Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМБРОВОГО АРХЕТИПА СТАРИННОЙ КИТАЙСКОЙ ФЛЕЙТЫ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМБРОВОГО АРХЕТИПА СТАРИННОЙ КИТАЙСКОЙ ФЛЕЙТЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КИТАЯ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ / ФЛЕЙТА / СТАРИННАЯ КИТАЙСКАЯ ФЛЕЙТА / ТЕМБР / ТЕМБРОВЫЙ АРХЕТИП

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ли Ян

Статья посвящена исследованию особенностей формирования тембрового архетипа старинной китайской флейты, повлиявшей на развитие флейтового инструментального стиля в музыке Китая ХХ в. Посредством анализа образно-смыслового содержания произведений для флейты китайских авторов раскрывается звукообразная семантика старинных китайских инструментов - флейт сяо, ди, бамбуковой свирели, посредством которой сформировались темброво-архетипические характеристики в композиторском тексте

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF THE TEMBRAL ARCHETYPE OF AN OLD CHINESE FLUTE

The article is devoted to the study of the peculiarities of the formation of the timbre archetype of the ancient Chinese flute, which influenced the development of the flute instrumental style in the music of China in the 20th century. Through the analysis of the figurative and semantic content of the works for the flute by Chinese authors, the sound-images semantics of ancient Chinese instruments - flutes xiao, di, bamboo pipe, through which the timbre-archetypal characteristics of the composer’s text were formed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМБРОВОГО АРХЕТИПА СТАРИННОЙ КИТАЙСКОЙ ФЛЕЙТЫ»

https://doi.org/10.29013/EJA-20-3-96-102

Li Yang,

postgraduate student, of the Department of Theory and History of Music, Faculty of Music, Kharkov State Academy of Culture, Ukraine E-mail: lian76712@gmail.com

FEATURES OF FORMATION OF THE TEMBRAL ARCHETYPE OF AN OLD CHINESE FLUTE

Abstract. The article is devoted to the study of the peculiarities of the formation of the timbre archetype of the ancient Chinese flute, which influenced the development of the flute instrumental style in the music of China in the 20th century. Through the analysis of the figurative and semantic content of the works for the flute by Chinese authors, the sound-images semantics of ancient Chinese instruments - flutes xiao, di, bamboo pipe, through which the timbre-archetypal characteristics of the composer's text were formed.

Keywords: musical art of China, musical instrument, flute, ancient Chinese flute, timbre, timbre archetype.

Ли Ян,

Харьковская государственная академия культуры, аспирант кафедры теории и истории музыки, факультет музыкального искусства, Украина E-mail: lian76712@gmail.com

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕМБРОВОГО АРХЕТИПА СТАРИННОЙ КИТАЙСКОЙ ФЛЕЙТЫ

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей формирования тембрового архетипа старинной китайской флейты, повлиявшей на развитие флейтового инструментального стиля в музыке Китая ХХ в. Посредством анализа образно-смыслового содержания произведений для флейты китайских авторов раскрывается звукообразная семантика старинных китайских инструментов - флейт сяо, ди, бамбуковой свирели, посредством которой сформировались темброво-архетипические характеристики в композиторском тексте.

Ключевые слова: музыкальное искусство Китая, музыкальный инструмент, флейта, старинная китайская флейта, тембр, тембровый архетип.

Постановка проблемы. В содержании боль- ных традиций, стилистики и интонационного

шинства программных произведений для флейты строя, господствовавших на протяжении предше-

китайских композиторов ХХ в. прослеживается ствующих столетий. Данное условие формирует

тенденция претворения народно-инструменталь- в композиторском тексте самобытное образно-

FEATURES OF FORMATION OF THE TEMBRAL ARCHETYPE OF AN OLD CHINESE FLUTE

семантическое содержание, связанное с формированием национального тембрового архетипа флейты - инструмента, ассимилировавшего особенности европейской и китайской культур.

В музыкальном искусстве Китая флейта имеет древнейшие корни и по праву занимает особое место. Тембровый архетип современной флейты в китайской музыкальной культуре - это понятие синтетическое, поскольку складывается не только из технических, акустических и выразительных возможностей инструмента, претворяющих интонационную и жанровую семантику инструментального стиля. Важной составляющей понятия «тембровый архетип инструмента» является онто-сонологические основы звуко-музыкаль-ного сознания культуры. Каждый музыкальный инструмент служит своеобразным символом национальной культуры, отражающий цивилизаци-онную специфику и макрокосм бытия.

Тембровый архетип старинной китайской флейты обусловлен интонационно-стилевой и жанровой семантикой древнейших представителей из семейства духовых инструментов - флейты ди, сяо, пайсяо, хулуси и других. Их тембровое амплуа формировалось в связи с историей происхождения инструментов, усовершенствования устройства, интонационной практикой бытования, музицирования, способом звукоизвлечения. Старинные флейтовые инструменты, прошедшие многовековую историю развития и имеющие особую этноорганологическую, интонационно-стилевую и жанрово-семантическую специфику, расширили свой художественный диапазон в контексте национальной культуры, закрепив за собой набор устойчивых признаков инструментального стиля.

С момента стабилизации в историческом музыкальном сознании интертекстуальной семантики звукообраза старинной флейты ди, сяо происходит формирование художественно-акустических и «семантических фигур» (термин Л. Н. Шайму-хаметовой) или знаков-образов, которые и формируют тембровый архетип инструмента. Таким об-

разом, технические, акустические, выразительные предпосылки формируют жанрово-интонацион-ную семантику образа инструмента, который на протяжении долгого исторического периода формирования в музыкально-историческом сознании национальной культуры приобретает устойчивое значение тембрового архетипа.

Цель статьи - раскрыть особенности формирования тембрового архетипа старинной китайской флейты, повлиявшие на звукообразную семантику композиторского творчества ХХ столетия.

Степень научной разработанности. Исполнительские традиции, в контексте которых формировалось представление о тембровом архетипе китайской флейты, сохранились в традиционном искусстве современного Китая, что послужило стимулом для создания целого ряда научных трудов.

Поскольку флейта занимала особое место среди оркестровых инструментов традиционного китайского театра (например, драмы цзинцзюй), то Т. Будаева в диссертационном исследовании дает характеристику старинной флейты ди, семантика образа которой связана с актерскими амплуа главных персонажей [1].

Исследователь Ван Дон Мей раскрывает образно-семантическое значение звучания флейты в связи с музыкально-эстетическими воззрениями и национально-культурными основаниями древней культуры. Автор диссертации «Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры» [2] раскрывает особенности проникновения музыкальных традиций Азии в музыкальное наследие Китая, в частности в культуру игры на флейтовых инструментах.

Мао Нань в своей диссертации излагает научную концепцию развития флейтового искусства, содержание которой раскрывает специфику взаимопроникновения традиций и новаций в ХХ ст., эволюции представлений о традиционных способах и приемах игры на флейте, их переосмысление под влиянием исполнительской культуры Европы [4]. Межкультурное влияние Европы и Азии

позволило осознать самобытность китайского флейтового искусства, имеющего древние корни, темброво-семантического статуса инструмента в контексте духовных, музыкально-эстетических воззрений китайского народа.

Изложение основного материала. Старинная китайская флейта - обобщенное название семейства старинных духовых инструментов, которые прошли несколько исторических этапов развития в контексте традиционной культуры -археологический, этнографический и академический. Данная периодизация обусловлена сущностными изменениями в эволюции флейтового искусства Китая - разграничение инструментов, которые уже не используются в музыкальном обиходе и становиться больше объектами исторического и археологического изучения. Например, флейта гуди - древнейшая разновидность китайской флейты, которая изготавливалась их костей крупных птиц и в современной исполнительской практике уже не используется [5]. Будучи памятником духовной культуры Китая, конструкция гуди указывают на то, что предки китайского народа, которые жили в бассейне реки Хуанхэ в период раннего неолита, уже использовали семисту-пенчатый звукоряд и обладали высоко развитой доисторической музыкальной культурой.

Бамбуковая китайская флейта, относящаяся к этнографическому периоду, уходящему своими корнями в период 1У-Ш тысячелетиях до нашей эры, отражает историко-этнологическую взаимосвязь с традиционным народно-инструментальным музицированием, подготавливающим рождение профессиональной практики народно-инструментального искусства.

Наряду с инструментальной музыкой, флейта имела связи в древнем Китае и с вокальной музыкой, о чем свидетельствуют многочисленные записи в книге «Шицзин». В древних лиро-эпических текстах повествуется о процессе создания поэтами-музыкантами песен с философским содержанием, которые в обязательном порядке исполнялись

под сопровождение флейты сяо. Долгое время исполнительство на флейте сяо хранилось в контексте придворной традиции, но немного видоизменяясь, развиваясь и совершенствуясь приобретала другой смысл. Сохраняя свое магическое и мифологическое значение в культуре Китая, продольная флейта сяо до настоящего времени, функционирует в контексте народно-инструментальной и академической практики.

Традиционный флейтовый инструментарий в период древней истории Китая был уже на высоком уровне развития и имел внутреннюю дифференциацию. В репертуаре флейтовых исполнителей входили как ансамблевые, так и сольные произведения для флейты с голосом. Существовали также жанрово-стилевые разновидности инструментальной музыки, такие как «я-Юэ» (для официальных конфуцианских церемоний), «су-Юэ» (в стиле народной музыки).

Особое значение в древнем Китае мало и сольное исполнительство на флейте ди, которое имеет большое значение в развитии современного флейтового исполнительства. Её распространение в сольном исполнении и в оркестре обусловлено древней традиции, а с развитием оперно-театральной культуры ее стали использовать для аккомпанемента в традиционной китайской опере. Существовало две разновидности флейты ди, использование которых зависело от практики музицирования и жанрового назначения: «цюйди» использовалась в оркестре музыкальной драмы жанра «Куньцюй», а «банди» (с более высоким звуковым строем) - в оркестре музыкальной драмы жанра «банцзи» [1, С. 12].

Темброво-регистровая окраска звучания зависела от качества вдувания воздуха к отверстиям, среди которых есть один уникальный отверстие, покрывается тонкой (микронного измерения) камышовой пленкой, которая вибрирует во время игры. Эта своеобразная мембрана клеится с помощью китайского растения типа чеснока, но она быстро изнашивается. Это придает инструменту

РБАТУРЕБ ОР РОРМДТЮМ ОР ТНЕ ТЕ1ШД1_ ДРСИЕТУРБ ОР АН ОШ СНШЕ РЬиТЕ

яркий, неповторимый звонкий тембр, аналог которому трудно найти в мире.

С усовершенствованием техники игры на флейты ди развивались и ее темброво-вырази-тельные возможности. Так, в эпоху Сун, флейта становиться неотделимым атрибутом развития стихотворного жанра «Цы» (в переводе с китайского языка означает «неравносложные стихи»), а также драмы «Юаньцюй». Флейта стала одним из ведущих инструментов не только в народной музыкальной культуре, но и необходимым инструментом - выразительным тембровым архетипом драмы и «пения стихотворения».

Флейта сяо, которую до времен династии Тан (У11-Х века) считали родственной багатоствольной флейте, пайсяо (аналог флейты Пана), изготовленной из бамбука, используется и по сей день в сольном исполнении, в оркестре, в ансамбле, а также для аккомпанемента традиционной в жанре китайской оперы. С ростом популярности поперечных флейт в XII веке сформировалось современное деление на многоствольные флейты пайсяо, поперечные ди и продольные сяо. Эти разновидности закрепились в придворной и народной музыке в период расцвета китайской музыки, который относят ко времени правления династий Суй и Тан.

Новый этап в развитии китайской музыки связан с возрождением учения Конфуция и началом правления династии Сун. Особой популярностью в этот период пользуются зрелищные искусства разных жанров: разыгрываются в балаганах («вацзи») песенные сказы с инструментальным сопровождением («Чжунгун-дяо»); драмы («чуаньцзю»); музыкальные драмы («наньцю») [2, с. 22-23]. Развитие этой области музыкального искусства приводит к первой кульминации, которая возникает в эпоху Юань-Мин - появление жанра музыкальной драмы.

Музыкальная драма ХП-ХШ веков была ярким явлением в культурной жизни региона, она имела значительное влияние на музыкальные традиции таких стран, как Корея, Япония, Вьетнам.

На базе основных жанров происходит дальнейшая жанровая дифференциация флейтовой музыки, и возникают региональные разновидности исполнения. Самым результативным в этом плане оказался жанр народно-песенных сказаний. Интересно, что формирование разновидностей связано с различным инструментальным составом, и в результате различные локальные разновидности сказаний исполнялись в сопровождении тех или иных инструментов. например: Дага - песенный сказ исполнялся в сопровождении струнных и барабана или флейты пайсяо; Циньшу - в сопровождении гитары или флейты сяо; Таньци - в сопровождении пипы или флейты хулуси. Но это не единственный состав инструментов, поскольку в зависимости от выбора той или иной флейты менялся звукообраз-ний содержание программной пьесы. Например, песенная исповедь цзоучан (театрализованная песня в лицах) могла выполняться, в отличие от других параллельно существующих жанров, несколькими разновидностями флейты - сяо, ди, пайсяо, хулуси.

Другое направление в развитии жанров связано с подразделением их на образные группы, различные по темпам. Так появились «куайбань» (скорая рассказ) для лейти сяо пайсяо и «маньбань» (медленная рассказ) для флейты хулуси, ди [2, С. 23]. Эти жанры рассказов сохранили свое значение в течение многих веков, вплоть до XX века. Разновидности традиционной китайской флейты имеют ментально-психологические значения. Их красивое звучание с характерным темброво-колористи-ческим окраской, обусловленной естественным материалом из которого сделаны инструменты, узнается с первых звуков. Звуки бамбуковой или тростниковой флейты сразу ассоциируются с чем-то восточным, всплывают в голове все известные связанные с этим образы - просторных китайских природных ландшафтов, буддийских гор и храмов, чайных и рисовых полей.

Таким образом, в результате рассмотренных нами особенностей формирования и развития основных разновидностей старинной китайской

флейты, стало возможным создать типологию её тембровых архетипов, которые составляют основу образно-семантического содержания большинства программных сочинений китайских композиторов ХХ ст. Назовем три основных тембровых архетипа старинной китайской флейты:

1. Пастушья флейта или бамбуковая свирель - прообразом является продольная флейта Ди, имеющая высокий строй;

2. Флейта Неба - прототипом является продольная флейта сяо;

3. Бамбуковая флейта драмы кунцюй - образ поперечной флейты Ди и её основных разновидностей - цюйди и банди, которые изготавливались из разнообразных природных материалов (бамбука, тростника, ценных пород дерева, нефрита).

Кроме этого у традиционной китайской флейты широкие возможности в звуковой изобразительности. С помощью неё можно воссоздавать звуковые образы природных ландшафтов (горные пейзажи с особенной акустикой реверберации), подражать переливчатому пению птиц, а также выражать широкую палитру эмоциональных образов-состояний, требующих разнообразного исполнительского дыхания, или можно создавать веселую танцевальную атмосферу, следование за ритмом танцующих людей.

Приведем несколько примеров, демонстрирующих особенности тембрового архетипа старинных китайских флейт, воссозданных выразительными средствами современной оркестровой флейты в композиторском творчестве ХХ в.

Тембровый архетип пастушьей флейты, сложившийся в музыкальном искусстве не только Китая, но и в контексте культур европейской цивилизации, характеризуется как неизменный атрибут пасторальной образности, пантеистической сюжетики, связанной с темой «Человек и природа». Образ пасторальной или пастушьей флейты получил широкое преломление и музыке ХХ века - времени динамического развития китайской флейтовой музыки, попавшей под вли-

яние воздействия инструментального западноевропейского искусства. Например, китайский композитор Ли Хуанджи в миниатюре для флейты с фортепиано «Пастушок с флейтой», написанной в 1938 г., претворяет тембровый архетип пастушьей флейты через семантические образы-знаки: изящность повторяющихся пунктирных и триольных мотивов, имитация игры на небольшой флейте с тембровым диапазоном в октаву, отсутствие длинной кантилены, наличие кратких виртуозных фраз-наигрышей с форшлагами, высоки регистр второй и третьей октавы. Таким образом визуально (в графическом рисунке нотного текста) и интонационно (в темброво-звуко-вом воплощении) подчёркивается традиционная связь образа флейты в семантика леса, природы, чистоты свежего пространства полей и пастбищ. Создается звуковая атмосфера природного ландшафта с ярко выраженным национальным колоритом, который воссоздается традиционными средствами китайского музыкального языка. Однако природный пейзаж в китайской культуре никогда не понимался как бессмысленный звучащий фон, а как поэтическая звуковая картина, в которой тембровый архетип пастушьей флейты персонифицирует образ человека - лирическое Я. Подобный пример мы находим в анализе сочинения для флейты «Яркое солнце сияет над горами Тянь-Шань» Хуана Хувэя [3]. Исполнитель своей творческой волей «очеловечивает» звучащий персонаж на фоне «танцующих» ярких красок живописной природы.

Тембровый архетип флейты сяо, олицетворяющий образ флейты Неба - это философское понятие, связанное с онтологическим миропониманием устройства мироздания. Образ «флейты Небес» или «флейты Неба» описывается в древних даосских текстах Чжуан-цзы, в которых в процессе повествование способа игры на инструменте описывается принцип бытия: «в мире нет принципа, управляющего явлениями, но все существует "само по себе", так что, по заме-

FEATURES OF FORMATION OF THE TEMBRAL ARCHETYPE OF AN OLD CHINESE FLUTE

чанию комментатора Го Сяна, "чем больше вещи отличаются друг от друга по своему облику, тем более они подобны в том, что существуют сами по себе"» [6]. Музыка, согласно Чжуан-цзы,-это мир, настроенный как флейта - между миром земли, человека и неба. Флейта Неба - это высшее онтологическая категория, обозначающая невыразимый, но очень глубокий смысл - Ничто, Пустота, Темнота, Чистота. Только через звуки флейты можно постичь всю глубину и высоту Дао.

Примером может служит авторское произведение для флейты-соло Чжао Цзипина «Чистота», написанного по случаю проведения Второго Пекинского конкурса флейтистов в 2000 г. В этом произведении используются современные техники письма - серийная техника, атональность, алеаторика. Это связано с желанием автора продемонстрировать всему миру неограниченные возможности инструмента, автора-исполнителя и композитора, который смог сочетать авангардные художественные приемы с утонченным звукообразом флейты. Нотный текст изобилует пассажными «россыпями» звуков в разных регистрах - от ноты до первой октавы до ноты соль третьей октавы. В нижнем регистре флейтовое звучание напоминает нам «земное звучание» старинных бамбуковых флейт сяо - с мягким, приглушенным тембром, а техника исполнительского дыхания не требует глубокого вздоха.

С первой фразы становиться ясными приметы тембровой семантики старинной флейты сяо - неторопливый темп изложения, ярке интонационно-звуковые всплески и затухающие звуки

в конце фраз, монологический рисунок тематизма средней части изображает фигуры человеческой речи, медленную речитацию на одной низкой ноте (ноте ре первой октавы). Образ флейты передает нам состояние медитации, поскольку в древности флейта сяо считалась инструментом отшельников и мудрецов, а игра на ней - формой медитации.

Слово «сяо» связывалось с конфуцианским понятием «ди», обозначающим очищение разума от зла. Музицирование в этот момент требует определённой само-концентрации: если человек находится в возбуждённом состоянии, то он не сможет попасть в нужное медитативное состояние. Игра на сяо - «флейте Неба», помогает очистить разум и достичь спокойствия сознания, умиротворённости духа. Чем выше подымается мелодия по регистру, тем чище и прозрачней становится звук флейты.

Таким образом, тембровый архетип старинной китайской флейты прошел долгий путь формирования, приобрел образно-сематическое воплощение в провизведениях китайских композиторов ХХ столетия. В ходе развития китайского флейтового искусства были заложены основы профессионального флейтового исполнительства, сформированы основные разновидности инструмента, национальные жанры и стили, в которых создавалась музыка для традиционной флейты. На основе традиционного флейтового исполнительства и творческих достижений, в Китае с началом XX века наступает этап становления флейтового концертной традиции европейского образца.

Список литературы:

1. Будаева Т. Б. Музыка традиционного китайского театра цзинцзюй (Пекинская опера): автореф. дис... канд. искусствоведения: 17.00.02 «Музыкальное искусство».- Москва, 2011.- 26 с.

2. Ван Дон Мэй. Великий шелковый путь в истории китайской музыкальной культуры: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 «Музыкальное искусство».- Санкт-Петербург, 2004.- 154 с.

3. Лянь Ицэнь. На пересечении музыкальных традиций Китая и Европы: флейта в сочинении «Яркое солнце сияет над горами Тянь-Шань» Хуана Хувэя. Музыка и время: научный критико-публици-стический журнал.- М.: Научтехлитиздат, 2019 г.- N0. 9.- С. 52-57.

4. Мао Нань Путь развития флейтовой музыки в Китае ХХ столетия: от учебных сочинений в классе композиции к созданию художественного реперуатра флейтиста-исполнителя. Музыкальное образование в современном мире. Диалог времени: сборник науч. тр. СПб: Скифия-Принт, 2018.-Вып. 9.- Ч. 1.- С. 172-175.

5. Чжан Цзючжун, Гарман Харбулт, Чансуй Ван, Чжаочен Конг Самый старый игровой музыкальный инструмент, найденный на территории раннего неолита Цзяху в Китае. Природа. 23 сентября 1999. URL: http://www.nature.eom/nature/j ournal/v401/n6751/pdf/401366a0.pdf >.

6. Чжуан-цзы [перевод В. В. Малявина].- М.: «Мысль», 1995; 2003. URL: http://psylib.org.ua/books/ chuan01/txt02.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.