ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.014.5 + 37.061
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье раскрыты концептуальные положения осмысления проблемы обеспечения информационной безопасности молодежи в поликультурном образовательном пространстве России. Уточнено понимание поликультурного образовательного пространства в контексте информационного атрибута; определено понимание информационного поликультурного образовательного пространства. Определено понимание информационной безопасности молодежи как системы, процесса и результата обеспечения защиты молодого поколения от негативного влияния и угроз информационной среды. Обоснованы принципы обеспечения информационной безопасности молодежи в современном образовательном пространстве: системности, научности, наступатель-ности в обеспечении воспитательной функции информационного пространства, регулирования доступа молодежи к информационному контенту, психолого-педагогической поддержки, учета системой образования перспектив развития информационного общества. Определены содержание и условия обеспечения информационной безопасности молодежи в современном образовательном пространстве: перманентное внимание общества и государственных структур к проблеме предупреждения и преодоления угроз информационно-образовательного пространства; разработка данной проблемы на законодатель-
Как цитировать статью: Гукаленко О. В., Пустовой-тов В. Н. Обеспечение информационной безопасности молодежи в современном образовательном пространстве // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 2, № 2 (64). С. 117-131.
О. В. Гукаленко
Доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, главный научный сотрудник, Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, г. Москва
E-mail: olga_gukalenko@mail.ru
Olga V. Gukalenko
Dr.Sc. (Education), Professor, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Chief Researcher, Institute for Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
В. Н. Пустовойтов
Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры социально-экономических и гуманитарных дисциплин, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, г. Брянск E-mail: vnpnov@gmail.com
Viktor N. Pustovoitov
Dr.Sc. (Education), Associate Professor, Professor of the Chair of Social, Economic and Humanitarian Disciplines, Bryansk State University named after Ivan Petrovsky, Bryansk, Russia
ном, финансовом, кадровом, социально-педагогическом, материально-техническом уровнях; интеграция работы всех заинтересованных институтов в данном направлении; проектирование и реализация на федеральном и региональном уровнях программ, моделей, проектов развития социально безопасного информационного пространства; разработка и сопровождение образовательных порталов, информационно-методическая поддержка институтов образования и общественных институтов по обеспечению информационной безопасности молодежи; разработка и внедрение в образовательный процесс стратегий и моделей обучения детей, подростков и молодежи действиям в условиях кибератак и киберугроз; проектирование, разработка и информационно-методическое сопровождение социально ориентированных и образовательных технологий, обеспечивающих саморазвитие личности в информационной поликультурной среде; активное внедрение технологий формирования учебно-познавательной и познавательной компетентностей у детей и молодежи на основе всех возможностей и форм образовательного пространства.
Ключевые слова: информационная безопасность молодежи, поликультурное образовательное пространство, принципы обеспечения информационной безопасности молодежи.
Современность отличает ряд особенностей, с которыми никогда ранее человечество не сталкивалось. Проблемы глобализации и интеграции, научный прогресс и стремительно нарастающая информатизация всех сфер деятельности человека вызвали объективно осязаемые изменения общественной жизни, когда технологии и идеи сменяют друг друга быстрее, чем поколения людей. В современном мире переплелись политика и образование, экономика и культура, национальное и транснациональное, чувственное и рациональное, реальность и виртуальный мир. Качественными характеристиками современности выступают цифровизация, информатизация и поликультурность.
Вместе с тем влияние информационной среды (в том числе информационно-образовательной) на формирующуюся психику и мировоззрение детей, подростков и молодежи до настоящего времени в полной мере не изучено. В этой связи общество предъявляет особые требования к обеспечению информационной безопасности молодого поколения в образовательном пространстве. Как следствие, возникает необходимость разработки, в первую очередь, методологических вопросов, связанных с уточнением традиционного понимания категорий «образовательное пространство», «поликультурное образовательное пространство»,
рассмотрения в социально-педагогическом контексте понятий «информационное пространство», «информационная безопасность молодежи», определения принципов и содержания обеспечения информационной безопасности молодого поколения.
Отметим, что проблематика информационной безопасности молодежи отражена в ряде исследований отечественных и зарубежных авторов (М. В. Радионов [11], D. Bigo [13], M. Gasser [17] и др.). Однако большая часть исследований посвящена социальным аспектам информационной безопасности, а в педагогической теории и практике данная проблема только получает свое осмысление. В настоящей статье сделана попытка рассмотреть методологические аспекты обеспечения информационной безопасности молодежи в поликультурном образовательном пространстве России.
Образовательное пространство как феномен проанализировано в ряде трудов отечественных исследователей (В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, Ю. С. Давыдов, А. Н. Джуринский, Н. Д. Никандров, В. Е. Шукшунов и др.). Среди наиболее значимых признаков образовательного пространства называются: высокий уровень интеграции субъектов и институтов образования, свобода доступа субъектов образовательного пространства к образовательным и культурно-просветительским ценностям, академическая и профессиональная мобильность всех субъектов образования, вариативность и органичное включение в содержание образования общезначимых элементов культуры.
Образовательное пространство формируется и развивается в процессе взаимодействия субъектов и составляющих его институтов, является результатом взаимодействия различных входящих в него субпространств. Оно включает в себя множество объективно существующих субкультур, носителями которых являются различные социальные группы. Концептуальными идеями образовательного пространства выступают: общецивилизационные идеалы и учет общемировых тенденций развития, национальные традиции и национально-культурная идентификация граждан, традиционные национальные (для России — общероссийские) ценности и региональные особенности. В исследованиях С. К. Бондыревой, В. Г. Бочаровой, О. В. Гукаленко, В. И. Загвязинского, А. В. Мудрика и других ученых показано, что образовательное пространство и социальная среда несут на себе огромный образовательный потенциал, выступают ключевыми педагогическими факторами развития
современной личности. Многогранность, мультиобъектность, многофакторность, сложноорганизованность и многомерность образовательного пространства изначально наделяют его качеством поликультурности.
Поликультурность являет собой качественную характеристику современного мира, отражает наиболее общие свойства и связи явлений современной жизни, общества и образования. Понятие «поликультурность» — одно из фундаментальных понятий об общественно значимом феномене современной действительности, оно обобщает представление о качественной характеристике современного общества и современного образования. Таким образом, может рассматриваться как педагогическая категория.
Проблематика поликультурных образовательных пространств разносторонне и глубоко разработана и отражена в трудах Е. В. Бондаревской, В. П. Борисенкова, Е. П. Голобородько, Ю. С. Давыдова, А. Н. Джуринского, Н. Д. Никандрова, Л. Л. Супруновой и др. В исследованиях представлены понимание и структура, механизмы формирования и развития поликультурных образовательных пространств, стратегии и модели реализации в них образовательного процесса различного вида и уровней. Под поликультурным образовательным пространством традиционно понимаются различные институты и факторы образования, которые определяют в мультикультурном обществе его качественные трансформации [3, с. 21]; это целостность, в которой сосуществуют различные культуры, обыденное и инновационное, наука, искусство, религия [6, с. 3].
Представленное понимание поликультурного образовательного пространства в условиях цифровизации и информатизации современного общества требует уточнения в контексте рассмотрения его информационного атрибута.
Анализ категории «информационное пространство» показывает, что данный феномен современности рассматривается с нескольких сторон (см. подробнее: [14]): с позиции выделения функционала — хранение информации и ее использование [18; 19], с позиции содержания — информационный контент во всем его многообразии [20], с позиции акцентирования специфики структуры — сетевая структура пространства, взаимодействие информационных потоков и систем [12].
Сущностные особенности информационного пространства (хранение информации, значимость в общественной жизни, свободный доступ к контенту, разнообразие информации, взаимодействие инфор-
мационных потоков, форма существования информационных систем) способствуют тому, что сегодня информационное пространство стало, по сути, виртуальным миром молодежи и подростков. Сегодня информационное пространство срослось с реальностью. Обладая свойствами поликультурности (оно по своей природе интеркультурно, предоставляет молодежи свободный доступ к различным культурам, возможность, по сути, безграничного общения), виртуальное пространство являет собой образовательную среду для молодого поколения [10, с. 92].
Информационное образовательное пространство в научных работах рассматривается многогранно. При этом вариативность использования категории «информационное образовательное пространство» прослеживается уже на уровне терминологии.
В отечественных источниках отмечается преимущественное употребление терминов (порой синонимичное) «информационное образовательное пространство», «цифровое образовательное пространство», «электронное образовательное пространство». Информационное образовательное пространство рассматривается как «пространство вербальной и документальной коммуникаций, формируемое для повышения культурного и образовательного уровня его субъектов» [7, с. 460], «пространство отношений всех субъектов образования и процесс отношений, возникающих в результате образовательной деятельности между субъектами (...педагоги, учащиеся, обучающие среды)» [9, с. 30], «пространство, в котором информация используется для образовательных целей» [8].
В англоязычных источниках зарубежных авторов наибольшее распространение получил термин «digital learning space» («цифровое обучение», «цифровое образовательное (учебное) пространство»). В исследованиях зарубежных авторов «digital learning space» — это виртуальный центр, портал, виртуальная среда, которая создается «связями между пользователями и между пользователями и содержанием курса в этих учебных средах» [16]; которые «дают ученикам доступ к широкому спектру учебных материалов» [15].
Анализ понимания информационного образовательного пространства показывает, что в его определении подчеркиваются, как правило, отдельные ключевые характеристики с ориентацией на цели и результат образовательного процесса, контент и отношения образовательного и информационного пространств. В педагогических исследованиях
информационное образовательное пространство анализируется преимущественно с позиций коммуникации и доступа личности, индивида, обучаемого к информационному контенту во всем его многообразии форм и содержания, то есть по своей сути изначально рассматривается как поликультурное.
Существенными признаками информационного поликультурного образовательного пространства являются: структурированность; включение культурных пространств различного масштаба, уровня, функционала; взаимодействие субъектов на основе использования информационно-коммуникационных технологий; образовательная функция. Таким образом, информационное поликультурное образовательное пространство представляется как структурированная совокупность личностных культурных пространств, пространств социальных групп (по признаку родства, профессии, возраста, единства интересов и др.), образовательных, социальных и общественных институтов, их ценностей и смыслов деятельности, принципов, традиций, моделей и технологий, взаимодействующих в контексте диалога культур и выполняющих прямо или косвенно образовательную функцию посредством информационно-коммуникационных технологий и информационно-образовательной среды.
Под поликультурным образовательным пространством (с учетом выделения виртуального поликультурного образовательного пространства) целесообразно понимать образовательное пространство, включающее в себя реальность и виртуальный мир, интегрированное в поликультурную среду и целенаправленно или косвенно создающее условия для развития образовательного потенциала каждой отдельной личности, социальных групп, общества в целом. Основу функционирования поликультурного образовательного пространства составляет организация и упрочение связей различных образовательных институтов и систем.
Наше представление о структуре поликультурного образовательного пространства базируется на идеях А. Менегетти о семантических полях и концепции семиотических пространств Ю. М. Лотмана. С позиций системного подхода структуру поликультурного образовательного пространства можно представить как упорядоченную совокупность семиотических пространств. Данные семиотические пространства образованы семантическими полями реального и виртуального взаимодействия субъектов образовательного процесса: «Я-пространства» отдельных обучаемых, учителей, преподавателей, родителей, админи-
страции образовательной организации, представителей власти, органов контроля за системой образования и др. Семантические поля образуют интеркультурные по своей сути семиотические пространства: формальная группа одноклассников, учебный коллектив, урок, школа, университет, семья, друзья, чат, форум и др. [10, с. 95-96] При таком рассмотрении структуры поликультурного образовательного пространства и реальный мир, и Глобальная сеть выступают средой самореализации индивидуальностей и одновременно носителем информации, в том числе образовательного характера.
Современное информационное поликультурное образовательное пространство представлено пересекающимися и взаимодействующими реальной сферой образования и виртуальной информационно-образовательной средой (сегодня — сетевая глобальная). В последней условно выделяются управляемое (относительно управляемое, специально организованное) и хаотичное (неуправляемое) подпространства. Названные подпространства отличаются контентом, способами его накопления и предоставления пользователю, а следовательно, и моделями взаимодействия субъектов, способами обработки информации и др. Управляемое подпространство, в отличие от хаотично развивающегося, изначально достаточно структурировано в отношении образовательных ресурсов, обладает средствами, обеспечивающими определенную степень защищенности своих субъектов от негативного влияния (физиолого-психического, воспитательного, социального, экономического и др.). Неуправляемая информационная среда не только несет на себе большой образовательный потенциал, возможности безграничного общения и приобщения субъектов информационного пространства к различным культурам и субкультурам, но и таит потенциальные угрозы психического и социально-педагогического характера.
Негативные факторы влияния информационного образовательного пространства можно условно разделить на две группы: факторы непосредственного влияния информационной среды на психику молодежи и факторы опосредованного (отдаленного) влияния на молодое поколение посредством изменения традиционной педагогической модели.
К первой группе можно отнести:
- влияние веб-серфинга на здоровье и психику молодого человека, его когнитивные способности, формирующееся мировоззрение и мировосприятие;
- потенциальное искажение нравственных идеалов, критериев и норм вследствие негативного информационного воздействия информационного контента на психику формирующейся личности: культивирование насилия, расовой неприязни, конфликтности, агрессии и др. [1; 4; 5];
- нарастание психоэмоциональной и социально-психологической напряженности у молодого поколения вследствие недостаточной сформированности убеждений и взглядов и — одновременно — затрудненности адекватной оценки интернет-контента, характеризующегося высоким уровнем разнообразия, быстрой изменчивостью, вариативностью по форме, противоречивостью по содержанию;
- подмена и сращивание в сознании молодежи реального и виртуального миров (как следствие, неадекватное поведение молодых людей в реальном мире); интернет-зависимость молодежи («поколение 7»);
- потенциальная опасность разрыва в сознании детей и подростков содержания и формы представления информационного контента, развитие неспособности к анализу и синтезу информации, качественному разделению областей знания вследствие гипертекстовой сущности и высокого уровня мультимедийности интернет-контента.
Вторую группу факторов составляют:
- несоответствие содержания и моделей образования потребностям детей и молодежи вследствие косности системы образования по отношению к стремительному развитию информационного образовательного пространства и информационных технологий;
- активное массовое внедрение на место традиционных апробированных систем обучения и образования экономически выгодных, инновационных, но мало изученных моделей (в том числе дистанционных). Данные модели требуют от обучаемого сфор-мированности познавательной компетентности достаточно высокого уровня, которым молодые люди, в своем большинстве, еще не обладают [10, с. 151-165];
- определенная непредсказуемость направлений развития информационно-коммуникационных технологий и информатизации
общественных процессов; стремительность информатизации и цифровизации общества, жизни каждого человека. Как следствие, создается угроза неподготовленности молодого поколения к возможным моделям реального миросуществования;
- усугубление проблем взаимопонимания поколений; стремительное уменьшение возрастной разницы в мировосприятии действительности различными поколениями; неподготовленность старшего поколения к передаче младшему поколению опыта взаимодействия в информационном обществе;
- потенциальное свертывание коммуникативной компетентности молодежи в реальной жизни вследствие нарастания индивидуальных — в противовес коллективным — форм взаимодействия, тяготения моделей обучения на основе информационно-коммуникационных технологий к индивидуальным формам учебной работы.
Обеспечение защиты подрастающего поколения от названных угроз информационного поликультурного образовательного пространства составляет сущность информационной безопасности детей и молодежи в нем. Информационная безопасность молодежи в информационном поликультурном образовательном пространстве есть система, процесс и результат обеспечения защиты молодого поколения от негативного влияния и угроз информационной среды.
Опираясь на понимание социальной безопасности в отечественных и зарубежных исследованиях, информационную безопасность молодежи следует рассматривать, по крайней мере, в следующих аспектах:
— с позиции социально-педагогической защиты личности обществом в информационном поликультурном пространстве через комплекс мер предупреждения возможных рисков, угроз, кибератак, а также мер противостояния угрозам личности в духовно-нравственной, гражданско-правовой, экономической, информационной и других сферах;
— с позиции формирования у личности, социальной группы, общности чувства защищенности при восприятии реального и виртуального миров. Информационная безопасность молодежи в информационном поликультурном образовательном пространстве — это состояние уверенности подрастающего поколения в защите от угроз при работе и взаимодействии в информационном пространстве, чувство безопасности и защищенности своих интересов, прав и свобод;
— в контексте подготовки детей и молодежи к предупреждению и преодолению возможных информационных рисков и угроз посредством обучения действиям в условиях влияния негативного контента Глобальной сети и кибератак, формирования у молодежи навыков прогнозирования возможных последствий работы в информационном пространстве, использования его контента, формирования готовности к различным моделям развития информационного общества;
— как социальный институт, отражающий духовно-нравственные и культурные традиции общества, выступающие основой становления молодого человека в информационном поликультурном образовательном пространстве, институт формирования морально-нравственной психически-здоровой личности.
Обозначенное понимание информационной безопасности молодежи позволяет определить следующие принципы и содержание обеспечения информационной безопасности молодежи в поликультурном образовательном пространстве России:
— принцип системности — предполагает единую целенаправленную работу и взаимодействие общественных и государственных институтов в сфере информационной безопасности молодежи на основе правового, финансового, кадрового, психолого-педагогического обеспечения с учетом современных достижений и перспектив развития образования как локомотива развития информационного общества;
— принцип научности — требует целенаправленных глубоких интегральных междисциплинарных исследований влияния сетевого информационного пространства на физическую, психическую и социальную сферы жизни подрастающего поколения; необходим взвешенный, научно обоснованный подход к внедрению в образовательную практику инновационных моделей и систем обучения, спроектированных на основе реализации возможностей информационного образовательного пространства и информационно-коммуникационных технологий;
— принцип наступательности в обеспечении воспитательной функции информационного пространства — предполагает создание общественно-государственной системы противодействия искажению в информационном пространстве традиционных для России нравственных идеалов и норм поведения, в том числе средствами общественно-государственного контроля контента информационного пространства с позиций правового государства и гражданского общества; целенаправленное
упрочение и развитие системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе традиционных для многонациональной России идеалов с использованием современных средств и моделей воспитания [2]; целенаправленное включение воспитательного контента в неуправляемые информационные ресурсы и потоки;
— принцип регулирования доступа молодежи к информационному контенту — предусматривает регулирование доступа подрастающего поколения к сетевым информационным потокам в соответствии с возрастными особенностями на основе реализации системы императивного, диспозитивного, социального регулирования, саморегулирования в рамках правового государства и гражданского общества;
— принцип психолого-педагогической поддержки — предусматривает разработку и реализацию системы мер психологической, педагогической, психолого-социальной поддержки пользователей Сети (детей, подростков, молодежи, лиц среднего и старшего поколений) с целью предупреждения и нивелирования психоэмоциональной и социально-психологической напряженности; целенаправленное формирование ИКТ-компетентности всех пользователей информационного пространства, в том числе формирование у молодых людей опыта оценки интернет-контента, адекватного восприятия мультимедиа- и гипертекстового содержания информационных потоков, формирование осознанного отношения к разграничению реального и виртуального миров;
— принцип учета системой образования перспектив развития информационного общества — предусматривает работу системы образования на перспективу, разработку и внедрение моделей образования (в первую очередь коллективных) на основе изучения молодежью содержания и методов передовых научных достижений во всех областях знания; учет векторов развития информационного общества и целенаправленную подготовку молодежи к возможным моделям интегративного единства реального и виртуального миросуществования в будущем; предполагает разработку перспективных моделей формирования у обучающейся молодежи как предметных компетенций, так и метапредметного опыта (в первую очередь познавательной компетентности) как основ взаимодействия и продуктивной деятельности в информационном обществе.
Обоснованные принципы позволяют сформулировать следующие условия (и задачи) обеспечения информационной безопасности молодежи в поликультурном образовательном пространстве России:
- перманентное внимание общества и государственных структур к проблеме предупреждения и преодоления угроз информационно-образовательного пространства; разработка данной проблемы на законодательном, финансовом, кадровом, социально-педагогическом, материально-техническом уровнях;
- интеграция работы всех заинтересованных институтов по обеспечению информационной безопасности молодежи в поликультурном образовательном пространстве; проектирование и реализация на федеральном и региональном уровнях программ, моделей, проектов развития социально-безопасного информационного пространства;
- разработка и сопровождение образовательных порталов, информационно-методическая поддержка институтов образования и общественных институтов по обеспечению информационной безопасности молодежи; разработка и внедрение в образовательный процесс стратегий и моделей обучения детей, подростков и молодежи действиям в условиях кибератак и киберугроз;
- проектирование, разработка и информационно-методическое сопровождение социально ориентированных и образовательных технологий, обеспечивающих саморазвитие личности в информационной поликультурной среде;
- активное внедрение технологий формирования учебно-познавательной и познавательной компетентностей у детей и молодежи на основе всех возможностей и форм образовательного пространства.
Подводя итог сказанному, отметим: обеспечение информационной безопасности молодежи в поликультурном образовательном пространстве — важнейшая проблема для всех развитых стран мира, в том числе для России. Ее решение сопряжено с обеспечением цивилизационной и национальной безопасности, сохранением культурного наследия, развитием личности. Глобальность проблемы требует к себе системного подхода, комплексного решения, интеграции усилий всех заинтересованных государственных и общественных институтов. Эффективность педагогического обеспечения информационной безопасности молодежи сопряжена с реализацией образовательного потенциала информационного пространства.
Литература
1. Борисенков В. П. Проблемы использования зарубежного опыта в образовании // Славянская педагогическая культура. 2011. № 10. С. 3-8.
2. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н. Поликультурное воспитательное пространство вуза как среда формирования гражданственности и патриотизма // Педагогика. 2018. № 2. С. 44-51.
3. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во РПГУ, 2003. 512 с.
4. Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н. Безопасность детей и молодежи в поликультурном образовательном пространстве России: проблемы и перспективы // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. 2017. № 7. Улан-Удэ: Бурятский государственный университет. 250 с. С. 25-33. DOI: 10.18101 / 1994-0866-2017-7-25-33.
5. Гукаленко О. В., Пустовойтов В. Н. Социальная безопасность молодежи в поликультурном пространстве России // Социальная педагогика в России. 2018. № 2. С. 16-23.
6. Ежова Е. Ю. Развитие художественной культуры личности в поликультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... докт. культурологии: 24. 00. 01. Саранск, 2011. 39 с.
7. Олефир С. В. Информационно-образовательное пространство для детей и подростков: принципы формирования // Фундаментальные исследования. 2013. № 8 (часть 2). С. 459-463 [Электронный ресурс]. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31943 (дата обращения: 24.03.2019).
8. Осмоловская И. М. Информационно-образовательная среда общеобразовательной школы // Учитель в инновационном образовательном пространстве: историческая ретроспектива и прогностическая перспектива: Материалы международной заочной научно-практической конференции (г. Владимир, 1 декабря — 31 декабря 2010 год) [Электронный ресурс]. URL: http:// pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/konf_lerner/Osmolovskaya_I.M..pdf (дата обращения: 03.02.2019).
9. Пронина Л. А. Открытое информационно-образовательное пространство как компонент современного образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2012. № 2 (20). С. 28-30.
10. Пустовойтов В. Н. Методологические основы формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике: монография. Брянск: Ладомир, 2013. 268 с.
11. Радионов М. В. Информационная безопасность: социологическая концептуализация [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-sotsiologicheskaya-kontseptualizatsiya (дата обращения: 03.10.2018).
12. Справочник технического переводчика. Интент. 2009-2013. [Электронный ресурс]. URL: https://technical_translator_dictionary.academic.ru/78752 (дата обращения: 14.03.2019).
13. Bigo D. Digital Surveillance and Everyday Democracy // The Routledge International Handbook of Criminology and Human Rights, edited by Leanne Weber, Elaine Fishwick and Marinella Marmo. Routledge, 2016. Pp. 125-135.
14. Borisenkov V., Gukalenko O., Pustovoitov V. The formation of metasubject skills of students in the information educational space // Education Environment for the Information Age: international conference (EEIA 2019) [Электронный ресурс]. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.23.
15. Digital Learning Space: Your Virtual Hub // My learning space. 11 Jun 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.mylearningspace.com.au/news/digital-learning-space (дата обращения: 18.04.2019).
16. Dowling S. Digital Learning Spaces — an alternative to traditional Learning Management Systems? // Research Gate. January 2012 [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate. net/publication/268446149_Digital_Learning_Spaces_-_an_alternative_to_traditional_Learning_ Management_Systems (дата обращения: 20.04.2019).
17. Gasser M. Building a Secure Computer System. New York. Van Nostrand Reinhold, 1988. P. 3.
18. Gonzalez V. M. Mobility and Connectivity: On the Character of Mobile Information Work // In.: Hershey. IGI Global. 2011. 1584 p. Pp. 1362-1383. DOI: 10.4018/978-1-60960-042-6.ch077.
19. Information space // Cambridge dictionary [Электронный ресурс]. URL: https://dictionary.
cambridge.org/us/dictionary/english/information-space (дата обращения: 10.05.19).
20. Kalish M. Visual Analytics and Conceptual Blending Theory // Handbook of Research on Computational Arts and Creative Informatics. 2009. P. 290-310. DOI: 10.4018/978-1-60566-352-4. ch017.
ENSURING INFORMATION SECURITY OF YOUTH IN THE MODERN EDUCATIONAL SPACE
The article reflects the conceptual provisions of understanding the problem of ensuring information security of youth in the multicultural educational space of Russia. The understanding of multicultural educational space in the context of an information attribute has been clarified; the understanding of multicultural educational information space is defined. The understanding of the information security of youth as a system, process and result of protecting the young generation from the negative impact and threats of the information environment is determined. The principles of ensuring information security of youth in the modern educational space are substantiated. These are the principles: systemic, scientific, offensiveness in ensuring the educational function of the information space, regulation of youth access to information content, psychological and pedagogical support, taking into account the educational system's prospects for the development of the information society. The content and conditions of ensuring information security of youth in the modern educational space are determined. The article defines the content and conditions for ensuring the information security of youth in the modern educational space, including: the permanent attention of society and government agencies to the problem of preventing and overcoming threats to the information and educational space; the development of this problem at the legislative, financial, personnel, socio-pedagogical, material and technical levels; the integration of the work of all interested institutions in this direction; the design and implementation at the federal and regional levels of programmes, models, projects for the development of socially safe information space; the development and maintenance of educational portals, information and methodological support of educational institutions and public institutions to ensure information security of youth; the development and implementation in the educational process of strategies and models for teaching children, adolescents and youth to actions in the context of cyberattacks and cyber threats; the design, development and informational and methodological support of socially-oriented and educational technologies that ensure personal self-development in a multicultural information environment; active introduction of technologies for the formation of educational and cognitive and cognitive competencies in children and youth based on all the possibilities and forms of educational space.
Keywords: youth information security, multicultural educational space, principles for ensuring youth information security.
References
• Bigo D. Digital Surveillance and Everyday Democracy // The Routledge International Handbook of Criminology and Human Rights / edited by Leanne Weber, Elaine Fishwick and Marinella Marmo. Routledge, 2016. P. 125-135.
• Borisenkov V. P. Problemy ispol'zovaniya zarubezhnogo opyta v obrazovanii // Slavyanskaya peda-gogicheskaya kul'tura. 2011. № 10. S. 3-8. [In Rus].
• Borisenkov V. P., Gukalenko O. V., Pustovojtov V. N. Polikul'turnoe vospitatel'noe prostranstvo vuza kak sreda formirovaniya grazhdanstvennosti I patriotizma // Pedagogika. 2018. № 2. S. 44-51. [In Rus].
• Borisenkov V., Gukalenko O, Pustovoitov V. The formation of metasubject skills of students in the information educational space // Education Environment for the Information Age: international confer-
ence (EEIA 2019) [Elektronnyj resurs]. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.09.02.23.
• Digital Learning Space: Your Virtual Hub // My learning space. 11 Jun 2018 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.mylearningspace.com.au/news/digital-learning-space (data obrashcheniya: 18.04.2019).
• Dowling S. Digital Learning Spaces — an alternative to traditional Learning Management Systems? // Research Gate. January 2012 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.researchgate.net/publica-tion/268446149_Digital_Learning_Spaces_-_an_alternative_to_traditional_Learning_Management_ Systems (data obrashcheniya: 20.04.2019).
• Ezhova E. Yu. Razvitie hudozhestvennoj kul'tury lichnosti v polikul'turnom obrazovatel'nom pros-transtve: avtoref. dis. ... dokt. kul'turologii: 24. 00. 01. Saransk, 2011. 39 s. [In Rus].
• Gasser M. Building a Secure Computer System. New York. Van Nostrand Reinhold, 1988. P. 3.
• Gonzalez V. M. Mobility and Connectivity: On the Character of Mobile Information Work // Hershey. IGI Global. 2011. P. 1362-1383. DOI: 10.4018/978-1-60960-042-6.ch077.
• Gukalenko O. V. Polikul'turnoe obrazovanie: teoriya i praktika: monografiya. Rostov-na-Donu: Izd-vo RPGU, 2003. 512 s. [In Rus].
• Gukalenko O. V., Pustovojtov V. N. Bezopasnost' detej i molodezhi v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve Rossii: problemy i perspektivy // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika. 2017. № 7. S. 25-33. DOI: 10.18101/1994-0866-2017-7-25-33. [In Rus].
• Gukalenko O. V., Pustovojtov V. N. Social'naya bezopasnost' molodezhi v polikul'turnom prostranstve Rossii // Social'naya pedagogika v Rossii. 2018. № 2. S. 16-23. [In Rus].
• Information space // Cambridge dictionary [Elektronnyj resurs]. URL: https://dictionary.cambridge. org/us/dictionary/english/information-space (data obrashcheniya: 10.05.2019).
• Kalish M. Visual Analytics and Conceptual Blending Theory // Handbook of Research on Computational Arts and Creative Informatics. 2009. P. 290-310. DOI: 10.4018/978-1-60566-352-4. ch017.
• Olefir S. V. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo dlya detej I podrostkov: principy formirovani-ya // Fundamental'nye issledovaniya. 2013. № 8 (chast' 2). S. 459-463 [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=31943 (data obrashcheniya: 24.03.2019). [In Rus].
• Osmolovskaya I. M. Informacionno-obrazovatel'naya sreda obshcheobrazovatel'noj shkoly // Uchitel' v innovacionnom obrazovatel'nom prostranstve: istoricheskaya retrospektiva i prognosticheskaya perspektiva: mat-ly mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf. (g. Vladimir, 01-31.12.2010) [Elektronnyj resurs]. URL: http://pedagog.vlsu.ru/fileadmin/Dep_pedagogical/konf_lerner/Osmolovskaya_I.M.. pdf (data obrashcheniya: 03.02.2019). [In Rus].
• Pronina L. A. Otkrytoe informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo kak komponent sovremennogo obrazovaniya // Psihologo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2012. № 2 (20). S. 28-30. [In Rus].
• Pustovojtov V. N. Metodologicheskie osnovy formirovaniya poznavatel'noj kompetentnosti starshek-lassnikov v processe obucheniya matematike: monografiya. Bryansk: Ladomir, 2013. 268 s. [In Rus].
• RadionovM. V. Informacionnaya bezopasnost': sociologicheskaya konceptualizaciya [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnaya-bezopasnost-sotsiologicheskaya-kontseptualizatsiya (data obrashcheniya: 03.10.2018). [In Rus].
• Spravochnik tekhnicheskogo perevodchika. Intent. 2009-2013. [Elektronnyj resurs]. URL: https:// technical_translator_dictionary.academic.ru/78752 (data obrashcheniya: 14.03.2019). [In Rus].