Научная статья на тему 'Трансформация семейных ценностей в условиях цифрового общества'

Трансформация семейных ценностей в условиях цифрового общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1633
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Ключевые слова
семья / ценности / семейные ценности / трансформация семейных ценностей / исследовательские парадигмы семьи.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Браженская Н.Е., Османов М.М.

В статье рассмотрено влияние интернета на семейные ценности, как современные технологии разрушают традиционные моральные установки и изменяют восприятие супругов. Данная тема актуальна в современном мире так как количество пользователей сети растёт с каждым днём. Многочисленные возможности интернета привлекают всё больше пользователей, часть из которых является молодежью, т.е. теми, кому в ближайшее время предстоит создать семью, либо людьми уже состоящими в браке. Воздействие на данные категории граждан несомненно вызывает изменения в ценностных ориентациях и, как следствие, поведении, между партнёрами. Выявлены причины семейных конфликтов, обусловленных Всемирной паутиной: опосредованное общение, игнорирование семейных обязанностей, интересов членов семьи, пренебрежение нормами базовой этики, нежелание делиться переживаниями, сокращение времени общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация семейных ценностей в условиях цифрового общества»

DOI: 10.24412/2076-1503-2021 -6-126-131 БРАЖЕНСКАЯ Наталья Евгеньевна,

УДК 37 013 77 доцент кафедры психологии и педагогики

ББК 74^ Дальневосточного юридического института МВД России,

кандидат педагогических наук, доцент, e-mail: netbr@yandex.ru

ОСМАНОВ Мухамед Мартинович,

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо - Кавказского института повышения квалификации сотрудников МВД (филиал) Краснодарского университета МВД России,

майор полиции, e-mail: muhamedosmanov8@gmail.com

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В УСЛОВИЯХ

ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье рассмотрено влияние интернета на семейные ценности, как современные технологии разрушают традиционные моральные установки и изменяют восприятие супругов. Данная тема актуальна в современном мире так как количество пользователей сети растёт с каждым днём. Многочисленные возможности интернета привлекают всё больше пользователей, часть из которых является молодежью, т.е. теми, кому в ближайшее время предстоит создать семью, либо людьми уже состоящими в браке. Воздействие на данные категории граждан несомненно вызывает изменения в ценностных ориентациях и, как следствие, поведении, между партнёрами. Выявлены причины семейных конфликтов, обусловленных Всемирной паутиной: опосредованное общение, игнорирование семейных обязанностей, интересов членов семьи, пренебрежение нормами базовой этики, нежелание делиться переживаниями, сокращение времени общения.

Ключевые слова: семья, ценности, семейные ценности, трансформация семейных ценностей, исследовательские парадигмы семьи.

BRAZHENSKAYA Nataliya Evgenievna,

Department of the Far East Interior Institute of Russia, associate professor of the Psychology and Pedagogy, the candidate of pedagogical Sciences, associate professor

OSMANOV Mukhammad Martinovich,

Senior Lecturer of the Department of Law Enforcement Organization of the North Caucasus Institute for Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Police Major

TRANSFORMATION OF FAMILY VALUES IN A DIGITAL SOCIETY

Annotation. The article examines the impact of the Internet on family values, it states how modern technologies destroy traditional moral attitudes and change the perception of spouses. This topic is relevant in the modern world as the number of network users grows every day. The numerous possibilities provided by the Internet attract more and more users, some of whom are young people, that is, those who will soon start a family, or people already married. The impact on these categories of citizens undoubtedly causes changes in value orientations and, as a result, in behavior patterns between partners. The causes of family conflicts caused by the World Wide Web were identified: indirect communication, ignorance of family responsibilities and the interests of family members, neglect of basic ethical norms, unwillingness to share experiences, and reduction of communication time.

Key words: family, values, family values, transformation of family values, research paradigm of the family.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

В настоящее время актуальной проблемой российских гуманитарных наук является вопрос о содержания таких понятий как брак и семья, а также влияния внешних факторов на семейные ценности. В международных правовых актах понятие семьи закреплено статьей 23 Международного пакта о гражданских и политических правах и подразумевает собой «естественную и основную ячейку общества, имеющую право на защиту со стороны общества и государства» [1], однако, как при анализе данного термина невозможно установить, является ли семья самостоятельным субъектом правоотношений, можно ли говорить о семье как об объединении граждан. Рассматривая понятие семьи на законодательном уровне, считаем правильным вывод Ю.А. Королева: семейный кодекс РФ, детально регулирующий все отношения между членами семьи - супругами, родителями, детьми и другими родственниками, не рассматривает понятие семьи в целом [2]. Опираясь на опыт стран ближнего зарубежья, который показывает, что представление дефиниций возможно в нормативных источниках, даже если это и вызывает какие-то критические замечания, необходимо определиться с понятием «семья» с психолого-педагогических позиций. В данном статье под семьей мы будем вести речь об объединении лиц, основанном на браке и (или) родстве, с целью достижения следующих задач, описанных С. Миловым: самопожертвование во имя своей второй половины, вытекающей из главной добродетели - любви к ближнему своему; взаимопонимание или духовное единение, в результате которого два человека живут как одно тело, организм; целомудрие - удаление от страсти блуда и чувственных искушений; рождение детей, как продолжателей рода, и воспитание их в благочестии; уважительное отношение к родителям, даровавших нам жизнь[3].

Согласно результатам исследования, выполненного группой колумбийских ученых, и представленного на седьмой Международной Конференции по Транскультурному Образованию, прошедшей в Испании, массовое проникновение Интернет стимулировало появление нового социально пространства, предлагающего бесчисленное множество способов обмена информацией. В XXI веке, интернет представляется в качестве важнейшей основы социума, влияющей в том числе и на устройство такой социальной ячейки, как семья. Основной вывод был посвящен тому, что семья в ее классическом представлении утратила свою доминирующую роль в обществе настоящего века и стала выполнять вспомогательную функцию в самостоятельной жизни ее членов [4].

В связи с вышесказанным, не возникает сомнения в том, что институт семьи, его структура

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

и ценности находятся в тесной взаимосвязи с ведущими ценностями, которые существуют в обществе на данный момент, детерминированы социально-экономическими условиями, этническими и религиозными аспектами в конкретно-исторический период времени. То есть семья, как и любой другой социальный институт, подвергается постоянным изменениям, вызванными внешними факторами.

Так, значимым фактором, воздействующим на ценностное сознание молодежи в целом и на изменение семейных ценностных структур в частности, до появления системы «Интернет» являлись СМИ. Печатные издания, ТВ, радио, а в последующем и Интернет вольно или невольно распространяют различные семейные модели, которые в дальнейшем откладываются в сознании человека, в результате чего он стремится им следовать при создании собственной семьи.

А.А. Тертычный в своем труде исследовал современное состояние публицистики, входящей в систему СМИ, определив ее высокую значимость в жизни общества и тенденции развития [5], берущей истоки с древнерусской литературы, включающей произведения морально-религиозного характера, описываемые первые образцы жизнеописаний. К таким произведениям, актуальным и в Средние века, закладывающим основы семейных ценностей: любви, мудрости, взаимоуважения, отнесем: «Житие Иоакима и Анны», «Житие Захарии и Елисаветы», «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др. В.О. Ключевский отмечал: «Житие не биография, а назидательный панегирик в рамках биографии, как и образ святого в житии - не портрет, а икона» [6].

Во времена Средневековья самым влиятельным источником информации являлись Библия, церковная проповедь, адресованная всем прихожанам храма и являющаяся одним из самых действенных инструментов массовой пропаганды и монастыри. Они также формировали отношение граждан к семье.

Так, на протяжении всей истории Ветхого Завета нам неоднократно встречаются примеры благочестивых брачных союзов, которые во многом явились образцами для последующих поколений. Люди, которые составляли эти брачные пары, были такими же, как и все остальное тогдашнее общество, однако, именно они наиболее полно реализовали самые главные принципы семейной жизни [7].

Согласно Э. Дюркгейму, ценности и нормы являются необходимыми элементами. Он ввел понятие аномии, объясняя смысл данного понятия следующим образом: «аномия выражает такое состояние общества, при котором отсут-

ствует твердая моральная регуляция индивидуального поведения, когда старые ценности уже не работают, а новые еще не утвердились» [8].

Следующим этапом создания новой формы семьи - фактический брак, является период Советской России при В.И. Ленине. В советское время в России через СМИ (газеты, телевидение, радио) утверждался приоритет общественного, когда общественные интересы выдвигались на первый план что подвело к наступлению кризиса семейных отношений, совпавшим со сменой политического строя в России.

В постсоветский период происходит размытие традиционных для советского общества ценностей, навязывание западных идеалов, которые противоречат менталитету русских людей. Активная пропаганда осуществляется через средства массовой информации, кинематограф и песни.

Влияние социальных сетей на жизнь людей огромное, многие даже не осознают до конца масштабы этого явления, а ведь социальные сети -это уже самое популярное занятие в Интернете [9].

Как отмечает В.И. Турканова «общедоступность Интернета, в том числе и информации, указанной в социальных сетях,привела к необходимости переосмысления частной жизни и персональных данных» [10].

Весьма значимой социальной проблемой, с которой сталкивается личность в информационном обществе, является доминирование публичности и утрата ценности конфиденциальности и приватности [11]. В работе «Утраченная укромность частной жизни» известный итальянский философ У. Эко пишет, что главным абсурдом современного общества стал добровольный отказ от приватности, граничащий с патологией и эксгибиционизмом [12].

У. Эко, затрагивая проблему исчезновения приватности личной жизни, пишет: «Посещая домашние странички, обнаруживаешь, что целью множества людей является обнародование своей малоинтересной нормальности или, хуже того, малоинтересной ненормальности. Цель их - обнародовать пред лицом всех окружающих факты своего частного существования» [13]. По образному выражению А.Г. Дугина, социальные сети для современного человека являются «суррогатом бессмертия», они напоминают ему о том, что он ещё жив, что он существует.

В период расцвета социальных сетей, молодые люди, которые еще не имеют чёткие ценностные ориентиры, начинают существовать в двух реальностях: онлайн, иллюзорная, проходит в виртуальном мире и оффлайн, настоящая, но которая перестает восприниматься таковой. Это

порождает двойные стандарты ценностей, в том числе и семейных.

Таким образом, переломным моментом, в результате которого разрушился традиционный облик семьи, послужила революция 1917 года. Теперь отсутствие в обществе четких ценностных ориентиров и переосмысление моральных норм, наблюдение в этом вопросе за Европой, непосредственным образом сказались на институте семьи и брака. Отчетливо проявились изменения, коснувшиеся данного института: снижение численности браков, увеличение количества разводов, новые виды браков в виде гостевых или сожительства, снижение рождаемости, появление большого числа неполных семей, однодетная или совсем бездетная семья. С одной стороны в этом отражаются перечисленные выше социальные изменения, которые модифицируют традиционную семью, но в то же время эти же тенденции являются негативными как для людей (в виде постоянного страха за отношения, одностороннего развития ребенка, напряжения каждого члена семьи из-за неустойчивости ценностей), так и для государства (снижение численности граждан, увеличение преступлений, совершаемых подростками).

Не последнюю роль в этом играют СМИ, поскольку они несут информационную, образовательную функции, функцию общественного мнения, критики и контроля. Печатные издания, ТВ, радио, Интернет вольно или невольно распространяют различные семейные модели, которые в дальнейшем откладываются в сознании особенно молодых людей, в результате чего он стремится им следовать при создании собственной семьи. Поэтому на Интернет и СМИ ложится огромная ответственность по формированию семейных ценностей. Результаты социологических исследований свидетельствуют о незначительном месте в сети Интернет и СМИ семейной проблематики позитивной направленности, а предпочтение отдается политическим, экономическим новостям, информации о жизни звезд шоу-бизнеса, часто скандальной.

Таким образом, сегодня практически отсутствуют информационные ресурсы, которые могут служить информационной основой для людей о значимости семьи, путях ее сохранения и развития всех ее членов в едином духовном русле.

Актуальность темы можно увидеть в статистике: так «Digital 2020 сообщил, что на начало 2020 года более 4,5 миллиарда людей пользуются интернетом, а аудитория социальных сетей перевалила за отметку в 3,8 миллиарда» [14]. Данный показатель соответствует почти 60 % населения планеты.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

В Российской Федерации с каждым годом увеличивается число разводов из-за интернета и социальных сетей. Согласно проведенному исследованию специалистами Санкт-Петербургского психоаналитического центра, связанного с оказывающим воздействие интернета и социальных сетей на количество разводов, было установлено, что 15% браков было расторгнуто именно по этой причине [15]. Психологи прогнозируют увеличение разводов супругов из-за интернета и увлечения социальными сетями.

Так, среди негативных влияний интернета, следует отметить:

- сравнение своего супруга с другими людьми.

Подобное сравнение всегда будет не в пользу партнера, так как в социальных сетях представлены иллюзорные картинки, не имеющие отношения к реальности.

- переписки с человеком противоположного

пола.

Коммуникация с человеком даже в электронном формате создает эмоциональную привязанность между людьми. А если общение начинает осуществляться в тайне от партнера, это вызывает активизацию адреналина и создает ощущение азарта.

В результате происходит разделение в восприятии: близкий человек начинает восприниматься как неинтересный, а партнер по переписке, наоборот, вызывающий множество эмоций. Это происходит от незнания закономерностей отношений, где первому этапу - знакомства -всегда сопутствует усиление гормонального фона, эмоциональное возбуждение, которое проходит ко второму этапу - привыкания. То есть фактически люди в переписке моделируют стадию начала отношений, которая, непременно, перейдет во вторую, с прогнозированием понижения эмоций и азарта.

- эффект «незнакомца в поезде».

Когда личной информацией становится проще поделиться с незнакомым человеком, чем с близким, это приводит к эмоциональному отдалению между партнерами. Подобные действия негативно сказываются как на внутрисемейной атмосфере, так и на снижении эмоционального интеллекта самого человека. Эмоциональная сторона общения в интернете лишена визуальной поддержки в виде взглядов, жестов, мимики, а сами чувства уплощены до смайликов и поверхностных состояний. Так и появляется недоверие, смущение и не желание разделить свою грусть или проблему с близким человеком.

- сайты знакомств

Огромным местом для общения людей являются также сайты знакомств. Провести приятное

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

общение с интересным человеком - это одно, а вот посещать сайт с целью поиска партнера - это уже другое [16]. Так данное поведение партнера приводит к неблагоприятным последствиям, рушатся семь. Не так давно данного фактора просто не существовало, с появлением Интернета и его сайтами знакомств, люди попросту размыли ими давно укоренившиеся семейные ценности.

При этом наличие множества людей для знакомства порождает иллюзию множественного выбора, а значит, и отсутствие необходимости сохранять отношения с прежним партнером.

Таким образом, новая цифровая реальность создает сложности в семейной идентификации и определении поведения в рамках нового формата семьи.

Психологи считают, что проводя достаточно долгое время в Интернете и листанию ленты в социальных сетях, приводит к тому, что близкие люди уделяют внимание семье все меньше. Так проще закрыться от проблем, скажем так затеряется в медийном пространстве.

В то же время интернет может способствовать и укреплению семейных отношений, так как дает возможность для пользователей сети посещать различные выставки, смотреть кино и общаться с близкими людьми. В таком случае использование интернета помогает дополнить различные виды социального взаимодействия происходящие в семье.

Интернет так же является негативным стимулом к межличностным отношениям для семьи. Часто подростки находятся на занятиях до вечера, так же как и родители на работе и течении всего дня члены семьи контактируют и общаются с помощью мессенджеров и социальных сетей, главным образом количество такого общения преобладает. Поговорив немного по телефону, отправив пару сообщений, в сознании человека создается впечатление, что общение с родными произошло, но при этом его фактически не было, но человек постепенно привыкает к такому виртуальному общению и начинает отвыкать от реального.

Семья является первичной ячейкой общества. В свое время жизнь общества содержит духовные и материальные ценности, это отражается на культуре семьи. Так же общество не может существовать без людей, которые в дальнейшем становятся родителями воспитывающие своих детей. В этот период очень важны крепкие семейные узы, которые хранят и оберегают семейные ценности и домашний очаг. Ведь от того, как меняются в ту или иную сторону семейные ценности, любовь к окружающим, определяет то, как мы и наши дети будут жить дальше.

На просторах видеохостинга «Ютуб», рэпер Noize МС совместно с Монеточкой выпустили

клип с песней «Чайлдфри», в котором они через сатиру отразили разрушение семейных ценностей, связанных с недостаточным воспитанием детей. Сам исполнитель признал песню провокационной, так как с каждым днем количество родителей игнорирующих своих детей растет, они не пытаются найти с ними общий язык, не интересуются их увлечениями и проблемами, а когда случаются сложности, то винят во всем Интернет, музыкантов и т.д. Рок-группа «Тараканы», выпустила песню и клип под названием «Пойдем на улицу», в которой они призывают людей выйди на улицу, где нет вай-фая. Исполнители показывают, что сходят с ума от переизбытка информации из Интернета, листая фотографии и читая статусы в социальных сетях. И предлагают всем, кто попал в такое положение пойти на улицу, погулять. Музыканты видят в частом использовании Интернета то, что общение между близкими людьми сводится к минимуму, а спасение в том, чтобы выйти на улицу погулять и поговорить на разные темы, так можно преодолеть дефицит общения. В клипе один из участников группы берет камеру и идет снимать прохожих, которые проводят время вместе парами, семьями без использования всемирной паутины. Люди гуляют, наслаждаются природой, делятся своими впечатлениями в живую, ведь в виртуальном мире такого не увидишь и не почувствуешь, нет лучше момента сплоить семейные ценности, как проведение времени вместе.

Даже на уровне современных музыкальных исполнителей из разных стран наблюдается тенденция к призывам снижения виртуальной активности и усилению личного общения между членами семьи.

Негативное влияние со стороны Интернета на современные семейные ценности отрицать невозможно. Изменением психологии человека и его душевного состояния приобретенное при долгом нахождении в виртуальном пространстве приводит к снижению качества общения между членами семьи.

Но все же на практике крупнейшие компании и фирмы любыми способами, не взирая на укоренившиеся ценности людей, пытаются повысить рейтинг своих сайтов, каналов и передач, при этом уводя внимание зрителя от глобальных проблем. Таким образом, животрепещущая актуальность этой проблемы остается, так как она только набирает обороты.

Список литературы:

[1] Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII, С. 44.

[2] Королев Ю.А. Семья как субъект права // Журнал российского права. 2000. № 10. С. 61.

[3] Вступающим в брак / Сост. Милов С. М., 2012. С. 173 - 188.

[4] Влияние Интернета на семью [Электронный ресурс] // URL: https://skovoronok.ru/people/ the-impact-of-the-intemet-on-the-family.html. (Дата обращения: 23.06.2020).

[5] Тертычный А.А. Публицистика в современных российских СМИ: рефлексия и практика // Вестник РУДН. 2018. № 1. С. 95-102.

[6] Ключевский В.О. Отзывы и ответы: 3-й сб. ст. Москва, 1914. С. 481.

[7] Милов С.И. Вступающим в брак. М., 2012. С. 207.

[8] Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 239.

[9] Все о социальных сетях. Влияние на человека. [Электронный ресурс] // URL: https:// seclgroup.ru/article-vse-o-socialnyh-setjah-vlijanije-na-cheloveka.html. (Дата обращения: 23.06.2020).

[10] Турканова В.И. Приватность в Интернете и распространение личных данных подростками // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2010. №14. С. 292.

[11] Саркисян М.В. «Болтливое большинство»: приватность, работа и досуг в киберпро-странстве // Человеческий капитал. 2014. №9 (69). С. 105-107.

[12] Эко У. Утраченная укромность частной жизни. М., 2007. С. 156.

[13] Эко У. Полный назад. М., 2007, с. 163165.

[14] Вся статистика интернета на 2020 год — цифры и тренды в мире и в России [Электронный ресурс] // URL: https://www.cossa.ru/news/252951/ (дата обращения 27.05.2021).

[15] Все больше россиян разводятся из-за социальных сетей [Электронный ресурс] // URL: https://www.amic.ru/news/119004/ (дата обращения 27.05.2021).

[16] Скибо Е. «Знакомства на сайтах знакомств: взгляд врача-психиатра и мудрой женщины» // ЛитМир, 2011.

Spisok literatury:

[1] Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i politicheskih pravah (N'yu-Jork, 16 dekabrya 1966 g.) // Sbornik dejstvuyushchih dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchennyh s inostrannymi gosudarstvami. M., 1978. Vyp. XXXII, S. 44.

[2] Korolev Yu.A. Sem'ya kak sub"ekt prava // Zhurnal rossijskogo prava. 2000. № 10. S. 61.

[3] Vstupayushchim v brak / Sost. Milov S. M., 2012. S. 173 - 188.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

[4] Vliyanie Interneta na sem'yu [Elektronnyj resurs] // URL: https://skovoronok.ru/people/the-impact-of-the-internet-on-the-family.html. (Data obrashcheniya: 23.06.2020).

[5] Tertychnyj A.A. Publicistika v sovremennyh rossijskih SMI: refleksiya i praktika // Vestnik RUDN. 2018. № 1. S. 95-102.

[6] Klyuchevskij V.O. Otzyvy i otvety: 3-j sb. st. Moskva, 1914. S. 481.

[7] Milov S.I. Vstupayushchim v brak. M., 2012. S. 207.

[8] Dyurkgejm E. Sociologiya. Ee predmet, metod, prednaznachenie. M., 1995. S. 239.

[9] Vse o social'nyh setyah. Vliyanie na cheloveka. [Elektronnyj resurs] // URL: https:// seclgroup.ru/article-vse-o-socialnyh-setjah-vlijanije-na-cheloveka.html. (Data obrashcheniya: 23.06.2020).

[10] Turkanova V.I. Privatnost' v Internete i rasprostranenie lichnyh dannyh podrostkami //

Nauchnye vedomosti Belgorodskogo

gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2010. №14. S. 292.

[11] Sarkisyan M.V. «Boltlivoe bol'shinstvo»: privatnost', rabota i dosug v kiberprostranstve // CHelovecheskij kapital. 2014. №9 (69). S. 105-107.

[12] Eko U. Utrachennaya ukromnost' chastnoj zhizni. M., 2007. S. 156.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[13] Eko U. Polnyj nazad. M., 2007, s. 163-165.

[14] Vsya statistika interneta na 2020 god — cifry i trendy v mire i v Rossii [Elektronnyj resurs] // URL: https://www.cossa.ru/news/252951/ (data obrashcheniya 27.05.2021).

[15] Vse bol'she rossiyan razvodyatsya iz-za social'nyh setej [Elektronnyj resurs] // URL: https:// www.amic.ru/news/119004/ (data obrashcheniya 27.05.2021).

[16] Skibo E. «Znakomstva na sajtah znakomstv: vzglyad vracha-psihiatra i mudroj zhenshchiny» // LitMir, 2011.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.