НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
УДК 398.8
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР БЕЛГОРОДЧИНЫ КАК НАУЧНАЯ, МЕТОДИЧЕСКАЯ И ТВОРЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
М.С. Жиров1), О.Я. Жирова2)
1,2)Белгородский государственный институт искусств и культуры 1'2)e-mail: Zhirov [email protected]
Содержание статьи раскрывает некоторые аспекты освоения, реконструкции, адаптации и популяризации музыкального фольклора Белгородчины сквозь призму научно-творческой и учебно-методической деятельности культурно-образовательных учреждений области.
Ключевые слова: музыкальный фольклор, локальные территории, «новое» прочтение, научно-теоретические и прикладные аспекты, преемственная модель этнохудожественного образования, формирование фонда музыкально-этнографических материалов.
Возросший и устойчивый интерес россиян к народной художественной культуре, народному музыкальному творчеству, исполнительскому искусству народных певцов и музыкантов позволяет выделить их в качестве предмета исследования с целью формирования этнокультурного образовательного пространства страны, региона, города, поселка, села. Поэтому обращение к национальному культурному наследию, музыкальному фольклору, изучение его аксиологического потенциала, попытки «нового» прочтения в научно-теоретических и прикладных аспектах в последние годы находят такое широкое отражение в различных областях гуманитарного научного знания, разных уровнях осмысления и преломления: цивилизационном, содержательном, смысловом, жанрово-видовом, социокультурном, этнопедагогическом, этнокультурном, этнографическом, что обусловлено рядом факторов:
- формированием новой научной дисциплины культурологии (причём не только в теоретическом, но и в эмпирическом вариантах), реализующей потребность в обосновании целостного представления о народной художественной культуре в аспекте всех её составляющих компонентов, в том числе в сфере народного музыкального творчества, народного искусства и исполнительства;
- привлечением методов, которые сложились в рамках наук, решающих проблемы общего порядка, связанных с развитием социума (методы культурологии, социологии, социальной философии). При подходе к народному музыкальному творчеству, фольклорным традициям с методологических позиций названных отраслей знания становится возможным создание и обоснование новой концепции этого саморазвивающегося, иерархически сложного, всегда современного, конкретно-исторического явления. Полагаем, что это позволит не только описывать предыдущие формы музыкального фольклора, но и «читать» его современные проявления и образования, а возможно и прогнозировать будущее;
- «вторым влиянием» эпистемологической концепции гуманитарного знания А.С. Лаппо-Данилевского;
- снятием идеологических запретов с исследований сферы духовной жизни общества, связанной с религией, политикой, идеологией, народной культурой, художественным творчеством, социумом;
- переосмыслением энокультурной (этномузыкальной) ценности артефактов региональной музыкальной культуры, позволяющих создать устойчивое представление о музыкальной специфике каждого провинциального города, уезда, сельского поселения и степени участия коренного населения в формировании региональной и общерусской музыкальной культуры, включая вклад князей, «детей боярских», церковных иерархов, известных и безымянных самородков из народа, интеллигенции, других социальных слоев и групп общества.
Несмотря на определенные положительные тенденции и процессы, свидетельствующие о благоприятной ситуации в реализации проблем изучения, реконструкции, адаптации и культивирования музыкального фольклора, жанров народного искусства, со всей определенностью можно констатировать о необходимости определения новых подходов и приоритетных направлений в этой области народного творчества. Это продиктовано кардинальными изменениями технологической, социально-бытовой, культурной реальности современной России.
Так, стремительное развитие средств коммуникации и процессов информатизации способствовали формированию информационного единства мира, о котором американский социолог М. Маклюэн писал ещё полвека назад как о «глобальной деревне». Сегодня оно реально существует, с одной стороны, способствуя преодолению политических, национальных, культурно-этнических границ между народами, с другой, - формируя некую «единую» общечеловеческую культуру, общечеловеческие ценности с их нивелировкой национально-особенного, что с новой силой постулирует необходимый во все времена вопрос: «Что такое мы, русские?» Поэтому на фоне идей глобализации, универсальности, всеобщности вполне обоснованно воспринимается общемировая тенденция роста национального самосознания этносов и народов мира, их своеобразный этнический Ренессанс в стремлении сохранить очаги «родинной» музыкальной культуры, познать этническую историю, религию, искусство локальных очагов своей малой Родины.
Ввиду этого вполне обоснованным представляется формирование научно-творческого направления, (которое точнее можно определить понятием «деятельность») в области изучения, освоения и трансляции лучших образцов народного музыкального творчества, народного искусства, фольклорных традиций в научных и образовательных учреждениях, профессиональном исполнительстве, самодеятельном любительстве и др., поскольку она предполагает реализацию следующих задач:
- организацию и проведение на всех трех уровнях (региональный, районный, местный) комплексных фольклорно-этнографических научных экспедиций, оснащённых комплектом современной звуко- и видеозаписывающей аппаратуры для фиксации музыкального фольклора, традиционных народных праздников и обрядов, уникальных предметов декоративно-прикладного искусства, народной одежды и т.д.;
- обработку, систематизацию и документирование собранного материала, формирование фондов (архивного, библиотечного, музейного) звуко- и видеозаписей, кино- и фотоматериалов: песенно-музыкального, хореографического, обрядового фольклора, устного поэтического и декоративно-прикладного творчества, доступных для широкого пользования всеми желающими в научной, методической и творческо-практической деятельности;
- разработку и издание серии этнографических материалов, монографий, научно-популярных трудов, методических разработок, репертуарных сборников, буклетов, альбомов, открыток, документирующих и популяризирующих все виды традиционной народной культуры, в том числе музыкальный фольклор, песенно-инструментальное творчество талантливых самородков из народа1.
Безусловно, все вышеперечисленные задачи взаимосвязаны друг с другом и взаимозависимы, не смотря на то, что выполняют вполне определенный набор специфических функций (организационные, научные, профессиональные, технологические, творческие, исполнительские, методические и др.).
Следует отметить, что на Белгородчине, которую в фольклорной среде считают едва ли не самой благополучной в плане поддержки традиционной народной культуры, в силу реализации научно обоснованной, экономически и технологически взвешенной социально-культурной политики, в течение последних десятилетий успешно реализуются проекты и программы, направленные на сохранение и развитие народного певческого искусства (профессионального и любительского), поддержку народного музыкального творчества и исполнительства.
Среди наиболее значимых мегапроектов - целевые региональные программы; губернаторские гранты; фестивали и конкурсы народного творчества (районные, областные, межрегиональные, международные); формирование и издание Единого Реестра объектов нематериального культурного наследия Белгородской области; публикация сборников партитурных нотаций сложнейшего местного многоголосия В.М. Щурова «Песни Усердской стороны», «Белгородское Приосколье»; И.Н. Карачарова «Песенная традиция бассейна реки Псел: Белгородско-Курское пограничье»; А.В. Горбатовской «Счастливая путь-дорожка - народные песни села Боровое Новооскольского района Белгородской области»; Н.С. Кузнецовой «У ворот бела береза стояла...»; Н.В. Кривчиковой «Свадебные песни Белгородчины», экспедиционные тетради: «У раю я сижу», «Ходит сон у окон», «Лирическая песня»; многочисленные репертуарные и методические сборники И.И. Веретенникова для солистов, ансамблей, уроков музыки в школе и другие издания, ценность которых для научной, образовательной и творческой деятельности в регионе значима и высока.
В число исследовательских работ о народной музыке, фольклорных традициях входят и сборники, где представлена узколокальная певческая традиция Белгородчины (село, район), к подготовке которых имеют непосредственное отношение авторы данной статьи. К числу таких работ относится учебно-методическое пособие «Фольклорные традиции русской инструментальной музыки: региональный аспект» (с
1 Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры / М.С. Жиров: учеб. пособие. Белгород, 2003. С. 69-70.
грифом УМО высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов Министерства культуры Российской Федерации). Сборник серии «Народная художественная культура Белгородчины» - «Фольклорные традиции села Мощёное Яковлевского района» содержит 29 народных песен календарно-земледельческого цикла и свадебного назначения, записанных в этом селе; учебно-методическое пособие «Традиции народной художественной культуры Прохоровского района» этой же серии содержит 67 нотированных народных песен, записанных в сёлах Береговое, Карташовка, Лучки, Подольхи. Кроме расшифрованных образцов, выполненных в объёме 2-3 строф и систематизированных по жанрам, работа содержит описание традиционных обрядов народного календаря и местной свадьбы; учебно-методическое пособие «Фольклорные традиции Валуйского района» - авторы Жиров М.С., Жирова О.Я., Алексеева О.И., Сараева Л.П. содержит большой объём нотированных народных песен (142 единицы), записанных в Безгодовке, Двулучном, Колосково, Мандрово, Насоново, Рождественно, Селиваново, Уразово, Шелаево -старинных сёлах Валуйского района, а также обширный материал по местной песенной традиции, инструментальной музыке, народной хореографии, обрядовому фольклору, народной одежде, которые являются основными составляющими компонентами процесса «игры» народной песни. Богатый фактологический материал фольклорных экспедиций последних лет кафедры искусства народного пения БГИИК нашёл отражение в солидных работах методической, научной и творческой направленности: «Музыкальный фольклор Белгородчины» (2014 г.); «Сто народных песен Белгородчины» (2014 г.); «Бояре, а мы к Вам пришли...» (2012-2014 гг.) и др.
Значимой вехой в формировании профессионального этнохудожественного образования на Белгородчине (в том числе в сфере народной художественной культуры, народного певческого искусства и исполнительства) явилось создание отраслевой многоуровневой системы подготовки кадров в Белгородском государственном институте искусств и культуры, единственном учебном заведении области, которое готовит высококвалифицированных специалистов для сферы культуры, искусства, народного музыкального творчества. Проект этой модели был разработан и апробирован автором в диссертационном исследовании «Региональные особенности традиционной художественной культуры Белгородчины в системе учебно-воспитательного процесса колледжа культуры и искусств» (1996 г.); отдельные аспекты преемственной модели этнохудожественного образования по типу «дошкольные -образовательные - специализированные детские учреждения - колледж культуры и искусств - вуз» как компонента региональной системы сохранения и развития народной культуры разработаны на уровне технологии образовательного процесса (учебного, воспитательного, творческого) в диссертационном исследовании (2001 г.).
Приятно осознавать, что сегодня Белгородский государственный институт искусств и культуры - это эффективно функционирующий образовательный комплекс регионального подчинения и статуса, динамично приобретающий научно-творческий «вес» на Всероссийском и международном уровнях, в том числе научными изысканиями в сфере народной художественной культуры, музыкального фольклора, народного музыкального творчества и исполнительства. Так, в период с 2005 г. по настоящее время в рамках специальности «Теория и история культуры» -осуществлена защита девятнадцати кандидатских диссертаций специалистов сферы культуры, искусства, образования (научным руководителем которых является автор), внесших научный вклад в разработку проблемы народной песни, музыкального фольклора, песенной культуры, духовной музыки, этноджаза, народной
художественной культуры и т.д.: «Философско-культурологический анализ традиционной песенной культуры - Котеля В.А.; «Русский народный костюм как ценностно-культурная парадигма» - Митрягина Т.А.; «Культурно-исторические аспекты народной культуры» - Антонова Е.А.; «Русская народная песня как этнокультурный концепт» - Алексеева О.И.; «Феномен музыкального фольклора» -Сараева Л.П.; «Культурно-историческая специфика фольклорного текста» -Бовкунова Ю.В.; «Русская духовная певческая культура: философско-культурологические аспекты» - Цуканова Н.В.; «Традиции и новации в народной культуре» - Солодовникова Н.В.; «Экология культуры: культурно-антропологические аспекты» - Кулабухов Д.А.; «Этноджаз как социокультурный феномен» -Огородова А.В.; «Русское народное творчество в современном медиапространстве» -Зенин С.Н.; «Народное музыкальное творчество русской провинции» - Селюкова Т.А.; «Смыслообразующие основания песенного творчества в формировании культуры личности» - Попова Л.М.; «Философия музыкального творчества Г.В. Свиридова» -Кинаш Л.А. и др.
Содержание этих исследований - попытка преодолеть сложившиеся стереотипы классической трактовки народной художественной культуры, народной музыки, народного искусства, народного исполнительства как бытовых, повседневных, второстепенных социокультурных явлений; показать их динамичное проникновение во все сферы жизнедеятельности человека в соответствии с определенными временными рамками, обусловленными конкретными историко-социальными факторами и цивилизационными условиями. Потребность в этом определяется кардинальными изменениями во всех сферах жизнедеятельности российских регионов, в границах которых народное музыкальное творчество, песенное искусство и народное исполнительство не утрачивают своей роли и значения как фактор и ресурс социально-экономической и духовной позитивности территории.
Утверждение официального статуса научно-творческой лаборатории «Народная музыка юга России в современном социокультурном пространстве» (рук. М.С. Жиров) в БГИИК - свидетельство новых подходов вуза к проблеме реконструкции утраченных образцов народной музыки, освоения и популяризации сохранившихся артефактов музыки на уровне научной, учебной и концертно-творческой практики. В настоящее время лаборатория активно реализует несколько направлений деятельности: научно-исследовательская, научно-аналитическая, научно-методическая, научно-творческая. Результатом этой работы является систематизация и каталогизация музыкально-этнографических фондов, организация и проведение полевых исследований, мастер-классов народных певцов и музыкантов, Всероссийских и международных научно-творческих конференций «Маничкины чтения», областного конкурса фольклорной музыки «Молодая Белгородчина» и др.
Таким образом, есть основание констатировать наличие в регионе серьезных фондовых фольклорно-этнографических материалов, учебных пособий, монографий, научных трудов, репертуарных сборников, методических разработок по региональной специфике фольклорных традиций края, в том числе песенных, хореографических, инструментальных, разнообразных по содержанию и особенностям художественной формы, воплотивших черты национального характера коренного населения, его мировоззрение, систему ценностей. Одновременно музыкальный фольклор Белгородчины - это самостоятельная форма духовной практики, развивающаяся по своим законам и располагающая своими возможностями и средствами, «заточенными» под наши природно-климатические условия, менталитет, религию, национальное сознание и т.д.
Следовательно, в народном искусстве и исполнительстве содержатся действенные способы духовно-нравственного развития личности, её физического оздоровления и самосовершенствования, творческой реализации, формирования Человека, Гражданина, Патриота. И для этого стоит только обратиться к кладези народной мудрости - сказке, потешке, прибаутке, пестушке, чтобы дать малышам, к примеру, с первых месяцев жизни, когда у них формируется мышление и сознание, речевые и творческие навыки и умения, правильные основы воспитания, жизненные ориентиры, способы выживания именно в тех условиях, в которых им предстоит жить. А разве не пение обрядовых, лирических, протяжных песен сродни глубокой медитации и релаксации, равно как и пляска в танках, карагодах, игровых действах -реальная возможность выразить себя, избавиться от ненужной энергии, подпитаться новыми эмоциями и впечатлениями.
Именно в таком подходе мы вправе рассматривать народную кухню как путь к здоровому питанию, а участие в традиционных праздниках и гуляниях как один из способов физического оздоровления, закаливания и общения с природой. И всё это не наработки культур и традиций других народов мира, принесённые глобализацией в последние годы, а своё - родное, настоящее, веками проверенное и отшлифованное многовековым, коллективным художественным опытом предков. Действительно, практика показывает, при совместном пении и музицировании ярче выявляются свойства характера каждого из поющих, особенности его темперамента, своеобразие таланта, красота и сила голоса. Руководствуясь национальными нормами, традициями и правилами, поющие духовно преображаются, становятся привлекательнее, добрее, лучше, зачастую гораздо удачливее устраивая и свою личную жизнь2. И, как справедливо подмечено, среди талантливых, сельских песельников, как правило, больше всего счастливых семейных пар, которые «спелись» на сельских гуляниях с песнями, хороводами, плясками, когда были ещё совсем молодыми3.
Бесспорно, прав В.М. Щуров, утверждающий, что значительный объём русских народных песен, построенных, как правило, по законам миниатюры, раскрывают глубокие человеческие чувства: безоблачной радости, безысходной грусти, взаимной и неразделенной любви, дружеского расположения и горькой обиды, счастья мирного труда и доблести в борьбе с врагами - составляют сокровищницу песенных шедевров Белгородского региона, безошибочно угаданных чутьем народа, прошедших строгий творческий отбор сотен безымянных и известных в России талантливых народных исполнителей: О.И. Маничкиной из села Подсереднее, Е.Т. Сапелкина из села Афанасьевка, Л.И. Кузнецовой из села Иловка Алексеевского района; М.В. Сычёва из села Казацкое, М.А. Щербинина, братьев Н.Д. и К.Д. Щербининых из села Большебыково Красногвардейского района; М.С. Скуридиной из села Фощеватово Волоконовского района и многих других уже ушедших из жизни и ныне здравствующих самородков из народа, увековеченных в аудио-видеозаписях, документальных и научно-популярных фильмах, диссертационных исследованиях, монографических трудах, памятных бюстах и песнях, которые реконструируются и адаптируются в учебном процессе, транслируются в концертно-исполнительской практике, представляя нам уникальную возможность прикоснуться к этнокультурному (в том числе музыкальному) генофонду Белгородчины.
2 Жиров М.С. Русская народная песня: история и современность / М.С. Жиров, О.И. Алексеева. Белгород, 2007. С. 101.
3 Щуров В.М. Песня, традиция, память / В.М. Щуров. М.: Советская Россия, 1987. С. 6.
Полагаю, особый интерес для исследователей, студентов и преподавателей кафедры искусства народного пения, специалистов-практиков, профессиональных исполнителей представляет традиционное мужское пение, бытовавшее в сёлах Усердской стороны (с. Малобыково, с. Большебыково, с. Нижняя Покровка, с. Казацкое Красногвардейского района; с. Афанасьевка Алексеевского района и Камызино Красненского района), менее изученное, требующее поддержки и популяризации в виду утраты многих уникальных его образцов. Тем ценнее для нас успешный творческий опыт фольклорного ансамбля «Усёрд» (рук. В.И. Нечаев) из Нижней Покровки Красногвардейского района, детского фольклорного ансамбля «Вольница» (рук. Сотников А.А.) из Пятницкой детской школы искусств Волоконовского района, профессионального фольклорного ансамбля «Пересек» (рук. И.Н. Карачаров) БГЦНТ, «народных коллективов» фольклорных ансамблей «Млада» (рук. О.Я. Жирова, О.И. Алексеева) и «Раздолье» (рук. Л.Н. Сушкова) кафедры искусства народного пения БГИИК и др.
Именно традиционное народное пение нуждается в особой поддержке (организационной, методической, творческой и т.д.), поскольку выполняет мощную воспитательную функцию по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию молодого поколения, решает проблему досуга, направляет их деятельность в созидательное для народного творчества и искусства русло. В целом, музыкальный фольклор Белгородского региона, самобытное музыкальное творчество талантливых народных исполнителей представляет собой непреходящую историческую, этнографическую, художественно-эстетическую ценность общенационального и даже мирового звучания, что требует их дальнейшего научно-исследовательского, учебно-методического и творческого обеспечения.
Список литературы
1.Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: / М.С. Жиров. Учеб. пособие - Белгород, 2003. - С. 69-70.
2.Жиров М.С. Русская народная песня: история и современность / М.С. Жиров, О.И. Алексеева. -Белгород, 2007. - С. 101.
3.Щуров В.М. Песня, традиция, память / В.М. Щуров. - М.: Советская Россия, 1987. - С. 6.
MUSICAL FOLKLORE OF BELGORODCHIN AS A SCIENTIFIC, METHODICAL AND CREATIVE PROBLEM
M.S. Zhirov1), O.Ya. Zhirova2)
1'2)Belgorod state institute of arts and culture 1,2)e-mail: Zhirov [email protected]
The content of the article reveals some aspects of the development, reconstruction, adaptation and popularization of Belgorodchiny's musical folklore through the prism of scientific, creative and educational and methodological activities of the cultural and educational institutions of the region.
Keywords: musical folklore, local territories, "new" reading, scientific and theoretical and applied aspects, the successive model of ethno-artistic education, the formation of a fund of musical and ethnographic materials.