18.Народное образование в Нижегородской губернии в 1899 г. в связи с платежной способностью населения. - Н. Новгород, б/г. - 24 с.
19.Николаев, Д.А. Либеральные проекты нижегородской земской интеллигенции по реформированию системы народного образования в конце XIX -начале XX века / Д.А. Николаев // Интеллигенция России на пороге XXI в. - Н. Новгород: изд-во ННГУ, 1999. - С. 24-27.
20.Никулин, В.И. Культурно-просветительская деятельность Пензенского земства: автореф. дис...канд. ист. наук: 07.00.02 / Никулин Валентин Иванович. - Саранск, 1997. - 24 с.
21.Побережская, Л.М. Эволюция политических настроений нижегородского земства с 1865 по 1890 г. / Л.М. Побережская // Ученые зап. / ГГУ. - 1965. - Вып. 78. - С. 181-191.
22.Рашин, А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX - начале XX вв. / А.Г. Рашин // Исторические записки АН СССР / Отв. ред. Б.Д. Греков. - М.: изд-во АН СССР , 1951 . - №37. - С. 28-80.
23. Отчеты о состоянии приходских, уездных училищ и частных школ по городам и уездам Нижегородской губернии за 1864-1865 гг. - б/м, б/г. - 42 с.
24.Сборник постановлений Нижегородского губернского земского собрания за 1865-1886 гг. Т.1. - Н. Новгород, 1888. - 1302 с.
25.Сборник постановлений Нижегородского губернского земского собрания за 1887-1893 гг. Т.2. - Н. Новгород, 1895. - 592 с.
26.Сборник постановлений Нижегородского губернского земского собрания за 1894-1900 гг. Т.3. - Н. Новгород, б/г. - 338 с.
27.Чешихин, В.Е. Пятьдесят лет жизни нижегородских земств / В.Е. Чешихин. - Н. Новгород: тип. «Ниж. печат. дело», 1914. - 228 с.
© И.А. Хвостова, 2015
УДК 9
Чен Хунцзе,
младший научный сотрудник Институт России Хэйлунцзянской Академии общественных наук, Китай.
Email: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО СЛОЖЕНИЯ РЕЛИГИЙ ХАНЬ И ДРУГИХ
НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ КИТАЯ
Аннотация
Статья посвящена изучению различий между религиями национальных меньшинств и религией Хань, в том числе и рассмотрению условий развития исследуемых народов. Акцентируется внимание на особенностях национальных религии и религии Хань. Автор считает, что аналитическое исследование китайских национальных верований, непременно будет способствовать более полному знакомству с культурой Китая.
Ключевые слова
Религия; Китай; Хань (нород); национальное меньшинство.
Любая религиозная концепция и религиозная деятельность рождается и развивается в тех или иных исторических и общественных условиях, вместе с тем, она наоборот имеет влияние на жизнь национальности и общества в той или иной исторический период, на аспекты культуры, этические нормы и т.д. Поэтому религия - это непосредственная вера, общественная сила, а также культура.
С точки зрения некоторых идей, до сих пор культуру можно разделить на две большие части -религиозную и светскую, часто культура светская лишь форма, образованная культурой религиозной. Что касается непосредственно Китая, то в периоды династий Хань [8], Вэй, Восточной и Западной Цзинь (2 в. до.н.э—4в. н.э.), в период Северных и Южных династий (5-6 вв.), конфуцианцы, даосы, буддисты, сочетали идеологию и культуру трех учений (буддизм, даосизм, конфуцианство), которые постепенно оформили как традиционную китайскую культуру, так и основную структуру китайской религии.
Китай страна многих национальностей и религий. Начиная от трех мировых религий и до первобытного шаманизма, все они могут найти здесь своих последователей. В истории Китая нет периода, когда религия, как это было с западными религиями, была бы государственной, в течение ряда поколений господствующий класс избирал ту или иную религию, которую оберегал, это происходило потому что основные религии в Китае развивались в рамках традиционной культуры Хань, в чьих воззрениях присутствовал плюрализм. Помимо первобытных верований другие религиозные верования так же имеют длительную историю. Ислам, буддизм Малой колесницы пришли в Китай в 7 в. н.э., Тибетский буддизм пришел в Китай в 10 в., однако до этого у тибетцев была своя традиционная религия - религия Бон. Корни ее уходят в далекое прошлое, эти религии имели большое влияние на экономическое устройство общества и формирование представлений у малых народов Китая. Поэтому каждая имеет свои исторические особенности [6].
Подавляющее большинство в Китае составляет Хань, основу национальной религии составляет почитание «Небесного мандата» («гармония неба и человека») и культ предков. Идеи «Неба», «Небесного мандата», «Гармонии неба и человека» долгое время господствовали в развитии религии Хань, поэтому Буддизм и Даосизм никогда не занимали господствующего положения. Экономика и власть при династиях Ся, Шан, Чжоу (21-2 вв. до н.э.) развивались сообразно положению дел в сельском хозяйстве, поэтому основным положением в религиозных представлениях Китая были взаимосвязь благоприятных условий для посева и сбора урожая [4]. Поэтому позиция конфуцианцев была проста: с помощью добродетели управлять Поднебесной, почитать Небо и не исчерпать веру в него. «Почитай злые силы и держись от них подальше» (Луньюй) - данная идея стала ортодоксией. В Китае император получал право властвовать от Неба. Хотя религиозная доктрина и определяла положение Сына Неба, быть выше - над всеми, но не являлась государственной идеологией, это было характерно для Буддизма и Даосизма в эпоху Тан. Правители отбирались согласно природным данным, соответствующим стандарту. Поэтому в Китае императоры использовал выгоды предоставляемые религией, и в тоже время держали ее на расстоянии. Они ограничивали любую религию, использовали ее, подчиняя своей власти. Какой-либо религии было очень тяжело найти подходящий момент, чтобы повлиять на авторитарную власть императора [3].
Почитание «Небесного мандата», развитие сельского хозяйства и ирригации, способствовало установлению кровнородственных связей, в эпоху Тан кровнородственные связи стали основой патриархального уклада общества, а почтительность - базой этических норм. Патриархальный строй воплотился в культе предков, который за несколько тысячелетий проник в каждую Ханьскую семью, стад основой национальных обычаев. После династии Тан (7-10 вв.), конфуцианцы задавались вопросом о том, как моральные принципы влияют на взаимоотношения между людьми, на данном этапе, особенности практического применения для Хань, поэтому под непосредственное влияние попали многие религиозные верования: иногда верили, иногда - нет; есть потребность - верят, нет потребности - нет. Для получения защиты Неба, вне зависимости было ли это конфуцианство, буддизм, даосизм, вера в злых духов или бодхисатв, Богоматерь - все верования были хороши. Однако между системой патриархального уклада
общества, конфуцианских этическо-моральных норм и веры в сверх способности человека постоянно присутствовал антагонизм, поэтому ортодоксальное конфуцианство имело подавляющее действие на общественную пользу религии. Эта историческая особенность сохранилась вплоть до наших дней. Став особенностью верований подавляющей массы Хань [2].
Рассматривая историю Китая, на протяжении нескольких тысячелетий, следует отметить, что на территории Китая помимо ханьцев, проживает более 50-ти национальных меньшинств, каждое из которых в определенном порядке вбирало и поддерживало различные культурные и религиозные идеалы, обретая, таким образом, сложно организованные религиозные структуры. Среди религий национальных меньшинств Китая следует отметить занимающий третье место в мире Буддизм и Ислам, а также исконно китайский Даосизм, который имеет большое влияние среди национальных меньшинств. На данном этапе религиозные верования распространены следующим образом: в Синьцзяне, у хуй, уйгуров, казахов, киргизов, дунсян, саларов и еще у 10 малых народов доминирует Ислам. Тибетцы, монголы, ту, юйгу и др. исповедуют тибетский буддизм, дай и часть булан, дэан, эчан, цзинпо, лаху и некоторые другие - приверженцы буддизма школы Малой колесницы. Часть корейцев, тянь, и, мяо, яо а так же иные малые народы, живущие на северо западе, исповедуют Протестантизм и Католицизм, эвенки, русские исповедуют православие, часть чжуан, яо, и, цзин, мулао и др. исповедуют даосизм. Кроме того, есть еще 23 национальных меньшинства, которые полностью или отчасти исповедуют различные первобытные верования. Среди них даворы, орочоны, хэчжэ и др. а так же часть мань и эвенки приверженцы шаманизма. Среди юньнаньских Наси распространена религия Дунба и т.д.
Особо следует отметить, что сейчас на данной территории проживает порядка 34 национальностей. Эти национальности обладают богатой религиозной культурой, самая интересная из них - религия Дунба народности Наси. Ханьгуй является национальной религией для пули. Ханьгуй - это анимистические верования, почитающие солнце, луну и звезды, ветер и дождь, гром и молнию, горы, реки, растительный мир и др. - деизм; широко распространена в местах расселения народности пули. В ходе истории Ханьгуй имела огромное влияние на жизнь и общественное устройство пули, Ханьгуй перемешалась со многими традиционными представлениями, долгое время контролировала духовный мир представителей пули, вплоть до сегодняшнего дня она в определенной степени контролирует их мышление. Следует согласиться с тем, что первобытные верования - тоже религия. Исходя из этого, они являются такой же религией, как и религия просвещенных эпох, обладают тремя основными взаимодействующими элементами. Первое: мифологическое мировоззрение, которое является основной частью религии. Второе: так называемые религиозные чувства, на практике это то, на что человеку необходимо опираться в жизни и развитии, если опираться лишь на свои силы то этого будет не достаточно, поэтому и появляется более сильная вера. Фейербах называл это зависимостью от эмоций. Он полагал, что данный вид эмоциональной зависимости и порождает базу для религии. Третье: практическая религиозная деятельность, обряды и ритуалы. В последнее время этому региону стало уделяться много внимания.
Все эти религии различаются не только источниками и ритуальной практикой, но и по степени развития, однако все они долго контролировали общественную жизнь. Указанные религии не только распространялись в Китае, но и имели отдельное значение и влияние на жизнь общества каждого из национальных меньшинств. Религия сделала религиозные верования часть культуры народности. Постепенно религия становилось средоточием общественной жизни. Ценность человека, идеи морали, различные праздники и табу, человеческие взаимоотношения, свадьбы и похороны, вплоть до посевных и уборочных работ, все находилось под сильным религиозным влиянием. Данное влияние переносилось на все без исключения сферы общественной жизни, постепенно накапливая и укрепляя культурный базис, сохраняясь в культуре нации в различные времена и при различных условиях, каждая из форм показывала свое значение, соответствовала представлениям о ценностях и общественной пользе. Поэтому, необходимо познакомиться с привычными вещами и образом жизни народных низов, необходимо изучить религию
национальных меньшинств, для этого надо провести научное исследование религии одной национальности. В тоже время, с точки зрения науки об историческом и культурном наследии, религия - крайне важная сфера
[5].
Различия верований малых народов Китая и Хань имеют очевидные различия:
Первое: массовость верований, когда верующие составляют большую часть народности, постепенно вся народность принимает данную религию. Например: уйгуры, казаки, хэркуцзы, дунсяне, салары и еще порядка 10ти народностей исповедуют Ислам. Тибетцы, монголы, ту, юйгу и др. исповедуют Тибетский буддизм, дай и часть булан, дэан, эчан, цзинпо, лаху и др. народностей исповедуют Буддизм малой колесницы. Большая часть остальных малых народов имеет исконно свои первобытные верования. Если говорить о числе верующих Хань, то оно сравнительно невелико, к тому же Ханьцы исповедуют различные религии.
Второе: искренность веры. На северо-западе доминирует Ислам, практически в каждой деревне есть мечеть, верующие согласно догматам должны принимать участие в религиозной деятельности. Догматы Ислама таковы, что каждый мусульманин, если позволяет материальное и физическое состояние, должен хотя бы раз в жизни посетить святую землю мусульман - Саудовскую Аравию. В последние несколько лет экономическое положение людей улучшилось, а, следовательно, появилось все больше паломников.
Что касается Тибета, то там буддийские храмы построены с особым роскошеством, некоторые имеют огромные масштабы, мальчики уходят из семей, чтобы стать монахами, очень многие веруют действительно искренне.
Третье среди малых народов, религия всегда имела влияние на традиционную культуру. Во многих областях дети начинают свое образование именно благодаря знакомству с канонической литературой. Религиозные догматы и нормы оберегали морально-этические нормы общественной жизни. Все эти религии имели огромное влияние на общественно-экономический и духовный уклад малых народов Китая. К тому же значение и влияние на религии общество Ханьцев, при поверхностном рассмотрении куда менее, чем у малых народов [7].
Четвертое: тесная взаимосвязь народных культур. Смешение религиозных верований, национальных традиций, нравов и обычаев, стало неотъемлемой частью каждого из народов. В процессе истории некоторые малые народы прошли через период феодализма. Несмотря ни на что, традиционная религии Хань, тоже является частью культуры, но связь между культурой и мышлением не была столь же тесной, как у малых народов.
Кроме того, у малых народов западной части Китая еще сохранились первобытные верования. Модель общественного развития, как и образ жизни в целом данных народов является различным. Так как в первобытных верованиях так же присутствуют серьезные различия, некоторые воплощаются в вере в духов, другие в поклонение природе, например в вере в духов солнца, луны, созвездий, грома, гор и т.д. Некоторые поклоняются предкам, духам охранителям семейного очага, есть верования в духов покровителей деревень, или в злых духов, призраков. Среди первобытных верований по-прежнему сохранились тотемные представления, например: у монголов тотемами являются белый олень, синий (зеленый) волк, сокол. Тотем орочонов - медведь, тибетцев - як, баран, дракон, для и - это тигр, медведь, корова, баран; у Наси - это тигр, корова, лягушка и т.д. В итоге, отчетливо видны различия между религиями малых народов Китая и религией Хань, историческим развитием и степенью взаимодействия между народностями [1].
Список использованной литературы:
1. Дань Ди-сун, Китайский тотемизм. Пекин, 1997г, с. 18-25
2. К. Ю. Солонин. Реальность и вера в Китае. //Вестник СПбГУ., сер. 6, 2001г, вып. 2 (№14)
3. Об императорской идеологии в Китае см.: Ли Чжао-энь. Обозрение императорской идеологии в Китае. Шанхай, 1998г.
4. О взаимосвязи китайской религии и сельскохозяйственного цикла см.: В. М. Крюков. Указ соч., с. 25-26.
5. О подобной методологии см.: Фан Чжун-ху. О новом подходе к изучению народной религии // Мировые религии). №3, 1999 г.
6. Солонин К. Ю. Оправдание бытия. Заметки о структуре китайской религиозности. // Кунсткамера. Этнографические тетради. Вып. 12, СПб. 1997г.
7. Фань Чжун-ху. Указ, соч., с. 55-59
8. Хань-этническая группа сино-тибетской языковой семьи, является крупнейшей народностью в Китае. Исторически в русском языке Хань могут именоваться как китайцы (также под китайцами могут подразумевать все народы Китая).
© Чен Хунцзе, 2015