Иерей Евгений Геннадьевич Веселов «К вопросу об оценке богословия премилленаризма: место земного тысячелетнего царства в домостроительстве нашего спасения»
К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ БОГОСЛОВИЯ ПРЕМИЛЛЕНАРИЗМА: МЕСТО ЗЕМНОГО ТЫСЯЧЕЛЕТНЕГО ЦАРСТВА В ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ
Иерей Веселов Евгений Геннадьевич, кандидат юридических наук, аспирант кафедры богословия Московской духовной академии (г. Сергиев Посад)
Аннотация. В статье анализируется основная эсхатологическая модель современных неопротестантов (баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы и других) - премилленаризм, или учение о тысячелетнем царстве после Второго пришествия Христа. Предлагаемое премилленари-стами временное (тысячелетнее) царство означает умножение последних событий. Поэтому премилле-наристы ожидают несколько грядущих пришествий Христа, воскресений и судов. Классический вариант премилленаризма (посттрибулационизм) лишь отдаляет блаженное наступление вечности для верных. Иудейский вариант тысячелетия, предлагаемый в претрибулационизме, исключает Церковь из домостроительства нашего спасения, т.к. учит о «восхищении Церкви» перед началом великой скорби. И великая скорбь от антихриста, и тысячелетнее царство якобы предназначены лишь иудеям. Тем самым уничижается совершенное Христом Искупление, а спасение становится возможным помимо Тела Его Церкви, которая есть полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:23). Во всяком случае, тысячелетие не может считаться полноценным царством славы Христа, потому что в нем будут существовать грех, через который диавол царствует в человеке, и смерть - последний враг (1 Кор. 15:26).
Ключевые слова: хилиазм, премилленаризм, претрибулационизм, посттрибулационизм, тысячелетнее царство, эсхатология, сотериология, спасение, адвентизм, ересь.
ON THE ISSUE OF EVALUATION OF PREMILLENNIALISM THEOLOGY: THE PLACE OF THE MILLENNIAL KINGDOM IN THE ACCOMPLISHMENT OF OUR SALVATION
Priest Veselov Evgeny Gennadievich, Candidate of Law, postgraduate student of the Theology Department of the Moscow Theological Academy (Sergiev Posad).
Annotation. Premillennialism is the main eschatological model of modern neo-Protestants (Baptists, Pentecostals, Seventh Day Adventists, Jehovah's Witnesses and others). The temporary (millennial) kingdom offered by the premillennialists leads to the multiplication of recent events. Premillennialists expect several coming of Christ, several resurrections and several judgments. The classical version of premillennialism (post-tribulationism) only postpones a blessed eternity for the faithful. The Jewish version of the Millennium proposed in pre-tribulationism excludes the Church from the accomplishment of our salvation. Thus, the Atonement accomplished by Christ is depreciated and salvation becomes possible apart from the Body of His Church, which is the fullness of Him who fills all in all. (Ephesians 1:23). In any case, the millennium cannot be considered a real kingdom of Christ's glory, because there will still exist sin, through which the devil reigns in man, and death as the last enemy (1 Corinthians 15:26).
Keywords: chiliasm, premillennialism, pre-tribulationism, post-tribulationism, millennium, eschatology, soteriology, salvation, Adventism, heresy.
№ 1, 2018 (4)
МГН1к
современном протестантизме и во многих сектах широкое распространение получил премилленаризм - доктрина, обещающая наступление чув-=§Шр_ственного тысячелетнего царства Христова на земле после Второго пришествия Спасителя. Премилленаризм имеет две основные разновидности: исторический (или посттрибулационизм) и периодический (претрибулационизм). Различаясь между собой во многих богословских деталях и аргументах, оба варианта премил-ленаризма сходятся в необходимости буквально толковать ключевой текст Откр. 20:1-6, в котором ап. Иоанн Богослов описывает виденное им тысячелетнее царство. Таким же содержанием премилленаристы зачастую наполняют пророчества Ис. 11:1-10, 65:18-25; Мих. 4:1-8; Зах. 14:7-12.
Несмотря на это формальное сходство, полемика с этими двумя направлениями премилленаризма должна строиться на принципиально разных основаниях, обусловленных богословским смыслом той или иной модели тысячелетнего царства. Для посттрибулационизма основной акцент должен делаться на нецелесообразности этого царства и безосновательном удвоении последних событий (два пришествия Христова, два воскресения мертвых, два суда). Претрибулационизм, кроме умножения последних событий, страдает глубоко антицерковной направленностью, потому что на место Церкви ставит плотской Израиль, а Евангелие фактически подменяет законом Моисеевым.
Исторический премилленаризм (посттрибулационизм) выступает как бы потомком древнего хилиазма. В доникейский период многие уважаемые православные авторы разделяли мнение о тысячелетнем царстве. Среди них такие прославленные отцы, как свв. Иустин Философ, Ириней Лионский, Ипполит Римский и Мефодий Патарский. Решительная борьба с хилиазмом была начата лишь в III в. свт. Дионисием Александрийским. Со временем Церковь отвергла эту концепцию, столь любимую современными еретиками. Начиная с IV в. все православные святые отцы единодушно свидетельствовали о ложности хилиазма и о том, что тысячелетнее царство продолжается сейчас1. Они были убеждены, что идея временного материального тысячелетнего царства с неизмененной греховной и смертной природой человека противоречит тому, что мы знаем из Писания о будущем Царстве Божием, поэтому аргументы святых отцов против тысячелетнего царства сохраняют свое богословское значение и сегодня. Например, прп. Ефрем Сирин следующим образом опровергает возможность буквального толкования видения ап. Иоанна Богослова о тысячелетии: «Но требуешь у меня объяснения тысячи лет. И я потребую у тебя объяснить светильник (Откр. 2:1): камень бел (2:17), теплое питие и изблевание (3:16), все, что Иоанн гадательно представил, пиша к седми Церквам. Если требуешь у меня тысячелетнего первого воскресения; то и я потребую у тебя коня (6:8), и бледнеющего Ангела, и духовного живого существа, называемого апсинфос (8:11), горького по свойству, подобно полыни. Дай мне семь чаш (16:1) и возьми у меня тысячу лет. Докажи, что жена означает город (21:9-10), и представлю тебе доказательство о тысяче лет. Объясни мне, что жена, сама собою возносящаяся (12:14), сделается Иерусалимом и, собственно, есть не жена, и дам тебе
'См. об этом нашу статью: Веселов Е., иер. Хилиазм: подлинно церковное учение или частное мнение нескольких древних отцов? // URL: http://www.bogoslov.ru/text/3411129.html (дата обращения: 07.09.2017).
объяснение на тысячу лет. Ужели город рождает (12:2)? Ужели родившая делается Иерусалимом? Ужели человек беззакония (2 Фес. 2:3) есть зверь (Откр. 13:1)? Ужели десять глав соединены у зверя, чтобы им царствовать (13:1)? Так и под тысячею лет гадательно разумел он необъятность вечной жизни. Ибо если у Господа один день, как тысяча лет (2 Пет. 3:8), кто в состоянии вычислить, сколько дней в тысяче лет и определить тысячи тысяч и тьмы тем такого числа дней? Итак, по бесконечному числу лет в сих днях и дней в тысячах сих лет упокоение святых по воскресении определил тысячею лет»2.
Таким образом, сама по себе книга Откровения не дает возможности понять, как следует толковать этот фрагмент двадцатой главы - буквально или аллегорически. Ап. Иоанн прямо показывает, что несколько его видений следует понимать исключительно аллегорически. Так, Господь Иисус Христос раскрывает семь светильников и семь звезд как семь церквей и их ангелов (Откр. 1:20); ангел объясняет видение о жене на водах как о великом городе (Откр. 17:1-18). Наконец, сам апостол толкует фимиам в чашах как молитвы святых (Откр. 5:8). Конечно, аллегорическое толкование в этих местах оставляет возможность аналогично толковать и видение о тысячелетнем царстве, подобно другим новозаветным видениям (например, в Деян. 10:9-16). Правильное его понимание поэтому возможно лишь в общем контексте Писания, т.е. в свете всего богословия Христовой Церкви.
Поэтому следует выяснить богословское содержание тысячелетнего царства в разных моделях премилленаризма. Баптистский и пятидесятнический исторический премилленаризм (посттрибулационизм), а также свидетели Иеговы формулируют будущее тысячелетнее царство как нечто самоочевидное и не имеющее ясной связи с домостроительством нашего спасения. В свою очередь, адвентистская версия посттрибулационизма заключается в тысячелетнем суде, когда Бог будет объяснять спасенным святым причины Своего приговора3. Домостроительная необходимость этого также не объясняется. Иными словами, адвентизм лишь делает попытку чем-то заполнить тысячелетний период, но точно так же не увязывает тысячелетие с соте-риологией и экклезиологией.
Для посттрибулационистов тысячелетнее царство несет как бы компенсационную функцию за страдания христиан в этом мире, особенно после событий великой скорби. Но само по себе, как справедливо замечает посттрибулационист М. Эриксон, оно выглядит «в какой-то степени излишним»4. Действительно, временное царство отодвигает блаженную встречу с Богом и начало вечности, а также противоречит утверждению апостола, что Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17).
Загадкой для хилиастов является и всеобщий мятеж против Бога в конце тысячелетнего царства. Они не могут дать ее удовлетворительного решения, которое отвечало бы их собственным выспренним похвалам тысячелетия. По сути, речь может идти либо о неполноте владычества Бога, либо о незнании Богом грешников и необ-
2Ефрем Сирин, прп. Слово 96, о покаянии // Творения. М., 2014. Т. 3. С. 199-200.
3Ср.: Настольная книга по теологии // Библейский комментарий адвентистов седьмого дня. Заокский, 2010. Т. 12. С. 606.
4Эриксон М. Христианское богословие. СПб., 1999. С. 1035.
миссиология, миссионерская практика
Иерей Евгений Геннадьевич Веселов «К вопросу об оценке богословия премилленаризма: место земного тысячелетнего царства в домостроительстве нашего спасения»
ходимости их проверки и выявления5. Видимо, прав адвентист Н. Галли, когда любые объяснения последнего восстания сводит к теодицее - оправданию божественного суда над грешниками и демонстрации человеческого несовершенства6.
Пытаясь объяснить проблему, посттрибулационист Дж. Лэдд сводит ее к антропологии: «Даже после тысячелетнего периода правления Христа человеческое сердце по-прежнему будет способно поддаться сатанинским козням»7. В этих словах заключен удивительный диссонанс со словами ап. Иоанна Богослова, который называет всех участников первого воскресенья блаженными и святыми (Откр. 20:6). Кроме того, вторая проверка делает актуальным предположение о третьей и последующих проверках, а отпадение после тысячелетия может перейти в возможность отпасть и в вечности. Все эти проблемы демонстрируют интеллектуальный, умозрительный характер хилиазма.
Посттрибулационисты утверждают, что как перед, так и после тысячелетия состоится пришествие Христа, сопровождаемое воскресением мертвым и судом. Этот тезис противоречит свидетельству Священного Писания о единственном грядущем воскресении мертвых и суде во время опять-таки единственного Второго пришествия Христа. Удвоение последних событий посттрибулационисты никак не связывают со всеведением и справедливостью Бога, ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых (Деян. 17:31). Тем самым для них «день» превращается в «дни», а «вселенная» разделяется на праведных и неправедных.
В Священном Писании везде, где говорится о Втором пришествии, воскресении мертвых и о суде, все эти события изображаются единственными. Например, Господь учит: наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Бо-жия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения (Ин. 5:28, 29; ср. Деян. 24:15). В этом единственном воскресении мертвых Он особенно подчеркивает воскресение жизни, т.е. для жизни вечной. Условием этого Господь называет, в частности, привлечение верующего Отцом и причащение Тела и Крови Христовой (Ин. 6: 39, 40, 44, 54). Воскресение праведных ученики Христа ожидали не за тысячу лет до конца мира, а в последний день (Ин. 11:24). Подобно и апостолы, обращаясь к верным, подробно описывали лишь обстоятельства воскресения праведных (1 Кор. 15:23, 1 Фес. 4:16 и др.). Конечно, этим они не отрицали всеобщего воскресения мертвых8. Второе пришествие ясно изображено в Новом Завете
5Ср., напр.: «И в тех идеальных условиях, при которых все будут знать об Иисусе Христе, многие будут исповедовать Его лишь внешне, не веруя в Него спасающей верой. И в полную меру это выявится с освобождением сатаны. Они-то, не возрожденные духовно обитатели Тысячелетнего царства, и последуют за противником Божиим» (Толкование новозаветных посланий и книги Откровения / Гл. ред. П. Харчлаа. Б.м., б.г. С. 583-584). Странные противоречия на каждом шагу: мы видим наполненное счастьем царство с неверующими подданными, невсеведущего Бога, нуждающегося в выявлении грешников...
6Галли Н. Христос грядет. Заокский, 2006. С. 636. В свою очередь, прот. С. Булгаков называет проявлением теодицеи и связанность сатаны в течение тысячелетия (Булгаков С., прот. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948. С. 178-179).
7Лэдд Дж. Э. Богословие Нового Завета. СПб., 2003. С. 722.
8Феофан Затворник, свт. Толкование Первого послания апостола Павла к Коринфянам. М., 2006. С. 697-701; Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005. С. 207-210.
№ 1, 2018 (4)
щ ^миссиология, миссионерская практика_
Иерей Евгений Геннадьевич Веселов «К вопросу об оценке богословия премилленаризма:
место земного тысячелетнего царства в домостроительстве нашего спасения»
как событие единственное, всемирное, открытое, явное, славное, о чем говорят и описывающие его термины - лароиоГа, ЁтфОУЕЮ, алокаЛиф^9.
В свою очередь, периодический премилленаризм (претрибулационизм), родившийся в XIX в., не имеет предшественников в истории христианства. Тысячелетнее царство и предшествующую ему великую скорбь от антихриста претрибулационизм предназначает для иудеев; христиане будут устранены от земного царства через восхищение церкви перед началом великой скорби. В свою очередь, тысячелетнее царство предстает иудейским по своему характеру: будет восстановлен Иерусалимский храм и подзаконные священники будут приносить законные жертвы.
Поскольку для претрибулационистов царство будет иудейским, то церковь -это «эпизод в исполнении Божиего замысла, касающегося Его отношений с Израилем»10. Именно евреи будут играть главенствующую роль в тысячелетнем царстве, и даже храм с богослужением будет восстановлен; Палестина будет разделена между 12 коленами Израилевыми, в Израиле будут судьи, евреи будут евангелизировать язычников11. Изменится и живая природа (в частности, природа хищных животных; восстановится плодородие почвы, на землю будет проливаться обильный дождь, «а неурожаи постигнут только тех, которые не придут в Иерусалим с поклонением»12), что, однако, не лишит ее законов роста и умирания. Равно и люди будут рождаться, болеть и умирать, впрочем, жить они будут дольше и болеть меньше. Сила и слава Христа в этом царстве «будут оказывать очень заметное преображающее влияние на всех людей». Пребывать Он будет по-прежнему «на престоле Своей вечной славы в обителях неба», хотя и будет иногда являться людям13.
Хотя с точки зрения Библии и домостроительства нашего спасения воскресение и изменение человека делают его участником вечности, однако для баптистов в этом царстве будут сосуществовать люди разных природ - в обычных смертных телах и в бессмертных, преображенных в результате восхищения и воскресения14. Обличая это лжеучение, прп. Ефрем Сирин говорит, что Христос, «если бы пришел прежде кончины, то мир, будучи еще тленным, и праведников подверг бы тлению, и они умерли бы снова, и Сам Он вкусил бы с ними тления». Но мы знаем, продолжает прп. Ефрем, что людям и Самому Христу положено умереть лишь единожды (Евр. 9:27-28) и что теперь смерть Христом уже не обладает (Рим. 6:9)15. Однако претрибулациони-
9О терминологии Второго пришествия применительно к премилленаризму в версии свидетелей Иеговы см. нашу статью: Веселов Е., иер. Учение свидетелей Иеговы о «невидимом присутствии Христа» в свете новозаветной терминологии Второго пришествия // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2017. Вып. 2.
10Эриксон М. Христианское богословие. СПб., 1999. С. 982.
11Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994. С. 430.
12Там же. С. 432.
13Карев А. В. Доктрины Библии. М., 2009. С. 81, 154.
14Райри Ч. Основы богословия. М., 1997. С. 587.
15Ефрем Сирин, прп. Слово 96, о покаянии // Творения. М., 2014. Т. 3. С. 206.
№ 1, 2018 (4)
сты вопреки последовательности воскресения умерших (1 Кор. 15:23) вводят смерть в славное Царство Христово16.
Для претрибулационистов еврейский характер царства обосновывается ветхозаветными обетованиями обетований Аврааму и Давиду. Так, Господь сказал Аврааму: «Потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18). По убеждению претрибулационистов, это был не двусторонний договор, а личное обещание Бога Аврааму о его потомках, т.е. их праведность или неправедность не могла впоследствии отменить Божиего обещания. Господь Сам проходит между рассеченными животными, но не принуждает к тому же Авраама (Быт. 15:17-21). Таковы же по содержанию и точно так же еще не исполнены обетования Божии Давиду о том, что будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки (2 Цар. 7:16). Однако такого земного еврейского царства сейчас нет. Поэтому, заключает Г. К. Тиссен, «чтобы сохранить Свой завет с Давидом (2 Цар. 7:11-16), клятвенно запечатленный (Пс. 88:3 и далее; 88:20-36), Бог вынужден восстановить земное царство»17. Как видно, Г.К. Тиссен и другие премилленаристы вынуждают Бога создать вечное царство для евреев, делая его заложником якобы несбывшегося обещания.
Тем самым претрибулационисты игнорируют новозаветные свидетельства о невозможности отождествления истинного Израиля с еврейским народом. Так, ап. Павел пишет: «Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя» (Рим. 9:6-8, ср. Рим. 9:27, Ис. 10:22). Прп. Максим Исповедник, опираясь на эти слова ап. Павла, замечает: «Ясно, что Израилем является верный народ, который посредством праведных дел и через истинное ведение по вере «видит Бога», будет ли он по плоти вести род от Израиля или же будет из числа язычников. Ибо кто носит в себе ясное и чистое начертание веры Авраама, Исаака и Иакова, тот не отчуждается от призвания и благодати истинного Израиля»18. Поэтому слова о том, что весь Израиль спасется (Рим. 11:26), надо понимать именно как избранных, остаток из еврейского народа. Церковь с самого начала считала себя новым Израилем (ср. Гал. 6:16), в котором исполнились заветы с Давидом и Авраамом19, существуют обрезание духом, благословение возрождением и преподано полное здоровье ради крови Христа и вследствие исцеления20.
Особо стоит остановиться на вопросе о храмовых жертвоприношениях в период тысячелетия. Такое представление входит в конфликт с христианской сотериоло-гией, представлением о единственной и уникальной жертве Христа, после которой
16Как пишет об этом Ч. Скоуфилд, «долголетие человеческое уже восстановлено, но «последний враг» -смерть (1 Кор. 15:26) не будет уничтожена до завершения последнего бунта сатаны и тысячелетнего царства» (Библия в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч.И. Скоуфилда. Чикаго, 1990. С. 844).
17Тиссен Г.К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994. С. 429.
18Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию, 23 // Его же. Творения. М., 1994. Т. 2. С. 79.
19См., напр.: Диалог св. Иустина Философа с Трифоном Иудеем, 109-141 // Иустин Философ и мученик, св. Творения. Б.м., 1995. С. 307-357.
20Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие, 8 // Его же. Творения. М., 2014. Т. 8. С. 114.
все остальные жертвы не нужны и недопустимы. В послании к Евреям содержится ясное учение о преходящем значении закона в целом и жертв в частности: невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи... Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых (Евр. 10:4, 6, 10, 14). У. Макдональд, однако, утверждает: «Жертвоприношения в истории Израиля предвещали совершенную и полную жертву Христа. Жертвы в тысячелетнем царстве будут приноситься в память о том, что Он совершил на Голгофе. То, о чем говорится в Послании к Евреям, не исключает возможности церемониальных жертвоприношений в будущем. Автор хочет лишь подчеркнуть, что жертвоприношения сами по себе неэффективны для искупления грехов - ни в прошлом, ни в будущем»21. Как видно, прямое указание новозаветного текста об отмене жертвоприношений (наряду с другими, не менее ясными указаниями о преходящем значении закона, особенно в посланиях к Галатам и Римлянам) подвергается интерполяции ради идеи иудейского тысячелетнего царства. Однако зачем приносить «неэффективные» жертвы, если верные должны приобщаться истинной жертвы Тела закланного за нас Сына Божия и пить Его Кровь, чтобы через это иметь в себе жизнь вечную и воскреснуть в последний день (Ин. 6:54)?
История христианства показала, что два храма (Иерусалимский и Церковь - Тело Христово) не могут сосуществовать: Иерусалимский храм в свое время был разрушен, но еще до этого завеса в нем была разорвана - в момент распятия (Мф. 27:51). В раз-дрании завесы святые отцы видели знак удаления от иудеев Святого Духа, почему они оказались недостойными пребывать в храме, и даже предзнаменование будущего отвержения ветхозаветного священства22. Христос говорил в беседе с самарянкой, что истинные поклонники будут поклоняться Отцу не в Иерусалиме, но в духе и истине (Ин. 4:21-24). Иерусалимский храм и жертвы оказались для Бога излишними в эпоху исполнения пророчества Иоиля - излияния Святого Духа (Иоил. 2:28-32; Деян. 2:16-21).
Претрибулационизм не может объяснить, почему царство, обещанное Давиду вечным, все-таки оказывается конечным, тысячелетним, да еще и с таким трагическим исходом, как битва при Армагеддоне. Ясно, что признание конечности царства наследников Давида ведет к отрицанию якобы буквального толкования соответствующих библейских обетований: как раз буквально речь идет именно о вечном характере царства. Архангел Гавриил утверждает, что через воплощение Сына Божия исполняется обетованию Давиду, и царство Сына Божия над домом Иакова будет вечным (Лк. 1:32-33). Пользуясь юридическим языком, можно сказать, что это аутентичное толкование Божественного обетования, которое разрушает измышления всех премилленаристов.
Претрибулационисты утверждают, что в течение тысячелетнего царства природа человека не изменится, наследственная испорченность у него останется и она станет источником греха и смерти в этот период23. В тысячелетнем царстве будут вос-
21Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет. Bielefeld, 2009. С. 1024.
22Макарий Египетский, прп. Беседа 4, 20 // Его же. Духовные беседы. СТСЛ, 2014. С. 66; Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 10, 3 // Творения. СПб., 1901. Т. 7. Кн. 1. С. 868.
23«Находясь еще в своей испорченной плоти, человек будет иметь наклонность ко греху. Согрешающие в период тысячелетнего Царства будут наказаны смертью» (Мицкевич А.И. Иисус Христос // Братский вестник. 1977. № 5. С. 43). Ср.: Райри Ч. Основы богословия. М., 1997. С. 587.
миссиология, миссионерская практика
Иерей Евгений Геннадьевич Веселов «К вопросу об оценке богословия премилленаризма: место земного тысячелетнего царства в домостроительстве нашего спасения»
кресшие ветхозаветные праведники, но у них будет, судя по всему, нечистая совесть и желание убивать животных для принесения жертв. Но какой же грех может быть в царстве Христа? В том царстве, где все и каждый грешат, царем является грех (Рим. 6:12). Тем более после победы Христа не может быть смерти - того последнего врага, который должен истребиться (1 Кор. 15:26). Поэтому и прп. Иустин (Попович) подчеркивает, что «в естестве человеческом диавол царствует грехом и смертью»24. Дерево познается по плодам; плодом тысячелетнего царства, согласно премилленаристам, является воцарение антихриста, для чего вновь потребуется пришествие Христово. Итак, тысячелетие смертных людей является царством, разделившимся в себе самом, а оно, по слову Спасителя, не может устоять (Мк. 3:24).
При таком понимании места Церкви в истории домостроительства спасения и истории человечества нет необходимости и возможности вновь пытаться ввести особые отношения для Бога и Израиля, тем более говорить о восстановлении храмового богослужения и жертвоприношений, а значит, с ними и остального закона, который есть лишь тень будущих благ, а не самый образ вещей (Евр. 10:1). Если Писание ясно учит об отмене жертв, как было показано выше, то недопустимо говорить об их восстановлении. Мы видим в Новом Завете обетования о разрушении храма и наказании плотского Израиля, а вот о возвращении его в Палестину - нет. В будущем храме не будет богоугодных жертв, но в нем, как Бог, сядет антихрист (2 Фес. 2:4).
Корень их заблуждений - в неправильном учении о Церкви и непонимании сути нашего спасения как обожения, избавления не только от наказания, но и от власти греха. Устраняя Церковь с земли и отправляя ее на небо перед началом великой скорби, претрибулационисты, по сути, отрицают вечность Церкви. Однако Богу воссылается слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века (Еф. 3:21). Поэтому и спасение возможно лишь в Теле Церкви Христовой, которая есть полнота Наполняющего все во всем (Еф. 1:23).
К сожалению, как и во многих других случаях, «буквальное» толкование таинственных мест Писания лишь обнаруживает неумение толкователей видеть Библию в целом. Если бы в действительности учение о тысячелетнем царстве было бы от Святого Духа, оно, несомненно, открыто излагалось бы во многих местах. Особенно о нем писали бы те апостолы, которые оставили нам главные сведения о последних временах, в первую очередь - апостол Павел. Однако в их посланиях совершенно нет следов ясного и систематического учения об ожидаемом тысячелетнем царстве.
Нужно задать вопрос: почему в Лк. 1:32-33 грядущее Царство обещано не только как вечное, но и как бесконечное? Ответ таков: потому что начинается сейчас, но продолжится в вечности. Если же мы введем тысячелетнее царство после Второго пришествия, то полнота славы окажется временной и нарушит обетования Божии. Полнота духовной власти Христа не уменьшится и не увеличится в грядущем мифическом тысячелетнем царстве, которое в действительности будет бессильным и в конце концов падет из-за внутренних мятежей.
Для понимания смысла тысячелетнего царства надо помнить, что оно связано с пришествием Христовым. Первое пришествие Христа показало нам Его власть,
24Иустин (Попович), прп. Толкование на Евангелие от Матфея // Его же. Творения. М., 2014. Т. 5. С. 399 (на Мф 23. 15).
№ 1, 2018 (4)
щ ^миссиология, миссионерская практика_
Иерей Евгений Геннадьевич Веселов «К вопросу об оценке богословия премилленаризма:
место земного тысячелетнего царства в домостроительстве нашего спасения»
второе сделает эту власть всеобщей. Оба пришествия носят творческий характер: первое сделало нас новой тварью во Христе (2 Кор. 5:17), а второе покажет нам новое небо и новую землю (Откр. 21:1). Первое пришествие сделало наше время последним (1 Пет. 1:20, 1 Ин. 2:18), тогда как после второго времени уже не будет (Откр. 10:6). В первом пришествии у диавола оставалось немного времени (Откр. 12:12) для прельщения как избранных, так и неутвержденных (Мф. 24:24, 2 Пет. 2:14), но венцом этого прельщения для него станет вечность в озере огненном после Второго пришествия и окончательной победы Бога (Откр. 20:10). Грех и нечистота существуют сейчас, и мы с ними боремся, но ничто нечистое не войдет в Новый Иерусалим (Откр. 21:27, 22:11).
Какова же роль чувственного тысячелетнего царства в этих фундаментальных отношениях? Ровно никакой. Оно не удаляет из мира грех и смерть, позволяет существовать богопротивникам и даже закончится видимым поражением Бога на этой земле, когда будет освобожден сатана (Откр. 20:7-8). Больше того: оно ведет к удвоению важнейших домостроительных событий: как минимум двум пришествиям Христа, телесным воскресениям и судам. У претрибулационистов количество пришествий, судов и воскресений еще больше - от трех до шести у разных авторов. Но при такой постановке вопроса в принципе невозможно говорить о Втором пришествии. Отсюда появляются «первая и вторая фазы» этого пришествия, тайное пришествие «за святыми» и явное «со святыми» и т.д. Величественное здание будущего тем самым разбивается на множество плохо связанных между собой событий. Поскольку нигде в Писании последовательно такая картина лоскутного будущего не описана, премилленаристы свободно создают все новые и новые богословские концепции.
Таким образом, современные премилленаристы ожидают такого же чувственного Христова Царства, как когда-то сыновья Зеведеевы (Мф. 20:20-21, Мк. 10:35-37). Свт. Иоанн Златоуст так объясняет причину их неправильных ожиданий: «Видишь ли, что они ясно не знали ничего о воскресении?.. Не зная об этом, они тем более не знали о другом, как-то: о небесном царствии, о нашем начатке [во Христе] (1 Кор. 15:20) и вознесении на небо: как бы привязанные к земле, они еще не могли парить в высоте. Имея такое разумение и ожидая, что скоро настанет царство Христово в Иерусалиме, ничего больше этого они не знали, как говорит и другой евангелист, замечая, что они думали, будто уже наступает царство Его, которое представляли человеческим, и полагали, что Он идет на такое царство, а не на крест и смерть, и хотя многократно слышали об этом, но ясно понимать не могли (Мк. 10:37)»25. Эти слова в полной мере применимы к современных хилиастам, разумение которых не изменилось даже от сознания свершившегося воскресения Христова. Поэтому тысячелетнее царство является лишь временным препятствием для всеобщей победы Бога и наступления вечного блаженства верных, а для претрибулационистов оно служит еще и способом разрушить вечные обетования Нового Завета и вернуться к подзаконному состоянию Израиля.
25Иоанн Златоуст, свт. Против аномеев 8, 3 // Его же. Творения. СПб., 1895. Т. 1. Кн. 2. С. 565.
Библиографический список:
1. Библия в русском переводе с объяснительным вступлением к каждой книге Библии и примечаниями Ч.И. Скоуфилда. Чикаго, 1990.
2. Булгаков С., прот. Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948.
3. Веселов Е., иер. Учение свидетелей Иеговы о «невидимом присутствии Христа» в свете новозаветной терминологии Второго пришествия // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2017. Вып. 2 (3). С. 120-217.
4. Веселов Е., иер. Хилиазм: подлинно церковное учение или частное мнение нескольких древних отцов? // URL: http://www.bogoslov.ru/text/3411129.html (дата обращения: 07.09.2017).
5. Галли Н. Христос грядет. Заокский, 2006.
6. Диалог св. Иустина Философа с Трифоном Иудеем, 109-141 // Иустин Философ и мученик, св. Творения. Б.м., 1995. С. 307-357.
7. Ефрем Сирин, прп. Слово 96, о покаянии // Творения. М., 2014. Т. 3.
8. Ефрем Сирин, прп. Толкование на Четвероевангелие, 8 // Его же. Творения. М., 2014. Т. 8.
9. Иоанн Златоуст, свт. Против аномеев 8, 3 // Его же. Творения. СПб., 1895. Т. 1. Кн. 2.
10. Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Евангелие от Матфея. Беседа 10, 3 // Творения. СПб., 1901. Т. 7. Кн. 1.
11. Иустин (Попович), прп. Толкование на Евангелие от Матфея // Его же. Творения. М., 2014. Т. 5.
12. Карев А.В. Доктрины Библии. М., 2009.
13. Лэдд Дж. Э. Богословие Нового Завета. СПб., 2003.
14. Макарий Египетский, прп. Беседа 4, 20 // Его же. Духовные беседы. СТСЛ, 2014.
15. Макдональд У. Библейские комментарии для христиан. Ветхий Завет. Bielefeld, 2009.
16. Максим Исповедник, прп. Вопросоответы к Фалассию, 23 // Его же. Творения. М., 1994. Т. 2.
17. Мицкевич А. И. Иисус Христос // Братский вестник. 1977. № 5.
18. Настольная книга по теологии // Библейский комментарий адвентистов седьмого дня. Заокский, 2010. Т. 12.
19. Райри Ч. Основы богословия. М., 1997.
20. Тиссен Г. К. Лекции по систематическому богословию. СПб., 1994.
21. Толкование новозаветных посланий и книги Откровения / Гл. ред. П. Харчлаа. Б.м., б.г.
22. Феофан Затворник, свт. Толкование Первого послания апостола Павла к Коринфянам. М., 2006.
23. Феофан Затворник, свт. Толкования посланий апостола Павла к Солунянам, к Филимону, к Евреям. М., 2005.
24. Эриксон М. Христианское богословие. СПб., 1999.
№ 1, 2018 (4)