Тем не менее, именно в конце XIX - начале XX в. была сформирована научно-теоретическая база закона об архивном деле, которая нашла свое дальнейшее воплощение в декрете Совета Народных Комиссаров РСФСР 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного дела в РСФСР».
Литература
1. Архивоведение: учеб. для нач. проф. образования: учеб. пособие для спец. проф. образования [Текст] / Е. В. Алексеева, Л. П. Афанасьева, Е. М. Бу-рова; под ред. В. П. Воз-лова. - Москва, 2004. - 276 с.
2. Емышева, Е. М. Генеральный регламент - начало законодательного регулирования системы организации управления и делопроизводства [Текст] / Е. М. Емышева // Делопроизводство. - 2003. - № 1. - С. 103-110.
3. Кузина, И. Л. Архивное право: учеб. пособие [Текст] / И. Л. Кузина. - Комсомольск-на-Амуре, 2011. - 136 с.
4. Самошенко, В. Н. История архивного дела в дореволюционной России [Текст] / В. -Н. Самошенко. - Москва, 1989. - 251 с.
5. Цаплин, В. В. От «Генерального регламента» до Российского государственного архива экономики [Текст] / В. В. Цаплин, Е. А. Тюрина //Отечественные архивы. - 1994. - № 4. - С. 15-23.
6. Черешня, А. Г. О законодательном регулировании архивного дела [Текст] / А. Г. Черешня // Отечественные архивы. - № 3. - 2003. - С. 8-20.
О. Т. Тимошенко
ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
В настоящее время весь мир озабочен проблемой формирования и сохранения интереса к чтению. Она остро осознается, активно дискутируется всеми участниками пропаганды книги. Однако, только толкований об особенностях современной книжной культуры явно недостаточно. Вернуть интерес к книге, над которой явно преобладает тяга к компьютерным играм, - задача непростая. Для ее решения необходимо обратиться к положительному опыту прошлого.
В нашей стране традиции семейного чтения имеют давнюю и удивительную историю. В России существовал уникальный период, когда домашнее чтение было школой воспитания чувств и образования личности. Этот образец книжной культуры представлен в дворянских семьях XIX века. Высокая читательская культура дворянского общества стала важнейшим компонентом отечественной культуры.
В русских семьях было принято читать вслух книги, стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие в семье обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения.
О семейных чтениях, о традиции собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и многие другие. Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы.
Аксаковы являются убедительным примером русской дворянской семьи, которая берегла традиции национального быта и сословного уклада. Феномен аксаковской семьи в высшей степени показателен для отечественной культуры.
«Дом Аксаковых, - вспоминает И. И. Панаев, - с утра до вечера был полон гостями. Хозяева были так просты в обращении со всеми посещавшими их, так бесцеремонны и радушны, что к ним нельзя было не привязаться. Я, по крайней мере, полюбил их всей душой» [6; 9].
Широко известны Аксаковские «субботы», на которые собирались знаменитые актеры, писатели, приятели писателя. На этих вечерах велись активные дискуссии, читались вслух новые произведения, шло их бурное обсуждение, собеседники делились впечатлениями и мыслями. Примечательно, что в этих вечерах наравне со взрослыми были и дети.
Исследователи подчеркивают, что «духовный настрой в доме С. Т. Аксакова во многом обеспечивался ритуалом семейного чтения, музыкальными и театральными вечерами, на которых присутствовали все домочадцы, а также гости, постоянные участники знаменитых аксаковских суббот» [8]. Об этом свидетельствуют и письма Аксаковых, мемуары, в которых содержится немало поучительных примеров.
Дневники и воспоминания С. Т. Аксакова, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, А. И. Куприна, И. А. Бунина дают обширный материал для подтверждения значимости чтения в кругу близких. Широко распространена практика коллективного чтения, когда в кругу семьи или дружеской компании (или наедине с другом, возлюбленной) довольно большие по объему произведения читались вслух лицом, способным прочесть текст наиболее четко и выразительно, либо по очереди.
Вот несколько примеров. Л. Н. Толстой вспоминал: «при наступлении долгих зимних вечеров сестра Наталья учредила раза три в неделю чтение вслух. Все мы собирались в гостиную, садились вокруг стола: сестра читала - мы слушали» [13].
П. П. Семенов-Тян-Шанский писал в своих мемуарах о жизни в помещичьей усадьбе в 1830-х гг.:о том, что собравшиеся гости обычно заслушивались громкими чтениями сочинений Пушкина, Жуковского, а также произведения драматического искусства. [10]. И. М. Сеченов писал, что "Мертвые души" ему удалось слышать вскоре по их выходу в свет в литературном кружке.
Русский поэт, критик М. А. Дмитриев вспоминает о значении семейного чтения, которое кроме эстетического удовольствия возбуждает мысль и служит поводом к интересным суждениям и разговорам.
Притягательность и полезность вечеров чтения выразительно описана И. Бестужевым-Лада: «... Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства -чаще, понятно, глава семьи, но это совсем необязательно, - читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное» [1].
Из дневниковых записей следует, что чтение вслух в семейном кругу отнюдь не только приятный досуг, но и способ воспитания, образования и социализации молодого поколения. Именно чтение помогало закладывать понятия чести, достоинства, долга, которые определяли поведение человека того времени. Такой стиль воспитания был достаточно распространен.
Совместное чтение и обсуждение прочитанного подкреплялось музицированием, домашними спектаклями, в которых участвовали несколько семей, разрабатывались эскизы костюмов и декораций к постановкам. Общение с книгой носило активный характер.
Среди столичных и поместных русских дворян чтению уделялось большое внимание. Идеалом для них служила крепкая, дружная семья, которая формировалась благодаря обращению к книге.
Общение с книгами формировало позитивное отношение к процессу чтения, а также способность к самостоятельному анализу и оценке значимых явлений и событий, происходящих в обществе.
Традицию чтения вслух можно рассматривать как прочную ступень в развитии личностного и общественного в человеке. Из всех возможных форм времяпровождения чтение в кругу семьи отличалось наибольшим воздействием на детей в эмоциональном плане.
Главное место здесь отводилось женщине-матери. «Женский мир был неотделим от детского, и женщина-читательница породила ребенка-читателя. Домашнее чтение, а затем самостоятельная детская библиотека - таков путь, по которому пройдут будущие литераторы, воины и политики» [8].
Женская библиотека, женский книжный шкаф формировали круг чтения и вкусы, особенно дворянских девушек. Романы кружили голову: в них присутствовали героические рыцари, которые спасают красавиц, служат добродетелям и никогда не склоняются перед злом. Книжные впечатления легко соединялись со сказкой. Сказки читали родители, нянечки или гувернантки.
Обращение к книгам оживляло семейную повседневность. Для подростков, выраставших в обстановке духовного и интеллектуального единения с близкими, читающий человек
- естественное проявление их быта. Ежедневная потребность в чтении, осмыслении прочитанного вошли в образ жизни дворянского сословия, став отличительной чертой их культуры.
Традиции семейного чтения в этот период имели и общественный резонанс. Для дворянских детей издавались журналы: «Детский отдых», «Семейные вечера» и «Детское чтение». Интересное содержание этих журналов также обсуждалось в ходе совместного чтения.
Чтение выполняло и развивающую функцию. Страницы воспоминаний и личных дневников были наполнены переживаниями и раздумьями о героях произведения. Работа с книгой воспринималась как ежедневный труд, к которому подключались молодое поколение, их родители и учителя.
Культ чтения, занимающего приоритетное место в культурной жизни России XIX века, становится своеобразным символом эпохи.
Мода на чтение классической и публицистической литературы способствовала разностороннему развитию дворян, их познавательных интересов, творческих способностей, воспитанию гражданственности, патриотизма, ответственности перед обществом, гордости за национальную культуру. В каком бы месте ни находилась усадьба, дворяне, благодаря книгам, не чувствовали себя оторванными от происходящего вокруг.
С какой бы стороны ни изучать феномен усадебных библиотек и разнообразные формы общения с книгой, главное понять, как использовать исторический опыт семейного чтения в современных условиях.
Нельзя считать, что семейное чтение - это элитарный, к тому же архаический атрибут жизни в дворянской усадьбе. Его можно и нужно возродить в современном обществе, тем более, что условий для раннего приобщения детей к отечественной литературе стало гораздо больше. Ведь по-прежнему публикуются детские и юношеские журналы, имеются их цифровые аналоги в Интернете, издается множество прекрасно иллюстрированных книг для детей и их родителей.
Современная семья вполне может воспользоваться опытом дома Аксаковых в организации семейного чтения, домашней библиотеки, литературных праздников. Все это и сегодня закладывает основы нравственности, прививает навыки культурной жизни, организует содержательный досуг семьи, сближает поколения.
Литература
Бестужев-Лада, И. Окно в мир: размышления социолога о необходимости традиции семейного чтения вслух [Текст] / И. Бестужев-Лада // Библиотекарь. - 1986. - № 3.
1. Волкова, Т. В. Возрождая добрую традицию [Текст] / Т. В. Волкова// Библиотека. -2002. - N9. - С.43.
2. Голубева, Е. И. Ресурсы, мотивы и стимулы детского и подросткового чтения. На материале исследований начала XXI века [Текст] / Е. И. Голубева // Homolegens - Человек читающий. - Москва: Школьная библиотека, 2012. - С. 208-218, (то же: http://www. rusreadorg. ru/issues/hl/hl3-16. htm).
3. Голубева, Н. Л. Средство организации семейного чтения [Текст]/ Н. Л. Голубева // Библиография. - 2001. - № 4. - С.46-49.
4. Дети и подростки в мире книжной культуры [Текст]: сборник науч. трудов / ред. Н. -Е. Добрынина: сост. А. И. Лебедева. - Москва: РГБ. - 1993. - 127 с.
5. Летопись жизни и творчества С. Т. Аксакова (1791-1859 гг.) [Текст] /сост. В. В. Борисова, Е. П. Никитина. - Уфа: Изд. во БГПУ, 2010.
6. Линкова, И. Я. Семейное чтение - университет для родителей [Текст]/ И. Я. Линко-ва // Библиотека и досуг. - Л. 1990.
7. Лотман, Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) [Текст] / Ю. М. Лотман. - СПб.: Искусство, 2014.
8. Мустафаева, Н. Семейному чтению - «Зеленая полка» [Текст] / Н. Мустафаева // Семейное чтение. - 2009. - № 2-3. - С. 25-32.
9. Потапова, Э. Семейное чтение - традиция прекрасная [Текст] / Э. Потапова // Библиотека. - 2001. - № 7. - С. 12.
10. Соловьева, Ю. И. Традиция семейного чтения как фактор духовного развития ребенка [Текст] / Ю. И. Соловьева. - Москва, 2005.
11. Сухотина-Толстая, Т. Л. Дневник [Текст] / предисл. Т. Н. Волковой. - Москва: Современник, 1979.
12. Толстой, Л. Н. Об искусстве и литературе [Текст] / Л. Н. Толстой. Т. 1. - Моск-ва,1958.