«Научные исследования и инновации»
УДК: 788.52
Цзи Яньи Ji YanYi
Аспирант PhD student
Российский государственный педагогический университет
Russian State Pedagogical University
ИСКУССТВО КИТАЙСКОЙ БАМБУКОВОЙ ФЛЕЙТЫ THE ART OF CHINESE BAMBOO FLUTE
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы эволюции китайской бамбуковой флейты. Внимание акцентируется на значении этого традиционного музыкального инструмента Китая для развития композиторского и исполнительского творчества. Охарактеризована концертная деятельность оркестра китайской бамбуковой флейты.
Abstract. The article discusses an evolution of Chinese bamboo flute. The Main attention is focused on the importance of this traditional Chinese musical instrument for the development of composers' and performing arts. The concert activity of the Chinese Bamboo Flute Orchestra is described.
Ключевые слова: Китайская бамбуковая флейта, инструмент, музыка, композитор, Оркестр китайской бамбуковой флейты, Чжан Вэйлян.
Keywords: Chinese Bamboo Flute, Instrument, Music, Composer, Chinese Bamboo Flute Orchestra, Zhang Weiliang.
Знаковую роль в формировании и эволюции музыкальной культуры Китая, ее функционировании в китайском обществе как своеобразного эстетического феномена, принадлежит искусству игры на бамбуковой флейте. Как известно, флейтовое исполнительство в Китае богато глубокими традициями и значительными достижениями. Их исследование и публичная огласка в наше время имеет фундаментальное значение как для развития национальной флейтовой школы, так и для грядущих поколений флейтистов мирового уровня.
Сегодня можно констатировать тот факт, что в искусствоведении пока еще отсутствуют квалифицированные научные труды о развитии китайского
VМеждународная научно-практическая конференция исполнительства на бамбуковой флейте. Нет также систематизированных
данных о гастрольной деятельности китайских флейтистов за пределами Китая
и концертах зарубежных исполнителей в КНР. В недостаточной степени
проанализировано поэтапное обогащение китайского флейтового репертуара в
контексте становления европейского исполнительства.
Следовательно, также возник вопрос о необходимости более детального анализа проблем и тенденций прогрессирования китайского флейтового искусства, так как без старательного исследования и характеристики его источников и достижений становится невозможным перспективное усовершенствование этой области музыкальной культуры.
Историки обнаружили, что бамбуковая флейта имеет долгую историю, особенно в Китае и Индии. Флейты вошли в историю в записях и произведениях искусства, начиная с династии Чжоу. «Древнейшие письменные источники показывают, что в XII-XI вв. до н.э. китайцы использовали куань (тростниковый инструмент) и сио (или сяо, флейту с выдувным концом, часто из бамбука), за которой следовали чи (или чи) в 9 веке до нашей эры и юэ в 8 веке до нашей эры [1, с. 36]». Из них ци - самая старая известная поперечная флейта, которая была сделана из бамбука. «У китайцев существует слово «zhudi», что буквально означает «бамбуковая флейта» [2, с. 61].
Китайские флейты бывают разных типов. Они включают поперечные канавки:
- дизи (и его разновидности, такие как qudi и bangdi; основные поперечные флейты, обычно сделанные из бамбука и отчетливо имеют жужжащую мембрану);
- коди (маленькая флейта с выдувным ртом и открытыми концами);
- тулян (большая центральная флейта с открытыми концами);
- чи (древняя центральная поперечная флейта с закрытыми концами и отверстиями для передних пальцев);
- хэнсяо (дизи без мембраны);
- ксинди (полностью хроматический дизи без мембраны);
«Научные исследования и инновации»
- Цзяцзянь Ди (дизи с ключами без мембраны).
Концевые флейты (воздух делится прямо на мундштуке) - сяо (выдувная вертикальная бамбуковая флейта) [3, с. 261].
Китайские флейты обычно изготавливаются из бамбука и причислены к бамбуковой классификации китайской музыки, хотя они могут быть (и были) сделаны из других материалов, таких как нефрит. «В современную эпоху бамбуковые флейты распространены в местах с легким доступом к бамбуку, включая Азию, Южную и Юго-Восточную Азию, Южную Америку и Африку» [4, с. 83].
Одним из наиболее представительных ансамблей традиционной китайской музыки, участвующих в культурном обмене сегодня, является Оркестр
китайской бамбуковой флейты (ФШ ЗЗШ). Коллектив был основан одним
из ведущих исполнителей на бамбуковых флейтах дизи (Ш?) и сяо Чжан
Вэйлян (ЗШ &). За время существования оркестр проделал большую работу. Он заказывал и популяризировал музыку ныне живущих композиторов. Использовал современные технологии для обновления дизайна и последующего строительства новых дизи. Это также повысило компетентность китайских музыкантов в игре в нетрадиционных ансамблевых условиях. И, наконец, помимо защиты и обновления китайской традиционной музыки, оркестр повысил авторитет китайской музыки на международном уровне.
До создания Китайского оркестра бамбуковых флейт никогда не было специального концерта, посвященного ансамблю бамбуковой флейты. Для сравнения можно послушать бесчисленное множество концертов западной струнной и духовой музыки как внутри страны, так и за рубежом. Когда звучали ансамбли китайских бамбуковых флейт, это была только часть концерта, а не отдельное мероприятие. В целом ансамбль бамбуковой флейты по развитию отстает от сольного репертуара.
Цель функционирования Оркестра китайской бамбуковой флейты состоит в том, чтобы использовать бамбуковую флейту в качестве средства для
VМеждународная научно-практическая конференция интеграции и соединения китайской музыки с современной мировой музыкой,
тем самым создавая современную китайскую музыку, которая может
адаптироваться к развитию мировой музыки, культуры и изобразительного
искусства. Эта цель сегодня остается прежней и не изменилась!
В последнее время другие исполнители китайских традиционных инструментов начали создавать подобные мульти инструментальные ансамбли. «Композитор Вэньхуэй Се ( Ш ^ Ш ), соавтор оркестра, отдает должное первоначальному видению Чжана Вэйляна, положившему начало этой тенденции, а также его уникальному подходу» [5, с. 128].
В последние пять лет он был оригинален в выборе репертуара для каждого концерта, включая как простые аранжировки (обновленные версии музыки из традиционного репертуара), так и новые экспериментальные работы. Вэньхуэй Се собирает множество бамбуковых флейт, других инструментов и сочетает их с мультимедийными элементами или электронной музыкой.
Таким образом, китайское флейтовое исполнительство имеет богатейшую историю, божественный звук бамбуковой флейты воспевали поэты, художники, музыканты. Все отмеченные качества игры на китайской бамбуковой флейте -это результат многовековой исполнительской традиции. Поэтому корректнее будет определять их как национальный стиль исполнения, переходящий из поколения в поколение инструменталистов, и осуществляемый в процессе коллективного творчества.
Этот национальный стиль исполнения, формировавшийся в течение веков в Китае, постоянно обновлялся, несмотря на то, что подобные обновления иногда носили стихийный характер. В ходе эволюции исполнительство на духовых инструментах и возникновение интенсифицирующих процессов, способствующих профессиональному обучению, произошла трансформация национального стиля в традицию.
«Научные исследования и инновации» Библиографический список:
1. Лю Цзайшэн. Чжунго гудай иньюэ ши цзяньшу / История древнекитайской музыки в упрощённом изложении. - Пекин, 2007. - 470 с.
2. У Чжао. Цзюэши цин инь / Чистый звук прошлого. - Сучжоу, 2006. - 168
с.
3. Чжунго иньюэ цыдянь / Словарь китайской музыки. - Пекин, 2007. - 581
с.
4. Ван Цзычу, Сю Хайлинь. Юэ ци / Музыкальные инструменты. - Шанхай, 2001. - 276 с.
5. Ли Гуй-у. Ци юэ и шу / Искусство инструментальной музыки. - Шаньси, 2005. - 222 с.
УДК 7
Цзэн Цян Zeng Qiang
Аспирант PhD student
Российский государственный педагогический университет
Russian State Pedagogical University
РАЗВИТИЕ КИТАЙСКОГО ИСКУССТВА ПЕСНИ В НАЧАЛЕ 20 ВЕКА
DEVELOPMENT OF CHINESE ART SONGS IN THE EARLY 20TH CENTURY
Аннотация: Художественные песни возникли в Европе в конце XVIII — начале XIX века.Китайские композиторыобладали первоначальными представлениями о музыке Запада. Западная музыка оказала большое влияние на развитие китайской музыкальной культуры, что привело к интеграции западной музыкальной традиции в музыкальную культуру Китая.