Научная статья на тему 'Традиционная китайская философия и международное право'

Традиционная китайская философия и международное право Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1138
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО В КИТАЕ / ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В КИТАЕ / КИТАЙ / ЛИ И ФА / ЛЕГИСТЫ / КОНФУЦИАНЦЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Эбель А.С.

Исследования работы, направленно на изучение международного права Китая. Культурологический, исторический и философские аспекты помогают глубже понять причины поведения Китая в той или иной ситуации, понять процесс развития международного права. Что бы в следствии постараться прогнозировать как будет развиваться данная отрасаль, а следовательно и выстраиваться отношения между Китаем и остальным миром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Традиционная китайская философия и международное право»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070

В целом за период с 1802 г. по 1840 г. министерство юстиции, несмотря на то, что было принципиально новым органом власти, смогло добиться значительных успехов в преобразовании всей правовой реальности России. Оно своей деятельностью заложило основы упорядоченной системы законодательства государства, повлияло на развитие современных форм осуществления судебной власти, способствовало укреплению законности и правопорядка. Министерство юстиции заложило основы традиции юридического образования в России, а также предопределило последующее развитие правовой системы и системы органов государственной власти нашей страны вплоть до 1917 г. Инициатива министерства юстиции находила отклик у императора, а многие его предложения привели к смягчению абсолютной власти монарха.

В целом можно сказать, что министерство юстиции в XIX веке было передовым органом исполнительной власти и успешно справлялось с возложенными на него обязанностями. Этим традициям -высочайшего профессионализма - следуют все преемники министерства юстиции Российской Империи, в том числе и министерство юстиции Российской Федерации. Список использованной литературы:

1. Ефремова Н.Н. Министерство юстиции Российской Империи, 1802-1917 гг. -М., 1983.

2. Манифест от 08.09.1802 г. «Об учреждении министерств» // URL: http://doc.histrf.ru/19/manifest-ob-uchrezhdenii-ministerstv/ (Дата обращения: 22.03.2017)

3. Манифест от 25.05.1811 г. «Об общем учреждении министерств» // URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/ministry.htm (Дата обращения: 22.03.2017)

4. Министерство юстиции за сто лет. 1802 -1902. Исторический очерк.. - С.-Пб.: Сенатская типография, 1902.

5. Харченко О.В. Министерства Российской империи в первой четверти XIX века и реализация ими правоохранительной функции государства // История государства и права, 2008. N 4

6. Цечоев В.К. История органов и учреждений юстиции России / 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013.

7. Яковлева О.В. Роль министерства юстиции в формировании и развитии системы судебной и пенитенциарной статистики в Российской Империи (1802-1864 гг.) // Вектор науки ТГУ. 2015. N 1 (31)

© Шишкина Н.Б., 2017

УДК341.1/8

А. С. Эбель

Студент 2 курса магистратуры НГУ, Россия г. Новосибирск, Российская Федерация

ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Аннотация

Исследования работы, направленно на изучение международного права Китая. Культурологический, исторический и философские аспекты помогают глубже понять причины поведения Китая в той или иной ситуации, понять процесс развития международного права. Что бы в следствии постараться прогнозировать как будет развиваться данная отрасаль, а следовательно и выстраиваться отношения между Китаем и остальным миром.

Ключевые слова

Международное право, китайская философия, философия права, международные отношения, международное право в Китае, история международного права в Китае, Китай, Ли и Фа, Легисты, Конфуцианцы.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

Около трех тысяч лет назад, в Китае, были разработаны и созданы две философские концепции. Одна из них - «Ли» (Конфуцианство), а другая - «Фа» (Законность). Некоторые ученые сравнивают Ли и Фа c естественным правом и позитивным правом.

Малявин в очерке о китайском праве отмечает: «Китайская традиция не знала понятия собственно права, принятого в классических системах европейского законодательства. Китайский иероглиф, обозначающий писаный закон Фа, выражает идею нанесения человеку увечья, то есть наказания за совершенное преступление. Не случайно идея закона в древних китайских текстах почти сливается с понятием наказания Сип. Третий термин, обозначавший в Китае закон, — понятие статута, уложения Люи -был взят из музыкальной терминологии, где он обозначал нормативную высоту тона»[2, 136].

Ли включает в себя все аспекты поведения и социального положения, начиная от вежливости и приличий, заканчивая социальным статусом. Ли устанавливает ранг (или неравный статус) между людьми. Основываясь на Ли, выстраивается иерархия между господином и слугой, старшим и младшим, гостем и принимающей стороной. Ли пытается побуждать людей проявлять надлежащее социальное поведение таким образом, чтобы культивировалось гармоничное общество.

Фа чаще сравнимо с «законностью» или «законом». Речь, однако, идет о законности иного, незападного типа. Мы можем соотнести древний китайский «закон» исключительно с уголовным правом, так как это будет означать, что любой нарушитель должен быть наказан сурово, как преступник. Данную мысль развивает Кучера: «Различие в правовом мышлении китайцев и некоторых европейских народов, нашедшее отражение и в терминологии. Если, например, в латыни «jus a justitia appellatum est», а в русском языке «право, справедливость и правда» происходят от общего корня, то в основе всей юридической системы древнего Китая лежало понятие син. Этот термин выступает и в системе пяти видов наказаний - у син, и в системе наград и наказаний - шан син, одного из главных рычагов, приводивших в действие (в теории и на практике) государственную машину. Иероглиф син означает «наказание за преступление» [7, 172] и принадлежит к группе син-шэн [8, 10-11]. Он состоит из двух частей: фонемы «цзин» и семантемы «нож». И это не случайно: нож часто был орудием осуществления наказания, поскольку система у син охватывала клеймение, отрезание носа, отрубание одной или обеих ног (ступней), кастрацию и смертную казнь» [3, 23]. Поэтому без особого утрирования нож можно считать символом древнекитайского закона в его и теоретическом и практическом выражении» [6, 39] Закон в некоторой степени был приравнен к наказанию, и, соответственно, граждане боялись закона и правовых институтов. Люди знали, что если они нарушили императорский закон, они будут наказаны; они никогда не ощущали возможность использования закон для защиты своих гражданских интересов. Это путь, в котором «закон», без какой-либо сопутствующей защиты гражданских прав, воспринимался обычными китайскими людьми на протяжении более двух тысяч лет. Все, что связано с законом, например, суды, предполагались только для сдерживания потенциальных преступников вместо того чтоб направить это на благо, как пишут в известной пословице: «Закон предназначен для низкого человека, а не для джентльмена». Закон в китайском традиционном мышлении -это инструмент для доминирования, а не для защиты естественных прав.

На формирование правосознания китайского народа наибольшее влияние оказали две школы: Конфуцианская и Легисты (Фацзя). Конфуций говорил, что люди не проявляют антисоциальное поведение из страха перед наказанием. Люди, как правило, ведут себя хорошо, но не понимают причин для поддержания хорошего поведения; хорошее поведение не является осознанными. Наоборот, при Ли все модели поведения должны быть усвоены и реализованы прежде, чем совершены действия. Люди подчиняются Ли, потому что они боятся позора потеряв лицо. Как написано в Лунь Юй, одном из традиционных конфуцианских текстов: «Если люди ведомы законом, и их постоянно стремятся наказать, они будут стараться избежать наказания, но без какого-либо чувства стыда. Если они будут ведомы силой, и у них будет чувство приличия, у них также будет чувство стыда, они будут становиться хорошими» [1, 42].

Для легистов Фа - основной инструмент управления. В отличие от конфуцианцев, легисты считали, что люди будут неукоснительно соблюдать письменно зафиксированные нормы Фа, если будут знать, какие наказания неотвратимо последуют за их нарушение [4, 26 -40]. Но Фа для них - это еще и награда за заслуги и послушание. Заметим также, что впервые в истории (задолго до Г. Кельзена) выдвинута концепция закона,

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

абсолютно лишенного какого-либо намека на моральную или религиозную санкцию; не предпринято никакой попытки придать закону хоть какое-то божественное происхождение. В Шан цзюнь шу провозглашается: «Подражание древним состоит в управлении при помощи добродетели, подражание современным — во введении законов, в которых на первом месте — наказания» [5, 125] В. А. Рубин объясняет: «Избрание легистами именно этого термина в качестве обозначения системы наград и наказаний не случайно: в этом проявилась их претензия на то, что отныне единственной нормой поведения стал государственный закон, фиксирующий наказания и награды. Закон должен был стать регулятором человеческих действий, заменяющим все традиции морали и культуры» [5, 130].

Резюмируя, Ли - это побудительное, предотвращающее, вызванное социальной санкцией, в то время как Фа - вынужденное, карательное, вызванное правовой санкцией. Оба нормативных понятия помогли сохранить социальный порядок и стабильность. Но насколько затронуты традиционные отношения между Ли и Фа, вывод из прошлой юридической практики Китая, - это то, что Ли считается более эффективным, нежели Фа, и то, что Ли находится выше по значимости, чем Фа.

Как результат, в Древнем Китае множество уголовных и гражданских дел были решены в соответствии с Ли, а не с Фа. Например, гражданское дело в древнем Китае может проиллюстрировать такого рода практику. Во времена династии Цин вдова имела спор на участок земли с двоюродным братом ее покойного мужа, Сан, над собственностью. После того, как иск был подан в магистрат округа, шесть родственников и друзей вызвались в качестве примирителей. Примиренцы и спорящие стороны рассмотрели дело о земле. Они пришли к выводу, что покойный муж вдовы заложил землю Сан. Покойный муж не был в состоянии погасить кредит. Поэтому Сан забрал землю. Родственники решили, что Сан имел право собственности на имущество, но заявил, что, как дядя детей своего покойного брата он должен, заботиться о вдове и ее детях. В конце концов, Сан согласился передать землю вдове. Примиренцы доложили о результате в магистрат и попросили о приостановке судебного процесса. Магистрат немедленно принял запрос [3, 2-3]. Ли остался как создание и поддержание гармоничных отношений, в то время как Фа был подвергнут критике как подрыв мирных отношений - Фа, который произошел не из Ли, никогда не может быть настоящим законом; Фа - это только дополнение к Ли.

Согласно Ли, иерархическая структура в гражданском обществе строится на фактическом родстве: отец и сын; государь и слуга; муж и жена; старший и младший брат; отношения между друзьями. Согласно этой теории, субъект должен подчиняться правителю; младший должен подчиняться старшему; женщина должна подчиняться мужчине; те, кто ниже, должны подчиняться тем, кто выше. Перед тем, как в 1840-х западные державы заставили Китай открыться миру, [9, 4-5] в нем сформировалось понятие «международного Ли». Основное утверждение было о том, что международный порядок должен быть основан на культурном превосходстве Китая. Поэтому отношения между Китаем и соседями были похожи на отношения между отцом и сыном, мужем и женой, господином и слугой, которые не несут в себе ничего, кроме концепции суверенного равенства и независимости. Система дани, которую Китай создал для соседних стран, как правило, выражает свою иерархическую концепцию отношений. Таким образом, в Китае было введено своеобразное международное право, основанное на суверенном равенстве и независимости всех государств, в то время как Китай был полностью поражен. Синоцентрический мировой порядок опирался на моральную силу, а не на военную мощь. Человечеством должен управлять один правитель в соответствии с набором общепринятых принципов. Эта концепция хорошо выражена в китайской поговорке: «есть только одно солнце в небе и один правитель над человечеством». Концепция универсального государства под властью китайского императора с космической добродетелью была богаче в культурном символизме, нежели реальная политическая сила.

С 1840-х годов проигравшей стороной в серии войн с Западом был Китай, который рассматривается как «нецивилизованное государство» со стороны западных держав, постепенно ставился в полуколонизированное положение. Это был тот период, когда западные державы разрушили китайскую концепцию «международного Ли».

Конфуций отметил, что послушание «Ли» улучшит общественный порядок и социальный строй [1, 32]. Поэтому подсознательная вера преобладала среди китайского правительства, и у многих китайских

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

экспертов по международному праву, что в обществе, будь то государственное или международное, Ли и Фа должны функционировать одновременно для мира и порядка, в противном случае не было бы никакого реального закона. Они предлагаются как новый вид «международного Ли», чтобы служить в качестве основы международного права.

Таким образом, с китайской точки зрения, международный порядок должен основываться на Ли; есть приоритет для международного сообщества построить «международное Ли». В таком контексте Китай искал «международное Ли» с тех пор, когда он начал взаимодействовать с международным правом. Что такое «международное Ли»? Кто является «отцом» и кто «сын» в международном обществе? Когда Китай понял, что «международное Ли» все еще находится в процессе формации и что есть (технически) неиерархический ранг среди государственных субъектов на глобальной арене, он, естественно, рассматривал мир как находящийся на стадии анархии и понял, что международное право, не выращенное из «международного Ли», не есть «настоящий закон».

Несмотря на то, что Китай в настоящее время проходит массовую правовую модернизацию, остатки традиционной культуры до сих пор сохраняются. Антипатия к закону, в частности к тому, который испытывает недостаток в поддержке так называемой Ли, такое как международное право, продолжает действовать на подсознательном уровне. Таким образом, продвижение Фа в глазах людей было поднято на позицию выше, чем Ли, что сравнимо с идеологической революцией для китайцев. Список использованной литературы:

1. Лунь Юй [электронный ресурс] // режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=29283 (12.09.2016)

2. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М: Европа, 2000. 230 с.

3. Чжен Сюань Чжоу ли Чжен чжу. Шанхай, 1934, 127 с.

4. Титаренко М. Л. Древнекитайский философ Мо Ди: Его школа и учение. М: Наука, 1985. 82 с. ;

5. Рубин В. А. Идеология и культура Древнего Китая. М: Наука, 1984. 345 с.

6. Кучера С. Становление традиции коллективной ответственности и наказаний // Роль традиции в истории и культуре Китая. М: Наука, 1972. 200 с.

7. «Шо вэнь цзе цзы чжэнь-бэнь» («подлинный текст толкового словаря иероглифов»), серия «Сы бу бэй-яо», т.3, Шанхай, 1936, цз.5б, стр. 2а; ср.: R.B.Blakney, A Course in the Analysis of Chinese Characters. Shanghai, 1935. 270 с.

8. Wieger L. Chinese Characters. Hsien-hsien, 1927. 58 с.

9. SHEN Yiming, Resolution of Disputes Between Foreign Banks and Chinese Sovereign Borrowers: Public and Private International Law Aspects (The Hague: Kluwer Law International, 2001) at 13.

© Эбель А.С., 2017

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №04-4/2017 ISSN 2410-6070_

АРХИТЕКТУРА

УДК 349

А. А. Кобелева, студент магистратуры Р.Г. Абакумов, к.э.н., доцент БГТУ им. В. Г. Шухова г. Белгород, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности проектирования объектов банковского сектора экономики.

Ключевые слова Проектирование, особенности, здания, банк.

Здания и помещения банковского сектора экономики следует проектировать, основываясь на системе актуальных требований и специфики банковской деятельности. Здания банковского сектора экономики, подразделяются на две основные категории: здания главных (головных) банковских офисов; здания расчетно-кассовых центров обслуживающих население и юридических лиц.

Земельные участки для строительства банковских объектов необходимо располагать в зонах благоприятной транспортной доступности для посетителей, сотрудников и специализированного транспорта. Площадь земельных участков проектируют из расчета 0,4 - 0,6 га. На участке необходимо предусмотреть автомобильные стоянки для машин клиентов и сотрудников из расчёта 5 мест на одну операционную кассу, а для автомобилей сотрудников расчетно-кассовых центров - 20 машино-мест на 100 сотрудников.

Объемно-планировочные и технологические решения банковских учреждений должны отвечать главным принципам, закладываемым в концепцию функционирования зданий банка. В здании банка можно выделить операционно-кассовый блок и блок, включающий помещения информатизации (кассовый узел, операционно-кассовый зал для обслуживания физических и юридических и лиц, группа особых помещений для обслуживания клиентов (обмена валюты, банкоматов, ночного сейфа, автоматического обслуживания), помещения индивидуального хранения ценностей), офисные помещения и соответствующие им технические помещения (офисы, приемные, помещения бухгалтерии) , а также пункты охраны и службы безопасности.

По уровню доступности банковские помещения подразделяются: I категории - помещения свободного доступа, включающие вестибюль, залы ожидания, операционно-кассовые залы, специальные помещения для сервиса клиентов; II категории - помещения ограниченного доступа клиентов, работников - депозитарий, помещения информатизации и офисов; III категории - помещения, доступ в которые предоставляется только узкому кругу сотрудников банка - кассовый узел и помещения охраны и службы безопасности.

При проектировании банковского здания необходимо учесть следующие особенности: 1) главный поток посетителей проходит по маршруту: вестибюль - операционный зал - кассовый зал - вестибюль -операционно-кассовый зал - вестибюль. Из этого следует необходимость комфортной планировочной связи между данными помещениями; 2) между операционистами и кассирами операционных касс должна существовать техническая взаимосвязь для своевременной передачи документов; 3) кассовый узел должен быть запроектирован функционально автономным, должен обладать, одним служебным входом, оснащенным тамбуром-шлюзом, который контролируется техническими средствами; 4) запасные эвакуационные выходы, должны быть оборудованы устойчивыми к взлому дверьми, и оборудованы средствами контроля доступа, видеоконтроля и сигнализации; 5) посты охраны должны находиться за пределами кассового узла, пребывание инкассаторов в кассовом узле за пределами бокса для инкассаторских машин и помещений для передачи ценностей не допускается; 6) в целях уменьшения путей перемещения средств операционные кассы, кассы пересчета и кладовые с предкладовыми должны размещаться как можно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.