Научная статья на тему 'ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ БАМБУКОВАЯ ФЛЕЙТА: ИСТОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА'

ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ БАМБУКОВАЯ ФЛЕЙТА: ИСТОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
466
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ ИСКУССТВО / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА / БАМБУКОВАЯ ФЛЕЙТА / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА / ТЕХНИКА ИГРЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цзи Яньи

Для современного академического музыкального искусства Китая бамбуковая флейта имеет важное значение и занимает особое место в сфере инструментального исполнительства этой страны. Данный музыкальный инструмент, чья история уходит корнями в далекое прошлое, и в настоящее время вызывает к себе интерес как ведущих музыкантов-исполнителей Китая, китайских композиторов, так и исполнителей, и исследователей флейтового искусства всего мира. Повышенное внимание к бамбуковой флейте связано с рядом факторов, среди которых значительная роль отводится широкому спектру исполнительских возможностей. Несмотря на богатую историю развития профессионального исполнительства на бамбуковой флейте, исследование традиций игры, техник исполнения, методики преподавания, а также различных нововведений и усовершенствований в сложившуюся конструкцию музыкального инструмента и по сей день представляется актуальной задачей как для музыковедов, так и для преподавателей игры на этом инструменте. Цель данного исследования заключается в определении функционального значения бамбуковой флейты в музыкальной исполнительской практике Китая и шире - ее места в системе современного китайского инструментального искусства. Методология данного исследования базируется на взаимодействии структурно-функционального и типологического подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CHINESE BAMBOO FLUTE: GENESIS, EVOLUTION AND MODERN PERFORMING PRACTICE

For modern academic music of China, the bamboo flute is important and it takes a special place in the field of instrumental performance of this country. The flute has come a long way of adaptation in the system of academic instrumental performance in China. This was not due to the remoteness of China from Europe; rather, the long-term adaptation took place due to the ideological attitudes and conservatism of the Chinese society. Therefore, China’s response to the innovations of the European musical tradition was rather slow. This musical instrument, which history goes back to the distant past, is currently attracting the interest of leading Chinese performing musicians, Chinese composers, performers and researchers of flute art around the world. Increased attention to the bamboo flute is associated with a number of factors, among which a significant role is given to a wide range of fulfilling capabilities. Despite the rich history of professional performance on the bamboo flute, the study of the tradition of playing, performance technique, teaching methods, as well as various innovations and improvements in the current design of the musical instrument and to this day is an immediate task both for music scholars and teachers of this instrument. The purpose of this study is to determine the functional value of the bamboo flute in musical performance of China and, wider, its place in the system of modern Chinese instrumental art. The methodology of this study is based on the interaction of structural, functional and typological approaches.

Текст научной работы на тему «ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ БАМБУКОВАЯ ФЛЕЙТА: ИСТОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА»

Пример 7 (тт. 90-93)

(V 7 ; ^ ¡1 ! (

УДК 780.6

Doi: 10.31773/2078-1768-2022-59-133-138

ТРАДИЦИОННАЯ КИТАЙСКАЯ БАМБУКОВАЯ ФЛЕЙТА: ИСТОРИЯ, ЭВОЛЮЦИЯ И СОВРЕМЕННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА

Цзи Яньи, аспирант кафедры музыкального образования и воспитания, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). Е-таП: 332911934 @qq.com

Для современного академического музыкального искусства Китая бамбуковая флейта имеет важное значение и занимает особое место в сфере инструментального исполнительства этой страны. Данный музыкальный инструмент, чья история уходит корнями в далекое прошлое, и в настоящее время вызывает к себе интерес как ведущих музыкантов-исполнителей Китая, китайских композиторов, так и исполнителей, и исследователей флейтового искусства всего мира. Повышенное внимание к бамбуковой флейте связано с рядом факторов, среди которых значительная роль отводится широкому спектру исполнительских возможностей.

Несмотря на богатую историю развития профессионального исполнительства на бамбуковой флейте, исследование традиций игры, техник исполнения, методики преподавания, а также различных нововведений и усовершенствований в сложившуюся конструкцию музыкального инструмента и по сей день представляется актуальной задачей как для музыковедов, так и для преподавателей игры на этом инструменте.

Цель данного исследования заключается в определении функционального значения бамбуковой флейты в музыкальной исполнительской практике Китая и шире - ее места в системе современного китайского инструментального искусства. Методология данного исследования базируется на взаимодействии структурно-функционального и типологического подходов.

Ключевые слова: традиционное искусство, музыкальный инструмент, китайская музыка, бамбуковая флейта, исполнительская практика, техника игры.

TRADITIONAL CHINESE BAMBOO FLUTE: GENESIS, EVOLUTION AND MODERN PERFORMING PRACTICE

Ji Yanyi, Postgraduate of Department of Musical Upbringing and Education, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: 332911934@qq.com

For modern academic music of China, the bamboo flute is important and it takes a special place in the field of instrumental performance of this country. The flute has come a long way of adaptation in the system of academic instrumental performance in China. This was not due to the remoteness of China from Europe; rather, the long-term adaptation took place due to the ideological attitudes and conservatism of the Chinese society. Therefore, China's response to the innovations of the European musical tradition was rather slow.

This musical instrument, which history goes back to the distant past, is currently attracting the interest of leading Chinese performing musicians, Chinese composers, performers and researchers of flute art around the world. Increased attention to the bamboo flute is associated with a number of factors, among which a significant role is given to a wide range of fulfilling capabilities. Despite the rich history of professional performance on the bamboo flute, the study of the tradition of playing, performance technique, teaching methods, as well as various innovations and improvements in the current design of the musical instrument and to this day is an immediate task both for music scholars and teachers of this instrument. The purpose of this study is to determine the functional value of the bamboo flute in musical performance of China and, wider, its place in the system of modern Chinese instrumental art. The methodology of this study is based on the interaction of structural, functional and typological approaches.

Keywords: traditional art, musical instrument, Chinese music, bamboo flute, performing practice, musical technique.

Введение

Флейтовое искусство современного Китая является одной из самых развитых и популярных отраслей музыкального искусства в мире. В этой стране флейта появилась впервые еще в самом конце XIX века и входила в состав инструментов духового оркестра для усиления его звучания. Однако активное развитие исполнительской практики, создание методики преподавания и появление оригинального репертуара для этого инструмента, написанного национальными композиторами, произошло только в начале ХХ века. В это же время в высших учебных музыкальных заведениях Китая на отделениях духовых инструментов была открыта специализация профессионального флейтового исполнительства.

Исторический путь адаптации флейты в академическом музыкальном искусстве Китая был действительно долгим. Это не было связано с удаленностью Китая от Европы, хотя история изобилует примерами длительного усвоения и принятия европейских изобретений. Медленное

реагирование Китая на определенные западные новшества скорее связано с обстоятельствами идеологического характера, а также с консервативностью китайского социума. После Опиумной войны (1884) Китай оказывается открытым для инокультурных заимствований. Для развития музыкального искусства эти процессы сыграли во многом позитивную роль, поскольку прежде китайские интеллектуалы традиционно презирали музыку в целом. Под влиянием западных культурных установок интеллектуальная элита Китая изменила свою точку зрения, признав важность музыкального искусства и его значимое место в жизни общества. Однако это признание относилось лишь к западной музыке: традиционная китайская музыка по-прежнему не рассматривалась как имеющая эстетическую и социальную ценность. Этот подход отразился и в сфере музыкального образования. Следует отметить, что первые консерватории Китая были организованы по западному образцу: консерватории, в основном немецкого типа, были открыты

в 1930-40-х годах (например Шанхайская консерватория). Все более интенсивное воздействие европейской музыки с конца XIX - начала XX века привело фактически к доминированию западных культурных канонов в ущерб китайской музыкальной традиции.

Подобные тенденции вызывали справедливые опасения по поводу утраты традиционной культурной идентичности. Однако не все в традиционном культурном ландшафте было столь безрадостным. «С 1949 по 1966 год, даже находясь под сильным влиянием русской культуры, правительство Нового Китая возродило интерес к традиционной китайской культуре и ее музыке» [3, с. 60]. Новое правительство Китая добилось этого, впервые обратившись к специалистам во всех направлениях китайского традиционного искусства: литературе, изобразительном искусстве, музыке, театре, архитектуре и скульптуре. Впоследствии представители этого сообщества экспертов были приглашены в качестве преподавателей консерваторий и университетов по всей стране. С 1949 года европейски ориентированные консерватории синтезировали опыт высших музыкальных учебных заведений Европы, России и США (с преобладанием российского подхода).

Несмотря на длительный период адаптации флейты в китайском музыкальном искусстве, в начале XXI века в результате совершенствования духового исполнительства, активной концертной деятельности в Китае лучших мировых исполнителей, постепенного открытия флейтовой специализации в консерваториях, а также установления разносторонних творческих контактов развитие флейтового искусства Китая на протяжении последних двадцати лет прошло путь, который в Европе музыканты осуществили за сто пятьдесят лет. Таким образом, флейтовое искусство Китая сформировалось как важное самостоятельное явление, обратившее на себя внимание всего музыкального мира. Внимание ученых привлекают вопросы истоков формирования флейтовой музыки, истории флейты, анализа ее позиционирования в контексте культуры конкретной исторической эпохи и фигур выдающихся исполнителей. Значительная часть информации о развитии музыкальной культуры XXI века - это общие сведения

о структуре учебных заведений, а также проекты, направленные на развитие флейтовой музыки, фестивали современной музыки, сайты компаний, где представлены фотографии модификаций флейт, описание исполнительских возможностей, аудио- и видеофайлы, которые содержат примеры их практического применения.

Однако, несмотря на наличие исследований отдельных аспектов этой проблематики, наблюдается отсутствие обобщений, теоретического осмысления и панорамного рассмотрения флейтового искусства Китая как комплексного явления, «которое включает в себя композиторское и исполнительское творчество, научно-методические достижения, особенности образования репертуара для флейты и направления его развития в китайской культуре» [7, с. 14].

Китайская бамбуковая флейта: морфология и техника игры

Обратимся к генезису традиционной китайской флейты и ее конструктивным особенностям. Этот инструмент представляет собой поперечную флейту, изготавливаемую из бамбука - потому чаще всего его именуют бамбуковая флейта дизи (ее также иногда называют ди). «Бамбуковые флейты дизи, вероятно, датируются примерно V веком до нашей эры, хотя считается, что какая-то форма поперечной флейты существовала еще в IX веке до нашей эры» [2, с. 332]. Известно, что уже «в конце I века до н. э. (династия Хань) флейта играла ключевую роль в исполнении духовой музыки, получившей название "хенчуй"» [6, с. 85]. Бамбуковая флейта дизи широко используется в народной музыке, операх и оркестрах.

Традиционная бамбуковая флейта дизи имеет мембрану из бамбуковой или тростниковой ткани, закрывающую полость, расположенную между отверстием для рта и шестью игровыми (пальцевыми) отверстиями. Эта мембрана создает звук, характерный для большинства китайских флейт. Дополнительные два или более торцевых отверстия способствуют вытеснению воздуха и иногда используются для прикрепления декоративных шелковых кисточек.

Играют на бамбуковой флейте дизи так же, как на обычной флейте. Отличительной особен-

ностью этого деревянного духового инструмента является ее богатый и глубокий тембр. Исполнять произведения на флейте дизи достаточно сложно, однако при искусном освоении техники игры исполнение музыки на этом инструменте может быть очень выразительным. Бамбуковые флейты дизи имеют двухоктавный диапазон, но есть и западные модели с расширенным диапазоном, а также множество разновидностей этой флейты традиционной длины и конструкции.

Это название инструмента когда-то применялось и к флейтам с выдувным концом (сяо), но теперь используется исключительно для поперечных флейт. Существует два основных типа ди: куди, названные так, потому что используются для сопровождения кунцю, разновидности южнокитайской оперы, и бангди, используемые для сопровождения банджикси, формы северной оперы. Куди около 2 футов (примерно 60 см) в длину.

«Северная ("бана ди") и южная бамбуковые флейты отличаются друг от друга мощностью звучания» [5, с. 198-199]. Музыке для флейты северной школы свойственна быстрая, ритмичная и виртуозная игра. При этом используются такие техники, как глиссандо, тремоло, вибрато.

При игре на бамбуковой флейте дизи часто используют различные современные исполнительские приемы. В частности, речь идет о перманентном дыхании, слайдах, стаккато, трели, двойном языке. Большинство профессиональных исполнителей отдают предпочтение набору из семи бамбуковых флейт дизи. Кроме того, виртуозы флейтового искусства используют как очень маленькие, так и очень большие флейты.

Перманентное дыхание (круговое дыхание) -это техника, характерная для духовых инструментов и, в частности, для бамбуковой флейты дизи. Применяя ее, исполнитель дышит носом, одновременно выгоняя воздух через рот. Таким образом, создается непрерывный звук мелодии.

В южной школе (Нанпай), которая функционирует в Южном Китае, бамбуковая флейта является ведущим духовым инструментом Кунку оперы. В этом регионе бамбуковая флейта используется в такой музыке, как Цзяннань Сичжи. По размерам она длиннее и имеет более мягкий, лирический тембр. Звучание музыки южной шко-

лы, как правило, медленнее. А орнаментация преимущественно представлена короткими мелодическими оборотами, трелями.

В отличие от современной западной концертной флейты (Boehm), где одна флейта может играть во всех тональностях (что имеет как преимущества, так и недостатки при настройке), при использовании одной китайской бамбуковой флейты дизи исполнитель не может играть во всех стилях китайской музыки. Например, невозможно использовать длинные куди из южного Китая для исполнения северной китайской музыки.

Также невозможно использовать короткие бангди из северного Китая для воспроизведения южнокитайской музыки. Флейты нужно выбирать в зависимости от региона, где исполняется данный репертуар. В густонаселенном Китае есть много регионов и этнических групп, у каждой из которых своя долгая история культуры и развития. Исполнение октавы на южно-китайской длинной флейте (куди) достаточно проблематично, при игре на этом инструменте невозможно достичь качества и виртуозности, необходимых для северного китайского репертуара более короткой флейты (бангди), и наоборот, короткая бангди не даст лирического и мягкого тембра. Более длинная куди необходима для отражения характерных черт, присущих репертуару южных регионов.

Бангди - это северокитайская бамбуковая флейта дизи, внешне она короче куди, южнокитайской бамбуковой флейты дизи. Бангди сыграла значительную роль для оперной традиции северного Китая (опера бангзи), а также для народной и традиционной музыки. Способ игры на бангди такой же, как и на куди, за исключением того, что бангди требует превосходных технических навыков, таких как очень быстрый двойной язык, тройной язык, ровное вдувание воздуха. Поскольку бангди короче по длине, чем южное куди, бангди издает более высокие звуки. Обычно бангди записываются как ВЬ, А, G и К

Профессиональные бамбуковые флейты дизи всегда записываются С, D, Е, F, G, А, В, на отверстии для 3-го пальца для обозначения диао - ключа. Неважно, длинный инструмент или короткий, высокий или низкий, отверстие для третьего пальца используется для «до» (тоники). Это указывает на то, что дяо находится в «сяогун дяо» (ф!^).

Когда используется отверстие для шестого пальца для «до», оно называется «чжэнгун дяо» (Шп1). Когда используется отверстие для четвертого пальца для «до», оно называется «фанц-зи дяо» (Д^^). Когда используется пятое отверстие для «до», оно называется «люцзи диао» Когда все пальцы закрыты для «до», это называется «yizi diao» Когда ис-

пользуется первое отверстие для «до», оно называется «шанцзи дяо» Когда используется вторая лунка с перекрестной аппликатурой для «до», она называется «чизи дяо» Этот рисунок пальцев похож на европейские барочные узоры флейты.

Для того чтобы изменить диао, исполнитель на дизи изменяет положение пальца. С теоретической точки зрения, на бамбуковой флейте дизи можно играть в любой тональности, но из-за сложности интонирования полутонов исполнителю на бамбуковой флейте дизи удобнее воспроизводить правильную высоту только для пяти из всех возможных ключей следующим образом:

1. Все отверстия для пальцев закрываются для «соль» (доминанты). Открывается отверстие для 3-го пальца для «до». Это называется «сяогун диао» (Ф!^).

2. Все отверстия для пальцев закрываются на «ре». Открывается отверстие для третьего пальца для «соль». Это называется «чжэнгун диао»

(Ш^).

3. Все отверстия для пальцев закрываются для «до» (тоника). Открывается отверстие для 3-го пальца для «фа». Это называется yizi diao

4. Все отверстия для пальцев закрываются на «ля» (субдоминанта). Открывается отверстие для третьего пальца для «ре». Это называется «чези диао»

5. Все отверстия для пальцев закрываются на «ми» (3-я ступень). Открывается отверстие для третьего пальца для «ля». Это называется «люцзи диао» [8].

Для начинающих учеников на бамбуковой флейте дизи сначала необходимо начать практиковать «сяогун дяо» и «чжэнгун дяо». После тщательной практики двух вышеупомянутых диао ученик может начать практиковать другие три диао.

Известно о деятельности нескольких флейтистов ХХ века, которые внесли свой вклад в развитие исполнительства на бамбуковой флейте дизи. Их творчество преимущественно основано на региональных фольклорных стилях или адаптированных к нему стилях. Среди этих флейтистов Фенг Зикун 1904-1987), Лю Гуаньюй

1918-1990), Лу Чанлинг 1921-2018), Чжао Сонтинг (Ш£Ш, 1924-2001), Ю Сюнфа (й^Я 1946-2006), Ма Ди (ЩМ) -современный композитор и солист, известный своей виртуозной техникой игры на флейте.

Отдельно следует отметить личность Тан Цзюньцяо - профессионального исполнителя на дицзы и члена нескольких международных оркестров. Он разработал методику для начинающих игроков с множеством упражнений для практики и улучшения их исполнительства.

Заключение

Таким образом, несмотря на долгую адаптацию флейты в системе китайского инструментального исполнительства, в настоящее время флейтовое искусство Китая занимает особое место в мировом музыкальном искусстве.

В нашей работе мы обратились к истории развития флейтового искусства Китая, изложили исторический путь адаптации флейты в системе академического музыкального искусства этой страны, определили конструктивные особенности инструментов, попытались сравнить разновидности китайской бамбуковой флейты и подробно рассказать о технике игры и исполнительских нюансах на каждом инструменте. Мы видим, что возникновение музыкальных стилей и приемов игры неразрывно связано с конструктивными модификациями, которые нередко включают в себя заимствования от других инструментов семейства флейт, в том числе и этнических. Одной из ведущих тенденций современности является взаимодействие различных сфер музыкального искусства, которое ранее развивались замкнуто и обособленно.

Подводя итоги исследования, также отметим, что в настоящее время развитие музыкальной практики происходит путем взаимодействия между исполнителями, изготовителями музы-

кальных инструментов и композиторами. В современной музыке для бамбуковой флейты можно увидеть взаимопроникновение традиций Европы и Востока. В этом смысле показательными являются современные музыкальные аранжировки традиционных китайских мелодий для бамбуковой флейты дизи.

Однако, на наш взгляд, особую ценность представляет то, что китайское флейтовое исполнительство смогло сохранить характерное специфическое звучание своей музыкальной традиции вопреки сильнейшему влиянию, оказанному со стороны европейской музыки.

Литература

1. Го Н. Современная музыка и наследие прошлого // Культуры: Древняя и современная культура Китая / UNESCO. - М.: Прогресс, 2014. - С. 65-72.

2. Желоховцев А. Н. Музыка // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / под ред. M. Л. Титаренко. -М.: Восточная литература, 2010. - Т. 6. - 1126 с.

3. Ли Ф. Исторические сведения о происхождении и музыкальных особенностях китайских народных инструментов. Значение их в развитии и расцвете древнекитайской музыкальной культуры // Вюн. Харк. держ. акад. дизайну i мистецтв. - 2004. - № 9. - С. 59-66.

4. Морева Я. В. Семантика тембра флейты в воплощении художественного образа музыкальных произведений // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 1 (49). - С. 129-134.

5. Музыкальные инструменты: энциклопедия. - М.: Дека-ВС, 2008. - 786 с.

6. Рябова Т. В. О возникновении и развитии флейты в мире и в России. - Иркутск, 2011. - 274 с.

7. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока - Китай, Корея, Япония: историко-теоретический анализ: дис. ... д-ра искусствоведения. - СПб., 2011. - 544 с.

8. Чань С., У А. Китайские иероглифы: флейта [Электронный ресурс] // The Epoch Times. - URL: https://www. epochtimes.com.ua/ru/kilayskie-ierogHfy/kitayskie-ierogHfy-fleyta-116044 (дата обращения: 08.05.2021).

9. Чжан Чж. Развитие и трансформация флейты // Музыка и искусство, 1984. - С. 76-79.

References

1. Go N. Sovremennaya muzyka i nasledie proshlogo [Modern music and heritage of the past]. Kul'tury: Drevnyaya i sovremennaya kul'tura Kitaya [Cultures: Ancient and Modern Culture of China]. Moscow, Progress Publ., 2014, pp. 65-72. (In Russ.).

2. Zhelokhovtsev A.N. Muzyka. Dukhovnaya kul 'turn Kitaya: entsiklopediya: v 5 t. [Music. Spiritual Culture of China: An Encyclopedia. In 5 vol.]. Moscow, Vostochnaya literatura Publ., 2010, vol. 6. 1126 р. (In Russ.).

3. Li F. Istoricheskie svedeniya o proiskhozhdenii i muzykal'nykh osobennostyakh kitayskikh narodnykh instrumentov. Znachenie ikh v razvitii i rastsvete drevnekitayskoy muzykal'noy kul'tury [Historical information about the origin and musical characteristics of Chinese folk instruments. Their importance in the development and flowering of ancient Chinese musical culture]. Visn. Khark. derzh. akad. dizaynu i mistetstv [Bulletin of the Kharkov State Academy of Design and Arts], 2004, no. 9, рр. 59-66. (In Russ.).

4. Moreva Ya.V. Semantika tembra fleyty v voploshchenii khudozhestvennogo obraza muzykal'nykh proizvedeniy [Semantics of the timbre of the flute in the embodiment of the artistic image of musical works]. Vestnik kul'tury i iskusstv [Bulletin ofCulture andArts], 2017, no. 1 (49), рр. 129-134. (In Russ.).

5. Muzykal'nye instrumenty: entsiklopediya [Musical instruments. Encyclopedia]. Moscow, Deka-VS Pub, 2008. 786 р. (In Russ.).

6. Ryabova T.V. O vozniknovenii i razvitii fleyty v mire i v Rossii [On the emergence and development of the flute in the world and in Russia]. Irkutsk, 2011. 274 р. (In Russ.).

7. U Gen-Ir. Traditsionnaya muzyka Dal'nego Vostoka - Kitay, Koreya, Yaponiya: istoriko-teoreticheskiy analiz: dis. ... doktora iskusstvovedeniya [Traditional Music of the Far East - China, Korea, Japan: Historical and Theoretical Analysis. Diss. Dr of Art History]. St. Petersburg, 2011. 544 р. (In Russ.).

8. Chan S., U A. Kitayskie ieroglify: fleyta [Chinese characters: flute]. The Epoch Times. (In Russ.). Available at: https:// www.epochtimes.com.ua/ru/kitayskie-ieroglify/kitayskie-ieroglify-fleyta-116044 (accessed 08.05. 2021).

9. Chzhan Ch. Razvitie i transformatsiya fleyty [Flute development and transformation]. Muzyka i iskusstvo [Music and art], 1984, рр. 76-79. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.