Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
93
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационное общество / коммуникация / традиционные ценности / информационное пространство / социальные сети / нравственный регулятор.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Максимов А.А.

В статье рассматривается проблема культурной самобытности в условиях развивающегося глобального информационного общества. Новые формы и инструменты коммуникации могут быть восприняты как источник угрозы для традиционных ценностей. Контент Интернет-пространство как коммуникативной среды не регулируется с точки зрения соответствия культурным нормам. Из-за отсутствия необходимого нравственного регулятора происходит стремительная трансформация ценностей молодёжи, а вместе с ними и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -8-329-333 МАКСИМОВ Арсений Андреевич,

NIION: 2018-0076-8/21-137 кандидат социологических наук,

MOSURED: 77/27-023-2021 -08-336 старший преподаватель кафедры

социологии коммуникаций социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: arsenii.maksimov@mail.ru

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ

КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема культурной самобытности в условиях развивающегося глобального информационного общества. Новые формы и инструменты коммуникации могут быть восприняты как источник угрозы для традиционных ценностей. Контент Интернет-пространство как коммуникативной среды не регулируется с точки зрения соответствия культурным нормам. Из-за отсутствия необходимого нравственного регулятора происходит стремительная трансформация ценностей молодёжи, а вместе с ними и культуры.

Ключевые слова: информационное общество, коммуникация, традиционные ценности, информационное пространство, социальные сети, нравственный регулятор.

MAKSIMOV Arseny Andreevich,

PhD in sociological sciences, Senior Lecturer, Department of Sociology of Communications, Faculty of Sociology, Lomonosov Moscow State University

TRADITIONAL CULTURE IN MODERN INTERCULTURAL

COMMUNICATION

Annotation. The article deals with the problem of cultural identity in the context of the developing global information society. New forms and tools of communication can be perceived as a source of threat to values. The content of the Internet space as a communication medium is not regulated in terms of compliance with cultural norms. Due to the lack of the necessary moral regulator, there is a rapid transformation of the values of youth, and with them the culture.

Key words: information society, communication, traditional values, information space, social networks, moral regulator.

Информационное общество как глобальное явление стремительно затягивает своих современников в медиа-пространство. И вот уже социокультурная ситуация такова, что медиа доминирует, пожалуй, в большинстве сфер жизни современного человека.

Не претендует на новизну оценка информационного общества как амбивалентного явления. Всесторонняя информатизация жизни как безусловное благо перестала выглядеть столь однозначно, особенно в сравнении с идеализацией этого феномена несколько десятилетий назад. Будущее человечества, которое должно получить единое информационное и электронное пространство, а также ресурсы, работающие на цивилизацию в целом, кажется не таким безоблачным по мере его стремительного наступления.

Глобальная информатизация стала дополнительным стимулом расширяющегося мир-системного кризиса, который находит свое отраже-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ние в буквальном смысле во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества. Расширение сфер применения технических и технологических инноваций, появление новых технологий, формирование единого информационного пространства породили неоднозначные и нетривиальные формы социокультурного развития, исказив социальные нормативы и ценностные ориентации, обострив противоречия между традиционным и современным [3].

Совсем недавно модель будущего предполагала поиск механизмов обеспечения возможности вклада каждой культуры, каждого народа и страны в общую копилку земной цивилизации, в его информационное богатство. Однако уже сегодня активность информационных процессов столь высока, что заставляет подчинять себе традиционные элементы культуры и, прежде всего, изменяет традиционную систему культурной коммуникации. Мы как носители своей культуры стал-

киваемся с проблемами культурного неравенства в условиях информационного общества и сохранения культурных ценностей в условиях современной межкультурной коммуникации.

Процессы глобализации и регионализации в современном миропорядке занимают главенствующие позиции [8]. Как отмечает Л.Н. Соловьёва, глобализация, заключая в себе огромный интеграционный потенциал, с одной стороны, способствует все более активной межкультурной коммуникации в рамках единого коммуникативного пространства, делая культуры доступными и открытыми для диалога. С другой стороны, очевидна и ее обратная сторона — дезинтеграционная: глобальная коммуникация, функционирующая на основе универсального языка, общих стереотипов и ценностей, способствует стиранию различий между базовыми элементами традиционных культур, постепенной утрате этнической идентичности и разрушению традиционной культуры, порождая как следствие локализацию, этнокультурный ренессанс, этническую напряженность и конфликты [9].

Информационно-коммуникационные технологии, онлайн инструменты и, конечно, сам Интернет - главный элемент инфраструктуры информационного общества - созданы, чтобы обеспечить людям возможность удаленного общения. Развитие Интернета как основы информационного общества и коммуникационной среды стало беспрецедентно стремительным. По данным исследования, проведенного Оксфордским университетом для того, чтобы привлечь 50 млн пользователей, телефонным компаниям понадобилось 75 лет, радио - 38 лет, телевидению - 13 лет, а интернету - всего 4 года. Facebook собрал аудиторию в 200 млн пользователей менее чем за год. Более одного миллиард пользователей посещают Youtube ежемесячно [4]. По данным отчёта We Are Social и Hoosuite, сегодня социальными сетями пользуются 3,8 млрд человек - более половины Земли. В среднем человек проводит в соцсетях 2 часа 24 минуты. Чем моложе пользователь, тем этот показатель больше: 2 ч 53 мин — от 16 до 24 лет, 2 ч 14 мин — от 35 до 44 лет, 1 ч 20 мин — от 55-ти до 64-х. Совокупное время, которое люди во всем мире тратят на социальные сети, составляет 1 млн лет каждый день [2].

Эти данные явно подчёркивают тот факт, что современное человечество развивается по пути расширения взаимосвязей различных культур в информационном пространстве и особая роль в этом процессе принадлежит сети Интернет — виртуальному пространству символической коммуникации, существующему параллельно с материальным миром и реальной коммуникацией. Однако в условиях Интернет-пространства отсут-

ствует важнейший элемент межкультурного диалога - нравственный регулятор, очерчивающий границы допустимого поведения и защищающий ценности отдельно взятой культуры. Такой механизм мог бы выполнять функцию сохранения культурных ценностей и утверждения культурного многообразия в информационном пространстве.

Акторами коммуникационных процессов, происходящих в сегодня в информационном пространстве, становятся представители самых разных возрастов и слоёв населения - носителей своей традиционной культуры. Каждый коммуникант при этом представляет потенциальную угрозу для своей собственной культуры, воспринимая и распространяя инородные ценности в своей родной среде, зачастую даже не подозревая об этом (в силу незрелости и некрепкой самоидентичности). Очевидно, что направленная политика заинтересованных кругов способна нести деструктивные последствия как для отдельной личности, так и для культуры в целом. Учитывая огромные объемы информации и неокрепшее духовное и нравственное мировоззрение большинства аудитории, каждая отдельно взятая культура находится под постоянной серьёзной угрозой.

В.В. Миронов характеризует сложившуюся вокруг традиционной культуры ситуацию как «утрату иммунитета» [7]. В истории, как отмечает В.В. Миронов, не было процессов аналогичных становлению информационного общества. Любые новые образования достаточно гармонично впитывались в систему отдельно взятой традиционной культуры, постепенно адаптируясь к ней [6].

Традиционная культура как информационная система характеризуется определённой замкнутостью. Диалог (обмен информацией) между такими культурами всегда требовал адаптации, то есть перевода информации на язык конкретной культуры. Такая культура была устойчива, работала по своим законам, и эволюционировала, впитывая в себя и адаптируя к себе новую информацию. При том, что процесс эволюции был достаточно медленным у традиционной культуры успешно функционировал культурный иммунитет, позволявший культуре относительно безболезненно приспосабливать к себе новые компоненты. Это позволяло традиционной культуре оставаться неизменной для нескольких поколений. Мир, таким образом, представлял собой систему локальных культур, отдалённых друг от друга в пространстве, каждая из которых имела иммунитет к другой культуре, защищавший от инородных элементов и влияний.

Диалог традиционных культур предполагал взаимное обогащение, познание себя, своей собственной культуры через несовпадение в чём-либо с другой культурой. В процессе сопоставле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ния чужой и своей культуры, необходимым образом приходит понимание ценности и своеобразия собственной культуры. Противоречие, возникающий в процессе коммуникации, требовал разрешения, что и являлось источником развития для культуры. Таким образом, диалог культур - это смысловая адаптация их друг к другу [6].

В условиях глобального информационного общества традиционные культуры погружаются в информационное пространство и вынуждены вза-модействовать по его законам. Культура растворяется в этом в информационном пространстве. На фоне резкого расширения возможности общения между культурами и их представителями меняются его качественные характеристики. Возрастает объективная возможность интеграции культуры, но на базе не их различия, а их сходства. А сходство всегда связано с нивелированием особенностей каждой из культур [6].

В результате, как отмечает В.В. Миронов, наступает «кризис культур» - ситуация резкого изменения коммуникационного пространства, все более разрывающего границы между культурами и создающего предпосылки, которые могут обеспечить связь культуры в единую систему [6]. В этом случае, можно говорить о культурном неравенстве, при котором, доминировать начинают те из них, которые способны успешнее других распространять свои ценности в силу тех или иных преимуществ (политических, научно-технических и т.д.). Другим аспектом кризиса культуры становится увеличение скорости разрушения старых ценностей, сжатие временных рамок этого процесса, что не позволяет новым символам и знакам адаптироваться к традиционной знаковой системе ценностей.

Информационное пространство представляет собой незащищённую среду и источник угроз для культуры, поскольку допускает возможность эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран, возможность распространять и внедрять свои духовные, идейные ценности, свою культуру, язык; возможность приостановить духовно-культурную экспансию других стран, трансформировать и даже подрывать их духовно-нравственные устои.

В этом смысле удобным инструментом могут выступать различные социальные сети, которые нередко оказываются виртуальными площадками для переписки сторонников террористических организаций, подстрекательства к противоправным и аморальным действиям и обычной дезинформации. Это касается не только крупных Интернет-игроков (Facebook, Twitter, Instagram, Tik Tok и т.д.), представляющих собой международные информационные сети независимые де-юре, но де-факто функционирующие в угоду определён-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

ных заинтересованных кругов. Потоки избыточной и нередко ложной информации порождают опасность манипулирования сознанием людей со стороны тех политических сил, которые заинтересованы в дестабилизации положения в стране, навязывании ценностей, чуждых отечественной культурной традиции, идеалам гуманизма [3]. По данным исследования американского Университета Колорадо в Боулдере, основной канал распространения недостоверных новостей — Facebook, обогнавший по их количеству Twitter [7].

Развитие информационного общества входит в перечень стратегических приоритетов стран по всему миру. В Российской Федерации с 2010 реализуется одноимённая государственная программа «Информационное общество», целью которой является повышение качества жизни и работы граждан, улучшение условий деятельности организаций, развитие экономического потенциала страны на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Объем бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы за счет средств федерального бюджета составляет 2 594,6 млрд рублей [1].

С 2014 по 2019 гг. в Государственную программу вносились изменения в соответствии с приоритетами, определенными указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 г., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2018 г., и другими документами стратегического планирования. Новая редакция госпрограммы была принята 31 марта 2020 г.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи [1]:

- обеспечение качественными и доступными услугами связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе универсальными услугами связи;

- развитие информационной среды и обеспечение равного доступа граждан к медиасреде;

- предупреждение угроз в информационном обществе, обеспечение информационной безопасности на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства;

- обеспечение за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий реализации в электронной форме полномочий государственных (муниципальных) органов власти, в том числе полномочий по предоставлению гражданам и организациям государственных (муниципальных) и иных социально значимых услуг (исполнению функций), а также повышение качества государственного управления и оперативности взаимодействия органов государственной (муниципальной) власти, граждан и организаций.

В Государственную программу входят четыре подпрограммы: «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе», «Информационная среда», «Безопасность в информационном обществе», «Информационное государство» [1]. Словосочетание «традиционная культура» упоминается единожды в подпрограмме «Информационная среда» в формулировке одной из задач в следующем виде:

увеличение в национальном информационном пространстве доли информации, ориентированной на здоровый образ жизни, социально ответственное поведение, заинтересованность в образовании и профессиональном росте, традиционные культурные, нравственные и семейные ценности, отвечающие приоритетам развития социальной политики государства [1].

Эта выдержка из программы представляет собой наглядное свидетельство того, что переход к информационному обществу - это не хаотичный, а целенаправленный процесс, важная часть современной государственной политики Российской Федерации. Однако говорим ли мы о сохранении традиционной культуры в условиях развивающегося информационного общества, о её трансформации или о её неизбежной утрате?

Подводя итог, хочется отметить, что понятия «постиндустриальное общество», «информационное общество», «глобальная деревня» постоянно используются на разных уровнях и в различных областях социально ориентированной деятельности для объяснения текущей ситуации, основных мировых тенденций и, в конечном счёте, безальтернативности будущего во всех его позитивных и негативных аспектах. В этом смысле растворение отдельно взятой традиционной культуры может быть воспринято неокрепшим умом как нечто предрешённое. Остаётся лишь довериться специалистам в этом вопросе и не грести против течения мировых процессов. Ведь известно, что гораздо легче победить того соперника, который уже смирился со своим пораже-

нием. Разумеется, и у этой точки зрения есть свои заинтересованные группы, которые будут вкладывать необходимые средства и силы для её продвижения. Но стоит ли из-за этого отказываться от своих ценностей, своей идентичности, своей культуры?

Д.С. Лихачёв, рассуждая о духовной преемственности, отмечал, что «сохранение культурной среды — задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда столь же необходима для его привязанности к родным местам, для его нравственной самодисциплины и социальности. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить человека нравственно может несоблюдение законов экологии культурной» [5].

Список литературы:

[1] Государственная программа «Информационное общество» [Электронный ресурс]. - URL: https://digital.gov.rU/ru/activity/programs/1/ (дата обращения: 26.06.21).

[2] 10 фактов о социальных сетях [Электронный ресурс]. - URL: https://plus-one.ru/ society/2020/08/27/10-faktov-o-socialnyh-setyah (дата обращения: 26.06.21).

[3] Денильханов И.С. Диалог культур в открытом информационном обществе [Электронный ресурс]. - URL: http://www.opchr.ru/index.php/ press-tsentr-2/analitika-2/1482-dialog-kultur-v-otkrytom-informatsionnom-obshchestve (дата обращения 26.06.21).

[4] Лизунова И.В. Медиакультура как диалог культур современного общества // Библиофера. 2017. № 4. - С. 30-34.

[5] Лихачев Д.С. Избранное о культурном и природном наследии // Экология культуры. - М., 2000. - С. 11-12.

[6] Миронов В.В. Информационное пространство: вызов культуре // Информационное общество. 2005. Вып. 1. - С. 14-18.

[7] Миронов В.В. Современное коммуникационное пространство как фактор трансформации культуры и философии // Вестник Российского философского общества. 2005. № 3 (35). -C. 9-22.

[8] Рыжов В.Б. Диалектика глобализации и регионализации в правовом пространстве государств и международных организаций [Электронный ресурс] // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2020. № 1. - С. 29-44. - URL: https://nbpublish.com/library_read_article. php?id=30979 (дата обращения: 26.06.21).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

[9] Соловьева Л.Н. Межкультурный диалог в условиях информационного общества [Электронный ресурс]. - URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/ files/lihcht/2014_Sbornik/2014_Dokladi/2014_ Sec2/2014_sec2_024.pdf (дата обращения: 26.06.21).

Spisok literatury:

[1] Gosudarstvennaya programma «Informa-cionnoe obshchestvo» [Elektronnyj resurs]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/programs/1/ (data obrashcheniya: 26.06.21).

[2] 10 faktov o social'nyh setyah [Elektronnyj resurs]. - URL: https://plus-one.ru/socie-ty/2020/08/27/10-faktov-o-socialnyh-setyah (data obrashcheniya: 26.06.21).

[3] Denil'hanov I.S. Dialog kul'tur v otkrytom informacionnom obshchestve [Elektronnyj resurs]. -URL: http://www.opch r.ru/index.php/press-tsentr-2/ analitika-2/1482-dialog-kultur-v-otkrytom-informat-sionnom-obshchestve (data obrashcheniya 26.06.21).

[4] Lizunova I.V. Mediakul'tura kak dialog kul'tur sovremennogo obshchestva // Bibliofera. 2017. № 4. - S.30-34.

[5] Lihachev D.S. Izbrannoe o kul'turnom i prirodnom nasledii // Ekologiya kul'tury. - M., 2000. - S. 11-12.

[6] Mironov V.V. Informacionnoe prostranstvo: vyzov kul'ture // Informacionnoe obshchestvo. 2005. Vyp. 1. - S. 14-18.

[7] Mironov V.V. Sovremennoe kommunika-cionnoe prostranstvo kak faktor transformacii kul'tury i filosofii // Vestnik Rossijskogo filosofskogo obshchestva. 2005. № 3 (35). - C. 9-22.

[8] Ryzhov V.B. Dialektika globalizacii i region-alizacii v pravovom prostranstve gosudarstv i mezh-dunarodnyh organizacij [Elektronnyj resurs] // Mezh-dunarodnoe pravo i mezhdunarodnye organizacii / International Law and International Organizations. 2020. № 1. - S. 29-44. - URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=30979 (data obrashcheniya: 26.06.21).

[9] Solov'eva L.N. Mezhkul'turnyj dialog v usloviyah informacionnogo obshchestva [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.lihachev.ru/pic/site/files/ lihcht/2014_Sbornik/2014_Dokladi/2014_ Sec2/2014_sec2_024.pdf (data obrashcheniya: 26.06.21).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.