Научная статья на тему 'Традиции семейных отношений как ресурс самосохранения народа'

Традиции семейных отношений как ресурс самосохранения народа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
321
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / семейные отношения / семейные ценности / домашнее общение / самоизоляция / family / family relations / family values / home communication / self-isolation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И А. Шаповалова

В статье рассмотрен вопрос определения роли и значения семьи и крепких семейных отношений в контексте современной социокультурной ситуации. Автор обращает пристальное внимание на анализ противоречий, возникающих среди членов семьи в процессе домашнего общения в условиях самоизоляции: интерес представляет сопоставление опыта, традиций и культуры семейной жизни в разных странах – Китае и России. Особое внимание в статье сосредоточено на анализе проявления традиционных представлений о ключевых жизненных ценностях (служении Родине, роли мужчины и женщины в семье, родителях) в литературном наследии двух государств. В заключение исследования выявлены те противоречия в семейной жизни, которые детерминированы геополитическими, экономическими, экологическими изменениями в XXI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONS OF FAMILY RELATIONS AS A RESOURCE FOR SELF-PRESERVATION OF THE PEOPLE

The article considers the issue of determining the role and significance of the family and strong family relations in the context of modern socio-cultural situation. The author pays close attention to the analysis of contradictions that arise among family members in the process of home communication in conditions of self-isolation: it is interesting to compare the experience, traditions and culture of family life in different countries – China and Russia. Special attention is focused on the analysis of traditional ideas about the key values of life (service to the Motherland, the role of men and women in the family, parents) in the literary heritage of the two states. In conclusion, the study reveals the contradictions in family life, economic and environmental changes in 21 century.

Текст научной работы на тему «Традиции семейных отношений как ресурс самосохранения народа»

саться немедленно принятых решений, ведь именно в процессе манипуляции на психику давят необходимостью быстро сориентироваться в выборе и принять решение. Для большего эффекта давления нередко используют и громкую музыку, ограниченность пространства, чтобы человеку стало некомфортно, и защитные функции мозга отключились.

Что касается манипуляций со стороны СМИ, то тут важно использовать возможности медиаобразования. Они позволяют развивать и тренировать критическое мышление, не вестись на провокации и более-менее трезво оценивать бесконечный поток новостей. Поэтому стоит и глобальная задача переориентации педагогической деятельности на формирование противодействия социальному манипулированию. Мы отметили огромное число технологий, методов, механизмов манипулирования социальным сознанием личности. На наш взгляд, должен быть и богатейший арсенал педагогических технологий, методов противодействия социальному манипулированию, который следует использовать в образовательном процессе.

Например, в коллективной монографии под редакцией Л.Н. Бережновой [10] рассматривается педагогическая концепция подготовки военнослужащих войск (курсантов) национальной гвардии к определению информации провокационного характера, в которой отражены ключевые позиции, направления реализации замысла и ведущие идеи, обращается внимание на процессы содействия самообразованию курсантов военных институтов войск национальной гвардии в работе с провокационной информацией, развитие умений понимания информационных потоков по актуальности и истинности в динамической модели ИКТ-компетенции, использование рефлексии при анализе провокационной информации.

Организуя педагогический процесс со студентами в вузе, мы часто используем метод группового исследования, который помогает кроме решения предметно-дидактических задач учебной дисциплины решать задачи формирования противодействия социальному манипулированию. Эта методика предполагает организацию деятельности студентов в группах по несколько человек (3 - 4), каждой группе дается чистый плакат (лист) и ручка, для того, чтобы отразить

Библиографический список

собственные мнения по обсуждаемой проблеме (здесь выясняются мнения членов группы, разность позиций, и затем формируется общее сообщение, которое озвучивает один из участников группы), такая же работа происходит и в других группах. Выслушав результаты обсуждения, в которых представлены разные точки зрения, педагог получает представления о мнениях студентов и в процессе обобщения может оказать влияние на изменения в сознании собственного представления, заставить задуматься студента, усомниться, здесь важен подбор фактов, позволяющих опровергать или, наоборот, подтверждать значимость обсуждаемой ситуации. В нашей работе [11] приводится множество различных технологий, которые могут быть использованы как педагогические инструменты в образовательном процессе вуза для решения задачи противодействия социальному манипулированию молодежью.

Наиболее эффективна для этих целей технология «Открытое пространство» [11, с. 151 - 153], разработанная ведущим тренером-консультантом компании «БЕСТ-Тренинг» Ольгой Золотаревой [12], которая также предполагает работу в группах и может быть реализована в образовательном процессе; для решения этих задач целесообразны и гуманитарные технологии [11, с. 145].

В дидактической составляющей педагогической науки на современном этапе предложено множество технологий, которые могут быть направлены на формирование противодействия социальному манипулированию молодежью. Однако необходима четкая ориентация в профессиональных стандартах на решение такой задачи и обозначение компетенций, воспитание которых в образовательном процессе помогут формированию умений противодействия социальному манипулированию.

Наше исследование подтверждает актуальность проблемы изменения характера деятельности педагога в целях формирования умений противодействия социальному манипулированию молодежью, показывает, что в теории педагогики и образовательной практике предложено огромное число педагогических, воспитательных, социальных, культуроцентрированных технологий, которые могут быть ориентированы на решение задач формирования умений противодействия социальному манипулированию.

1. Суртаева Н.Н. Воспитательные технологии профилактики противодействия социальному манипулированию молодежи в современном социокультурном пространстве. Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор С.В. Кривых. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2019: 27 - 31.

2. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. Москва: «АСТ-ПРЕСС», 1998.

3. Сергеева З.Н. К вопросу об экспликации содержания понятия «Социальное манипулирование». Идеи и идеалы. 2010; Т. 2, № 2 (4): 107 - 112.

4. Franke H.W. Der Manipulierte Mensch. Wiesbaden, 1964.

5. Михайлова Л.И. Социальное манипулирование в государственном управлении. Available at: http://www.rusnauka.com/28_NII_2012/Gosupravlenie/2_117602.doc.ht

6. Епишев С.О. Социальное манипулирование молодежью. Москва: Канон+РООИ «реабилитаци», 2019.

7. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. Москва: Алгоритм, 2002: 75 - 76.

8. Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами. Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс. Санкт-Петербург: Изда-тельско-торговый дом «Скифия», 2008.

9. Осипова Н.Г. Механизмы социального манипулирования с помощью коммуникативных технологий. Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сборник научных трудов. Москва: КДУ; Университетская книга, 201; Выпуск 2: 36 - 38.

10. Провокационное воздействие на человека в информационном пространстве: монография. Под общей редакцией Л.Н. Бережновой. Санкт-Петербург: Издательство СПВИ войск национальной гвардии, 2019.

11. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии. Москва: Юрайт, 2019.

12. Золотарева О. Что такое технология Open Space? Available at: https://sites.google.com/site/innova1001/Home/servisy/otkrytoe-prostranstvo

References

1. Surtaeva N.N. Vospitatel'nye tehnologii profilaktiki protivodejstviya social'nomu manipulirovaniyu molodezhi v sovremennom sociokul'turnom prostranstve. Vospitanie i socializaciya v sovremennoj sociokul'turnoj srede: sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2019: 27 - 31.

2. Vasyukova I.A. Slovar'inostrannyh slov. Moskva: «AST-PRESS», 1998.

3. Sergeeva Z.N. K voprosu ob 'eksplikacii soderzhaniya ponyatiya «Social'noe manipulirovanie». Ideiiidealy. 2010; T. 2, № 2 (4): 107 - 112.

4. Franke H.W. Der Manipulierte Mensch. Wiesbaden, 1964.

5. Mihajlova L.I. Social'noe manipulirovanie v gosudarstvennom upravlenii. Available at: http://www.rusnauka.com/28_NII_2012/Gosupravlenie/2_117602.doc.ht

6. Epishev S.O. Social'noe manipulirovanie molodezh'yu. Moskva: Kanon+ROOI «reabilitaci», 2019.

7. Grachev G.V., Mel'nik I.K. Manipulirovanie lichnost'yu: organizaciya, sposoby i tehnologii informacionno-psihologicheskogo vozdejstviya. Moskva: Algoritm, 2002: 75 - 76.

8. Zelinskij S.A. Manipulirovanie lichnost'yu i massami. Manipulyativnye tehnologii vlasti pri atake na podsoznanie individa i mass. Sankt-Peterburg: Izdatel'sko-torgovyj dom «Skifiya», 2008.

9. Osipova N.G. Mehanizmy social'nogo manipulirovaniya s pomosch'yu kommunikativnyh tehnologij. Yazyk. Kul'tura. Perevod. Kommunikaciya: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: KDU; Universitetskaya kniga, 201; Vypusk 2: 36 - 38.

10. Provokacionnoe vozdejstvie na cheloveka v informacionnom prostranstve: monografiya. Pod obschej redakciej L.N. Berezhnovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPVI vojsk nacional'noj gvardii, 2019.

11. Surtaeva N.N. Pedagogicheskie tehnologii. Moskva: Yurajt, 2019.

12. Zolotareva O. Chto takoe tehnologiya Open Space? Available at: https://sites.google.com/site/innova1001/Home/servisy/otkrytoe-prostranstvo

Статья поступила в редакцию 20.05.20

УДК 37.017

Shapovalova I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor of Department of Humanities, Institute of Traditional Applied Arts, Moscow Branch of Higher School of Folk Arts (Academy) (Moscow, Russia), E-mail: ia.shapovalova51@yandex.ru

TRADITIONS OF FAMILY RELATIONS AS A RESOURCE FOR SELF-PRESERVATION OF THE PEOPLE. The article considers the issue of determining the role and significance of the family and strong family relations in the context of modern socio-cultural situation. The author pays close attention to the analysis of contradictions that arise among family members in the process of home communication in conditions of self-isolation: it is interesting to compare the experience, traditions and

culture of family life in different countries - China and Russia. Special attention is focused on the analysis of traditional ideas about the key values of life (service to the Motherland, the role of men and women in the family, parents) in the literary heritage of the two states. In conclusion, the study reveals the contradictions in family life, economic and environmental changes in 21 century.

Key words: family, family relations, family values, home communication, self-isolation.

И.А. Шаповалова, д-р пед. наук, проф., Институт традиционного прикладного искусства, Московский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», г. Москва, E-mail: ia.shapovalova51@yandex.ru

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК РЕСУРС САМОСОХРАНЕНИЯ НАРОДА

В статье рассмотрен вопрос определения роли и значения семьи и крепких семейных отношений в контексте современной социокультурной ситуации. Автор обращает пристальное внимание на анализ противоречий, возникающих среди членов семьи в процессе домашнего общения в условиях самоизоляции: интерес представляет сопоставление опыта, традиций и культуры семейной жизни в разных странах - Китае и России. Особое внимание в статье сосредоточено на анализе проявления традиционных представлений о ключевых жизненных ценностях (служении Родине, роли мужчины и женщины в семье, родителях) в литературном наследии двух государств. В заключение исследования выявлены те противоречия в семейной жизни, которые детерминированы геополитическими, экономическими, экологическими изменениями в XXI веке.

Ключевые слова: семья, семейные отношения, семейные ценности, домашнее общение, самоизоляция.

Реалиями жизни в XXI веке создан прецедент научного интереса к исследованию неоднозначно интерпретируемых процессов изменения мира - глобального и локального - под влиянием нередко противоречивой взаимообусловленности традиций и тенденций развития человека, общества. Масштабны неклассические сценарии, ставящие под сомнение сложившиеся представления о возможных событиях. Один из последних примеров: пандемия коронавируса во многом изменила предполагаемые события международного значения, нарушила календарь дат запланированных мероприятий внутригосударственного уровня, внесла необходимость корректировки времени и содержания работы людей в сферах профессиональной и личной жизни. Значительным по силе воздействия оказалось влияние режима самоизоляции на реализацию планов на будущее.

Жёсткие, радикальные меры «оставаться дома» сформировали потребность перенести «центр» жизни в сферу домашнего, семейного общения, возможность находить решение возникающих проблем в кругу семьи, советуясь друг с другом, прислушиваясь к мнению родных. Домашнее общение возвращает человека к признанию влияния членов семьи на принятие решений, на необходимость повышения стрессоустойчивости, снижения раздражительности в ситуациях конфликта интересов, коммуникативных неудач. Семья возвращает ощущение поддержки, переживания заботы, ответственности, защищённости и, конечно, чувства любви: «без любви не бывает крепкой семьи, любовь есть главная сила длительного брачного союза мужчины и женщины» [1, с. 711].

В условиях непредсказуемых осложнений здоровья под влиянием - недугам, болезням. Вот в такое время проявляются в полной мере ресурсы крепкой семьи, заложенные в её культуре правила санитарно-гигиенического ухода, обеспечения физического (биологического), психологического (социального), духовно-нравственного благополучия.

Традиционная культура семейных отношений сегодня получает импульс ориентиров на благоприятные для здоровья тенденции изменения привычек, поведения. Привлекательными для развития семьи становятся тенденции освоения особенностей, например, японской семьи, в которой с детства воспитываются строгое следование правилам ограничения и даже недопустимости телесных контактов во время приветствия, не возникает необходимости напоминать членам семьи о требованиях мыть руки и др.

Жёсткий сценарий режима самоизоляции для российской семьи оказался сложным испытанием подчиняться требованиям, исходящим от государственных структур. Для китайской семьи, например, принятие требований соблюдать правила жизни в условиях карантина проходит без факторов социального напряжения: в культуре семьи Китая не допускается противостояние требованиям представителям государственной службы. Во многом такое поведение семей, проживающих в Ухане, оптимизировало борьбу с вирусом.

Российскую семью во времена испытаний значительно защищает теплота и искренность, эмоциональная окрашенность поступков:

- не только заботиться о родных, но и понимать, ценить, дорожить их заботой;

- не только получать поддержку, но и самому поддерживать старших и младших, супругу (супруга);

- бескорыстно, деликатно участвовать в решении личных проблем члена семьи, не допускать запрещённых в правилах русской семьи упрёков и укоров [2];

- отказаться от привычек обсуждения и негативной оценки, инициировать доверительное общение, создавать атмосферу согласия, продуктивной договорённости, принимая ответственность за обязательства.

Всё это, вне сомнения, коренится в традициях русской семьи, подтвердивших исторически сформированную устойчивость, актуальную востребованность на этапах сложных испытаний человека и человечества.

Такие выверенные во времени традиции являются действительным ресурсом самосохранности народа, сбережения его уникальности и самодостаточности.

Скоростные изменения социокультурной, финансово-экономической жизни общества глубоко затронули основания семьи, динамично реагирующей на ослабление традиций межпоколенного родства, детско-родительских взаимоотношений. Известный «вклад» в эти процессы вносит активность миграционных потоков - как внутренних, так и внешних. Отмечается это в заметных явлениях снижения мотивации создания семьи, усиления выбора образа жизни в пользу безбрачия. Такие тенденции противоречат базовым духовно-нравственным качествам человека, реализующего своё предназначение через признание доминирующей ценности продолжения рода человеческого, жизнелюбия и связанных с ним качеств - трудолюбия, способностей к благодарности и почитанию, уважению.

При значительном сходстве всех национальных культур в области семейных отношений нельзя не отметить различия национальной специфики, например, в отношениях к детству. Так, сегодня в Китае остаётся незыблемым понимание детства как важного этапа подготовки ребёнка к взрослой жизни. В современной России детство рассматривается не как этап, а как сама жизнь растущего, взрослеющего человека (Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, Т.В. Волосовец и др.).

Изучение феномена современной семьи позволяет формировать банк данных, подтверждающих выводы о происходящих коренных изменениях во взглядах мужа и жены на распределение закреплённых историей их функций и ролей по обеспечению материального благополучия, соблюдения иерархической соподчинённости взаимоотношений, организации трудовой деятельности, духовно-нравственного наполнения жизни, регулирования поведения «старших» и «младших», обеспечения контроля за соблюдением требований к неукоснительному соблюдению законов семейной жизни. Так, в России приоритеты семейной жизни закреплялись «Домостроем», авторскими текстами житийной литературы («Поучение Владимира Мономаха» и др.), произведениями устного народного творчества, творчеством писателей и поэтов многонационального и многоконфессионального государства.

В сложных исторических реалиях складывались традиции семейной жизни Китая, создавшего оригинальную систему воспитания в детях честности, жертвенности, чинопочитания. При значительных различиях взглядов на семью в России и Китае в этих государствах сложилось устойчивое неприятие тенденций ослабления и разрушения семейных отношений, построенных на супружестве, признании роли мужчины-отца и женщины-матери. Россия и Китай сегодня не приемлют призывы к внедрению в систему законодательства и права ювеналь-ной юстиции, остаются на позиции поддержки семейных людей, осуждения стремлений к безбрачию, бездетности.

Сходство народов России и Китая, территориально соседствующих по границе протяжённостью 4 209,3 км, обнаруживается и в вопросах воспитания в семье поколения детей, верных государству, патриотичных и смелых, готовых к жертвенному служению родине. Главное в таких ориентирах семейного воспитания утверждалось историей, веками закреплявшей идеи преданности, ответственности старших поколений: быть личным примером честного, бескомпромиссного защитника, сохранять при всех сложностях исторических событий непрерывность рода, отеческое наследие, культ предков.

Личное во взглядах на семейную жизнь русские и китайцы признают вторичным. Самым главным и обязательным в Китае является помнить то, что «отеческая власть принадлежит императору, а в семье - отцу», в России сохраняется заповедь: «Служу сперва России, а потом себе».

Синтез конфуцианства, даосизма, буддизма во многом определил психологию китайской семьи, что открывается и поддерживается в фольклоре, в прозе и поэзии. В частности, в китайских народных сказках прославляются подвиги жён, сохранявших верность своим мужьям в условиях прямой опасности для жизни. Такой была Мэн Цзян-нюй. Красота чувств и её верность Фань Си-ляну олицетворяют достоинство женщины, имя которой передаётся «из уст в уста». Подвиг женщины, свидетельствует память народа, сохранился в делах чуского правителя

Сян Юема, уничтожившего династию Цинь и отомстившего за погибших супругов Мэн и Фань [3].

Другой пример национальной гордости за семейные традиции даётся в сказке «Колокол». Здесь красавица - дочь Сяо Лин своей «святой кровью» спасла дело отца, который благодаря дочери отлил самый большой колокол на земле. В его «проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными... Так было и так будет: в сердце народа всегда звучит голос тех, кто умер за счастье родной земли» [3, с. 59].

Жертвенное служение Родине - особая тема в научных исследованиях, по-свящённых проблеме сохранения и развития традиций русской семьи.

Должное внимание уделяется подвигу женщин-матерей, жён в древнерусской литературе. «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем» до наших дней доносит подвиг княгини Евпраксии, жены князя Фёдора Юрьевича, погибшего при защите Рязани от хана Батыя. «Благоверная же княгиня Евпраксия стояла в то время в превысоком тереме своём и держала любимое чадо своё - князя Ивана Фёдоровича, и как услышала она смертоносные слова, исполненная горести, бросилась она из превысокого терема своего с сыном своим князем Иваном прямо на землю и разбилась до смерти» [4, с. 79].

Жертвенность женщины в традициях семейного воспитания соответствует психологии установления законов обустройства домашней жизни, что было завещано русскому народу Владимиром Мономахом через его отеческое обращение к своим детям: «В дому своём не ленитесь., чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. . Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. ... Старых чти, как отца, а молодых - как братьев. . Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой» [5, с. 102].

С пользой для себя наш современник может перечитать строки известного «Домостроя», несправедливо преданного забвению в XX веке: «Если же небрежением и твоим нерадением сам или жена, наставленьем твоим обделенная, согрешили или зло сотворили перед Богом, или . дети твои грех какой совершат, хозяйского наставления не имея: ругань, воровство или блуд и всякое зло сотворят, все вместе по делам своим примут муку вечную» [5, с. 84].

Особую Заповедь «Домострой» адресовал родителям - отцу и матери: любить детей своих и беречь, чтобы были всегда упокоены, сыты и одеты, и в тёплом дому, и всегда в порядке. Соответствует это принятому русской семьёй закону, библейской истине: «Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестаёт» [6, с. 711].

Многое в системе ценностей семейного воспитания повторяет наставления из священного писания: «.не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться» [7].

В китайской семье законы предков строги и безапелляционны: «Вырастить, но не воспитать - вина отца». В строгости формируется ответственность семьи за поступки детей, поведение, отношения.

Члены семьи должны заботиться не только друг о друге, но и о стране, достойно вести себя в обществе. Дети воспитываются трудолюбивыми, умеющими правильно обращаться с деньгами. Родители не позволяют детям надеяться на деньги старших, пользоваться статусом членов семьи. В подтверждение таких взглядов на жизнь детей приведём пример из своей педагогической практики. Студент Ван Ли отличался в группе обучающихся русскому языку на подготовительных курсах вуза особенным трудолюбием, исполнительностью, ответственностью, хотя уровень владения им всеми видами речевой деятельности был значительно выше по сравнению с другими. О причинах такого очень ответственного отношения к учёбе студента стало известно из беседы с ним. Дедушка Ван Ли -успешный бизнесмен, получивший образование в МГУ, внуку гарантирует финансовую поддержку в таком денежном эквиваленте, в каком Ван захочет. Но при одном условии: Ван будет учиться лучше всех в группе, что по видеосвязи будут подтверждать преподаватели и другие обучающиеся в группе, а также соседи по общежитию. Ван Ли успешно поступил в вуз и, по имеющейся у нас информации, собирается поступать в аспирантуру.

Аргументом в поддержку жизнеспособности традиций воспитания в китайской семье является и множество других примеров ответственности студентов перед родителями, направившими своего ребёнка в вуз России. Так, студентка Мэйли свою успешную учёбу совмещала с участием в бизнесе матери - работа на рынке в субботние и воскресные дни. Студентку Хуан поддерживала семья при условии её дополнительной работы в качестве экскурсовода в г. Москве.

Библиографический список

Впоследствии стало известно, что Хуан на таких же условиях успешно училась и совмещала учёбу на подготовительном отделении вуза с работой в качестве экскурсовода в Астрахани, Волгограде. В планах студентки - получить практику экскурсовода для работы с китайскими группами в городах Санкт-Петербург и Сочи.

Опыт общения со студентами из Китая позволяет уверенно согласиться с выводами об эффективности традиций воспитания в семье таких качеств, как уважительное отношение к старшим, особая привязанность к дедушке и бабушке, искренняя забота о младшем брате или сестре, предрасположенность к откровенному, заинтересованному обсуждению событий личной жизни с отцом и матерью. Довольно часто студенты обращаются к преподавателю с просьбой «поговорить» по видеосвязи с членами их семьи. Радость студентов от общения преподавателя с семьёй студента подтверждает сохраняющиеся традиции старшего поколения китайцев видеть своих детей «учёными». Именно такими сюжетами - желанием матери и отца видеть своего ребёнка учёным - часто наполняются китайские народные сказки.

Анализируя очевидный прорыв Китая во всех сферах государственной и общественной жизни, В.А. Алексеев точно обозначил выводы о значимости для этой страны целостности духовно-культурной компоненты, «уходящей корнями в природу китайского мегаэтноса». Китай, как и прежде, отказывается от принятия чуждых для него религиозно-духовных явлений. Руководство страны, пишет В.А. Алексеев, «понимает опасность вестернизированной системы ценностей, предлагает возвращение к национальным корням, истокам отеческих традиций» [7, с. 728].

Проблемы семьи включаются в структуру доминантной ментальности китайского суперэтноса. Этим проблемам уделяется особое внимание в исследованиях философов, педагогов, психологов, филологов.

Не умаляя значимости традиций воспитания в семье китайцев и русских, обозначим некоторые вопросы, связанные с нарастающим влиянием изменений в семейных отношениях.

Касается это, прежде всего, непредсказуемости экономической ситуации, связанной с геополитическими, экологическими изменениями в мире. Сегодня это и изменения, обусловленные последствиями эпидемии коронавируса. В этой связи, по мнению исследователей, например, в России, «особенно важной становится способность родителей оперативно менять финансовые, профессиональные, эмоциональные, межличностные стратегии. включение матери в процесс трудовой занятости, вовлечение отца в активное участие в воспитании детей, участие прародителей в поддержке семьи и воспитании внуков» [8, с. 27].

Ценности современной семьи, как справедливо отмечают И.П. Лотова, И.Ф. Дементьева и др., общество XXI века пересматривает, вносит коррективы, настаивая на необходимости признавать значение любви, родительства, верности, доверия, почитания предков. Например, О.В. Кучмаева, О.Л. Петрякова обращают внимание на данные анкетирования молодёжи, предлагающей:

- при заключении брака заключать брачный контракт;

- признать реалией сегодняшней жизни «гражданский» брак;

- не использовать понятия «незаконнорожденный ребёнок»;

- не стремиться сохранять семью с нелюбимым человеком «ради детей»;

- развод - нормальное явление современной жизни человека;

- брак не обязателен для того, чтобы «завести» ребёнка и воспитать его;

- ребёнка надо иметь от любимого человека;

- молодая семья должна жить отдельно от родителей;

- следует поддерживать пробные браки в молодом возрасте;

- надо предоставить свободу выбора формам брака;

- главой семьи являются поровну муж и жена;

- денежное обеспечение - обязанность мужа;

- уход, присмотр за детьми — обязанность жены [9, с. 78 - 79].

Интерпретация учёными данных изучения русской семьи XXI века представляют интерес для дальнейшей работы по признанию значимыми сегодня таких функций семьи, как:

- близость эмоционально-позитивных отношений заботы и взаимопомощи;

- уважение индивидуальных различий членов семьи;

- распределение прав и обязанностей между супругами;

- детско-родительские отношения как ресурс безопасности и успешной социализации ребёнка;

- предсказуемость поведения членов семьи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- адаптивность к внешним и внутренним изменениям жизни;

- открытость, искренность, доверительность коммуникации;

- готовность к разрешению проблем и конфликтов развития семьи;

- непротиворечивость восприятия и реализации системы убеждений и ценностей всеми членами [10, с. 114 - 116].

1. Алексеев В.А. Традиции. Ценности. Смыслы. Христианское измерение. Москва: Издательский дом «К единству!», 2019.

2. Шаповалова И.А., Трунаева В.В. Повышение профессиональной родительской компетентности в воспитании детей в возрасте 6 - 10 лет и гармонизации семейных отношений. Москва: ФГНУ ИСП РАО, 2012.

3. Китайские народные сказки. Москва: Художественная литература, 2012.

4. Хрестоматия по древнерусской литературе XI - XVII вв. Составитель И.К. Гудзий. Москва: Аспект Пресс, 2004.

5. Домострой. Перевод В. Колесова. Москва: АСТ, 2017.

6. Алексеев В.А. Традиции. Ценности. Смыслы. Христианское измерение. Москва: Издательский дом «К единству!», 2019.

7. Хрестоматия по древнерусской литературе XI - XVII вв. Составитель И.К. Гудзий. Москва: Аспект Пресс, 2004.

8. Семья в современном обществе. Под редакцией С.В. Рязанцева, Т.К. Ростовской. Москва: Издательство «Экон-информ», 2018.

9. Семейное воспитание в современной России: состояние и стратегия развития. Ответственный редактор И.Ф. Дементьева. Москва: ИИДСВ РАО, 2015.

10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие. Москва: Гардарики, 2005.

References

1. Alekseev V.A. Tradicii. Cennosti. Smysly. Hristianskoe izmerenie. Moskva: Izdatel'skij dom «K edinstvu!», 2019.

2. Shapovalova I.A., Trunaeva V.V. Povyshenie professional'noj roditel'skoj kompetentnosti v vospitanii detej v vozraste 6 - 10 let i garmonizacii semejnyh otnoshenij. Moskva: FGNU ISP RAO, 2012.

3. Kitajskie narodnye skazki. Moskva: Hudozhestvennaya literatura, 2012.

4. Hrestomatiya po drevnerusskoj literature XI - XVII vv. Sostavitel' I.K. Gudzij. Moskva: Aspekt Press, 2004.

5. Domostroj. Perevod V. Kolesova. Moskva: AST, 2017.

6. Alekseev V.A. Tradicii. Cennosti. Smysly. Hristianskoe izmerenie. Moskva: Izdatel'skij dom «K edinstvu!», 2019.

7. Hrestomatiya po drevnerusskoj literature XI - XVII vv. Sostavitel' I.K. Gudzij. Moskva: Aspekt Press, 2004.

8. Sem'ya vsovremennomobschestve. Pod redakciej S.V. Ryazanceva, T.K. Rostovskoj. Moskva: Izdatel'stvo «'Ekon-inform», 2018.

9. Semejnoe vospitanie v sovremennoj Rossii: sostoyanie i strategiya razvitiya. Otvetstvennyj redaktor I.F. Dement'eva. Moskva: IIDSV RAO, 2015.

10. Karabanova O.A. Psihologiya semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsu

Статья поступила в редакцию 25.05.20

УДК 378

Gorbunova I.B., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru Pankova A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Researcher, Education and Methods Laboratory"Music Computer Technologies", Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russia), E-mail: pankovaaa@gmail.com

ORGANIZATION OF CONTROL EVENTS USING THE MOODLE DISTANCE LEARNING SYSTEM IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF MUSIC TEACHERS. The article considers features of the implementation of remote musical educational process, highlights the educational elements of the Moodle distance learning system, which allow to organize both the process of training music teachers in the framework of courses for advanced training and professional retraining, and to form a system of control measures that correspond to the content of education (creative projects, organization of competitive activities, concert practice, etc.) and the nature of the professional activity of a teacher-musician. The authors pay special attention to the organization of control measures in the process of distance music education using educational elements and tools of the Moodle distance learning system, which allow to reflect the creative nature of the music teachers's activity more fully.

Key words: distance musical education, distance learning system Moodle, remote learning tools, forms of control in distance education.

И.Б. Горбунова, д-р пед. наук, проф., гл. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: gorbunovaib@herzen.spb.ru А.А. Панкова. канд. пед. наук, ст. науч. сотр. Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: pankovaaa@gmail.com

ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ MOODLE В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

В статье рассмотрены особенности реализации дистанционного музыкального образовательного процесса, выделены учебные элементы системы дистанционного обучения MOODLE, позволяющие как организовать процесс обучения педагогов-музыкантов в рамках курсов по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки, так и сформировать систему контрольных мероприятий, соответствующих содержанию образования (творческие проекты, организация конкурсной деятельности, концертная практика и другое) и характеру профессиональной деятельности педагога-музыканта. Особое внимание авторы статьи уделяют организации контрольных мероприятий в процессе дистанционного музыкального образования с использованием учебных элементов и инструментов системы дистанционного обучения MOODLE, позволяющих наиболее полно отразить творческий характер деятельности педагога-музыканта.

Ключевые слова: дистанционное музыкальное образование, система дистанционного обучения Moodle, инструменты организации удаленного обучения, формы контроля в дистанционном образовании.

Система дистанционного обучения (СДО) MOODLE позволяет не только разработать учебный контент, но и реализовать полноценный образовательный процесс, включая организацию контрольных мероприятий [1; 2]. Как правило, любой используемый в СДО MOODLE учебный элемент можно применить как для предоставления контента, так и для проверки усвоенного учебного материала.

На основе многолетнего опыта реализации дистанционных курсов в сфере музыкального и музыкально-компьютерного образования на базе учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена нами был выделен ряд наиболее эффективных контрольных инструментов СДО MOODLE для успешного их применения в музыкальном образовании: задание, тест, семинар, форум, лекция. Выбор производился с учетом особенностей организации

современного музыкально-образовательного учебного процесса с применением музыкально-компьютерных технологий (МКТ) [3; 4; 5].

Программа разработана на основе профессиональных стандартов «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и требований ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование к результатам освоения образовательных программ.

В процессе реализации программы у слушателей формируются следующие компетенции, предусматриваемые ФГОС 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) и соответствующие им способности выполнять трудовые функции и действия, предусматриваемые профессиональными стандартами:

Код (ОПК, ПК) Компетенция Код ТФ Трудовая функция (и трудовое действие)

ПК-1 Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов А/01.6 Организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.