Научная статья на тему 'Тотемизм в истории народов'

Тотемизм в истории народов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
9535
922
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТЕМИЗМ / ТОТЕМНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / КУЛЬТ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИДЕОЛОГИЯ / TOTEMS / TOTEM BELIEFS / WORSHIP / SOCIAL IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кистенева Ольга Алексеевна, Соколов Александр Романович, Кистенев Виталий Валентинович

В статье рассматриваются тотемные верования китайцев, египтян и индусов в контексте социальных и политических процессов в их истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тотемизм в истории народов»

Totemism in the history of peoples

12 3

Kisteneva O. , Sokolov A., Kistenev V. (Russian Federation) Тотемизм в истории народов Кистенева О. А. , Соколов А. Р. , Кистенев В. В. (Российская Федерация)

1 Кистенева Ольга Алексеевна / Kisteneva Olga - кандидат исторических наук, доцент, кафедра всеобщей истории и зарубежного регионоведения, историко-филологический факультет;

2Соколов Александр Романович / Sokolov Aleksandr - студент, факультет лечебного дела и педиатрии,

Медицинский институт,

Белгородский государственный национальный исследовательский университет;

3Кистенев Виталий Валентинович / Kistenev Vitalij - кандидат исторических наук, доцент, кафедра теории и истории культуры, факультет искусствоведения и межкультурной коммуникации,

Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород

Аннотация: в статье рассматриваются тотемные верования китайцев, египтян и индусов в контексте социальных и политических процессов в их истории.

Abstract: the article considers the totemic beliefs of Chinese, Egyptians and Hindus in the context ofsocial and political processes in their history.

Ключевые слова: тотемизм, тотемные верования, культ, социальная сфера, идеология. Keywords: totems, totem beliefs, worship, social ideology.

Тотемизм представляет собой одну из форм первобытных религиозных верований. Тотемизм (от алгонкинского «ототем» - его род) - некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом [8, с. 253] в 1791 году, заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по -видимому, древними) тотемами были животные. Тотемом может быть растение или животное, образ которого стал символом индивида или целого рода.

Согласно мнению известного российского ученого Л. С. Васильева, «тотемизм» возник из веры группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, скорее всего, первоначально именно от тех, что составляли основу пищи для данного коллектива. Постепенно он превратился в основную форму религиозных представлений возникающего рода. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т. е. полулюдей - полуживотых, полулюдей - полурастений, различного рода фантастических существ и монстров). Тотемная родовая группа обычно носила имя своего тотема и свято почитала его [9, с. 52].

Теорий появления тотемизма много, но ближе всех к его раскрытию подошёл английский антрополог Эдуард Бернетт Тайлор, принявший одним из его первоначальных пунктов почитание предков и убежденность в возможности переселения душ; однако его теория не имела чёткой фактической аргументации. Для более верного понимания генезиса тотемизма нужно учитывать следующее:

- Родовая организация, теротеизм, культ природы, наравне со специальным родовым культом, возникли раньше тотемизма.

74

- Вера в возникновение от какого-либо объекта или явления природы не является позднейшим абстрактным заключением от иных начальных фактов, как договор крови, пиктография и т. д., но, напротив, воспринимается первобытным человеком абсолютно реально, в физиологическом значении данного слова, и он имеет достаточное количество причин, логически вытекающих из его антимистической психологии [5, с. 142].

- Происхождение тотемизма находится не в единственной причине, а в нескольких причинах, выходящих из единого общего источника - особого взгляда на мир первобытного человека.

1. Родовой культ. Большинство первобытных племен с теоретическим культом верят в то, что все случаи неестественной и многие случаи естественной смерти - это воля божеств-животных, принимающих умерших в свой род, превращая их в себе подобных. И данные сородичи, превратившись в божества, становятся заступниками своего рода и объектом родового культа.

2. Другая коренная причина тотемизма - партеногенезис, то есть вера в возможность зачатия от любого живого и неживого существа, а также небесного тела и вообще любого объекта или природного явления - это явление довольно распространено не только у первобытных народов. Его можно объяснить антропоморфированием природы, верованием в действительность снов, к примеру, эротических, в которых действующими лицами выступают растения или животные, и, соответственно, очень туманным представлением о процессе зачатия [1].

Также тотемное мировоззрение сыграло важнейшую роль в создании родового общества: оно поспособствовало разграничению группы сородичей от остальных, появлению ясного понимания о своих, то есть принадлежавших к этому тотему, на которых очень строго накладывались сформированные веками правила и обычаи, и посторонних, не относящихся к данному тотему, а потому находившихся вне всех принятых правил и обычаев этой общественности. Эта огромная социальная роль тотемизма отразилась на характере эволюции тотемистических воззрений.

Затем, по мере возрастания и укрепления родовой структуры, главным стало представление о тотемном первопредке с его зооантропоморфным обличием, о тотеме как близком сородиче, о браке между человеком и его тотемным сородичем. В конечном итоге появилось понятие о реинкарнации, то есть о трансформации человека в его тотем и наоборот. Это привело к усилению почитания мертвых предков, веры в их неземные способности и к изменению отношения к тотему: употребление тотема в пищу стало воспрещено - появились множественные табу.

Особенно ярко черты социальной и политической направленности тотемных верований проявились в Китае. Здесь возникновение тотемизма относится к неолитическому периоду. В неолитический период в Китае «выделился набор живых существ, составивший базовый для последующей собственно религиозной традиции и духовной культуры Китая, в целом, комплекс «зооморфных образов».

В момент появления тотемизма китайцы осознали себя как представителей определенного человеческого коллектива, но они еще не дифференцировали этот коллектив от коллективов животных или растений, не позиционировали человека как высшее существо в природе. Напротив, наиболее близким к матери-природе им представлялся коллектив флоры и фауны, а, соответственно, и наиболее могущественным. В процессе этого у них появляется мысль о родственной связи животных одного или нескольких видов с определённой частью людей [9, с. 82].

Животное-родственник, исходя из древних верований, имеет возможность не просто контактировать со своими родственниками-людьми, а также перевоплощаться в них, а затем снова принимать свой исходный вид. Древние китайцы считали, что животное-тотем и человек могли создавать полноценную семью, питая друг друга своей плотью во времена голода (в определенные периоды времени причинение какого-либо вреда тотемным животным было под запретом и нарушавшие его

75

автоматически наказывались тяжелым заболеванием или смертью). Китайцы, как и все другие народы, именовали свой коллектив в честь тотемного животного, а большие коллективы назывались по общему тотемному животному.

Наименования большинства родов и племен древних китайцев произошли от названия растений. Тотемами наиболее часто являлись именно полезные растения; потому довольно часто встречаются такие фамилии: Ли (каштан съедобный), Тао (персик). Однако среди них есть и те растения, которые использовались только в хозяйстве: Сун (сосна строительная), Во (кедр). Двумя названиями растений (Чу и Цзин) именовались царства, а впоследствии области и районы Китая, но начало они берут в племенных тотемах. Тотем главного рода хранится в памяти (и литературе их потомков, обозначая эмблему власти [7, с. 28].

Мнение о родстве с тотемом, о его сильной связи с природой, соответственно, и возможности воздействовать на нее, приносить успехи в умножении числа урожая, плодовитости животных и т. п. породило мысль о тотеме-предке. Китайцы считали, что предок должен всячески помогать и заботиться о благе его потомков, умножать их число. А потомки обязаны огромное внимание уделять почитанию предка: удовлетворять его потребности, подносить к алтарю принесенных в жертву животных (собак, панд), произносить заклинания.

Предок, осознавая свое место в коллективе и роль данного коллектива в борьбе за выживание, принимает более человекообразный облик. Изначально это животное с лицом или телом человека, как некоторые духи, а затем человек с головой или телом животного (прародительница Нойва зачастую представлялась полуженщиной, полузмеей - это говорило о ее мудрости). В конечном итоге предки изображаются в виде человека. Духи и божества тоже принимают исключительно человеческую внешность. Звезда (а также божество) долголетия, к примеру, изображается добрым мудрым старцем Шоусином. Также были найдены статуэтки Ци-Линь и Пи-Сю, статуэтки которых символизировали благополучие, успех. Люди дарили их друг другу в знак признательности и уважения.

В Древнем Египте, как и в любой другой стране, люди искали объяснение катаклизмам и природным явлениям. Все происходящее представлялось им божественным, наделенным сверхъестественной силой. В связи с этим начали возникать всевозможные тотемы: очеловеченные животные и различные боги стихий природы.

Культ животного особо почитался в Древнем Египте, город именовали в честь его тотема: Леонтополис, Крокодилополь. Тотему - родственнику можно было не поклоняться, однако животное являлось богом, поэтому всегда оставалось в почете. Каждый город в Египте имел свой тотем, и этому есть объяснение. На выбор тотема могло повлиять месторасположение города, особенности природы, наличие или отсутствие торговли, а также социальная среда. В благоприятных для жизни районах тотемами чаще всего были полулюди-полуживотные, а в неблагоприятных (засушливых или переувлажненных) египтяне старались выбрать тот тотем, которому было бы возможно угодить, чтобы пошел дождь, или чтобы река не вышла из берегов [4, с. 117].

Но также существовали идолы, служившие объектом поклонения во всем Древнем Египте - под влиянием этого образовались культы животных. В период первой династии особым уважением пользовался бык Апис, египтяне считали, что Апис являлся одним из божеств Мемфиса. Доказательство этому нашёл французский египтолог Огюст Мариетт, проводивший археологические раскопки и наткнувшийся на некрополь Аписов (Серапеум), в котором были найдены захоронения 64 быков.

Из-за избытка крокодилов на заболоченных территориях возник его культ, но это служило помехой рыбной ловле, судоходству и обычной жизни людей, чьи населенные пункты располагались рядом с водой. Египтяне держали в почете приносившие пользу растения. Также в Египте поклонялись скорпионам, рыбам,

76

жабам, но черепахи стояли на одной ступени со свиньями, их считали грязными животными, противниками бога Ра, а потому они заслуживали смерти. Поклонение кошкам было наиболее распространённым культом, потому что их считали богами, так как обличие кошки служил обличием бога Ра. Если кошка умерла, то ее бальзамировали и хоронили на особенном кладбище. Ее смерть являлась трауром всего дома. Убийство кошки каралось мучительной смертью.

Несмотря на олицетворявшего зло бога пустыни, ей поклонялись, приносили подношения. В мыслях египтян она представлялась населённой мифическими животными, как, к примеру, грифон с телом льва и головой, когтями, крыльями орла. Появление новых богов происходило постепенно из-за трансформации кумиров. Так фараон стал приемником бога, он и считался им, потому полагалось, что народами управляет Бог. Со временем появились мысли о загробной жизни, это повлекло строительство гробниц и мумификацию. Началось массовое развитие храмов, в которых посвященные становились жрецами. Захоронения проводили в шкурах, саркофагах и горшках. Гробницы с пирамидами оснащались необходимыми для жизни вещами, но такое почтение оказывалось лишь главам государства, ученым и богатым сановникам; простых же людей хоронили по-старому, потому что об их жизни после смерти и речи не велось. Есть неоднократное упоминание об охране, слугах и обслуживающем персонале, который оставляли в гробницах живыми или убивали, чтобы у усопших был комфорт в потустороннем мире [6, с. 61].

Тотемизм Древнего Египта оказал большое влияние на мировоззрение египтян, засел глубоко в головы, настолько глубоко, что сохранился в Римской империи. Новые фараоны или отказывались ото всех вер и тотемов, вручая народу обновленную веру, которую исправили собственноручно, или винили прежних правителей в неудачах и упадке страны, аргументируя обвинение неуважением к богам и пытались возобновить веру. Только появление христианства изменило ситуацию, однако тотемизм не исчез бесследно, т. к. он оказал влияние на его формирование [2].

Тотемизм в Индии вырос до культов священных животных, которыми стали коровы, обезьяны, крокодилы. Таким образом, тотемы стали официальной частью в индуизме. Вокруг главенствующих богов, возглавляющих пантеон, находятся священные животные. Шиву сопровождает бык, Ганеши, который может превратиться в слона - крыса, рядом с Вишну - птица. Не иначе как в свое время эти животные были тотемами определенных групп племен. Из особенностей религиозных традиций племен охотников и собирателей Индии следует выделить, что среди членов племени принято считать себя похожими на своих тотемов. Запреты и табу в этих образованиях предельно строгие. Нарушившему правила, установленные многими десятилетиями, грозит неминуемая смерть. Клановые тотемы этих племен приравниваются к живым людям.

В знак уважения и поклонения вожди племен ежегодно предпринимают восхождение на гору предков к ее верховному духу, где совершаются жертвоприношения. По традициям индийских племен причиненный клановому тотему вред неизбежно отразится на судьбе всего рода. Таким образом, ежегодные обряды жертвоприношения позволяют умилостивить родовых и клановых тотемов. Без присутствия вождей гора предков считается неприступной. Под страхом смерти там запрещено появляться всем членам родов.

В Индии корова - священное животное, олицетворяющее плодовитость, изобилие, землю, персонификация как неба, так и земли. В древней традиции Индии это спокойный и уравновешенный характер коровы, возможно, настолько полно совпадал с представлениями о благочестивой жизни, что она стала наиболее почитаемым и священным животным. «Священная корова» Индии - кормилица, которая дает плодородие и изобилие (Притхиви, Адити). Молоко Притхиви проливается в виде плодоносного дождя.

77

Корова Вач (от др. - инд. «речь», «слово»), женский аспект Брахмы - создателя космоса, в индуизме известна как «поющая Корова». Определение - поющая - берет свое начало от идеи сотворения звука в мире. В эпический период Вач становится богиней мудрости и красноречия. Прекрасная страна Г олока (коровий мир, ферма) -это рай Кришны, вскормленного на коровьем молоке, расположенный на южных склонах горы Меру. В этот коровий рай переносятся почитатели Кришны в виде коров, животных и птиц, а самые преданные - в виде пастухов и пастушек коров, которые присоединяются к небесному танцу Кришны и существуют, свободные от забот, в постоянном счастье.

Сурабхи (от др. инд. «сладко пахнущая» парным молоком) или Камадхену («корова желаний») - это божественная корова, пришедшая из океана при его отливе, она постоянно живет в раю Индры [3].

Таким образом, следует отметить, что тотемизм воздействовал и воздействует на большое количество социальных общин, народностей и племен. Его влияние на психологию, культурные традиции этнических групп и поведение оставило значительный след в мировой культуре. Я считаю, что в любой период развития человечества его будет сопровождать какой-либо тотем.

Литература

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ы1р://2шога.ш/2^ога2/Тотемизм.

2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pagandom.ru/drevnii-mir/mify-

egipta/drevnii-eg.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://religmir.narod.ru/tot.htm.

4. Викторова В. Д. Образы предков в представлении древних людей. [Электронный

ресурс]: Вестник уральского отделения Российской Академии Наук. НАУКА. ОБЩЕСТВО. ЧЕЛОВЕК. 2011. № 4. Режим доступа:

http://elibrary.ru/item.asp?id=21411524 (дата обращения: 04.12.2015).

5. Зигмунд Фрейд. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии / перевод Вульф Моисей. 1913.

6. Кистенева О. А., Кистенев В В., Фетисова В. И. Сифилис в трудах авторов

Древнего Востока. [Электронный ресурс] INTERNATIONAL SCIENTIFIC REVIEW. 2015. № 8 (9). Режим доступа: http ://scientific -

conference.com/images/PDF/2015/International-scientific-review-8-9.pdf (дата

обращения: 04.01.2016).

7. Певзнер А. Ф. Древние легенды, мифы и история нашей цивилизации с точки

зрения XXI века н. э. [Электронный ресурс]: ВЕСТНИК НАУКИ И

ОБРАЗОВАНИЯ. 2015. № 4 (6). Режим доступа:

http://elibrary.ru/download/67995126.pdf (дата обращения: 13.12.2015).

8. Тотемизм // Философский словарь. / Под. ред. Э. Л. Радлова. СПб., 1911.

9. Хао Цзюй. Социальные и политические аспекты тотемных верований древних

китайцев. [Электронный ресурс]: ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. 2012. № 14. Режим доступа:

http://elibrary.ru/download/57124154.pdf (дата обращения: 04.12.2015).

78

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.