2. Ричардс К. Жизнь. М., 2018. 784 с.
3. Ричардс М., Лэнгторн М. The show must go on. Жизнь, смерть и наследие Фредди Меркьюри. М., 2019. 528 с.
4. Tremlett G. David Bowie. Living on the Brink. New York, 1997. 400 p.
5. Bowie A., Carr P. Backstage Passes. Life on the Wild Side with David Bowie. New York, 2000. 350 p.
6. Кричли С. Боуи. М., 2017. 88 с.
7. Голдман А. Жизнь Джона Леннона. М., 2004. 624 с.
8. Ламблен Д. The Rolling Stones. Взгляд изнутри. М., 2018. 448 с.
9. Cole R. Stairway to Heaven: Led Zeppelin Uncensored. London, 2002. 384 p.
10. Озборн О. Я - Оззи. М., 2018. 416 с.
11. Davis H. The Beatles. The only ever authorised biography. London, 2009. 544 p.
12. Мэйсон Н. Inside Out. Личная история «Pink Floyd». М., 2009. 468 с.
13. Смит П. Просто дети. М., 2019. 368 с. References
1. Bakhtin M.M. K filosofii postupka [To the philosophy of action]. Coll. works in 7 v. Moscow, 2003. Vol. 1. P. 7-68.
2. Richards K. Zhizn [Life]. Moscow, 2018. 784 p.
3. Richards M., Langthorne M. The Show must go on. Zhizn, smert i nasledie Freddi Merkyuri [The Show must go on. The life, death, and legacy of Freddie mercury]. Moscow, 2019. 528 p.
4. Tremlett G. David Bowie. Living on the Brink. New York, 1997. 400 p.
5. Bowie A., Carr P. Backstage Passes. Life on the Wild Side with David Bowie. New York, 2000. 350 p.
6. Critchley S. Bowie. Moscow, 2017. 88 p.
7. Goldman A. Zhizn Dzhona Lennona [Zhizn the life of John Lennon]. Moscow, 2004. 624 p.
8. Lamblin D. The Rolling Stones. Vzglyad iznutri [The Rolling Stones. The view from the inside]. Moscow, 2018. 448 p.
9. Cole R. Stairway to heaven: Led Zeppelin uncensored. London, 2002. 384 p.
10. Osborn O. Ia Ozzi [I'm Ozzy]. Moscow, 2018. 416 p.
11. Davis H. The Beatles. The Only Ever Authorised Biography. London, 2009. 544 p.
12. Mason N. Inside Out. Lichnaya istoriya «Pink Floyd» [Inside Out. Personal history of Pink Floyd]. Moscow, 2009. 468 p.
13. Smith P. Prosto deti [Just kids]. Moscow, 2019. 368 p.
УДК 78
ХУАН ШУАЙ, С.И. ХВАТОВА
ВОЗРОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА ИСПОЛНЕНИЯ НА ТРАДИЦИОННОМ КИТАЙСКОМ ДУХОВОМ ИНСТРУМЕНТЕ
БАМБУКОВАЯ ФЛЕЙТА ДИ
Шуай Хуан, магистрант Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Хватова Светлана Ивановна, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. им. 40-летия Победы, 33), [email protected]
Аннотация. Возрождение интереса к китайским традиционным духовым инструментам инициировало восстановление производства по изготовлению инструментов, развитие северной и южной
исполнительской школ на бамбуковой флейте ди. В статье затрагивается роль выдающихся представителей музыкальной культуры Китая второй половины ХХ века, среди которых Фэн Цзыцунь, Лю Гуаньюэ, Кун Цзяньхуа, Ван Течуй, Лю Сэн, Лу Чуньлин и Чжао Сунтина и высказывается гипотеза о том, что поэтика инструмента еще раскрыта не в полной мере.
Ключевые слова: китайская музыкальная культура, инструментальное исполнительство, традиционные духовые инструменты Китая.
UDC 78
JUAN SHUAI, KHVATOVA S.I.
REVIVAL OF ART PERFORMANCE ON TRADITIONAL CHINESE WIND INSTRUMENT BAMBOO DI
Shuai Huang, Master Student of the Krasnodar State Institute of Culture (33, im. 40-letiya Pobedy, Krasnodar), [email protected]
Svetlana Khvatova, Doctor of Sciences in Art Criticism, Professor of the Department of Musicology, Composition and Methods of Music Education of the Krasnodar State Institute of Culture (33, im. 40-letiya Pobedy, Krasnodar), [email protected]
Abstract. The revival of interest in Chinese traditional wind instruments initiated the restoration of instrument manufacturing, the development of northern and southern performing schools on bamboo di. The article touches on the role of outstanding representatives of the musical culture of China in the second half of the 20th century, among them Feng Zitsun, Liu Guangyue, Kun Jianhua, Wang Techui, Liu Seng, Lu Chunlin and Zhao Sunting and hypothesizes that the poetics of the instrument are still fully disclosed least.
Keywords: Chinese musical culture, instrumental performance, traditional wind instruments of China.
Китайские духовые инструменты имеют историю развития длительностью более восьми тысяч лет. В древней китайской музыке они занимали важное место, но играли прикладную роль в культовых искусствах, а также в хореографии и музыкальном театре. И только в 1953 году на «Первом всекитайском фестивале музыки и танцев» бамбуковая ди, зурна, шэн появились на сцене в качестве сольных инструментов. С этого времени китайское музыкальное искусство вступило в новый исторический период, мастера игры на духовых инструментах, представленные Фэн Цзыцунем, Лу Чуньли-ном, Ху Тяньцюанем, Яна Хайдэном, Лю Куаньжэнем, Жень Тунсяном, Ху Цзиньцюа-нем, не только обладали превосходными навыками исполнения, но в то же время создали значительное количество выдающихся произведений. Их горячая любовь к музыкальному искусству, а также обучение следующего поколения музыкантов внесли неоценимый вклад в распространение и развитие музыки в Китае.
Существует много видов китайских традиционных духовых музыкальных инструментов, по принципу звучания их можно разделить на три большие группы: ди, зурна и шэн. В связи со схожестью звукоизвлечения исполнители на бамбуковой ди часто владеют также сяо, пайсяо, сюань. Те, кто играют на зурне, также владеют гуаньцзы и свистком, поэтому при исследовании китайских духовых инструментов главными объектами исследования стали бамбуковая ди (включая сяо и сюань), зурна и шэн.
В рамках данной статьи остановимся на искусстве игры на ди. Ди является довольно распространенным духовым музыкальным инструментом в Китае, в большинстве случаев она изготавливается из бамбука. В бамбуке проделывается шесть звуковых отверстий, среди которых одно для вдувания воздуха, другое покрыто тонкой пленкой, то есть на это отверстие наклеивается маленькая тонкая пленка. Эта пленка обычно делается из тростника или камыша, а воздушный поток через нее создает вибрацию. Ди может издавать звонкий, яркий звук.
Музыка бамбуковой ди на юге и севере имеет свои отличительные черты, так как эти направления развивались сами по себе и мало взаимодействовали. Фэн Цзыцунь,
Лу Чуньлин написали множество произведений на основе южной и северной народной музыки. Вслед за ростом данных двух стилей постепенно сформировались так называемые «Южная» и «Северная школа». В это время представителями северного течения являлись Фэн Цзыцунь, Лю Гуаньюэ, Кун Цзяньхуа, Ван Течуй, Лю Сэн. Представителями южного течения стали Лу Чуньлин и Чжао Сунтин. Рассмотрим особенности северной и южной традиций игры на ди, для этого обратимся к некоторым ее представителям.
Фэн Цзыцунь (1904-1987) - деятель народного искусства, расцвет которого пришелся на середину ХХ в. В молодости он работал исполнителем на бамбуковой ди в местной драматической группе города Баотоу. Северная традиционная драма «Пьеса-диалог» оказала большое влияние на его творчество. В 1953-1964 гг. работал в центральном ансамбле песни и пляски, в 1964 г. был приглашен в Китайскую консерваторию преподавать, где впоследствии взрастил целый ряд талантливых исполнителей. В 1950 г. в городе Чжанцзякоу Фэн Цзыцунь исполнил для народа ряд произведений: «Радостная встреча» (аранжировка народной песни Внутренней Монголии), «Запускать воздушного змея» (народная песня района Чахар), «Лань Сицзы» (адаптация «пьесы-диалога» театра северного Китая) и одну народную песню Внутренней Монголии.
В 1953 году Фэн Цзыцунь принял участие в «Первом всекитайском фестивале народной музыки и танцев», где на государственной сцене исполнил пьесы «Радостная встреча» и «Запуск воздушного змея». Это был большой успех, поэтому с тех пор бамбуковая ди стала на особый путь развития. Кроме того, он создал множество сольных песен для ди в стиле кантри и сформировал «Сборник произведений для ди Фэн Цзыцуня», благодаря чему стал известен как мастер северной школы.
Таким же известным, как Фэн Цзыцунь, является другой мастер северной школы Лю Гуаньюэ (1918-1990 гг.). Он владел бамбуковой ди, гуаньцзы, зурной и другими духовыми инструментами, а использовав специфику данных инструментов, он создал свой собственный стиль исполнения. В молодости Лю Гуаньюэ играл на бамбуковой ди в драматической группе, часто исполнял оперы «хэбэйский банцзы», «лаодяо банцзы» и накапливал богатый музыкальный опыт. К его работам относятся: «Птицы в лесу» (аранжировка песни для зурны района Хэбэй), «Продавец овощей» (народная песня провинции Шаньси), «Голубь мира», которые вошли в сборник «Произведения для ди Лю Гуаньлэ». В 1951 г. он являлся сольным исполнителем в тяньцзиньской труппе и вместе с Фэн Цзыцунем, Кеном Цзяньхуа, Лу Чуньлином и другими мастерами совместно продвигал профессиональное исполнение музыки для бамбуковой ди.
Другим представителем северного течения данного периода является Лю Сэн (род. 1937). Его искусное сочетание техники пальцев и дыхания сформировало его уникальный стиль. Ему подражало много людей, но ни один из них не смог достичь его высокого уровня, благодаря чему Лю Сэн стал идолом среди молодых исполнителей на ди. К его наиболее известному произведению относится «Пастушья флейта», где воплощен деревенский пейзаж, картины сельского быта.
Лу Чуньлин (1921-2018 гг.) занимал должности профессора Шанхайской консерватории и председателя Шанхайского Цзяннаньского научного общества струнных и духовых инструментов. Он заложил основу исполнения и создания музыки Цзяннань сычжу. К его характерным работам относятся: «Настоящее и прошлое», «Радостная весть», «Весна в Цзяннань», «Рабочее место», «На учебном плаце». К тому же он упорядочил древние произведения для ди: «Летит турач», «Песня счастья», «Маленький пастух», «Moderately Ornamented Six Beats».
Цзяннань сычжу писал оркестровую музыку в стилистике южных районов Китая, «сы» подразумевает струнные инструменты: эрху, пипа, янцинь, саньсянь, цинь (цитра); «чжу» включает в себя ди и сяо. Появление и распространение музыки Цзяннань сычжу имеет большое значение для исследования истории китайской музыки и развития национального театра, фольклорного искусства и массовой культуры. Благодаря значительному
вкладу Лу Чуньлина в данной области в 2008 г. государство причислило его к «представителям государственного нематериального духовного наследия».
Чжао Сунтин (1924-2001 гг.) - еще один великий мастер, который являлся заместителем председателя научного общества китайской народной инструментальной музыки, председателем музыкальной ассоциации провинции Чжэцзян, а также председателем общества чжэцзянской инструментальной музыки. В молодости он изучал кунь-цюй, древнее искусство куньцюй - источник его исполнительского и композиторского творчества. К его работам относятся: «Утро», «Три, пять, семь» и «Орхидея встречает весну». В основе пьесы «Утро» преобладает музыкальный стиль южной школы, тем не менее в нем мастерски синтезированы средства музыкальной выразительности северной школы, например, стаккато и глиссандо. Следовательно, происходит взаимовлияние двух музыкальных школ китайской музыки - северной и южной. А последующие исполнители на ди и композиторы в процессе постоянной практики постепенно сформировали новое музыкальное ответвление, которое вобрало все самое лучшее от северной и южной школ - «чжэцзянскую школу».
Наравне с игрой на инструменте Чжао Сунтин уделял большое внимание теоретическим исследованиям и изготовлению бамбуковой ди. Для изучения частотности ди он создал 2000 инструментов, а в 1972 г. опубликовал «Расчеты и применение частотности поперечной флейты». Он полагал, что как натуральный, так и темперированный строй в равной степени имеют право на существование. Также Чжао проследил зависимость строя духовых инструментов от температурного режима их эксплуатации. Ученый настаивал на том, что необходим научный подход исследования инструментов с вовлечением методов точных наук для создания эталонных и впоследствии сертифицированных образцов. Результаты его исследований были изложены в «Искусстве ди» и впоследствии повлияли на успешную профессиональную самореализацию его учеников, таких как Цзянь Гоцзи, Чжан Юнмин, Чжан Вэйлян, Ду Жусун, Дай Я и другие исполнители на ди.
Таким образом, возрождение интереса к инструментальному исполнительству на бамбуковой ди инициировали научное его осмысление. В настоящее время мы становимся свидетелями роста популярности инструмента, и, несомненно, его художественный потенциал еще не исчерпан.
Литература
1. Ван Мэн. Анализ развития оркестра китайской бамбуковой флейты // Китайская консерватория. 2017. С. 59.
2. У Чжанхуа. Анализ особенностей «Новой теории культурного человека» в произведениях для бамбуковой ди Чжана Вэйляна // Мир литературы и искусства Ци Лу. 2012. № 2. 5053.
3. Цзян Лин. Исследования искусства исполнения Лю Куанженя на бамбуковой ди и сюань // Педагогический университет провинции Шаньси. 2012. С. 56.
4. Чжан Чжэнтао. Музыкальный инструмент - весь Китай. Теплые чувства бамбуковой флейтистки Чжан Вэйлян к своему родному городу // Китайский художественный хронотоп. 2016. № 5. С. 8689.
References
1. Wang Meng. Analysis of the development of the Chinese bamboo flute orchestra // Chinese conservatory. 2017. P. 5-9.
2. U Changhua. Analysis of the features of the «New theory of cultural man» in works for bamboo di by Zhang Weilang // Mir literatury i iskusstva Tsi Lu. 2012. № 2. P. 50-53.
3. Jiang Ling. The studies of art of performance Liu Kangana on bamboo di and Xuan // Shanxi Province Pedagogical University. 2012. P. 5-6.
4. Zhang Zhengtao. Musical instrument - all of China. Warm feelings of the bamboo flutist Zhang Weiliang for her hometown // Kitayskiy hudozhestvennyy hronotop. 2016. № 5. P. 86-89.