он сказал им:

«Если бы вы были дети Аврама, то дела Авраамовы делали бы... Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего»

(Ин. VIII, 39, 41).

Разъясняя истинное значение Завета Божия, Господь Иисус Христос ясно указал па широкое и всечеловеческое значение этого понятия.

«Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести; и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и одни Пастырь»

(Ин. X, 16).

На эту деятельность Иисуса Христа иудейская ученость ответила отрицательно:

«От этих слов опять произошла между иудеями распря. Многие из них говорили: Он одержим бесом и безумствует; что слушаете Его?»

(Ин. X, 19—20).

Подробно раскрыл значение Завета святой апостол Павел. Он указал, что не все те израильтяне, которые от Израиля, что не все те потомки Авраама, которые из его племени и рода суть призванные чада Божии, но только тс, кто верил в обещанного Мессию: «дети обетования признаются за семя» (Рим. IX, 8). Этим апостольским учением разъяснялось, что Завет Бога с Авраамом имел не племенное, а всемирное значение, что с избранием Авраама для служения особому Завету при этом не унижен был ни один человек и ни один народ, в том числе и еврейский. Святой апостол Павел ясно и четко говорит об «избранных» и «ожесточившихся»:

«Израиль чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились»

(Рим. XI, 7).

«Избранные» — это те, кто был по вере и по жизни Иудей, «кто внутренно таков... по духу, а не по букве» (Рим. II, 29). Они вошли в Церковь Христову и составили ее ядро, как первенцы.

«Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах..

(Евр. XII, 22-23).

Здесь речь идет о тех первенцах, кто был участником Святой Пятидесятницы: святых Апостолах, жснах-мироносп-цах и многих других.

Святой апостол Павел также ясно говорит об избранничестве евреев:

«П отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божин ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны»

(Рим. XI, 28-29).

Избранничество Израиля не кончалось Ветхим Запетом:

«Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал»

(Рим. XI, 2).

Это избранничество постоянно:

«Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего; ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим»

(1 Цар. XX, 22).

Господь, возлюбив парод Свой, не перестает любить его (1 Кор. XIII, 8) до тех пор, пока не будут исчерпаны все попытки «возвратить сердца отцов детям» (Лк. I, 17).

Суть только лишь в том, что теперь в Церкви Христовой это постоянное избранничество не является уже. исключительным. В Церкви Христовой все без исключения народы находятся в равном положении.

«Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезання, пар-вара, скифа, раба, свободного, по все и во всем Христос»

(Кол. III, 11).

Христос был распят на кресте — И за врагов своих молился! Кругом народ иад Ним глумился — Он все простил их слепоте... Не знал ни варвара, ни грека, Кто господин, кто раб — не знал! Во всех Он видел человека, Одну всем заповедь Он дал! Простер ко всем Свои объятья, Для всех раскрыл Он небеса, И говорит нам: «Все мы братья! За всех на казнь Я отдался!..»

А. Н. Майков

«Иудеи, требовавшие казни Христа, кричали: «кровь Его на нас и на детях наших». Но эта кровь есть кровь искупления. И наверно крик человеческой злобы не довольно силен, чтобы заглушить слово Божественного прощения; Отче, отпусти им, не ведят, бо что -творят».

(В. С. Соловьев)

Во Христе соединено все человечество в единую семью «по вере избранных Божннх» (Тит. I, 1) и призываемых ко спасению (Еф. I, 4; Ин. XII, 47) возлюбленных Богом (1 Иоаи. IV, 10) народов. Ни один народ ие отчужден от милостей Вожних. > ^

«Христианское спасение благо и щедро, ибо простирается на все концы земли...»

(Иларион, митрополит Киевский. Слово о законе и благодати.)

Завет с Авраамом существовал не только для Аврамл, а для всех народов. Верующий во всяком народе в промысл

Божий о спасении мира есть избранник. Это избранничество принадлежит всем народам земли, в том числе и первенцу по такому избранничеству — еврейскому народу.

«Божественные имена Иегова, Эл Шаддаи, Элогим служат для обозначения трех ступеней ветхозаветного Богооткровения и Бого-позиання. Бог, как Творец мира, дал бытие природе и, как Про-мыслитель, непрестанно промышляет о ее существовании. Цель божественного творчества и промышления заключается, однако, не в самой природе, как таковой, а в основании на земле царства благодати. И вообще по свойству развития тварного бытия, это устроение царства благодати не могло произойти в кратковременный период. Но особенно это стало невозможным после грехопадения, вследствие которого союз между природой и благодатью нарушился. Требовалось потому прежде самого начала устроения царства благодати некоторое предварительное подготовление природы для служения целям благодати, И когда эта подготовка — в той мере, в какой она необходима была для божественного промышления,— осуществилась, положено было, наконец, начало и устроение самого Царства благодати. Таковы главнейшие моменты ветхозаветного исторического домостроительства Божественного промышления о роде человеческом. И все они получили выражение в соответствующих именах божественных. Выражаясь образно, можно именно сказать, что, как Элогим, Бог создал природную почву, как Эл Шаддаи — мощно взбороздил ее и посеял на ней семя обетования, а как Бог откровения — возрастил это семя до расцвета и плодоношения. Завет с Ноем и потомством Ноя заключается во имя Элогим, так как представляет собой ближайшим образом восстановление нарушенных потопом творческих порядков. Завет с патриархами Авраамом, Исааком и Иаковом становится во имя Эл Шаддаи, так как имеет в виду подготовление поверженной и преходящей природы для основоположения в ней нового, святого и заключающего в себе зачаток вечной жизни царства благодати. А завет с целым израильским народом утверждается уже именем Бога Откровения: так существенное его содержание составляет самое основоположение и осуществление царства благодати до последнего его завершения в царстве славы».

(Архим. Феофан. Тетраграма, или Ветхозаветное божественное имя Иегова. СПб, 1905. С. 74—75.)

«Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу, в обновлении духа, а не по ветхой букс»

(Рим. VII, Г>).

ЗАВЕТ БОЖИЙ И БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС

«Я верую, что Ты Христос*, Сын Божий, грядущий в мир»

(Ии. XI, 27).

После того, когда «воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: (Адам), где ты?» (Быт. III, 9), самым важным

ВоНросом, обращенным к Человеку, явлйется вопрос Иисуса Христа: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. XVI, 15).

Еще при жизни Спасителя ответ на этот вопрос был сформулирован двояко:

1) «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. XVI, 16);

2) «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли между нами Его сестры? И соблазнялись о Нем» (Мк. VI, 3).

Человечество никогда не было равнодушным к вопросам об Иисусе Христе.

Наличием самых разных вопросов и ответов характеризуется весь период истории человечества до и после Рождества Христова.

«Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице.

И сказал им Пилат; Се Человек!»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Ин. XIX, 5).

Представитель римского языческого мира Пилат, указывая на Христа, говорит: «Это человек!» Что хотел этим сказать Пилат? Разве евреи не знали, что Христос — человек? Ведь потому они и осудили Христа и привели Его к Пилату, что видели в Нем только человека, а Христос говорил, что Он —Сын Божий (Мф. XXVI, 63—66).

Вопросы об Иисусе Христе и Его спасительной миссии никогда не были новыми или старыми. Они всегда были насущными вопросами, вопросами настоящего времени.

«Кто же Сей, что и ветер, и море повинуются Ему?» (Мк. IV, 41), «Что есть истина?» (Иоан. XVIII, 38), —спрашивали в изумлении Его современники. Сам Спаситель спрашивал Своих учеников:

«За кого почитают Меня люди? Они отвечали: за Иоанна Крестителя, другие же—за Илию; а иные — за одного из пророков»

(Мк. VIII, 27-28)

Шли века, менялись поколения, а эти вопросы всегда волновали людей. И в настоящее время, как и прежде, находясь в поисках ответов на многочисленные вопросы, люди, порой сами того не замечая, просвещаются истинным и животворящим светом Христовым.

Многие знали Иисуса Христа как святого Учителя Закона, многие знали Его как великого Чудотворца, некоторые предполагали Его как возможного или желаемого царя иудейского, но Христа — Сына Божия — Спасителя мира и Начальника новой жизни людей в вечном царстве БО-

ЖИеМ никто из Них не зййл, а миогйе даже и не хоТелП знать, потому что не стремились понять Его проповеди о Царстве Божием. Пока Он говорил о Божием законе, люди «слушали Его с услаждением и дивились учению Его» (Мк. XI, 18; XII, 27; Лк. IV, 32). Когда же Он напитал в пустыне пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Мф.ХУ1, 13—21; ср. Мк. VI, 30—44; Лк. IX, 10—17; 1—14), то напитавшиеся люди говорили между собой: «Это истинно тот Пророк, которому должно прийти в мир» (Ин. VI, 14). И не только они говорили это, но и порешили сделать Его царем над собой (Ин. VI, 15). Но когда в ответ на домогательства Своих последователей Христос стал говорить о Себе Самом, как об истинном хлебе небесном, питающем человека в жизнь вечную, Он вызвал этим учением недоумение и ропот среди иудеев. Он объяснил пристрастным поборникам хлеба и рыбы, что истинный хлеб жизни есть Он Сам:

«Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день»

(Ин. VI, 35, 40).

После этого не одни только посторонние слушатели, но и многие ученики Его стали говорить друг другу: «Какие странные слова! Кто может это слушать?» — и с выражением этого недоумения поспешили оставить своего Учителя (Ин. VI, 41—42, 51—52, 60—66). Видимо, для этих людей Царство Божие заключалось только в обилии хлеба и рыбы, а поэтому хотя они и согласны были признавать Иисуса Христа за такого великого пророка, которому, по их ожиданиям, следовало явиться в мир, однако от такого великого Пророка они ничего другого не ожидали, кроме земных благ. Поэтому они сразу же отошли от Христа.

Даже ближайшие ученики Иисуса Христа, те, которые не расставались с Ним во всс время Его проповеднической деятельности, которые были слушателями всех Его поучений и свидетелями всех Его дел, и они долго не могли понять разницы между Ветхим и Новым Заветом, между общим и частным заветом.

Они искренне верили в божественное назначение Иисуса Христа. Они несомненно признавали Его Христом — Сыном Божиим, но единственную цель Его пришествия в мир они видели и полагали только в чувственном устроении славно-

Го Царства Мзраилева (Лк. XXlV, 20—21), т. с. общий завет низвели и подчинили частному. То, что Он — Богочеловек и Спаситель всех людей, это для них было новым и невероятным.

Совершенной новостью для учеников было также воскресение Христово. Когда они пребывали вместе с Господом во время Его проповеднической деятельности, они своими глазами видели три чудесных воскрешения действительно умерших людей: сына Наинской вдовы (Лк. VII, 11 —16), дочери Иаира (Мк. V, 22—24; 35—42) и четверодневного Лазаря (Ин. XI, 38—44). Это для них было удивительно, но все-таки объяснимо. Когда же они узнали, что их действительно умерший Учитель воскрес и снова явился живым, они совершенно не могли вообразить себе, как Он воскрес и почему Он воскрес и, наконец, зачем Он воскрес. Событие воскресения Христова для них оказывалось не просто только чудесным, но и совершенно новым, не имеющим себе подобных в прошлом.

Христианство было новостью также и для тех, кто исповедовал другие религии. Известно, что перед самим явлением в мир Иисуса Христа языческий мир несомненно чувствовал настоятельную нужду и несомненно ждал к себе ка-кого-то великого учителя-провозвестника Божией воли. Правилом жизни этих людей было ясное познание истины и свободное желание следовать ей. Но «что есть истина» (Ин. XVIII, 38), языческий мир ясно себе не представлял. Поэтому когда христианство возвестило языческому миру, что Иисус Христос есть «путь, и истина, и жизнь» (Hh.XIV, 6»), что для полного обладания этой Истиной требуется преобразование человеческой жизни, а для преобразования человеческой жизни необходимо преобразование самой природы человека (Ин. III, 3—21), то оно оказалось для этого мира учением «совершенно новым» (Деян. XVII, 18—20). Когда же мир услышал, что это новое учение утверждается его проповедниками не просто лишь в качестве философской гипотезы о возможном идеале человеческих желаний, а в качестве сообщения о действительном факте, который уже осуществлен Богом любви в воплощении, смерти и воскресении Сына Его, то мир не нашел в себе ни единой мысли, с которой бы можно было связать ему это необычное известие. Для всего древнего мира основное содержание христианской проповеди оказалось не только новым, но и в высшей степени странным и даже прямо безумным (1 Кор. I, 23), потому

Uto olio реШиТелЬНо противоречило всем Представлениям Человека о Боге и всем размышлениям его о сущности и условиях желательного ему спасения.

До начала евангельской проповеди Господа люди вовсе не знали о том, что такое Божие царство в его истинном значении, и где оно находится, и когда оно откроется, и как оно откроется. Они всегда жили такой жизнью, что не составляли собой Божиего царства, и если все-таки думали войти в это царство, то обыкновенно представляли его таким образом, что будто оно находится где-то вне их, и для того чтобы войти в него, им следует лишь перешагнуть за рубеж своего человеческого существования и, по милости Божией, оказаться на небе. Это было грубое заблуждение, которое решительно губило людей и губило Божие дело в людях, потому что, наивно представляя себе, что они живут только в мире, а не в Божием царстве, люди этим самым отторгали мир от Божиего царства и делали его царством греха, царством диавола. Господь Иисус Христос разрушил это грубое заблуждение людей и открыл людям новую, неведомую им истину. Он разъяснил, что о Божием царстве нельзя сказать: «вот, оно здесь» или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть (Лк. XVII, 21). Не какой-нибудь отдельный уголок мира или отдельный народ, а весь мир Божий есть Божие Царство. Поэтому, если кто созерцает мпр религиозной мыслью через общий Завет Божий, для того небо— престол Бога и земля — подножие ног Его (Мф. V, 34— 35), и вся жизнь на земле есть проявление Божией благости и премудрости (Мф. V, 45; VI, 28—29; X, 29; ср. Лк. VI, 35; XII, 27—28; XII, 6—7). Сама жизнь мира есть откровение тайны бытия Божия.

«Бог есть Открывающаяся Тайна... Откровение есть действие самого Открывающего в приемлющем откровение... диалог, разговор Бога с тварью, с ангелами и человеками, причем полнота откровения принадлежит именно человеку (ср. 1 Петр. I, 12; Еф. III, 9— 13). Откровение есть общение Бого-человеческое, акт Бога в человеке и обратное приятие Бога человеком, встреча, разговор, завет Бога с человеком... Оно одинаково есть и акт, и факт —«депозит» веры, всегда продолжающееся откровение. Оно есть в этом смысле вечная жизнь для твари. Оксан Божества никогда не исчерпаем для твари, которая ныне познает отчасти... Бог никогда не перестает быть открывающейся тайной для человека, откровение не прекратится, оно есть вечная жизнь... «Сия же есть жизнь вечная, да познают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. XVII, 3)».

(Прот. Булгаков С. Об откровении. ВРХД, № 140, III—IV. 1983. С. 6—7.)

Г*осподь открыл, что люди на самом деле сейчас живут й Завете Божием. Если же многие из людей это совсем не чувствуют, то это лишь потому, что люди сами разрушают правду мира явной неправдой своей жизни в мире. Но с этой неправдой жизни, где бы ни существовал человек, т. е. на небе или на земле, он все равно не почувствует себя в Завете Божием и не сделается членом Божиего царства. Поэтому всякий человек, действительно желающий пребывать в Завете Божием, должен стремиться не к тому, чтобы заменить землю небом или вообще существующий мир каким-нибудь другим миром, а к тому, чтобы изменить самого себя в другого человека, в такого именно человека, который был бы достойным «соработником» Божиим, чтобы нравственным совершенством его человеческой жизни действительно бы доказывалось, что люди не порождения земли, а творения Божий, и таким образом его человеческой жизнью прославлялся бы небесный Отец людей (Мф. V, 16).

Опознание действий греха и активное утверждение в жизни добра и любви Христовой является верным признаком пребывания человека в Новом Запето Божием.

«Вы слышали, что сказано: «око за око и чуб за зуб»; Л Я говорю вам: не протився злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дли, и от хотящего занять у тебя не отвращайся»

(Мф. V, 38-42).

Здесь Иисус Христос говорит: добром отвечай на зло, становись не во враждебное отношение к творению, но в дружественное, не врагом, а другом будь ко всем окружающим. Дружественное любвеобильное отношение ко всему окружающему есть дерзновенное стремление добром погасить злобу врага, злого претворить в доброго. Кротость в христианстве— добродетель активная. Это сила Божия, животворящая и побеждающая.

Только при условии такого изменения люди могут увидеть, что они действительно живут в Божием мире и в Божием Завете, и при этом же только условии они могут получить действительные основания думать о своей жизнн, как частице вечной жизни, так как Божие царство несомненно вечно, как вечен Сам Господь.

Видимо, не случайно Господь Иисус Христос ие оставил нам ни единого записанного Им слова. Показать именно ио-

пый аспект жизненного процесса было главной целью всей деятельности Сына Божия на земле. Эта новая жизнь означает прежде всего активную добродетель, подвиг борьбы с грехом — «вера без дел мертва» (Иак. II, 20). Для современников Иисуса Христа, а затем и для всех христиан Ветхий Завет с его запретами получил свое полное выражение, и стала ясна его роль. Отныне главное не форма, а суть, не религия, как что-то связующее, а живая вера в реально воплотившегося Сына Божия.

В Своей беседе с самарянкой у колодца Иакова Иисус Христос указал, что наступает время совершенно нового восприятия духовных ценностей.

«Господи! — говорит Ему женщина, — вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух; и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»

(Ин. IV, 19—21, 23—24).

Самарянка задала вопрос в традиционной форме о своей религии, как культе, а Иисус Христос объяснил ей, что истинная религия — это не культ, что христианство — это не религия, а новая жизнь в Духе Святом. Суть этой новой жизни состоит в том, что человек, как свободное существо, осознает себя в Завете Божием, чувствует себя причастным к реальной Божественной жизни, к жизни вечной, к Царству Божню. После воплощения Сына Божия человеку важно то, как он верит в Бога, но важнее, как он верит Богу и как он по этой вере живет. Вера есть жажда жить по-настоящему. Именно реальное присутствие Бога в мире есть и будет всегда самой главной и неожиданной новостью для всех людей. Главное в этом Завете Божием — способность слышать не столько человеческое, сколько божественное, брать за основу не личное, эгоистическое, а соборное взанмовоснол-няющее.

«.. .мы непрестанно благодарим Бога, что принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово Человеческое, — но как слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас верующих»

(1 Фес. II. 13).

Христианство дает нам ясное гармоничное и органическое сочетание стремления человека ввысь со стоянием его па земле; оно наполняет это стремление ввысь содержанием, а стояние на земле освобождает от мертвящего рабства и оживотворяет свободным сыновним соучастием человека в божественном творчестве нового неба и новой земли. Своим символом христианство избрало крест, который своими концами направлен во все стороны: вверх, в стороны, вниз, т. е. указывает человеку на место его служения. В последовании службы Рождества Христова подчеркивается это дерзновенно-сладостное сочетание в том, что земля сочеталась с небом, небо с землею:

«Небо и земля днесь совокупишася, рождшуся Христу. Днесь Бог на землю прииде, и человек на небеса взыде»

(Стихира на литии 2-я).

Христианство отвечает на вековечные чаяния человечества, относительно соединения Божества и человечества. Ответ на этот вопрос таков: совершенный Бог может быть явлен только в совершенном человеке, и совершенным человек может стать только при своем органическом соединении с совершенным Богом.

Во Христе совершилось такое органическое соединение Божества с человечеством. И мир признал это: восточные мудрецы поклонились Христу, как Богу (Мф. II, 1—12), Пилат засвидетельствовал, что Христос — совершенный человек (Ин. XIX, 5).

Христос — полное осуществление идеала бывшего до Него человечества, и в то же время — Христос — неотложная н непременная задача человечества, живущего после Христа. Иначе говоря, то, что осуществилось во Христе, должно осуществляться п в человечестве.

Пусть на земле не будет, братья, Ни властелинов, ни рабов, Умолкнут стоны и проклятья, И стук мечей, и звон оков,— О, лишь тогда, как гимн свободы, Пусть загремит: «Христос воскрес!» И нам ответят все народы: «Христос воистину воскрес!»

Д. С. Мережковский

ЗАВЕТ БОЖИЙ И БОГОВОПЛОЩЁНИЕ

«Рождество Иисуса Христа было так..

(Мф. I, 18).

Путь к осознанию себя в Завете Божием у каждого человека свой... У каждого человека путь познания особенный, потому что каждый человек — душа живая, существо личное, свободное. «К свободе призваны вы, братия...» (Гал. IV, 13).

Пользуясь великим даром свободы, человек созерцает и воспринимает истину Иисуса Христа настолько, насколько его жизненный опыт научил распознавать и ценить духовные и материальные ценности. В зависимости от того, насколько искренне и широко человек раскрывает свой ум и сердце свету и теплу Богочеловека, настолько он воспринимает и испытывает на себе влияние этого благодатного воздействия.

Рождество Господа нашего Иисуса Христа есть великое таинство Боговоплощения. Бог стал человеком, Бог открылся человеку. Во Христе завершился Ветхий Завет и получил свое начало Новый. Начало Нового Запета есть начало совершенно нового качества жизни, это время Боговоплощения и обожения человека, время земной жизни Сына Божия и время светлого возрастания Церкви. Для человека Боговоп-лощение является основополагающим событием. Во Христе воплощен идеал Запета Божия. Бог принял плоть, чтобы показать человеку Свою верность Завету Божию и, не стесняя свободы человека, указать ему на истинный путь духовного совершенствования. В Боговоплощении раскрыт самым очевидным образом свободный диалог Бога с человеком. Если Завет Божий предполагает диалог Бога с человеком и человека с Богом — Боговоплощение есть вершина этого диалога.

«Откровение тайны само по себе представляет тайну между Богом и человеком. Надо быть способным к откровению и достойным откровения. Камень не может принять откровения, как не может и животное. И человек не может вынести откровения в большей мере, нежели ему свойственно: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. XXXIII, 20; ср. Суд. XIII, 22). Откровение является божественным действием над человеком, но не может быть насилием над его природой. Оно предполагает известную взаимность или сообразность Бога и человека, их соотносительность. Для того, чтобы человек мог быть преемником Откровения и возможен был разговор Бого с человеком, нужно, чтобы Бог

был в каком-то смысле человечен, а человек имел й себе нечто божественное. Эта соотносительность Бога и человека выражается на библейском языке так, что человек сотворен по образу Божию, и, следовательно, Бог содержит в Себе Первообраз человеческий». (Прот. Булгаков С. Об откровении. ВРХД, № 140, III—IV. 1983. С. 7—8.)

Господь дает человеку столько от Своей славы, сколько может вместить человек.

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, ноказавый ученикам Твоим славу Твою, якожс можаху...» (Тропарь Преображению Господню).

Иисус Христос своим примером показал, что диалог человека с Богом и Бога с человеком есть одна из самых существенных сторон Завета Божисго. Когда Он говорит о Своем Отце или обращается к Своему Отцу, Он говорит и являет нам Бога: «Видевший Меня видел Отца» (Ии. XIV, 9).

Среди всего сотворенного только человек обладает всеми необходимыми данными, чтобы понять, пережить и по достоинству оценить реальное присутствие Богочеловека Иисуса Христа Сына Божия в мире. Только человек способен почувствовать и оценить истинный смысл Его жизни и деятельности.

Люди с развитыми духовными запросами глубоко понимают и потому искренне принимают и чувствуют животворность учения Иисуса Христа и величавую простоту как Его личности, так и всего того, что Церковь хранит в своей памяти о Нем. Во время земной жизни и спасительной деятельности Иисуса Христа люди с развитыми духовными запросами были Его первыми слушателями, а затем исполнителями и свидетелями миру.

«Души благочестивые и верующие, сердца алчущие и ^аждущие Царствия Божия и правды Его — вот та хартия, если " можно так выразиться, на которой писал Свое учение и историю Своих дел Сам Господь Иисус».

(Свящ. Рождественский В. Историческое обозрение священных книг Нового Завета. СПб, 1878. С. 35.)

Именно люди чуткие к духовному развитию мира являются верными последователями Господа и истинными хранителями Его учения. Как служители Христовы и домостроители тайн Божиих (1 Кор. IV, 1), они и составляют живую память Церкви.

Верующие всех времен чувствуют, знают по опыту и потому утверждают, что жизнь, страдание, смерть и воскресение Иисуса Христа имеют исключительное значение для ка-

ждого Человека в о!делЬНоетИ и Для ЬСего человечества в целом. С самого начала христиане проповедовали о том, что «нет другого имени под небом, данного человеком, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. IV, 12).

Для верующих Иисус Христос — Сын Божий, Сын Человеческий, Богочеловек. Несмотря на то что Его жизнь имела место в отдельном отрезке времени прошлого, она явилась событием, которое стоит над всеми прочими событиями и дает ключ ко всей мировой истории. Жизнь Церкви, во всех ее проявлениях, показывает и раскрывает богочелове-чество Иисуса Христа. Церковь утверждает, что ее жизнь и история навсегда связаны с жизнью и воскресением Господа, что Он постоянно пребывает в ней и руководит жизнью ее членов, а потому верность и преданность человека этому руководству Церкви является гарантией того, что он получает из ее учения объективные и полные знания об Иисусе Христе.

«Последующе Божественным отцем, все единогласно поучаем ис-поведывати единаго и тогожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве: истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела: единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству: по всему нам подобна, кроме греха: рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас и ради нашего спасения, от Марии девы Богородицы, но человечеству: единаго и тогожде Христа, Сына, Господа, единороднаго, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемаго, (ни-какоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегождо естества, во едино лице и во еди-ну ипостась совокупляемаго): не на два лица разеекаемаго или разделяемаго, но единаго и тогожде Сына, и единороднаго Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле Пророцы о Нем, и якоже Сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам Символ отец Наших».

(Догмат 4-го Вселенского собора «О двух естествах во едином лице Господа нашего Иисуса Христа». Книга Правил. Канада. 1971. С. 28.)

Достоверность этих знаний постоянно проверяется самой жизнью верных чад Церкви. При этом важно заметить, что Церковь не доказывает истинность отдельных положений об Иисусе Христе и Его спасительном благовестни, а показывает их опытом жизни верующих и всеми установлениями своей богослужебной и духовной жизни.

Апостолов в строгом смысле слова лучше не называть проповедниками о Христе, ибо их проповедь это иродол-ж е и и е проповеди Самого Христа, как явления вечного

свидетельства о спасении, Хранимого в Церкви. Они, по Меткому выражению св. ап. Луки, — «очевидцы и служители Слова» (Лк. I, 2).

Само содержание проповеди апостолов не ограничивалось одним лишь возвещением о Новом Завете Господа нашего Иисуса Христа. Апостолы — это свидетели осуществления в мире Нового Завета через благодатную жизнь христианской общины. Апостолы — это носители живого доказательства о возможности осуществления спасения, благодаря явлению в мир Мессии Христа. Поэтому Царство Божис не только «благовествуется» (Деян. VIII, 12) и «проповедуется» апостолами (Деян. XX, 25; XXVIII, 31), по подтверждается (Деяи. XXVIII, 23) н удостоверяется (Деян. XIX, 8).

Подобно тому как Церковь не доказывает бытие Божис, а показывает его всей совокупностью своего духовного опыта, так н личность Иисуса Христа и Его Новый Завет Церковь призывает познавать опытно. Всем своим бытием Церковь являет Новый Завет Иисуса Христа миру. Она раскрывает светлый лик Богочеловека и благовествует людям радость.

«Я возвещаю вам радость великую, которая будет всем людям»

(Лк. II, 10).

Этими словами открывается Евангелие и заканчивается:

«Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с радостию великою»

(Лк. XXIV, 52).

ЗАВЕТ БОЖИЙ И ЦЕРКОВЬ ХРИСТОВА

«Церковь есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем»

(Еф. I, 23).

Завет Божий, по своей сути, предполагает взаимодействие божественной и человеческой воли.

«Се стою у дверей и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему н буду вечерять с ним, и он со Мною»

(Откр. ИГ, 20).

Церковь Христова, по своей сути, призвана являть миру Богочеловечество Господа нашего Иисуса Христа.

«Все покорил иод ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во

веем»

(Еф. I, 22-23).

Церковь Христова состоит из тех, кто откликнулся на зов Божий, кто стремится воспринять и усвоить спасительную деятельность Господа нашего Иисуса Христа. Земное дело Иисуса Христа состоит не только в одном учении. Он пришел на землю не только для того, чтобы сообщить людям несколько новых истин. Главное в Его воплощении — создать новую жизнь человечества, создать Церковь:

«Созижду Церковь Мою, и врага адовы не одолеют ей»

(Мф. XVI, 18).

«Вы — род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершсяства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»

(1 Петр. И, 9).

Цель бытия Церкви — благовествовать миру Боговопло-щение и духовно преображать человека. Благодатные дары Церкви существуют для совершения святых, по мысли св. ап. Павла, т. е. для нравственного возрождения христиан (Еф. IV, 12), «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. IV, 13).

«История Церкви — это свободное осознание людьми единства, совершенного во Христе и всегда присутствующего в Церкви, где уже даровано «вечное сияние Царства».

(ЛосЬкий Вл. Очерй' Мистического богословия восточной Церкви. Б. Т. Сб. 8. М., 1972. С. 164.)

Господь всех призывает выйти из иодчинемпя власти греха и избрать путь сопричастности святости и свету Божественной истины. В Церкви Христовой все направлено к тому, чтобы люди услышали призыв Божий и почувствовали себя в Завете Божием. В Церкви Христовой человек узнает себя, как личность, которая способна не только слышать призыв Божий, по и отвечать на него.

Церковь не является системой идей, ома не является идеологией. Она. явлена не в качестве учения, а в качестве чудесного факта. Поэтому Церковь есть опыт и свидетельство.

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем всем эту вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение — с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом. II это пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна»

(1 Ин. I, 1—4).

Общение человека «с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» есть выражение сути Завета Божия. У людей, входящих в Церковь, не происходит немедленного, как бы магического превращения в святых членов. В Церкви совершается великое таинство преображения человека, его исцеление от болезни греха. Священное Писание не говорит о том, что Церковь есть общество совершенных, но общество спасающихся, которые под водительством Духа Святого приобщаются к истине Божией (Ин. XVI, 13).

Раскрытие Церкви в ее учении и жизни есть преображение самого мира, его свободное становление Церковью... Любой человек, сколь бы мудр и свят он ни был, лишь становится христианином. Церковь — это та форма, в которой человек себя преображает из греховного состояния в праведное: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро!» (Пс. 66, 10).

Святой апостол Павел раскрыл учение о Церкви наиболее полно и ясно. Часто в посланиях св. ап. Павла Церковь называется телом. Это означает, что Церковь, как и тело, есть организм, в котором все члены соединены в одно, течет в них одна кровь. Телу свойственна органическая жизнь. Но чтобы тело жило, нужен дух, оживляющий его. Как тело оживляется духом, так и Церкви для жизни и благочестия дана божественная сила — Дух Святой.

Церковь в посланиях св. ап. Павла названа единым телом и единым духом. Это означает не только единомыслие, но единого Духа Божия, проникающего во все тело. Все добродетели рассматриваются как проявление Духа Святого.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же," производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу: одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолко-

вание языков. Все же это производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно»

(1 Кор. XII, 4-11).

Дух Божий делает возможным для человечества новую жизнь, производит хотеиие этой новой жизни и действие (Филип. II, 13), вливает в сердца любовь. Любовь, как и другие добродетели, — плод Духа (Гал. VI, 22).

«Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам»

(Рим. V, 5).

В Церкви ее вероучение всегда переходит в нравственное духовное совершенствование.

В Церкви Дух Святой дает каждому члену Церкви силы быть новым творением, руководствующимся любовью:

«Итак, кто во Христе, тот новая тварь: древнее прошло, теперь все новое»

(1 Кор. V, 17).

«Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники»

(Гал. VIII, 26—29).

Самым ярким и наглядным примером духовного воссоздания человека в Церкви Христовой является Богоматерь. Ее прославление является первым плодом тайны искупления мира. Божия Матерь является первой из спасаемых. Своим «Се раба Господня» Она выразила произволение принять на себя служение Богу в качестве девственной Матери Сына Божия. Дева Мария до последнего издыхания оставалась верной этому служению и подвигом приснодевства достигла при содействии благодати Божией высшего предела святости, доступного человеку. Эта достигнутая Девон Марией святость сделала Ее достойной и способной воспринять тот исключительный «венец правды», которого удостоил Ее Су-дня — Сын и Который дает Ей и по смерти продолжать служение в качестве Матери Божией и «спасать присно наследие Ея». В Богоматери Церковь видит «Начальницу мысленного наздания» (Акафист Пресвятой Богородице, некое 10-й), то есть начало духовного воссоздания человечества. В Богоматери уже фактически нашли свое первое осуществление

самые вожделенные чаяния христиан. В Ёе примере — залог нашего воскресения и воссоздания.

ЗАВЕТ И БИБЛЕЙСКАЯ ТАЙНА

«Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»

(Откр. III, 15-16).

Библейская тайна является океаном, в котором человек ищет себя. Она не является стеной, о которую разбивается ум человека.

«Океан Божества никогда неисчерпаем для твари, которая ныне познает отчасти. Правда, нам обещано, что в будущем веке мы будем познавать Бога уже не отчасти и не через тусклое стекло, но лицом к лицу, как и сами познаны, уже не по-младенчески, но по-мужески (1 Кор. 13, 9—15). Бог никогда не перестает быть открывающейся тайной для человека, откровение не прекратится, оно есть вечная жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да познают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3)».

(Прот. Булгаков С. Об откровении. ВРХД, № 140, III—IV. 1983. С. 7.)

Библия учит сознавать свои возможности и границы, быть смиренными и восприимчивыми по отношению к тому, что уже Господом дано и раскрыто. Смирение при этом не есть добродетель нас унижающая.. Смирение в данном случае есть активная добродетель. Оно показывает силу нашей души. Оно помогает нам получить правильный критерий в оценке истины. Смирение, по слову Иисуса Христа, есть высота в познании истины.

«Всякий возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»

(Лук. XVIII, 14).

Поскольку христианство есть опыт, а «Церковь Бога живого есть столп и утверждение истины» (1 Тим. III, 15), сама цель постижения библейской тайны состоит в активном решении разного характера проблем, чтобы всем опытом духовного развития представить учение Вселенской Церкви о Спасителе и о совершенном Им нашем спасении. В силу того что через практическое исповедание Иисуса Христа к нам приходит истинное знание о Боге и о сотворенном Им мире, руководящим и направляющим на этом пути должны

быть вера и активная добродетельная жизнь. Пассивность и безразличие являются изменой Завету Божию. Часто эта измена происходит оттого, что человек подпадает под влияние очень распространенного в настоящее время предрассудка, якобы вера подавляет или ограничивает свободу человека, а положительное знание делает человека свободным. Вдумаемся в этот предрассудок. На самом деле все происходит наоборот. Вера дает возможность человеку переступить за пределы данной физической реальности. Вера утверждает существование таких основ, которые не ограничены признанными формами. Вера свободно признает их. Вера, таким образом, есть подвиг духа. Вера есть смелый шаг в неведомое. Верующий не выжидает пассивно воздействий внешнего предмета, а смело идет им навстречу, он не следует рабски за явлениями, а предваряет их — он свободен и самодеятелен. Как свободный подвиг духа, вера имеет нравственное достоинство и потому достойна положительной оценки:

«Блаженны не видевшие и уверовавшие»

(Ин. XX, 29).

В научном, эмпирическом познании все наоборот. Дух человека подчиняется внешнему факту или явлению. Этим подчинением он сразу же ставит себя в подчиненное, несвободное положение. А если нет свободы, нет самостоятельности, значит, нет ни подвига, ни нравственной заслуги. Где пассивность и зависимость, там беспросветное рабство. Где активность и свобода, там истинная жизнь.

Стремление человека узнать тайны Библии свидетельствует о его принадлежности к тому миру, который представлен на страницах этой священной книги Завета. Библейский мир единое целое. Библия — книга откровения об этом мире и о Завете Божием. Библия открывает человеку много тайн, но это не означает, что она открывает все тайны бытия мира. В частности, Библия четко и ясно говорит о начале и конце мира.

Завет Божий предполагает осознанную человеком ответственность за дарованные ему возможности и мирские блага. Отвечать за все содеянное человек будет на последнем суде Божием.

Конец мира в библейском понимании означает второе пришествие Христово и страшный суд.

В Священном Писании не открыта тайна о том, когда будет второе пришествие Христово. Указаны лишь признаки:

«Когда же сидел Он на горе Елеоиекой, то приступили к Нему ученики наедине, и спросили: скажи нам, когда это будет и какой признак Твоего пришествия и кончина века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас. Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос» — и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь: ибо надлежит всему тому быть; но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам. Все же это — начало болезней. Тогда будут ¡предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое. И тогда соблазнятся многие; и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга. И многие лжепророки восстанут и прельстят многих. И, по причине умножения беззакония, во многих охладсет любовь. Претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия но всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять чго-ннбудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни. Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою, или в субботу. Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос» или: «там» — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «Вот, Он в пустыне» — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах» — не верьте. Ибо, как молния исходит от Востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого. Ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою. И пошлет Агнелов Своих с трубою громогласною; и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не нейдет род сей, как все сие будет. Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. Но как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого. Ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег; и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех: так будет и пришествие Сына Человеческого. Тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется. Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет. Но это вы знаете, что

если бы ведал хозяин дома, в какую страЖу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы; ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу вовремя? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так. Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его. Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: «не скоро придет господин мой» — и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами: то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает; и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов»

(Мф. XXIV, 3—52).

Святой апостол Павел в послании к Тимофею пишет:

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся. К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины»

(2 Тим. III, 1—7).

Второе пришествие Христово будет явлением славы и величия Божия.

«Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего со Ангелами Своими»

(Мф. XVI, 27).

Целью второго пришествия Христова будет воскресение мертвых и суд Божий.

Воскресение мертвых есть то действие всемогущества Божия, посредством которого умершее и разрушившееся тело оживет и соединится с душой в той личности человеческой, какая сформировалась в продолжение земной жизни:

«Ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения»

(Ин. V, 27—29).

Святой апостол Павел учит:

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении о умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог

приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, не предупредим умерших; потому что Сам Господь при возвращении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу па воздухе, и так всегда с Господом будем»

(1 Сол. IV, 13—17).

Залогом воскресения всех людей служит для нас воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Воскресение мертвых будет делом всемогущества Божия, а не действием природы. Воскреснут все (1 Кор. XV, 20; Иоан. V, 29; Деян. XXIV, 15; 1 Сол. IV, 17; 1 Кор. XV, 51).

Воскресение всех положит конец физическому миру:

«Небо и земля мимо идут» (Мф. XXIV, 35).

«А нынешние небеса и земля, содержимые тем же словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день (Псал. 89, 5). Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем, мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда»

(2 Петр. III, 7-13).

Конец и разрушение физического мира в библейском понимании означает его преображение, его преобразование. Из разрушенного мира произойдет новый и лучший мир. После воскресения всех начнется страшный суд:

«Приидет Сын Человеческий во славе* Отца Своего с Ангелами Своими; и тогда воздаст каждому по делам его»

(Мф. XVI, 27).

«Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»

(2 Кор. V, 10).

«Бог воздаст каждому по делам его: тем, которые постоянством в добром ищут славы, чести и бессмертия, жизнь вечную; а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде, ярость и гнев» (Рим. II, 5—11; ср. Деян. XVII, 31; 1 Петр. IV, 5; 2 Петр. II, 4, 2; 2 Сол. I, 7—10).

На страшном суде будут судимы все люди, жившие от начала мира до конца. Сердцеведец Господь каждому воздаст по делам его.

«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей; и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одеил Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне». Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?» И Царь скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня». Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?» Тогда скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную»

(Мф. XXV, 31—46).

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.