Научная статья на тему 'Традиционная культура славян в полиэтничной среде Республики Башкортостан: на примере украинцев деревни Гавриловка Федоровского района'

Традиционная культура славян в полиэтничной среде Республики Башкортостан: на примере украинцев деревни Гавриловка Федоровского района Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
украинцы / переселение / Республика Башкортостан / Федоровский район / деревня Гавриловка / традиционная культура / Ukrainians / resettlement / Republic of Bashkortostan / Fedorovsky district / Gavrilovka village / traditional culture

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилипак Максим Анатольевич

Первые упоминания об украинцах на территории современного Башкортостана отображены в исто рических источниках XVII в. Постоянные украинские поселения в регионе появляются в XVIII в. Украинцы переселялись в регион царским правительством на крепостную линию Приуралья и Южного Урала для выполнения государственных и воинских повинностей. Массовая их миграция в центральные и восточные регионы Российской империи приходится на вторую половину XIX – начало XX веков, что было вызвано проведением крестьянской и аграрной реформами. Наибольшее количество украинцев в крае – 92289 человек, зафиксировано всесоюзной переписью населения 1939 г. В предлагаемой публикации на основании данных Национального архива Республики Башкортостан и материалов фольклорно-этнографической экспедиции 2022 года, репрезентуются сведения об украинцах деревни Гавриловка Федоровского района Республики Башкортостан, их историко-культурного наследия в иноэтничной среде. Основной задачей проведенного полевого выезда стало комплексное исследование украинского населения района по следующим направлениям: формирование юго-западного анклава расселения (история переселения); межкультурное взаимодействие (этноконтакты со славянскими, финно-угорскими и тюркскими народами); материальная и духовная культуры (уровень сохранения и бытования). Собранные автором данные дополняют и расширяют знания об украинцах Республики Башкортостан. Значительная часть фактологического материала вводится в научный оборот впервые. В работе применены описательный, сравнительно-исторический и полевой методы исследования. По результатам работы выявлено, что на фоне общей тенденции сокращения численности украинцев в регионе, ассимиляционных и трансформационных процессов в условиях полиэтничной среды, отмечается локальное сохранение традиционных обрядов украинцев календарного и семейного циклов. Существенных изменений претерпела материальная культура (традиционные занятия, архитектура).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The traditional culture of the Slavs in the multi-ethnic environment of the Republic of Bashkortostan: on the example of Ukrainians in the village of Gavrilovka, Fedorovsky district

The first mentions of Ukrainians on the territory of modern Bashkortostan are reflected in historical sources of the 17th century. Permanent Ukrainian settlements appeared in the region in the 18th century. Ukrainians were resettled in the region by the tsarist government to the fortress line of the Urals and the Southern Urals to perform state and military duties. Their mass migration to the central and eastern regions of the Russian Empire falls on the second half of the 19th early 20th centuries, which was caused by the peasant and agrarian reforms. The largest number of Ukrainians in the region 92,289 people, was recorded by the all-Union population census of 1939. Based on the data of the National Archives of the Republic of Bashkortostan and materials of the folklore and ethnographic expedition of 2022, the proposed publication presents information about the Ukrainians of the village of Gavrilovka, Fedorovsky district of the Republic of Bashkortostan, their historical and cultural heritage in a foreign environment. The main objective of the field visit was a comprehensive study of the Ukrainian population of the region in the following areas: the formation of the southwestern settlement enclave (the history of resettlement); intercultural interaction (ethnocontacts with Slavic, Finno-Ugric and Turkic peoples); material and spiritual culture (the level of preservation and existence). The data collected by the author supplement and expand knowledge about the Ukrainians of the Republic of Bashkortostan. A significant part of the factual material is introduced into scientific circulation for the first time. The work uses descriptive, comparative-historical and field research methods. According to the results of the work, it was revealed that against the background of the general trend of reducing the number of Ukrainians in the region, assimilation and transformation processes in a multi-ethnic environment, there is a local preservation of the traditional rituals of Ukrainians of the calendar and family cycles. Material culture (traditional occupations, architecture) has undergone significant changes.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура славян в полиэтничной среде Республики Башкортостан: на примере украинцев деревни Гавриловка Федоровского района»

À

Russian scientific-practical conference with international participation. Ufa, 2020. S. 69-72.

9. Kuznetsova A.R., Omarkhanova Zh.M. The state of the use of labor resources in agriculture of the Republic of Kazakhstan. In the collection: Demographic Readings. challenges and trends in the demographic development of Russia and its regions. Ufa, 2020. S. 228-231.

10. Kuznetsova A.R., Omarkhanova Zh.M. Digital technologies in the innovative development of the agricultural economy of the Republic of Kazakhstan // AgroEcoInfo. 2018. No. 2 (32). S. 64.

11. Kuznetsova A. R. Analysis of trends in the development of agriculture in the Republic of Belarus from the standpoint of influence on the food market in the

© Омарханова Жибек Максутовна

Профессор кафедры Финансы

Казахский агротехнический исследовательский

университет им. С.С. Сейфуллина, Астана,

Республика Казахстан

ORCID ID: 0000-0002-8015-2383

Эл.почта: zhynysova@mail.ru

Russian Federation / A. R. Kuznetsova, G. N. Nikonova // International Agricultural Journal. 2020. No. 4. S. 87-91. DOI 10.24411/2587-6740-2020-14080. EDN TGSPTT.

12. Nikonova G.N. Development of the land market and the problems of returning unused land to circulation / G. N. Nikonova // Economics of agriculture in Russia. 2022. No. 10. S. 13-18. DOI 10.32651/2210-13. EDN WZKTAQ.

13. Ushachev I. G. Promising directions for the development of grain exports at the present stage / I. G. Ushachev, V. V. Maslova // APK: economics, management. 2023. No. 1. S. 67-78. DOI 10.33305/23167. EDN HQHVTM.

© Omarkhanova Zhibek Maksutovna

Professor of the Department of Finance Kazakh Agrotechnical Research University them. S.S. Seifullin, Astana, Republic of Kazakhstan ORCID ID: 0000-0002-8015-2383 Email: zhynysova@mail.ru

*Для цитирования: Пилипак М.А. Традиционная культура славян в полиэтничной среде Республики Башкортостан: на примере украинцев деревни Гавриловка Федоровского района // Вестник Академии наук Республики Башкортостан. 2023. №2. С. 89-95. БО! 10.24412/1728-5283_2023_2_89_95

УДК 392 йО! 10.24412/1728-5283_2023_2_89_95

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА СЛАВЯН В ПОЛИЭТНИЧНОЙ СРЕДЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: НА ПРИМЕРЕ УКРАИНЦЕВ ДЕРЕВНИ ГАВРИЛОВКА ФЕДОРОВСКОГО РАЙОНА*

© Пилипак Максим Анатольевич,

Институт стратегических исследований государственного бюджетного научного учреждения «Академия наук Республики Башкортостан», Уфа, Российская Федерация

Первые упоминания об украинцах на территории современного Башкортостана отображены в исторических источниках XV!! в. Постоянные украинские поселения в регионе появляются в XV!!! в. Украинцы переселялись в регион царским правительством на крепостную линию Приуралья и Южного Урала для выполнения государственных и воинских повинностей. Массовая их миграция в центральные и восточные регионы Российской империи приходится на вторую половину Х!Х - начало XX веков, что было вызвано проведением крестьянской и аграрной реформами. Наибольшее количество украинцев в крае - 92289 человек, зафиксировано всесоюзной переписью населения 1939 г. В предлагаемой публикации на основании данных Национального архива Республики Башкортостан и материалов фольклор-но-этнографической экспедиции 2022 года, репрезентуются сведения об украинцах деревни Гавриловка Федоровского района Республики Башкортостан, их историко-культурного наследия в иноэт-ничной среде. Основной задачей проведенного полевого выезда стало комплексное исследование украинского населения района по следующим направлениям: формирование юго-западного анклава расселения (история переселения); межкультурное взаимодействие (этноконтакты со славянскими, финно-угорскими и тюркскими народами); материальная и духовная культуры (уровень сохранения

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ __

' 2023, том Al, № 2(110) llllllllllllllllllllllllllllllll Ш

и бытования). Собранные автором данные дополняют и расширяют знания об украинцах Республики Башкортостан. Значительная часть фактологического материала вводится в научный оборот впервые. В работе применены описательный, сравнительно-исторический и полевой методы исследования. По результатам работы выявлено, что на фоне общей тенденции сокращения численности украинцев в регионе, ассимиляционных и трансформационных процессов в условиях полиэтничной среды, отмечается локальное сохранение традиционных обрядов украинцев календарного и семей-Ключееые слова: украинцы, переселение, РесП ного Чиклов. Существенных изменений публика Башкортостан, Федоровский район, деревня претерпела материальная культура (тра-Гавриловка, традиционная культура диционные занятия, архитектура^

THE TRADITIONAL CULTURE OF THE SLAVS IN THE MULTI-ETHNIC ENVIRONMENT OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN: ON THE EXAMPLE OF UKRAINIANS IN THE VILLAGE OF GAVRILOVKA,

FEDOROVSKY DISTRICT

© Pilipak Maxim Anatolyevich,

Institute for Strategic Studies of the State Budgetary Scientific Institution "Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan", Ufa, Russian Federation

The first mentions of Ukrainians on the territory of modern Bashkortostan are reflected in historical sources of the 17th century. Permanent Ukrainian settlements appeared in the region in the 18th century. Ukrainians were resettled in the region by the tsarist government to the fortress line of the Urals and the Southern Urals to perform state and military duties. Their mass migration to the central and eastern regions of the Russian Empire falls on the second half of the 19th - early 20th centuries, which was caused by the peasant and agrarian reforms. The largest number of Ukrainians in the region - 92,289 people, was recorded by the all-Union population census of 1939. Based on the data of the National Archives of the Republic of Bashkortostan and materials of the folklore and ethnographic expedition of 2022, the proposed publication presents information about the Ukrainians of the village of Gavrilovka, Fedorovsky district of the Republic of Bashkortostan, their historical and cultural heritage in a foreign environment. The main objective of the field visit was a comprehensive study of the Ukrainian population of the region in the following areas: the formation of the southwestern settlement enclave (the history of resettlement); intercultural interaction (ethnocontacts with Slavic, Finno-Ugric and Turkic peoples); material and spiritual culture (the level of preservation and existence). The data collected by the author supplement and expand knowledge about the Ukrainians of the Republic of Bashkortostan. A significant part of the factual material is introduced into scientific circulation for the first time. The work uses descriptive, comparative-historical and field research methods. According to the results of the work, it was revealed that against the background of the general trend of reducing the number of Ukrainians in the region, assimilation and transformation processes in a multi-ethnic environment, there is a local preservation of the traditional rituals of Ukrainians of the calendar and family cycles. Material culture

Key words: Ukrainians, resettlement, Republic of Bashkortostan, Fedorovsky district, Gavrilovka village, traditional culture

(traditional occupations, architecture) has undergone significant changes.

Введение. Активизация переселенческого движения населения из малоземельных юго-западных губерний Российской империи в ее центральные районы была обусловлена отменой крепостного права (1861), а также проведением аграрной реформы (1906-1916). Значительную массу переселенцев составили украинские крестьяне [1]. Их число в Башкортостане было зафиксировано пе-

реписью 1939 г. и составило 92289 человек [2, с. 28]. По состоянию на этот период, в пределах исследуемого Федоровского района, проживало 2298 украинцев [2, с. 60]. В течении двух десятилетий, к 1959 г. их количество сократилось вдвое - 1141 [2, с. 63]. В 1970 г. в районе зафиксировано 759 [2, с. 66], а в 1979 г. - 512 человек [2, с. 69]. Во время последней советской переписи 1989 г. к числу

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ

/

2023, том 47, № 2(110)

А

Г

украинцев себя зачислили 370 человек [2, с. 72]. По итогам переписи населения 2002 г. в районе их проживало - 250 [2, с. 75], а в 2010 - всего 197 [2, с. 79].

Результаты исследования. Общий библиографический список трудов, посвященных исследованию истории их переселения, материальной и духовной культурам, языку и фольклору составляет более пятисот единиц. При этом, если в довоенный период это были единичные публикации, то начиная с 1970-х гг. научно-исследовательская деятельность в данном направлении приобрела системный характер. К этой проблематике обращены научные изыскания историков [3; 4], этнографов [5; 6; 7; 8], диалектологов [9] и фольклористов [10; 11]. Однако специальных историко-этногра-фических исследований, посвященных украинцам Федоровского района, ранее не проводилось.

Собранные нами данные во время экспедиции, значительно дополняют и расширяют знания об украинцах края, их традициях, современном быте, межкультурном взаимодействии с представителями других этносов. Часть фактологического материала вводится в научный оборот впервые.

Активный период заселения украинцами территории Южного Урала приходится на конец XIX - начало XX века. К этому времени завершился процесс формирования основного ареала их расселения в регионе. По материалам переписей населения 1920 г. и хозяйств 1925 г. к Федоровской волости Стерлитамакского кантона были причислены 13 населенных пунктов, в которых проживали украинцы: 11 моноэтничных и 2 - двуэтничных (русско-украинский и украинско-русский) [12]. В состав современного Федоровского района вошли только 12 поселений (украинско-русская деревня Марьевка Новая (совр. Марьевка) по результатам административно-территориального деления оказалась в соседнем Куюргазинском районе). В разные исторические периоды 8 из них прекратили свое существование.

В июле прошлого года осуществлен выезд в 4 сохранившиеся населенные пункты. Во время работы экспедиции нами получены новые сведения об украинцах района, в частности - зафиксировано их проживание и в деревне Гавриловка. По воспоминаниям старожилов она была основана в 1875 г. Свое название получила в честь первого переселенца - Белоклокова Гавриила, который заключил с башкирами вотчинниками договор на приобретение земли. Для уточнения информации

по истории образования населенного пункта привлечены материалы переписей населения 1920 г. и хозяйств 1925 г., обобщенные в справочнике «Список населенных пунктов Башреспублики» (1926). К нашему удивлению в пределах исследуемой территории обнаружилось наличие двух поселений с одноименным названием, а именно: мордовский поселок Гавриловский [12, с. 156]. и русско-мордовская деревня Гавриловка [12, с. 138]. Стоит отметить, что первый населенный пункт был причислен к Федоровской, а второй -Зиргановской волостям Стерлитамакского кантона. Кроме этого, помимо национального состава, вводили в заблуждение указанные в справочнике данные о количестве дворов. Так, в поселке насчитывалось 21, а в деревне - 144 домохозяйства. В посещенном нами населенном пункте, на современном этапе, насчитывается 68 домов. В идентификации административной единицы помогли материалы Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г., сопоставленные с записями, сделанными во время экспедиции. В частности - фамилии, указанные в подворных карточках переписи, совпали с фамилиями респондентов и других жителей деревни.

Таким образом удалось выяснить, что по состоянию на 1917 г. исследуемая нами деревня входила в состав Четырмановской волости и уже была многонациональной. В ней насчитывалось 126 дворов из которых собственниками 51 хозяйства была мордва, еще 51 принадлежало украинцам, а 24 - русским [13, Л. 1-66 об.]. Данные о поли-этничности населенного пункта подтверждают полевые материалы: «Позже население деревни пополнялось русскими и украинцами, переселявшимися в регион по причине отсутствия достаточного количества земли. Так из Пензенской Губернии приехали семьи Томашовых и Горелкиных. Из Полтавской - Сушко, Авдиенко, Хандога и Кри-воконъ» [14]. Интересным является и тот факт, что в процессе заселения деревня условно была поделена на три части: в одной стороне жила мордва, в середине - русские, а за ними - украинцы.

На современном этапе (2010) общее число населения в Гавриловке составляет 240 человек [15], с 2002 года преобладающими национальностями выступают русские и башкиры [16]. Потомки украинских переселенцев проживают в 15 домах

[17].

В первые годы украинские переселенцы обустраивались, поднимали свои хозяйства, большинс-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ __

' 2023, том 47, № 2МЮМ1И1111111111111111111111111111 ВО

тву приходилось жить во временном жилье - землянках. Многие не выдерживали суровый башкирский климат, возвращались на родину. Оставшиеся семьи возводили свои первые дома из глины и соломы, при этом применяли традиционную, привезенную с Украины, технологию строительства: «У них тоже избы заливали. В их тоже красная глина и с соломой - маленько перемешают и заливали. Вот такие и'збы делали. Доски с обеих сторон и заливают, заливают, потом доски выше, выше и все. Доски уже ставились между столбов. Фундамент был - с камней» [18].

Со слов респондентов удалось узнать, что вплоть до 1970-х годов в деревне были длинные украинские хаты, в которых под одной крышей находилось жилое помещение и сарай: «...в нашей деревне, вот, было заходишь - на левую сторону, допустим заходишь - всегда было - в избу, а на правую - в сарай. Там были теплые сараи. Скотину и заводили, и выводили в одну дверь. Летом, уж, на кардах держали скот, уже в сараях не держали» [19]. Пол в таких домах был земляной и назывался - дол. На современном этапе исследования традиционных глиняных хат в Гавриловке не сохранилось.

Позже, под влиянием архитектурных традиций местного населения, украинцы начали строить деревянные дома, однако стены, как с внешней, так и с внутренней сторон, продолжали мазать глиной, затирать солонцом (почва с большим процентом содержания соли) и белить. Интерьер вплоть до 1960-х гг. существенных изменений не получил. Традиционно, как и на исторической родине - Полтавщине, с левой стороны от входа, была большая печь, рядом - по'лик, неширокий настил из досок, на котором спали. Вдоль стен ставили лавки. В углу, под красным углом, стоял стол. Вещи хранили в сундуках, которых, в зависимости от состоятельности хозяев, могло быть и несколько. Дома украинских переселенцев были украшены вышитыми и ткаными полотенцами (рушниками), подзорниками, скатертями.

Традиционным занятием украинцев было земледелие. У зажиточных крестьян в собственности было до 40 десятин земли. При ее возделывании применяли многополье. Основные площади засевались злаковыми культурами, такими как: яровая пшеница, озимая рожь, овес, просо, гречка. Часть надела оставалась под паром. Технические культуры - картофель, лен, конопля, в целом, занимали до одной десятины. Живот-

новодство у украинцев имело вспомогательное значение. Они держали лошадей, коров, овец, свиней.

Изменение традиционного жизненного уклада жителей Гавриловки было связано с переходом от единоличного способа ведения хозяйства к коллективному. К 1932 г., по воспоминаниям информаторов, многие из жителей деревни были раскулачены: «...Они держали три головы лошадей, четыре головы коров, ну сколько-то там овец было, и они попали под раскулачивание» [19].

К наиболее почитаемым религиозным праздникам среди украинцев Гавриловки можно отнести Рождество Христово, Пасху, Троицу. Многие обрядовые действия, проводимые в данные дни, являются общеизвестными и распространенными также среди других славянских народов республики. Интересным, с точки зрения сохранения народных обычаев, есть праздник «Красная горка», связанный с поминальными традициями. Отмечали его в следующее воскресенье после Пасхи. Во время его проведения спорадически зафиксировано бытование, и на современном этапе, катания пасхальных яиц: «... Красная горка была через неделю - это было поминание родителей, усопших там, родственников. И, почему-то, красными яйцами на пригорке поминали, как мне объясняла бабушка. Яйца катали. Вот, с Пасхи красют яички и до Троицы, считалось это крашеные яйца и - через неделю после Пасхи, молитва какая-то есть. Эти традиция и сегодня сохранилась, но редко» [19].

Межкультурное взаимодействие украинцев Гавриловки с представителями других национальностей, в частности - мордвой и русскими является закономерным, поскольку, как уже отмечалось выше, изначально населенный пункт заселили представители обозначенных этносов. При этом, если на начальном этапе совместного проживания их национальная идентичность имела ярко выраженный характер и особо прослеживалась как в материальной (архитектура, пища, одежда) так и духовной (обряды семейного и календарного циклов, фольклор) культурах, то в последующие годы данные отличия постепенно размывались. Этому способствовало и появление межнациональных браков, первые из которых в Гавриловке были зафиксированы в конце 1930-х годов. Стоит отметить, что до этого периода украинцы старались вступать в брак исключительно с представителями своего этно-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2023, том 47, № 2(110) 111111111111111111111111111111111

А

са как внутри деревни, так и за ее пределами. В частности, достаточно тесные брачные связи украинцев Гавриловки были налажены с украинцами деревни Золотоношка (Кушкуль) соседнего Стерлитамакского района: «...пошли совместные браки у нас. Это, где-то, ну может, где-то с тридцать восьмого, с тридцать седьмого года... В основном, дружили с этой, с Кушкулем, это вот там - где Стерлитамакский район. Да, вот с этой деревней, там многие - либо туда забирали дивчат, либо оттуда привозили дивчат»

[19]; «Мой прадед оттуда привез (жену - М.П.)

[20]; Тенденция увеличения числа национально-смешанных браков отмечается в послевоенное время и подтверждается полевыми материалами: у большинства наших респондентов в семье зафиксировано наличие мордовских, украинских и русских корней.

Длительное проживание украинцев в условиях полиэтничной среды повлияло и на сохранение родного языка. Во время беседы с информаторами представители старшего возраста использовали лишь отдельные термины - касающиеся названий предметов интерьера, традиционных блюд и участников обрядов семейного цикла.

В отличие от языка, некоторым маркером сохранения национальной идентичности потомков украинских переселенцев выступает фольклор. В частности, во время экспедиции зафиксировано несколько широкоизвестных песен: «Там у вишневому саду» и «Ой ти, хмелю, хмелю». Обрядовый фольклор на современном этапе исследования почти забыт.

Наиболее выразительными отличиями в культуре славян и финно-угров Гавриловки остаются традиции, связанные с похоронно-поми-нальными обрядами. В частности, по воспоминаниям старожилов, еще на этапе основания деревни было организовано два кладбища. Потомки украинских и русских переселенцев проводит захоронение усопших на «украинском» кладбище, а мордва - на «мордовском»: «Мы говорим - «хохлацкое» у нас, а там - «мордовское». Отдельно хороним, потому что раньше были староверы - больно религию поддерживали такую, нельзя было. Это же православные считались, а это - староверы. Они ходят в церковь,

у них нету... По верам деление шло, а щасуже... И кресты у этих - украинских, вот кого хоронят: две палки, на бок не делают» [21].

Заключение. Таким образом, по результатам экспедиционного выезда в Федоровский район Республики Башкортостан, выявлено наличие еще одного населенного пункта со значительным числом украинского населения. Межкультурное взаимодействие украинцев Гавриловки с представителями финно-угорских (мордва) и славянских (русские) народов является закономерным.

В условиях многонациональной среды и на фоне общего сокращения количества украинцев в регионе, зафиксировано сохранение и бытование их отдельных традиционных обрядов, обычаев календарного и семейного циклов.

Финансирование. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ИСИ АН РБ

ЛИТЕРАТУРА

1. Кабузан В.М. Украинцы в мире: динамика численности и расселения. 20-е годы XVIII века - 1989 год: формирование этнических и политических границ украинского этноса / ИРИ РАН. М.: Наука, 2006. 658 с.

2. Народы Башкортостана в переписях населения: В 2 ч. Ч. I / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа: Китап, 2016. 332 с.

3. Бабенко В.Я. Украинцы в Башкирской ССР: поведение малой этнической группы в полиэтничной среде. БНЦ УрО РАН. Уфа, 1992. 260 с.

4. Черниенко Д.А. Украинистика Южного При-уралья: монография. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. 308 с.

5. Ефименко П.С. О малороссиянах в Орен-

бургской губернии // Основа. 1861. № 9 (Сентябрь). С. 189-192.

6. Бабенко В.Я., Пилипак М.А., Чертенко Д.А. Украшщ в Башкортостан!: юторико-культурний досвщ мало! еттчно! групи [Текст] / В. Я. Бабенко, М. А. Пилипак, Д. А. Чертенко // Народна творчють та етноло-пя. 2019. № 5. С. 26-43.

7. Пилипак М. А. Традицшна культура украшщв Республши Башкортостан (за матер1алами експедицш 2016 р.). Науков1 записки Вшницького державного педа-гопчного утверситету ¿мет Михайла Коцюбинського. Сер1я: 1стор1я. 2017. Вип. 25. С. 238-241.

8. Чертенко Д., Пилипак М. Республша Башкортостан. Етнограф1чний образ украштв заруб1жжя. Корпус експедицшних фольклорно-етнограф1чних ма-тер1ал1в. Ч. 1. Культура житгезабезпечення та традицш-т соцюнормативт практики. Кшв, 2019. С. 242-272.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ __

' 2023, том 47, № 2МЮМ1И1111111111111111111111111111Ш

9. Кобиринка Г. С., Ткачук М. М. У мовному да-лоз1 Апдель i Дтпра. Jahrbuch der IV. Internationalen virtuellen Konferenz der Ukrainistik. "Dialog der Sprachen - Dialog der Kulturen. Die Ukraine aus globaler Sicht". Mbnchen- Berlin, 2014. Pp. 79-90.

10. Фольклор народов Башкортостана: энциклопедия / Государственное автономное учреждение науки Республики Башкортостан «Башкирская энциклопедия»; научно-редакционная коллегия: Ф.А. Надршина (главный редактор), УГ. Сайтов (ответственный редактор) [и др.]; перевод на английский язык: ООО «Центр межкультурного сотрудничества». Уфа: Башкирская энциклопедия, 2020. 664 с.

11. Украинский фольклор в Башкортостане: фольклорный сборник / состав., автор вступ. ст. и коммент. Ф. Г. Галиева. Уфа: Башк. энцикл., 2020. 324 с.

12. Населенные пункты Башкортостана. Ч. III. Ба-шреспублика, 1926. Уфа: Китап, 2002. 400 с.

13. Подворные карточки всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 года по Стерлитамакскому уезду Четырмановской волости с. Гавриловка // ГКУ Национальный архив Республики Башкортостан (ГКУ НА РБ). Ф. Р-473, Оп. № 1, Д.4544. Л. 1-66 об.

14. Полевые материалы автора. Экспедиционные записи Пилипака М.А. от Киржаковой (Хандоги) A.M. 1960 г.р. жительницы с. Гавриловка Федоровского района Республики Башкортостан. Июль 2022.

15. Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения по населённым пунктам Республики Башкортостан // https://bashstat.gks.ru/storage/ mediabank/ToM+1 +Численность+и+размещение+населе ния+РБ+по+данным+ВПН-2010.pdf (дата обращения: 2.02.2023).

16. Гавриловка (Бала-Четырманский сельсовет). Источник: http://bashenc.online/ru/articles/109269/ (дата обращения: 3.02.2023).

17. Полевые материалы автора. Экспедиционные записи Пилипака М.А. от Киржаковой (Хандоги) A.M. 1960 г.р. жительницы с. Гавриловка Федоровского района Республики Башкортостан. Июль 2022.

18. Полевые материалы автора. Экспедиционные записи Пилипака М.А. от Запоренко В.А. 1940 г.р. жителя с. Гавриловка Федоровского района Республики Башкортостан. Июль 2022.

19. Полевые материалы автора. Экспедиционные записи Пилипака М.А. от Киржаковой (Хандоги) A.M. 1960 г.р. жительницы с. Гавриловка Федоровского района Республики Башкортостан. Июль 2022.

20. Полевые материалы автора. Экспедиционные записи Пилипака М.А. от Евдокимовой (Киржаковой) Г.В. 1986 г.р. жительницы с. Златоустовка Федоровского района Республики Башкортостан. Июль 2022.

21. Полевые материалы автора. Экспедиционные записи Пилипака М.А. от Киржаковой (Хандоги) A.M. 1960 г.р. жительницы с. Гавриловка Федоровского района Республики Башкортостан. Июль 2022.

REFERENCES

1. Kabuzan VM. Ukraincy v mire: dinamika chislennosti i rasselenija. 20-e gody XVIII veka - 1989 god: formirovanie jetnicheskih i politicheskih granic ukrainskogo jetnosa / IRI RAN. [Ukrainians in the world: population dynamics and settlement. The 20s of the XVIII century - 1989: the formation of ethnic and political boundaries of the Ukrainian ethnos / Institute of Russian History of the Russian Academy of Sciences]. M.: Nauka, 2006. 658 p. (In Russian).

2. Narody Bashkortostana v perepisjah naselenija [The peoples of Bashkortostan in the population censuses]. V 2 ch. Ch. I. Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Bashkortostan. Ufa : Kitap, 2016, 332 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Babenko V.Ja. Ukraincy v Bashkirskoj SSR: povedenie maloj jetnicheskoj gruppy v polijetnichnoj srede. BNC UrO RAN [Babenko V.Ya. Ukrainians in the Bashkir SSR: the behavior of a small ethnic group in a polyethnic environment. SC UB RAS]. Ufa, 1992. 260 p. (In Russian).

4. Chernienko D.A. Ukrainistika Juzhnogo Priural'ja: monografija [Cherniyenko D.A. Ukrainistics of the Southern Urals: monograph.]. Izhevsk: Publishing house "Udmurt University", 2013. 308 p. (In Russian).

5. Efimenko P.S. O malorossijanah v Orenburgskoj gubernii [Efimenko P.S. About the Little Russians in the Orenburg province]. Osnova. 1861. No. 9 (September). pp. 189-192. (In Russian).

6. Babenko V.Ja., Pylypak M.A., Chernijenko D.A. Ukrai'nci v Bashkortostani: istoryko-kul'turnyj dosvid maloi' etnichnoi' grupy [Ukrainians in Bashkortostan: historical and cultural experience of a small ethnic group]. Folk art and ethnology. 2019. No. 5. pp. 26-43. (in Ukrainian).

7. Pylypak M.A. Tradycijna kul'tura ukrai'nciv Respubliky Bashkortostan (za materialamy ekspedycij 2016 r.) [Traditional culture of Ukrainians of the Republic of Bashkortostan (based on the materials of expeditions in 2016)]. Scientific notes of the Mykhailo Kotsyubynskyi Vinnytsia State Pedagogical University. Series: History. 2017. Issue 25. pp. 238-241. (in Ukrainian).

8. Chernijenko D., Pylypak M. Respublika Bashkortostan. Etnografichnyj obraz ukrai'nciv zarubizhzhja. Korpus ekspedycijnyh fol'klorno-etnografichnyh materialiv. Ch. 1. Kul'tura zhyttjezabezpechennja ta tradycijni socionormatyvni praktyky [Republic Of Bashkortostan. Ethnographic image of Ukrainians abroad. Corps of Expedition folklore and ethnographic materials. Part 1. Life Support culture and traditional socionormative practices]. Kyi'v, 2019. pp. 242-272. (in Ukrainian).

9. Kobyrynka G.S., Tkachuk M.M. U movnomu dialozi Agidel' i Dnipra [In the language dialogue between Agidel and Dnipro] Jahrbuch der IV. Internationalen

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2023, том 47, № 2(110) lllllllllllllllllllllllllllllllll

A

virtuellen Konferenz der Ukrainistik. "Dialog der Sprachen - Dialog der Kulturen. Die Ukraine aus globaler Sicht". Mbnchen- Berlin, 2014. pp. 79-90. (in Ukrainian).

10. Fol'klor narodov Bashkortostana: jenciklopedija [Folklore of the peoples of Bashkortostan: encyclopedia] State Autonomous Institution of Science of the Republic of Bashkortostan "Bashkir Encyclopedia" ; scientific and editorial board: F.A. Nadrshina (editor-in-chief), U.G. Saitov (executive editor) [and others]; English translation: LLC "Center for Intercultural Cooperation". Ufa : Bashkir Encyclopedia, 2020. 664 p. (In Russian).

11. Ukrainskij fol'klor v Bashkortostane : fol'klornyj sbornik [Ukrainian folklore in Bashkortostan : folklore collection] composition., author of the introductory article and comment. F. G. Galieva. Ufa : Bask. encycl., 2020. 324 p. (In Russian, English).

12. Naselennye punkty Bashkortostana. Ch. III. Bashrespublika, 1926 [Settlements of Bashkortostan. P. III. Bash Republic 1926]. - Ufa: Kitap, 2002. 400 p. (In Russian).

13. Podvornye kartochki vserossijskoj sel'skohozjajstvennoj i pozemel'noj perepisi 1917 goda po Sterlitamakskomu uezdu Chetyrmanovskoj volosti s. Gavrilovka [Household cards of the All-Russian agricultural and land census of 1917 in Sterlitamaksky uyezd of the Chetelmanovsky volost of the village of Gavrilovka.]. State institution National Archive of the Republic of Bashkortostan (SI NA RB). F. R-473, In. No. 1, C.4544. l. pp 1-66. (In Russian).

14. Polevye materialy avtora. Jekspedicionnye zapisi Pilipaka M.A. ot Kirzhakovoj (Handogi) A.M. 1960 g.r. zhitel'nicy s. Gavrilovka Fedorovskogo rajona Respubliki Bashkortostan [Field materials of the author. Expedition records Pilipak M.A. from Kirzhakova (Khandogi) A.M., born in 1960, a resident of the village of Gavrilovka, Fedorovsky district of the Republic of Bashkortostan]. July 2022.

15. Vserossijskaja perepis' naselenija 2010 goda. Chislennost' naselenija po naseljonnym punktam Respubliki Bashkortostan [All-Russian Population Census of 2010. Population by localities of the Republic of Bashkortostan]. 2010. Available at: https://bashstat. gks.ru/storage/mediabank/Tom+1+Chislennost'+i+razm eshhenie+naselenija+RB+po+dannym+VPN-2010.pdf (Accessed 2 February 2023).

16. Gavrilovka (Bala-Chetyrmanskij sel'sovet [Gavrilovka (Bala-Chetmansky village Council]. 2022. Available at: http://bashenc.online/ru/articles/109269/ (Accessed 3 February 2023). (In Russian).

17. Polevye materialy avtora. Jekspedicionnye zapisi Pilipaka M.A. ot Kirzhakovoj (Handogi) A.M. 1960 g.r. zhitel'nicy s. Gavrilovka Fedorovskogo rajona Respubliki Bashkortostan [Field materials of the author. Expedition records Pilipak M.A. from Kirzhakova (Khandogi) A.M., born in 1960, a resident of the village of Gavrilovka, Fedorovsky district of the Republic of Bashkortostan]. July 2022.

18. Polevye materialy avtora. Jekspedicionnye zapisi Pilipaka M.A. ot Zaporenko V.A. 1940 g.r. zhitelja s. Gavrilovka Fedorovskogo rajona Respubliki Bashkortostan [Field materials of the author. Expedition records Pilipak M.A. from Zaparenko V.A. born in 1940, a resident of the village of Gavrilovka, Fedorovsky district of the Republic of Bashkortostan]. July 2022.

19. Polevye materialy avtora. Jekspedicionnye zapisi Pilipaka M.A. ot Kirzhakovoj (Handogi) A.M. 1960 g.r. zhitel'nicy s. Gavrilovka Fedorovskogo rajona Respubliki Bashkortostan [Field materials of the author. Expedition records Pilipak M.A. from Kirzhakova (Khandogi) A.M., born in 1960, a resident of the village of Gavrilovka, Fedorovsky district of the Republic of Bashkortostan]. July 2022.

20. Polevye materialy avtora. Jekspedicionnye zapisi Pilipaka M.A. ot Evdokimovoj (Kirzhakovoj) G.V. 1986 g.r. zhitel'nicy s. Zlatoustovka Fedorovskogo rajona Respubliki Bashkortostan [Field materials of the author. Expedition records Pilipak M.A. from Evdokimova (Kirzhakova) G.V born in 1986, a resident of the village of Zlatoustovka, Fedorovsky district of the Republic of Bashkortostan]. July 2022.

21. Polevye materialy avtora. Jekspedicionnye zapisi Pilipaka M.A. ot Kirzhakovoj (Handogi) A.M. 1960 g.r. zhitel'nicy s. Gavrilovka Fedorovskogo rajona Respubliki Bashkortostan [Field materials of the author. Expedition records Pilipak M.A. from Kirzhakova (Khandogi) A.M., born in 1960, a resident of the village of Gavrilovka, Fedorovsky district of the Republic of Bashkortostan]. July 2022.

© Пилипак Максим Анатольевич

Кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Институт стратегических исследований Академия наук Республики Башкортостан, ул. Кирова, 15

450008, Уфа, Российская Федерация ORCID Ю: 0000-0003-0087-5889 эл. почта: pilipakma@isi-rb.ru

© Pilipak Maksim Anatol evich,

Candidate of Historical Sciences,

senior researcher Institute for Strategic Studies

Academy of Sciences of the Republic of

Bashkortostan,

st. Kirova, 15

450008, Ufa, Russian Federation, ORCID ID: 0000-0003-0087-5889 e-mail: pilipakma@isi-rb.ru

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ/ __

' 2023, том 47, № 2(110) llllllllllllllllllllllllllllllll БЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.