Научная статья на тему 'Свадебная обрядность украинцев Республики Башкортостан (по материалам экспедиций 2012-2016 гг. )'

Свадебная обрядность украинцев Республики Башкортостан (по материалам экспедиций 2012-2016 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ / WEDDING RITUALS / ЭКСПЕДИЦИЯ / EXPEDITION / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / TRADITIONAL CULTURE / СВАДЕБНАЯ АТРИБУТИКА / WEDDING PARAPHERNALIA / РЕГИОНАЛЬНО-ЛОКАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА / THE REGIONAL AND LOCAL SPECIFICITIES / ТРАНСФОРМАЦИЯ / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пилипак М. А.

Статья посвящена исследованию особенностей свадебной обрядности украинцев Республики Башкортостан по материалам экспедиционных записей автора, осуществленных в 2012-2016 гг., а также на основании анализа научной литературы, посвященной данной проблематике. Основной целью исследования является анализ, выявление и фиксация локальных особенностей свадебного обряда украинцев в условиях полиэтничной среды. Объектом исследования стали сельские населенные пункты в исторических местах компактного расселения украинцев на территории Башкортостана (юго-западная, западная и центральная части республики). Результатом проведенного исследования является сбор ценного фольклорно-этнографического материала в 5 районах РБ. Общее количество опрошенных респондентов составило более 100 человек. По результатам экспедиционных выездов удалось выяснить, что помимо ряда общеизвестных украинских обычаев, свадебной обрядности украинцев Башкортостана свойственна регионально-локальная специфика, что связано непосредственно с территорией происхождения украинских деревень, а именно Подольская, Черниговская, Киевская, Харьковская, Полтавская губернии. Исследование показало, что структура свадебного обряда украинцев в процессе длительного этнокультурного взаимодействия с представителями других этносов существенно трансформировалась. Вместе с тем, в большинстве исследуемых населенных пунктах зафиксировано бытование основных этапов свадьбы, таких, как сватовство, приглашение гостей, приготовление каравая и свадебного деревца, завязывание невесты платком, встреча невесты в доме мужа. На современном этапе исследования сохранилось использование традиционной свадебной атрибутики, названия ее главных участников, фольклорные тексты, сопровождающие обрядные действия, а также верования и магические действия, связанные с прогнозированием будущей семейной жизни молодоженов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Wedding Rituals of the Ukrainians of the Republic of Bashkortostan (according to Expedition Records of 2012-2016)

The article is focused on studying the features of the wedding rituals of the Ukrainians in the Republic of Bashkortostan based on the materials of the author's expedition records carried out in 2012-2016, and also on the basis of analysis of the scientific literature devoted to these issues. The main goal of the study was to analyze, identify and fix the local features of the wedding rituals of the Ukrainians in a multi-ethnic environment. The subjects of the survey were villages located in historical places of the Ukrainians’ compact settlement within south-western, western and central Bashkortostan. As a result, the study allowed collecting valuable folklore and ethnographic materials in 5 districts of the Republic of Bashkortostan. The total number of respondents was more than 100 people. According to the results of the expedition trips, it has been found out that along with a number of well-known Ukrainian customs, the wedding ritual of the Ukrainians in Bashkortostan is characterized by regional and local specificities directly related to the place of origin of the Ukrainian villages, namely from the Podolian, Chernigov, Kiev, Kharkov and Poltava provinces. The study shows that the structure of the wedding rite of the Ukrainians, in the process of a long ethno-cultural interaction with representatives of other ethnic groups has been substantially transformed. At the same time, in the majority of the villages under investigation the main wedding stages were recorded, among them matchmaking, inviting guests, preparing a round loaf and a wedding tree, putting on a kerchief, and meeting the bride in her husband's house. Nowadays there are preserved traditional wedding paraphernalia, names of main wedding participants, folklore texts accompanying the ceremony, as well as beliefs and magic actions associated with the prediction of future family life of the newlywed couple.

Текст научной работы на тему «Свадебная обрядность украинцев Республики Башкортостан (по материалам экспедиций 2012-2016 гг. )»

УДК 392.51

СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ УКРАИНЦЕВ РЕСпУБЛИКИ

Башкортостан (по материалам экспедиций

2012-2016 ГГ.)

© М.А. Пилипак,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, государственное автономное научное учреждение

«Институт стратегических

исследований

Республики Башкортостан»,

ул. Кирова, 15,

450008, Уфа,

Российская Федерация,

[email protected]

Статья посвящена исследованию особенностей свадебной обрядности украинцев Республики Башкортостан по материалам экспедиционных записей автора, осуществленных в 2012-2016 гг., а также на основании анализа научной литературы, посвященной данной проблематике.

Основной целью исследования является анализ, выявление и фиксация локальных особенностей свадебного обряда украинцев в условиях полиэтничной среды.

Объектом исследования стали сельские населенные пункты в исторических местах компактного расселения украинцев на территории Башкортостана (юго-западная, западная и центральная части республики).

Результатом проведенного исследования является сбор ценного фольклорно-этнографического материала в 5 районах РБ. Общее количество опрошенных респондентов составило более 100 человек.

По результатам экспедиционных выездов удалось выяснить, что помимо ряда общеизвестных украинских обычаев, свадебной обрядности украинцев Башкортостана свойственна регионально-локальная специфика, что связано непосредственно с территорией происхождения украинских деревень, а именно - Подольская, Черниговская, Киевская, Харьковская, Полтавская губернии.

Исследование показало, что структура свадебного обряда украинцев в процессе длительного этнокультурного взаимодействия с представителями других этносов существенно трансформировалась. Вместе с тем, в большинстве исследуемых населенных пунктах зафиксировано бытование основных этапов свадьбы, таких, как сватовство, приглашение гостей, приготовление каравая и свадебного деревца, завязывание невесты платком, встреча невесты в доме мужа. На современном этапе исследования сохранилось использование традиционной свадебной атрибутики, названия ее главных участников, фольклорные тексты, сопровождающие обрядные действия, а также верования и магические действия, связанные с прогнозированием будущей семейной жизни молодоженов.

Ключевые слова: свадебная обрядность, экспедиция, традиционная культура, свадебная атрибутика, регионально-локальная специфика, трансформация

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2018, том 27, № 2(90)

© M.A. Pilipak

WEDDING RITUALS OF THE UKRAINIANS IN THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN (ACCORDING TO EXPEDITION RECORDS OF 2012-2016)

Institute for Strategic Studies of the Republic of Bashkortostan, 15, ulitsa Kirova,

450008, Ufa, Russian Federation, e-mail: [email protected]

The article is focused on studying the features of the wedding rituals of the Ukrainians in the Republic of Bashkortostan based on the materials of the author's expedition records carried out in 20122016, and also on the basis of analysis of the scientific literature devoted to these issues.

The main goal of the study was to analyze, identify and fix the local features of the wedding rituals of the Ukrainians in a multi-ethnic environment. The subjects of the survey were villages located in historical places of the Ukrainians' compact settlement within southwestern, western and central Bashkortostan. As a result, the study allowed collecting valuable folklore and ethnographic materials in 5 districts of the Republic of Bashkortostan. The total number of respondents was more than 100 people.

According to the results of the expedition trips, it has been found out that along with a number of well-known Ukrainian customs, the wedding ritual of the Ukrainians in Bashkortostan is characterized by regional and local specificities directly related to the place of origin of the Ukrainian villages, namely from the Podolian, Chernigov, Kiev, Kharkov and Poltava provinces.

The study shows that the structure of the wedding rite of the Ukrainians, in the process of a long ethno-cultural interaction with representatives of other ethnic groups has been substantially transformed. At the same time, in the majority of the villages under investigation the main wedding stages were recorded, among them matchmaking, inviting guests, preparing a round loaf and a wedding tree, putting on a kerchief, and meeting the bride in her husband's house. Nowadays there are preserved traditional wedding paraphernalia, names of main wedding participants, folklore texts accompanying the ceremony, as well as beliefs and magic actions associated with the prediction of future family life of the newlywed couple.

Key words: wedding rituals, expedition, traditional culture, wedding paraphernalia, the regional and local specificities, transformation

Активизация региональных исследований в этнологии предусматривает изучение традиционной обрядности украинцев Республики Башкортостан, постоянно проживающих на территории Башкирии с первой половины XVIII века [1]. Безусловно, актуальным является изучение специфики свадебной обрядности украинцев, в том числе - выяснение

состояния ее сохранности, трансформации, выявление тенденций исчезновения отдельных этапов, инновационных изменений ее форм и характера бытования в условиях полиэтнической среды.

Комплексный сбор, первая систематизация и научное обобщение украинского народного творчества (в том числе и материалов по

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2018, том 27, № 2(90) IIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIIII

свадебной обрядности) в Башкортостане связаны с деятельностью сотрудников Института народного творчества и искусств Национальной академии наук УССР, которые в военные годы, находясь в эвакуации в Уфе, провели ряд экспедиций по изучению культуры украинцев Республики Башкортостан. В апреле 1942 г был организован выезд в Чишминский район, в марте 1943 г. - в Аургазинский и Давлека-новский районы [2].

Весомый вклад в исследование свадебной обрядности украинцев Башкортостана внесли В. Бабенко [1], И. Карпухин [3], Д. Черниенко [4], Ф. Ахатова [5; 6], Л. Брянцева [7]. Кроме того, ряд статей, посвященных украиновед-ческой проблематике, в частности, свадебной обрядности, подготовил автор представленного исследования [8; 9; 10; 11; 12; 13].

В целях изучения особенностей свадебной обрядности украинцев Республики Башкортостан в 2012-2016 гг. проведено 6 комплексных фольклорно-этнографических экспедиций, результатом которых стала фиксация ценного аутентичного материала от старожилов-украинцев. В ходе экспедиций были исследованы более 30 украинских сел (Альшеевский, Стерлитамакский, Аургазинский, Миякинский, Уфимский и Чишмин-ский районы). Собранные нами полевые записи подтверждают актуальность и научную значимость изучения обозначенной проблематики.

Как и на территории Украины, свадьба в исследуемом регионе традиционно состоит из предсвадебного, собственно свадебного и послесвадебного этапов.

Свадебная обрядность украинских переселенцев Башкортостана, подобно свадебным обычаям других славянских народов, начиналась со сватовства [14]. По традиции, сватать девушку шел отец жениха и староста. Как правило, выступить в роли старосты приглашали близкого родственника - брата или дядю, который хорошо умел шутить, был разговорчивым [15; 16; 17]. Стоит отметить,

что часто староста, демонстрируя свою находчивость и юмор, мог начинать разговор на любую тему, постепенно в разговоре переходя к основной цели визита. В связи с этим, во время сватовства, нередко наблюдалась некая вариативность в обращении к хозяевам дома. Так, в селе Золотоношка Стерлитамакского района вместо традиционной речи о ярке могли начать разговор о голубке и т. д. [18].

Участие в сватовстве близких родственников подтверждает песня, зафиксированная учеными во второй половине ХХ века: Ой молодий 1ване! (2 р.) Сватаем тебе хороше, Ой при отц1, при маттоньщ При вст свогй родиноньц [6]. По традиции, знаком согласия на брак выступал обмен хлебом-солью между сватами и родителями невесты. На территории Украины, соглашаясь на брак, девушка помимо принятия хлеба обязательно перевязывала сватов рушниками через плечо, а жениху преподносила платок [19]. В украинских селах Башкортостана респонденты, ссылаясь на плохое материальное положение в послевоенные годы, утверждали об отсутствии данного обрядного действия [20].

Информаторы отмечают, что нередкими были случаи, когда девушку приходили сватать без предупреждения. В данном случае, если девушка не соглашалась выходить замуж, то хлеб, принесенный сватами, возвращали.

Во время экспедиции в с. Казанка Аль-шеевского района удалось зафиксировать давний локальный обряд сватовства, который бытовал еще в послевоенное время, а именно - отсутствие невесты во время сватовства. Так, по рассказам Багули А.В., в 1960 г., во время прихода старосты она спряталась и только после дала согласие на свадьбу. В последствии, данная традиция вышла из обихода [20].

Через некоторое время после сватовства жених и невеста приглашали на свадьбу гостей.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2018, том 27, № 2(90) |||||||||||||||||||||||||| 11111111 ЕВ

Так, в Альшеевском районе, невеста приглашала на свадьбу только дружку (свидетельницу), а остальных гостей приглашал кто-то из родных [20], например, тетя [15; 16].

В отличие от Альшеевского, в Стерлита-макском районе - по традиции приглашать на свадьбу невеста ездила вместе с подругой (дружкой) [21].

Исследование показало, что в некоторых районах вплоть до начала 80-х гг. ХХ в. во время приглашения на свадьбу в одежде жениха и невесты сохранились отдельные элементы народного костюма - вышитая рубашка, венок с лентами [20; 22].

В пятницу, перед свадьбой, пекли каравай. Для этого специально приглашали замужних женщин, которые хорошо жили в браке, имели детей: «Коровай пекли тьотки. Обращали внимание на их симейное положение. Разведенным печь коровай запрещалось [16]; «У п'ятницю пекли - паляниця, розу-крашували i мюила та, хто ни вдова, а шо мужик е» [21].

Со слов респондентов удалось узнать, что во время приготовления каравая особое внимание уделялось тому, каким он получится. С этим связывали будущую семейную жизнь молодых. Считалось, что если он получится удачным, то и жизнь у молодоженов будет хорошей, счастливой. Но даже если каравай не очень удавался, печь новый было запрещено [16; 20; 23].

Большинство традиций, связанных с выпеканием обрядного хлеба - каравая, хранилось у украинских переселенцев до середины ХХ в. На современном этапе исследования этот вид свадебной выпечки готовят очень редко, часто вместо него выпекают обычный хлеб или курник, последнее объясняется влиянием культуры башкир и татар. Каравай, в большинстве случаев, покупают [15].

Традиционно, в канун свадьбы, в доме невесты собирались ее подруги, проходил девичник, дивич-вечер.

Вимитай, братику, новий двор, Застелай, сестрица, тесовий стол, Да печ1, матюнко, пироги, Да печ1, матюнко, на меду, Я ж тоб1 дружочок наведу. Наведу в хату ще й сти, Щоб мог дружочки все (всг) сти [6]. По традиции, девичник проходил в субботу [15; 20]. Помимо девушек, на девичник мог также приходить жених [24]. В этот день для невесты плели венок:

Ой звила Манечка вточок, Покатило во садок. Ой катила, та ще й говорила, (2) Гуляннячко подружкам дари [ла]. Ой гуляйте, подружки, гуляйте, (2) Чогось мет не гуляеть[ся]. Чогось меш не гуляеться, (2) Гуляннячко все минаеть[ся] [6]. Помимо этого на девичнике дружки изготавливали гильце - свадебное деревце: «У жениха наряжали сосну - репей. Украшали його конфетами. В кшщ свадьби його роз-бирали, а у швести була «кв^ка», перев'язана червоною лентою, яку вставляли в калач [16; 20].

Также в этот вечер собирали приданое невесты, при этом пели:

Та де тее гылячко вилося? Та й вилося гылячко у бору, Та й принесли гылячко до двору. Вийшли бояре та й взяли, До новог свтлоньки принесли, Поставили гылячко на столг. Ой на стол1, на престол1, на клинчаст1, На перепинчаст1 скатертг, скатерт1 [6]. В воскресенье начиналась сама свадьба. Товарищи жениха украшали свадебный поезд молодого лентами, цветами, вешали колокольчики к упряжи. После этого жених отправлялся в дом невесты. Обычно по пути к невесте жениху устраивали различные препятствия, требовали выкуп. Откупившись от них, жених заходил в дом, где рядом с невестой сидел ее «охранник» - младший брат, с палкой в

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2018, том 27, № 2(90) |||||||||||||||||||||||||||||||||||

руках и продавал сестру: «Продавав» брат, а в других - «малш», маленью. Просят там, шоб денег дали. Торгувались, шоб дорожче «про-дати» - рассказала Коваленко М.М. [15].

После венчания или росписи молодые возвращались на обед, на котором подавали традиционные украинские холодные и горячие свадебные блюда: капустник, кисель, борщ. В послевоенные годы появилась селедка. Как правило, последним блюдом на свадьбах был кисель, который выступал в некотором роде символом завершения застолья.

Самым распространенным спиртным напитком на свадьбе был самогон, который готовили из свеклы, реже из сахара.

Давним украинским свадебным обрядным действием, бытовавшем в украинских селах Республики Башкортостан до середины ХХ в. было прощание молодежи с невестой: после завершения обеда молодежь прощалась с невестой и на свадьбе больше не гуляла. На современном этапе исследования молодежь присутствует на свадьбе с первого до последнего дня, что связано с нарушением устоявшихся обычаев и норм.

Вечером, перед выездом молодых в дом жениха невесту повязывали платком, что символизировало ее прощание с девичеством.

После этого молодых провожали к родителям жениха, давали невесте приданое.

Записи полевого материала показали, что до середины прошлого века в большинстве исследуемых населенных пунктах существовали обычаи, касающиеся проверки девственности невесты. Стоит отметить, что на территории Украины данный обряд имел название комора.

Послесвадебный этап связан с почитанием родителей обоих молодых по случаю бракосочетания сына (дочери), вхождением невестки в семью мужа и представлен рядом обрядов, таких как цыганщина, перезва.

Помимо них, в отдельных районах встречаются локальные обрядные действия, привезенные украинцами-переселенцами на территорию Республики Башкортостан более 100 лет назад, а именно показывание межи невестке и забивание кола в порог дома, что является символом завершения свадьбы.

Таким образом, анализ научной литературы и экспедиционные записи показали, что свадебный обряд украинцев Республики Башкортостан в процессе длительного этнокультурного взаимодействия с представителями других этносов существенно трансформировался. Вместе с тем, до сих пор бытуют основные этапы свадьбы, традиционные названия ее главных участников, а также целый ряд локальных обрядных действий.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Бабенко В.Я. Украинцы Башкирской ССР: поведение малой этнической группы в полиэт-ничной среде. Уфа: БНЦ УрО РАН, 1992. 260 с.

2. Завези од мене поклон в Украшу. Фольклор украшав Башкортостану/под. ред. В. Я. Бабенко. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 1999. 166 с.

3. Фольклорно-этнографические взаимовлияния свадеб русских и украинцев Башкортостана (по наблюдениям и записям 1950-1990 гг.) / И.Е. Карпухин // Украина - Башкортостан: связь времен МГОПУ им. М.А. Шолохова. Уфа, 2001. С. 92-110.

4. Черниенко Д.А., Пилипак М.А. Село Казанка и украинцы Альшеевского района. К 120-летию села Казанка, 30-летию народного украинского фольклорного ансамбля «Чаровницы». Уфа: ИЦ Уфимского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. 134 с.

5. Ахатова Ф.Г. Украинские песни в Башкортостане: историко-этнографическое исследование. Уфа: Гилем, 2000. 146 с.

6. Песенный фольклор украинских переселенцев в Башкирии / сост. В.Я. Бабенко, Ф. Г. Ахатова. Киев-Уфа, 1995. 240 с.

7. О взаимосвязях русского и украинского свадебного фольклора современной Башкирии

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

2018, том 27, № 2(90)

/ Л.И. Брянцева // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1975. С. 181-186.

8. Трансформация традиционной свадебной обрядности украинцев Башкортостана / М.А. Пилипак // Многонациональный регион как культурно-исторический феномен: VI Бусыгинские чтения. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Евгения Прокопьевича Бусыгина и 125-летию кафедры этнологии в Казанском университете. Казань, 2013. С. 215-219.

9. Проблемы сохранения традиционных обычаев и обрядов украинцев Башкортостана (на примере свадебной обрядности) / М.А. Пилипак // Восточная диаспора в контексте современных культурно-исторических и общественно-политических процессов на постсоветском пространстве. Первые Межд. Шевченковские чтения 16-18 марта 2012. Астана, 2012. С. 310-314.

10. Свадебный обряд украинских переселенцев в Башкирии (историографический аспект) / М.А. Пилипак // Башкортостан - Украина: наука, образование, культура в годы Великой Отечественной войны: Материалы Международной научной конференции (г. Уфа, 22 сентября 2011 г.)/под. общ. ред. В.Я. Бабенко. Уфа: Изд-во Уфимского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011. С. 115-121.

11. Вестьна обрядовкть украшав Башкортостану /М.А. Пилипак // Традицмна культура дiас-пори. Матерiали мiжнародноi конференци «Одеськ етычы читання». Одеса, вид-во КП ОМД, 2012. С. 324-333.

12. Пилипак М.А. Вестьна обрядовкть украшав Альше'|'вського району Республки Башкортостан // Актуальн питання культурологи: Альманах наукового товариства «АфЫа» кафедри культурологи та музеезнавства. 2014. Вип. С. 21-26.

13. Свадебный обряд украинцев села Золото-ношка Стерлитамакского района Республики Башкортостан / М.А. Пилипак // Этнокультурное наследие народов Южного Урала: история, этнография, религиоведение. Материалы Всероссийской научно-практической

конференции. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. С. 40-43.

14. Здоровега Н.1. Нариси веально'У обрядовост на Укра'шк К.: Наук. думка, 1974. 158 с.

15. Экспедиционные записи М.А. Пилипака и Д.А. Черниенко от Коваленко М.М. в с. Казанка Альшеевского района Республики Башкортостан, июль 2012 г.

16. Экспедиционные записи М.А. Пилипака и Д.А. Черниенко от Марченко (Бабченко) В.К. в с. Казанка Альшеевского района Республики Башкортостан, июль 2012 г.

17. Экспедиционные записи М.А. Пилипака и Д.А. Черниенко от Плугиной (Чуприной) В.Н. в с. Казанка Альшеевского района Республики Башкортостан, июль 2012 г.

18. Экспедиционные записи М.А. Пилипака от Головань В.Ф. в с. Золотоношка Стерлитамакского района Республики Башкортостан 21.10.2012 г.

19. Пилипак М.А. УкраУнське вестля Схщного Подтля середини ХХ-початку XXI статття. К.: 1МФЕ iM. М.Т. Рильського НАН УкраУни; Уфа: Уфимська ф^я МДГУ iM. М.А. Шолохова, 2015. 210 с.

20. Экспедиционные записи М.А. Пилипака и Д.А. Черниенко от Багули А. В. в с. Казанка Альшеевского района Республики Башкортостан, июль 2012 г.

21. Экспедиционные записи М.А. Пилипака от Сморщок В.П. в с. Золотоношка Стерлитамак-ского района Республики Башкортостан, октябрь 2012 г.

22. Экспедиционные записи М.А. Пилипака от Педаш Л.П. в с. Золотоношка Стерлитамакского района Республики Башкортостан, октябрь 2012 г.

23. Экспедиционные записи М.А. Пилипака от Слепец (Головань) К.М. в с. Бейгулово Уфимского района Республики Башкортостан, октябрь 2016 г.

24. Экспедиционные записи М.А. Пилипака и Д.А. Черниенко от Марченко Р.А. в с. Казанка Альшеевского района Республики Башкортостан, июль 2012 г.

R E F E R E N C E S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Babenko V.Ya. Ukraintsy Bashkirskoy SSR: pove-denie maloy etnicheskoy gruppy v polietnichnoy srede [The Ukrainians of the Bashkir Soviet Socialist Republic: The behaviour of a small ethnic group in the multiethnic environment]. Ufa, BNTs UrO RAN, 1992. 260 p. (In Russian).

2. Zavezi od mene poklon v Ukrainu. Folklor ukraintsiv Bashkortostanu [Just bring my regards to Ukraine. The folklore of Ukrainians of Bashkortostan]. V.Ya. Babenko (ed.). Ufa, Filial MGOPU im. M.A. Sholokhova v Ufe, 1999. 166 p. (In Ukrainian).

3. Karpuhin I.E. Folklorno-etnograficheskie vzaimo-vliyaniya svadeb russkikh i ukraintsev Bashkorto-

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2018, том 27, № 2(90) lllllllllllllllllllllllllllllllllll

stana (po nablyudeniyam i zapisyam 1950-1990 gg.) [Folklore and ethnographic interactions in weddings of Russian and Ukrainians of Bashkortostan (according to observations and records of 1950-1990)]. Ukraina - Bashkortostan: svjaz' vremen [Ukraine - Bashkortostan: The link of times]. Sholokhov Moscow State Pedagogical University. Ufa, 2001, pp. 92-110. (In Russian).

4. Chernienko D.A., Pilipak M.A. Selo Kazanka i ukraintsy Alsheevskogo rayona. K 120-letiyu sela Kazanka, 30-letiyu narodnogo ukrainskogo folk-lornogo ansamblya «Charovnitsy» [The village of Kazanka and Ukrainians of the Alsheevsky District. To the 120th anniversary of the village of Kazanka, the 30th anniversary of the Ukrainian folk ensemble «Charovnitsy»]. Ufa, ITs Ufimsk-ogo filiala MGGU im. M.A. Sholokhova, 2012. 134 p. (In Russian).

5. Akhatova F.G. Ukrainskie pesni v Bashkortostane: istoriko-etnograficheskoe issledovanie [Ukrainian songs in Bashkortostan: Historical and ethnographic study]. Ufa, Gilem, 2000. 146 p. (In Russian).

6. Pesennyy folklor ukrainskikh pereselentsev v Bashkirii [Folk songs of Ukrainian immigrants in Bashkiria]. V.Ya. Babenko, F.G. Akhatova F.G. (cjnpliers). Kiev,Ufa, Muzichna Ukraina, 1995. 240 p. (In Russian).

7. Bryantseva L.I. O vzaimosvyazyakh russkogo i ukrainskogo svadebnogo folklora sovremen-noy Bashkirii [On the relationship of Russian and Ukrainian wedding folklore in modern-day Bashkiria]. Folklor narodov RSFSR [The folklore of the peoples of the RSFSR]. Ufa, 1975, pp.181-186. (In Russian).

8. Pilipak M.A. Transformatsiya traditsionnoy svadebnoy obryadnosti ukraintsev Bashkorto-stana [Transformation of the traditional wedding rituals of the Ukrainians in Bashkortostan]. Mno-gonatsionalnyy region kak kulturno-istoricheskiy fenomen [Multiethnic region as a cultural-historical phenomenon]. VI Busyginskie chteniya. Ma-terialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii posvyashchennoy 100-letiyu so dnya rozhdeniya professora Evgeniya Prokopyevicha Busygina i 125-letiyu kafedry etnologii v Kazan-skom universitete - 6th Busyginy Readings. Proceedings of the International Science & Research Conference dedicated to the centennial birthday anniversary of Prof. Evgeniy P. Busygin and the 125th anniversary of the Department of Ethnology at the University of Kazan]. Kazan, 2013. pp. 215-219. (In Russian).

9. Pilipak M.A. Problemy sokhraneniya traditsion-nykh obychaev i obryadov ukraintsev Bashkorto-stana (na primere svadebnoy obryadnosti) [Prob-

lems on preservation of traditional customs and rituals of the Ukrainians of Bashkortostan (the case of wedding rites)]. Vostochnaya diaspora v kontekste sovremennykh kulturno-istoricheskikh i obshchestvenno-politicheskikh protsessov na postsovetskom prostranstve [Eastern diaspora in the context of modern cultural-historical and socio-political processes in the post-Soviet space]. Pervye Mezhdunarodnye Shevchenkovskie chteniya - First International Shevchenko Readings. March 16-18, 2012. Astana, 2012, pp. 310314. (In Russian).

10. Pilipak M.A. Svadebnyy obryad ukrainskikh pereselentsev v Bashkirii (istoriograficheskiy aspekt) [Wedding ceremony of the Ukrainian immigrants in Bashkiria (historiographical aspect)]. Bashkortostan - Ukraina: nauka, obrazovanie, kultura v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [Bashkortostan - Ukraine: Science, education, culture in the years of the Great Patriotic War]. Proceedings of the International Scientific Conference (Ufa, September 22, 2011)]. Ufa, Ufimskiy filial MGGU im. M.A. Sholokhova, 2011, pp. 115-121. (In Russian).

11. Pilipak M.A. Vesilna obryadovist ukraintsiv Bash-kortostanu [Wedding rituals of the Ukrainians of Bashkortostan]. Traditsiyna kultura diaspori [Traditional culture of the diaspora]. Materiali mizhnarodnoy konferentsii «Odeski etnichni chi-tannya» - Proceedings of the International Conference «Odessa Ethnic Reading»]. Odessa, KP OMD, 2012, pp. 324-333. (In Ukrainian).

12. Pilipak M.A. Vesilna obryadovist ukraintsiv Alsheivs'kogo rayonu Respubliki Bashkortostan [Wedding rituals of the Ukrainians of the Alsheevsky District in the Republic of Bashkortostan]. Aktualni pitannya kulturologii [Topical problems of cultural studies]. Almanakh nauko-vogo tovaristva «Afina» kafedri kulturologii ta muzeeznavstva - Anthology of Scientific Society «Athena» at the Department of Culturology and Museology. 2014. pp. 21-2. (In Ukrainian).

13. Pilipak M.A. Svadebnyy obryad ukraintsev sela Zolotonoshka Sterlitamakskogo rayona Respub-liki Bashkortostan [Wedding ceremony of the Ukrainians in the village of Zolotonoshka, Ster-litamakskiy District, Republic of Bashkortostan]. Etnokulturnoe nasledie narodov Yuzhnogo Urala: istoriya, etnografiya, religiovedenie [Ethno-cul-tural heritage of the peoples of the South Urals: History, ethnography, religious studies]. Materia-ly Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii - Proceedibngs of the All-Russian Science & Research Conference. Orenburg, IPK Univer-sitet, 2014, pp. 40-43. (In Russian).

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ / __

' 2018, том 27, № 2(90) llllllllllllllllllllllllllllllllllED

14. Zdorovega N.I. Narisi vesilnoi obryadovosti na Ukraini [Essays on wedding rituals in Ukraine]. Kiev, Naukova dumka, 1974. 158 p. (In Ukrainian).

15. Eekspeditsionnye zapisi Pilipaka M.A. i Chernienko D.A. ot Kovalenko M.M. v s. Kazanka Alsheevsk-ogo rayona Respubliki Bashkortostan [Expedition records by Pilipak M.A. and Chernienko D.A. from Kovalenko M.M. in the village of Kazanka, Alsheevsky District, Republic of Bashkortostan]. July 2012.

16. Ekspeditsionnye zapisi Pilipaka M.A. i Chernienko D.A. ot Marchenko (Babchenko) V.K. v s. Kazanka Alsheevskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Expedition records by Pilipak M.A. and Chernienko D.A. from Marchenko (Babchenko) V.K. in the village of Kazanka, Asheevsky District, Republic of Bashkortostan]. July 2012.

17. Ekspeditsionnye zapisi Pilipaka M.A. i Chernienko D.A. ot Pluginoy (Chuprinoy) V.N. v s. Kazanka Alsheevskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Expedition records by Pilipak M.A. and Chernienko D.A. from Plugina (Chuprina) in the village of Kazanka, Alsheevsky District, Republic of Bashkortostan]. July 2012.

18. Ekspeditsionnye zapisi Pilipaka M.A. ot Golo-van V.F. v s. Zolotonoshka Sterlitamakskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Expedition records by Pilipak M.A. from Golovan V.F. in the village Zolotonoshkam Sterlitamaksky District, Republic of Bashkortostan]. October 21, 2012.

19. Pilipak M.A. Ukrainske vesillya Skhidnogo Podillya seredini XX - pochatku XXI stolittya [Ukrainian

weddings of Eastern Podolia in the mid-20th and early 21st centuries]. Kiev, Ufa, 2015. 210 p. (In Ukrainian).

20. Ekspeditsionnye zapisi Pilipaka M.A. i Chernienko D.A. ot Baguli A.V. v s. Kazanka Alsheevskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Expedition records by Pilipak M.A. and Chernienko D.A. from Bagulya A.V. in the village of Kazanka, Alsheevsky Districtm Republic of Bashkortostan]. July 2012.

21. Ekspedicionnye zapisi M.A. Pilipaka ot Smorsh-chok V.P. v s. Zolotonoshka Sterlitamakskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Expedition records by Pilipak M.A. from Smorshchok V.P. in the village of Zolotonoshka, Sterlitamaksky District, Republic of Bashkortostan]. October 2012.

22. Ekspeditsionnye zapisi Pilipaka M.A. ot Pedash L.P. v s. Zolotonoshka Sterlitamakskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Expedition records by Pilipak M.A. from Pedash L.P. in the village of Zolotonoshka, Sterlitamaksky District, Republic of Bashkortostan]. October 2012.

23. Ekspeditsionnye zapisi Pilipaka M.A. ot Slepets (Golovan) K.M. v s. Beygulovo Ufimskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Expedition records by Pilipak M.A. from Slepets (Golovan) K.M. in the village of Baygulovo, Ufimsky District, Republic of Bashkortostan]. October, 2016.

24. Ekspedicionnye zapisi Pilipaka M.A. i Chernienko D.A. ot Marchenko R.A. v s. Kazanka Alsheevskogo rayona Respubliki Bashkortostan [Expedition records by Pilipak M.A. and Chernienko D.A. from Marchenko R.A. in the village of Kazanka, Alsheevsky District, Republic of Bashkortostan]. July 2012.

ВЕСТНИК АКАДЕМИИ НАУК РБ /

' 2018, том 27, № 2(90) lllllllllllllllllllllllllllllllllll

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.