Научная статья на тему 'Социальные и политические аспекты тотемных верований древних китайцев'

Социальные и политические аспекты тотемных верований древних китайцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
840
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТЕМИЗМ / ТОТЕМНЫЕ ВЕРОВАНИЯ / КУЛЬТ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ИДЕОЛОГИЯ / TOTEMISM / TOTEMIC BELIEFS / WORSHIP / SOCIAL / IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хао Цзюй

В статье рассматриваются тотемные верования китайцев в контексте социальных и политических процессов в их древней истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The social and political aspects of totemic beliefs of the ancient Chinese

The totemic beliefs of the Chinese in the context of social and political processes in their ancient history have been analyzed in this article.

Текст научной работы на тему «Социальные и политические аспекты тотемных верований древних китайцев»

14/2012

УДК 294 (510) © Хао Цзюй

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОТЕМНЫХ ВЕРОВАНИЙ

ДРЕВНИХ КИТАЙЦЕВ

В статье рассматриваются тотемные верования китайцев в контексте социальных и политических процессов в их древней истории.

Ключевые слова: тотемизм, тотемные верования, культ, социальная сфера, идеология.

Hao Tszyuy

THE SOCIAL AND POLITICAL ASPECTS OF TOTEMIC BELIEFS OF THE ANCIENT CHINESE

The totemic beliefs of the Chinese in the context of social and political processes in their ancient history have been analyzed in this article.

Key words: totemism, totemic beliefs, worship, social, ideology.

Тотемизм представляет собой одну из форм первобытных религиозных верований. В Китае это верование имело огромное значение, играло важнейшую роль в социальном и политическом развитии его древнего общества. Согласно мнению известного российского ученого Л.С. Васильева, «тотемизм возник из веры группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, скорее всего, первоначально именно от тех, что составляли основу пищи для данного коллектива. Постепенно он превратился в основную форму религиозных представлений возникающего рода. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т.е. полулюдей - по-луживотых, полулюдей - полурастений, различного рода фантастических существ и монстров). Тотемная родовая группа обычно носила имя своего тотема и свято почитала его» [1].

Тотемизм представляет собой одну из самых ранних форм религиозных верований, которая возникла в период, когда основным промыслом была охота и собирательство. Тотем - это группа или класс объектов, которым поклонялся первобытный человек. Главным образом это были животные, реже - растения. И, наконец, тотемизм подразумевает осознание родственных связей между тотемом как объектом поклонения и теми, кто поклоняется ему. Осознание родственной связи выражалось в признании тотема как своего первопредка. Этот момент, как нам представляется, был самым важным в формировании тотемного верования. Осознание своей родственной связи с тотемом и признание его как единого предка было связано с осознанием первобытным человеком родовой общности и идентификацией себя со своим родом. Поэтому тотемные верования приобретают большое зна-

чение в период дальнейшего развития социальной структуры рода, постепенно приобретают характер социальной регуляции. Одним из характерных проявлений социальной регуляции в первобытном обществе становится табуация, объявившая запрет (табу) на употребление мяса тотемного животного в пищу.

Табуация, как одна из ранних форм социальной регуляции между членами рода, возникла в условиях формирования и дальнейшего развития тотемных верований. Начав с запрета употреблять в пищу мясо тотемного животного, та-буация постепенно распространилась и на остальные сферы социальных отношений между членами общества.

Возникнув на ранней стадии первобытного общества, тотемизм все более наделялся социальной окраской. Дальнейшее развитие первобытного общества и последующее за ним разложение родоплеменных отношений привели к социальной дифференциации внутри рада и племени. Постепенно в руках вождя племени и родоплеменной верхушки, приближенной к вождю, начинают сосредотачиваться материальные богатства. Вождь концентрирует в своих руках власть, дающую ему единоличное право распределения материальными благами. В этих условиях тотемные верования начинают приобретать идеологическую окраску. Ведь процесс разложения родоплеменных отношений, углубление классового расслоения общества требовал закрепления в обществе определенных интересов образующихся социальных групп, их места и роли в общественной организации. «Гарантом устойчивости «закрепляющихся» интересов социальных групп, их места и роли в общественной организации выступала наследственная власть» [2], которая, в свою очередь, нуждалась в идеологической поддержке. Эту поддержку

она могла искать лишь у своих тотемных предков. Тотемные верования начинают использоваться как средство обоснования права вождя на власть через утверждение прямого его родства с тотемным предком.

Особенно ярко черты социальной и политической направленности тотемных верований проявились в Китае. Здесь возникновение тотемизма относится к неолитическому периоду. В неолитический период в Китае «выделился набор живых существ, составивший базовый для последующей собственно религиозной традиции и духовной культуры Китая, в целом, комплекс зооморфных образов» [3]. Зооморфные образы были изображены на сосудах или в виде скульптурных фигурок.

Кроме рисунков и скульптурных изображений, свидетельствующих о тотемных верованиях, существуют и письменные источники. В неолитическом Китае в качестве тотемов выступали не только животные, но и растения, горы, камни. Так, в древнекитайском письменном источнике «Шань хай цзин» («Канон гор и морей») обнаруживаются следующие свидетельства о горе как о тотеме: «Горе Хлебного колоса, как Предку приносят жертвы, употребляя сосуды и яства, которые полагаются при ритуалах Великого Заклания. Закапывают жертвенное животное вместе с нефритовым диском (би) (в особых случаях быка)» [4].

О растениях-тотемах свидетельствуют исследования российского ученого Г.Г. Стратановича: «Именно под сенью предка-дерева проводились «весенние игрища» у древних народов Китая. Память об этих игрищах сохранилась не только в «Своде песен» («Шицзин»), но и в мифе о бессмертной богине Чан Э, совершившей «побег на луну», где «она пляшет с десятью наперсницами под большим коричневым деревом» [5].

Ранние тотемные верования китайцев имели, в первую очередь, идентификационную направленность, а именно - на осознание своей родственной связи с тотемом и признание его как единого предка, что было связано с осознанием древним человеком родовой общности и идентификацией себя со своим родом.

Углубляющийся процесс разложения родоплеменных отношений обусловил формирование на территории Китая в XVI веке до нашей эры протогосударства Шан-Инь. Формирование протогосударства, несущего черты будущего государства, обусловливало необходимость появления нормативных институтов. Формирование этих институтов предполагало, во-первых, процесс трибализации, т.е. процесс формирования

структурированной этнической общности, группы, имеющей вождя, во-вторых, появление частной собственности [6].

По мере дальнейшего развития процесса формирования структурированной этнической общности во главе с правителем-вождем, возникала необходимость укрепления власти прави-теля-вождя, поскольку его функции управления и регуляции все более расширяются. Появление частной собственности обусловливает дальнейшую социальную дифференциацию общества, разделение его на классы, что также вызывало необходимость укрепления власти, поскольку «с момента появления частной собственности возникает необходимость в охране этой собственности, в удержании в повиновении неимущих классов, использовании их в интересах экономически господствующего класса» [6].

Укрепление власти правителя-вождя означало не только её внешнюю защиту - вооруженную охрану от недовольства большей части общества, оставшейся за чертой раздела собственности. Это, прежде всего, обоснование и утверждение собственного права на власть, что достигается за счет идеологического укрепления авторитета власти.

Одним из самых мощных средств идеологического укрепления власти стала её сакрализация, которая осуществлялась посредством тотемного верования. Было важно доказать свое ближайшее родство с божественным предком, дающее право властвовать от имени и по воле этого божества.

Как справедливо отмечает Л.С. Васильев, «в эпоху становления государств и появления сильной центральной власти обычно возникали могущественные боги. Эта монотеистическая по своему характеру тенденция в тех условиях являлась вполне закономерным отражением важных событий в «мире богов», которые совершались в мире людей. По словам Ф.Энгельса, «единый бог никогда не мог бы появиться без единого царя». При этом, как правило, земной повелитель объявлял себя «божественным» и нередко связывал свое происхождение непосредственно с богом» [7].

Таким божеством в Шан-Иньском государственном образовании стал Шан-ди. Правители Шан-Инь, которых именовали ванами, были объявлены его прямыми потомками. Шан-ди -это тотемный предок шан-иньцев, считавшийся их прародителем и покровителем.

Верховное божество Шан-ди изображалось иероглифами шан (^) и ди( ® . Смысловые значения иероглифа шан (^) - «верх», «преды-

14/2012

дущий», «высший», превосходный», а смысловое значение иероглифа ди (^> «император», «монарх». По словам М.Е. Кравцовой: «Иероглиф ди (^) в историческом контексте следует понимать в его абстрактном значении - «связывать нечто или кого то друг с другом», а образ Шан-ди есть олицетворение группы божеств, обеспечивавших единство этнокультурных групп и объединений, вошедших в состав Шан-Инь» [8]. Относительно иероглифа шан (І) она пишет: «Шан (І) может означать как «высший» в смысле «самый главный», так и «находящийся на самом верху» [9], что указывало на то, что Шан-ди считался высшим божеством, стоящим над всеми другими божествами. В условиях формирующегося государства это божество все более наделялось социальными функциями, главной из которых была тотемная, подчеркивающая, что Шан-ди - прежде всего прямой предок шан-иньских правителей, над которыми он осуществляет свое покровительство, оберегает и защищает их право на власть и на привилегированное положение в социальной иерархии общества. В этой связи в отношении к верховному божеству, да и не только к верховному, но и другим божествам, преобладали практические интересы, окрашенные рационализированными ритуалами, обусловившими характер взаимоотношения с божествами: «мы - вам (уважение), вы - нам (заботу и поддержку)» [10].

Логическим следствием культа Шан-ди как культа первопредка шан-иньского рода стало усиление культа предков. Усилению культа предков способствовало представление шан-иньцев о том, что правители Шан-Инь после своей смерти в загробном мире служили Шанди, помогая ему во всех его делах [1]. Будучи помощниками Шан-ди, бывшие правители приобретали божественное могущество и совместно с Верховным божеством, согласно воззрениям древних китайцев, вершили земными делами, влияли на судьбы людей. Такое отношение древних китайцев к тотемному божеству Шан-

ди и к своим умершим правителям обусловило тот факт, что культы сил природы были оттеснены на задний план. Поэтому в древнем Китае не возникли характерные другим народам древнего мира культы великих богов природной сферы. Их заменили культы социальной и политической сферы, а именно обожествленные предки во главе с верховным тотемным божеством Шан-ди.

Культ тотемного божества Шан-ди как гаранта власти шан-иньских правителей сохранялся вплоть до завоевания протогосударства Шан-Инь чжоускими племенами в 1027 году до н.э. Новые чжоуские правители не могли управлять завоеванным ими народом от имени их тотемного предка, поэтому культ божества Шан-ди был заменен более универсальным культом - культом Неба.

Литература

1. Васильев Л.С. История религии Востока. - М.,1983.

2. Янгутов Л.Е. О социальной и политической востребованности буддизма в период его распространения в Монголии и Бурятии // Вестник БГУ. Сер. Философия, социология и культурология. - 2009. - Вып.14. - С.7.

3. Кравцова М.Е. Верования и культы эпохи неолита // Духовная культура Китая. - М., 2007. - Т.2.

4. Шань хай цзин. - М., 197.

5. Стратанович Г.Г. Народные верования населения Индокитая. - М., 1978.

6. История Китая. - М., 2004.

7. Осинский И.И., Добрынина М.И. Политология. -М., 2011.

8. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. -М., 2001.

9. Кравцова М.Е. Шан-ди // Духовная культура Китая. - М., 2007. - Т.2.

10. Чжунго тунши (Всеобщая история Китая). - Пекин, 2003.

11. Кравцова М.Е. Верования и культы эпохи неолита // Духовная культура Китая. - М., 2007. - Т.2. - С. 88.

Хао Цзюй, директор Института международной коммерции, КНР, г. Чанчунь.

Hao Tszyuy, the head of Institute of International Commerce, China, Changchun.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.