ТРАДИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
М.М. Акулич
Кафедра социологии и социального управления Тюменский государственный университет ул. Семакова, 10, Тюмень, Россия, 625003
Особое место в современной культурологии занимает проблематика традиционной и инновационной культуры, гармоничное сочетание которых является залогом, с одной стороны, развития, с другой — сохранения наиболее существенных для общества проверенных временем ценностей. В статье данная проблематика рассматривается в контексте полиэтнического общества, в котором сохранение традиционных устоев выступает необходимым условием сохранения национальной идентичности.
Ключевые слова: традиция, инновация, полиэтническое общество, социокультурное развитие.
В современной культурологической науке наибольшее распространение получили три основные концепции культуры: технологическая (культура рассматривается с позиций определенного уровня производства и воспроизводства общественной жизни); деятельностная (культура предстает как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе); ценностная (аксиологическая) (культура как воплощение, реализация должного в сущее и реальное, как некий идеал должного) [5. С 13]. Анализ показывает, что эти концепции не противостоят друг другу и не являются альтернативными по сути. Авторы, разрабатывающие каждую из них, изучают отдельные важные, значимые и реально существующие стороны феномена культуры. Этим достигается наиболее полное и адекватное изучение данного явления. В реальной практике социокультурного развития человечества культура в одно и то же время, но в разных отношениях являлась и является идеалом и определенным способом, и результатом жизни и деятельности человека, характеристикой уровня развития производства.
Богатство социокультурного развития полиэтнического общества создается, с одной стороны, культурным многообразием, самобытностью и уникальностью культур различных этносов, с другой — авторской, профессиональной культурой. По мере развития общества традиционная культура постепенно вытесняется культурой профессиональной, что является вполне закономерным и исторически оправданным. Сохранение и развитие в этих условиях традиционной культуры приобретает особую актуальность. В этой связи важно определить понятие традиционной культуры.
«Культуре традиционной противостоит культура авторская, профессиональная, хотя в ней возможно в широких масштабах использовать традиционные на-
родные мотивы и приемы. В силу этого обстоятельства далеко не всегда между традиционной и профессиональной культурой можно провести четкую грань» [6. С 244].
М.А. Суханова пишет: «Понятие традиции и инновации могут быть соотнесены с разными пластами человеческой культуры, человеческой истории. Традиция возникла и развивалась в первобытной культуре, где определенный набор символов и знаний передавался из поколения в поколение и осваивался всеми членами первобытного общества. В то время как для рождения цивилизаций... потребовалось нечто большее, а именно появление культурных инноваций» [9]. Заметим, что появление культурных инноваций не означало исчезновение культурных традиций.
В реальности противоположностью традиционной культуре служит не авторская и тем более не профессиональная, а инновационная культура. Традиционная и инновационная культура — это типология единой культуры того или иного этноса, общества и т.д., осуществленная по отношению к старому и новому. В культуре развитие, как известно, происходит посредством смены старого новым. Традиционная культура — это культура, закрепленная в жизненном опыте многих поколений, которая передается из поколения в поколение и способствует сохранению и развитию человечества, различных обществ и общностей. Инновационная культура отражает новое в идеалах и ценностях, способах деятельности и достижениях, в производстве, распределении, обмене и потреблении благ. «Инновационная культура — это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [2].
В разные периоды развития социальных систем наблюдается различное соотношение традиционного и инновационного компонентов единой культуры, или, иначе сказать, различное развитие этих двух типов культуры. В разные исторические эпохи то, что было инновационным, постепенно закреплялось и сохранялось в культуре и становилось традиционным или вообще исчезало, не получало поддержки и интереса со стороны больших социальных групп.
Различные типы культур (массовая и элитарная, духовная и материальная, политическая, правовая и электоральная, профессиональная, корпоративная культура, а также культуры различных этносов и субкультур) в своем историческом развитии и функционировании могут быть рассмотрены и исследованы с позиций традиционности и инновационности. В каждой из них что-то является традиционным, что-то инновационным. В какой-то культуре больше традиционного, чем инновационного, в какой-то — наоборот. Так, в культуре этносов в сравнении с культурой профессиональных групп традиционная составляющая более выражена, чем инновационная. Язык, ценности, традиции, обычаи, моральные нормы имеют устойчивые формы и не претерпевают существенных изменений на протяжении длительного времени.
Рассмотрение языка с позиций традиционности и инновационности свидетельствует о том, что в языке всегда есть отличающаяся (традиционная) составляющая. Хотя, конечно, любой язык не остается абсолютно неизменным, а изменяется, совершенствуется, можно сказать, модернизируется. Если сравнить, к примеру, русский язык XVII в. и современный русский язык, отличий будет найдено достаточно, но это язык, который по-прежнему остается языком русского народа.
Традиции разных наций и народностей многообразны. В то же время в них имеется общее, особенное и единичное. Общее отражено в сущности, предназначении той или иной традиции (традиции брачные в принципе отличаются от традиций профессиональных и т.д.). Особенное присуще конкретных традициям — религиозным, семейным, городским и т.д. Единичное — это то, как проявляются данные традиции в культуре различных этносов.
Можно рассмотреть традиции и обычаи разных народов, которые передаются из поколения в поколение и могут сохраняться длительное время даже, если не поддерживаются государством. Это совершенно не означает, что культура в сфере традиций и обычаев закрыта для инноваций. Однако инновации здесь становятся традициями в том случае, если они непосредственно направлены на сохранение и упрочение настоящего и будущего положения этноса, его благополучия. Инновации же, способные привести к разрушению устоявшихся традиций и обрядов как бы блокируются традиционной культурой. Важно учитывать и то, что инновации могут инициироваться извне и внедряться при помощи активного внешнего воздействия, например, при помощи господствующей идеологии и соответствующих механизмов ее внедрения.
В условиях социальных трансформаций происходит активное формирование инновационной культуры. В современной России формируется культура рыночных отношений. Такая культура в историческом развитии страны имела достаточно широкое развитие. Например, развитие купечества, предпринимательства формировало культуру торговли, предпринимательской деятельности.
Кардинальное изменение системы ценностей, распад «социалистической империи» и отказ от коммунистической идеологии, произошедшие в процессе перестройки, способствовали сущностным изменениям в мировоззрении людей. Это, несомненно, отразилось и на сущностных характеристиках культуры. Можно сказать, что за период существования советской власти идеалы и ценности коммунизма во многом стали традиционными, вошли как составная часть «в копилку» традиционной культуры нашей страны. В основном это идеалы и ценности, которые основаны на ценностях гуманистических, общечеловеческих. Вместе с тем общество в предельно короткие сроки отказалось от того, что было связано собственно с идеологией,
В аспекте развития инноваций и формирования инновационной культуры показательным является развитие Интернета и формирование интернет-культуры. Она включает в себя культуру пользования интернет-услугами, культуру интернет-общения, культуру, связанную с техническими аспектами Интернета. Какая-то часть этих культурных инновации пройдет «проверку временем» и пе-
рейдет в разряд традиционной культуры. Инновационная культура во многом является надэтнической, глобализационной.
Модернизация российского общества и его основных социальных сфер способствует возникновению нового, инновационного как в производстве, управлении, так и культуре, мировоззрении. Не умаляя значения инновационной культуры, отметим, что в современных условиях особенно актуальной становится проблема сохранения и развития традиционной культуры.
Культура имеет многообразные функции, в частности адаптивную, интегративную, информационную, познавательную, коммуникативную, регулятивную, функцию социализации и др. [4. С. 68]. Одной из важнейших является регулятивная функция. Культурные регуляторы более устойчивы, чем правовые, поскольку существуют более длительное время и в меньшей степени подвержены изменениям. Правила и нормы, принятые в культуре отдельных этносов, служат важными регуляторами отношений и взаимодействий, создают благоприятную нравственно-психологическую атмосферу.
В полиэтническом обществе характерной чертой становится взаимовлияние культур. Большую роль здесь играет господствующая культура — культура наиболее многочисленного этноса. Происходит взаимообогащение и развитие культур. Однако наряду с позитивным аспектом взаимовлияния культур существуют и негативные. Широко известен процесс ассимиляции (от лат. а881ш11аИо уподобление, сходство), в ходе которого этническое меньшинство, принимая язык, ценности, нормы поведения и культуру большинства, в конечном счете изменяет свою идентичность, самосознание и поглощается большинством. Начальной стадией процесса ассимиляции можно считать поэтапную утрату ассимилируемым народом родного языка в качестве средства общения, в том числе в сфере внут-риэтнической коммуникации. Конечной стадией процесса коммуникации можно считать перемену этнической идентичности» [7. С. 67]. В связи с этим особенно важно поддерживать культуру малочисленных народов, создавать условия для ее сохранения и развития.
Л.М. Дробижева справедливо замечает, что этническая и государственная идентичность существуют как взаимодополняющие: русский чувствует себя русским (идентифицирует себя с русскими) и россиянином (идентифицирует себя с теми, кто проживает в России). Этническая идентичность различна в различные исторические периоды развития стран и этносов. В условиях глобализации интеграционных процессов, становления единого мирового рынка, быстрого распространения информации особенно актуализируется проблема культурной идентичности. Согласимся с Ф. Кессиди, отметившим, что «теоретики глобализации нередко говорят о зарождении в недалеком будущем качественно нового человека и глобальной формы сообщества — мегаобщества, мегакультуры, суперэтноса. Однако глобализация, Интернет и другие важнейшие средства информации не в состоянии породить нового человека, то есть человека вне определенного этноса и ведущей цивилизации, а также крупных этносов, история и культура которых исчисляются тысячелетиями. Интеграция (объединение) культур требует взаимо-
понимания людей, воспитанных в условиях разных культур, например, таких, как культуры Запада и Востока (мир ислама, Китая, Индии и др.). Именно поэтому интеграция культур, то есть образование единой (мировой) культуры и даже „слияние“ в обозримом будущем этносов (наций и народов) в некий планетарный суперэтнос или „мегаобщество“, представляется весьма проблематичным» [1. C. 504]. На самом деле в мировой культуре находит отражение культура стран-лидеров, а другие культуры имеют региональное значение.
В современном мире имеет место серьезная проблема разрушения традиционных культурных ценностей и образцов, обладающих нравственной основой. Формирование инновационной культуры происходит часто безотносительно к нравственности и морали (например, культура гламурного общества как тяготение к роскоши, «красивой жизни» и т.д.). Современную стадию в развитии постиндустриального общества некоторые исследователи называют глэм-капитализ-мом. По мнению Д.В. Иванова, автора книги «Глэм-капитализм», гламур отражает «рациональность сегодняшнего капитализма». Гламур здесь предстает как социокультурный феномен и определенный тип экономики. Ученый обосновывает идею о том, что глэм-капитализм является социально-экономической формацией, системно воспроизводящей потребительские ценности, составляющие ядро глэм-куль-туры. Глэм-культура родилась в недрах общества глобальной маркетизации и массового потребления. Ее маркетинговая стратегия ориентирована на рынки особого рода, а именно — на рынки развлечений, удовольствий, шоу-представлений, роскоши и моды. Массмедийная сфера (ТВ, кино, глянцевые журналы, реклама, Интернет) стала главным коммуникативным каналом, транслирующим ценности глэм-культуры.
Дискурс глэм-культуры строится на таких базовых концептуальных формулах, как enjoy yourself, «бери от жизни все», «живи играючи», «не бери ничего в голову», «не грузи ближнего своего», «я этого достойна», «стань звездой», «равнение на звезд», «жить — хорошо, а хорошо жить — еще лучше», «бренд всему голова», «имидж — все», «шагай в ногу с модой».
Основными символическими фигурами, посредством которых артикулируется и транслируется дискурс глэм-культуры, являются презентируемые масс-медийными каналами статусно-престижные имиджи и бренды, а также модные образы, представленные знаменитыми топ-моделями и шоу-звездами.
Носителем и главным субъектом-распространителем дискурса глэм-культу-ры выступает группа так называемых селебритис (celebrities), т.е. медийных знаменитостей. К ним относятся люди, постоянно присутствующие на экранах, пользующиеся большой популярностью у публики и имеющие возможность посредством СМИ влиять на взгляды, поведение и образ жизни обычных людей.
На формирование и поддержание общества потребления направлена в целом масскультура. Глэм-культура — это, по всей вероятности, своеобразное выделение в масскультуре элитной, в новом значении этого слова, культуры. Глэм-куль-тура — это культура глобализирующегося общества, все больше отделяющая общество от этнических культур, от культуры традиционной.
Глобальный экономический кризис является кризисом общества потребления и, соответственно, культур его поддерживающих, хотя кризис экономический всегда более очевиден, нежели социокультурный. По существу, в современном мире есть серьезная угроза будущего человечества на Земле. Об этом уже во весь голос «заявляет» природа изменением климата, экологическими катастрофами. Что может стать противоположностью культуре общества потребления? До тех пор, пока будет существовать потребительское общество, будут существовать и возникать культуры, его оправдывающие и поддерживающие. И только по мере развития человечества, осознания угроз потребительского общества будет происходить и формирование иных культур.
На сегодняшний день определенный противовес этой культуре составляет традиционная культура. Представляется, что традиционная культура является важнейшим фактором социокультурного развития полиэтнического общества, сохранения его уникального культурного многообразия, социокультурной и этнической идентичности. В многообразии культур и их животворящей силе находятся истоки развития региональной и глобальной культуры, мировой культуры и культуры этносов. Все культуры имеют одинаковое право на существование и развитие, но далеко не одинаковые возможности для этого. Устойчивость цивилизации во многом определяется культурой, и тем, как сохраняется культурное наследие. Под культурным наследием понимается «часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколениями» [3. С. 152]. В России до настоящего времени сохранилось богатейшее культурное наследие, включающее результаты социокультурного развития различных наций и народностей.
В условиях глобализации, трансформации и модернизации важнейшей задачей современного государства становится создание необходимых и достаточных условий для сохранения и развития традиционной культуры и формирования культуры инновационной. Важно рассматривать эти процессы не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие. Инновационную же культуру необходимо исследовать во всем ее культурном многообразии.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Глобалистика: энциклопедия. — М.: Радуга, 2003.
[2] Инновационная культура // WWW 80СЮ^у.у1ЬЫг/.../ innovacionnya-kultura.html
[3] Кравченко А.И. Краткий социологический словарь. — М.: Проспект, 2009.
[4] Культурология / Под ред. С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. — М.: Проспект, 2010.
[5] Культурология. История мировой культуры / Под ред. профессора А.Н. Марковой. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
[6] Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г.В. Осипова. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1998.
[7] Социологическая энциклопедия: В 2-х т. — Т. 1. — М.: Мысль, 2003.
[8] Русакова О.Ф. Дискурс глобальной глэм-культуры // madipi.ru/index?option=com
[9] Суханова М.А. Традиции и инновации в культуре // Antropology.ru/.../ educionnov_65.html
TRADITIONAL AND INNOVATIVE CULTURE IN POLYETHNIC SOCIETY
М.М. Akulich
Sociology and Social Administration Chair Tyumen State University Semakova str., 10, Tyumen, Russia, 625003
The topics related to traditional and innovative culture hold a specific place in contemporary cultural studies. On the one hand, the harmonious balance between traditional and innovative culture is the safeguard of social development. On the other hand, it contributes to the perpetuation of the most essential time-honoured and time-tested social values. The article examines the given range of problems in the framework of polyethnic society, where the maintenance of established traditions emerges as an indispensable requirement for national identity preservation.
Key words: tradition, innovation, polyethnic society, sociocultural development.