МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070
аппарат статистической службы представляли административные чиновники. Уфимский губернский статистический комитет обрабатывал статистические сведения о населении, о сельском хозяйстве, промышленности, образовании. В комитет доставлялись копии отчетов, собиралась информация об естественном движении населения, материалы по путям сообщения, строительству. В полученных фактах имелось много ошибок и неточностей, так как люди не имели специальной подготовки и не владели специальной методикой. Направления статистических наблюдений были очень широкими. В Уфимской губернии на губернском земском собрании в 1882 г. Н.А. Гурвич докладывал, «что правительство от статистических комитетов требует данные по истории, этнографии, этнологии, антропологии, археологии, лингвистики, типографические названия рек, озер, ручьев, гор и т. д». Уфимский губернатор П. А. Полторацкий предложил вице-губернатору постоянно наблюдать за ходом делопроизводства статистического комитета. 18 октября 1885 г. А.П. Румянцев по предложению уфимского губернатора проводил ревизии Белебеевского уездного полицейского управления и других учреждений г. Белебея. Государь император по докладу министерства внутренних дел 13 апреля 1886 г. за отличную и усердную службу пожаловал вице-губернатору А.П. Румянцеву чин действительного статского советника. Согласно предложению Министерства внутренних дел с 30 сентября по 31 октября 1888 г. вице-губернатор находился в г. Златоусте. Он был назначен председателем комиссии по рассмотрению разногласий между Златоустовским горнозаводским и городским управлением. Вице-губернатор также участвовал в составлении проектов поземельного устройства г. Златоуста. Уфимский губернатор поручил А.П. Румянцеву провести ревизию делопроизводства Златоустовских административных учреждений. 27 декабря 1890 г. был уволен по состоянию здоровья от службы, согласно прошению, в отставку с мундиром.
Таким образом, уфимский вице-губернатор Александр Петрович Румянцев имел общий срок службы 36 лет, православное вероисповедание, гражданский чин действительного статского советника, был опытным администратором. В решении поставленных задач, вице-губернатор применял накопившийся опыт управления, приобретенный в губерниях, в которых ему приходилось служить прежде. Список использованной литературы:
1. Мухаметзянова Э. В. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих учителей истории. // Современные тенденции в науке, технике, образовании. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. Часть 2. Смоленск, 2016, С. 76 - 78.
2. Российский государственный исторический архив (РГИА), ф. 1317, оп.1.
3. РГИА, ф. 1284, оп.44.
4. Центральный исторический архив Республики Башкортостан. (ЦИА РБ), ф.9, оп.1.
© Кантимирова Р. И., 2016
УДК: 930.85
Чэн Хунцзе, младший научный сотрудник Института России Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян, Китай.
ТОТЕМНЫЙ КУЛЬТ И ИЕРАРХИЯ ДУХОВ ЮГО-ЗАПАДНЫХ НАЦМЕНЬШИНСТВ КИТАЯ
Аннотация
В данной статье выявлены особенности тотемного культа и духовного иерархии юго-западных нацменьшинств Китая. Исследуется соотношение в ней различных элементов, причины доминирования тех или иных составляющих юго-западных нацменьшинств Китая.
Ключевые слова тотемный культ; иерархия духов; нацменьшинство Китая.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Хотя доля нацменьшинств в населении Китая не слишком велика, однако площадь их расселения весьма обширна 64,3% территории Китая. Основные места проживания нацменьшинств — окраинные районы, Северного, Северо-Западного и Юго-Западного Китая. Из них юго-западный район населяют более 30 национальностей. Это наиболее пестрое по национальному составу Китая. За долгий исторический период в результате переселения национальностей, миграции населения и смены династий сложилось смешанное проживание национальностей, сформировались относительно небольшие, но компактные общины нацменьшинств. Это создало объективные условия для широкого религиозного обмена между нацменьшинствами, каждое из которых в определенной степени вбирало и поддерживало различные культурные и религиозные идеалы, обретая, таким образом, сложно организованные религиозные структуры.
Тотемные культы и иерархии духов являются чудесной частью культуры юго-западных нацменьшинств. Их история восходит к истокам религиозных представлений любой национальности, его традиционного влияния еще остается сердцевиной духовной жизни юго-западных нацменьшинств. Можно сказать что, все эти тотемные культы и иерархии духов юго-западных нацменьшинств Китая различаются не только источниками и ритуальной практикой, но и по степени развития, однако все они долго контролировали общественную жизнь. Эти тотемные культы и иерархии духов становились средоточием общественной жизни. Ценность человека, идеи морали, различные праздники и табу, человеческие взаимоотношения, свадьбы и похороны, вплоть до посевных и уборочных работ, все находилось под сильным религиозным влиянием. Данное влияние переносилось на все без исключения сферы общественной жизни, постепенно накапливая и укрепляя культурный базис, сохраняясь в культуре нации в различные времена и при различных условиях, каждая из форм показывала свое значение, соответствовала представлениям о ценностях и общественной пользе. Поэтому, необходимо познакомиться с привычными вещами и образом жизни народных низов, необходимо изучить религию национальных меньшинств, для этого надо провести научное исследование тотемные культы и иерархии духов нацменьшинств. В тоже время, с точки зрения науки об историческом и культурном наследии, религия - крайне важная сфера1.
тткттЯо й^^ййго^вт йтш&штеишьями^, &mmmm7ttm\ шш sixfc (2,2,1-2)
й^нта^' -шшш- жжмганш^ --т&штттт
т^щ^йттптштшй^й^тия- ш'шшяшшйтт -шш>шжъттт-т %тщтт° ^ьтш ■ ^го^ьйм-т^^ - -^якида
юго-западные нацменьшинства Китая популярно использовали животных в качестве тотемов. Не только народность Пуми, но также и народность Наси использовали их. Эти народность с древних времён и вплоть до нашего времени жили по соседству, их религии «ханьгуй», «даба» и «дунба» имеют близкие связи. Их музыкальные инструменты посохи, наверху вырезают животных,и другие образцы;
1 О подобной методологии см.: Фан Чжун-ху. ^^ ШШ(О новом подходе к изучению народной религии ) // (Мировые религии). №3, 1999.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
в реальности и третье учение -шаманизм, обладает схожими формами; то, что они используют музыкальные инструменты посохи, наверху вырезают животных, делают вещи, орудия и другие образцы; а также формы родовых тотемов; ещё образцовые фигуры богов и демонов. Во всех изначальных религиях сперва появляется общественное поклонение природе, однако, каждая народность неуравновешенна на этапах своего развития, поэтому в поклонении тотемам и религиозных церемониях изначальных религий существуют различия.
Тотемом народности пуми является белый лоб тигра и лягушка, тотемом учения ханьгуй является попугай, они отразили формы тотемов родовых обществ и формы почитания тотемов. Народности пуми, и наси и Бай и лису давние родственные связи, поэтому их изначальные религии взаимосвязаны, общий тотем тигра является доказательством этого. Их поклонение природе, каждое обладает своей особенностью.
Народность пуми берёт в качестве тотема белый лоб тигра и ещё поклоняются лягушке в качестве тотема; пуми называют лягушку «Экоу», В пуми «Экоу» называли дядю,традиционные взгляды пуми
считали дядю родственником отца 2. Й
Кроме тигра, медведь, олень, орел, тоже представляют других животных и птиц, которым поклоняются в качестве тотема нацменьшинства на юго-западе Китая. Например, национальность Мяо рассматривают буйвол, клен своими тотемами, а национальность Яо является леопард и обезьяна, национальность лису ставил рыбу ипетух в тотем, национальность Ий — тыква бутылочная. Возникновение всех этих тотемов тесно связано с окружающей средой жизни нацменьшинств. к сожалению,Однако сейчас тотемный культ почти не существует. и люди мало задумаются над сутью национального духа, скрытым за маской тотемного культа.
ттш.м, шшшшт,
Дракон - это волшебное существо в сердцах китайцев. Сказание о драконах возникло в далекой древности и имело большое влияние на образование и развитие других культур. Древние предки китайцев признавали дракона своим тотемным культом. 8000 лет тому назад, во времена неолита уже возник образ дракона, который в процессе непрестанного развития общества принимал различные образы и формы, глубоко проник в жизнь людей. Дракон, являясь составной частью культуры Китая, всегда появлялся в художественных работах, на различных архитектурных сооружениях, в театральных представлениях, накапливая богатство культуры Китая.
шжттшт^шш^штшты, жшАт±штт0 ж- ^ФШЯ^ЖШш^Я
К разряду музыкальных инструментов из металла можно отнести и бронзовые барабаны, которых обнаружено не так много. Согласно архаическим мифам и легендам, барабан и колокол были связаны с
2 Ван Ян и др. Указ. соч. с. 115-122
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
почитанием предков. Самостоятельный культ этих инструментов, указывает на тотемный характер древних верований. Известно, что поклонение колоколам и барабанам соотносилось с архаическим и очень стойким культом гор и камней, которые всегда почитались в Китае как места рождения, обитания или ухода предков. Выставленные в храме, эти инструменты служили главным объектом поклонения и потому имели прямое отношение к заупокойному культу. Кроме того, в предметном мире ритуала барабан и колокол символизировали пространственно-временные параметры древнекитайского космоса, что отразилось в известном изречении «барабан подобен небу, а колокол - земле».
# - шшо"
Культ Шан-ди типичная ранняя политеистическая форма религии. Он вырос из первобытных верований народов, населяющих территорию Китая, носивших тотемический и анимистический характер. Развитие тотемических и анимистических представлений привело к тому, что из многочисленного пантеона духов и богов на первое место выдвинулся бог господствующего племени иньцев - Шан-ди. Шан-ди воспринимался древними китайцами как верхов-ное божество, их легендарный тотемный родоначальник, заботящийся о благосостоянии своего народа, наказывающий тех, кто от-ступает от древних установленных норм. Осуществляющиеся в процессе этого культа жертвоприношения носили для данного типа религиозности традиционный характер.
Учение о Небе в китайской мифологии в значительной мере напоминает индуистские представления о дхарме и карме Бог Небо отождествляется с неизменным божественно-космическим порядком, определяющим жизнь всего сущего, как и в индуизме, культ Неба получает нравственно-этическое звучание Древние китайцы верили, что божественно-космический это одновременно и нравственный по-рядок. Верующие китайцы полагали, что великое Небо карает недостойных и вознаграждает добродетельных. Собственно, добродетель и истолковывалась как следование закону Неба. Поэтому смысл жизни для древнего китайца заключался в установлении и поддержании правильных отношений человека с Небом, в стремлении вписаться в божественный миропорядок. Отсюда видно, что древнему китайскому мировосприятию была глубоко созвучна идея совершенства природы, внутренней ее гармонии. И верующий китаец считал, что человек не должен вмешиваться в эту гармонию, нарушать естественно установленный порядок, а всеми силами должен стре-миться вписаться в него.
АйЙШёШФ - föfflo МШЯ^ЙФД—^ШФЙШМШШ^ШЙАЙШтте^,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство.
Духи создали у человека фантазии и страхи в отношении мира природы. Все виды поклонения богам: от политеизма, до монотеизма - являются порождением много характерной природой общества и его классовым разделением, эволюция религии тоже имеет значение. Поклонение духам религии нацменьшинств в юго-западном районе отражает историю их культурного развития.
До сегодняшнего дня народа Наси по-прежнему сохранили особенность поклоняться природе и множеству духов. Религия Наси утверждает, что земля, горы, реки, озёра, леса, трава, зерновые культуры, домашние и т.д - все обладают собственной душой. Распределяя собственные природные силы согласно человеческим требованиям и превратили их в сверх природных духов. Появляются духи неба, духи звезд, духи ветров, духи гор, духи воды и др., сформировали первобытное поклонение природе и духам. Поскольку почитали духов, должны были совершать жертвоприношения в поисках защиты истинных духов. Из этого возникли различные церемонии жертвоприношения природе: небу, звёздам, духам ветра, духам гор, духам огня и др. С точки зрения религии Наси, «дух» это обитающая на небесах абсолютная сила, способная управлять материальным миром, также могут охранять людей, и, опять же, способны подавить всю нечистую силу. Действительно важным является то, что большинство духов, встречающихся в текстах Наси, за исключением небольшого количества людей, в большинстве являются полу людьми, полу зверьми или пернатыми. Что касается предков высоких, человеколюбивых, успешных, добрых считали их полу людьми, полу зверьми. Это особенно хорошо отразило то, что в религии Наси сохранились пережитки первобытного
3
тотемизма 3.
М'МЙШ'Ш'ШГ^йЙАШбЩЛ'^
шшшш >штт&А' •raiwi > аШ-ХШШШШ > ^
Т'ШЛ ' АШЛйй ' Ш^ЛШЯ^ЙЕ^Й^
По мере исторического развития, в процессе формирования религии Дунба, поклонение множеству духов природы постепенно переросло в поклонение высшему божеству. Например, поклонение природному духу гор, различные народности Лоши национальности Наси - все имеют своих духов гор. Однако, все эти духи восходят к одному самому высшему духу горы «Цзю на ши ло шань». В системе духов также выделяются высшие духи, их изображения полностью совпадают с ламаистскими эскизами и графикой. Эти духи также сидят в созерцательной позе Будды и обладают свечением Будды.
Сейчас очень сложно точно выделить иероглифы, обозначающие духов религии Дунба, потому что существующие в данное время тексты Дунба являются лишь малой частью священных писаний. В настоящее время согласно статистике в архиве дома культуры уезда Лицзян сдержится более пяти тысяч текстов Дунба, а разного рода духов Дунба насчитывается
2218. Можно назвать ещё множество духов - их помощников4.
Как было сказано выше, религия юго-западных нацменьшинств совершает жертвоприношения огромному количеству духов. Это отражает особенности, характерные для ритуальных жертвоприношений природе и множеству духов первобытной религии, также фиксирует особенности исторического развития
3 Люй Да-цзи и др., Указ. соч., с.228-230
4 Список духов см.: Люй Да-цзи и др., Указ. соч., с.217-218
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
национальной религии юго-западных нацменьшинств; многое впитывает из ханьской и тибетской культур, заимствует местный и традиционный тибетский буддизм. Поэтому количество духов, в которых веруют юго-западных нацменьшинств, постоянно увеличивается, что также является результатом влияния даосизма, китайского и традиционного тибетского буддизма. Например, небесные воины и небесные генералы юго-западных нацменьшинств. Эта концепция, очевидно, была заимствована из даосской идеи о 360 небесных полководцах. Духи грома и гор - все появились на почве даосских господина грома и духа гор. По причине того, что народ Наси исторически были подвержены глубокому влиянию со стороны тибетского традиционного буддизма, множество духов Дунба заимствованы из ламаизма. Например, самый высший охраняющий дух Дунба является ни кем иным, как ламаистским Махакала. Более того, в текстах Дунба названия многих духов заимствованы из тибетского языка, таковыми являются охраняющие учение духи Дунба Се се кэ цзю, Да ла мин бу, Лянь цзю цзин цзю, Та ю дэн ба, Цан ми ба ло, Лянь ба то гоу и другие. Что касается некоторых изящных эскизов с изображениями охраняющих учение духами и родоначальников религии Дунба, то они полностью следуют основам создания эскизов и изображения у ламаистов. Эти духи все изображены в позе лотоса и обладают свечением Будды5.
шь, ш&тшж. кшша
штшшшвшшт-тт. s^rn^^zaim-istmgra^M
- рл^МжИ^ШЖЮЙАШЙ^ШФ -ЙТШЗД«, Шжа&
m, ш\ш%ъипЬаттш*№ат№, тт
о
Следует согласиться с тем, что тотемный культ юго-западных нацменьшинств Китая - тоже религия. Исходя из этого, они являются такой же религией, как и религия просвещенных эпох, обладают тремя основными взаимодействующими элементами. Первое: мифологическое мировоззрение, которое является основной частью религии. Второе: так называемые религиозные чувства, на практике это то, на что человеку необходимо опираться в жизни и развитии, если опираться лишь на свои силы то этого будет не достаточно, поэтому и появляется более сильная вера. Фейербах называл это зависимостью от эмоций. Он полагал, что данный вид эмоциональной зависимости и порождает базу для религии. Третье: практическая религиозная деятельность, обряды и ритуалы.
(Ш^ж ШШ2П)
Бурный двадцатый век, конечно же, изменил древний китайский культ, в значительной мере лишив его религиозных аспектов. Но прежде чем обратиться к современному состоянию китайского культа предков, вернемся к его историческим истокам.
5 Ян Фу-цюань. Указ. соч., с. 80-101
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
Новая религиозная система сохранила в своем составе многие пережитки верований предыдущих периодов, в том числе тотемистические. Божества полуантропоморфные (полуживотные, полулюди) и обожествленные животные, птицы или растения, сохраненные в пантеоне народной религии, трансформировались. Они превратились из могущественных предков-тотемов в помощников или спутников новых основных божеств пантеона (как например, быкоголовый и конеголовый помощники Владыки подземного царства). Так, спутниками божества долголетия Шоусина считаются: пятнистый олень, журавль, персик, бамбук, сосна, чудесная трава линчжи и ряд других. В легендах Инь-лун (Синий дракон) помогал предку Юю справиться с наводнением, прорывая хвостом своим русла рек; Хуан-сюн — желтый медведь, приходивший в снах У-вану, служил ему советником, и т. д. Божества грома и бурь изображались едущими на драконах, властитель ветра Фын-бо — выпускающим :ветер и бурю из мехов, сделанных из тигровой шкуры. Лэй-гун (до словно «князь — повелитель грома») изображался в народной лубочной картинке в виде полуптицы, производящей грохот ударами молота по циркульной системе барабанов.
Существовавшая в начале нашего века структура системы народных верований сложилась в основном к концу I тысячелетия до н. э. Пантеон народных верований Китая в начале нашего века включал три группы основных божеств. Первая группа — божества, связанные с народной космологией и культом природы: Юйхуан, Паньгу, Нюйгуа, Си-ван Му, .круг божеств земли и земледелия — Туди-шэнь, Тушэнь-хоу и др.; громовое воинство — Лэй-цзу (предок-громовик), Лэй-гун (громовик), Дянь- му (мать молний), Фын-бо (повелитель ветров), Юй-мин (илиЮй-ши,— ниспосылатель дождя), драконы и круг божеств водоемов и рек, местные божества леса, гор, местностей и поселений (чэнхуан), божества звезд (в том числе китайские хроносы — божества времени: часа, дня, месяца, года). Вторая группа — божества, связанные с культом предков (в прошлом он был общегосударственным), культом семейных предков, культом героев-предков, божества-покровители человеческого коллектива или личные боги (например, божества-покровители ремесел и профессий иного типа, например специализированные медицинские божества), божество богатства Цай-шэнь и его спутники, божества долголетия: Шоу-сини др.; особое место в этой группе занимает Цзао-цзюнь, играющий роль посредника между семейными божествами и Юйхуан Шапди; в эту группу со временем вошли буддийские божества (Бодисатва Гуань-инь — божество милосердия) и святые-архаты. Третья группа — божества и духи вредоносные: духи болезней, вампиры, оборотни, 5 ядоносов и др.
Около 20-30 тысяч лет тому назад там жили первобытные племена. Чтобы отличать друг от друга, некоторые племена использовали конкретных животных в качестве символа своего племени, такого животного называют тотемом. Они рисовали на своем теле орнамент тотемного животного, или надевали меховой наплечник животного, или носили украшения из кости или зубов этого животного. В общем говоря, люди из одного племени носили одинаковый символ животного.
Кроме того, в силу неверных представлений люди считали, что их предки произошли именно из тех тотемных животных, которых они почитали. Поэтому они стали особенно уважать этих животных, относиться к ним в прямом смысле, как к своим настоящим предкам. Так сформировался тотемный культ. Чтобы люди верили в это, в каждом племени появились предания, в которых рассказывалось, как тотемные животные превратились в их предков, или как эти предки были спасены тотемным животным, которое помогло их племени и дальше существовать.
тшшшшшшттш.жштшттттштш*
; рыбаШ; «^национальность лисуЙ^Ш^Шт; n. Яо
^ЙЙЩт^^леопардЩт^ПШЩт^^национальность лису ставил рыбу ипетух в тотем робожествить силы природы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_
©ЧэнХунцзе, 2016