норм поведения, определяющие наиболее прогрессивный в интеллектуальном и организационном, а значит и адаптационном плане, вектор эволюционного развития общества.
В новейшей истории России разрушение старых общественных норм и ценностей привело к некоторым положительным результатам, тем более что многие ценности социалистического общества входили в противоречие, а иногда в конфликт с новой социальной реальностью и воспринимались россиянами как искусственные. Одновременно с негативным процессом падения общественной морали необходимо отметить такие процессы, как рост действительно патриотических настроений, интерес к прошлому страны. Произошла замена старых идеологических штампов и канонов на новое критическое осмысление всех сторон жизни. Это, в свою очередь, привело к активизации социально-положительных девиаций: социальному творчеству, новаторству, инновационной деятельности. Из социальной жизни ушёл формализм, идеологическая монополия государства и идеологическое насилие над личностью. Старые нормы права и морали заменены новыми, в социуме произошли глобальные перемены, последствия которых, к сожалению, недостаточно просчитаны и изучены.
Созидательная девиация должна рассматриваться как совершенно нормальное явление в жизни любого общества, т.к. даже самый совершенный закон не в состоянии учесть всего многообразия жизненных ситуаций. Степень совершенства закона относительна, поскольку общество изменчиво.
3. Деструктивное, разрушительное девиантное поведение проявляется в форме алкоголизма, пьянства, беспризорности,
Библиографический список
наркомании, преступности несовершеннолетних и т. п. Оно наиболее часто проявляется у лиц, воспитывавшихся в неблагоприятной социальной обстановке, имеющих родителей-алкоголиков, подвергавшихся насилию в семье, усиливается в условиях социальной напряжённости в обществе, в результате стрессовых и конфликтных ситуаций в семье, образовательном учреждении, в коллективе сверстников. Деструктивный вид девиации нацелен на достижения цели без учёта интересов окружающих людей, несправедливое решение проблемы в пользу одной из взаимодействующих сторон за счёт ухудшения адаптационных условий другой.
Для того чтобы деструктивная девиация не получала широкого распространения, необходимо:
1) постоянно совершенствовать процесс воспитания и образования;
2) соблюдать социальное равенство перед законом;
3) приводить законодательство в соответствие с новыми социальными реалиями;
4) расширять доступ к законным способам достижения успеха и продвижения по социальной лестнице;
Для успешной реализации предложенных рекомендаций необходима специальная подготовка учителей, педагогов, компетентных в области ювенологии, собриологии, эвохомологии, превентологии. Только человек с глубоким мышлением, грамотный, мобильный, являющийся беспрекословным авторитетом для молодёжи, может инициировать у них саногенное мышление - основу просоциальной конструктивной жизненной стратегии.
1. Фортова Л.К. Социально-педагогические основы профилактики алкоголизма и наркомании среди детей и подростков. Диссертация ... доктора педагогических наук. Москва, 2001.
2. Мищенко В.И. Формы антинаркотической пропаганды в молодёжной среде. Научные проблемы гуманитарных исследований. Пятигорск, 2010; Выпуск 10.
3. Платонов К.К. Структура и развитие личности. Москва, 1986.
4. Кон И.С. Психология старшеклассника. Москва: Просвещение, 1982.
5. Гонеев А.Д. Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений. Под редакцией В.А. Сластенина Москва: Академия, 2002.
References
1. Fortova L.K. Social'no-pedagogicheskie osnovy profilaktiki alkogolizma i narkomanii sredi detej i podrostkov. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Moskva, 2001.
2. Mischenko V.I. Formy antinarkoticheskoj propagandy v molodezhnoj srede. Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. Pyatigorsk, 2010; Vypusk 10.
3. Platonov K.K. Struktura irazvitie lichnosti. Moskva, 1986.
4. Kon I.S. Psihologiya starsheklassnika. Moskva: Prosveschenie, 1982.
5. Goneev A.D. Lifinceva N.I., Yalpaeva N.V. Osnovy korrekcionnoj pedagogiki: uchebnoe posobie dlya vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Pod redakciej V.A. Slastenina Moskva: Akademiya, 2002.
Статья поступила в редакцию 01.09.15
УДК 371
Mustafaeva D.Sh., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Director, Branch of DSPU (Derbent, Russia),
Е-mail: dgpudf@mail.ru
FORMATION OF A VALUABLE RELATION OF STUDENTS TO CREATE A FULL FAMILY. An important moral basis of a full family is a feeling of duty, responsibility for each other, it is associated not only with the moral and physical support of a loved one, but also is a natural and necessary expression in the daily life of care, attention to a person, a wish to become better, a wish to strengthen your family life, etc. Meaningful family life depends on these features. Ignorance of men and women to each other, the lack of experience in intimate relationships and many other reasons lead to feelings of dissatisfaction in the family, which require the development of trust between the spouses and a certain line of conduct. In this regard, it is necessary to carry out family education, especially for university students. The article gives examples of organization of family education for students.
Key words: family, value, personality, family, relationships, full family, crisis of family relations, marriage and family relations.
Д.Ш. Мустафаева, канд. пед. наук, доц., директор филиала ДГПУ, г. Дербент, Е-mail: dgpudf@mail.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СОЗДАНИЮ ПОЛНОЦЕННОЙ СЕМЬИ
Важной нравственной основой полноценной семьи выступает долг, ответственность друг за друга, связанная не только с моральной и физической поддержкой близкого, но и как естественное и необходимое проявление в повседневной жизни заботы, внимания к близкому, желание стать лучше самому, стремление укрепить семейную жизнь и т. д. От этого содержательно зависит очень многое в семейной жизни. Незнание психологии мужчины и женщины, отсутствие опыта интимных отношений и многие другие причины приводят к чувству неудовлетворенности друг другом, что требует выработки доверия
и откровенности супругов и определенной линии поведения. В этой связи необходимо осуществлять семейной воспитание, особенно в студенческом возрасте. В статье приводятся примеры организации семейного воспитания со студентами.
Ключевые слова: семья, ценность, личность, полноценная семья, кризис семейных отношений, брачно-семейные отношения.
Конституция РФ усиливает роль региональных и муниципальных органов власти и местного самоуправления в проведении социальной политики. Она предоставляет региональным и локальным властям и местному самоуправлению больше прав, возможностей и ответственности в регулировании социально-экономических отношений, в том числе и в решении социальных проблем, в разработке и проведении, в частности, программ социальной поддержки семей различного типа, в реализации семейной политики.
Важной нравственной основой полноценной семьи выступает долг, ответственность друг за друга, связанная не только с моральной и физической поддержкой близкого, но и как естественное и необходимое проявление в повседневной жизни заботы, внимания к близкому, желания стать лучше самому и сделать лучше бдизкого, ответственного отношения к собственной семье, стремления укрепить семейную жизнь и т. д., от которого содержательно зависит очень многое в семейной жизни. При этом понятие «семейный долг» включает супружеский родительский, сыновний (дочерний) долг, а также долг брата, сестры, внуков, предполагающий ответственность за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно [1, с. 176].
В студенческом лектории шёл разговор о фильмах «Дамы приглашают кавалеров» (проблема одиноких мужчин и женщин), «Вечерний вариант» (о судьбе матери-одиночки), «Осенний марафон», «Одиноким предоставляется общежитие» и своеобразном гимне материнству - «Хозяйка детского дома», знакомство с которыми показало студентам сложность проблем становления семьи, бездетности, одиночества, трудности сочетания материнства с профессиональной занятостью. На наш взгляд, значительная часть фильмов, спектаклей, посвящённых этой тематике, заставляет молодёжь серьезно задуматься о последствиях неверного шага, необдуманных решений, вместе с тем, утверждая ценность семьи и супружеской жизни, счастье домашнего очага и т. д.
Искренние, уважительные отношения, присутствуют в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества, начиная с общения, с задушевных бесед, рождающихся в совместной деятельности, и способствующих взаимопониманию, и заканчивая формированием присущих семье специфических традиций, ритма и стиля жизни и т. д.
Традиции могут быть самыми разными (семейные советы, походы, путешествия, экскурсии, посещение театра, обсуждение спектаклей, поступков героев и т. д.), это во многих семьях способствует созданию обстановки комфортности, значимости, взаимопонимания и т. д. Воспитательная сила традиций, прежде всего, в том, что заключённые в них опыт и привычки воспринимаются подрастающим поколением наиболее естественным путём, для чего дети привлекаются в процесс планирования, распределения поручений, обсуждения ритуала, придумывания сюрпризов, игр, развлечений.
На практических занятиях студенты подбирали пословицы и поговорки о семье и семейных отношениях, выражающие мысли народной массы, которые зачитывались, обсуждались с позиций их смысла, значимости в формировании нравственных позиций.
Все пословицы и поговорки выношены опытом многих поколений и обрели лик народной мудрости, поскольку предупреждают о возможных огорчениях и неприятностях, образно и метко определяют смысл поступка, имеют поучительное значение.
Обсуждая темы «Материальная основа семьи», студенты заслушивали и коллективно обсуждали стиль экономической жизни семьи, предопределяющий успешность семейных отношений, поскольку каждый из будущих супругов привык к определенному уровню жизни и к моменту создания семьи имеет свои взгляды на то, как, когда и на что тратить средства. Кроме того, экономическое благосостояние семьи зависит не только от суммы доходов, но от умения вести рационально и экономично домашнее хозяйство, наличия трудовых навыков и т. д.
Важной правовой характеристикой семьи выступает наличие взаимных прав и обязанностей её членов, т. е. право на вступление в брак, на воспитание своих детей, обязанность заботиться о нуждающихся в помощи членах семьи.
Следует отметить, что носителями прав и обязанностей, предусмотренных нормами семейного права, могут быть лица, которые вместе не проживают, поскольку при определённых условиях раздельное проживание супругов, а также бывших супругов не влечёт за собой утраты прав и обязанностей по взаимному содержанию детей. Проживающий отдельно от ребёнка родитель вправе с ним общаться, заботиться и т. д.
Знакомясь с семейным кодексом, студенты получают сведения о возможности создания семьи, заключения брака с лицом, состоящим в другом браке. Невозможен брак между родственниками: по прямой восходящей и нисходящей линиям; между полнородными и неполнородными братьями и сестрами; между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными).
Закон не допускает заключение брака между лицами, одно из которых признано в судебном порядке недееспособным по причине душевной болезни.
Порядок заключения брака, определённый законом, брачный возраст, знакомство с правами и обязанностями супругов, а также с обязанностями родителей по отношению к будущим детям, ответственность перед обществом за благополучие семьи и воспитание детей, моральная чистота мотивов, побуждающих к браку, обдуманность выбора спутника жизни, время для обдумывания своих решений - все эти меры направлены на предупреждение возможных ошибок, скороспелых решений.
А.Г. Харчев справедливо считает: «... супружество, для того, чтобы достичь нужной степени прочности, должно обладать не только всем тем, что обычно ассоциируется с любовью, но и способностью выдержать бремя порождаемой браком ответственности. Причём эта способность определяется тем, насколько созданная веками культура взаимоотношений полов стала достоянием каждой конкретной супружеской пары» [2, с. 224].
Семья - коллектив разновозрастной, объединяющий равноправных членов, связанных родственными узами и вытекающими отсюда обязанностями - супружескими, родительскими, обязанностями детей по отношению к родителям, старших к младшим и пр.
А.С. Макаренко писал, что «хотя каждая семья составляет коллектив равноправных членов общества, всё же родители и дети отличаются тем, что первые руководят семьей, а вторые воспитываются в семье» [3, с. 344].
Взаимная забота и ответственность каждого члена семьи и семейного коллектива естественны и скрепляются не только родственными узами, но и моральными и правовыми нормами.
Основой жизни семьи должен быть честный, добросовестный труд. Труд для каждой семьи, для всех её членов служит, прежде всего, источником материального благосостояния. «Без труда, ... семейное счастье есть не что иное, как романтическая химера», - утверждал К.Д. Ушинский [4, с. 133].
Законом семейной жизни является равномерное распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства между всеми членами семьи, конечно, с учетом реальных возможностей каждого. Будучи невольным свидетелем постоянного доброго сотрудничества отца и матери во всех делах по хозяйству, их взаимопомощи, ребёнок естественно воспринимает это как норму, как образец для подражания.
При этом отмечается, что разрешение конфликтов зависит в первую очередь от культуры семейных отношений и воспитанности супругов, где самым трудноустранимым выступает конфликт, возникший вследствие нарушения супружеской верности. Супружеская неверность представляет собой результат безответственной позиции одного или обоих супругов, можно предотвратить, если постоянным вниманием, заботой и лаской поддерживая нежность в супружестве, стремясь всегда быть привлекательным и желанным для любимого человека [5, с. 256].
Незнание психологии мужчины и женщины, отсутствие опыта интимных отношений и многие другие причины приводят к чувству неудовлетворенности друг другом, что требует выработки доверия и откровенности супругов и определенной линии поведения. В этой связи необходимо осуществлять семейной воспитание, особенно в студенческом возрасте.
Конфликты на почве несовместимости интересов и потребностей возникают именно потому, что не выработаны единые установки жизни, отношений в семье, семейных традиций, где