Научная статья на тему 'Традиционная национальная музыкальная культура в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе'

Традиционная национальная музыкальная культура в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / ФОЛЬКЛОР / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зенина С. О., Марчук Е. А., Касторная И. А.

Рассматриваются традиции музыкальной культуры Белгородской области в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе. Описываются методы и приемы использования традиций музыкальной культуры родного края в учебном процессе, их роль в формировании у обучающихся представлений о нравственности, эстетической культуре, в воспитании музыкального вкуса и бережного отношения к истории, традициям, культуре своего народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная национальная музыкальная культура в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11-2/2016 ISSN 2410-6070

УДК 371.33

С.О. Зенина

учитель музыки Е.А. Марчук педагог дополнительного образования И.А. Касторная учитель технологии МБОУ СОШ №31 г. Белгород, Российская Федерация

ТРАДИЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

Рассматриваются традиции музыкальной культуры Белгородской области в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе. Описываются методы и приемы использования традиций музыкальной культуры родного края в учебном процессе, их роль в формировании у обучающихся представлений о нравственности, эстетической культуре, в воспитании музыкального вкуса и бережного отношения к истории, традициям, культуре своего народа.

Ключевые слова Музыкальная культура, традиции, фольклор, народное творчество.

Этнокультурная направленность в деятельности общеобразовательных учреждений способствует формированию систематизированных материалов по всем видам народной культуры и имеет огромное практическое значение для настоящего и будущего, поскольку зафиксированный этнографический материал может быть взят в процесс «воспроизводства» живой региональной традиции.

Фольклор - источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа. Чтобы воспитать у школьников национальное мировоззрение, необходимо помочь им овладеть всем спектром национальной культуры, которая пробуждает у личности чувство национальной гордости и достоинства.

За несколько последних лет в русской школе накоплен значительный опыт приобщения подрастающего поколения к великим ценностям русской культуре. Ведут работу уроки музыки, фольклорные кружки, в репертуаре, которого песни Белгородской области, родного села. Проводятся общешкольные праздники, мероприятия «Масленица», «Рождественские встречи», посиделки, ярмарка народных промыслов.

Традиции, которыми богаты наши предки, позволяют использовать их возможности в образовательном процессе. На занятиях кружка исторического краеведения ребята обрабатывают и оформляют собранные материалы об истории города, о знаменитых людях, которые прославили свой город, о многом другом.

Такой подход влечет за собой более глубокое изучение быта русского народа, установление тесной связи поколений, соблюдение преемственности народных традиций.

Наша область имеет много устоявшихся, своеобразных народных традиций. Ее села, находясь в южном рубеже России на путях вторжения крымских татар, степных кочевников и племен в российские земли, оказались под влиянием различных народов и их обычаев. Многое из крестьянского быта того времени дошли до наших дней. До сих пор в некоторых селах Алексеевского, Красногвардейского районов сохранились подлинные крестьянские костюмы, предметы утвари, старинный русский фольклор. Разнообразие видов и направлений самобытной культуры в различных селах позволяет включить учащихся в деятельность творческого характера в зависимости от возможностей школы, наличия кадров, и с учетом

интересов учащихся.

В данный момент в каждой школе значительная часть учащихся приобщается к какому-либо виду народного художественного творчества: музыкальному фольклору, народным промыслам, изучению обрядов и традиций.

Приобщения к народной культуре невозможно без изучения исторического прошлого своего края, его особенностей и роли в истории страны. Через краеведение учащиеся не только познают прошлое, но и учатся делать отбор всего лучшего, что были в истории, традициях, культуре народа. Открывая малые факты, школьники постигают большую историю. Поэтому многие педагогические работники, особенно преподаватели истории, литературы, других гуманитарных предметов возглавили в образовательных учреждениях работу по изучению родного края.

В некоторых школах города Белгорода учителя-историки решили, что воспитание гордости за свою страну, ее народ и культуру можно и нужно осуществлять путем глубокого изучения истории своей малой Родины. Только понимание сопричастности своего села, района, каждого жителя Белгородчины к судьбе моего Отечества помогает школьникам почувствовать себя гражданином великой страны.

Важным элементом освоения школьниками народной культуры является их включение в созидательную деятельность. Этому способствует обучение учащихся различным видам народного творчества, призванное возродить и развить богатые традиции народных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Такая работа ведется как в учебном процессе, так и во время внеурочной занятости учащихся.

В учебные программы предмета «Технология» для учащихся 5-7 классов введены курсы «Народная вышивка», «Художественная роспись и резьба по дереву», «Художественная керамика», «Лозоплетение». В ряде школ Корочанского, Белгородского, Старооскольского районов, старшеклассники получают одну из профессий: мастер росписи по дереву, резчик по дереву, кружевница, вышивальщица.

Декоративно-прикладное и художественное творчество является школьными компонентами учебного плана во многих школах, изучаются на кружках учреждений дополнительного образования.

Многие школы могут заявить о себе как о достойных наследниках традиций русских ремесел. Так, в Алексеевском районе школьники преуспели в резьбе и росписи по дереву, изготовлении игрушек, в Грайворонском районе высокий уровень лозоплетения, школы Чернянского района славятся кружевоплетением.

Особенно ярко достижения школьников в освоении народных ремесел, различных видов народного художественного творчества проявляются на областных выставках, которые традиционно проводятся в канун нового учебного года или знаменательных дат. Ежегодно проводимая областной станцией юных натуралистов выставка «Экология», природа и фантазия» показывает неограниченные возможности детской изобретательности и мастерства. Эту выставку охотно посещают различные категории специалистов и не перестают удивляться. Школьники осваивают технику деревянного зодчества, лесной скульптуры, различных аппликаций, ткачество, шитье из лоскутов и многое другое.

В школьных коллективах области ведется широкая пропаганда фольклорного творчества. В большинстве школ есть фольклорный коллектив. Ребята не только учатся исполнять обрядовые песни, танцы. Они создают свои рукописные книги, в которых записывают народные частушки, прибаутки, сказания, поговорки.

Проводимый один раз в год праздник фольклорного искусства показывает, что число таких коллективов ежегодно растет, а их исполнительное мастерство совершенствуется.

Многие народные обряды, которые были восстановлены школьниками, дают возможность вникнуть в мировоззрение народа: его разумное, бережное отношение земле, природе, окружающей среде. Несомненно, многие обряды видоизменяются в интерпретации ребят, подвергается обработке. Их уровень эстетической культуры, музыкальный вкус, общая эрудиция сказываются на воспроизведении любых элементов народного творчества, но стержень народного обычая или обряда при этом всегда сохраняется.

Таким образом, использования на уроках элементов национальной музыкальной культуры дает возможность ребенку окунуться в музыкальный мир наших предков, с его песнями, традициями и обрядами,

которыми восхищается и восторгается каждый ребенок. Список использованной литературы:

1. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры / Э.Е. Алексеев. - М., 2001.

2. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе/О.А. Апраксина.- М.,2005.

3. Ботова С.И., Приставкина Т.И. Рукотворная краса земли Белгородской/ С.И. Ботова,. Т.И. Приставкина -Белгород. 2000.

4. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры/ М.С. Жиров -Белгород.2003.

© Зенина С.О., Марчук Е.А., Касторная И.А., 2016

УДК 637.1

С.М. Каюгина, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» г. Тюмень, Российская Федерация

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Аннотация

В статье рассматривается использование компьютерного тестирования для текущего контроля знаний обучающихся.

Ключевые слова

Компьютерное тестирование, банк тестовых заданий, формы тестовых заданий.

Переход человечества от постиндустриальной фазы развития к информационному обществу ставит перед образовательной средой глобальную проблему - увеличение количества и повышение качества учебной информации при ограниченном учебном времени, за которое должна быть усвоена эта информация. Одним из путей, обеспечивающих разрешение этого противоречия, является применение компьютерного тестирования, как части педагогических инноваций [2].

В образовательном процессе тестирование выполняет следующие функции:

• диагностическую (выявление уровня знаний, умений обучающихся);

• обучающую (мотивирование обучающихся к активизации работы по усвоению учебного материала);

• воспитательную (дисциплинирует, организует обучающихся) [3].

Тестовое задание может быть представлено в одной из следующих четырех форм:

• открытой (предполагает ввод ответа);

• закрытой (с выбором одного или нескольких вариантов ответа);

• на установление правильной последовательности;

• на установление соответствия.

Форма тестового задания должна быть узнаваемой и не требовать дополнительных пояснений по способу ввода ответа [1].

Тестовое задание должно быть представлено в форме краткого суждения, сформулированного чётким языком, исключающим неоднозначность понимания. Формулировка тестового задания должна быть выражена в повествовательной форме (вопрос исключается), не должно быть повелительного наклонения (выберите, вычислите, укажите и т.д.). Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов студента. Ни в тексте вопроса, ни в ответах не должно быть подсказок. В заданиях закрытого типа не должно быть заведомо ложных, а также явно выделяющихся, обособленных ответов. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.