К вопросу об особенностях обучения игре на бамбуковой флейте в Китае: история и современное состояние проблемы
Чан Цянь,
аспирант института театра, музыки и хореографии, кафедра музыкального образования и воспитания, ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» E-mail: [email protected]
Статья посвящена современным проблемам развития преподавания исполнительского искусства на традиционном древнекитайском духовом инструменте - бамбуковой флейте. Автором предпринята попытка воссоздать историю становления музыкального образования по специальности флейты в Китае, что свидетельствует о том, что за последние 100 лет в сфере китайской музыки многое изменилось благодаря коренным социально-политическим изменениям в стране и творческому всплеску новой плеяды китайских композиторов, исполнителей и педагогов. В статье рассматривается длительный исторический процесс развития китайской музыкальной культуры и связанная с этим модификация бамбуковой флейты, как инструмента, отражающего веяния своего времени. Основной акцент в статье приходится на творческое переосмысление инструмента в новых социально-культурных условиях, однако древнекитайские мировоззренческие представления, связанные с бинарностью человеческого общества и миропорядка в целом (инь и янь), остаются одной из доминантных характеристик рассматриваемого музыкального иснтрумента. В работе показано, что данные исторические установки для современного исполнителя остались незыблемыми. Отсюда специфика творческих и педагогических принципов в освоении древнейшего духового инструмента, основанных на симбиозе традиционных и современных принципов и методик китайской исполнительской, композиторской и педагогической практик.
Ключевые слова: бамбуковая флейта, китайская культура и музыка, музыкальная педагогика, произведения для бамбуковой флейты.
о с
CJ
см см о см
03
Китайская бамбуковая флейта является древнейшим музыкально-духовым инструментов, широко распространенным в Китае по сей день. Это один из старейших инструментов с богатыми культурными традициями музицирования. Бамбуковая флейта занимала важное место в культурной жизни Китая: ритуально-обрядовые действа, культовые виды искусства, сопровождение в хореографии и музыкальных театрах (китайская опера). Возникший в 1950-х годах интерес к китайским традиционным духовым инструментам повлек за собой восстановление производства этих инструментов [1; 5; 12].
Уникальность бамбуковой флейты в музыкальной культуре Китая определяется универсальностью сферы ее применения и широтой распространения как в крестьянском быту, так и при императорском дворе. Музыка в Китае имела особое значение и считалась сакральной. По многочисленным письменным свидетельствам, в период правления династий Восточная Чжоу (770-221 годы до н.э.) и Хань (206-220 годы н.э.) в Древнем Китае наблюдался необычайный подъем культуры и искусства, связанный с деятельностью легендарного собирателя народных ценностей, ученого и поэта - Конфуция (Л? 551-479 до н.э.), который отождествлял музыку с микрокосмосом, воплощающим в человеческом пространстве модель Великого Космоса. В изречениях философа можно найти слова о том, что прекрасная музыка способствует истинному государственному устройству, в связи с чем был создан специальный институт правительственных чиновников, так называемых собирателей поэтического и песенного фольклора. Конфуцианство существенно повлияло на образно-интонационный строй китайской музыки, глубоко пропитанной символикой и метафизикой.
После смерти Конфуция ситуация в стране резко изменилась: на многие годы в Китае воцарилась монгольская династия, существенно сместившая приоритеты во всех сферах искусства, в том числе и музыкальной. Возрождением интереса к музыке ознаменована эпоха правления династии Цин (1644-1911). В указанный период сформировались и утвердились две равноправные исполнительские традиции Китая: Южная и Северная. Тенденции к разделению музыкально-исполнительских и композиторский школ зародились еще в конце правления династии Мин (13681644) примерно с 1600 года. Начиная с середины правления последней китайской династии Цинь (1644-1911) в Китае наблюдается расцвет педаго-
гики и методических трактатов, посвященных начальному обучению игре на различных музыкальных инструментах.
В методиках много внимания уделялось совершенствованию исполнительского мастерства, тонкости и виртуозности и т.д. До этого все технические навыки передавались устно из поколения в поколение. Написанию методических трактатов и появлению первых нотных сборников способствовало развитие полиграфической промышленности в стране и унификация нотации, которая отличалась узколокальной особенностью. В методической и нотной литературе информация об исполнительских традициях, в том числе и на китайских духовых инструментах, впервые появилась в издании, подготовленном Хуа Чупин «Неизвестные сочинения Северной и Южной школ». Так, музыка для бамбуковой флейты Южной и Северной школ сильно отличались, потому что две совершенно автономные школы территориально не пересекались. Спустя много веков выдающиеся музыкальные деятели XX века Лу Чуньлин и Чжао Сунтин (Южная школа), Фэн Цзыцунь, Лю Гуаньюэ, Кун Цзяньхуа, Ван Течуй, Лю Сэн (Северная школа) отразили все основные позиции традиций Южной и Северной школ в своих произведениях для бамбуковой флейты, что на сегодняшний день вызывает немалый интерес.
Начиная с 1800 г. до образования Китайской Народной Республики в 1949 г. в стране не было выработано единого фундамента для дифференциации исполнительских школ. Вместо этого в традиции китайского исполнительства было распространено деление на традиционные исполнительские школы по территориальному принципу, что естественным образом сказалось на диалектных особенностях звукоизвлечения на бамбуковой флейте и на ее репертуаре, основанном, в первую очередь, на местных календарно-обрядовых или церемониальных праздниках.
Кроме того, с XVI века до середины XIX века историко-политические предпосылки подготовили почву для появления западноевропейского искусства в Китае (особенно в период опиумных войн). С середины XIX в. начинается новый отчет преобразований в Китае, повлекших за собой кардинальные изменения во всех сферах жизни, а также в области музыкальной культуры, которые можно выделить на следующие периоды:
1) период до 1949 г. - падение династии Цинь в 1911 г., Первая мировая война 1914-1918 гг., между двумя мировыми войнами 1919-1937 гг., военные события 1937-1949 гг.;
2) образование Китайской народной Республики с 1949 по 1966 гг.;
3) Культурная революция 1966-1976 гг.;
4) окончание Культурной революции по настоящее время с 1977 г.
Первый период был наиважнейшим этапом в становлении и развитии китайской национальной музыкальной композиторской и педагогической деятельности. Мощными темпами происхо-
дило наращивание развития западноевропейского музыкального искусства во всех направлениях, появлялись профессиональные музыкальные учебные заведения, была заложена база по формированию учебно-методической литературы, библиотек и образовательных программ. В этот период, связанный с повышенным национальным самосознанием, начинается процесс формирования национальных композиторских школ, в которых «можно выделить три этапа: робкие шаги по синтезу национальной и западной композиции, синтез на равных и авангардные поиски» [13, с. 546]. Современные исполнители методики обучения игре на бамбуковой флейте зачастую пытаются расширить диапазон возможностей инструмента, используя приемы игры на современной европейской флейте. Между тем, с появлением новых художественных композиций и ростом технического уровня изготовления инструментов в Китае, в частности, бамбуковой флейты, традиционная музыкальная культура не потеряла своей значимости для современного человека.
В период 1949-1966 гг. отмечается повсеместное распространение европейского музыкального образования и появление консерваторий. В этот период появляется большое количество произведений для бамбуковой флейты, которые на первоначальном этапе составляют обработки народных песен с программными названиями [8]. Здесь наблюдается динамика двух противоположно направленных музыкальных тенденций: модернизация и аутентичность. Так, с 1953 г. инструменты семейства бамбуковой флейты появляются на концертной сцене в качестве сольных инструментов, ознаменовав тем самым новый этап в развитии исполнительского искусства на данном инструменте.
Наиболее значительные произведения этого периода композиторов и исполнителей на бамбуковой флейте Фэн Цзыцунь, Лу Чуньлин, Ху Цзинь-цюань Ху Тяньцюань, Ян Хайдэн, Лю Куаньжэнь, Жень Тунсян и др. написаны с использованием национального музыкального материала, в котором угадываются попытки его соединения с европейскими приемами. Отметим, что в китайской музыкально-композиторской практике сложилась традиция, где сами композиторы являются профессиональными исполнителями на музыкальных инструментах, а также педагогами, которые в работе с учениками десятилетиями апробируют свои методические наработки. Китайские композиторы, создавшие необходимый фундаментальный репертуар для бамбуковой флейты, ставший впоследствии классикой китайской музыкальной культуры, внесли большой вклад в развитие духового искусства страны.
История самой бамбуковой флейты насчитывает несколько тысячелетий и, естественно, за такой огромный период исполнительское искусство накопило богатейший опыт, сконцентрировавший большой перечень профессиональных приемов, необходимых для овладения навыками игры
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
на многочисленных разновидностях данного семейства инструментов. Название флейты указывает на материал, из которого она изготовляется -бамбук [14], который в представлении китайцев является священным растением, олицетворяющим вечную жизнь. Традиционные бамбуковые флейты окутаны мифологемами и связаны с древнекитайской двенадцатизвуковой музыкальной системой Люй-люй, где каждому звуку соответствует определенный вид флейты, настроенной по полутонам [9]. Письменные свидетельства существования бамбуковой флейты приводят нас к XII—XI векам до н.э., где описывается, что китайцы использовали куань (флейта из тростника) и сяо (флейта с выдувным концом) [6; 11], в XI веке до н.э. были известны разновидности бамбуковой флейты - чи, юэ и ци [3, с. 36] и известен термин «шуди» - дословно «бамбуковая флейта» [7, с. 61].
Выразительные качества бамбуковой флейты во многом обусловлены широким диапазоном и богатой нюансировкой: отсюда необычайно богатый жанровый спектр произведений, который исполняются на инструменте: от протяжных народных напевов до характерных танцевальных наигрышей. Популяризация инструмента и обучение игры на нем в современных условиях неизбежно сопровождается изучением музыкальной истории Китая, что, собственно, и происходит на курсах исполнительского мастерства на бамбуковой флейте.
Современная педагогическая практика обучению игре на бамбуковой флейте в Китае основана на преемственности передачи традиционных знаний в области искусства бамбуковой флейты с подключением современных технологий обучения: цифровые записи, профессиональные сайты, посвященные инструменту, его истории, творчеству выдающихся композиторов, исполнителей и педагогов. Системный подход к изучению инструмента и подключение исторических справок является обязательным условием для успешного процесса обучения искусству игры на бамбуковой флейте [4, с. 16].
Современные китайские композиторы, педагоги и профессиональные исполнители на бамбуковой флейте в равной степени сочетают культуру исполнительского мастерства многотысячелетней китайской традиции и западноевропейской музыкальной школы. Традиционные методы построения композиций органично вплетаются в формообразовательный процесс современных исполнительских и композиционных приемов.
Наиболее прославившиеся композиторы и исполнители в области исткусства бамбуковой флейты преподавали и преподают в высших учебных заведениях Китая, вкладывая свой бесценный опыт в фундаментальное развитие национальной флейтовой школы. Среди них Чэнь Саньцин - про-5 фессор Центральной консерватории (Пекин), Хан о Голян (род. в 1963) - народный артист Китая, сой лист Китайского национального симфонического ° оркестра, педагог Центральной консерватории, ав Хэ Шэнци - педагог Шанхайской консерватории,
Чжу Тунде - педагог, заместитель декана Центральной консерватории, Ли Сюэцюань - солист Центрального симфонического оркестра, директор Китайской ассоциации музыкантов, и президент Пекинского общества флейты, Хан Чжунцзе (1920-2018) - дирижер Шанхайского симфонического оркестра, Лу Чуньлин (1921-2018) - композитор, профессор Шанхайской консерватории, Лю Гуань Юэ (1918-1990) - солист «Театра песни и танца» в Тяньцзине, Вэньхуэй Се - руководитель оркестра флейт, Чэн Чжун (1919-2002) - профессор Тяньцзиньской консерватории, Фэн Цзы-цунь (1904-1987) - известный солист, композитор, Чжана Чуань Хао - солист и композитор.
В заключении отметим, что в искусстве музицирования на бамбуковой флейте существует недавняя практика ансамблевой формы исполнения на бамбуковых флейтах. Это, так называемый оркестр китайской бамбуковой флейты фЩ ШШ, основанный известнейшим исполнителей на бамбуковых флейтах ди и сяо - Чжан Вэйлян [10; 11 ]. Своим творчеством музыкант популяризировал флейтовую музыку современных китайских композиторов, что невероятно усилило интерес китайской публики к традиционной музыке и древнейшему инструменту.
Интеграция китайской музыкальной традиции в современную музыкальную культуру прошла долгий путь становления и продолжает развиваться уверенными темпами, завоевывая интерес и успех на мировой музыкальной сцене.
Литература
1. Ван Цзычу, Сю Хайлинь. Музыкальные инструменты. Шанхай, 2001. 276 с.
2. Ло Пин. Краткая история искусства игры на флейте // Научно-техническое богатство Китая. Пекин, 2010. C. 12-24.
3. Лю Цзайшэн. История древнекитайской музыки в упрощённом изложении. Пекин, 2007. 470 с.
4. Лянь Ицэнь. Традиционное и европейское в современном флейтовом искусстве Китая: образование, исполнительство, репертуар / Диссер. на соискание ученой степени канд. искус. Саранск: НИМГУ им. Н.П. Огарева, 2021. 198 с.
5. Музыкальные инструменты Китая: иллюстрированный очерк / Ред. и доп. И.З. Алендера. М.: «Музгиз», 1958. 51 с.
6. Сяо // Музыкальные инструменты: энциклопедия. - М.: «Дека-ВС», 2008. С. 555.
7. У Чжао. Чистый звук прошлого. Сучжоу, 2006. 168 с.
8. Цзи Яньи. Китайская бамбуковая флейта: история и конструктивные особенности // Проблемы музыкальной науки // Music Scholarship, АНО ДПО НМЦ «Инновационное искусствознание», 2021. № 2. С. 86-93.
9. Ху Ципин. Исследование китайской традиционной культуры гуаньлюй. - Шанхай, 2003. -425 с.
10. Хуан Шуай, Хватова С.И. Возрождение искусства исполнения на традиционном китайском духовом инструменте бамбуковая флейта ди // Культурная жизнь Юга России. № 1 (76). 2020. С.37-40.
11. Чанг Дунгминг. Говоря о прошлом и настоящем сяо и ди // Журнал музыкальных инструментов. 2019. № 6. С. 30-33.
12. Чэнь Цзяньхуа. Справочник по духовым инструментам. - Шанхай: Шанхайское муз. изд-во, 1999. 296 с.
13. Юнусова В.Н. Взаимодействие символики звука и цвета в произведениях Тан Дуна // Международная научно-практическая конференция Галеевские чтения «Прометей» 2012. Казань, 6-8 апреля 2012 г.
14. Янь Пин. К вопросу о влиянии формы и структуры флейты на развитие искусства // Музыка Северного Китая. Хэйлунцзян, 2011. C. 7-11.
TO THE QUESTION OF THE FEATURES OF LEARNING TO PLAY THE BAMBOO FLUTE IN CHINA: HISTORY AND CURRENT STATE OF THE PROBLEM
Chang Qian
Herzen State Pedagogical University of Russia
The article is devcted to mcdern problems cf the devetopment cf teaching the performing arts оп the traditfonal ancient Chinese wind instrument - the bamboo flute. The autlw made an attempt to recreate the history of the format^n of musical educatbn in the specialty of the flute in China, which indicates that over the past 100 years, much has changed in the field of Chinese music due to fundamental sccic-pclitical changes in the cauntry and the creative surge of a new galaxy of Chinese ^m^sers, performers and teachers. The article insiders the bng historical process of devetopment of Chinese musical culture and the related mcdificaticn of the bam-Ьоо flute as an instrument that reflects the trends of its time. The main emphasis in the article falls оп the creative rethinking of the instrument in new sccic-cultural c^difi^s, hrowever, the ancient Chinese worldviews associated with the binarity of human society and the world wder as a whde (yin and yang) remain one of the
dominant characteristics of the considered musical instrument. The work shows that these historical settings for the modern performer have remained unshakable. Hence the specificity of creative and pedagogical principles in the development of the ancient wind instrument, based on the symbiosis of traditional and modern principles and methods of Chinese performing, composing and pedagogical practices.
Keywords: bamboo flute, Chinese culture and music, music pedagogy, pieces for bamboo flute.
References
1. Wang Zichu, Xu Hailin. Musical instruments. Shanghai, 2001. 276 p.
2. Lo Ping Brief history of the art of playing the flute // Scientific and technical wealth of China. Beijing, 2010. pp. 12-24.
3. Liu Zaisheng. A simplified history of ancient Chinese music. Beijing, 2007. 470 p.
4. Lian Yizen. Traditional and European in modern Chinese flute art: education, performance, repertoire / Dissertation. for the degree of Cand. art. Saransk: NIMGU im. N.P. Ogareva, 2021. 198 p.
5. Chinese Musical Instruments: An Illustrated Essay / Ed. and additional from Alender. M.: «Muzgiz», 1958. 51 p.
6. Xiao // Musical instruments: encyclopedia. M.: «Deka-VS», 2008. pp. 555.
7. Wu Zhao Pure sound of the past. Suzhou, 2006. 168 p.
8. Ji Yanyi. Chinese bamboo flute: history and design features // Problems of musical science // Music Scholarship, ANO DPO NMC «Innovative Art Studies», 2021. No. 2. pp. 86-93.
9. Hu Qiping. Research of the Chinese traditional culture gu-anluy. Shanghai, 2003. 425 p.
10. Huang Shuai, Khvatova S.I. Revival of the art of performing on a traditional Chinese wind instrument bamboo flute di // Cultural Life of the South of Russia. No. 1 (76). 2020. pp. 37-40.
11. Chang Dungming. Speaking about the past and present xiao and di // Journal of Musical Instruments. 2019. No. 6. pp. 30-33.
12. Chen Jianhua. Handbook of Wind Instruments. Shan-hai: Shanghai music. publishing house, 1999. 296 p.
13. Yunusova V.N. Interaction of the symbolism of sound and color in the works of Tang Dun // International Scientific and Practical Conference Galeev Readings «Prometheus». 2012. Kazan, April 6-8, 2012.
14. Yan Ping. On the question of the influence of the form and structure of the flute on the development of art // Music of Northern China. Heilongjiang, 2011. pp. 7-11.