Научная статья на тему 'Профессиональная деятельность педагога в противодействии социальному манипулированию молодежью'

Профессиональная деятельность педагога в противодействии социальному манипулированию молодежью Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
107
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальное манипулирование / профессиональная деятельность / противодействие / техники манипулирования / педагогические технологии (воспитательные / социальные / гуманитарные) противодействия социальному манипулированию / social manipulation / professional activity / counteraction / manipulation techniques / pedagogical technologies (educational / social / humanitarian) to counter social manipulation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Н. Н. Суртаева

В данной статье рассматриваются вопросы социального манипулирования молодежью, приводятся различные трактовки термина «манипулирование», различные точки зрения по техникам, механизму и методам манипулирования, например, таких как «мультипликативность», «осмеяние», «метод отрицательных групп»,«продвижение через медиаторов», «мнимый выбор отнесения», «повторение лозунгов», «повторение шаблонных фраз», «инициирование информационной волны», «организационно-процедурные уловки», «логико-психологические уловки», «личностные, психологические уловки» и другие, также идет речь об изменении педагогической деятельности за счет включения в образовательный процесс различных технологий (воспитательных, социальных, гуманитарных), которые содержат большой дидактический резерв в плане влияния на развитие умений противодействия социальному манипулированию молодежью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER IN COUNTERING SOCIAL MANIPULATION OF YOUNG PEOPLE

The article discusses the issues of social manipulation of young people, provides various interpretations of the term “manipulation”, different points of view on the techniques, mechanism and methods of manipulation, such as “multiplicativity”, “ridicule”, “method of negative groups”, “promotion through mediators”, “imaginary choice of attribution”, “repetition of slogans”, “repetition of template phrases”, “initiation of an information wave”, “organizational and procedural tricks”, “logical and psychological tricks”, “personal, psychological tricks” and others, it is also a question of changing the pedagogical activity by including in the educational process various technologies (educational, social, humanitarian) that contain a large didactic reserve in terms of influence on the development of skills to counter social manipulation of young people.

Текст научной работы на тему «Профессиональная деятельность педагога в противодействии социальному манипулированию молодежью»

живописи - А. Пластов, Е. Сыромятникова, И. Попов, Т. Яблонская, С. Григорьев, В. Хабаров, В. Репка, Ю. Пименов, Ф. Решетников и др.

Характеристика эмоционального состояния человека, воспринимающего произведения живописи, предполагает уточнение возможностей воздействия картины на его настроение. В психологии феномен настроение рассматривается в ряду понятий об общем эмоциональном состоянии человека. Настроение, считают психологи, меняется под влиянием конкретных событий, обстоятельств -позитивных (хорошее настроение) или негативных (плохое настроение). У слова «настроение» богатые синтаксические связи, широкие возможности грамматической и лексической сочетаемости с именами прилагательными. На уроках развития речи школьникам предлагаются упражнения по использованию имён прилагательных, причастий, сочетающихся по смыслу и согласовывающихся грамматически с именем существительным: «настроение» - бодрое, весёлое, восторженное, возбуждённое, грустное, добродушное, жуткое, загадочное, капризное, радостное, светлое, сказочное, серьёзное, солнечное, сонное, спокойное, таинственное, тихое, мечтательное, мрачное, печальное, торжественное, тоскливое, тревожное и др.

Анализ трудов, посвящённых проблеме отражения художественной картины мира в произведениях живописи, согласно концепции нашего исследования соотносится с анализом динамики педагогического процесса по формированию у школьников готовности к художественному восприятию картины мира. Таким образом, были объединены важные направления исследовательской деятельности: изучение научной литературы и наблюдение педагогического процесса

Библиографический список

формирования культуры ученика как зрителя, рассматривающего картину, интерпретирующего произведение живописи в своей творческой деятельности - речевой (продуктивной - письмо, говорение). Отметим, что в своём тексте школьник представляет личностное осмысление, понимание картины художника, однако вербализовать это понимание в доступной форме интерпретации, трактовке могут далеко не все. Тем не менее многие из них стремятся в своей речи «по-своему» объяснить изображённое художником: природу родного края, отношение к жизни, к её многообразию в целостном и едином мире человечества.

Творчество художника, отмечают педагоги (В.А. Сухомлинский, М.П. Щетинин, Е. Ильин и др.), стимулирует творческую деятельность детей, описывающих средствами языка произведение живописи. Анализ устных высказываний и письменных текстов школьников, проявляющих интерес к объяснению, пониманию настроения художника, его чувств, эмоциональных переживаний, свидетельствует о необходимости включать в работу по развитию речи упражнения, направленные на формирование способностей описывать личностное понимание творческого пути художника, его произведений. Деятельность человека, связанная с попыткой объяснить «по-своему» произведение искусства, в науке квалифицируется как интерпретационная, связанная с процедурами разъяснения, толкования, например, картины художника - в целях понимания её смысла, содержания, эстетической значимости. Таким образом, обязательным условием совершенствования русской речи школьников является их активное включение в работу по развитию умений интерпретировать произведения живописи в своих текстах - устных и письменных.

1. Шаповалова И.А. Слово учителя: учебно-методическое пособие. Черкесск, 2008.

2. Гальперин И.Р Грамматические категории текста. Москва, 1977.

3. Богданова Е.С. Антропоцентризм художественного текста как лингводидактическая категория. Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: коллективная монография. Москва: Издательство «Спутник +», 2017.

4. Исаев Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: учебное пособие. Москва: Издательство ПСТГУ 2014.

5. Богданова Е.С. Антропоцентризм художественного текста как лингводидактическая категория. Современные тенденции в развитии методики преподавания русского языка: коллективная монография. Москва: Издательство «Спутник +», 2017.

6. Картина Рембрандта на аукционе. Available at: https://esquire.ru/articles/39052-smells-like-rembrandt/

References

1. Shapovalova I.A. Slovo uchitelya: uchebno-metodicheskoe posobie. Cherkessk, 2008.

2. Gal'perin I.R. Grammaticheskie kategoriiteksta. Moskva, 1977.

3. Bogdanova E.S. Antropocentrizm hudozhestvennogo teksta kak lingvodidakticheskaya kategoriya. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniya russkogo yazyka: kollektivnaya monografiya. Moskva: Izdatel'stvo «Sputnik +», 2017.

4. Isaev E.I. Psihologiya obrazovaniya cheloveka: Stanovlenie sub'ektnosti v obrazovatel'nyh processah: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo PSTGU, 2014.

5. Bogdanova E.S. Antropocentrizm hudozhestvennogo teksta kak lingvodidakticheskaya kategoriya. Sovremennye tendencii v razvitii metodiki prepodavaniya russkogo yazyka: kollektivnaya monografiya. Moskva: Izdatel'stvo «Sputnik +», 2017.

6. Kartina Rembrandta na aukcione. Available at: https://esquire.ru/articles/39052-smells-like-rembrandt/

Статья поступила в редакцию 01.06.20

УДК 378

Surtayeva N.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Education and Socialization, Institute of Pedagogy, Russian State Pedagogical

University n.a. A.I. Herzen (St. Petersburg, Russia), E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

PROFESSIONAL ACTIVITY OF A TEACHER IN COUNTERING SOCIAL MANIPULATION OF YOUNG PEOPLE. The article discusses the issues of social manipulation of young people, provides various interpretations of the term "manipulation", different points of view on the techniques, mechanism and methods of manipulation, such as "multiplicativity", "ridicule", "method of negative groups", "promotion through mediators", "imaginary choice of attribution", "repetition of slogans", "repetition of template phrases", "initiation of an information wave", "organizational and procedural tricks", "logical and psychological tricks", "personal, psychological tricks" and others, it is also a question of changing the pedagogical activity by including in the educational process various technologies (educational, social, humanitarian) that contain a large didactic reserve in terms of influence on the development of skills to counter social manipulation of young people.

Key words: social manipulation, professional activity, counteraction, manipulation techniques, pedagogical technologies (educational, social, humanitarian) to counter social manipulation.

Н.Н. Суртаееа, д-р пед. наук, проф., Институт педагогики Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена,

г. Санкт-Петербург, E-mail: nsurtaeva@yandex.ru

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ СОЦИАЛЬНОМУ МАНИПУЛИРОВАНИЮ МОЛОДЕЖЬЮ

В данной статье рассматриваются вопросы социального манипулирования молодежью, приводятся различные трактовки термина «манипулирование», различные точки зрения по техникам, механизму и методам манипулирования, например, таких как «мультипликативность», «осмеяние», «метод отрицательных групп»,«продвижение через медиаторов», «мнимый выбор отнесения», «повторение лозунгов», «повторение шаблонных фраз», «инициирование информационной волны», «организационно-процедурные уловки», «логико-психологические уловки», «личностные, психологические уловки» и другие, также идет речь об изменении педагогической деятельности за счет включения в образовательный процесс различных технологий (воспитательных, социальных, гуманитарных), которые содержат большой дидактический резерв в плане влияния на развитие умений противодействия социальному манипулированию молодежью.

Ключевые слова: социальное манипулирование, профессиональная деятельность, противодействие, техники манипулирования, педагогические технологии (воспитательные, социальные, гуманитарные) противодействия социальному манипулированию.

В XXI в. можно констатировать развитие глобальных геополитических процессов, гибридных, информационных войн и противостояний, информатизацию общества, коснувшееся практически всех сфер жизнедеятельности человека. Манипулирование человеком приобрело тотальный характер, становится особым видом деятельности, приобретает статус моноактного, постоянного циклического процесса. Причем жертвой манипулирования может стать любой человек, в том числе и молодежь. В Стратегии развития воспитания подрастающего поколения в России затрагиваются вопросы необходимости исследования того, как осуществляется воздействие новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, их эмоциональное развитие и интеллектуальные способности, становление личности и социализацию; значимости реализации прикладных исследований в аспектах выявления роли и места средств массовой информации (далее - СМИ) и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в развитии личности человека, повышения уровня информационной безопасности людей, обеспечения защиты от негативного влияния.

При изучении обсуждаемой проблемы мы уже отмечали, что в настоящий момент одним из наиболее актуальных вопросов для социологии и педагогики «следует назвать проблему анализа средств, методов, технологий различного вида манипулятивного воздействия и определение того, каким образом оно осуществляется» [1, с. 28].

Изучение проблемы противодействия социальному манипулированию молодежью нами осуществляется в русле социокультурного и системного подходов и использования методов, адекватных данным методологическим подходам (метода анализа социокультурных ситуаций и системного анализа - анализ, синтез). Кроме того, использовались эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение, блиц-опрос. Анкетирование проводилось со студентами педагогических университетов 1 - 3 курсов бакалавриата и 1 - 2 курсов магистратуры общим охватом более 300 человек. Целью исследования было выявление информационных источников, которыми пользуются студенты, отношения к информации, предлагающейся в этих источниках, а также степени изученности данной проблемы в научно-педагогических источниках.

Анализ научно-исследовательской литературы позволил увидеть, как определяется термин «манипулирование». В Словаре иностранных слов он рассматривается с различных позиций, в том числе и как «ловкая мошенническая проделка» [2, с. 374]. Сергеева З.Н. пишет, что: «манипулирование - явление, имеющее непосредственное отношение к проблеме социального взаимодействия и, тем более, к проблеме социального влияния» [3, с. 107]. Франке Г В. утверждает: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится...<...> в ущерб тем лицам, на которых оно направлено» [4, с. 7].

Михайлова Л.И. обращает внимание, что социальное манипулирование «... представляет собой глубоко продуманную и целенаправленную систему, которая имеет свою структуру, этапы и механизмы. Оно опирается на самозаблуждение человека, на то, что люди сами по себе манипулятивны. Их манипулятивность основана на стремлении избежать негативных ситуаций, которые могут повлечь за собой эмоциональные стрессы, депрессии. Субъекты (индивиды, социальные группы, общности) становятся приверженцами социальных мифов, разоблачение которых показывает их иллюзорность» [5, с. 7]. Епишев О.С. пишет: «Иными словами, в переносном, метафорическом смысле манипуляция (манипулирование) воспринимается как синоним, в определенном контексте, простых и доступных для понимания обычным человеком слов-категорий - "махинация", "уловка", "проделка", "подтасовка фактов", "обман", "мошеничество", в результате осуществления которых человек или социальная группа (объекты манипуляций) превращаются в своеобразные марионетки» [6, с. 6], в целом автор подчеркивает негативную смысловую нагрузку этого термина.

Анализ различных источников на предмет выявления содержания термина «манипулирование» особых различий в толковании не обнаружил, в итоге можно обобщить, что манипулирование - это скрытое давление разными технологиями на личность с целью достижения намеченных манипулятором результатов. В современной социокультурной ситуации широко используются различные методы и технологии манипулирования молодежью, и здесь разброс мнений весьма широк.

Так, например, Староверов В.И., член Центрального совета РУСО, считает, что к методам социального манипулирования на современном этапе прибегают тогда, когда навязывают неприемлемые идеалы и ценности для данного социума, социальной группы, личности или человечества. Автор отмечает, что в современном мире методы достигли такой степени изощренности, что даже выявление самого факта социального манипулирования зачастую требует осмысления его природы и механизмов, являющихся предметом научного интереса социологии и других отраслей общественного знания. Настал черед обратиться к изучению проблемы педагогической науке, которой предстоит исследовать эти вопросы с позиций методов, технологий противодействию манипулированию молодежью в образовательном процессе.

На данный момент в контексте изучения выявленной проблемы авторы преимущественно обращаются к перечислению известных способов и приемов манипулирования. Так, Г.В. Грачев и И.К. Мельник выделяют пять групп структуры личности, с которой и связывают манипулирование [7, с. 75]; С.А. Зелинский

выделяет 31 прием применяемых агентами манипуляций в качестве социального манипулятивного воздействия [8, с. 28 - 39], которые классифицирует по двум группам: группа вербального воздействия и группа невербального в сочетании с вербальным воздействием. Н.Г Осипова назвала такие приемы «принцип социального доказательства, метод группового подкрепления, "правило взаимного обмена", "правило позитивного подкрепления", "мотивация страхом"» [9, с. 36 - 37].

ГВ. Грачев, И.К. Мельник указывают на такие механизмы, как «"мультипликативность, избыточность, высокий темп", "осмеяние", "метод отрицательных групп отнесения", "повторение лозунгов", "повторение шаблонных фраз", "эмоциональная подстройка", "продвижение через медиаторов", "мнимый выбор", "инициирование информационной волны", организационно-процедурные уловки, логико-психологические уловки, личностные, психологические уловки» [7, с. 154 - 159]. Данными результатами анализа мы хотели показать обширность методов, механизмов и технологий, которые рассматриваются в научных источниках. Но какие бы методы не использовались в целях манипулятивного воздействия средствами СМИ, усвоение информации молодежью происходит быстрее, чем информация, получаемая в семье, в образовательных организациях. В монографии под редакцией Л.Н. Бережновой обращается внимание на роль информационной среды, где авторы пишут, что она «приобретает для человека характер второй, субъективной реальности», которая, в силу своих особенностей не всегда полноценно отражает окружающий мир, препятствует адекватности его восприятия и направлена на формирование в сознании человека определенных идеологических установок [10, с. 10].

Психологи, социологи доказали факт воздействия информации как через СМИ, так и другим способом на сознание людей, особенно на молодежь. Большинство исследователей подчеркивают отрицательный характер воздействия СМИ, в которых присутствует множество негативной информации, что обусловлено современными средствами массовой коммуникации в современном социокультурном пространстве. Влияние информации на сознание человека проявляется по-разному в зависимости от условий и источников, среды. С.А. Зелинский, рассуждая о влиянии СМИ на сознание молодого поколения и информационно-психологическом воздействии на массы, отмечает, что это осуществляется «.с целью некритического анализа поступаемой со стороны средств массовой коммуникации, информации и пропаганды информации, а также с целью навязывания определенных стереотипов в сознании. <...> также важен и тот факт, что при наличии информации по какому-либо вопросу, первая же информация, которая освещает данный вопрос, будет весьма позитивно воспринята массами .. Следует обратить внимание и на тот факт, что повторяемость одной и той же информации приводит к бессознательному запоминанию подобной информации, что также становится весьма важным в вопросах информационно-психологического воздействия на психику масс с целью моделирования последовательного поведения этими массами» [8]. Рассуждения исследователей по проблеме манипуляции подтверждаются результатами анализа опросного материала и анкетных данных, проведенных нами в студенческих аудиториях в г Санкт-Петербурге в течение нескольких лет (2017 - 2020 гг).

Приведем фрагмент результатов анализа опросного материала студентов, осуществленного нами в феврале 2020 г. Студентам было предложено 24 вопроса с целью выяснения их мнений по возможности манипулирования их сознанием (признают они это или нет). Представим ответы на некоторые вопросы. Вопрос: «Как вы считаете, серьезно ли опасен COVID-19?» получили следующие ответы: 40% опрошенных ответили, что данные преувеличены, 30% - «конечно, опасен», 38% - «поберечься не помешает».

Нам было интересно понять, на основании какой информации студенты сделали такой вывод. В этой связи был задан вопрос: «На какую информацию вы опирались при формировании своего мнения в ответе на предыдущий вопрос?». Были получены ответы: 81% - информация в Интернете; 32% - в различных СМИ; 39% - из телевизионных информационных программ; 21% - в процессе общения друг с другом и общения в социуме (студенты могли указывать несколько источников). Вследствие этого студентам был предложен вопрос: «А думали ли они о достоверности информации, ее правдивости?», ответы студентов были следующие: «нет» - практически 80% опрошенных; «если опубликовано, значит достоверность этой информации проверена» - 19%. На вопрос: «Рассматривают ли они информацию как инструмент манипулирования?», студенты дали следующие ответы: «любая информация, хоть из каких источников - манипу-лятивного или рекламного характера» считают 68% студентов; 17% студентов ответили, что «сейчас все считают, что все кругом неправда, а только выгода». Был задан и прямой вопрос: «А как вы считаете, вами можно манипулировать информацией, предлагаемой различными средствами массовой коммуникации?». Были получены интересные ответы: 64% студента ответили, что «нет, они сразу видят ложь, обман и их трудно обмануть»; 27% сказали, что «конечно, можно, информация бывает такая привлекательная, что включаешься и не замечаешь, как уже стал ее сторонником»; 32% ответили, что «смотря какая информация, и как она подается». Мы видим из ответов студентов, что, с одной стороны, они признают негативное влияние СМИ на их сознание, с другой стороны, отрицают. Подчеркнем громадное влияние СМИ на сознание людей, начиная от детского возраста и кончая пенсионным. Несмотря на это, от манипуляций возможно защититься (наш мозг уже имеет определенные установки, являющиеся барьером для маркетинговых уловок). При этом для защиты от манипуляций стоит опа-

саться немедленно принятых решений, ведь именно в процессе манипуляции на психику давят необходимостью быстро сориентироваться в выборе и принять решение. Для большего эффекта давления нередко используют и громкую музыку, ограниченность пространства, чтобы человеку стало некомфортно, и защитные функции мозга отключились.

Что касается манипуляций со стороны СМИ, то тут важно использовать возможности медиаобразования. Они позволяют развивать и тренировать критическое мышление, не вестись на провокации и более-менее трезво оценивать бесконечный поток новостей. Поэтому стоит и глобальная задача переориентации педагогической деятельности на формирование противодействия социальному манипулированию. Мы отметили огромное число технологий, методов, механизмов манипулирования социальным сознанием личности. На наш взгляд, должен быть и богатейший арсенал педагогических технологий, методов противодействия социальному манипулированию, который следует использовать в образовательном процессе.

Например, в коллективной монографии под редакцией Л.Н. Бережновой [10] рассматривается педагогическая концепция подготовки военнослужащих войск (курсантов) национальной гвардии к определению информации провокационного характера, в которой отражены ключевые позиции, направления реализации замысла и ведущие идеи, обращается внимание на процессы содействия самообразованию курсантов военных институтов войск национальной гвардии в работе с провокационной информацией, развитие умений понимания информационных потоков по актуальности и истинности в динамической модели ИКТ-компетенции, использование рефлексии при анализе провокационной информации.

Организуя педагогический процесс со студентами в вузе, мы часто используем метод группового исследования, который помогает кроме решения предметно-дидактических задач учебной дисциплины решать задачи формирования противодействия социальному манипулированию. Эта методика предполагает организацию деятельности студентов в группах по несколько человек (3 - 4), каждой группе дается чистый плакат (лист) и ручка, для того, чтобы отразить

Библиографический список

собственные мнения по обсуждаемой проблеме (здесь выясняются мнения членов группы, разность позиций, и затем формируется общее сообщение, которое озвучивает один из участников группы), такая же работа происходит и в других группах. Выслушав результаты обсуждения, в которых представлены разные точки зрения, педагог получает представления о мнениях студентов и в процессе обобщения может оказать влияние на изменения в сознании собственного представления, заставить задуматься студента, усомниться, здесь важен подбор фактов, позволяющих опровергать или, наоборот, подтверждать значимость обсуждаемой ситуации. В нашей работе [11] приводится множество различных технологий, которые могут быть использованы как педагогические инструменты в образовательном процессе вуза для решения задачи противодействия социальному манипулированию молодежью.

Наиболее эффективна для этих целей технология «Открытое пространство» [11, с. 151 - 153], разработанная ведущим тренером-консультантом компании «БЕСТ-Тренинг» Ольгой Золотаревой [12], которая также предполагает работу в группах и может быть реализована в образовательном процессе; для решения этих задач целесообразны и гуманитарные технологии [11, с. 145].

В дидактической составляющей педагогической науки на современном этапе предложено множество технологий, которые могут быть направлены на формирование противодействия социальному манипулированию молодежью. Однако необходима четкая ориентация в профессиональных стандартах на решение такой задачи и обозначение компетенций, воспитание которых в образовательном процессе помогут формированию умений противодействия социальному манипулированию.

Наше исследование подтверждает актуальность проблемы изменения характера деятельности педагога в целях формирования умений противодействия социальному манипулированию молодежью, показывает, что в теории педагогики и образовательной практике предложено огромное число педагогических, воспитательных, социальных, культуроцентрированных технологий, которые могут быть ориентированы на решение задач формирования умений противодействия социальному манипулированию.

1. Суртаева Н.Н. Воспитательные технологии профилактики противодействия социальному манипулированию молодежи в современном социокультурном пространстве. Воспитание и социализация в современной социокультурной среде: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор С.В. Кривых. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ имени А.И. Герцена, 2019: 27 - 31.

2. Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. Москва: «АСТ-ПРЕСС», 1998.

3. Сергеева З.Н. К вопросу об экспликации содержания понятия «Социальное манипулирование». Идеи и идеалы. 2010; Т. 2, № 2 (4): 107 - 112.

4. Franke H.W. Der Manipulierte Mensch. Wiesbaden, 1964.

5. Михайлова Л.И. Социальное манипулирование в государственном управлении. Available at: http://www.rusnauka.com/28_NII_2012/Gosupravlenie/2_117602.doc.ht

6. Епишев С.О. Социальное манипулирование молодежью. Москва: Канон+РООИ «реабилитаци», 2019.

7. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. Москва: Алгоритм, 2002: 75 - 76.

8. Зелинский С.А. Манипулирование личностью и массами. Манипулятивные технологии власти при атаке на подсознание индивида и масс. Санкт-Петербург: Изда-тельско-торговый дом «Скифия», 2008.

9. Осипова Н.Г. Механизмы социального манипулирования с помощью коммуникативных технологий. Язык. Культура. Перевод. Коммуникация: сборник научных трудов. Москва: КДУ; Университетская книга, 201; Выпуск 2: 36 - 38.

10. Провокационное воздействие на человека в информационном пространстве: монография. Под общей редакцией Л.Н. Бережновой. Санкт-Петербург: Издательство СПВИ войск национальной гвардии, 2019.

11. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии. Москва: Юрайт, 2019.

12. Золотарева О. Что такое технология Open Space? Available at: https://sites.google.com/site/innova1001/Home/servisy/otkrytoe-prostranstvo

References

1. Surtaeva N.N. Vospitatel'nye tehnologii profilaktiki protivodejstviya social'nomu manipulirovaniyu molodezhi v sovremennom sociokul'turnom prostranstve. Vospitanie i socializaciya v sovremennoj sociokul'turnoj srede: sbornik nauchnyh statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor S.V. Krivyh. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU imeni A.I. Gercena, 2019: 27 - 31.

2. Vasyukova I.A. Slovar'inostrannyh slov. Moskva: «AST-PRESS», 1998.

3. Sergeeva Z.N. K voprosu ob 'eksplikacii soderzhaniya ponyatiya «Social'noe manipulirovanie». Ideiiidealy. 2010; T. 2, № 2 (4): 107 - 112.

4. Franke H.W. Der Manipulierte Mensch. Wiesbaden, 1964.

5. Mihajlova L.I. Social'noe manipulirovanie v gosudarstvennom upravlenii. Available at: http://www.rusnauka.com/28_NII_2012/Gosupravlenie/2_117602.doc.ht

6. Epishev S.O. Social'noe manipulirovanie molodezh'yu. Moskva: Kanon+ROOI «reabilitaci», 2019.

7. Grachev G.V., Mel'nik I.K. Manipulirovanie lichnost'yu: organizaciya, sposoby i tehnologii informacionno-psihologicheskogo vozdejstviya. Moskva: Algoritm, 2002: 75 - 76.

8. Zelinskij S.A. Manipulirovanie lichnost'yu i massami. Manipulyativnye tehnologii vlasti pri atake na podsoznanie individa i mass. Sankt-Peterburg: Izdatel'sko-torgovyj dom «Skifiya», 2008.

9. Osipova N.G. Mehanizmy social'nogo manipulirovaniya s pomosch'yu kommunikativnyh tehnologij. Yazyk. Kul'tura. Perevod. Kommunikaciya: sbornik nauchnyh trudov. Moskva: KDU; Universitetskaya kniga, 201; Vypusk 2: 36 - 38.

10. Provokacionnoe vozdejstvie na cheloveka v informacionnom prostranstve: monografiya. Pod obschej redakciej L.N. Berezhnovoj. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPVI vojsk nacional'noj gvardii, 2019.

11. Surtaeva N.N. Pedagogicheskie tehnologii. Moskva: Yurajt, 2019.

12. Zolotareva O. Chto takoe tehnologiya Open Space? Available at: https://sites.google.com/site/innova1001/Home/servisy/otkrytoe-prostranstvo

Статья поступила в редакцию 20.05.20

УДК 37.017

Shapovalova I.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Professor of Department of Humanities, Institute of Traditional Applied Arts, Moscow Branch of Higher School of Folk Arts (Academy) (Moscow, Russia), E-mail: ia.shapovalova51@yandex.ru

TRADITIONS OF FAMILY RELATIONS AS A RESOURCE FOR SELF-PRESERVATION OF THE PEOPLE. The article considers the issue of determining the role and significance of the family and strong family relations in the context of modern socio-cultural situation. The author pays close attention to the analysis of contradictions that arise among family members in the process of home communication in conditions of self-isolation: it is interesting to compare the experience, traditions and

culture of family life in different countries - China and Russia. Special attention is focused on the analysis of traditional ideas about the key values of life (service to the Motherland, the role of men and women in the family, parents) in the literary heritage of the two states. In conclusion, the study reveals the contradictions in family life, economic and environmental changes in 21 century.

Key words: family, family relations, family values, home communication, self-isolation.

И.А. Шаповалова, д-р пед. наук, проф., Институт традиционного прикладного искусства, Московский филиал ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», г. Москва, E-mail: ia.shapovalova51@yandex.ru

ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК РЕСУРС САМОСОХРАНЕНИЯ НАРОДА

В статье рассмотрен вопрос определения роли и значения семьи и крепких семейных отношений в контексте современной социокультурной ситуации. Автор обращает пристальное внимание на анализ противоречий, возникающих среди членов семьи в процессе домашнего общения в условиях самоизоляции: интерес представляет сопоставление опыта, традиций и культуры семейной жизни в разных странах - Китае и России. Особое внимание в статье сосредоточено на анализе проявления традиционных представлений о ключевых жизненных ценностях (служении Родине, роли мужчины и женщины в семье, родителях) в литературном наследии двух государств. В заключение исследования выявлены те противоречия в семейной жизни, которые детерминированы геополитическими, экономическими, экологическими изменениями в XXI веке.

Ключевые слова: семья, семейные отношения, семейные ценности, домашнее общение, самоизоляция.

Реалиями жизни в XXI веке создан прецедент научного интереса к исследованию неоднозначно интерпретируемых процессов изменения мира - глобального и локального - под влиянием нередко противоречивой взаимообусловленности традиций и тенденций развития человека, общества. Масштабны неклассические сценарии, ставящие под сомнение сложившиеся представления о возможных событиях. Один из последних примеров: пандемия коронавируса во многом изменила предполагаемые события международного значения, нарушила календарь дат запланированных мероприятий внутригосударственного уровня, внесла необходимость корректировки времени и содержания работы людей в сферах профессиональной и личной жизни. Значительным по силе воздействия оказалось влияние режима самоизоляции на реализацию планов на будущее.

Жёсткие, радикальные меры «оставаться дома» сформировали потребность перенести «центр» жизни в сферу домашнего, семейного общения, возможность находить решение возникающих проблем в кругу семьи, советуясь друг с другом, прислушиваясь к мнению родных. Домашнее общение возвращает человека к признанию влияния членов семьи на принятие решений, на необходимость повышения стрессоустойчивости, снижения раздражительности в ситуациях конфликта интересов, коммуникативных неудач. Семья возвращает ощущение поддержки, переживания заботы, ответственности, защищённости и, конечно, чувства любви: «без любви не бывает крепкой семьи, любовь есть главная сила длительного брачного союза мужчины и женщины» [1, с. 711].

В условиях непредсказуемых осложнений здоровья под влиянием - недугам, болезням. Вот в такое время проявляются в полной мере ресурсы крепкой семьи, заложенные в её культуре правила санитарно-гигиенического ухода, обеспечения физического (биологического), психологического (социального), духовно-нравственного благополучия.

Традиционная культура семейных отношений сегодня получает импульс ориентиров на благоприятные для здоровья тенденции изменения привычек, поведения. Привлекательными для развития семьи становятся тенденции освоения особенностей, например, японской семьи, в которой с детства воспитываются строгое следование правилам ограничения и даже недопустимости телесных контактов во время приветствия, не возникает необходимости напоминать членам семьи о требованиях мыть руки и др.

Жёсткий сценарий режима самоизоляции для российской семьи оказался сложным испытанием подчиняться требованиям, исходящим от государственных структур. Для китайской семьи, например, принятие требований соблюдать правила жизни в условиях карантина проходит без факторов социального напряжения: в культуре семьи Китая не допускается противостояние требованиям представителям государственной службы. Во многом такое поведение семей, проживающих в Ухане, оптимизировало борьбу с вирусом.

Российскую семью во времена испытаний значительно защищает теплота и искренность, эмоциональная окрашенность поступков:

- не только заботиться о родных, но и понимать, ценить, дорожить их заботой;

- не только получать поддержку, но и самому поддерживать старших и младших, супругу (супруга);

- бескорыстно, деликатно участвовать в решении личных проблем члена семьи, не допускать запрещённых в правилах русской семьи упрёков и укоров [2];

- отказаться от привычек обсуждения и негативной оценки, инициировать доверительное общение, создавать атмосферу согласия, продуктивной договорённости, принимая ответственность за обязательства.

Всё это, вне сомнения, коренится в традициях русской семьи, подтвердивших исторически сформированную устойчивость, актуальную востребованность на этапах сложных испытаний человека и человечества.

Такие выверенные во времени традиции являются действительным ресурсом самосохранности народа, сбережения его уникальности и самодостаточности.

Скоростные изменения социокультурной, финансово-экономической жизни общества глубоко затронули основания семьи, динамично реагирующей на ослабление традиций межпоколенного родства, детско-родительских взаимоотношений. Известный «вклад» в эти процессы вносит активность миграционных потоков - как внутренних, так и внешних. Отмечается это в заметных явлениях снижения мотивации создания семьи, усиления выбора образа жизни в пользу безбрачия. Такие тенденции противоречат базовым духовно-нравственным качествам человека, реализующего своё предназначение через признание доминирующей ценности продолжения рода человеческого, жизнелюбия и связанных с ним качеств - трудолюбия, способностей к благодарности и почитанию, уважению.

При значительном сходстве всех национальных культур в области семейных отношений нельзя не отметить различия национальной специфики, например, в отношениях к детству. Так, сегодня в Китае остаётся незыблемым понимание детства как важного этапа подготовки ребёнка к взрослой жизни. В современной России детство рассматривается не как этап, а как сама жизнь растущего, взрослеющего человека (Д.И. Фельдштейн, В.И. Слободчиков, Т.В. Волосовец и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение феномена современной семьи позволяет формировать банк данных, подтверждающих выводы о происходящих коренных изменениях во взглядах мужа и жены на распределение закреплённых историей их функций и ролей по обеспечению материального благополучия, соблюдения иерархической соподчинённости взаимоотношений, организации трудовой деятельности, духовно-нравственного наполнения жизни, регулирования поведения «старших» и «младших», обеспечения контроля за соблюдением требований к неукоснительному соблюдению законов семейной жизни. Так, в России приоритеты семейной жизни закреплялись «Домостроем», авторскими текстами житийной литературы («Поучение Владимира Мономаха» и др.), произведениями устного народного творчества, творчеством писателей и поэтов многонационального и многоконфессионального государства.

В сложных исторических реалиях складывались традиции семейной жизни Китая, создавшего оригинальную систему воспитания в детях честности, жертвенности, чинопочитания. При значительных различиях взглядов на семью в России и Китае в этих государствах сложилось устойчивое неприятие тенденций ослабления и разрушения семейных отношений, построенных на супружестве, признании роли мужчины-отца и женщины-матери. Россия и Китай сегодня не приемлют призывы к внедрению в систему законодательства и права ювеналь-ной юстиции, остаются на позиции поддержки семейных людей, осуждения стремлений к безбрачию, бездетности.

Сходство народов России и Китая, территориально соседствующих по границе протяжённостью 4 209,3 км, обнаруживается и в вопросах воспитания в семье поколения детей, верных государству, патриотичных и смелых, готовых к жертвенному служению родине. Главное в таких ориентирах семейного воспитания утверждалось историей, веками закреплявшей идеи преданности, ответственности старших поколений: быть личным примером честного, бескомпромиссного защитника, сохранять при всех сложностях исторических событий непрерывность рода, отеческое наследие, культ предков.

Личное во взглядах на семейную жизнь русские и китайцы признают вторичным. Самым главным и обязательным в Китае является помнить то, что «отеческая власть принадлежит императору, а в семье - отцу», в России сохраняется заповедь: «Служу сперва России, а потом себе».

Синтез конфуцианства, даосизма, буддизма во многом определил психологию китайской семьи, что открывается и поддерживается в фольклоре, в прозе и поэзии. В частности, в китайских народных сказках прославляются подвиги жён, сохранявших верность своим мужьям в условиях прямой опасности для жизни. Такой была Мэн Цзян-нюй. Красота чувств и её верность Фань Си-ляну олицетворяют достоинство женщины, имя которой передаётся «из уст в уста». Подвиг женщины, свидетельствует память народа, сохранился в делах чуского правителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.