Научная статья на тему 'Народное музыкальное творчество в социокультурном образовательном пространстве региона'

Народное музыкальное творчество в социокультурном образовательном пространстве региона Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
451
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТЕНТИЧНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ФОЛЬКЛОРИЗМ / ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ / ФОЛЬКЛОРНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТНОГРАФИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Т.А. Селюкова

В данной статье народное музыкальное творчество рассматривается не только как процесс, но и как социокультурное образовательное явление, а некоторые формы народного музыкального творчества, явление, характерное для нынешнего этапа возрождения национальной музыкальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National musical creativity in the socio-cultural educational space of the region

Folk musical creativity is considered in the article not only as a process but also as a socio-cultural educational phenomenon. Some forms of folk music are the phenomena typical for the current stage of the national musical culture revival.

Текст научной работы на тему «Народное музыкальное творчество в социокультурном образовательном пространстве региона»

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

УДК 398.8:378

НАРОДНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО В СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА

Т.А. Селюкова

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: Taleks37@mail.ru

В данной статье народное музыкальное творчество рассматривается не только как процесс, но и как социокультурное образовательное явление, а некоторые формы народного музыкального творчества, - явление, характерное для нынешнего этапа возрождения национальной музыкальной культуры.

Ключевые слова: аутентичный фольклор, фольклоризм, фольклорная традиция, фольклорная художественная самодеятельность, этнография.

Формирование систематизированных материалов по песенно-

инструментальному фольклору, по утверждению М.С. Жирова, «имеет огромное практическое значение для настоящего и будущего, поскольку зафиксированный в аудио, видеозаписях этнографический материал в нужное время всегда может быть запущен в процесс «воспроизводства» живой региональной традиции»1.

Исследователи отмечают огромную роль бытовых песенных «артелей» в организации самодеятельных форм народного музыкального творчества в Белгородском регионе. Именно неформальные лидеры таких фольклорных ансамблей возглавили руководство народных хоров в 30-60-е гг. XX столетия: Е.Т. Сапелкин в селе Афанасьевка Алексеевского района (1938 г.); О.И. Маничкина в селе Подсереднее Алексеевского района (1948 г.); Л.И. Кузнецова в селе Иловка Алексеевского района (1949 г.); Н.А. Горбатовский в селе Боровое Новооскольского района (1958 г.); М.С. Скуридина в селе Фощеватово Волоконовского района (1966 г.); Н.Т. и А.Т. Харыбин в селе Малобыково Красногвардейского района (1954 г.) и т.д.

1 Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры / М.С. Жиров. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. С.62.

Таким образом, аутентичный фольклор оказывается своеобразным «сырьём» для создания новых форм народного музыкального творчества, которые, тем не менее, существенно отличаются от первоосновы по эстетическим, художественным, социологическим, функциональным критериям и характеристикам. По существу можно говорить о степени такой трансформации фольклора, которая выводит новое образование за его пределы. Более этого, существует лишь некая условная взаимосвязь этих явлений, ибо фольклоризм в значительной своей части оказывается вне фольклора

Фольклоризм в области новейшего народного музыкального творчества получает свое выражение в деятельности различных по художественному направлению коллективов и отдельных исполнителей. Эти направления различаются по нескольким параметрам художественной деятельности: а) особенности

функционирования (в бытовых или сценических условиях); б) способы организации (с художественным руководителем и без него); в) формы существования (бытовая -традиционная, а также самодеятельная, учебная, профессиональная); г) характер репертуара, который является основополагающим при классификации народных песенно-инструментальных коллективов. Фольклоризм становится организующей формой народного музыкального творчества и составной частью художественной самодеятельности. Социальные механизмы развития вторичного фольклора вобрали в себя её приметы и опыт, в том числе и её методическое, творческое и материальное обеспечения.

В научном обиходе появился новый термин - «фольклорная художественная самодеятельность»: в музыкальном творчестве формируются новые жанры и

направления; создаются самые разнообразные народные ансамбли: вокальные, инструментальные, песенно-инструментальные, небольшие по составу, мобильные, которые «ходят в народ так, как когда-то на Руси ходили в народ скоморохи. Играют на жалейках, брелках, гуслях, балалайках, трещотках»2.

Менталитет любой нации формируют, в первую очередь, её традиции, фольклор. Ведь без традиции, писал Н.А. Бердяев, невозможна никакая национальная культура, в которой органично должны сочетаться «момент консервативный и момент творческий <...> Под консервативным моментом я понимаю связь с духовным прошлым, внутреннее предание, принятие из этого прошлого того, что в нём есть наиболее священного»3. Мы исходим из понимания этого, что всё в современном знании, современном навыке так или иначе базируется на традиционной народной культуре, на народном характере, который формировался в далёком прошлом и не исчезает в настоящем. Но когда этот объективный процесс преемственности культурной традиции накладывается на понимание его плодотворности субъектом социального творчества, он становится благодаря этому ещё более динамичным. Это понимание приходит к современным организаторам сферы народного музыкального творчества. Развитие народного музыкального исполнительства организуется ими на основе изучения, собирания и освоения этнонационального фольклора: как традиционного, так и современного.

Особую значимость приобретает и переоценка народного творчества с точки зрения его социального статуса, роли и места в национально- культурном и духовном возрождении современной России. В связи с изменением эстетической доктрины

2 Туев В.В. Актуальные тенденции развития социально-культурной деятельности в России XXI века / В.В. Туев // XXI век: проблемы культуры и культурологического образования: Сб. научных статей. М., 2001. С.116.

3 Бердяев Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. М.: Мысль, 1990. С.31.

российского государства (переход к культурно-национальному многообразию и плюрализму) требуется решение следующих вопросов:

- возрождение наиболее традиционных, устойчивых, существенных сторон и свойств народного творчества;

- восстановление генетической связи современного народного музыкального творчества с дореволюционным и послереволюционным крестьянским и городским фольклором;

- возвращение этносу его исторической функции носителя творческого потенциала, создателя реального и единственного хранителя и проводника национальных духовных ценностей;

- переосмысление значения народного музыкального творчества в обеспечении жизнедеятельности личности4.

На наш взгляд, постановка и реализация этих вопросов позволит рассматривать народное музыкальное творчество не только как процесс, но и как социокультурное явление. Этот подход обусловлен его синкретичностью, единством непосредственного акта творчества с хранением созданных ценностей их обменом и распространением, передачей информации, которая из поколения в поколение осваивается и как бы заново перерабатывается. Иными словами, синкретичность заключается в том, что «все эти процессы включены в общую канву жизни, в модель жизнедеятельности индивида, социальных групп и общностей и неотделимы от неё5. В конечном итоге, они представляют собой видимый, доступный наблюдению социокультурный феномен, несущий на себе выраженные приметы национальной принадлежности: языка, склада мышления, социальной психологии, национального характера, темперамента и т.д. и отражающий коллективные представления о красоте, ценностях жизни и бытия в контексте историко-культурной рефлексии. Экология фольклора - явление, характерное для нынешнего этапа возрождения национальной музыкальной культуры, обращение к ценностям которой следует рассматривать сегодня как актуальный творческий ответ на вызовы российской истории. Предметом современного её освоения должен быть весь комплекс явлений традиционной культуры народа в их единстве и взаимообусловленности, а не примитивная имитация её посредством «сценического кокошничества».

Таким образом, не все в нарождающемся народном музыкальном творчестве безоговорочно ценно, не всё приобретает видимые черты родства с прошлым или корректно его использует. Музыкальный фольклор, покидая естественные условия бытования, всё более перекочевывает во вторичные формы, порождая массу фольклорных, этнографических театров, хоров, ансамблей, оркестров, рассчитанных исключительно на концертную практику, прокат. В основе этого весьма противоречивого и сложного процесса - возрождение интереса к народному музыкальному фольклору, к традициям в целом, которые, «безусловно, несут в себе мощное, конструктивное, созидательное начало. Одновременно можно отметить, что в этом интересе немало искусственного, наивного. Человек пытается воссоздать и реанимировать забытые национальные наряды, воскресить забытые обряды и

4 Каргин А.С. Народная художественная культура / А.С. Каргин. М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 1997. С.181.

5 Михайлова Л.М. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности / Л.М. Михайлова. М.: Вузовская книга, 1999. С.29.

традиции. Нередко это не подлинная культура, а её имидж, который призван решить

6

сиюминутные, а не редко коньюктурные задачи» .

Следовательно, сложное и противоречивое положение вторичного или сценического фольклора обусловили, с одной стороны, их неприятие, резко критическое и негативное отношение к нему специалистов-практиков, с другой стороны, размах этого вида народного музыкального творчества столь масштабен, что игнорировать его нельзя.

Таким образом, изучая народные традиции, мы пытаемся их оживить, вернее «приживить» а социокультурной среде, в первую очередь, посредством создания фольклорных и этнографических коллективов, культивирующих музыкальный фольклор. И здесь правомерно возникает вопрос - как и ради чего? Точная постановка вопроса требует разрешения ряда проблем, связанных с четким пониманием отличительных особенностей природы народной и фольклорной традиций (разные сферы жизнедеятельности, разные приемы приживляемости и современной жизни). Так, если народная традиция имеет более широкий ареал возникновения и функционирования (народная педагогика, народная кухня, народная медицина и т.д.), то фольклорная традиция - это детище только фольклорной художественной практики народа, хоть и выходящей за рамки фольклорной системы и способной существовать в различных видах культуры, искусства, литературы.

Мы также не имеем права сбрасывать со счетов принцип историзма в традиции. Меняется жизнь - меняются традиции, изменяются их формы, подтверждая мысль советского этнографа Д.К. Зеленина о том, что функции при этом остаются, хотя иногда и перетолковываются на иной лад. Действительно, невозможно возродить к жизни те естественные формы народных традиций, бытовавшие в России в старину, ибо любые попытки возрождения народной культуры без восстановления исторической среды их обитания обречены на провал. Вне данной среды любая традиция будет существовать в виде экзотики, которую можно посмотреть, послушать, но не воспринимать как часть собственного национального самосознания. А вот найти действенные средства и методы привлечения детей, учащейся молодежи к традиционным видам народной художественной культуры можно и необходимо, так как и ритуалы, и их фольклорное сопровождение - это часть нашей истории, культуры, бытия.

В этой связи для нас весьма важно положение о необходимости освоения современными поколениями, традиционных духовных идеалов русского народа, заложенных в богатейшей пласте народной художественной культуры, народного музыкального творчества, всеобъемлюще воплотивших мировоззрение народа, его менталитет, систему ценностей.

Принципиально важным для нас является аспект региональной приуроченности традиций, которые не могут быть хороши сами по себе. Испокон веку они решали и могут решать конкретизированные задачи, обусловленные географическими, природно-климатическими, социально-бытовыми, этническими, историческими особенностями конкретной территории. Следовательно, традиции хороши и действенны «у себя дома». Знать народные традиции - это полдела. Надо уметь сравнивать, отличать, находить общее и отличительное, общее и особенное в общенациональных и местных традициях. Лишь в этом случае мы: можем говорить об их реальной жизнеспособности.

6 Каргин А.С. Народная художественная культура / А.С. Каргин. М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 1997. С. 239.

И, наконец, важный ключевой вопрос: зачем необходимо фольклорное наследие? Фольклор - это произведения, образцы народной художественной культуры, выкристаллизованные десятилетиями и веками, проверенные практикой представителей не одного поколения, обладающие повышенной «валентности» и востребованностью, в частности, в реалиях современного общества. Об этом свидетельствуют и результаты анкетного опроса, направленного на выявление интересов в сфере народного музыкального творчества, предпочтительности видов народного исполнительства, информированности об их содержательной компоненте, о роли и месте в семье, в учебно-воспитательном, культурном процессах.

В опросе приняли участие порядка одной тысячи детей, учащейся молодежи практически всех районов области. Так, на вопрос анкеты: «Каким видам народного художественного творчества Вы отдаете предпочтение?» - 48,3 % опрошенных

высказались в пользу песенно-инструментального искусства, что свидетельствует об интересе к этому виду народного творчества.

Желание научиться народному исполнительству искусству высказали 74,7 % респондентов, затруднились ответить - 16,4 % и лишь 8,9 % - дали отрицательный ответ.

Разброс мнений о предпочтительности исполнительских направлений представлен следующим образом: на стороне хорового - 67,1 %, сольного - 30,4 % и 2,5 % опрошенных не интересуются никакими его видами.

Вопрос анкеты: «Какой репертуар преобладает в Вашем творческом

коллективе?» подтвердил объективность вышеизложенных нами замечаний. В репертуаре коллективов превалируют общерусские образцы музыкального фольклора (59,2 %), местный, региональный - используют 40,8 % руководителей.

Процесс освоения народного музыкального творчества в основном осуществляется на уроках музыки - 40,7 %, в кружковой работе - 46 %, в школьной самодеятельности - 23,3 %.

Выявлены и наиболее распространенные и используемые в семьях песенные жанры: плясовые и карагодные составляют 32,8 %, лирические - 23 %, детский фольклор - 28,5 %, обрядовые - 5,7 %.

Вопрос анкеты: «Кто из членов Вашей семьи является исполнителями народных песен?» показал, что это старшее поколение (38,5 %), сами респонденты (30,3 %) и родители (23 %).

На вопрос анкеты: «Из каких источников Вы получаете сведения о народных песнях, музыки праздниках и обрядах?» - ответ дан в пользу Дома культуры (28,4 %), средств массовой информации (28,9 %). Далее следуют школа (21,2 %), знакомые и друзья (12,8 %), семья (8,7 %).

Истинный контекст того или иного народного праздника, обряда и сопровождающих их традиционных песен знают 57,9 % опрошенных, затруднились ответить 23,8 % и 18,3 % респондентов дали отрицательный ответ.

Весь круг проанализированных нами вопросов и полученные результаты подтверждают необходимость актуализации, научно-исследовательской, учебнометодической и практической работы по освоению, реконструкции и трансляции лучших образцов музыкального фольклора в современное культурно-образовательное пространство. А чтобы этот процесс был более продуктивным, необходимо активнее вовлекать детей, подростков, молодежь, взрослое население в живое творческое действо народных праздников, обрядов, смотров, конкурсов, фестивалей, в занятия кружков и студий по жанрам народного художественного творчества, в культурномассовые мероприятия, культивирующие музыкальный фольклор Белгородчины.

Как показывает анализ, народное музыкальное творчество являлось системообразующим компонентом личной, общественной, трудовой, праздничной, обрядовой, досуговой деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Огромную роль в становлении и развитии народного музыкального творчества края сыграли талантливые самородки из народа (О.И. Маничкина, Е.Т. Сапелкин, М.С. Скуридина, М.В. Сычев, Л.И. Кузнецова, М.И. Щербинин и многие другие), певцы и музыканты, в совершенстве владеющие искусством народного исполнительства, наделенные способностями осуществлять руководство творческими коллективами.

Существенным катализатором процесса функционирования традиционных и инновационных форм народного музыкального творчества в Белгородской области являются учреждения культуры нового типа. Именно они координируют, направляют и организуют работу жанровых кружков, песенно-инструментальных коллективов фольклорной направленности, народных хоров, оркестров народных инструментов. Их деятельность регламентируется в рамках концертно-исполнительской практики, смотров, конкурсов, фестивалей, репрезентации народных праздников и обрядов.

Организационно-практическое, методическое, материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение процесса жизнедеятельности народного музыкального творчества в Белгородской области осуществляется в рамках целевых региональных программ («Развитие и сохранение культуры и искусства Белгородской области на 2009-2013 гг.» и «Развитие сельской культуры в Белгородской области на 2009-2014 гг.», специальных постановлений главы администрации Белгородской области: «О развитии и поддержке самодеятельного художественного творчества», «О дополнительных мерах по изучению, сохранению и развитию традиционной культуры области», «О проведении праздников сел в области» и др.). Основным направлением этих документов является развитие и стимулирование традиционной народной культуры, любительского художественного творчества, в том числе народного музыкального творчества.

Список литературы

1. Бердяев, Н.А. Смысл истории / Н.А. Бердяев. - М.: Мысль, 1990. С.31.

2. Жиров, М. С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры / М.С. Жиров. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. С.62.

3. Каргин, А.С. Народная художественная культура / А.С. Каргин. - М.: Гос. республ. центр рус. фольклора, 1997. С.181, 239.

4. Михайлова, Л.М. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности / Л.М. Михайлова. - М.: Вузовская книга, 1999.С.29.

5. Туев, В.В. Актуальные тенденции развития социально-культурной деятельности в России XXI века / В.В. Туев // XXI век: проблемы культуры и культурологического образования: Сб. научных статей. - М., 2001. С.116.

NATIONAL MUSICAL CREATIVITY IN THE SOCIO-CULTURAL EDUCATIONAL SPACE OF THE REGION

T.A. Selukova

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: Taleks37@mail.ru

Folk musical creativity is considered in the article not only as a process but also as a socio-cultural educational phenomenon. Some forms of folk music are the phenomena typical for the current stage of the national musical culture revival.

Keywords: folklore, folklorism, folklore tradition, folklore amateur art, ethnography.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.